5. Mavrenkova, E.A. Kriminal'naya psihologiya: uchebnoe posobie.Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta, 2011. 96 s.
КРУПЕИНИКОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРВИЧ - кандидат философских наук, заведующий кафедрой частного права, доцент Государственный гуманитарно-технологический университет.
KRUPEYNIKOV, KONSTANTIN V. - Ph.D. in Philosophy, Head of the Private Law Department, Associate Professor, State Humanitarian-Technological University ([email protected]).
УДК 343.58
БЕЛЯСОВ С.Н.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: животные, жестокое обращение, охрана животных, государство, закон, ответственность, продажа животных, уголовная ответственность, международное право.
В статье проведен анализ международного и национального законодательства в области защиты животных. Сделан вывод о необходимости решения таких вопросов в специальном федеральном законе, посвященном ответственному обращению с животными, который охватил бы проблемы защиты животных от жестокого обращения, а также защиты человека от опасностей и неудобств, связанных с содержанием животных в населенных пунктах и других местах, где они соприкасаются непосредственно с людьми. Следует принять закон «О защите животных от жестокого обращения». Необходимо придать животным особый правовой статус, чтобы они не были приравнены к вещам. Нужно ввести административную ответственность за жестокое обращение с животными, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния; ужесточить уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, а именно перевести категорию данного преступления из преступления небольшой тяжести, в категорию преступлений средней тяжести.
BELYASOV, S.N.
ANIMAL ABUSE: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Keywords: animals, animal abuse, protection of animals, state, responsibility, selling of animals, criminal responsibility, international law.
In this article the author analyzes international and national legislation in the field of animal protection. It is concluded that there is necessity for a decision such issues in the Federal Act concerning responsible way of treating animals, this Act would cover both aspects: the protection of animals from abuse and the protection of humans from the dangers and disadvantages of keeping animals in settlements and other places where they come into direct contact with humans. It should adopt the law "On the protection of animals from abuse." It is necessary to give the animals a special legal status, so that they are not equated with things. It is necessary to introduce administrative responsibility for cruel treatment of animals, if such actions do not contain a criminal offense; to toughen the criminal liability for cruel treatment of animals, namely, to transfer the category of this crime from a crime of small gravity to the category of crimes of medium gravity.
В Российской Федерации очень большое количество законов, которые защищают права людей и справедливо наказывают преступников в зависимости от тяжести причиненного ими вреда. Но, к сожалению, в современных законах очень мало говорится о братьях наших меньших! И таким образом мы своими же руками подвергли животных опасности.
Как всем известно, система особенной части уголовного права в Российской Федерации строится на основе иерархии ценностей, защищаемых уголовным законом. На протяжении всей истории России иерархия ценностей не раз менялась. Длительное время главной ценностью для государства была вера и на первое место, как самое страшное преступление, закон ставил преступления против веры, позднее первое место в иерархии ценностей заняло государство, и преступления против государства заняли первое место в уголовных законах. Государство считалось главным «сокровищем», которое должен охранять уголовный закон. В настоящее время иерархия ценностей следующая: личность - общество - государство. В современном обществе такой подход считается наиболее приемлемым. Поэтому Уголовный Кодекс Российской Федерации ставит на первое место преступления против личности. Иерархию ценностей можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится личность. Все остальные ступени пирамиды занимают экономика, общественная безопасность и общественный порядок, государственная власть и т.д. Будет ли прочно стоять пирамида, в которой нижние ступени разработаны некачественно?
