Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство: роль в экономическом развитии территории'

Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство: роль в экономическом развитии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors study problems of housing and communal services reforming. For example, the question of quality and cost of municipal services is discussed. The mechanism of work the housing construction multiplication, his influence on economy is investigated.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство: роль в экономическом развитии территории»

ЭКОНОМИКА

Вестник Омского университета, 2002. №2. С. 81-84.

удк 331

© Омский государственный университет УДК 331

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

А.А. Петрунина

Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда

644077, Омск, пр.Мира, 55A

Получена 18 февраля 2002 г.

Authors study problems of housing and communal services reforming. For example, the question of quality and cost of municipal services is discussed. The mechanism of work the housing construction multiplication, his influence on economy is investigated.

Одной из важнейших подсистем экономической системы территорий является жилой фонд. Его состояние, в комплексе с другими подсистемами, определяет перспективы экономического развития территории. Обеспеченность жильем -один из наиболее значимых показателей уровня жизни населения. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных органам городского самоуправления, составляет в среднем 70-80%. Наибольшие расходы местных бюджетов направляются именно на жилищно-коммунальное хозяйство (30%).

Рассматривая качество и структуру жилого фонда, необходимо проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства, определяющие текущее состояние и перспективы развития жилищной сферы, социальную емкость территории. Под социальной емкостью территории мы понимает численность населения, удовлетворение социальных потребностей которого (в том числе и в жилье) возможно на уровне общественной нормы.

1. Текущее состояние и реформирование ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из центральных звеньев социальной инфраструктуры. В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% прихо-

дится на региональные бюджеты и 65% - на местные.

Разработка программ формирования рынка коммунальных услуг и осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ - приоритетные направления местного экономического развития для большинства субъектов РФ.

Норма затрат на ЖКХ (из расчета на 1 кв. метр общей площади) составляет по Омской области - 20,3 руб., по Российской едерации - 19,1 руб. Дефицит затрат ЖКХ при платежах населения не менее 22% своих доходов составляет, по нашим оценкам, 53,3%.

Одно из направлений реформирования ЖКХ - введение дифференцированной оплаты коммунальных услуг различными группами населения города. Планируется, что высоко обеспеченные жители будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме уже в 2004 году. Горожане с низкими доходами смогут претендовать на субсидии, если коммунальные платежи превысят 22% семейного бюджета. Дотации коммунальным службам на эксплуатацию и ремонт ЖКХ планируется уменьшить в 3 раза по отношению к текущим затратам.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года №965 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы» предусматриваются следующие изменения стандартов (см. табл. 1).

Приведенные стандарты не учитывают дифференциацию доходов населения по регионам РФ. Например, душевые доходы москвичей в среднем более чем в четыре раза превышают до-

ходы жителей Западной Сибири.

При расчете федеральных стандартов на 2002 - 2015 годы следует учитывать необходимость увеличения показателя жилищной обеспеченности населения Сибири, сохранение уровня платежей за услуги ЖКХ, не превышающего 70% (30% - компенсация государством удорожания стоимости рабочей силы вследствие специфики природно-климатических условий Сибири).

Таблица 1

Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

С 1 января 2002 года эксперимент по внедрению дифференцированной оплаты начат в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени. В Москве вместо прежних 9 руб. за кв. метр плата составляет теперь 22 руб. 99 коп. Этот тариф установлен для тех семей, месячный доход которых на 1 человека превышает 8,5 тыс. руб. Для 600 тысяч москвичей сохраняется предел расходов на услуги ЖКХ в размере 13,7% от семейного дохода.

При разработке реформы ЖКХ применительно к условиям Омска и Омской области необходимо учитывать следующие особенности.

1. Низкие душевые доходы жителей области по сравнению не только с доходами столичных жителей, но и со средними доходами по Российской Федерации. Как известно, основную долю в среднедушевых доходах составляет заработная плата. По данным Госкомстата РФ, в 2001 году средняя заработная плата в России составляла 3249 руб., в этот же период средняя заработная плата по региону - лишь 2213 руб.

