НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 34.03
Андрюшина Алёна Викторовна Andryushina Alyona Viktorovna
студентка 3 курса 3rd year student
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Saratov state law Academy, Saratov E-mail: [email protected]
Манько Ольга Владимировна Manko Olga Vladimirovna
старший преподаватель кафедры гражданского права senior lecturer of the Department of civil law Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Saratov state law Academy, Saratov E-mail: [email protected]
ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА РЕБЁНКА: ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ
HOUSING RIGHTS OF THE CHILD: PROBLEMS OF PROTECTION
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются проблемы в реализации жилищных прав несовершеннолетних и предлагаются возможные способы их решения путём внесения изменений и дополнений в жилищное законодательсво РФ, которые, по мнению авторов, будут способствовать повышению эффективности охраны прав на жилище данной категории населения.
Abstract: this article discusses the problems in the implementation of housing rights of minors and suggests possible ways to solve them by making changes and additions to the housing legislation of the Russian Federation, which, according to the authors, will contribute to improving the effectiveness of housing rights protection for this category of population.
Ключевые слова: жилищные права, несовершеннолетние, проблемы, жилое помещение, ребёнок.
Keywords: housing rights, minors, problems, residential premises, child.
Право на жилище является одним из важнейших социальных прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ. Ст. 6 Федерального закона «Об
Международная научно-практическая конференция основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [11] закрепляет, что
ребенку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и
гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами
и нормами международного права, международными договорами РФ и другими
нормативными правовыми актами РФ.
Несовершеннолетние в социальном плане являются одной из наиболее уязвимых категорий населения, в связи с чем вопрос охраны и защиты их жилищных прав имеет особую актуальность. Стоит отметить, что реализация несовершеннолетними принадлежащих им прав обладает рядом особенностей и характеризуется осуществлением большинства прав ребёнка их законными представителями и участием, в различного рода правоотношениях, органов опеки и попечительства, прокуратуры, а также иных органов, на которые законом возложена обязанность по защите прав детей. Анализируя судебную практику по делам, связанным с разрешением жилищных вопросов с участием детей, можно сказать, что действия родителей или иных представителей зачастую находятся в явном противоречии с интересами детей по разным причинам, в том числе в результате возникновения неприязненных отношений между ними или наличия собственных корыстных интересов и целей [3, стр. 15].
В каждом конкретном случае в зависимости от жилищно-правового статуса ребёнка (является ли он собственником жилого помещения, членом семьи собственника или нанимателя по договору социального, коммерческого или специализированного найма и т.д.) объем его прав и государственных гарантий по отношению к жилому помещению будет различным.
Так, несовершеннолетний собственник жилого помещения в соответствии со ст. 26, 28 ГК РФ [1] вправе свободно им пользоваться (в рамках целевого назначения), тогда как возможность распоряжаться своим имуществом напрямую зависит от воли его законных представителей. Российское законодательство в целях защиты жилищных прав и интересов
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ несовершеннолетних закрепляет правило, согласно которому все сделки с недвижимостью, собственником которого является лицо, не достигшее 14-ти летнего возраста, совершаются только с согласия органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 20 Закона «Об опеке и попечительстве в РФ»[12]). Вместе с этим, ст. 26 ГК РФ, регулирующая правовой статус несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, аналогичного требования не содержит. Гражданское законодательство, по общему правилу, абсолютно оправданно презюмирует добросовестность родителей и совершение действий в интересах ребёнка, но в некоторых случаях в связи с этим могут возникать злоупотребления родителей по отношению к детям. По нашему мнению, ребёнок, даже в возрасте 14-17 лет, в большей или меньшей степени находится под влиянием родительского авторитета. В таком возрасте сложно объективно оценить ситуацию и достоверно определить в чьих интересах совершаются те или иные действия.
В связи с этим целесообразно распространить правило, закреплённое в п. 2 ст. 37 ГК РФ на все сделки с недвижимым имуществом, находящемся в собственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев, когда несовершеннолетний в законном порядке приобрёл полную дееспособность). При этом необходимо отметить, что согласование сделок с недвижимостью несовершеннолетних с органами опеки и попечительства должны рассматриваться с точки зрения дополнительной гарантии защиты их законных интересов, а не как ограничение дееспособности таких граждан.
Возникает логичный вопрос - почему не решить проблему родительского злоупотребления в рамках действующего законодательства (например, путём обращения ребёнка за зашитой нарушенного права в порядке, установленном п. 2 ст. 56 СК РФ [9])? Это объясняется тем, что на данном этапе институт защиты несовершеннолетними своих прав недостаточно развит, а конфликт интересов
Международная научно-практическая конференция родителей и детей зачастую носит скрытый характер, то есть ребёнок может
просто не осознавать нарушение своих прав в силу своей неосведомленности в
тех или иных вопросах.
Ещё одной проблемой является неурегулированность действующим законодательством ситуации, когда в интересах ребенка-собственника жилого помещения необходимо совместное проживание с ним родителя, который не имеет никаких прав на это жильё. Н. В. Летова справедливо отмечает, что к особенности жилищных прав ребенка относится их «производный» характер от прав собственника жилья, которым является его родитель или иной законный представитель [4, стр. 98]. При этом стоит понимать, что место жительства ребенка напрямую зависит от места жительства родителя, но не наоборот.