Жестокое обращение с животными по Уголовному Кодексу Российской Федерации относится к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (Раздел 9 Уголовного Кодекса Российской Федерации). Это, примерно, средняя ступень пирамиды ценностей. Существует статистика, подтвержденная государственным научным
центром социальной и судебной психиатрии имени Владимира Петровича Сербского, согласно которой 85% серийных убийц начинали именно с издевательств над животными, а потом уже переходили на людей. Известный российский психиатр, принимавший активное участие в розыске Чикатило, Александр Бухановский считал, что у более 60% будущих серийных убийц наблюдается специфически жестокое отношение к животным [1. с.284]. Если приводить как пример самых страшных преступников, то большинство из них проявляло «чрезмерное внимание» к животным, а именно явную склонность к издевательству над животными, иными словами большая часть серийных убийц еще в детстве проявляла склонность к зоосадизму. Они птицам скручивали головы, всячески издевались над кошками и собаками и над многими другими животными. Советский серийный преступник и педофил Анатолий Емельянович Сливко, совершавший свои ужасные преступления в период с 1964 по 1985 гг. уже в детстве охотно помогал родителям разделывать кроликов. Другой известный советский убийца-насильник, убивший много людей для того чтобы скрыть изнасилования в период с 1984 по 1985 гг. - Кулик Василий Сергеевич в детстве со своим другом вешал кошек, а российский маньяк Пичушкин Александр Юрьевич еще в детстве любил втыкать птицам палки в голову. И таких примеров, к большому сожалению, очень и очень много.
Животное не может ответить - не может дать сдачи, не может защитить себя так, как это может сделать человек - это, скорее всего и является главной причиной того, почему в большинстве случаев будущие серийные убийцы начинают именно с животных. Допустим, собака может покусать, но все же человек сильнее. Также можно уверенно говорить о том, что такие животные как кошки и собаки очень часто относятся с доверием к человеку, и бывает, что именно это доверие ведет к их гибели.
В настоящее время законодательство о защите животных, на наш взгляд, не разработано должным образом. По законодательству Российской Федерации, максимальное наказание, которое может получить живодер, - это 2 года лишения свободы. При этом осужденных именно к лишению свободы по статье 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации очень мало. В 2009 осуждено 161 человек, 2010 - 83 человека, 2014 - 68 человек, 2015 - 78 человек [2].
Справедливо считать такое наказание слишком мягким, особенно если подумать о том, что из этих живодеров в будущем могут получиться серийные убийцы. Вот и выходит, что из-за того, что братья наши меньшие не находятся под должной защитой, в дальнейшем, с большой вероятностью, может пострадать сам человек, а человек как раз и является высшей ценностью нашего государства.
Важно поменять само отношение к животным. Статья 137 Гражданского Кодекса Российской Федерации гласит, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Приравнивать животных к имуществу не правильно, животные не могут быть вещью. Мы - люди, полностью владеем их жизнью, мы может продать, купить, подарить. Человек распоряжается жизнями животных вплоть до усыпления. С одной стороны, это конечно хорошо, ведь у хороших хозяев животное находится под защитой. Но с другой стороны, это подталкивает отрицательных людей, к жестокому обращению с животными. Такие люди считают, что животные находятся в их собственности, и они могут делать с ними все, что им вздумается. Поэтому для животных следует принять особый правовой статус, чтобы они не были приравнены к вещам.
Конечно, жестокое обращение с животными встречалось на протяжении всей истории человечества, и будет встречаться. Полностью этот вид преступления не искоренить, как и любое другое преступление. Но в последнее время случаи зоосадизма значительно увеличились, вероятнее всего этому, и причина то, что в России нет подходящего наказания за данное преступление, и в большинстве случаев ответственность за жестокое обращение с животными не наступает вообще. Мирошнеченко В.С. отмечает, что достаточно трудно раскрыть данное преступление, до правоохранительных органов доходят преимущественно только те случаи жестокого обращения с животными, которые были выложены в социальные сети или средства массовой информации [3, с.5].
1 декабря 2016 года в своем послание Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, уделил внимание данной проблеме. По словам Президента: «Важно, чтобы гражданское общество активно участвовало и в решении таких
задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными» [4]. Можно уверенно говорить, что есть толчок, что данная проблема начнет разрешаться. Есть надежда, что будет принят закон «О защите животных от жестокого обращения», что для животных примут особый правовой статус и, конечно же, ужесточат наказание за жестокое обращение с животными.
