УДК 665.583
Жевательная резинка: классификация, виды
О.А. Рязанова, д-р. с.-х. наук, профессор
Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Жевательная резинка (ЖР) - продукт, состоящий из несъедобной эластичной основы и различных вку-соароматических и лечебно-профилактических добавок, с внесением красителей или без них. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается [1].
Первые сведения о появлении ЖР датируются V!!-!! веком до н.э. Она была найдена во время раскопок в Северной Европе и представляла собой куски доисторической смолы с отпечатками человеческих зубов. Древние греки жевали смолу дерева мастика. А индейцы майя около тысячи лет назад для очищения зубов и свежести дыхания использовали застывший сок дерева саподилла, высушенный сок гевеи (каучука), англичане - сок елейного дерева, древнюю жвачку готовили также из сосновой смолы и пчелиного воска [2].
В Южной Америке индейцы, современники майя, жевали смолу хвойных деревьев. Эту привычку переняли у них белые поселенцы, и создали свой вариант ЖР - из смолы хвойных деревьев и пчелиного воска. После открытия Америки Колумбом об этих технологиях узнали и жители Европы. В том виде, в котором она знакома нам сейчас, ЖР появилась уже в США [3].
В 1848 г. американец Джон Кёртис решил открыть промышленное производство ЖР из сосновой смолы. Позже Кёртис стал добавлять в свои изделия парафиновые ароматизаторы. Постепенно их производство расширялось, но продажи были низкими из-за наличия в резинках примесей, которые трудно было удалить из смолы. Новую жизнь ЖР (уже на основе каучука, а не сосновой смолы) получила в 1869 г., благодаря изобретателю Томасу Адамсу, который изобрел и запатентовал машину для ее автоматического производства. Тогда же он предложил добавлять экстракт лакричника для улучшения ее вкуса и увеличения продаж. В 1942 г. Н.Кп1дИ1оп впервые
сообщил об очищающем действии ЖР [4].
В 1928 г. химик Уолтер Димер создал еще одну разновидность ЖР -«баббл гам» (bubble gum), которая позволяла легко выдувать пузыри. Это изобретение позволило сделать жвачку популярной не только среди взрослых, заинтересованных в приятном запахе изо рта, но и детей, которые открыли для себя новый способ развлечения. За счет своих научных знаний Димер смог усовершенствовать изобретение самоучки Фрэнка Флира (жвачка Флира, созданная в 1906 г., имела нестойкий вкус, была бесцветной и поэтому не пользовалась спросом). Димер добавил в жвачку красители и добился высокой прочности пузырей [5].
В последнее время возрос интерес к применению ЖР как средств, обладающих дезодорирующими свойствами и лечебно-профилактической эффективностью. ЖР традиционного состава обладает очищающими свойствами, оказывает освежающее и дезодорирующее действие. В состав ЖР стали включать абразивы, например, фосфаты натрия и кальция, углекислый кальций, каолин и др. Предложены ЖР, предупреждающие отложение зубного налета.
За последние 15-20 лет в таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Япония, Франция, увеличился выпуск ЖР, содержащих биологически активные добавки (реминера-лизующие компоненты, витамины, ферменты, поверхностно-активные вещества экстрактов лекарственных растений) [6].
На мировом рынке основные компании по производству ЖР - Wrigley и Cadbury. На российском рынке у них нет серьезных конкурентов. Так, в настоящее время на бренд Orbit приходится около 70 % всех продаж жевательной резинки компании Wrigley и, соответственно, половина всего рынка жевательной резинки России.
К 2017 г. аналитики американской исследовательской компании Global Industry Analysts, Inc. (GIA) прогнозируют мировому рынку ЖР рост до 23,1 млрд долл. США. На увеличение
стоимости этого сегмента значительное влияние окажут продукты, сконцентрированные на пользе для здоровья, инновационных вкусах, а также те, которые имеют большие рекламные бюджеты и масштабные компании по продвижению [17].
