http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)
УГОЛ ЗРЕНИЯ: РЕЦЕНЗИЯ ANGLE OF VIEW: REVIEW
УДК 655.552
DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-186-188
Сергей Николаевич Ильченко,
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
Жестокая реальность фантасмагории
Статья является рецензией на книгу известного российского писателя Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад». В основе её сюжета - личные впечатления, которые автор получил во время пребывания в рядах ополченцев Донецкой Народной Республики в течение нескольких лет. Жанровое своеобразие книги - в сочетании очевидного публицистического стиля изложения драматических событий и оригинальной попытки создания портрета лидера Донецкой Народной Республики Александра За-харченко. Захар Прилепин был близко с ним знаком, пользовался его доверием, часто встречался с ним и обсуждал не только военную ситуацию вокруг Донбасса, но и возможные перспективы существования региона в ближайшем будущем. В книге много неожиданных наблюдений, исключительных деталей и сведений, что превращает её в литературный документ времени. По сути дела, писатель раскрывает по-истинне фантасмагорическую картину полумирного-полувоенного бытия жителей самопровозглашённой республики.
Ключевые слова: Захар Прилепин, Александр Захарченко, Донбасс, война, мир, мирные жители, ополченцы
Sergey N. Il'chenko,
Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
The Cruel Reality of Phantasmagoria
The article is a review of the book by the famous Russian writer Zakhar Prilepin Some will not go to hell. Its plot is based on personal impressions that the author received during his stay in the ranks of the DPR militia for several years. The genre originality of the book is a combination of an obvious journalistic style of presentation of dramatic events and an original attempt to create a portrait of the leader of the Donetsk people's Republic, Aleksandr Zakharchenko. Zakhar Prilepin was close to him, enjoyed his trust, often met with him and discussed not only the military situation around the Donbass region, but also the possible prospects for the region's existence in the near future. The book contains many unexpected observations, exceptional details and information that turns it into a literary document of the time. In fact, the writer reveals a truly phantasmagoric picture of the semi-peaceful-semi-military existence of the inhabitants of the self-proclaimed Republic.
Keywords: Zakhar Prilepin, Aleksandr Zakharchenko, Donbass, war, peace, civilians, militia
Знакомство с этим автором, одним из самых актуальных современных писателей, творящих на русском языке, происходило постепенно. «Виной» тому отечественные медиа, использовавшие публичность писателя Захара Прилепина как фактор возможной популярности тех телевизионных проектов, к участию которых его призывали в разных статусах. Однако визуальное впечатле-
ние, наложенное на содержание его речей в эфире, сформировало вполне устойчивое и определённое отношение к его взглядам и к тому месту, которое занимает Захар При-лепин в нынешнем публичном дискурсе, ориентированном на общественно-политическую проблематику. Понятно, что обстоятельства личной биографии предопределили его прямую коннотацию с «донбасским
© Ильченко С. Н., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International
Angle of View: Review
вопросом». Однако, как это часто бывает в реальной жизни, порою только личные обстоятельства подталкивают к тому, чтобы прочитать тот или иной текст того или иного автора. История, случившаяся с текстом Захара Прилепина, о которой здесь идёт речь, из этого ряда.
Обложка книги З. Прилепина «Некоторые не попадут в ад» (источник - Ridus.ru)
Автору этих строк понадобилось три поездки в ДНР в течение года, чтобы в его руках оказалась эта книга. Хотя где-то на полке ждут своего часа и «Обитель», и сборник прозы. Но всё сложилось так, как сложилось. И роман-фантасмагория был прочтён на одном дыхании после очередного донецкого вояжа. И ещё острее вдруг проступила та боль и недоумение, которыми буквально пронизана каждая страница прилепинского текста. Текст о человеке на войне, но он... против войны.
За спиной писателя встаёт мощный силуэт Льва Николаевича Толстого с его «Севастопольскими рассказами» и целая галерея советских писателей-фронтовиков, которые выплеснули на страницы прозы то, что видели и пережили сами. Драматическое узнавание войны, её трагических и неизбежных обстоятельств, происходили у авторов военной прозы в разные времена по-разному. У современного автора по фамилии Прилепин многое происходило почти также, как около 165 лет назад с гениальным
Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, N 5
будущим автором «Войны и мира». Увиденное и пережитое переплавилось в мощную экспрессивную стилистику текста с почти разговорной интонацией. Захар Прилепин стремительно ведёт рассказ, порою не дописывая фраз, обрывая их многоточиями. Он насыщает рассказ бытовыми подробностями, почти срываясь в журналистский репортаж в формате «с места события». Ритмическое ощущение странное, будто ты и впрямь находишься в окопе на линии разграничения и постоянно ожидаешь услышать свист летящего в твою сторону снаряда или звук токкатной дроби пулемётной очереди. Но чтобы ТАК написать, надо ЭТО пережить.
