Научная статья на тему 'Жилищное законодательство и концепция развития гражданского законодательства'

Жилищное законодательство и концепция развития гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1940
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / HOUSING LEGISLATION / DIFFERENTIATION OF A SUBJECT OF LEGAL REGULATION / COMPLEX BRANCH OF THE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литовкин Валерий Николаевич

Статья отражает выступление автора на состоявшихся 28 октября 2009 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (г. Москва) чтениях, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся. Рассматривается проблема соотношения гражданского и производного от него комплексного жилищного законодательства. Предлагаются принцип разграничения норм между ними и конкретное перераспределение норм между Жилищным и Гражданским кодексами РФ. Этот принцип должен действовать также при разграничении предмета регулирования гражданского и комплексных природоресурсных отраслей законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing Legislation and Development of Concept for Civil Legislation

The article is reflecting the report of the author made at scientific readings, devoted to the memory of prof. S. N. Bratus, which took place at 28th October 2009 in the Institute of legislation and comparative law (Moscow). The problem of the correlation of civil legislation and derivative of it the complex housing legislation is reviewed in the article. The principles of the limitation of the norms between them and concrete redistribution of norms between Housing and Civil codes. The same principle should be implemented also in differentiation of the subject of regulation of civil and complex nature legislation branches.

Текст научной работы на тему «Жилищное законодательство и концепция развития гражданского законодательства»

Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 1976.

Волков Г. А. Принципы земельного права России. М., 2005.

Голиченков А. К., Волков Г. А., Козырь О. М. Земельный кодекс Российской Федерации: Постатейн. науч.-практ. коммент. М., 2002.

Дубовик О. Л. Экологические преступления по новому УК РФ // Журнал российского права. 1997. № 10.

Жариков Ю. Г. Земельное право России: Учебник. М., 2006.

Жариков Ю. Г. Особенности регулирования земельных отношений как имущественных отношений // Новый Гражданский кодекс и отраслевое законодательство. Труды ИЗиСП. № 59. М., 1995.

Земельное право. М., 1940.

Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

Корнеев А. Л. Сделки с земельными участками. М., 2006.

Панкратов И. Ф. ГК РФ и земельное законодательство // Законодательство и экономика. 1996. № 5—6.

Полянская Г. Н., Рускол А. А. Советское земельное право: Учеб. для юрид. школ. М., 1951.

Садиков О. Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М., 2009.

Суханов Е. А. Вещные права в новом Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право 2003. № 1.

Сыродоев Н. А. Земельное право: Курс лекций. М., 2009.

Сыродоев Н. А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.

Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся и И. С. Самощенко. М., 1962.

Цветков С. Б. Гражданское законодательство должно остаться в исключительном ведении Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского процесса: сборник научных статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, 2007.

_ ^ - - -—"ЧИ

Жилищное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства

В. Н. Литовкин

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации освещает назревшую проблему, заключающуюся в необходимости нового подхода к дальнейшему размежеванию, распределению нормативного материала между гражданским законодательством и комплексными природоре-сурсными отраслями, содержащими нормы гражданского права.

Литовкин Валерий Николаевич—заведующий отделом гражданского законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В число комплексных отраслей также входит и жилищное законодательство, содержащее преимущественно нормы гражданского права. Концепция не называет каких-либо оснований для последующего перераспределения нормативного материала между этими отраслями, очевидно, считая это соотношение удовлетворительным, не требующим другого подхода.

Мы сталкиваемся с одной из существенных сторон общей проблемы правотворчества и научной проблемой, где надлежит провести границу между основной отраслью, какой яв-

ляется гражданское законодательство, и ее производной отраслью, содержащей нормы гражданского права, к тому же комплексной отраслью, и где в настоящее время проведена фактически граница между ними. Группа комплексных отраслей, содержащих нормы гражданского права, в том числе трудовое и семейное законодательство, названа в ст. 72 Конституции РФ.

Как нам представляется, решение, где должна пройти граница между ними, должно быть общим, одинаковым для всех комплексных отраслей, содержащих нормы гражданского права. К этому необходимо стремиться. Сегодня фактически эта граница в ГК РФ определена индивидуально по каждой комплексной отрасли, содержащей нормы гражданского права.

