Научная статья на тему 'Житийные циклы митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Проблемы изучения'

Житийные циклы митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Проблемы изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
398
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ / СВЯТИТЕЛЬ / СВЯТОЙ / ПОЧИТАНИЕ / ИКОНА / ФРЕСКОВАЯ РОСПИСЬ / ИКОНОГРАФИЯ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / ЖИТИЕ / ЖИТИЙНЫЙ ЦИКЛ / ЛИЦЕВОЕ ЖИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова Галина Андреева

Митрополит Киевский и всея Руси Алексий сыграл большую роль в политической и духовной жизни Руси XIV века, поэтому с середины XV в., после установления митрополитом Ионой дня празднования святителя Алексия, его почитание получило самое широкое распространение. В течение XV-XVII вв. изображение митрополита Алексия стало включаться в состав различных памятников наряду с другими почитаемыми святыми, а также появилось множество изображений святителя на иконах и в храмовой росписи. До сих пор внимание ученых было приковано к самому известному памятнику иконе круга Дионисия «Св. митрополит Алексий с житием», которая вместе с парной ей иконой «Св. митрополит Петр с житием» была написана для иконостаса Успенского собора Московского Кремля этому памятнику посвящена основная часть исследований, связанных с изучением иконографии митрополита Алексия. За пределами внимания исследователей остались несколько житийных цикловмитрополита Алексия XVI-XVII вв. Комплексное изучение всех уже имеющихся и еще неизвестных памятников, связанных со святителем, может пролить свет на историю развития и бытования иконографии митрополита Алексия и позволит определить особенности почитания святителя Алексия на протяжении XVI-XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Житийные циклы митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Проблемы изучения»

ЖИТИЙНЫЕ ЦИКЛЫ МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Г.А. Назарова

Аннотация. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий сыграл большую роль в политической и духовной жизни Руси XIV века,, поэтому с середины XV в., после установления митрополитом Ионой дня празднования святителя Алексия, его почитание получило самое широкое распространение. В течение XV-XVII вв. изображение митрополита Алексия стало включаться в состав различных памятников наряду с другими почитаемыми святыми, а также появилось множество изображений святителя на иконах и в храмовой росписи. До сих пор внимание ученых (ышо приковано к самому известному памятнику - иконе круга Дионисия «Св. митрополит Алексий с житием», которая вместе с парной ей иконой «Св. митрополит Петр с житием» была написана для иконостаса Успенского собора Московского Кремля - этому памятнику посвящена основная часть исследований, связанных с изучением иконографии митрополита Алексия. За пределами внимания исследователей остались несколько житийных циклов митрополита Алексия XVI-XVII вв. Комплексное изучение всех уже имеющихся и еще неизвестных памятников, связанных со святителем, может пролить свет на историю развития и бытования иконографии митрополита Алексия и позволит определить особенности почитания святителя Алексия на протяжении XVI-XVII вв.

Ключевые слова: Митрополит, святитель, святой, почитание, икона, фресковая роспись, иконография, изображение, житие, житийный цикл, лицевое житие.

Summary. Metropolitan Alexy of Kiev and All Russia played the greatest role in political and spiritual life of Russia in XIV century; that is why since middle of XV century, after Metropolitan Iona established day of celebrating of Saint Alexis, his veneration is in the great ascendant. During XV-XVII centuries the image of Metropolitan Alexy began to join in structure of various monuments along with others great saints, and a large number of the saint images was painted on icons and in temple decoration. Till now attention of scientists was compelled to the most known monument - the icon ofDionysius circle «St. Metropolitan Alexy with hagiography», which together with the paired icon «St. Metropolitan Peter with hagiography» was painted for an iconostasis of the Cathedral of the Assumption of the Moscow Kremlin - the bulk of researches, connected with studying Metropolitan Alexy iconography is devoted to this monument. At the same time, several hagiographic cycles of Metropolitan Alexy in XVI-XVII centuries remained beyond scope of investigations. Complex studying of all already known and still unknown monuments, connected with the sanctifier, can throw light on history of development and existence of Metropolitan Alexy iconography and will allow revealing features of veneration of Saint Alexy throughout XVI-XVII centuries.