Ожидается, что совокупный среднегодовой мировой темп роста рынка ЖР в последующие пять лет составит 4,9 %. На развивающихся рынках азиатско-тихоокеанского региона, таких как Индия, Китай и Тайвань, по прогнозам Global Industry Analysts, этот показатель за тот же период времени будет еще выше -5,7 %, что обусловлено ростом урбанизации и увеличением расходов на питание.
Рынок ЖР можно разделить на следующие сегменты: жевательной резинки в пластинках и подушечках chewing gum (84,3 % общего объема российского рынка в 1999 г. и 88 % в 2000 г.). В крупных городах доля chewing gum немного выше -около 90 %; рынок мягкой надувающейся жевательной резинки bubble gum составил (15,7 % в 1999 г. и 12 % - в 2000 г.; свою долю имеет рынок лечебно-профилактической ЖР (functional gum).
Среднедушевое потребление ЖР в мегаполисах выше, чем в среднем по РФ. Среди крупных городов отдельно стоят Москва и Санкт-Петербург. Москва потребляет в 2,5 раза больше, чем любой другой город «мил-лионник» в России. Уровень потребления в Санкт-Петербурге составляет 70 % московских объемов, что также значительно превышает средние показатели. Уровень потребления жевательной резинки в Европейской части РФ (за исключением Нечерноземья) в целом выше, чем в Зауралье. В структуре потребления в регионах доля bubble gum выше, чем в крупных городах [7].
Прогноз структуры рынка жевательной резинки в РФ представлен в таблице 1.
По прогнозам Euromonitor International, в ближайшие пять лет рынок ЖР ожидает ежегодный рост на 3 % в стоимостном выражении, и в 2012 г. продажи достигли 938 млн долл. Эксперты Euromonitor International полагали, что рост потребления высококачественной продукции продолжится, поэтому период с 2007 по 2012 г. станет благоприятным для развития этого рынка. В 2007-2012 гг. наиболее динамичное развитие ожидало сегменты функциональной жевательной резинки, не содержащей сахара. Это происходило в силу растущего спроса на полезные для здоровья продукты и боль-
шей осведомленности потребителей о здоровом питании. Согласно прогнозам, ежегодный рост сегмента функциональной ЖР составит более 6 % в стоимостном выражении, причем продукция, не содержащая сахара, пользуется растущей популярностью [8-10].
По оценкам специалистов, потенциальная емкость рынка ЖР в РФ составляет 25 тыс. т в год. Однако в ближайшие годы среднегодовое увеличение потребления вряд ли превысит 5 %. По мнению аналитиков компании Dandy, в течение пятилетнего срока российский рынок вырастет на 30 % и превзойдет докризисный уровень. Однако в ближайшие год - два изменения будут носить плавнопоступательный характер, рост объемов потребления не превысит 5 % в год [10].
Производство ЖР в РФ расположено в трех федеральных округах. Несомненный лидер - Северо-Западный Федеральный округ, где выпускается около 92,4 % товара. Внутри федерального округа есть свои региональные лидеры - Санкт-Петербург, выпустивший 21,2 тыс. т, и Новгородская область с общим объемом, достигшим 9,7 тыс. т. Далеко от лидера отстали Центральный Федеральный округ, производящий 5,8 % отечественной жевательной резинки и Южный Федеральный округ, закрывающий остальной выпуск продукции. В Центральном ФО лидером традиционно остается Московская область, но по общему объему она занимает скромную долю производства в 1,7 тыс. т [11].
Современная ЖР состоит из следующих ингредиентов: эластичная основа (20-30 %), представленная различными смолами и парафином, которые позволяют резинкам легко размягчаться при температуре полости рта; подсластители (60 %) - глюкоза или пищевой сахар, либо саха-розаменители (аспартам, ацикламат натрия, ацесульфам и др.); вкусовые добавки; стабилизаторы состава (как правило, глицерин); ароматизаторы; эмульгаторы; красители; активные ингредиенты - фториды, соли кальция, витамины и пр. [6, 12].
Систематизацию любого вида продукции, в том числе и ЖР, осуществляют посредством использования методов классификации, что позволяет дифференцировать их широкий ассортимент, в полной мере отражая их свойства и признаки.