При этом, как говорил О. А. Красавчиков, прилагательное «комплексная» отрасль не должно менять сути существительного — отрасли»1.

Жилищное законодательство — не законодательный массив, не институт законодательства. Как отрасль оно признано и Конституцией РФ, и ГК РФ. Начиная с 1937 г. прошло три кодификации. Оно представляет собой межотраслевое объединение, преимущественно гражданско-правового содержания, включающее также нормы административного, земельного и семейного права. Это волевое, функциональное, искусственное правовое объединение, имеющее функциональный предмет, использующее разноотраслевой инструментарий, не имеющее своего органического предмета и метода в отличие от основной отрасли. Естественно, границы комплексной отрасли диктуются целями и задачами автономного правового регулирования, которые еще с 1977 г. стали конституционно значимыми.

1 Красавчиков О. А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) // Правоведение. 1975. № 2. С. 69.

По утверждению Р. З. Лившица, критерием предмета комплексной отрасли законодательства «выступает объективная потребность общества в правовом регулировании определенной группы общественных отношений... Предметы отраслей законодательства индивидуально определены»2. Острота жилищной проблемы не только осталась, но и усилилась, причины сохранения обособленности жилищного законодательства остались прежними, отражающими усложнение общественных отношений.

В. Ф. Яковлев отмечает, что устранение комплексных отраслей законодательства само по себе было бы движением вспять: «Такой вывод был бы ошибочным, он шел бы вразрез с практикой развития системы законодательства, свидетельствующей о том, что существенные изменения в данной системе являются реакцией на назревшие общественные потребности. Задача науки состоит, таким образом, в том, чтобы выявить объективную основу сложившейся системы законодательства и направлений ее раз-вития»3.

ГК РФ (ст. 3), к сожалению, не установил каких-либо общих правил такого размежевания, шаблона, кроме одного императива — соответствия закона, содержащего нормы гражданского права, Гражданскому кодексу, и этого явно недостаточно, тем более если такой закон к тому же является главным законодательным актом, возглавляющим комплексную отрасль в структуре российского законодательства.

Фактически демаркационная линия с жилищным, земельным законодательством установлена ГК РФ. Поэтому, как представляется, она оказалась временной, требующей

2 Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 119.

3 Яковлев В. Ф. Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция как основы системы законодательства // Правоведение. 1975. № 1. С. 17.

общего подхода, существенной корректировки в целом, так же как и по другим природоресурсным отраслям законодательства.

Применительно к жилищному законодательству ГК РФ (ст. 672) закрепил за собой регулирование основного жилищного обязательства — договора найма жилого помещения (гл. 35), получившего в научной литературе эпитет «коммерческий». Жилищному законодательству ГК поручил урегулировать договор социального найма жилого помещения.

Е. А. Суханов оценивает роль регулирования наемных отношений в ГК РФ как классического инструмента регулирования в противовес регулированию социального найма жилого помещения (как необычного договорного отношения, которому предшествуют административные отношения очередности на получение жилого помещения, всякого рода льготы4), которое закреплено в ЖК РФ.

Если ограничиться сравнением двух разновидностей жилищного найма и не принимать во внимание, в каком кодексе урегулирована каждая из разновидностей, то с данной оценкой (но с определенными оговорками) можно согласиться.

Однако данную оценку не следовало бы увязывать таким образом ни с природой ГК РФ как одноотрасле-вого кодекса, ни с природой ЖК РФ как комплексного кодекса.

Обе разновидности жилищного найма имеют одно происхождение, они регулируются гражданским правом: в одном случае эти отношения возникают классически — из свободы договора, в другом — жилищные права и обязанности возникают тоже из договора, но заключенного на основании акта госоргана или органа местного самоуправления, поскольку предоставляется жилое помещение из публичных жилищных фондов,

4 См.: Суханов Е. А. Проблемы совершенствования кодификации гражданского законодательства / / Актуальные вопросы российского частного права. М., 2008. С. 26.

