Научная статья на тему 'Жертвы «Дороги смерти»: история и следствия одного ДТП'

Жертвы «Дороги смерти»: история и следствия одного ДТП Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
657
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорога смерти / неестественная смерть / несчастный случай / жертва ДТП / исследование случая / the road of death / unnatural death / accident / the victim of an accident / the investigation of the case

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Змеева Ольга Васильевна

Статья рассматривает несчастный случай, произошедший в начале ноября 2013 г. на одном из участков автомобильной дороги между городами Кировск и Апатиты Мурманской области. Все материалы посвящены одному сюжету – трагической гибели журналиста местного телевидения. При столкновении автомобиля и человека на «межгородской» дороге поведение водителя и пешехода подвергается переоценке. «Невинная» жертва или «виновная» – вопрос, который являлся ключевым в расследовании происшествия. Дополнительными основаниями оправдания или обвинения становятся социальное окружение, образ жизни, поведение, профессия погибшего. Учитываются профессиональная принадлежность погибшего и его роль в общественной деятельности. Публичность личности жертвы дорожно-транспортного происшествия оказывает влияние на интерпретацию случившегося жителями городов области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMS «ROAD OF DEATH»: THE HISTORY AND CONSEQUENCES OF ONE ACCIDENT

The article is devoted to an accident that occurred in early November 2013 on one of the sections of the road between the towns of Kirovsk and Apatity, Murmansk region. All materials devoted to a single subject – the tragic death of the journalist of the local television. Behaviour of the driver and pedestrian to revaluation in a collision of the vehicle and the person on the road between the cities. The "innocent" victim or «guilty» victim a question that was key in the investigation of the incident. Additional grounds for the acquittal or the charges become social environment, lifestyle, behaviour, occupation of the deceased. Taken into account the professional identity of the deceased and its role in social activities. Publicity of the personality of the victim of a traffic accident affects the interpretation of the incident by the residents in the urban area.

Текст научной работы на тему «Жертвы «Дороги смерти»: история и следствия одного ДТП»

УДК 343.346.52:316.52

О.В.Змеева

ЖЕРТВЫ «ДОРОГИ СМЕРТИ»: ИСТОРИЯ И СЛЕДСТВИЯ ОДНОГО ДТП

Аннотация

Статья рассматривает несчастный случай, произошедший в начале ноября 2013 г. на одном из участков автомобильной дороги между городами Кировск и Апатиты Мурманской области. Все материалы посвящены одному сюжету -трагической гибели журналиста местного телевидения. При столкновении автомобиля и человека на «межгородской» дороге поведение водителя и пешехода подвергается переоценке. «Невинная» жертва или «виновная» -вопрос, который являлся ключевым в расследовании происшествия. Дополнительными основаниями оправдания или обвинения становятся социальное окружение, образ жизни, поведение, профессия погибшего. Учитываются профессиональная принадлежность погибшего и его роль в общественной деятельности. Публичность личности жертвы дорожно-транспортного происшествия оказывает влияние на интерпретацию случившегося жителями городов области.

Ключевые слова:

дорога смерти, неестественная смерть, несчастный случай, жертва ДТП, исследование случая.

O.V.Zmeyeva

VICTIMS «ROAD OF DEATH»: THE HISTORY AND CONSEQUENCES OF ONE ACCIDENT Abstract

The article is devoted to an accident that occurred in early November 2013 on one of the sections of the road between the towns of Kirovsk and Apatity, Murmansk region. All materials devoted to a single subject - the tragic death of the journalist of the local television. Behaviour of the driver and pedestrian to revaluation in a collision of the vehicle and the person on the road between the cities. The "innocent" victim or «guilty» victim - a question that was key in the investigation of the incident. Additional grounds for the acquittal or the charges become social environment, lifestyle, behaviour, occupation of the deceased. Taken into account the professional identity of the deceased and its role in social activities. Publicity of the personality of the victim of a traffic accident affects the interpretation of the incident by the residents in the urban area.

Key words:

the road of death, unnatural death, accident, the victim of an accident, the investigation of the case.

Автодорога, о которой пойдет речь, связывает два небольших города в Мурманской обл. - Апатиты и Кировск. Расстояние между городами сравнительно небольшое - около 17 км. На сегодняшний день она является единственным доступным способом перемещения жителей из одного населенного пункта в другой. Железнодорожное сообщение между городами существует, но оно имеет промышленное назначение, движение пассажирских поездов и электричек на этом участке было отменено в последнее десятилетие ХХ в. Администрации городов Кировск и Апатиты неоднократно пытались объединить их в одно поселение.

Кировск является малым промышленным городом, имеет статус моногорода, спецификой которого является горнодобывающая

промышленность. Апатиты же - более крупный город, его основой принято считать, прежде всего, академическую структуру - Кольский научный центр РАН. При этом существование обоих городов тесно связано с работой одного из основных предприятий центра Кольского полуострова, «гиганта» горнодобывающей промышленности - объединения «Апатит»1. Жители Апатитов нередко работают в Кировск и, наоборот, кировчане ежедневно едут на работу в соседний город, соответственно, автомобильный поток постоянно увеличивается. Таким образом, на автомобильной дороге между городами создается повышенная нагрузка, особенно в «часы пик», и высокий уровень аварийности: «За 10 лет произошло 1166 аварий, в которых погибли 115 человек, 1571 человек получил травмы» [Дороги плохие..., 2013].