Преступления, связанные с жестоким обращением с животными, как верно отмечает Китаева В.Н [5, с.12], общественно опасны. Они способствуют падению духовности населения и подрывают основы нравственности. Это преступление содействует продвижению агрессивного отношения к окружающей действительности. В своей работе Кургузкина Е.Б. и Саратова О.В. [6, с.8] говорят о том, что динамика данного преступления не стабильна, в конце 20 века, а именно с 1997 года по 1999 наблюдался рост преступлений, после до 2004 года был спад. Но в период с 2004 по 2006 количество преступлений резко возросло. Позднее наблюдалось снижение зарегистрированных преступлений, связанных с жестоким обращением с животными. Но это снижение произошло по двум причинам:
-в этот период наблюдалось снижение преступности в целом;
- с непониманием значимости работы по выявлению и привлечению к уголовной ответственности, лиц, совершивших данное преступление.
С 2014 года наблюдается небольшое снижение преступлений, сопряженных с жестоким обращением с животными.
Бесспорно, то, что в мире существуют и многие другие проблемы, которые требуют срочного законодательного решения, но нельзя недооценивать данной проблемы и откладывать ее решение на лучшие времена, ведь в дальнейшем, как результат этой недоработки преступность возрастет в разы. Вопрос о том, какой должна быть уголовная ответственность за жестокое обращение с животными был и остается до сих пор остро дискуссионным. Актуальными для России являются не только вопросы, которые связанны с совершенствованием уголовного законодательства, но и определение причин жестокости по отношению к животным, определение новых подходов к оценке преступного поведения, определение личности преступника и выработки мер по профилактике данных преступлений.
В разных странах по-разному регулируется обращение с животными. В одних государствах этому уделяется большое внимание, государства издают различные нормативные акты для регулирования обращения с животными и защиты их от жестокого обращения, в других государствах обращение с животными практически не регулируется. Но все же, так или иначе, практически все государства хоть как-то на законодательном уровне решают вопросы обращения с животными.
Основным документом, который закрепляет и «уравнивает животных» в Европе является «Всемирная декларация прав животных», принятая Международной Лигой Прав Животных в 23 сентября 1977 года в Лондоне [7]. Всемирная декларация основана на «Декларации прав человека» и призвана прекратить убийства и жестокую эксплуатацию над животными, Россия является участником этой декларации. Следующим немаловажным документом, является «Европейская Конвенция по защите прав домашних животных» принятая в 1987 году [8]. На данный момент Россия не является участником этой Конвенции, что затрудняет дальнейшее развитие законодательства в рамках защиты животных. И, как отмечает Богатова Е.В., это упущение оказывает плохое влияние на защиту животных в России [9, с.54].
Конвенция тщательно раскрывает множество проблем, например, такие проблемы как:
- торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных;
- реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия;
- хирургические операции;
- усыпление;
- снижение численности.
В рамках исследования, представляется актуальным рассмотреть, как на законодательном уровне регулируется защита животных в европейских странах.
Так Парламентом Австрии 27 мая 2004 года был принят закон, который считается самым жестким законом в Европе по защите животных «Закон о защите животных» [10].
В соответствии с этим законом, преступлением считаются случаи, когда цыплята содержатся в тесных клетках. Купирование у собак ушей и хвостов строго запрещено, также запрещено связывать домашний скот тугими веревками. Здесь кардинально заметны различия в подходе к вопросу обращения с животными в России и Австрии. То, что в Австрийской Республике считается преступлением, в Российской Федерации вполне приемлемые действия для большинства граждан. Вдобавок к этому, по закону от 27 мая 2004 года в Австрии строго запрещается использовать диких животных в цирках, например, таких животных как львы, тигры, слоны и медведи. Интересно и то, что закон Австрии запрещает держать собак на цепи и водить в ошейнике-удавке, главным образом для выгула собак в Австрии должны использоваться шлейки, которые не душат животное. Также запрещено использовать «невидимый забор», это приспособление, которое бьет током животное, если оно пересекает дозволенные границы. Закон Австрии также беспокоится об условиях для животных в зоомагазинах. По закону от 27 мая 2004 года запрещено держать животных в тесных витринах. В зоомагазинах для животных должны быть созданы комфортные условия, иначе хозяину грозит штраф в размере от 2 до 15 тысяч долларов. Интересно и то, что государство оставляет за собой право конфисковать животное у недобросовестных хозяев, действия которых не соответствуют пониманию гуманного обращения с животными по законам Австрии.