и решение о заключении договора в связи с превышением спроса над предложением принимается централизованно.

Но почему законодатель разделил регулирование двух разновидностей жилищного найма на два Кодекса? Неужели он руководствовался названным субъективным критерием?

Ответ может быть только двояким: такое деление регулирования на два формата может быть, с одной стороны, обоснованным только как временное, сиюминутное решение, относящееся к текущим задачам правотворчества на момент вступления в силу части второй ГК РФ, и, с другой стороны, необоснованным, если сохранять такое раздвоенное регулирование на будущее, на стратегическую перспективу. Это перебор, который ставит под сомнение возможность, вероятность классического регулирования жилищных отношений уже в формате комплексного кодекса. Такое установление ГК РФ наносит моральный ущерб, изначально трансформируя жилищное законодательство в законодательный массив, который не управляет в целом всей системой нормативных актов, находящихся в диапазоне жилищного законодательства как отрасли. С принятием Гражданского, а затем и Жилищного кодекса управление гражданской частью группы жилищных отношений разделилось между ними в равных долях.

Однако названное деление исторически выглядит уместным, соответствующим задачам, возникшим на время принятия части второй ГК РФ. Решение об этом было принято в условиях длительного сохранения в постсоветский период действия советского жилищного законодательства, а до принятия ЖК РФ оставалось еще долгих восемь лет. Заимствованная из западной правовой системы и восстановленная после 1937 г. в отечественной правовой системе аренда жилого помещения гражданами, возведенная до приня-

тия Конституции РФ 1993 г. в ранг конституционно признанного института, конструктивно не могла обеспечить конституционного права граждан на жилище и не прижилась на нашей почве.

ГК РФ обоснованно отказался от аренды жилья гражданами, установив в ст. 671 правило, по которому жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование на основе договора аренды или иного договора юридическим лицам. Гражданину жилое помещение предоставляется арендатором только для проживания на условиях договора найма жилого помещения, урегулированного в ГК РФ (гл. 35). Целевая направленность этой главы — институционально вытеснить вслед за Конституцией РФ аренду жилого помещения и заполнить ее место договором найма жилого помещения наряду с действием договора социального найма. До принятия ЖК РФ эту миссию выполнял ГК РФ. Сейчас эту разновидность жилищного найма следует закрепить в ЖК РФ.

Освободившееся в этом случае в ГК РФ место следует занять регулированием исключительно общих положений, интегрирующих все разновидности жилищного найма. Задача к тому же легко выполняется, поскольку в ст. 672 ГК РФ это уже закреплено: пять статей из гл. 35, посвященной договору найма жилого помещения, подлежат применению к договору социального найма; установлена возможность применения других законоположений, если иное не предусмотрено жилищным законодательством. В этом случае ГК РФ будет законом, устанавливающим общие нормы.

Предложенное изменение норм и ГК РФ, и ЖК РФ будет обоснованным ответом на ту крайность, которая допущена советской кодификацией жилищного законодательства, когда перенесенный из ГК РСФСР 1964 г. договор найма жилого помещения (урегулированный 46-ю статьями) в состав Жилищного кодекса

РСФСР 1983 г. «оголил» ГК РСФСР настолько, что не нашлось другого варианта решения, кроме как ввести на освободившееся место в ГК РФ всего лишь одну статью, которая символически свидетельствовала о генетической связи жилищного права с гражданским правом.

Кстати, этого мог избежать и советский ГК РСФСР: часть вторая ст. 295 также предусматривала применение правил восьми статей главы «Имущественный наем» к договору найма жилого помещения.

Регулирование безвозмездного пользования жилым помещением в ЖК РФ, единожды упомянутого в ст. 30, но широко применяемого на практике, дополнило бы полноту регулирования жилищных отношений. Сегодня он подчиняется общим правилам гл. 36 ГК РФ. Общий характер норм этой главы ухудшает положение льготника в сравнении с нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Вместо бессрочности пользования срок определяется договором, а если срок не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок, пользователь (ссудополучатель) обязан нести расходы не только по текущему, но и капитальному ремонту, а также нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 689, 695 ГК РФ). Иное и следовало урегулировать не в договоре, а в ЖК РФ, что не было осуществлено, хотя имело бы особое значение как для публичного, так и для частного жилищного фонда. В контексте изложенного гл. 36 ГК РФ должна содержать отсылку к жилищному законодательству при урегулировании этих отношений.