Жителями постоянно обсуждаются проблемы увеличения транспортного потока между городами Апатиты и Кировск, состояние дорожного полотна и т.д. Среди причин аварийности «на хорошо просматриваемой дороге, с небольшим количеством поворотов», прежде всего, называют интенсивное движение транспорта, несоблюдение установленной скорости, узость дорожного полотна, отсутствие разделительных элементов между полосами и т.п. За непродолжительное время «насыщенной» эксплуатации дорожный участок между городами местными жителями был наречен «дорогой смерти»:

«Местные ее называют Дорогой смерти. Там нужно через каждые 500 м билборды поставить с фотографиями погибших, может часть водителей будет тише ездить» (Грэг, 17.02.2013 г., 18:00)2.

«Ага, этот отрезок у нас вообще называется «дорога смерти», так как там постоянно аварии происходят почему-то. Вроде и дорога более-менее нормальная...» ^шЬетау, 10.12. 2009 г., 06:49)3.

Подобное наименование, как правило, означает большое количество погибших в различные временные периоды на одних и тех же участках дороги. В нашем случае оно относится и к дороге между городами в целом, и к её отдельным участкам.

Кировчане чаще, чем апатитчане, размышляют о том, что «дорогу смерти» определяют не только единичные жертвы ДТП, но и в целом «смертельное сопровождение» пути. Речь идет о расположении вдоль некоторых участков дороги городских кладбищ4. Кажется, что нет взаимосвязи между местами гибели участников дорожного движения и конкретным расстоянием их

1 «Апатит» - производственное объединение им. С.М.Кирова по добыче и обогащению апатит-нефелиновых руд Хибинской группы месторождений по производству минеральных удобрений СССР. С 1929 по 1938 гг. - трест «Апатит», с 1938 по 1975 гг. - комбинат «Апатит», с 1975 по 1993 гг. - производственное объединение «Апатит», с 1993 по 1996 гг. - акционерное общество открытого типа, с 1996 гг. - открытое акционерное общество «Апатит».

2 Комментарий к новости «Авария на трассе Кировск - Апатиты». Новость размещена 17 февраля 2013 г. на сайте: http://bloger51.com/2013/02/40694. Здесь и далее в скобках приведены: имя (или логин) комментатора, возраст и пол (если они указаны), дата и время написания (или размещения на сайте) текста, а также город (если он указан в источнике). Орфография и пунктуация приведенных в статье текстов сохранена.

3 Комментарий к записи «Зима в Кировске». Запись сделана 10 декабря 2009 г. в 4.00. URL: http://winterway.livejournal.com/12157.html.

4 Подробнее о кладбищах Кировско-Апатитского района см.: [Васильева, 2010].

от мест погребения горожан. Но само по себе соседство кладбищенского пространства является дополнительным основанием ощущать место как «неспокойное», что сказывается на отношении ко всему 15-километровому пути. Одним из определяющих факторов местные жители считают «исторический». Он связан, прежде всего, с начальным периодом пребывания в Кировске и его окрестностях спецпереселенцев. Нередки высказывания: «дорога на костях», «здесь всё на костях спецпереселенцев», «под каждой шпалой здесь человек погибши» и т.д. В конечном итоге подобные формулы приводят к мысли о некоей дани погибшим в годы активного промышленного освоения центра Кольского полуострова или возмездии за смерть «невинных».

Дополнительным стимулом к восприятию дороги в качестве площадки трагических событий является то, что аварии зачастую происходят в одних и тех же местах (по принятой в Кировско-Апатитском районе терминологии, на том или ином километре дороги). На сегодняшний день горожане определили несколько подобных мест, где часто происходят столкновения автомобилей, и заканчиваются эти столкновения смертью автолюбителей или их пассажиров (чаще всего фигурируют 5-6-й и 9-й километр). За первое полугодие 2013 г. на дороге Апатиты - Кировск «произошло 62 ДТП... <...> В этом году в ДТП погибли семь человек, <...>, различные травмы получили 83 человека...» [Кратко, 2013].

Среди происшествий 2013 г. наиболее резонансным стало ДТП с участием пешехода, которое произошло на одном из так называемых «трагических» участков дороги. Материалами для его рассмотрения стали различные печатные и Интернет-публикации регионального уровня (прежде всего, городские), в которых в каком-либо виде была размещена информация о ДТП. Большую часть анализируемых текстов составили комментарии жителей городов области, посвященные обсуждению тематических статей, а также комментарии, сохранившиеся на региональных форумах. Особое место занимает анализ свободных спонтанных высказываний. Сюжет связан с трагической гибелью журналиста местного телевидения.

Автомобильная дорога, кроме всего прочего, не оборудована пешеходными дорожками. Этот вопрос часто обсуждается жителями городов, причем тема становится актуальной в летний период, когда активизируются пешеходы и велосипедисты. Итак, в отсутствие пешеходной зоны, в уже начавшийся зимний период на 5-м километре (по некоторым данным, 6-м) автомобильной дороги Апатиты - Кировск около 4 часов утра 6 ноября 2013 г. был сбит пешеход. Первоначальные сводки гласили: «Авария произошла минувшей ночью на 5-м километре автодороги. Автомобиль Mercedes Benz E280, двигавшийся по направлению к Кировску, насмерть сбил по неизвестной причине оказавшегося на проезжей части пешехода» [Меркулова, 2013].