В Швейцарской Конфедерации законодатель также уделяет животным большое внимание. Швейцарию признали чуть ли не ведущим государством Европы по части защиты прав животных. В 2007 году властью Швейцарии, была совершена попытка в качестве эксперимента введения поста «адвоката животных». Гражданин Швейцарии, занимающий данный пост, по задумке должен быть главным защитником животных от жестокого обращения в Швейцарии. Также в 2008 году Национальный Совет - нижняя палата парламента Швейцарии, принял закон о правах животных. Этот закон придал домашним животным особый правовой статус. После вступления закона о правах животных в силу, домашние животные в Швейцарии перестали приравниваться к вещам. Было бы не плохо, если бы Российская Федерация, взяла пример со Швейцарии, и тоже приняла для животных особый правовой статус. Так как люди очень часто думают, что со своими вещами они могут делать все, что им вздумается и если животное приравнивается к вещам, то они могут делать с ними все, что им угодно, так как это их имущество. Особый правовой статус защищает животных от такого рассуждения и в дальнейшем от действий хозяев, которые могут причинить вред их здоровью.
В Швейцарии при судебных разбирательствах учитываются интересы животных. Так, например, при разделе имущества бывших супругов, суд будет учитывать с кем из супругов лучше оставить животное, кто из бывших супругов создаст для животного более комфортные условия. Также в Швейцарии если животное получит травму по вине человека, то виновный должен будет полностью оплатить лечение животного. Официальный представитель федеральной ветеринарной службы Швейцарии Кати Маре считает, что причиной того что Швейцарской Конфедерацией был принят закон о правах животных, стало то, что взгляды швейцарцев изменились, и тема животных стала занимать центральное место в их стране [11, с.14].
В Итальянской Республике не так давно был принят закон, который призван защищать животных от жестокого обращения. Причиной этому послужило то, что в Италии очень часто выбрасывали животных на улицу. Ежегодно, в Италии, люди выбрасывали на улицу 150 тысяч собак и 200 тысяч кошек. В соответствие с новым законом о защите животных от жестокого обращения, каждый, кто выбросит животное на улицу, будет привлечен к уголовной ответственности. Обвиняемому в совершении данного преступления грозит штраф в размере до 10 000 евро или лишение свободы до 1 года. Также в соответствии с законом городского совета города Турина, владельцам собак, которые гуляют со своим питомцем менее 3 раз день, грозит штраф до 500 евро. Закон о защите животных от жестокого обращения Италии запрещает купировать уши и хвосты собакам, красить шерсть питомцев и продавать рыбок в пластиковых пакетах. Законы Италии обеспечивают хорошую защиту животным. Защитой животных от жестокого обращения в Италии активно занимаются как на федеральном, так и на региональном уровне;
В Японии был принят закон в 2000 году об ответственности людей за своих питомцев. В соответствии с этим законом городские мэрии обязаны открыть специальные скверы для животных. Эти скверы должны оплачивать хозяева животных. Для того, чтобы выявить случаи жестокого обращения с животными были открыты специальные электронные сайты, куда можно посылать жалобы. Закон Японии об ответственности людей за своих питомцев обеспечил готовность государства всегда вступиться за права животных.
Таким образом, получается, что в перечисленных странах о жизни животных беспокоятся гораздо больше чем в России. И то, что Россия до сих пор не подписала Европейскую конвенцию по защите домашних животных тоже говорит о том, что в нашем государстве к жизни животных, в большей степени, относятся безразлично.
