Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство сельских муниципальных образований Самарского региона. Предоставление услуг'

Жилищно-коммунальное хозяйство сельских муниципальных образований Самарского региона. Предоставление услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1787
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко Л. В., Солодова Е. П.

В статье рассматривается проблема развития жилищно-коммунального хозяйства, особо актуальная для сельской местности в силу отсутствия программ реформирования, адаптированных для сельских муниципальных образований, и механизмов привлечения частных инвестиций в данную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF RURAL MUNICIPAL UNITS OF THE SAMARA REGION. RENDERING OF SERVICES

In the article the problem of development of housing and communal services which is particularly relevant for rural areas because reform programs, adapted for rural municipalities and mechanisms to attract private investments to this sector, are absent is viewed.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство сельских муниципальных образований Самарского региона. Предоставление услуг»

Основы экономики, управления и права №5 (11)

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338

Л.В. Иваненко, Е.П. Солодова * ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САМАРСКОГО РЕГИОНА. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ

В статье рассматривается проблема развития жилищно-коммунального хозяйства, особо актуальная для сельской местности в силу отсутствия программ реформирования, адаптированных для сельских муниципальных образований, и механизмов привлечения частных инвестиций в данную сферу.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство в сельской местности, сфера услуг, малое предпринимательство, риски инвестирования.

В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) возникают проблемы не только в городах, но и в сельской местности различных регионов РФ. Очевидно, что уровень развития жилищно-коммунального хозяйства оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения того или иного муниципального образования. В связи с этим в сельской местности несомненную актуальность приобретает безубыточное функционирование данной отрасли и развитие конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Следует отметить, что в данном исследовании под «сельской местностью» понимается территория муниципального образования, т. е. административный район в составе субъекта РФ.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сельской местности имеет ряд особенностей, которые с достаточной степенью условности можно разделить на следующие четыре группы. Первая группа сформирована территориальными особенностями; во второй группе отражены социальные особенности; в третьей группе выявлены экономические, а в четвертой — технические особенности.

Прежде всего, рассмотрим главные особенности — территориальные — в муниципальном образовании или в сельской местности, которые опре-

деляются исторически сложившейся структурой территории.

К данным особенностям относятся:

— значительные расстояния между субъектами ЖКХ;

— различная плотность населения не только среди муниципальных образований региона, но и непосредственно в самом муниципальном образовании;

— существенная удаленность от административного центра.

Традиционно в городах жилой фонд представлен в основном многоквартирными домами, а в сельской местности, как правило, это индивидуальные дома с приусадебными постройками. Необходимо отметить, что в настоящее время значительная часть их оснащена инженерным оборудованием, но функционирует автономно и не подключена к инженерным сетям. Однако в ряде муниципальных образований имеются коммунальные системы водоснабжения, водоотведения и др. Таким образом, приходим к выводу, что для содержания жилого фонда и коммунальных инженерных сетей в сельских муниципальных образованиях требуется существенное количество ресурсов — финансовых, людских, технических и др.

В качестве примера исследуем состояние жилищно-коммунального хозяйства в сельских муниципальных образованиях Самарского региона.

* © Иваненко Л.В., Солодова Е.П., 2013

Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Солодова Елена Петровна (se-11.83@mail.ru), кафедра менеджмента и прикладной экономики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.

Самарский регион включает в себя 10 городских округов и 27 муниципальных образований. В составе муниципальные: образований установлены границы 304 поселений, из них 12 городских и 292 сельских.

В сельских муниципальных образованиях проживает 20 % от общей численности населения Самарской области. Общий жилищный фонд сельских населенных пунктов — муниципальных образований — составляет 267 305 квартир и домов общей площадью 13,1 млн кв. м.

Жилищно-коммунальное хозяйство сельских муниципальных образований Самарского региона имеет свои особенности, которые практически являются традиционными.

Территориальная особенность способствует возникновению определенных различий, присущих муниципальным образованиям.

В таблице 1 представлена характеристика жилищно-коммунального хозяйства нескольких муниципальных образований: Кошкинского, Хворо-стянского, Исаклинского, Красноярского, Боль-шеглушицкого и Сызранского районов.

Анализ данных, приведенных в таблице, свидетельствует, что плотность населения муниципальных образований Самарской области различна. Причем, по исследуемым районам наименьший показатель отмечается в Хворостянском районе — 8,8 чел./кв. км, наибольший — 45,48 чел./кв. км

в Красноярском районе. Такое положение подтверждается наличием территориальный: особенностей.