Немаловажным фактом в развитии ситуации явилось то, что имя жертвы в течение довольно длительного времени оставалось неизвестным; более 12 часов не появлялась официальная информация. Опознание погибшего было представлено в СМИ как случайное. Удивительно, что смерть человека фиксировали на месте ДТП, его осматривали медики, представители других служб, те, кто транспортировали тело в больницу (морг), и никто не увидел, не узнал в погибшем известного журналиста. Никаких предположений не возникло, публичная личность осталась не замеченной в цепочке официальных «свидетелей». В новостях была представлена версия обнаружения погибшего

близкими: «В начале шестого вечера сотрудники «Народного телевидения "Хибины"» обратились в ГИБДД. С утра они искали коллегу - Александра Жданова. Он не появился на работе и не отвечал на телефонные звонки. Через час телевизионщики опознали в погибшем на шестом километре своего товарища» [Глодева, 2013].

Несмотря на то, что установление личности погибшего произошло с опозданием, трагичность произошедшего не вызывала сомнений: «Сам факт ДТП удивления не вызывает, «Дорога смерти» как-никак. Парня жаль, конечно, НО - что же он делал в 4 утра на этой дороге и в каком состоянии был? Вопросы, вопросы...» (Бардадым, 52 г., 06.11.2013 г., 23:19, Апатиты)5. И в газетных публикациях, и на форумах несчастный случай определялся как трагедия не только для непосредственных участников ДТП, но и в целом как потенциальная трагедия для городов Апатиты и Кировск - при том условии, если ничего не изменится на этом участке.

Итак, прошло более полусуток прежде, чем было определено и названо имя погибшего. В этой связи неожиданным становится поворот в разворачивании комментариев на одном из местных форумов: до установления имени погибшего в адрес пешехода направлялись обвинения, но после выяснения деталей ДТП и опубликования сообщения о гибели журналиста, участники форумов частично переключились в плоскость «индивидуального» сострадания и сочувствия. Конечно, неизвестного пешехода жалко, его близким соболезновали, но никто не ощущал трагедию как личную. Практически персонификация реализовала эффект «потери близкого». Необозначенный погибший и неоднозначность в формулировках обстоятельств произошедшего позволяли «виртуальным окружающим» сохранять дистанцию. Но смерть человека, которого многие едва ли не ежедневно наблюдали в телевизионном пространстве, для читателей этой новости превратилась в смерть близкого, «своего» человека. Естественно, многие не знали журналиста лично и поэтому не могли в комментариях обратиться к описанию личных его качеств, поэтому для повышения эмоционального фона и для выражения глубины чувств «зрители» апеллировали в текстах не только к известности человека, но и к общественной значимости его деятельности, потребности города в его присутствии:

«.Не знала лично просто плачу ведь он был душой нашего города» (Евгения, 07.11.2013 г., 22:19)6.

«Он так много делал для нас, для простых людей, а о нем вспомнили в прощальный день немногие. <...> Я считала, что не одни старики придут проводить его в последний путь, а оказалось что он был нужен больше тем, кто в этот день назвал его "сынок"» (Ирина, 10.11.2013 г., 23: 13)7.

5 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibinycom/forumViewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

6 Комментарий к новости «Погиб журналист телевидения «Хибины» Александр Жданов». Новость размещена 7 ноября 2013 г. в 12:40 на сайте: http://www.b-port.com/officially/item/117574.html.

7 Там же.

Неожиданная и преждевременная смерть публичного человека, в конечном итоге, поспособствовала известному сплочению жителей двух городов. Прежде всего, население объединилось в желании установить истинные обстоятельства ДТП. Участники форумов осуществляли функции следователей: не только предлагали версии произошедшего, но и пытались установить причинно-следственные связи, а также последовательность событий, предшествовавших гибели журналиста. Чем больше выдвигалось версий, тем больше возникало вопросов. Среди наиболее обсуждаемых тем можно назвать: присутствие пешехода на проезжей части в ночное время, допустимая или недопустимая скорость автомобиля, отсутствие освещения на трассе, повреждения тела, отсутствие у потерпевшего каких-либо документов и т.д.

Известность тележурналиста не могла не отразиться на интерпретации ситуации горожанами. Предположения и даже утверждения об «обычном» поведении А.Жданова создавали дискуссионное пространство разговоров: «он мог.», «он всегда был скандален.», «мог выйти из машины и пойти пешком.» и т.д. Несчастный случай стал приобретать масштабы убийства, мотивируемого предательством близких и прочими похожими обстоятельствами, связанными с профессиональной деятельностью погибшего. Известность и неординарность личности, значимость и публичность его деятельности для региона определяли ход мыслей комментаторов.

Практически сразу после того, как установили факт гибели журналиста, ход обсуждений частично изменился, естественным следствием стали частные обращения и к близким и родственникам, сопереживание им; присутствовали воспоминания о погибшем, его профессиональном таланте (способностях и пр.) и т.д.

