Научная статья на тему 'ЖЕСТОКОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ЖЕСТОКОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЖЕСТОКОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / CRUELTY / PROFESSIONAL DEFORMATION / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / PROFESSIONALISM / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якимова К.А.

В статье освещается проблема жестокости сотрудников правоохранительных органов, которая является актуальной для психологического обеспечения служебной деятельности. Жестокость рассматривается как результат профессиональной деформации личности сотрудника правопорядка. Целью данного исследования является выявление причин жестокости, как деструктивного поведения, способов профилактики данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якимова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRUELITY IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL DESTRUCTIONS OF EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT BODIES

The article highlights the problem of cruelty of law enforcement officers, which is relevant for the psychological support of official activity. Cruelty is seen as the result of the professional deformation of the personality of a law enforcement officer. The purpose of this study is to identify the causes of cruelty, as destructive behavior, ways to prevent this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УДК 159.923 (075.8)

ЖЕСТОКОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Якимова К.А., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: yakimova.ru@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье освещается проблема жестокости сотрудников правоохранительных органов, которая является актуальной для психологического обеспечения служебной деятельности. Жестокость рассматривается как результат профессиональной деформации личности сотрудника правопорядка. Целью данного исследования является выявление причин жестокости, как деструктивного поведения, способов профилактики данного явления.

Ключевые слова: жестокость, профессиональная деформация, деструктивное поведение, профессионализм, правоохранительные органы.

«Выбивание» показаний у подростков в Забайкальском крае, насилие шампанским в ОВД «Дальний», «выбивание» показаний током в Бурятии... Страницы газет пестрят подобными заголовками.

Согласно статистическим данным, в 2007 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около 3 тысяч письменных обращений лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ИВС) органов внутренних дел, следственных изоляторах (СИЗО), тюрьмах и других исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), медицинских учреждениях закрытого типа. Свыше трети поступивших обращений содержали жалобы на незаконные действия сотрудников исправительных учреждений, такие как избиения, пытки, необоснованное применение специальных средств и методов и др.

Проблема жестокости, которая проявляется у сотрудников правоохранительных органов, таким образом, представляется крайне актуальной, рассмотрение причин её возникновения и путей профилактики подобных явлений может быть рассмотрена как важная проблема психологического обеспечения служебной деятельности.

Жестокость часто рассматривается как проявление профессиональных деструкций. Весьма красноречивы в этом плане результаты исследований, проведенных кандидатом психологических наук, начальником психологической службы УФСИН России по Тульской области Дорошенко И.С., свидетельствующие о высоких показателях физической (53 % от общего числа обследованных) и вербальной жестокости (62 %) сотрудников исправительных учреждений.

Влияние профессиональной деятельности на личность изучается с конца 19 века и до наших дней эта тема не теряет своей актуальности. Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013) [1].

Следует отметить, что на данном этапе в литературе не найти однозначной трактовки понятия профессиональная деформация и единых критериев для ее распознавания. Одни авторы раскрывают это понятие через возникновение личностных черт, отрицательно

влияющих на служебную деятельность, поведение и нравственно-правовую сферу сотрудников. Вторые полагают, что профессиональная деформация представляет собой комплекс изменений личности в целом. Третьи связывают ее с искажением моральных принципов и уставных требований, которые возникают в связи с исполнением функционально-ролевых обязанностей, например, делегированием их части во внеслужебные отношения. Особо популярными считаются взгляды на профессиональную деформацию как результат влияния сугубо субъективных качеств узкого специалиста на его же свойства как личности в структуре целостной индивидуальности. Существуют и более общие формулировки, раскрывающие это понятие через особенности профессиональной адаптации личности, включающие комплекс сопряженных с профессиональной деятельностью негативных явлений [2].

Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин «профессиональные деструкции» (Э.Ф. Зеер, С.А. Дружилов) [4].

Существует два компонента, на которых строятся профессиональные деструкции:

1) Изначальные склонности человека. Данный компонент говорит о том, что человек изначально имеет особенности характера и черты личности, присущие представителям профессии, которую он в итоге выбрал для себя. Они могут осознаваться, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (желание защищать людей) или же быть неосознанными, подавляться и скрываться (интерес к частной жизни других людей).