Здесь четко прослеживается связь показателя плотности населения с удаленностью муниципального образования от областного центра: Хворос-тянский район находится от областного центра на расстоянии 130 км, а Красноярский района — на расстоянии 30 км. Следует учесть, что в Самарской области основная доля населения — 82% — приходится на городских жителей. Именно городские округа являются основныш источником предоставления рабочих мест, образовательных, медицинских и социальныгх услуг.

Следует отметить, что и внутри сельских муниципальных образований также прослеживается различная удаленность сел от районного центра.

Рассмотрим более подробно сферу коммунальных услуг в сельской местности. Во-первых, в городских округах жилой фонд в основном образуют многоквартирные дома, а в сельской местности — индивидуальные с приусадебными постройками. Например, в Сызранском районе имеется 379 многоквартирных домов, а в Искалинском — только 35. Именно структура жилищного фонда является основой распределения сектора жилищно-коммунальных услуг на различное количество предприятий разных форм собственности.

Таблица 1

Характеристика ЖКХ некоторых муниципальных образований Самарского региона

№ Наименование муниципального образования Кошкинский район Хворостянский район Исаклинский район Красноярский район - и ин шон ь « ла В ’В е § о РЧ Сызранский район

1. Численность населения, чел. 23 730 16 180 13 794 54 500 21 500 25 898

2. Плотность населения, чел./кв. км 13,56 8,8 11,43 45,48 11,87 13,72

3. Количество населенных пунктов, ед. 82 27 47 93 33 69

4. Количество котельных, ед. 80 49 75 80 39 98

5. Общее количество многоквартирных домов, ед. 90 112 35 328 134 379

6. Жилищный фонд управляющих организаций, домов 54 43 21 164 - 74

7. Жилищный фонд ТСЖ, домов 17 18 14 1 - 3

8. Непосредственный способ управления, домов 5 8 - 34 - -

9. Жилищный фонд государственных муниципальных предприятий, домов 14 43 129 134 302

10. Численность организаций коммунального комплекса, ед. 6 11 5 15 6 7

11. Общий объем бюджетных расходов на ЖКХ, тыс. руб. 18 422 Данные отсут- ствуют 36 939 62 044 71 481 64 648

По данным на 01.01.2013 г., в Красноярском районе зарегистрировано 15 предприятий, эксплуатирующих жилой фонд. В этом муниципальном образовании 328 многоквартирныгх домов, из них 199 домов обслуживаются организациями частной формы собственности, а остальные 129 домов эксплуатируются муниципальными предприятиями.

В Большеглушицком районе функционируют шесть муниципальных организаций, обслуживающие все многоквартирные дома в муниципальном образовании.

Несмотря на то что в настоящее время продолжается передача управления многоквартирными домами управляющим компаниям и ТСЖ, еще не во всех, представленный в таблице, муниципальных образованиях Самарской области данный процесс осуществлен. Это относится к Сызранскому и Большеглушицкому муниципальным районам, в которых основную долю многоквартирных домов обслуживают муниципальные предприятия.

Социальные особенности также оказытают определенное воздействие на развитие ЖКХ в сельской местности. Во-первыгх, это связано с тем, что предприятия, занятые предоставлением данных услуг населению остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Во-вторыгх, данный процесс усложняет внутренняя трудовая миграция молодых кадров из сельской местности в город. В-третьих, обучение и переподготовка персонала для сельских предприятий являются достаточно затратнвуЬ, что напрямую связано с удаленностью от города.

На уровень развития жилищно-коммунального хозяйства оказывают влияние и экономические особенности, присущие сельской местности. Прежде всего отмечается более низкий уровень доходов населения, соответственно для сельских муниципальных образований характерны и более низкие тарифы по сравнению с городскими территориями. Однако себестоимость обслуживания коммунальной инфраструктуры на этих территориях оказытается выше, чем в городе, что объясняется территориальными особенностями. Кроме того, уровень социально-экономического развития различных муниципальных образований в границах одного региона очень разнообразен и неоднороден, что связано с наличием крупныгх и мелких предприятий на территории муниципальных образований, количеством проживающих, уровнем безработицы и другими характеристиками региона. В процессе осуществления поддержки предприятий ЖКХ местные муниципальные власти сталкиваются с проблемой нехватки свободных денежных средств и существенной зависимостью от вышестоящих бюджетов. Кроме того, требуется отметить, что очень часто сельские муниципальные образования являются дотационными.

Технические особенности жилищно-коммунального хозяйства наиболее ярко демонстрируют различия между городом и селом.