Конечно, горожан волновал вопрос о том, что неизвестный делал ночью, практически в лесу. Версий предлагалось несколько, вот одна из них: «Не по дачам промышлял?». Становится неожиданным поворот не только в поиске версий произошедшего, но и в оценках статуса погибшего: «Это не бомжа тебе сбили которого никто и обсуждать не будет лишь токо в сводке ...» (Andrusik, 32 г., 07.11.2013 г., 21:48, Апатиты)8. С одной стороны, как только подтвердилась смерть журналиста, у жителей будто открылось «второе дыхание» для дальнейшего обсуждения обстоятельств. По высказываниям ощущается уверенность в том, что о человеке, которого наблюдают в телевизионных передачах, «и так все известно», возникает иллюзия личного знакомства. Известность человека позволяет обсуждать и его жизнь, и смерть. С другой стороны, именно поле деятельности погибшего, его известность постепенно изменили направленность и оценочность суждений: от негативных к более позитивным. На это обратили внимание некоторые комментаторы. Трагизм ситуации, таким образом, усугубляется: «Слушайте, но в тот день, когда стало известно, что кого-то сбила машина, какие комментарии были?! Человек в черном, сам виноват, только машину из за него помяли и т.д. но как только стало известно, что это Жданов, всех понесло - бедный, несчастный и надо было

8 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте: http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

смотреть куда едешь, и скорость то 200 км в час... т.е. следуя логике - если погиб Вася Пупкин, то он сволочь бесстыжая посмел шляться по ночной дороге, а если Жданов, то совсем другой расклад?...» (Марфа Кузминишна, 12.11.2013 г., 19:01, г.Апатиты)9.

Более того, как только появилась информация о смерти журналиста под колесами автомобиля, первоначальная версия о несчастном случае, трагическом стечении обстоятельств ненадолго сменилась. Стала преобладать выдвинутая ранее в виде одного из предположений версия заказного убийства по профессиональным мотивам (или, как выразился один из комментаторов, «заказуха»): «Да что же это такое как только человек начинает заступаться за людей его убивают» (Евгения, 07.11.2013 г., 19:59)10. Конечно, подобные предположения разделяли не все участники обсуждения, часть из них оправдывала подобные высказывания только известностью и статусом погибшего. Другие, напротив, пытались объяснить случайность и нелепость ситуации и призывали граждан не переоценивать и не настаивать на криминальной версии: «Ночью, на дороге, если отражателей нет то плохо видно пешеходов. Изгиб дороги..., погодные условия..., сигарету прикурил водитель или в зеркало на секунду глянул..., секунда и машина уже на метр от нормальной траектории... Не надо сразу упорно искать криминал. Криминал снёс бы, снежком пригасил и нашли б его весною...» (Василий, 08.11.2013 г., 10:21)11. Третьи пытались настоять на невиновности водителя и оправдать его поведение тем, что он не мог знать о пешеходе, который вышел на дорогу. Отсутствие вины водителя связано не только с неспособностью предотвратить произошедшее, но и с неизбежным исходом, поскольку он (водитель) ничего бы не успел изменить, даже если бы заметил пешехода. Таким образом, «защитники» снимают вопрос о недопустимой или превышенной скорости (то есть и при допустимой последствия бы не изменились): «Едет Волга, впереди нет никого, более менее видна дорога, опа... чел, объехал. Мерс... едит за волгой, какого хера он виляет, успевает подумать он, и чел на капоте. Мерсу не было видимо времени среагировать, так как не была ясна ситуация данного маневра волги» ^аута, 26 л., 06.11.2013 г., 22:39, г. Апатиты)12.

Попытки защитить и оправдать гибель журналиста приводят к спору выступающих, который, по сути, основан на представлении о «человеке из телевизора» и его презентации. С одной стороны, это идеальный тип «смелого и справедливого журналиста» с особыми характеристиками поведения, внешности, «правильности» мыслей и т.д. С другой стороны, это публичная персона, в отношении которой должно быть сокрыто все «земное». Так, некоторые участники обсуждений утверждают, что многие обстоятельства

9 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

10 Комментарий к новости «Погиб журналист телевидения «Хибины» Александр Жданов». Новость размещена 7 ноября 2013 г. в 12:40 на сайте: http://www.b-port.com/officially/item/117574.html.

11 Там же

12 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

просто опускаются, когда речь заходит об известном и публичном человеке: «С серьезно нетрезвым, но известным человеком происходит трагедия и все вдруг начинают обсуждать теорию заговора. Был бы это обычный гражданин? 146% всем бы была понятна действительно главная причина» (Лаврентьев Сергей, 12.11.2013 г., 18:54, г. Мончегорск)13. Они считают, что адекватность и справедливость ситуации будет восстановлена только тогда, когда большинство признает вину пешехода: «Не надо за всех говорить. Я не скорблю. Пить надо меньше, чтоб крыша не съезжала. А то сделали героя из заурядного алкаша, белочку словившего. Который, сука, мог ещё трёх невинных человек на тот свет отправить. Позор!» ^41/, муж. 42 г., 09.11.2013 г., 19:23, г.Апатиты)14. «Мне больше жаль водителя мерседеса и его пассажиров. Они пострадали безвинно. Слава Богу, что не погибли. Из-за одного ПЬЯНОГО МУДАКА, возведённого теперь в ранг героя, о котором теперь плохо нельзя говорить» ^41/, муж., 42 г., 09.11. 2013 г., 20:54, г.Апатиты)15. Формулу подобных высказываний можно обозначить как «погибшего жаль, но.», обоснованием которой являются образ жизни погибшего и его привычки, установленные самими горожанами (результаты экспертизы на сегодняшний день отсутствуют).