2) Собственно профессиональные деструкции. В данном компоненте имеется в виду, что профессиональная деятельность развивает личностные особенности человека и выделяет их. Иногда (в случае с подавляемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает, поощряет их проявление. Именно поэтому изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они выполняют роль «почвы», на которой в последующем может проявить свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация может начаться уже во время учебы, когда у студентов разрушаются их установки и стереотипы и формируется профессиональное восприятие мира [3].

Из этого следует, что профессиональная деятельность не может полностью изменить личность человека, лишь деформирует уже имеющиеся её свойства. Положительные качества, например, желание помогать людям, могут деформироваться из-за разочарованности в собственных возможностях - я работаю в полиции уже 3 года, но не предотвратил ни одного убийства/ограбления; поймал преступников, но на смену им появились новые и т.д. А подавляемые качества, наконец, нашли для себя достойное проявление «на благо общества». Например, при деформации желательные качества могут проявиться в новом амплуа: желание справедливости с осознанием ограниченности средств ее достижения может перерасти в самосуд.

Как вывод, мы можем предположить, что профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Другими словами, можно сказать, что у человека складывается определенный паттерн поведения, вызванный особенностями его работы, который нарушает его продуктивность и мешает нормальным взаимоотношениям во всех сферах жизнедеятельности и даже способствует деградации личности.

У сотрудников правоохранительных органов для развития профессиональных деструкций существует довольно большое число факторов деятельности и окружающей среды, которые обостряются постоянными конфликтными и стрессовыми ситуациями. Для борьбы с последними сотрудник полиции, сам того не замечая, начинает подавлять свои

переживания и эмоции, которые впоследствии являются причинами формирования, в большинстве случаев, отрицательных черт характера, таких как, например, жестокости.

По мнению специалистов, одной из самых частых причин появления профессиональных деструкций является специфика ближайшего окружения и деятельности специалиста. Если говорить о сотрудниках внутренних органов, регулярно встречаясь с различными противоправными действиями, у них, зачастую, формируется нетерпимость, неоправданная жестокость к окружающим. Другой причиной, не менее важной, является разделение труда и узкая специализация профессионалов. В этом случае ежедневная работа на протяжении длительного времени формирует не только профессиональные знания, но и привычки поведения, а также определяет стиль мышления и общения вне рабочего места. Еще И. И. Карпец отметил, что «... не меньшей трагедией для сотрудников милиции является то, что они подвержены обратному влиянию самого преступного мира. Они видят зло насильственной преступности и сами привыкают к применению насилия» [7].

Одним из классических примером жестокости, как следствия профессиональной деятельности, служит Стенфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо. Он представлял собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и, что для нас важно, на влияние навязанной социальной роли на поведение. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале университета. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям. В ходе эксперимента несколько охранников все больше и больше превращались в садистов - особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Эксперимент был прекращен, ввиду его неуправляемости через 6 дней. А что тут говорить о людях, которые вынуждены иметь дело с преступниками все свое рабочее время [5].

Рассмотрев понятие и особенности профессиональных деструкций, мы можем сделать вывод, что жестокость часто является их результатом и, в зависимости от факторов ее вызывающих, может являться как свойством личности, так и паттерном поведения.

Рассматривая экстремальные факторы, провоцирующие жестокость сотрудников правоохранительных органов, необходимо выделить следующие:

1. Контингент правонарушителей. Среди преступников удельный вес лиц с психическими аномалиями составляет 20-25% (без учета наркоманов, алкоголиков и токсикоманов). Неадекватное поведение таких лиц часто не оставляет выбора представителям власти и вынуждает применять силу, например, при задержании.

2. Специфика нравственной сферы. Сотрудники ОВД обладают особенностями нравственной сферы, которые отличают их не только от преступников, но и от законопослушных граждан. Они должны быть эмоционально отчуждены от ситуации, благодаря личной ответственности за себя и свои действия, отрицании «анархизма» в морали, недопустимости достижения «добрых» целей «злыми» средствами. Но если сотрудник эмоционально неустойчив, достаточной отчужденности они не могут добиться, и на ее место приходит нетерпимость, жестокость, приверженность позиции «цель оправдывает средства». Сотрудник начинает сам определять, что хорошо, а что плохо.

3. Профессионально-нравственная деформация благодаря частому взаимодействию (по роду службы) с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытанию больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Возникающие в данном случае дезадаптационные расстройства, зачастую приводят к неадекватному поведению, в котором имеет место и жестокость.