Например, на территории сельских муниципальных образований традиционно функционируют только мелкие котельные небольшой мощности, традиционно предназначенные для отопления объектов социальной значимости: школ, больниц, детских садов и пр. Все это тоже увеличивает стоимость оказываемых услуг. В данных условиях население соответственно использует индивидуальные способы отопления жилых домов. Значительная протяженность коммуникаций в расчете на единицу производимой коммунальной продукции также обуславливает трудности в финансировании, организации и проведении капитального ремонта и плановой замены инженерных сетей. Такая ситуация негативно влияет на уровень износа инженерных коммуникаций. Например, в Самарской области показатель износа инженерных сетей составляет 59 %, а в некоторых муниципальный: районах достигает 70 %, что, в свою очередь, снижает показатель качества предоставляемых коммунальных услуг.

Отдельно следует выделить водоснабжение сельских поселений.

в статье рассматривается Самарская область, в которой услугами водоснабжения в настоящее время обеспечено лишь 46 % жилищного фонда сельских населенных пунктов Самарской области.

Для целей водоснабжения прежназначены водонапорные башни или артезианские скважины и системы водоочистки. В ряде случаев для индивидуального обеспечения водой население использует колодцы и собственные скважины.

В Самарском регионе практически все сооружения для забора артезианских подземныгх и поверхностных вод, а также инженерное оборудование для подъема, обработки, распределения и подачи потребителям построены 30—40 лет назад, морально устарели и имеют значительный физический износ. Лишь 57,2 % локальныгх водопроводов сельских поселений подает воду, пригодную для питья, остальные водопроводы подают воду, не соответствующую санитарным нормам. Такая разноплановая сложная схема водоснабжения требует большого числа обслуживающего персонала различных профессий, разнообразной техники, оборудования и материалов, что тоже дополнительно увеличивает затраты по сравнению с городскими условиями.

В настоящее время в Самарской области разработана программа для развития системы водоснабжения в сельской местности.

Особое внимание следует уделить постановлению Правительства Самарской области от 16.11.2012 г., предусматривающему предоставление субсидий на строительство объектов водоснаб-

жения в размере не более 95 % от общего объема финансирования. Такие программы и постановления вселяют надежды на улучшение состояния водоснабжения в регионе.

К сожалению, только незначительная доля сельского населения обеспечена горячим водоснабжением. В настоящее время при условии наличия газоснабжения в сельском муниципальном образовании данная проблема в индивидуальном порядке решается достаточно успешно.

Канализационное хозяйство в основном характеризуется отсутствием централизованных сетей. В индивидуальном порядке хозяйственно-бытовые сточные воды обезвреживаются в септике или просто собираются в выпребной яме во дворе дома. В некоторый случаях отведение сточных вод производится с помощью локальных канализационные коллекторов в специальные емкости — отстойники (или просто выпребные ямы). Затем осуществляется их вывоз специальной техникой, в основном в местную канализацию, но иногда на канализационные очистные сооружения. В связи с этим возникает опасность загрязнения поверхностных и подземных источников водоснабжения.

В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сельских муниципальных образованиях сложилась неудовлетворительная ситуация, которая характеризуется следующими показателями:

— высокой долей износа инженерных сетей — до 70 %;

— изношенностью жилого фонда в муниципальных образованиях — в среднем 60 %;

— несоответствием финансового состояния предприятий и организаций ЖКХ требованиям рышочной экономики;

— наличием кредиторской и дебиторской задолженностью у организаций ЖКХ;

— значительной долей бюджетного финансирования при незначительной величине доли населения — реального потребителя коммунальный услуг.

Несмотря на все указанные недостатки, необходимо отметить, что эти услуги, оказытаемые населению, всегда востребованы. Таким образом, данное направление деятельности выгодно не только крупному, но и малому бизнесу. Уровень доходности в данном сегменте экономики (малое предпринимательство в сельском жилищно-коммунальном хозяйстве) не очень высок, но стабилен.

Существующая практика свидетельствует, что муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, испытывая острую нехватку финансовые средств для эффективной эксплуатации и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, в полной мере не реализуют рышоч-ные принципы управления объектами муниципальной собственности. При этом перед органами ме-

стного самоуправления стоит задача обеспечения надлежащего качества обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, до сих пор отсутствуют программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, адаптированные для сельских муниципальных образований, и не разработаны механизмы привлечения частныгх инвестиций в данную сферу.

Принимая во внимание значительность требуемых для инвестирования средств, а также необходимость внедрения новыгх, более эффективных форм управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, целесообразно обратиться к малому предпринимательству, а также к сотрудничеству между государственным и частным секторами экономики.

