Научная статья на тему 'ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1490
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖЕНЩИНА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / БАРЬЕРЫ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ENTREPRENEURSHIP / FEMALE ENTREPRENEUR / FEMALE ENTREPRENEURSHIP / FEMALE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA / FEMALE ENTREPRENEURSHIP BARRIERS / HIGH POTENTIAL FEMALE ENTREPRENEURSHIP / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / GENDER CHARACTERISTICS OF MANAGEMENT BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алгада Х.

В последние годы исследования понятия "женское предпринимательство" пережили большой рост, получив широкий консенсус среди ученых и способствуя, прежде всего, пониманию всех тех факторов, которые объясняют трудности, с которыми женщины сталкиваются в предпринимательской карьере. Значительное внимание к этой области было вызвано растущим признанием того, что женское предпринимательство оказывает глубокое влияние на экономическое развитие. Тем не менее, потенциал женщин-предпринимателей во многих странах реализуется далеко не в полной мере. Этот факт послужил обоснованием для выбора темы исследования. Главной целью статьи является изучение роли женщины-предпринимателя в условиях современной экономики. Методами исследования являются системный подход, метод сравнительного и ретроспективного анализа, метод синтеза. В процессе аналитического обзора решаются две целевые задачи: формирование основного представления о понятии "женское предпринимательство" и формирование возможных путей дальнейшего исследования развития женского предпринимательства в стране. Практическая значимость данного исследования состоит в оценке текущего уровня развития женского предпринимательства и выявления направлений для будущих исследований. Результатом исследования является статистический анализ доли женщин предпринимателей, занимающих руководящие должности. В заключении сделан вывод о направлениях дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

In recent years, research on the concept of women's entrepreneurship has experienced great growth, gaining a broad consensus among scholars and contributing primarily to an understanding of all those factors that explain the difficulties that women face in entrepreneurial careers. Considerable attention to this field has been driven by the growing recognition that women's entrepreneurship has a profound impact on economic development. Nevertheless, the potential of women entrepreneurs is far from being fully realized in many countries. This fact served as the rationale for the choice of the research topic. The main purpose of the article is to study the role of a woman entrepreneur in the modern economy. The methods of research are a systematic approach, the method of comparative and retrospective analysis, the method of synthesis. In the process of analytical review two target tasks are solved: the formation of the basic idea about the definition of "women's entrepreneurship" and the formation of possible ways of further research into the development of women's entrepreneurship in the country. The practical significance of this research is to assess the current level of development of women's entrepreneurship and to identify areas for future research. The result of the study is a statistical analysis of the proportion of women entrepreneurs holding managerial positions. We conclude with directions for further research.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2021 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК: 338.0

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_5

Алгада Х.

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Algada Kh.

WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

Ключевые слова: Предпринимательство, женщина-предприниматель, женское предпринимательство, женское предпринимательство в России, барьеры женского предпринимательства, высокопотенциальное женское предпринимательство, проблемы развития, гендерные особенности ведения Бизнеса.

Keywords: Entrepreneurship, Female Entrepreneur, Female Entrepreneurship, Female En-trepreneurship in Russia, Female Entrepreneurship Barriers, High Potential Female Entrepreneur-ship, problems of development, gender characteristics of management Business.

Аннотация: В последние годы исследования понятия "женское предпринимательство" пережили большой рост, получив широкий консенсус среди ученых и способствуя, прежде всего, пониманию всех тех факторов, которые объясняют трудности, с которыми женщины сталкиваются в предпринимательской карьере. Значительное внимание к этой области было вызвано растущим признанием того, что женское предпринимательство оказывает глубокое влияние на экономическое развитие. Тем не менее, потенциал женщин-предпринимателей во многих странах реализуется далеко не в полной мере. Этот факт послужил обоснованием для выбора темы исследования.

Главной целью статьи является изучение роли женщины-предпринимателя в условиях современной экономики. Методами исследования являются системный подход, метод сравнительного и ретроспективного анализа, метод синтеза. В процессе аналитического обзора решаются две целевые задачи: формирование основного представления о понятии "женское предпринимательство" и формирование возможных путей дальнейшего исследования развития женского предпринимательства в стране.

Практическая значимость данного исследования состоит в оценке текущего уровня развития женского предпринимательства и выявления направлений для будущих исследований.

Результатом исследования является статистический анализ доли женщин предпринимателей, занимающих руководящие должности.

В заключении сделан вывод о направлениях дальнейшего исследования.

Abstract: In recent years, research on the concept of women's entrepreneurship has experienced great growth, gaining a broad consensus among scholars and contributing primarily to an understanding of all those factors that explain the difficulties that women face in entrepreneurial careers. Considerable attention to this field has been driven by the growing recognition that women's entrepreneurship has a profound impact on economic development. Nevertheless, the potential of women entrepreneurs is far from being fully realized in many countries. This fact served as the rationale for the choice of the research topic.