4. Деградация личности из-за сужения круга интересов, потребностей и снижения их уровня, «огрубления» личности в целом, что, опять же, может послужить причиной жестокости.

5. Осознание власти. Вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно

снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи.

6. Стереотипная социальная роль. Зачастую сотрудников правоохранительных органов показывают не в лучшем свете. Осознание человеком того, как к нему относятся окружающие, не знающие всех особенностей его деятельности, меняет психологию и поведение человека, побуждая действовать на основе социальных стереотипов и экспектаций.

Мы рассмотрели основные экстремальные факторы, под воздействием которых, в определенных условиях, проявление жестокости является вполне очевидным следствием. Теперь рассмотрим, как предупредить это явление или при первых проявлениях жестокого поведения помочь сотруднику.

В научной литературе рассматриваются два вида профессиональной деформации: деформация личности и деформация деятельности, благодаря чему возможно рассматривать данное явление как обратимое последствие. Выявление деформации личности (как диагноз) в большинстве случаев означает прекращение профессиональной деятельности, в то время, как выявление в поведении, сопровождающем трудовую деятельность, деструктивных элементов и связей позволяет предложить систему воздействий, направленных на исправление деструктивного поведения и оптимизацию профессиональной деятельности [9].

На практике существует три группы факторов, препятствующих появлению деструкций в профессиональной деятельности:

Первая группа факторов связана с уровнем культуры сотрудника, за которым следует набор альтернативных моделей поведения, которые находятся в общесоциальных рамках. Сюда же относят цели и ценности человека. Анализ практической деятельности сотрудников ОВД показывает, что ориентация сотрудника исключительно на успех в профессиональной деятельности в скором времени влечет за собой его деформацию. При этом в основном достигают профессионального успеха и остаются не подвержены деформации сотрудники, ориентированные не только на свою деятельность, но и на сохранение хорошего взаимоотношения с коллегами и круга доверительного общения: семьи, друзей. Этот «психологический тыл» позволяет легче переносить нагрузки и быстрее восстанавливаться после них.

Вторая группа факторов связана с устойчивостью личности и уровнем развития качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Устойчивая направленность личности в соответствии с требованиями профессии, развитые коммуникативные способности и волевые качества - основа противостояния любым деформирующим условиям. Устойчивость личности - качество которое можно и нужно воспитывать себе. При этом воспитание родителями так же во многом его определяет, но это никак не генетический признак.

Третья группа факторов - уровень овладения техниками саморегуляции и другими профессиональными психотехниками. Аутогенные тренировки, медитация, техники нейтрализации конфликтов общения, методики ведения переговоров и др.. В настоящее время существует множество «технологий», позволяющих защитить себя от деформирующего влияния собственной профессии. Для этого необходимо знать основы психологии и четко осознавать необходимость психологический защиты [2].

Проблема профессиональной деформации сотрудников ОВД была, есть и будет актуальна до тех пор, пока существуют человеческие взаимоотношения (личные, трудовые).

Профилактика возникновения профессиональных деструкций является важнейшим элементом профессионального развития сотрудников внутренних органов. Кроме этого важна работа психолога в данной сфере, включающая не только психологические, но и организационно-управленческие меры воспитательного характера. Основные задачи, на решения которых направлена работа психолога в правоохранительных органах:

- Развитие у сотрудников профессиональной устойчивости;

- Формирование у сотрудников четкой установки следовать кодексу профессиональной чести (Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г);

- Совершенствование методов управления, работа с руководителями;

- Формирование морально-психологического климата в подразделениях.

Литература

1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: - СПб.: Речь, 2004. -

272 с.

2. Дорошенко, И.С. Об опыте формирования антиманипулятивного поведения у сотрудников УИС // Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию профессора А.И. Папкина. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН). 2012. -С.148-149.

3. Дружилов, С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. - Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2010. - 260 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. -Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

5. Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев - М: Альпина нон-фикшн, 2017 - 744 с.

6. Зубова, Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 175 с.

7. Зубова, Л.В. О природе агрессивности личности / Л.В. Зубова // Вестник ОГУ. -2004. - № 5. - С. 27-33.

8. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном Российском обществе с позиции интегрального подхода /Л.В. Зубова, А.А. Харькова // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2 (151). - С. 96-100.

9. Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности: введение в теорию социальной патопсихопедагогики / Е.В. Руденский. - Новосибирск: Институт психологии личности, 1998. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.