Keywords: Metropolitan, sanctifier, Saint, veneration, icon, fresco painting, iconography, image, hagiography, hagiographic cycle, illuminate manuscript.

375

376

Значение личности митрополита

Алексия для истории Древней Руси очень велико. Он сыграл большую роль в политической жизни Руси XIV в. Когда скончался великий князь Иоанн, митрополиту Алексию пришлось взять под опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского). И, пока подрастал его воспитанник, митрополит Киевский и Всея Руси Алексий фактически управлял Московским княжеством. Ему пришлось много потрудиться, примиряя князей, не желавших признавать власть Москвы, объединившей вокруг себя русские земли и возглавившей борьбу против ордынского ига.

Местное почитание митрополита Алексия началось, вероятно, сразу же после его смерти (+1378 г.). Об этом свидетельствует древнейшее изображение Алексия вместе с первым Московским святителем — Петром на шитом воздухе 1389 г. в составе деисус-ной композиции [1, 5,14].

При митрополите Фотии в 1431 или 1438 г. мощи митрополита Алексия были чудесно обретены [2, 132]. В связи с открытием мощей святителя чу-довский архимандрит Питирим, впоследствии епископ Пермский написал новую редакцию жития и службу на обретение мощей святителя [3, 351-364].

В 1448 г. митрополитом Ионой было установлено празднование святителя. После этого почитание святителя Алексия получило самое широкое распространение. В течение XV-XVII в. изображение митрополита Алексия стало включаться в состав различных памятников наряду с другими почитаемыми святыми, а также появилось множество отдельных изображений святителя на иконах и в храмовой росписи [4, 205-214].

Помимо отдельных изображений митрополита Алексия известно несколько житийных циклов святителя. Среди них самый известный — икона круга Дионисия «Св. митрополит Алексий с житием», которая вместе с парной ей иконой «Св. митрополит Петр с житием» была написана для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Этому памятнику посвящена основная часть исследований, связанных с изучением иконографии митрополита Алексия [5, 8891]. Круг проблем, которые ставили перед собой исследователи, в основном касались вопросов датировки иконы (на этот счет существуют различные точки зрения: от 70-80-х гг. XV — до начала XVI в.), литературного источника, лежавшего в основе изображения, заказчиков ее программы и ее место в системе декорации храма.

За пределами внимания исследователей остались несколько житийных циклов митрополита Алексия XVI-XVII в. Это, прежде всего, четыре иконы с клеймами жития — икона из Благовещенского собора Сольвы-чегодска конца XVI в. (Сольвычегод-ский историко-художественый музей) [6, 32-33], икона третьей четверти XVII в., предположительно происходящая из Зачатьевского монастыря (Государственный Исторический музей) [7, 36], икона первой пол. XVII в. происходящая из Чудова монастыря [8], икона второй половины XVII в. из хранящейся в Государственной Третьяковской галерее [9, 246], 24 клейма с житием митрополита, входящие в состав иконы трех святителей Московских Петра, Алексия, Ионы выполненной в начале XVII века и хранящейся в Государственном Русском музее [10].

Кроме того, не так давно изображение святителя стало известно в недавно раскрытой от поздних записей росписи 1540-1543 гг. церкви Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. В южном приделе этой церкви, который, по мнению исследователя этих фресок Ю.Г. Малкова [11, 267-285] был первоначально посвящен митрополиту Алексею, сохранилось, кроме поясного изображения святителя, еще несколько сцен из его Жития. По наблюдению Ю.Г. Малкова, композиции, расположенные в дьяконнике церкви, оказались близки по иконографии клеймам иконы святителя Алексия с житием из Успенского собора Московского Кремля.

