3. ГИА ЧР. Ф. Р-1806. Оп. 5. Д. 93.
4. ГИА ЧР. Ф. Р-1806. Оп. 7. Д. 329 Л. 4.
5. История промышленности и рабочего класса Чувашии. Ч. 2. Июнь 1941 г. - 1980 г. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982.
6. Михайлова СЮ. Труд рабочей молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской Республик: исторические уроки, социальный опыт середины 1950-х - середины 1980-х гг.: автореф. ... докт. ист. наук. Чебоксары, 2007.
7. Радиченко А.Н., Сергеев Т.С. Формирование и развитие технической интеллигенции Чувашской АССР в 1920-1991 гг.: учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2002.
МИНЕЕВ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ - аспирант кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MINEEV ALEXEY IGOREVICH - post-graduate student of Russian History Chair named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 94:69(470.343)
ББК Т3(2Рос.Мар)
В.И. РЫБАЛКА
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МАРИЙСКОЙ АССР В 1946-1985 ГОДАХ
Ключевые слова: темпы строительства, многоквартирная застройка, жилой фонд, изменение облика сельских поселений.
Рассмотрены вопросы, касающиеся роста жилищного строительства в марийской деревне, изменения внешнего и внутреннего вида крестьянских домов, санитарных нормативов, повышения комфортности проживания. Особое внимание уделено строительству современных многоквартирных домов, улучшению жилищных условий, застройке сельских поселков комплексно, по генеральным планам.
V.I. RYBALKA
HOUSING DEVELOPMENT IN THE VILLAGES OF MARI USSR IN 1946-1985
Key words: the pace of construction, multifamily house, housing, changing the image of rural settlements.
The article deals with house development in Mari villages, changing the image of buildings, sanitary standards, increasing the comfort of living. Special attention is paid to the construction of modern apartment buildings, improvement of living conditions, building of rural settlements according to general plans.
За годы четвертой пятилетки в колхозах страны было введено в действие
83.8 млн кв. метров жилой площади, значительная часть которой находилась на территории, подвергавшейся оккупации. В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) темпы жилищного строительства в колхозах несколько снизились, что было вызвано оттоком колхозного населения в города, усилившимся в конце 40-х и начале 50-х гг. Не случайно, что в городах в эти годы строительство жилья рабочими и служащими за свой счет и с помощью государственного кредита увеличилось на 45% и по объему превзошло строительство жилья в колхозах. В последующие годы строительство жилых домов в колхозах вновь оживилось. Объем индивидуального жилищного строительства в городах стал сокращаться, что было вызвано некоторым замедлением оттока сельского населения в города и развертыванием в них государственного жилищного строительства. Но объем его в сравнении со строительством в колхозах оставался достаточно большим.
В Марийской АССР с 1946 по 1966 г. сельским населением построено
44.8 тыс. домов (без учета строительства жилья в сельской местности за счет государства). Особенно быстрыми темпами строили жилые дома в сельской местности в 1956-1960 гг. 17 тыс. домов было построено за эти пять лет, в то время как за предыдущие десять лет (1946-1955 гг.) было построено 18,1 тыс. домов
[1. С. 179]. Возрастание темпа строительства жилья объясняется тем, что после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС государство начало выделять значительные кредиты сельскому населению для индивидуального строительства.
В соответствии с основными принципами жилищной политики решение жилищной проблемы имеет несколько аспектов. Это, во-первых, достижение санитарных нормативов обеспеченности общей площадью и оснащения жилья санитарно-техническим и инженерным оборудованием. Во-вторых, реализация принципа поквартирного заселения семей, обеспечения жилыми ячейками с числом комнат, отвечающим количественному и половозрастному составу семей. В-третьих, ставится задача повышения комфортности проживания за счет внедрения улучшенных типовых проектов квартир, отвечающих условиям жизни в сельской местности, комплексной застройки сельских поселений, создания условий для удовлетворения важнейших культурно-бытовых потребностей населения. О том, насколько трудна и масштабна поставленная задача, свидетельствует анализ фактического состояния жилищной сферы и характера изменений, произошедших в ней в 1966-1985 гг.
В начале 60-х годов колхозники республики проживали в основном в индивидуальных домах, лишенных коммунальных удобств. Далеко не все сельские жители пользовались электроэнергией. Уже в середине 60-х годов прослеживается стремление колхозников строить многоквартирные дома, близкие по планировке к городским жилищам, что отвечало возросшим социальнокультурным запросам сельских тружеников. Повышение доходности колхозов позволило им увеличивать отчисления на жилищное строительство.
В девятой пятилетке на 6,2 тыс. кв. метров больше было построено жилья колхозами, колхозниками и сельской интеллигенцией. Если данная категория населения строила в среднем в восьмой пятилетке в год 45,9 тыс. кв. метров жилья, то в девятой пятилетке - 47,8 тыс. кв. метров.
