Научная статья на тему 'Жилищная политика в СССР в 30-е годы ХХ века (по материалам Пензенского края)'

Жилищная политика в СССР в 30-е годы ХХ века (по материалам Пензенского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖИЛОЙ ФОНД / ЖИЛИЩНАЯ НОРМА / HOUSING POLICY / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING FUND / HOUSING RATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирюшина T. A.

В статье характеризуется жилищная политика советского государства в Пензенском крае в 30-е годы ХХ в., анализируется динамика жилищного строительства в этот период, рассматривается уровень обеспечения населения жилой площадью, качество и состояние самого жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing policy of the Soviet state in 30-s years of the XX century (on materials of the Penza region)

Housing policy of the Soviet state in 30-s years of the XX century in Penza region is characterized in article. Developing of the housing construction in this period is analysed. Level of the ensuring the population by housing area, its quality and condition are considered.

Текст научной работы на тему «Жилищная политика в СССР в 30-е годы ХХ века (по материалам Пензенского края)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 947.084.63

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В СССР В 30-е ГОДЫ хх ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ)

© Т. А. КИРЮШИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра отечественной истории e-mail: [email protected]

Кирюшина Т. А. - Жилищная политика в СССР в 30-е годы XX века (по материалам Пензенского края) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 456-458. - В статье характеризуется жилищная политика советского государства в Пензенском крае в 30-е годы ХХ в., анализируется динамика жилищного строительства в этот период, рассматривается уровень обеспечения населения жилой площадью, качество и состояние самого жилья.

Ключевые слова: жилищная политика, жилищное строительство, жилой фонд, жилищная норма.

Kiryushina T. A. - Housing policy of the Soviet state in 30-s years of the XX century (on materials of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 456-458. - Housingpolicy of the Soviet state in 30-s years of the XX century in Penza region is characterized in article. Developing of the housing construction in this period is analysed. Level of the ensuring the population by housing area, its quality and condition are considered. Keywords: housing policy, housing construction, housing fund, housing rate.

Жилищные условия всегда являлись важнейшим показателем уровня и качества жизни населения и одним из важных факторов, обуславливающих заинтере-сованностьрабочихи служащихв своем труде,желание работать на данном предприятии и даже их трудоспособность, а, следовательно, производительностьтрудаи уровеньтекучестикадров.Сложившеесяположениеза-кономерно вытекало из политики распределения жилья в СССР, которая целиком и полностью находилась в системегосударственногораспределения.Этоявлялось средством привязывания трудящихся к месту работы и принуждения к качественному труду [1].

Государство, пытаясь решить жилищные проблемы, к сожалению, не обращается к прошлому опыту. Данный вопрос не является новым для России. Очень актуален он был в 30-е годы XX века, когда в связи с индустриализацией наблюдался резкий рост городов и рабочих поселков. Это обстоятельство требовало от государства больших капиталовложений в жилищное строительство.

Одной из насущных задач, стоявших перед властью и требовавшей своего разрешения в 1930-е годы, являлось улучшение состояния жилищного фонда и расширение жилищного строительства. Остро эта проблема стояла и в Пензе. Здесь жилищный кризис проявлялся в несоответствии роста численности рабочих и наличия жилищного фонда, в антисанитарном состоянии жилых помещений. К началу 1931 года жилой

фонд города составлял 518 тыс. м2. Из этих 518 тыс. м2 50 тыс. м2 (9,65 %) из-за ветхости совершенно не использовалось. Получается, что в эксплуатации находилось только 468 тыс. м2, что при перенаселенности города в 110 тыс. человек составляло всего лишь 4,3 м2 на одного человека.

В первые годы второй пятилетки строительство нового жилья в городе Пензе осуществлялось в незначительном объеме. Так, например, за 1933-1934 гг. жилищной кооперацией построено и введено в эксплуатацию 3200 м2, заводом имени Фрунзе - 10 665, бумажной фабрикой «Маяк революции» - 617, железнодорожным транспортом - 2000 м2. Таким образом, всего было введено в эксплуатацию 16 482 м2 вновь построенного жилого фонда [2]. В целом динамику жилищного строительства в Пензе можно проследить по следующей таблице (см. ниже).