Таким образом, можно выделить несколько версий произошедшего. Часть из них представляет описание возможных событий, предшествующих трагическому случаю, поэтому мы объединили их в одну группу (несчастный случай). Итак, версии:

1. Несчастный случай, произошедший в связи:

а) с неадекватным или несоответствующим ситуации поведением пешехода на дороге: «Пешеход, то есть Жданов, в момент ДТП стоял на середине проезжей части. В том, что он именно стоял, сомнений нет - об этом говорят эксперты.» [Апатитская полиция., 2013]; «Пешехода он (водитель. -О.З.) увидел только когда тот оказался перед капотом, причем человек стоял лицом к машине и размахивал руками. Остановиться водитель не успел» [Гибель Жданова, 2013];

б) с физиологическим состоянием пешехода в момент столкновения: «Пьян он был - это факт. И как любой пьяный вел себя неадекватно. Неизвестно, чего пьяному может «стукнуть» в голову! Может действительно хотел, чтобы его подвезли, может решил покончить самоубийством, а может -просто гулял по ночным дорогам.» (Юджин, 10.11.2013 г., 17:48)16; «Почему не указывают главную причину... что он был в состоянии алкогольного опьянения? Почему всегда ложь везде? Это немаловажный и существенный

13 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

14 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

15 Там же.

16 Кратко М. Последняя ночь. В дорожной аварии погиб журналист «Народного телевидения "Хибины"» // Дважды Два. 2013. 8 ноября. (№ 45). http ://gazeta2x2 .ru/?p=37178.

факт! - И скажу так - и поэтому всё так произошло !!!!!!! Алкоголь это 90 процентов бед!!!!...» (Andrusik, муж., 32 г., 07.11. 2013 г., 21:23, г. Апатиты)17;

в) с недооценкой рисков и личных возможностей: «Но что то мне подсказывает, что в этой супер нелепой трагедии, все та же банальная человеческая беспечность, наложившаяся на обстоятельства, которые и привели к трагедии... Александр не был автомобилистом (на сколько мне известно), и скорей всего очень недооценивал всей опасности, которой подвергает себя пешеход, одетый во все черное и двигающийся по краю проезжей части. Лично моё мнение - вина водителя Мерседеса лишь в том, что он оказался не в то время и не в том месте... Назад уже ни чего не отыграть... конечно же гибель человека - это огромная боль и утрата...» (Альбертыч, муж., 47 л., 07.11. 2013 г., 13:10, г.Апатиты)18;

г) с отсутствием возможности воспользоваться транспортом. В этом варианте предлагаются два направления развития ситуации: пострадавший добровольно или насильственно оставил такси (например, из-за кражи). Последний сценарий обосновывается тем, что после происшествия у потерпевшего не было при себе документов, денег, телефона и т.п.

2. Заказное убийство. Эту версию категорически отрицают представители СМИ («.Но коллеги Александра по НТВХ называют версию его убийства бредом» [Гибель Жданова, 2013], или она переводится в категорию шутливых предположений, связанных с местью или недовольством деятельностью журналиста: «Ну да, и злобные чиновники сбили его мерседесом ночью, предварительно заманив на К.-А. трассу» (Aleks , муж., 35 л., 07. 11. 2013 г., 09:04, г.Кировск)19.

3. Исследовательская деятельность журналиста. Версия также похожа на ироническую. В ее основе - «проведение расследования» журналистом, с целью определить, подберут ли человека на дороге ночью.

4. Уровень и состояние дорожного покрытия, обслуживание дороги (отсутствие пешеходной зоны, неосвещенность, плохая видимость). Подобная версия выдвинута, очевидно, с одной стороны, с целью оправдать участников ДТП, с другой стороны, указать на потенциальную опасность для других участников движения (прежде всего, «для себя»), предостеречь от новых жертв:

«Осенью дорога между Кировском и Апатитами просто становится опасной и для пешеходов и для водителей, т.к. не просматривается из-за большого количества поворотов и отсутствия освещения. В Финляндии, например, многокилометровые дороги, проходящие практически в лесу, освещены. Кто там был - подтвердит. Неужели у наших двух городов нет возможности поставить фонари на дороге, протяженностью всего 13 км?!!!

17 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте: http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

18 Там же.

19 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t=25500&start= all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте: http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

Недавно совсем так же погибли две девушки, переходящие дорогу, теперь Саша Жданов... Сколько ещё будет жертв?» (Павел Пунанцев, 18.11.2013 г., 02:04, г.

Кировск)20.

«Сейчас когда темно, там не только пешеходов, да и дороги то не видно. А если еще встречка слепит, то иногда уже и не уверен, что по своей полосе едешь... Освещение нужно установить на всей дороге, а про пешеходные переходы я вообще молчу. Как увидеть пешехода в темноте, это ладно если он подождет пока все проедут, а вдруг как баран попрет переходить дорогу, думая что водитель обязан пропустить... ау пешеход, тебя не видно» ^аута, жен., 26 л., 06.11.2013 г., 11:29, г. Апатиты)21.