2. Увеличение социальной нормы обеспеченности жильем одного жителя на 25-30%, так как климатические условия региона обусловливают более продолжительное нахождение в помещении.

3. Необходимость достижения в ближайшие 15-20 лет фактической жилищной обеспеченности 40-45 кв.м на одного жителя, т.е. «нормального» западного уровня.

4. Удорожание стоимости строительства жилья. По данным Госстроя РФ, средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых домов в России выросла в 2001 году на 30,7% и составила 5279 руб. против 4039 руб. в среднем за 2000 год.

5. Увеличение расходов на содержание ЖКХ в связи с общим увеличением жилого фонда, с ростом количества требующего реконструкции, ветхого и аварийного жилого фонда (при сохранении существующих тенденций), а также с увеличением оплаты труда работников ЖКХ (в затратах на содержание жилых строений расходы на оплату труда составляют более 30%).

При норме затрат на ЖКХ (22% дохода семьи) средняя квартплата в регионе ниже, чем в Российской Федерации, вследствие более низких доходов жителей области. Если за основу расчетов взять норму в 80% от всех расходов на ЖКХ, то средняя квартплата на семью будет выше, чем в среднем по России, из-за относительно высоких расходов на содержание жилого фонда.

Таблица 2

Стандарты Омская область Россия

Средняя квартплата (из стандарта 22% доходов семьи), руб./мес. 730 1072

Средняя квартплата на семью (из стандарта 80% расходов жкх), руб./мес. 1046 996

Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилого фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. В перспективе доля расходов на текущий ремонт из общих расходов на содержание жилищного фонда возрастет до 50% и выше.

2. Активизация жилищного строительства

Реформирование ЖКХ в области должно сопровождаться активизацией жилищного строительства, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, использованием строительства жилья в качестве одного из важнейших мультипликаторов развития экономики области. В ближайшие 15 лет жилищная обеспеченность для максимального удовлетворения потребностей населения в жилье должна измениться в следующих объемах (табл. 3).

Виды стандартов 2000 2001

1. Уровень платежей граждан по всем видам, предоставляемых ЖКХ (в % к стоимости) 70 80

2. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в % от совокупного дохода семьи) 20 22

3. Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (на 1 кв. метр общей площади, руб. в месяц) Российская Федерация Центральный регион Западно-Сибирский регион 12,8 12,2 16,4 14,2 13,5 18,2

Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство.

83

За прошедшее 10-летие (1990 - 2000) уровень благоустроенности жилья практически не изменился. Не изменилась и обеспеченность жильем сельского населения, что мы связываем в первую очередь с резким падением его доходов. Значительно сократились возможности улучшения жилищных условий за счет предоставления жилья государственными и муниципальными органами.

кв. м , или 1,5 кв. м на одного жителя в течение ближайших 15 - 20 лет. Фактически объемы строительства следующие (см. табл. 5).

Чтобы переломить тенденцию увеличения доли ветхого и аварийного жилого фонда, необходимо обеспечить реконструкцию и снос не менее 500 тыс. кв. м в год при одновременном строительстве нового комфортабельного жилья в таких же объемах.

Таблица 3

Необходимые изменения обеспеченности жильем населения Омской области в 1990 - 2015 годы в сравнении с другими регионами (кв. м на одного жителя)