В состав Лицевого свода, выполненного в 1570-е гг. [12, 221-222] входило несколько иллюстрированных житий,[13] среди которых было и житие митрополита Алексея [14]. «Повести о митрополите Алексии» уделено в составе Лицевого летописного свода 56 листов (Остермановский I, л.727об. — л.756), которые проиллюстрированы 55 миниатюрами [15].

По наблюдению О.И. Подобедо-вой [16, 266] выбор сюжетов и их интерпретация в Лицевом своде отличается от того, что дано в клеймах иконы Дионисия. Проведенный исследовательницей сравнительный анализ сцен жития, входящих в состав иконы и Свода, позволил ей сделать вывод о существовании развитой и вполне сложившейся иконографии. Отличной от «классической» иконографии иконы круга Дионисия. Необходимо рассмотреть особенности иконографии лицевой Повести и ее связь с иконной традицией. Для этого 55 миниатюр Повести соотнести с 19 клеймами иконы конца XV в. «Св. Митро-

полит Алексий с житием», происходящей из Успенского собора Московского Кремля, и с другими житийными иконами митрополита Алексия.

Апофеозом темы, связанной со святителем Алексием, является изданная Обществом любителей древнерусской письменности (ОЛДП) в 1887 г. лицевая рукопись с 225 миниатюрами Жития митрополита Алексия и предварительно датированная издателями началом XVII в. [17].

Современные ученые по-разному датируют эту рукопись. Началом XVII в. датировал ее вслед за Н.П. Лихачевым Г.В. Попов [18, 73-103]. Он упомянул эту лицевую рукопись в научно-справочном аппарате к факсимильному изданию миниатюр конца XVI в. «Повести о Зосиме и Савватии». Ученый поставил это житие в ряд лицевых рукописей XVI — начала XVII в., вышедших из той же знаменитой царской книгописной мастерской, где создавался и Лицевой летописный свод. В противовес мнению некоторых ученых, которые считали, что царская мастерская распалась, после того как работы над Лицевым сводом были прерваны в 70-80-е гг. XVI в., Г.В. Попов, на основании некоторых типологических и стилистических признаков этих рукописей, высказал предположение, что эта мастерская выполнила еще группу заказов (среди которых была и специально рассматриваемая им «Повесть о Зосиме и Савватии»). Лицевое Житие митрополита Алексия, по его версии завершало эту группу рукописей, являясь одной из последних работ этой мастерской. Ю.А. Грибов [19,41-43], на основании анализа водяных знаков, обосновал другую датировку этой рукописи — 30-40-е гг. XVII в. Вместе с

377

378

тем можно предположить, что данный памятник воспроизводит протограф, который связан с рубежом XVI-XVII вв., когда были созданы и другие памятники знаменитой царской мастерской.

Это лицевое житие митрополита Алексия, иллюстрирует текст Степенной книги царского родословия, созданный еще в 1560-е гг. XVI в., где вся история России была представлена как непрерывная цепь взаимодействия священства и царства, как история генеалогических колен («степеней») русских князей от князя Рюрика и князя Владимира. Вместе с тем заглавия «степеней» («граней») открываются именами митрополитов, которые вместе с князьями осуществляли политическое и духовное устроение Руси. В частности, Одиннадцатая степень, посвящена царствованию великого князя Дмитрия Ивановича, открывается житием митрополита Алексия. Примечательно, что лицевое житие митрополита Алексия (ОЛДП), до сих пор еще не привлекавшее к себе серьезного внимания исследователей, содержит упоминания большого числа русских государственных деятелей — великих князей и царей русских и митрополитов. В контекст жития митрополита Алексия, и этапов его прославления включена русская история сер XIV — конца XVI в. Начинается житие повествованием о рождении будущего святителя и завершается устроением драгоценных рак святителю царем Федором Ивановичем и переложением туда мощей святителя Алексия царем Борисом Годуновым.