«Я каждый день езжу на работу в Кировск и уж поверьте, что дорогу видно только на метр, два вперед, а если еще встречные машины слепят, то вообще вслепую едешь (я про темное время суток). И заранее увидеть кого-либо на этой дороге просто не возможно, если только уже на капоте или под колесами. Я вообще удивляюсь, как раньше этого не случалось. Сама до чертиков боюсь, что пока еду пешеход решит перейти дорогу. 100% не увижу» ^аута, жен, 26 л., 06.11.2013 г., 11:29, г.Апатиты)22.

«Вчера с Мурманска возвращался, так хоть перед машиной беги. Вообще дороги толком не видно. Только обочина и разделительный бруствер. Медведь верхом на лосе вылезут и то не увидишь. Остается посочувствовать и водителю и родным погибшего» (ОЛЕГ 1969, муж., 44 г., 08.11.2013 г., 20:04, г.Апатиты)23.

В результате обозначенных позиций и принятия версии произошедшего участников обсуждения можно отнести к нескольким группам: защищающие, сочувствующие, обвиняющие. Равнодушных среди тех, кто владеет какой-либо информацией, нет, так как каждый применяет на себя роли участников: иногда мы все пешеходы, иногда водители, иногда пассажирами. Таким образом, «не своя», «неестественная» смерть пешехода не выступает однозначно оправданием для погибшего.

В комментариях присутствуют размышления и критические высказывания, связанные с представлением и презентацией трагедии журналистами. Комментаторы не могли не остановиться на довольно жестоком иногда освещении трагических событий в прессе. «Жестокость» обращения с материалом, его подача обсуждались еще до установления личности погибшего: «Еще и кружочком обвели, а вдруг кто не заметит. А вообще они это полюбляют. То трупы обугленные, то половинки тел...» (Л1ек8, муж., 35 л., 07.11.2013 г., 09:04, г.Кировск)24. Оценке подвергается поведение коллег погибшего после того, как стало известно, что это именно его смерть они представили «в своей манере»: «.Просит не писать что его по всей дороге

20 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

21 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты-Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25500&start=all&postdays=0&postorder=asc. Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

мотыляло и не спрашивать каким лесом его туда занесло. Как других людей не накрытых простынями даже крупным планом показывать это они не думали о чувствах родных и близких, а за своего вишь вступились (81ер@п , муж., 29 л., 06.11.2013 г., 20:32, г.Апатиты)25. Информация о погибшем в ДТП была представлена таким образом: «От удара тело пешехода разорвало пополам» [Кратко, 2013].

Обсуждая обстоятельства смерти журналиста, горожане пытаются определить и соотнести с участниками роли виновника и жертвы. При столкновении автомобиля и человека на «межгородской» дороге виновность водителя или пешехода, казалось бы, является очевидной, но поведение участников переоценивается. «Невинная» жертва или «виновная» - вопрос, который являлся ключевым в «народном» расследовании происшествия. Дополнительными элементами оправдания или обвинения становились социальное окружение, образ жизни, поведение, профессия погибшего. Учитывались профессиональная принадлежность и роль в общественной деятельности. Естественно, среди участников обсуждения выделяются те, кто отстаивает правоту водителя, защищает его:

«.Не просто жалко, а очень жалко. И водителя сбившего авто и особенно пассажиров, которым выпало такое увидеть. Но всё же не дело о покойных плохими словами отзываться. А водителю «мерса» естественно сочувствую, ему сейчас совсем туго будет, а потом и воспоминания о трагедии на всю оставшуюся жизнь) (о^уа80, жен., 33 г., 06.11.2013 г., 21:27, г.Апатиты)26;

«Конечно жалко погибшего, но и особенно жалко водителя. Грех надушу на всю жизнь» ^аута, жен, 26 л., 06.11. 2013 г., 22:30, г. Апатиты)27;

«Бред. Все это, товарищи, полный бред. Есть более острые проблемы, чем обсуждение обстоятельств смерти журналиста. Потеря близких всегда большое горе. Но. Что конкретно этот человек смог изменить в жизни города? Из-за чего он был таким хорошим? Подняли пенсию старикам? Отремонтировали чей-то подъезд? Понизили плату за коммуналку? Что еще??? НИЧЕГО. Очередной пешеход в состоянии алкогольного опьянения погиб под колесами автомобиля. Все. Просто пьяный пешеход» (Валя Винтова, 12.11.2013 г., 22:58, г.Кировск)28.

Есть те, кто пытается защитить пешехода (каждый может оказаться в подобной ситуации, ему надо бы посочувствовать, подобрать его). Смысл подобных высказываний во многом сводится к «черствости» современного человека, который не приходит на помощь нуждающемуся: «...А с другой стороны, автомобиль, управляемый человеком, убил пешехода. Просто

25 Комментарий к сообщению «06.11.2013. Очередное ДТП на 6 км автодороги Апатиты - Кировск». Новость размещена на сайте http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t= 25504&start=all&postdays=0&postorder=asc 6 ноября 2013 г. в 14:57.

26 Комментарий к новости «На автодороге Апатиты - Кировск «мерседес» сбил пешехода, погиб 1 человек». URL: http://www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t=25500&start= all&postdays=0&postorder=asc Новость размещена 6 ноября 2013 г. в 08:06 на сайте http://www.hibiny.com/news/archive/50575.

27 Там же.