Исходя из таблицы, мы наблюдаем расширение жилого фонда в городе Пензе за годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) на 350 тыс. м2, то есть на 63,6 %. За этотже период городское население увеличилось на

22 тыс .человек (17,2 %). Следовательно, кконцу1937года жилищная норма на одного человека составляла 6 м2, что на 39,5% больше чем в 1932 году. Однако все равно данная норма не соответствовала общегосударственным санитарным требованиям в 8,5 м2 [4]. И это свидетельствовало о том, что темпы строительства нового жилья отставали от потребностей населения.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Таблица 1

Динамика жилищного строительства в Пензе за 1933-1937 гг. [3]

Наименование показателей Ед. измерения 1932 год 1933 год 1934 год 1935 год 1936 год 1937 год

Жилой фонд к концу года тыс. м2 550 554 620,0 700,0 793,0 900,0

Население на конец года тыс. чел. 128 130 135,0 140,0 145,0 150,0

Норма на 1 человека м2 4,3 4,3 4,6 5,0 5,5 6,0

Кроме того, необходимо отметить следующий факт: жилищная норма на одного человека в одних районах города была выше, в других ниже. Как мы уже отмечали выше, в среднем по городу Пензе к концу 1934 года данный показатель составлял 4,6 м2, а в районах, расположенных около промышленных предприятий и железной дороги (завод им. Фрунзе, бисквитная фабрика, депо Московско-Казанской железной дороги), перенаселение было очень высоким, жилищная норма здесь достигала 3,2-2,5 м2 на человека. В связи с этим в 1934 году завод им. Фрунзе начал строительство четырех жилых домов общей жилой площадью 6311 м2, бумажная фабрика «Маяк Революции» - дом площадью 400 м2, лесзавод № 18 - 120 м2, Рязанско-Уральская железная дорога - 1152 м2 [5].

В середине 1930-х гг. жилищный кризис обострился до такой степени, что преодолеть его без кардинальных мер было невозможно. Так, в 1935 г. президиум Пензенскогогорсоветавынужденбылдажеобратитьсяк правительству с просьбой: о снижении в Пензе предельной нормы жилой площади до 5 м2 на одного человека; о приостановлении действия постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 16 августа 1926 г. об ограничении принудительного уплотнения и переселения на квартиры; о разрешении изъятия 20% жилойплощади в тех частновладельческих домах, где это изъятие может дать отдельное помещение не меньше 5 м2; о разрешении применения этих положений сроком до 1 января 1937 г. [6].

В условия такого острого жилищного кризиса в городе практически не оставалось свободной площади. В некоторых случаях под жилье предоставлялись школьные помещения, здания лечебных учреждений. Иногда под квартиры использовали подвалы, полуподвалы, темные и сырые комнаты, непригодные к жилью в санитарном отношении.

В более благоприятных условиях из всего городского населения находились рабочие, которым квартиры предоставляли предприятия. Но таким жильем было охвачено около 1 /3 всех рабочих семей по РСФСР, остальные же находились в значительно худших условиях [7]. Недостаток жилья и тяжелые жилищные условия способствовали текучести рабочей силы в промышленности, что приводило к уменьшению количества квалифицированных рабочих на предприятиях и в итоге к снижению уровня всего производства. Вследствие этого руководство предприятий пыталось обеспечить жильем в первую очередь квалифицированных специалистов, чтобы удержать

их на производстве, а только затем рабочих. Главной целью ставилось постепенное стягивание рабочих жилищ к центру производства. В жилищно-арендных кооперативных товариществах (ЖАКТах), прикрепленных к предприятию, квартиры предоставлялись исключительно тем рабочим и служащим, которые на нем работали.

Жилищное строительство развивалось очень медленно и шло главным образом по линии промышленных предприятий, городское же строительство почти отсутствовало. Основной причиной этого была недостаточность капиталовложений.

Правительство в октябре 1937 г., заботясь об улучшении жилищных условий трудящихся, внесло постановление «О сохранении жилого фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» [8]. В нем указывалось на неэффективность форм жилищной кооперации и указывалось на их недостатки. Отмечались массовые перестройки в домах ЖАКТов, в частности передел общих кухонь под жилые помещения.

Однако, несмотря на это постановление, все равно наблюдается разрушение жилых помещений. Так, в газете «Сталинское знамя» в 1939 году появилась заметка под заголовком «Разрушают жилые помещения». В ней говорилось о том, что разрушать жилищные фонды никому не дано. Однако домовладелец Зубцов Н. И., проживающий по адресу г. Пенза, ул. Кузнечныйпорядок, дом14,квартира 1, хищнически эксплуатирует свои дома, полезная площадь которых составляет 200 м2. С начала Октябрьской революции он не проводил никакого ремонта. Зубцов продал один флигель за 20 тыс. руб., но чтобы не платить госпошлины с этой суммы, в договоре поставил 7 тыс. руб. [9].

Жилая площадь по г. Пензе к началу 1939 года составляла 621,2 тыс. м2. В городе, по данным переписи, в это же время проживало 157,2 тыс. человек. Следовательно, на душу населения приходилось 4 м2. Мы наблюдаем резкое сокращение этого показателя по сравнению с 1937 г. на 2 м2 (33,3 %).