Несомненно, митрополит Алексий является одной из самых значительных фигур в истории Русской Православной Церкви, подтвержде-

нием чего является многочисленные храмы с посвящением святому [20, 637-648], различные редакции жития, иконы и лицевые списки жития. Комплексное изучение всех уже имеющихся и еще неизвестных памятников, связанных со святителем, может пролить свет на историю развития и бытования иконографии митрополита Алексия и позволит определить особенности почитания митрополита Алексия на протяжении XVI-XVII вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. — М.,1971. — Табл. 5, 14. '

2. Все исследователи литературных сказаний, посвященных св. Алексию, начиная с В.О. Ключевского обращали внимание на несовпадение времени обретения мощей (1438 г.) со временем правления митрополита Фотия (до 1431 г.) при котором, согласно источникам, произошло это обретение. См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. — М., 1871.

3. Седова Р.А. К вопросу о первоначальной редакции жития митрополита Алексея, созданной Пермским епископом Питиримом // Макариевские чтения. — Можайск, 1998. — Вып. 5.

4. Перечень памятников см: Седова Р.А. Иконография святителя Алексия митрополита Киевского и всея Руси // Московский патерик. — М., 2002.

5. НерсесянЛ.В. Святой митрополит Алексий с житием // Дионисий — «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества богородицы Ферапонтова монастыря: Выставка произведений древнерусского искусства 15-16 вв. из собрания музеев и библиотек России. — М., 2002. — Кат. № 3.

6. Иконы Строгановских вотчин XV-XVII вв. По материалам реставрационных работ ВХРНЦ им. Академика И.Э. Грабаря. Альбом-Каталог. — М., 2003.

7. Россия. Православие. Культура. Каталог выставки, посвященной 2000-летию Рождества Христова и наступления третьего тысячелетия (ноябрь 2000 - февраль 2001 гг.). - М., 2001. - Кат. № 82.

8. К сожалению, сама икона не сохранилась, имеется только ее черно-белый снимок. Икона не издана. Негатив иконы хранится в фототеке Третьяковской галереи. Благодарю сотрудников фототеки ГТГ за возможность ознакомиться с фотокопией иконы.

9. Н. Комашко, Е. Саенкова. Русская житийная икона. — М., 2007.

10. Инв. № ДРЖ 1507. Происходит из бывшего собрания Мараева. В музей поступила из государственных реставрационных мастерских. По стилю памятник можно отнести к концу XVI — нач. XVII в. Более точно определить время создания иконы трудно, из за не очень качественного воспроизведения памятника. Икона не издана. Благодарю И.Д. Соловьеву за возможность ознакомиться с памятником.

11. Малков Ю.Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске (предварительная публикация) \\ Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. — СПб., 1997.

12. Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодико-логическое исследование. — М., 1998.

13. Например, житие Александра Невского (или сказание «О велицем князе Александре Ярославиче (Лаптевский лл.898-915об), «О епископе Стефане Пермском» (Остермановский II лл. 571—б77об.), и др.

14. БАН ОР. 31.7.30.

15. Также в Лицевом летописном своде имеются миниатюры, иллюстрирующие отдельные летописные известия о митрополите Алексии, дополняющие его жизнеописание еще целым рядом эпизодов.

16. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. — М., 1965.

17. Житие митрополита Всея Руси святого Алексея, составленное Пахомием Логофетом. — Вып. 1-2. — СПб., 18771878.

18. Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. — Ч. 1. — СПб., 1899. Попов Г.В. Книжная культура XVI века и художественное оформление повести о Зосиме и Савватии // Повесть о Зосиме и Савва-тии. Научно-справочный аппарат. — М., 1986.

19. Грибов Ю.А. образ Ивана Грозного в трактовке посадских художников посл. четв. XVII в. // Народное искусство России. Традиции и стиль: Труды ГИМ. — М.,1995. — № 86. Исследователь затронул вопрос датировки «Жития Митрополита Алексия» попутно, т. к. основной целью его исследования был анализ образа Ивана Грозного, изображение которого содержится в этом житии и ряде других лицевых рукописей.

20. Перечень храмов посвященных святителю Алексию см.: Турилов А.А. Алексий, святитель, митрополит всея Руси. (по страницам «Православной энциклопедии») / / Исторический вестник. — № 3—4 (7—8), 2001. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.