28 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

автомобиль убил. Просто?» (Андрей Мамай, 13.11.2013 г., 10:59, г.Кировск)29. Кроме того, в них присутствует установка на виновность водителя в любой ситуации: «Кто сбил тот и виноват, не пешеход наехал.». В результате дискуссия перетекает в плоскость общения между «профессионалами» (водителями) и «непрофессионалами» (как правило, пешеходами). Попытка представить ситуацию в виде всем известной формулы: «Автомобиль - объект повышенной опасности, а пешеход всегда прав», - не находит достаточной поддержки.

По мнению автолюбителей, а также сочувствующих пешеходов, водитель, в конечном итоге, оказывается еще большей жертвой, чем погибший. Чувство вины, таким образом, оказывается насильно приписанным ему, у него нет другого варианта, кроме как чувствовать себя виновным (не только потому, что человек погиб от удара об его автомобиль, а еще и потому, что «он знает, кого он сбил»). Водитель в подобной интерпретации оказывается «без вины виноватым», а перераспределение и переоценка виновности - зависимыми от будущего (водитель продолжит «жить с.», а «погибшему теперь все равно»). С одной стороны, погибший является жертвой трагического события, у него больше нет жизни. В данном случае снимается вопрос о жизни или смерти, обсуждается вопрос об испорченной жизни (водителю - тюрьма, тяжесть воспоминаний, страх и т.д.), которая в перспективе тоже перестает быть жизнью (наступает символическая смерть). В подобной ситуации перераспределение или даже совмещение ролей виновника и жертвы перестает быть актуальным.

Безусловно, пострадавшими местные жители признают пассажиров автомобиля (по некоторым данным, в автомобиле находилось двое, кроме водителя). Главный аргумент - от их действий ничего не зависело. Однозначность же в оценке ролей водителя и пешехода зависит от применяемой или приписываемой «для себя» роли комментатора. В зависимости от распределения функций и ролей, позиции участника в происшествии, отношения к ситуации, а также степени знакомства с погибшим самих комментаторов можно разделить на следующие категории.

По распределению функций и ролей:

а) водители;

б) пешеходы;

в) пассажиры.

По способу и степени участия:

а) непосредственные свидетели ДТП;

а) зрители/читатели.

По степени знакомства с жертвой:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) знакомые;

б) друзья, коллеги;

б) не знакомые с жертвой.

По отношению к ситуации:

а) сочувствующие погибшему, пострадавшим (водителю и пассажирам), таксисту (который «теряет время и деньги с подобными клиентами», если он их вынужден высадить или они сами покидают транспорт), ситуации.

29 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена

11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

б) «шутники» (эта категория существует до выявления деталей произошедшего и подтверждения гибели А.Жданова: «Это инопланетяне точно вам говорю»; «Верхней половины и не было сбили только нижнюю»).

Анализ комментариев показал, что, кроме событийного уровня - версий, предлагаемых комментаторами и обсуждаемых в первую очередь, - в них очень выражен эмоциональный слой. Участники презентируют свои чувства и эмоции, выражают сочувствие пострадавшим и соболезнования близким, говорят о качествах и характеристиках погибшего, его профессионализме, достижениях и особенностях профессии (например, о зависимости от мнения руководства и владельца СМИ). В некоторых случаях присутствуют обвинения жертвы, а также размышления о свободе профессии, о независимости в целом и таланте конкретного человека в частности. Таким образом, комментарии становятся своеобразными «сетевыми некрологами». В них опускаются некоторые элементы (например, биографические сведения), как ненужные, поскольку есть одна общая статья, новость и т.д., в которой приведена самая необходимая информация о погибшем, типе смерти, особенностях профессии и т.п. Каждый комментатор избавлен от необходимости включать эту информацию в свой «сетевой некролог» и одновременно - от довлеющих норм риторики соболезнования. Он имеет возможность выбирать в широком диапазоне - от следования традиции

до полного отрицания правил приличествующего случаю соболезнования.

***

После гибели А.Жданова жителями городов был осуществлен ряд поминальных мероприятий. Так, один из участников поделился информацией о своем походе в горы, который он посвятил памяти погибшего журналиста. Им был выложен фотоотчет, по всей видимости, он и является документальным свидетельством мероприятия: «Вчера был солнечный день и мы собрались сходить куда-нибудь на скиальп. Выбрали г.Кукисвумчорр уж очень заманчиво она выглядела из далека. Из головы не выходили мысли о трагедии на 6 километре. Я решил посвятить наш поход памяти Саши Жданова, который очень любил, как я увидел из сюжетов, солнце и жизнь. Его я не знал и не был с ним знаком. Очень жаль, что уходят люди, особенно такие замечательные, как Саша» [Мамай, 2013]. Подобное мероприятие тут же было прокомментировано: «Я решил посвятить свой поход??? давно у нас походы посвящают в честь кого то? пошел я в Дружбу, посвящу эту прогулку покойному президенту Кеннеди!!» (Пример-Иван Иванов, 09.11.2013 г., 15:07, г.Апатиты)30. Автор объясняет свой вклад: «Не в честь, а памяти, разницу улавливаете? Я умею ходить в походы, умел бы рисовать, нарисовал бы, а так только фото» (Андрей Мамай, 10.11.2013 г., 12:23, г.Кировск)31.