Принадлежность жилой площади города к фондам местных советов, промышленности, транспорта, кооперации и личной собственности характеризует таблица № 2 [10].

Приведенные в таблице данные свидетельствуют об относительно небольшом приросте жилой площади, за год увеличившейся только на 1,3 %. Это было совершенно недостаточно для областного центра, население которого выросло на 8 %. Рост города в основном вызывается развитием промышленности, а в 1939 году он усилился благодаря образованию Пен-

23 2011 .

Таблица 2

Распределение жилой площади города Пензы (в тыс. м2)

Наименование показателей На 1 января 1939 г. На 1 января 1940 г.

1. Фонд местных советов 265,0 267,3

2. Фонд госпромышленности 49,7 50,7

3. Фонд транспорта 12,2 12,2

4. Фонд кооперации 5,6 5,6

5. Фонд личной собственности 266,6 271,4

6. Прочее 22,1 21,9

ИТОГО 621,2 629,1

зенской области [11]. В частности в течение 1939 года в эксплуатацию сдано 2 новых дома: на 12 и 8 квартир, ряд нежилых помещений был переоборудован под жилые, в результате чего жилой фонд повысился на

3.1 тыс. м2. Однако промышленность вела жилищное строительство недостаточными темпами. Совершенно не осуществляли никакого строительства железнодо-рожныйтранспортикооперативныеобщественныеор-ганизации. В основном прирост жилой площади происходил за счет индивидуального сектора (4,8 тыс. м2), жилой фонд которого за год вырос на 2,2 %.

К началу 1940 года население Пензы увеличилось до 170,9 тыс. человек, а жилой фонд составлял

629.1 тыс. м2, увеличившись за предыдущий год на 7,9 тыс. м2 (1,3 %) [12]. Следовательно, норма жилья на душунаселениясоставляла3,7м2.Такимобразом,даже по сравнению с 1939 г. жилищная норма сократилась.

Даже в целом по СССР жилищное строительство при абсолютном увеличении не поспевало за темпами роста городского населения. И несмотря на то, что за три года предвоенной пятилетки в городах и поселках городского типа было введено в эксплуатацию 42 млн. м2 жилой площади, нарастал острый жилищный кризис. В среднем на одного горожанина в 1940 г. приходилось 6,3 м2 полезной площади жилищ, а в ряде городов и того меньше [13]. Новые пополнения рабочих, прибывающих из деревень, проживали преимущественно в бараках, полуподвальных помещениях и даже в землянках.

Такимобразом,жилищнаяпроблемав1930-егоды в Пензе, как и в целом по стране стояла очень остро. Увеличение численности городского населения опережало прирост жилплощади в несколько раз. Норма жилья на

душу населения снижалась,несмотря на предпринимаемые государством меры. Следствием нехватки жилья была текучесть кадров, что сказывалась на работе промышленных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меерович М. Г. Наказание жилищем: жилищная политика в СССР как средство управления людьми (1917-1937 годы). М.: РОССПЭН, 2008. С. 6.

2. ГосударственныйархивПензенскойобласти(ГАПО). Ф. Р - 453. Оп. 1. Д. 870. Л. 99.

3. ГАПО. Ф. Р - 453. Оп. 1. Д. 1607. Л. 5.

4. Российскийгосударственныйархивэкономики(РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 35. Д. 133. Л. 141 об.

5. ГАПО. Ф. Р - 453. Оп. 1. Д. 870. Л. 100; Д. 1607. Л. 101.

6. ГАПО. Ф. Р - 453. Оп. 1. Д. 2173. Л. 24 об.

7. ГАПО. Ф. Р - 453. Оп. 1. Д. 3093. Л. 121; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5515. Оп. 29. Д. 176. Л. 34.

8. Отдел фондов общественно-политических организаций Государственного архива Пензенской области (ОФОПО ГАПО). Ф. 37. Оп. 1. Д. 272. Л. 200; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 2. (1929-1940 гг.). С. 617-627.

9. Разрушают жилые помещения // Сталинское знамя. 1939. 6 мая. № 59 (6715). Л. 3.

10. ГАПО. Ф. Р - 2377. Оп. 1. Д. 16. Л. 2, 9-10.

11. 4 февраля 1939 года была образована Пензенская область // См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. 23 февраля. № 4 (27). С. 1.

12. ГАПО. Ф. Р - 2002. Оп. 2. Д. 13. Л. 18 об; Ф. Р - 2377. Оп. 1. Д. 16. Л. 2.

13. РГАЭ. Ф. 8115. Оп. 5. Д. 268. Л. 61; Народное хозяйство СССР. М., 1956. С. 162-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.