Если в годы восьмой пятилетки в сельской местности силами колхозов, колхозников и сельской интеллигенции было построено 3425 квартир, то в годы девятой пятилетки построено уже 5530 квартир, т.е. количество квартир выросло на 161,4%. Если в восьмой пятилетке ежегодно строили 686 квартир в среднем, то в девятой пятилетке - уже 1106 квартир, а в 1977 г. - 1250 квартир, т.е. их построили почти в два раза больше [2. С. 78].
Произошло улучшение жилищных условий сельского населения. Жилищные условия колхозного крестьянства и трудящихся совхозов во многих отношениях сходны. Это относится к характеру и этажности застройки, материалам, используемым для возведения жилья, составу жилфонда по давности постройки и степени износа, по семейному типу заселения домов (квартир), уровню благоустройства. Вместе с тем в условиях проживания колхозников и работников совхозов имелись определенные отличия. Характер застройки в колхозных деревнях в большей степени сохранил черты традиционного крестьянского жилья, соответствующего условиям проживания в сельской местности. Строительство жилья в колхозах в отличие от строительства жилья в совхозах меньше ориентировано на городские стандарты. Здесь не получило распространение возведение многоквартирных домов.
Распространение многоквартирной застройки на селе породило немало проблем, связанных с негативной реакций населения, социально-экономическими и психологическими «издержками» проживания в многоквартирных домах. Неудовлетворенность жилищными условиями у проживающих в этих зданиях заметно выше, чем у проживающих в домах усадебного типа. Отсутствие в условиях многоквартирной застройки земельного участка рядом с жильем, надворных построек для содержания скота и птицы создает большие трудности в ведении личного подсобного хозяйства. В результате снижается
валовое производство сельскохозяйственной продукции в личном секторе, сокращаются доходы сельских тружеников. Многоквартирная, в особенности многоэтажная, застройка разрывает связь сельского жителя с землей, разрушает в течение веков сложившиеся традиции раннего приобщения к сельскохозяйственному труду. Проживание в многоквартирном доме не обеспечивает сельским жителям того психологического комфорта, который дает отдельный дом.
Вопрос о выборе типа жилища для сельской местности оставался дискуссионным на протяжении 60-70-х гг. Обобщение практического опыта, результаты специализированных обследований и опросов сельского населения позволили к концу 70-х гг. выявить преимущества и издержки пройденного этапа, внести определенные коррективы в политику и практику жилищного строительства на селе. На июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что необходимо учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность такого строительства в целях предотвращения и ослабления негативных последствий, вызываемых неудовлетворенностью сельского населения жилищными условиями. В связи с этим признано целесообразным осуществлять жилищное строительство в соответствии с условиями жизни на селе и интересами сельского населения, стремиться к обеспечению сельских семей отдельными благоустроенными домами с приусадебными участками и надворными постройками для домашнего скота, птицы и личных транспортных средств.
В конце 1985 г. в пользовании сельского населения республики находился жилой фонд в 865, 9 тыс. кв. метров, в том числе совхозов - 334, 2 и колхозов -165, 2 тыс. кв. метров.
Рост жилищного строительства, укрепление и совершенствование материальной базы культуры создали возможность поднять на новый уровень благосостояние сельских тружеников, значительно улучшить их жилищные и социально-культурные условия жизни. Постепенно повышалась степень обеспеченности жителей деревни коммунальными услугами, расширились централизованное водо- и теплоснабжение, газификация и канализация, а также другие виды современного благоустройства жилого фонда. Полностью электрифицированы все села и деревни республики. На конец 1985 г. протяженность газовых сетей составила 148 км, было газифицировано более 62 тыс. сельских квартир - 78% всего жилья. Тепловые сети растянулись на 310, 2 км, канализационные - на 67 и водопроводные - на 267, 5 км. Благоустройство сельского жилого фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной и душем достигло 44-32%, горячим водоснабжением - 14% [3. С. 92].
В 70-80-е годы жилищное и культурно-бытовое строительство в марийской деревне производилось на индустриальной основе. Весьма важно, что застройка сельских поселков велась по генеральным планам, комплексно, возводились благоустроенные дома, торговые центры, современные общеобразовательные и специальные школы, учреждения культуры и здравоохранения, другие социально-культурные и коммунально-бытовые объекты. На глазах менялся облик многих поселений республики.
Литература и источники
1. Марийская АССР в цифрах: стат. сб. Йошкар-Ола. 1967. 210 с.
2. Народное хозяйство Марийской АССР в цифрах. Юбилейный стат. сборник. Йошкар-Ола, 1980. 124 с.
3. Социально-экономическое развитие марийского села. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1988. 180 с.
РЫБАЛКА ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики. Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
RYBALKA VLADIMIR IVANOVICH - candidate of historical sciences, associate professor of Journalism Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.