По Российскому законодательству животные относятся к вещам, а вещи относятся в область ведения гражданских правоотношений. Гражданский Кодекс Российской Федерации отразил это в статье 137 «Животные», данная статья гласит, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Выходит, принцип гуманности отстаивает как Уголовный, так и Гражданский кодекс.
Преступления, предусмотренные частью 1 и 2 статьи 245 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
Конструктивно ли относить жестокое обращение с животными к преступлениям небольшой тяжести? Когда животные имеют такие же органы чувств, что и человек. Они также чувствуют боль и страдают от принесенных им увечий также, как бы страдал и человек. Возможно даже хуже, так как животные не могут позаботиться о себе так, как это делают люди. И это в то время как преступление, предусмотренное статьей 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» уже по части 1 относится к тяжким преступлениям. Бесспорно, глупо во всем сравнивать человека с животными, но все же стоит подумать о том, что братья наши меньшие страдают также, как и люди и наказание за убийство и причинение увечий животным должно соответствовать этому антигуманному поступку. Данное преступление должно относиться, пусть не к тяжким, но, хотя бы к преступлениям средней тяжести.
Важно отметить, что известно лишь немного случаев привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершение преступления предусмотренного статьей 245 УК РФ. Во-первых, это связано с тем, что на федеральном уровне так и не принят закон «О защите животных от жестокого обращения». В настоящее время, существует 2 проекта закона, которые могли хотя бы частично решить данную проблему:
- Проект закона «О защите животных от жестокого обращения». К сожалению, данные проект был отклонен Президентом РФ в 2000 году, из-за того, что в Законе отсутствует предмет спора;
- Проект закона «Об ответственном обращении с животными», который на данный момент принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1 чтении.
Помимо основных проектов, в Государственную Думу РФ, были внесены и весьма интересные проекты, которые в той или иной степени ставят под защиту отдельные виды животных. Например, проект федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» [12].
Во-вторых, как представляется, что российское общество не воспринимает данную проблему всерьёз. Также правоохранительные органы, очень часто отказываются заниматься такими происшествиями.
В России на данный момент животные плохо защищены от жестокого обращения и важно, чтобы государство приняло меры по обеспечению должной защиты животным.
Для того чтобы защита животных в Российской Федерации действовала должным образом, законодательство в данной сфере следует совершенствовать. Следует принять закон «О защите животных от жестокого обращения». Необходимо придать животным особый правовой статус, чтобы они не были приравнены к вещам. Нужно ввести административную ответственность за жестокое обращение с животными, если такие действия не содержат
уголовно-наказуемого деяния; ужесточить уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, а именно перевести категорию данного преступления из преступления небольшой тяжести, в категорию преступлений средней тяжести.
Первые шаги по ужесточению ответственности уже сделаны, да они касаются не столько жестокому обращению в целом, но затрагивают актуальную для государства проблему, незаконную продажу животных, которая в дальнейшем может перерасти в жестокое обращение с животными. В связи с этим, в уголовный кодекс РФ были внесены в изменения [13], а именно в ст. 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», в этой статье введен особый способ продажи, а именно через средства массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Так введение, показывает, что сейчас продажа животных в интернете приобретает массовый характер.
Как сообщает руководитель проекта по сохранению видов Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Наталья Дронова, адекватной статистики, которая бы отражала число ввезенных в страну редких животных, нет [14]. Эксперт по сохранению редких видов животных Елена Жаркова отмечает, что в 2017 году было проведено глобальное исследование интернет-торговли дикими животными в Германии, Франции, России и Великобритании. Исследователи обнаружили более пяти тысяч объявлений о продаже почти 12 тысяч животных и дериватов, общая стоимость которых составила 4 миллиона долларов. Пятая часть - это слоновая кость. В 80 процентах случаев продавались живые черепахи, попугаи, совы, приматы и крупные кошачьи, медведи и даже носороги. В России обнаружено 875 объявлений. Оценочная стоимость животных более 50 миллионов рублей [15].