Исходя из содержания статьи 31 ЖК РФ [2] родители, как члены семьи несовершеннолетнего собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне со своим ребёнком, но при условии совместного проживания. Ситуация осложняется тем, что не достигший возраста 14 лет ребенок не вправе дать согласие на вселение в своё жилое помещение родителя. По достижении 14-ти летнего возраста вселение будет возможно только с согласия того же родителя (имеется в виду, конечно же, не фактическое согласие, а согласие как юридический факт, порождающий право на регистрацию по месту жительства). В связи с этим нередко возникают моменты, когда регистрирующий орган отказывает родителям в регистрации по месту жительства их ребёнка, ввиду отсутствия права пользования жилым помещением и волеизъявления собственника на вселение.
Вследствие этого, предлагается дополнить Жилищный кодекс нормой, регламентирующей право родителей пользоваться жилым помещением, находящимся в собственности их ребёнка до достижения им совершеннолетия, при условии совместного с ним проживания и отсутствия у них прав на другое жилое помещение. Вместе с этим, поскольку речь идёт только о правомочии
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ пользования (невозможности его отчуждения в ущерб ребёнку) согласия органа опеки и попечительства не требуется.
Часто возникают сложности, связанные с выселением бывшего супруга из жилого помещения после развода, а особенно болезненно встаёт этот вопрос, если общие дети остаются с тем родителем, который не имеет прав не только на это, но и на любое другое жильё.
Как известно, п. 4 ст. 31 ЖК РФ закрепляет правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником, которые по общему правилу заключаются в прекращении права бывшего члена семьи пользоваться жилым помещением. В соответствии с этим, после введения в действие Жилищного кодекса РФ начала складываться судебная практика по выселению детей собственников жилых помещений, если после расторжения брака они оставались с другим родителем. Основывалась она на толковании данной статьи Постановлением Президиума Верховного суда РФ [7], где было прямо обозначено, что в случае, если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из родителей, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом на основании и в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 31 ЖК РФ. Впоследствии Верховный суд изменил свою позицию, отметив, что ребенок в соответствии с семейным законодательством не может признаваться для родителя «бывшим членом семьи»[6]. И даже несмотря на кардинальное изменение первоначального мнения по данному вопросу, до сих пор защита прав несовершеннолетних при раздельном проживании их родителей осуществляется только на уровне правоприменительной практики: в п. 14 Постановления Пленума от 02.07.2009 N0 14 [8] Верховной суд разъяснил, что расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на жилищные права ребенка.
Казалось бы, складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны,
закреплённая законом невозможность выселения ребенка из жилого помещения после развода его родителей юридически обеспечивает неотъемлемое право ребенка на жилье [5, стр. 11-12]. С другой стороны, один из родителей как бывший член семьи собственника утрачивает право пользования им. Получается, что несовершеннолетний будет вынужден жить с родителем-собственником жилья, даже если это противоречит его интересам. В таком случае фактически норма о сохранении за ребенком права пользования жильем его родителя не работает, поскольку данное толкование лишь препятствует снятию его с регистрационного учета в жилом помещении, но реально жилищные права ребенка не обеспечивает. Но, Верховным судом и этот вопрос разрешился в пользу несовершеннолетнего: суд назначает срок проживания в жилом помещении супругу - несобственнику, если ребенка оставляют проживать с ним по решению суда, до достижения несовершеннолетним как минимум 14 лет.
Необходимо отметить, что норма о сохранении за ребенком права пользования жилым помещением после развода родителей следует рассматривать не как следствие сохранения статуса члена семьи собственника, а как реализацию права на содержание со стороны родителей, в том числе — на обеспечение жильем [10, стр. 86-87].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на достаточно обширное законодательное регулирование вопроса защиты жилищных прав несовершеннолетних, до сих пор обнаруживаются пробелы в регулировании тех или иных вопросов. Думается, что предложенные изменения в законодательстве будут способствовать повышению эффективности охраны и защиты прав детей в области жилищных правоотношений.
НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Библиографический список:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (Часть 1). Ст. 14.
3. Карпухин Д. Проблемы защиты прав несовершеннолетних лиц при совершении сделок с жилыми помещениями // Жилищное право. 2013. N 12. С. 15.
4. Летова Н. В. Право ребенка на жилье // Закон. 2009. No 1. С. 98.
5. Маликов, Д. А. Проблемы защиты и обеспечения жилищных прав несовершеннолетних при расторжении брака / Д. А. Маликов, М. Р. Венгер. — Текст : непосредственный, электронный // Право: современные тенденции : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/359/15536/ (дата обращения: 24.04.2020).
6. Обзор законодательства и судебной практики за 3 квартал 2007 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07.11.2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. No 1.
7. Постановлении Президиума Верховного суда РФ от 23.11.2005 «Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов».
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 г. Москва от "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск № 123(4947).
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №
223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.
10. Толстой Ю. К. Жилищное право. С. 86-87.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 05 авг. (No 147).
12. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755;
УДК 347
Иванова Ольга Ивановна Ivanova Olga Ivanovna
магистрант 2 курса 2nd year Master's Degree Student ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Samara state
University of Economics
Научный руководитель: Дельцова Наталья Вячеславовна, Scientific adviser: Del'tsova Natalia Vyacheslavovna,
к.ю.н., доцент
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Samara state University of Economics
ОСПАРИВАНИЕ КРУПНЫХ СДЕЛОК В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
THE CHALLENGING OF LARGE TRANSACTIONS IN THE RUSSIAN LEGISLATION
Аннотация: в данной статье исследуются теоретические и практические вопросы признания недействительными крупных сделок корпоративных организаций. Анализируется