Классификация (от лат. dassic-разряд, класс и facere- делать, раскладывать) - система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельно-
сти человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов). В технических науках под классификацией понимают разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. С позиции метода товароведения ее следует рассматривать как разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию классификационных признаков, по которым ее проводят [13].
Классификацию любых объектов, в том числе и ЖР, проводят с целью упорядочения и систематизации информации, что позволяет обеспечить системность в формировании классификационных группировок и провести их своевременную идентификацию. Существуют разные подходы в области классификации ЖР, причем традиционный сводится к разделению ее на классификационные группировки по наиболее важным признакам, например, по назначению. Так, согласно классификации С.Б. Улитовского (1999), выделяют простые, гигиенические и профилактические жевательные резинки.
Простые ЖР (сахаросодержащие) способствуют очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, обладают кариеспровоцирующим действием за счет снижения рН слюны.
Гигиенические ЖР содержат простые сахарозаменители, способствующие очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, нейтральны в отношении органов и тканей полости рта.
Профилактические (современные) ЖР имеют более сложный состав, в который входят несколько са-харозаменителей и кристаллов типа рго^. Эти резинки обладают очищающими свойствами, нейтрализуют кислоту в полости рта и восстанавливают рН ротовой жидкости [14].
Профилактические ЖР, не содержащие сахара, относят к лечебно-профилактическим средствам гигиены полости рта и в качестве таковых они обязательно должны пройти сертификацию. Обязательная сертификация профилактических ЖР введена Министерством здравоохранения и Госстандартом России (Постановление № 12 от 02 февраля 2001 г.
Таблица 1
Объемы рынка в РФ за 2009-2012 гг. и прогноз на 2013 г., тыс. т
Год Производство Импорт Экспорт Предложение Доля импорта, %
2009 19,9 0,05 1,1 18,5 7
2010 20,8 0,95 1,5 19,5 5
2011 21,8 0,95 1,6 19,5 3
2012 22,8 0,8 1,6 20,5 3
2013 22,8 0,8 1,6 20,5 3
(в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 18.06.2002 г. № 41) и проводится для того, чтобы препятствовать попаданию на рынок некачественной продукции, которая может причинить вред потребителям [2].
По классификации М.А. Николаевой с соавт. (2004), ЖР по назначению предложено разделить на продукцию массового потребления и лечебно-профилактическую, причем в последней присутствуют различные биодобавки, обладающие лечебно-профилактическими свойствами. В зависимости от эластичной основы ее можно подразделить на следующие подгруппы: с твердой, упругой консистенцией (типа чуингам); с мягкой консистенцией (типа бабл-гам); в зависимости от рецептуры -без начинки и с начинкой, с сахаром и без сахара; от способа формования и формы- дражированная (овальной и шарообразной формы) и недражированная (квадратной, прямоугольной формы, в виде подушечек) [1, 15].
Однако в вышеприведенных классификациях учтены не все известные классификационные признаки. В настоящее время имеющиеся в литературе сведения о классификации ЖР носят разрозненный и неполный характер, что вызывает необходимость в систематизации имеющейся информации и разработке на ее основе новой товароведной классификации, которая учитывала бы максимально возможное количество классификационных признаков, с последующим формулированием соответствующих классификационных группировок.
На основании анализа доступной в открытой печати и Интернет-ресурсах нами систематизирована информация и разработана наиболее полная товароведная классификация ЖР [1, 13, 15 ] (табл. 2).
С точки зрения товароведения, принято считать, что жевательная резинка с учетом используемого сырья (сахара) ближе к кондитерским изделиям, производится она на кондитерских фабриках и относится к
Таблица 2
Классификация жевательной резинки
Классификационные признаки Классификационные группировки
По назначению ** Общего Лечебно-профилактического в том числе имиджевая (Airwaves, Aeroeffect и др.); (Wrigley's, Stimorol, X-Cite) отбеливающая, с лечебными свойствами -с доб. фтора и др.