На основании вышеуказанного, можно сделать вывод, что государство выражает беспокойство, которое проявляется в обществе в рамках защиты животных, и стремится найти компромисс с организациями в области защиты животных.
Литература и источники
1. Бухановский А.О. Общая психопатология. М., 2013. С. 284.
2. Данные судебной статистики // Режим доступа. URL: // http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 12.06.2018)
3. Мирошнеченко В.С. Жестокое обращение с животными (уголовно-правовые и криминологические аспекты). М., 2013. С.5.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Режим доступа. URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения 12.06.2018)
5. Китаева В.Н. Животные как орудие преступления. М., 2014. С.12.
6. Кургузкина Е.Б., Саратова О.В. Жестокое обращение с животными: Уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2014. С.8.
7. Всемирная декларация прав животных Принята Международной Лигой Прав Животных в 23 сентября 1977 года в Лондоне. Объявлена 15 октября 1978 в штабе ЮНЕСКО в Париже // Режим доступа: // URL: // https://volnistiki.ru/soderzhanie-i-ukhod/vsemirnaya-deklaratsiya-prav-zhivotnykh/
8. Европейская Конвенция по защите прав домашних животных принята 1987 году // Режим доступа: // URL: // http://www.ghope.ru/interesting/law-aspects/evropeyskaya-konventsiya-po-zashchite-zhivotnykh/
9. Богатова Е.В. Жестокое обращение с животными. М., 2013. С.54.
10. Австрия. «Закон о защите животных» // StF: BGBl. I Nr. 118/2004 // Режим доступа: // http://zooforum.ru/index.php?showtopic=46815 (Дата обращения 20.03.2018)
11. Кати Маре. Защита животных. М., 2012. С.14.
12. Закон о содержании собак. Режим доступа // http://planeta-volierov.ru/zakon-o-soderzhanii-/ (дата обращения 26.07.2018)
13. Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета https://rg.ru/2018/06/29/zakon-157-dok.html (дата обращения 24.07.2018)
14. Рынок редких животных в России: спрос активе. Режим доступа http://провэд.рф/article/33378-pynok-pedkih-zhivotnyh-v-possii-sppos-stabilen.html (дата обращения 24.07.2018)
15. Купил попугая-в тюрьму. Режим доступа https://rg.ru/2018/06/28/uzhestochena-otvetstvennost-za-prodazhu-v-seti-ekzoticheskih-zhivotnyh.html (дата обращения 24.07.2018)
References and Source
1. Buhanovskij A.O. Obshchaya psihopatologiya. M., 2013. S. 284.
2. Dannye sudebnoj statistiki // Rezhim dostupa. URL: // http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (data obrashcheniya 12.06.2018)
3. Miroshnechenko V.S. ZHestokoe obrashchenie s zhivotnymi (ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty). M., 2013. S.5.
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 «Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu» // Rezhim dostupa. URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (data obrashcheniya 12.06.2018)
5. Kitaeva V.N. ZHivotnye kak orudie prestupleniya. M., 2014. S.12.
6. Kurguzkina E.B., Saratova O.V. ZHestokoe obrashchenie s zhivotnymi: Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty. M., 2014. S.8.
7. Vsemirnaya deklaraciya prav zhivotnyh Prinyata Mezhdunarodnoj Ligoj Prav ZHivotnyh v 23 sentyabrya 1977 goda v Londone. Ob"yavlena 15 oktyabrya 1978 v shtabe YUNESKO v Parizhe // Rezhim dostupa: // URL: // https://volnistiki.ru/soderzhanie-i-ukhod/vsemirnaya-deklaratsiya-prav-zhivotnykh/
8. Evropejskaya Konvenciya po zashchite prav domashnih zhivotnyh prinyata 1987 godu // Rezhim dostupa: // URL: // http://www.ghope.ru/interesting/law-aspects/evropeyskaya-konventsiya-po-zashchite-zhivotnykh/