Таким образом, в ГК РФ не должно быть специальных норм о конкретных жилищных обязательствах, кроме названных общих положений.

По-иному следовало бы решать проблему и вещных прав на жилище. В отношениях собственности и других вещных прав на жилые по-

мещения ГК РФ (ст. 292) ограничен упоминанием жилищного законодательства, в котором предусматриваются только условия права пользования жилым помещением членами семьи собственника этого помещения, т. е. в ГК РФ оставлено не только регулирование общих положений вещного права, но и закреплено формулирование специальных норм (гл. 18 «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения»).

Если судить по изложенным фактам, то в законодательстве недостаточно нормативного материала по затронутой проблеме.

Таким законодательным решением в ГК РФ жилищное законодательство не призвано регулировать отношения собственности в жилищной сфере. Монополия советского жилищного законодательства, сложившаяся по итогам его кодификации в 80-е гг. ХХ в., рухнула. ГК РФ предопределил слабость ЖК РФ как головного закона в отрасли. Если строго идти в регулировании жилищных отношений по пути, указанному ГК РФ, ЖК РФ должен был урегулировать социальный наем жилья и установить условия осуществления вещных прав лиц, совместно проживающих с собственником жилого помещения. Так ли должно быть выстроено взаимодействие Гражданского и Жилищного кодексов?

Посмотрим, как об этом говорится в ЖК РФ.

Первое: ЖК РФ не делает отсылок к гражданскому законодательству, тем более к ГК РФ, и не содержит каких-либо упоминаний о нем даже в ст. 8 ЖК РФ о субсидиарном применении к жилищным правоотношениям иного законодательства.

Второе: ЖК РФ «принялся перетягивать канат на себя» — осуществлять, как теперь говорят, интервенцию в нормативный материал ГК РФ. Можно сказать, что это особенность ЖК РФ, поскольку ГК РФ, призванный соответствовать изменениям, отстает, не регулирует соответствующие отношения.

В ЖК РФ буквально заимствовано название гл. 18 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» и в ней сформулированы антитезисы законоположениям ГК РФ:

1) ограничена сфера действия товарищества собственников жилья только жилищным фондом, исключено распространение его норм на ДСК и садоводческие товарищества и тем самым выведено за пределы отрасли гражданского законодательства регулирование этих отношений, признан утратившим силу Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»5; также закреплены нормы, регулирующие деятельность этих товариществ исключительно в составе жилищного законодательства вопреки ст. 291 ГК РФ;

2) дублировано право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ), и был включен в состав такой объект, как придомовый земельный участок с элементами озеленения и благоустройства и иными объектами, функционально связанными с домом;

3) изменен состав субъектов общего имущества, нет понятий, используемых ГК РФ («собственник квартиры» — ст. 289 ГК РФ), вместо этого использованы термины «собственник жилого помещения» (ст. 30 ЖК РФ) и «собственник помещения» (ст. 36 ЖК РФ), что позволяет дополнительно включить собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на равных основаниях в качестве новых субъектов отношений собственности вместо субъектов права собственности на части дома.

При таких принципиальных изменениях по всем правилам юриди-

5 См.: Подп. 19 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — вводный закон ЖК РФ) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 15.

ческой техники должны вноситься соответствующие изменения в ГК РФ. Однако вводный закон ЖК РФ этого не предусмотрел. Если говорить в сослагательном наклонении, в недалеком прошлом Президиумы Верховных Советов и СССР, и РСФСР не допустили бы ничего подобного.

Не правда ли, эти отношения напоминают отношения скупого родителя и не очень нравственного сына? Скупой платит дважды.

Судя по Концепции, в ГК РФ будут заново урегулированы отношения собственности как на жилые, так и на нежилые помещения. ГК РФ укреплен специальными главами — «Право собственности на жилые и нежилые помещения» и «Право собственности на здания и сооружения». Чтобы к ГК РФ относиться как к экономической Конституции, необходимо, чтобы он был постоянно адекватен реальности и в него периодически вносились системные изменения.