По виду эластичной основы и консистенции** С твердой, упругой консистенцией (типа чуингам) с мягкой консистенцией (типа бабл гам - например, Malabar )
В зависимости от рецептуры* Без начинки; - с сахаром; С начинкой, - без сахара (с сорбитом, ксилитом и др.); 1 (клубника, лайм, арбуз, дыня и др.)
В зависимости от возраста потребителей*** Для детей - бабл гам «bubble gum», т.е. надувающаяся, (Dirol Kids и Orbit for Children; Hubba Bubba; Boomer; Malabar); для взрослых - адьюлт гам (Adult gum)
По способу формования и форме** Дражированная - овальной и шарообразной формы; недражированная - квадратной формы; прямоугольной формы; в виде подушечек и тонких пластинок; в виде кубиков
По способу отделки поверхности*** Без отделки поверхности; с отделкой поверхности (глазированная, текстурированная)
По способу упаковки*** В красочной этикетке, кашированной фольгой и с подверткой из фольги; в упаковке из комбинированных материалов (на бумажной основе, дублированной фольгой); в полимерных контурных блистерах, дублированных фольгой и др.); в пачках, коробках и баночках из полимерных материалов (цилиндрической, квадратной формы с закругленными углами и др.); незавернутая
Примечание: * - традиционный признак; ** - уточненный признак; *** - новый признак.
подгруппе жевательных конфет. С нашей точки зрения, использование различных вкусовых и ароматических добавок позволяет предположить, что она занимает промежуточное положение между кондитерскими и вкусовыми товарами, поэтому в учебниках рассматривается отдельно.
Классификационный признак по назначению считаем целесообразным уточнить и трактовать его как «общего назначения», тогда как М.А. Николаева (2004) предлагала дать его как «массового потребления». ЖР общего назначения, в том числе имиджевую, выпускают торговой марки Wrigley's, Stimorol, X-Cite; лечебно-профилактического назначения (functional gum) - Airwaves, Aeroeffect и др., в том числе с отбеливающим эффектом, а также с лечебными свойствами (например, фторсодержащие и др.) [1, 3].
По виду эластичной основы и консистенции ЖР выпускают с твердой, упругой консистенцией (типа чуин-гам); с мягкой консистенцией (типа бабл гам), в том числе с тянущейся и способной к надуванию (в виде пузырей, шаров) консистенцией (типа малабар). Как правило, это ЖР детского ассортимента.
В зависимости от рецептуры ЖР производят без начинки, с начинкой
(на плодово-ягодной основе, например, клубника-лайм, или арбуз-дыня), с сахаром и без него. Иногда вместо сахара применяют сахароза-менители - сорбит, ксилит, манит.
При формулировании классификационных признаков, используя традиционные подходы в сочетании с инновационными, следует выделить новые признаки, такие как в зависимости от возраста потребителей, по способу упаковки и др. Так, в зависимости от возраста потребителей можно выделить подгруппы ЖР для детей - типа бабл гам, т. е. надувающаяся, Dirol Kids и Orbit for Children; Hubba Bubba; Boomer; Malabar, а также для взрослых (все остальные). Так, новую ЖР для детей Malabar выпускают в упаковках по одному и по четыре кусочка, а также в виде драже. Возможно, ЖР Malabar в ближайшем будущем сможет составить достойную конкуренцию марке Hubba Bubba [16].
По способу отделки поверхности выпускают без отделки поверхности, а также с отделкой поверхности (глазированная, текстурированная). В качестве глазури используют, например, воск карнаубский и пр. Текстурированная (неглазированная) по массе ЖР предполагает сочетание двух или более цветов, т. е. помимо белого она
может быть в сочетании с розовым или иными цветами одновременно, в виде равномерно распределенных по массе цветовых полос. Как правило, текстурирование свойственно для ЖР детского ассортимента.