9. Bogatova E.V. ZHestokoe obrashchenie s zhivotnymi. M., 2013. S.54.
10. Avstriya. «Zakon o zashchite zhivotnyh» // StF: BGBl. I Nr. 118/2004 // Rezhim dostupa: // http://zooforum.ru/index.php?showtopic=46815 (Data obrashcheniya 20.03.2018)
11. Kati Mare. Zashchita zhivotnyh. M., 2012. S.14.
12. Zakon o soderzhanii sobak. Rezhim dostupa // http://planeta-volierov.ru/zakon-o-soderzhanii-/ (data obrashcheniya 26.07.2018)
13. Federal'nyj zakon ot 27 iyunya 2018 g. N 157-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta https://rg.ru/2018/06/29/zakon-157-dok.html (data obrashcheniya 24.07.2018)
14. Rynok redkih zhivotnyh v Rossii: spros aktive. Rezhim dostupa http://provehd.rf/article/33378-pynok-pedkih-zhivotnyh-v-possii-sppos-stabilen.html (data obrashcheniya 24.07.2018)
15. Kupil popugaya-v tyur'mu. Rezhim dostupa https://rg.ru/2018/06/28/uzhestochena-otvetstvennost-za-prodazhu-v-seti-ekzoticheskih-zhivotnyh.html (data obrashcheniya 24.07.2018)
БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета.
BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Public Law Chair, State University of Humanities and Technology (B elyasov_sergei@mail. ru)
УДК 343.2/.7
ОНДАР Д.М.
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА СТ. 156 УК РФ
Ключевые слова: обязанность воспитывать несовершеннолетнего, родитель, фактический воспитатель, близкие родственники, наемные воспитатели.
В статье рассматриваются законодательные пробелы при определении субъекта ст. 156 УК РФ. Автором предлагается расширительный вариант толкования специального субъекта по рассматриваемой статье, а также конкретные решения по восполнению законодательных пробелов по исследуемой теме. Несмотря на более детальную регламентацию прав и обязанностей родителей в Конституции и Семейном кодексе, по сравнению с другими лицами, обязанными воспитывать несовершеннолетних, при применении ст. 156 УК РФ возникают пробелы в законодательстве. Автор предлагает снизить возраст уголовной ответственности до 14 лет по ст. 156 УК РФ для родителей, вступивших в брак.
ONDAR, D.M.
THE PROBLEMS OF IDENTIFICATION OF THE SPECIAL SUBJECT OF CLAUSE N 156 OF THE P.E.C. OF R.F.
Keywords: the obligation to educate a minor, a parent, an actual educator, close relatives, a hired educator.
The article considers legislative gaps in the definition of the subject of clause 156 of the Penal Enforcement Code. The author proposes an extensive version of the interpretation of the special subject , as well as specific solutions for filling the legislative gaps in the topic under study. Despite the more detailed regulation of the rights and duties of parents in the Constitution and the Family Code, compared with other persons responsible for raising minors, when applying Art. 156 of the Criminal Code of the Russian Federation there are gaps in the legislation. The author suggests reducing the age of criminal responsibility to 14 years under art. 156 of the Criminal Code for parents who marry.
Статья 38 Конституции РФ провозглашает, что детство находится под защитой государства. Лица, осуществляющие права по воспитанию несовершеннолетнего в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Одним из видов ответственности при нарушении прав ребенка является уголовная. Мы хотели бы рассмотреть субъект преступлений ст. 156 УК РФ. Данное преступление за последние десять лет является вторым по распространенности среди преступлений против семьи и несовершеннолетних, уступая лишь статье 157 УК РФ («Неуплата средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей»).
Статья 156 УК РФ предусматривает, что субъектом этого преступления являются: «...родитель или иное лицо, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогический работник или другой работник образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним». Как видно, субъект преступления является специальным. В отличие от общего субъекта, признаки которого указаны в ст. 19 УК РФ, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ необходим ряд специфических особенностей. Субъекта ст. 156 УК РФ специальным делает наличие у него обязанности