Мы сталкиваемся с положением, при котором в регулировании жилищных отношений наблюдается противоречие с природоресурсны-ми отраслями законодательства. Если, по мнению разработчиков, регулирование гражданских отношений по поводу земли и других при-родоресурсных объектов по «прежней советской традиции» практически осталось вне ГК РФ, то разрушение ГК РФ монополии жилищного законодательства привело к другой крайности — возник еще один федеральный центр, самостоятельно управляющий однородными жилищными отношениями, что неосновательно усложняет регулирование в этой сфере, ослабляет самостоятельную комплексную отрасль жилищного законодательства в проведении государственной жилищной политики и нарушает стратегическое партнерство между основной и производной комплексной отраслью, содержащей однородные нормы гражданского права, что может привести к конфликтам, несогласо-

ванным отношениям, которые мы упомянули.

ЖК РФ по своей юридической природе пригоден к регулированию в своем формате и отношений, возникающих свободно, и отношений, возникающих из актов государственных органов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Каковы же выводы?

1. ГК РФ надлежит периодически проходить системное реформирование.

2. Очевидно, что соотношение ГК РФ не просто с законами, содержащими нормы гражданского права, а с головными законами, образующими комплексные отрасли законодательства, содержащими нормы гражданского права, надо выстраивать особо, но не индивидуально, а как общее решение относительно всех комплексных отраслей в структуре законодательства, названных в ст. 72 Конституции РФ.

3. Распределение нормативного материала между гражданским законодательством и комплексными отраслями законодательства, содержащими однородные нормы, целесообразно определить в ст. 3 ГК РФ, уточняя применительно к названным отраслям конкретность, чтобы сохранить полноценность комплекса, и избегая временных решений, от которых впоследствии необходимо отказываться.

Такая позиция противоположна позиции разработчиков ГК РФ (В. Ф. Яковлев6, М. И. Брагинский7), предлагающих вернуть нормы гражданского права, содержащиеся в комплексных отраслях и, прежде всего, в

6 См.: Яковлев В. Ф. Вся работа проходила в дискуссиях // Закон. 2009. № 5. С. 7—13.

7 См.: Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное» // Проблемы современного гражданского права / Отв. ред. В. Н. Литов-кин, В. А. Рахмилович. М., 2000. С. 46—80.

природоресурных отраслях законодательства, в состав гражданского законодательства, что, правда, не исключает особого регулирования в соответствующих кодексах публичных отношений, например нормами публичного права об охране земель.

4. ГК РФ (относительно смежных комплексных отраслей законодательства, содержащих нормы гражданского права, применительно к праву собственности и гражданскому обороту объектов недвижимости) должен предусматривать соответствующие специальные правила, не допуская возможности регулирования этими отраслями распорядительных правомочий в гражданском обороте, кроме вещных прав, правомочий владения и пользования, а также сохранности (охраны) имущества.

Головные законодательные акты комплексных отраслей, содержащих нормы гражданского права, осуществляя регулирование соответствующих отношений, должны соблюдать закрепленные в ГК РФ общие правила о корпоративных отношениях, исключить из регулиро-

вания все распорядительные правомочия по сделкам об отчуждении объектов недвижимости (купля-продажа, дарение и т. п.), и принимать как данность сложившиеся по правилам ГК РФ гражданско-правовые основания возникновения права собственности на объекты недвижимости.

Библиографический список

Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное» // Проблемы современного гражданского права / Отв. ред. В. Н. Литовкин, В. А. Рахмилович. М., 2000.

Красавчиков О. А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) // Правоведение. 1975. № 2.

Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994.

Суханов Е. А. Проблемы совершенствования кодификации гражданского законодательства // Актуальные вопросы российского частного права. М., 2008.

Яковлев В. Ф. Вся работа проходила в дискуссиях // Закон. 2009. № 5.

Яковлев В. Ф. Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция как основы системы законодательства // Правоведение. 1975. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.