По способу формования и форме ЖР может быть дражированной -овальной и шарообразной формы и недражированной - квадратной, прямоугольной формы, в виде подушечек, тонких пластинок прямоугольной формы, а также в виде кубиков. Так, японская ЖР Marukawa производится на заводе в г. Нагоя (Япония) с 1948 г. Эта ЖР (со вкусом дыни) обладает насыщенными вкусовыми свойствами и является одним из представителей семейства «Bubble Gum», ее выпускают в форме кубиков [5].
По способу упаковки ЖР бывают в красочной этикетке из вощаной бумаги в виде пачки, кашированной фольгой и с подверткой из фольги; из комбинированных материалов - в полимерных блистерах (контурных ячейках), упакованных в красочную этикетку на бумажной основе; в полимерных контурных блистерах, дублированных фольгой и др.); в красочных коробках и баночках из полимерных материалов различной формы - цилиндрической, квадратной (уплощенной с боков) - с закругленными углами; выпускают также незавернутую (преимущественно детского ассортимента), реализуемую посредством полуавтоматов - из специальных барабанов, которые приводятся в действие ручным приводом. После оплаты одной монеткой нажимают на рычаг и ЖР выпадает из барабана.
Таким образом, в разработанной инновационной классификации ЖР дифференциация проведена по максимально возможному количеству классификационных признаков, что позволяет сгруппировать их в соответствующие классификационные группировки. Следует отметить, что в связи с совершенствованием технологий и появлением новых видов ЖР количество классификационных признаков будет только возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карташова, Л.В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения/Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печни-кова. - М., 2004. - С. 770.
2. http://www. calend.ru/event/4564/
3. http://ast752.ru/poleznii-sovet. php?id=7
4. http://docs.cntd.ru/document/ 901751351
5. http://sushi-master.ru/product/848"
6. http://www.kazedu.kz/referat/ 129533.
7.http://www.google.ru/url?q = http://www.cfin.ru/press/practical/ 2001-05/06.shtml %3Fprintversion&sa = U&ei= LJ16UcPMK6io4gSzwIDgDA& ved= 0CBoQFjAA&usg=AFQjCNE0v1 vdJ-Px5ZY80d3-k1o0MfkJbw
8. http://www.sptc.ru/perl/show-file.fcgi?fsmode=articles& filename= 20130313.html
9. http://student.zoomru.ru/market/ analiz-reklamnoj-strategii-dlya-prodvizheniya/102214.822566.s3. html
10. http://www.cfin.ru/press/ practical/2001-05/06.
11. http://tebiz.ru/news-mi/news-marketchewinggum-3.php
12. shtml9. www.vmk-mtd.com/ konserv/698
13. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник для вузов/В.В. Шевченко [и др.]/—
М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001. - C. 8.
14. http://zubochist.ru/glossary/ 15/chewing-gum-dental
15. Рыжакова, А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских то-варов/А.В. Рыжакова. - М.: Издательский дом «Академия», 2005. -С. 96-97.
16. http://megapolis-ural.ru/cgi-bin/articles/view.cgi?id=1171
17. http://candynet.ru/news/id/ 1401
Жевательная резинка: классификация, виды Ключевые слова
жевательная резинка; классификация; классификационные признаки; мировой и российский рынок.
Реферат
В статье приведены краткие сведения о происхождении жевательной резинки, а также о состоянии мирового и российского рынков жевательной резинки. Предложена инновационная классификации продукта с выделением основных классификационных признаков и сформулированных соответствующих классификационных группировок.
Авторы
Рязанова Ольга Александровна, д-р. с.-х. наук, профессор Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 650099, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 39; оНаг1710@таП.ги
Chewing Gum: Classification, Types Key words
chewing gum; classification; classification signs; world and Russian market.
Abstracts
Short data on an origin of chewing gum, and also on a condition of the world and Russian markets of chewing gum are provided in article. It is offered innovative to product classification with allocation of the main classification signs and formulated corresponding classification groups.
Authors
Ryazanova Olga Aleksandrovna, Doctor of Agricultural Science, Professor
Kemerovo Institute (Branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, 39, Kuznetskiy Pr., Kemerovo, 650099, [email protected]