Другим мероприятием, организованным непосредственно в день похорон жителями г.Кировска, был митинг в память о погибшем журналисте. Он сопровождался запуском китайских фонариков: «Александр похоронен в Кировске, в районе старого аэропорта. Людей на прощание с журналистом пришло очень много. Вечером у ДК состоялась акция, посвященная памяти Александра, - в небо запускали фонарики.» [Прощание с Александром]. Мероприятие не было массовым, его поминальная направленность не всеми

30 Комментарий к статье А. Мамая «Саше». Статья размещена на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18304. 8 ноября 2013 г. в 11:28.

31 Там же.

участниками была оценена, по всей видимости, у некоторых просто отсутствовала информация. Как с отсутствием информации, так и с самим жанром мероприятия было связано недовольство: «А кто придумал что фонарики в память Жданова запускали? Мне об этом ни кто не сказал, и мы запускали в своё удовольствие. И таких как я было много. Так что не надо придумывать ерунду» (Ник.То. 11.11.2013 г., 21:07, г.Кировск)32.

Запуск китайских фонариков некоторыми не был принят в качестве поминального мероприятия и, собственно, пока не стал городской традицией, как, например, повсеместно распространенное зажигание свечей на месте гибели (или около места работы, или в других, символических местах). По этой причине отдельные участники обсуждения восприняли мероприятие в качестве противоречащего неким установленным нормам поминовения. Значимость журналиста, значение произошедшего, общественный резонанс, все элементы погребально-поминальных мероприятий оценивались в сравнении с обстоятельствами, которые сопутствовали гибели и погребению горняков, погибших 11 декабря 2008 г.: «Лучше бы для парней, что погибли просто так 11 декабря 2008 года на Расвумчорре хотя бы раз фонарики запустили» (Pablo Escobar)33.

Казалось бы, несущественная нетрадиционная («неправильная») деталь в ряду поминальных действий, спровоцировала достаточно острую реакцию. Она напомнила горожанам их прошлую и одновременно «настоящую» боль, связанную с судьбой города в целом - через профессиональные приоритеты и обстоятельства «той» гибели: «.Правильно выше написали, люди погибшие на рудники, погибшие не за что и никто про них не вспоминает, а тут... Вы считаете что Жданов сделал для города больше чем они? (Марфа Кузминишна, 12.11.2013 г., 19:01, г.Апатиты)34.

Список литературы

Апатитская полиция расследует гибель журналиста Жданова. 2013. 15 нояб. URL: http://www.hibiny.com/news/archive/51485.

Васильева Е.В. Некрополи Кировско-Апатитского района Мурманской области: история, современное состояние // Труды Кольского научного центра. Апатиты: КНЦ РАН, 2010. Вып. 1. С. 181-195. (Гуманитарные исследования).

Гибель Жданова. Версии. UPD. 2013. 6 нояб. URL: http://www.opentown.ru/news/?n= 18285.

Глодева А. Особенности городской езды. Апатиты - Кировск. В ГИБДД рассказали о шести месяцах дорожной жизни // Дважды Два. 2013. 12 июля. № 28. URL: http://gazeta2x2.ru/?p=33813.

32 Комментарий к новости «Прощание с Александром». Информация размещена на сайте http://www.opentown.ru/news/?n=18305 8 ноября 2013 г. в 13.53.

33 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте: http://www.opentown.ru/news/?n=18311.

34 Там же.

Глодева А. По гибели журналиста Александра Жданова уголовного дела не завели, но вопросов много. 2013. 8 нояб. URL: http://www.hibiny.com/news/archive/50741.

Дороги плохие, граждане - тоже так себе. Главный автоинспектор области -о дорогах, светофорах и культуре людей // Дважды Два. 2013. 21 июня. (№ 25). URL: http://gazeta2x2.ru/?p=33264.

Кратко М. Последняя ночь. В дорожной аварии погиб журналист «Народного телевидения "Хибины"» // Дважды Два. 2013. 8 нояб. (№ 45). URL: http ://gazeta2x2. ru/?p=37178.

Мамай А. Саше. 2013. 8 ноября. URL: http://www.opentown.ru/news/?n=18304. Меркулова Н. Личность погибшего под Кировском пешехода не установлена. 2013. 6 нояб. URL: http://www.hibiny.com/news/archive/50600.

Прощание с Александром: [UPD Видео]. 2013. 8 нояб. URL: http://www.opentown.ru/news/?n=18305.

Сведения об авторе

Змеева Ольга Васильевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

Zmeyeva Olga Vasiliyevna,

PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS

УДК 36(1-17):316.52 Э.С.Клюкина

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СЕВЕРЯН1 Аннотация

Предпринята попытка осмысления факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность молодых северян различными сторонами жизнедеятельности и субъективное определение качества жизни в целом.

Ключевые слова:

качество жизни, социальное самочувствие, ресурсы молодежи.

1 Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного осенью 2008 г. (при участии автора) в рамках проекта «Социальное самочувствие молодежи: стереотипы и реалии» при поддержке Мурманского регионального молодежного общественного объединения «Гуманистическое движение молодежи». В разработке инструмента исследования, обработке и анализе данных принимали участие Д.А.Федотов, Э.С.Клюкина, Т.Е.Кундозёрова, О.Н.Попова. Сбор и ввод данных осуществлены студентами специальности «Социология» Кольского филиала Петрозаводского государственного университета Л.Е.Костериной, В.Ю.Петровой, О.Б.Поповой, И.С.Щёголевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.