Учитытая реалии сегодняшнего дня, участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности представляется весьма ограниченным, что объясняется возможным возникновением высоких рисков [1]. Рассмотрим эти риски:

— технологический — определяется высокой степенью износа основных фондов, большим количеством аварий и высокими затратами на их устранение, а также нерациональным использованием ресурсов;

— информационный — возникает в результате ошибок в процессе планирования и управления; из-за несовершенства работы муниципальной статистики; благодаря несоответствию отчетных и фактических данных; из-за недостаточного информационного обеспечения инвестиционных процессов в ЖКХ;

— законодательный — образуется вследствие изменчивости законодательной базы;

— финансовый — появляется в результате завышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги; из-за недостаточного финансового обеспечения предприятий ЖКХ; из-за наличия дебиторской и кредиторской задолженности; из-за высокого налогового бремени; вследствие трудности получения налоговые льгот и кредитов; из-за высоких процентных ставок;

— управленческий — возникает в результате использования устаревших методов управления; вследствие высокого уровня централизации управления и бюрократизма;

— социальный — отражает несовершенство системы льгот и субсидий;

— экологический — возникает в результате высокого уровня загрязнения окружающей среды, и нерационального использования природных ресурсов.

Особый интерес для субъектов малого предпринимательства представляют такие виды коммунального хозяйства, как:

— обслуживание жилищного фонда;

— организация благоустройства территорий;

— осуществление вывоза быгтовыгх отходов;

— организация, устройство и эксплуатация наружного освещения;

— эксплуатация служебных зданий;

— организация сбора и сортировки твердыгх бытовых отходов, а также утилизация и переработка отходов в качестве вторичного сырья и пр.

Предприятия, занимающиеся малым бизнесом в сфере ЖКХ в сельских муниципальные образованиях, нуждаются в государственной поддержке.

При разработке соответствующих мероприятий необходимо учитытать не только специфику функционирования малого бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве, но и особенности сельских муниципальных образований.

Таким образом, для эффективного функционирования малых предприятий в сфере ЖКХ предлагается принять следующие меры:

— создание благоприятных условий для притока малых предприятий в данную сферу;

— формирование реальных рышочных отношений в сфере управления жилищныш фондом и повышение эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и предприятий ЖКХ;

— увеличение финансовой поддержки, которое может быть достигнуто за счет развития кредитно-финансовые механизмов и внедрения новые финансовые технологий;

— совершенствование нормативно-правовой базы: снижение налогового бремени для малых предприятий, функционирующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, за счет предоставления различных льгот и сокращения административных барьеров;

— информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере ЖКХ, о существующих формах кредитной и инвестиционной поддержки;

— предоставление консулытационные услуг и проведение информационных семинаров и других мероприятий;

— формирование банка данных об инвестиционном потенциале ЖКХ;

— совершенствование деятелыности муници-палыной статистики.

Очевидно, что предлагаемые меры требуют глубоких дополнителыных научно-практических исследований и проработок.

Рекомендуемые в данной работе предложения, в случае их реализации, способны ускориты реформу жилищно-коммуналыного хозяйства в селыской местности и придаты ей позитивный характер.

Библиографический список

1. Добродеев А.В. Опыт организации и перспективы развития системы управления ЖКХ в сельской местности Волгоградской области // Региональный рынок жилья: состояние, проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иваненко Л.В., Ляхов А.Ю. Внедрение механизмов развития жилищно-коммунальной сферы Самарского региона // Экономика, финансы и управление в современных условиях: международ. сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011. Вып. 8(10). С. 123— 129.

3. Солодова Е.П. Развитие малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства Самарской области // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 1(92). С. 91—97.

4. Гладов А.В. Проблемы развития местного самоуправления на селе // Современные проблемы управления: сб. ст. / под общ. ред. С.А. Ключникова. Самара: Глагол, 2012. Вып. 4.

5. Иваненко Л.В., Петров С.М. Концепция управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе// Основы экономики, управления и права. 2012. № 3 (3). С. 63—66.

L.V. Ivanenko, E.P. Solodova*

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF RURAL MUNICIPAL UNITS OF THE SAMARA REGION. RENDERING OF SERVICES

In the article the problem of development of housing and communal services which is particularly relevant for rural areas because reform programs, adapted for rural municipalities and mechanisms to attract private investments to this sector, are absent is viewed.

Key words: housing and communal services in rural areas, small-scale business, investment risks.

* Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Solodova Elena Petrovna (se-11.83@mail.ru), the Dept. of Management and Applied Economics, Samara branch of Moscow State Teachers’ Training University, Samara, 443081, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.