Кто бы как к нему не относился, но Захар Прилепин имеет право именно на ТАКУЮ точку зрения на то, что происходит вот уже шесть лет на краю Русского мира. Он не просто прожил в нём несколько лет, но воевал до тех пор, пока был жив Александр Захарченко, с которым Захара (какое созвучие!) связывало нечто большое, чем мужская дружба и отношения «командир-подчинённый». В сущности, перед нами портрет главы ДНР во всём противоречивом блеске его человеческого обаяния. Книга не о том, как русский писатель приехал и защищал тех, чьи взгляды и убеждения он считал правыми. Этот текст - фактический развёрнутый очерк о другом «Захаре», том самом, чья жизнь трагически оборвалась 31 августа 2018 года в центре Донецка.
Не скрою: перед нами портрет, со-творённый словесным талантом человека, чей взор видел Александра Владимировича немного под иным углом зрения. И в этой субъективности взгляда и заключена львиная доля правды её жесткого и напористого характера, которой жили и живут ныне граждане ДНР. Писатель Прилепин никак не хочет становится политиком, прослыть идеологом донецкой вольницы. Он стоит на тех фундаментальных и базовых ценностях, без которых ДНР и ЛНР рухнут мгновенно. Эти ценности конвертации не подлежат. Они заключены в том, что народ хочет жить и трудиться, как делали это предки задолго до всяких майданов (= государственные перевороты).
При всей тяжести обстоятельств, в которых существует автор, у него находится для своего беспощадного врага в лице «укропов» и «укронацистов» невероятная ирония, когда Прилепин неоднократно именует украинцев и наёмников, смотрящих на него
Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5
и его бойцов сквозь прорезь прицела, «наш несчастный противник». И за этим оборотом речи вдруг возникает щемящая тоска такой нечеловеческой силы, когда буквально каждой клеточкой кожи чувствуешь циничную правду тех, кто не сидит в окопах, но тех, кто посылает людей в эти окопы; на эти линии соприкосновения, которые было бы гораздо справедливее именовать «линиями разрыва» целой страны, целого народа, для которого мы по природе своей братья. Но не по своей воле оказались врагами.
К сожалению, даже сила таланта При-лепина, энергия его высказывания, мощный посыл в сторону тех, кто находится к востоку от ДНР, не всегда оказывается к месту в некоторых отечественных элитах, воспринимающих гражданскую войну на Донбассе, как большую геополитическую шахматную партию, где могут быть и острый миттельшпиль, и цугцванг, и жертвы каких угодно фигур. Аналогичный упрёк стоит не по-академически адресовать и в адрес российских медиа. Есть определённая категория наших соотечественников, которые искренне считают, что Донбасс - это гиблое место,
Угол зрения: рецензия
обитателей которого стоит пожалеть. А отправляются туда из России исключительно те, кто не смог на родине найти себе место под солнцем.
Надо ли опровергать сию снобистскую чушь тех, кто никогда не бывал в Донецке и даже не собирается туда, чтобы - не дай бог - не занесли его куда-нибудь в какие-либо запрещающие списки на въезд на территорию «незалежной и самостийной», а то и вовсе аннулировали какую-нибудь шен-генскую визу. Подобные мысли невольно возникают в сознании при чтении книги Захара Прилепина, вымолвившего однажды: «Кто-то романы сочиняет, а я там живу». А по сему, читаем эту книгу, чтобы лучше понимать не только тех, кто бьётся за право жить по-русски и говорить на русском языке, но и нас самих. История вновь дала нам шанс ощутить себя нужными для других. Попробуем не упустить его. Во всяком случае Захар Прилепин нам об этом напомнил жестокими подробностями представленной в нынешнем тексте фантасмагории, которая, на самом деле, куда жёстче реальности, донбасской реальности.
Статья поступила в редакцию 17.06.2020; принята к публикации 24.07.2020
Сведения об авторе
Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия В. О., д. 26; e-mail: tv_and_radio@ mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7301-3203.
Библиографическое описание статьи_
Ильченко С. Н. Жестокая реальность фантасмагории // Гуманитарный вектор. 2020.Т. 15, № 5. С. 186-188. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-186-188.
Received: June 17, 2020; accepted for publication July 24, 2020
Information about author
Il'chenko Sergey N., Doctor of Philology, Professor, Saint Petersburg State University; 26 V. O. 1st line, Saint Petersburg, 199004, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7301-3203.
Reference to the article_
Il'chenko S. N. The Cruel Reality of Phantasmagoria // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 5. PP. 186188. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-186-188.