Регионы 1999 2000 2005* 2010* 2015*

РФ 16,4 19,2 25,0 30,0 35,0

Центральный район 17,5 21,0 30,0 40,0 45,0

Западно-Сибирский район 15,3 18,0 25,0 30,0 40,0

Омская область 15,9 18,2 25,0 30,0 40,0

В т.ч.: городские поселения 15,1 18,9 25,0 30,0 40,0

сельские поселения 17,6 17,6 25,0 30,0 40,0

* Оптимальные значения жилищной обеспеченности

Таблица 4

Улучшение жилищных условий за счет муниципального жилого фонда

Показатели жилищных условий 1990 2000

Состояло в очереди на улучшение жилищных условий (тыс. семей) 130,8 70,6

Из числа состоявших на учете улучшили жилищные условия (%) 14,8 1,8

Средний срок ожидания улучшения жилищных условий (лет) 9 60

Рассчитывать на улучшение жилищных условий могут лишь инвалиды, воспитанники детских домов, часть сельской интеллигенции (учителя, врачи, агрономы), для которых жилье будет выступать стимулом работы в местах, определяемых общественными интересами. Для остальных источником удовлетворения потребностей в жилье должны стать собственные либо заемные средства.

В рассматриваемый период обеспечение сибиряков жильем выше среднестатистического уровня не представляется возможным. Хотя, по нашим оценкам, он должен быть выше среднестатистического на 20-30% в силу причин, уже указанных выше.

Во-вторых, - необходимостью обновления жилья, снижением удельного веса ветхого и аварийного жилья в общем жилом фонде для повышения комфортности проживания и увеличения социальной емкости территории. Для Омска это означает, с учетом увеличения обеспеченности до 40 кв. м на одного жителя, строительство «еще одного города». К имеющимся 27 млн. кв. м необходимо построить дополнительно 25-30 млн.

В «лучшие годы» в Омске вводилось до 770 тыс. кв. м жилья (1985 г.), т.е. 1 кв. м на человека в год.

Сегодня необходимо строить, как отмечалось выше, 1,5 кв. м, то есть как минимум восстановить мощности жилищного строительства на уровне 80-х годов. Как уже отмечалось, жилищное строительство - отрасль с выраженным мультипликативным эффектом, т. е. эффект от первоначальных вложений в строительство превышает базовые инвестиции. Мультипликатор инвестиций выражается как изменение валовых доходов на единицу первоначального изменения объема инвестиций в отрасль. Процесс мультипликации затрагивает также спрос на труд на рынке труда территории. Мультипликатор занятости определяется как изменение в валовой занятости территории к дополнительным рабочим местам в отрасли. Относительно величины мультипликатора строительной отрасли требуют эмпирической проверки и количественной оценки следующие гипотезы:

• Увеличение расходов на жилищное строительство приведет к созданию дополнительных

рабочих мест в строительных предприятиях;

• Активизация строительных предприятий вызовет рост спроса на транспортные услуги, услуги предприятий инфраструктуры, производство строительных материалов и т.д.;

• Рост спроса на услуги предприятий, обслуживающих строительную отрасль, обеспечит увеличение занятости в этих отраслях;

• Строительство вызовет увеличение общего жилого фонда, что потребует увеличения средств на обслуживание жилого фонда и стимулирует развитие предприятий ЖКХ;

• Увеличение общего жилого фонда повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест в системе ЖКХ;

• Инвестиции в жилищное строительство вызовут обновление жилого фонда, что повысит комфортность проживания и увеличит социальную емкость территории;

• Увеличение количества занятых и активизация предприятий строительной и смежных с ней отраслей увеличит совокупный доход территории.

Таблица 5

Строительство жилья в расчете на одного жителя (кв.м) в Омской области за 1990 - 2000 годы

Место 1990 2000 Измене-

проживания ния, раз

В среднем

по области 0,52 0,12 -4,6

Город 0,48 0,15 -4,5

Село 0,6 0,06 -6,0

Для эмпирической проверки гипотез предлагается использовать имитационное моделирование и инструменты финансового анализа. Финансовый анализ проектов нового строительства позволит оценить разницу между затратами на обслуживание вновь застраиваемой территории и ее жителей и тем потоком доходных поступлений (налогов, платежей за платные муниципальные услуги и т.д.), которые вызовет осуществление нового строительства на данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.