The main purpose of the article is to study the role of a woman entrepreneur in the modern economy. The methods of research are a systematic approach, the method of comparative and retrospective analysis, the method of synthesis. In the process of analytical review two target tasks are solved: the formation of the basic idea about the definition of "women's entrepreneurship" and the

formation ofpossible ways offurther research into the development of women's entrepreneurship in the country.

The practical significance of this research is to assess the current level of development of women's entrepreneurship and to identify areas for future research.

The result of the study is a statistical analysis of the proportion of women entrepreneurs holding managerial positions.

We conclude with directions for further research.

Введение: До 1990-х годов основные академические изыскания в мире и в России воспринимали женщин только как владельцев малых предприятий или индивидуальных предпринимателей. Бизнес-модель, ориентированная на мужчин, считалась естественной моделью ведения бизнеса. Однако дальнейшие исследования женщин-предпринимателей показали, что предпринимательство — это гендерное явление1.

В результате возникает настоятельная необходимость исследовать различные аспекты женского предпринимательства. Существующие теоретические концепции необходимо расширить, чтобы лучше объяснить уникальность женского предпринимательства.

В этой статье делается попытка представить обзор и основные направления будущих исследований. В частности, это статья преследует две широкие цели. Первая цель - выделить основное представление о женском предпринимательстве в научно-исследовательской сфере. Вторая цель статьи - обзор развития женского предпринимательства путем анализа опубликованных обзоров литературы по женскому предпринимательству в современных реалиях.

Практическая значимость данной статьи. Исследование представляет собой важный вклад, позволяющий осмыслить текущую политику и наметить направления будущих исследований. Важность предпринимательского образования, социального предпринимательства и социально-культурный контекст (например, культура, семья и институциональная поддержка) как инструментов для преодоления гендерного разрыва, с другой - важность женского предпринимательства в экономическом ро-

1 Hughes, K.D., Jennings, J.E., Brush, C.G., Carter, S., & Welter, F. (2012). Extending women's entrepreneurship research in new directions. Entrepreneur-ship Theory and Practice, 36, 429-442.

сте страны путем социальной интеграции и борьбы с бедностью и дискриминацией.

Работа организована следующим образом. Сначала обсудим термин «женское предпринимательство» в научном дискурсе. Затем мы обсуждаем обзор исследования, использованный в статье, и представим результаты нашего исследования. Далее мы представляем резюме и анализ обзора литературы.

Наконец, мы обсуждаем направления на будущее исследование и заключение статьи.

Теоретическо-методологическое понятие женского предпринимательства

Предпринимательство можно охарактеризовать как желание и способность развивать, управлять и организовывать бизнес-предприятием вместе с любыми предсказуемыми и неожиданными рисками, которые могут возникнуть для получения прибыли в конечном итоге. Развитие предпринимательства в настоящее время стало очень значительным: это один из ключевых факторов стабильного экономического развития.

Хотя ученые рассматривают предпринимательство со своей точки зрения, и их выводы могут отличаться друг от друга, результаты их исследований имеют нечто общее. Основными характеристиками предпринимательства, которые вытекают из почти всех исследований и с которыми согласны большинство ученых, являются следующие: экономическая и динамичная активность, инновации, несение риска и прибыльность. Предпринимательство — экономическая деятельность, потому что создание и управление компанией идет с целью создания стоимости и богатства за счет более эффективного использования ограниченных ресурсов. Поскольку такая деятельность по созданию стоимости постоянно происходит в неопределенной деловой сре-

де, предпринимательство можно рассматривать как динамическую силу1.

Литература по основному предпринимательству, в основном посвященная предпринимателям-мужчинам, возникла в 1930-е гг. Но в конце 1970-х стал появляться пуб-

Аюшиева И.Г. Малый женский бизнес в США: 1990-е гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - Томск, 2003. - с. 21.

ликации, в основном в западных странах, касающиеся женского предпринимательства . В таблице 1 представлены основные исторические вехи развития литературы о женщинах / женском предпринимательстве.

2 Jennings, J.E., & Brush, C G. (2013). Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entrepreneurship literature? The Academy of Management Annals, 7(1), 663-715.

Таблица 1 - Хронологическое резюме первых исследований женского предпринимательства

Год Тип резюме Описание

1976 Первая статья журнала Шварц, Э. (1976). Предпринимательство: новый женский рубеж. Журнал современного бизнеса, 5, 47-76.

1979 Первый отчет о политике Итог: неравное предпринимательство в Америке. (1979). Отчет Президентской межведомственной рабочей группы по делам женщин-предпринимателей Владельцы. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.

1983 Документ первой конференции презентация Хисрич, Р.Д., Браш, К.Г. (1983). Женщина-предприниматель: последствия семьи, образования и профессии. В Г А ХОМАДАЙ, Г А Тиммонс и К. Веспер (ред.), Границы предпринимательства исследования - Труды конференции колледжа Бэбсона по Предпринимательство (стр. 255-270) Уэлсли, Массачусетс: Колледж Бэбсона.

1985 Первая академическая книга Гоффи Р. и Скейс Р. (1985). Ответственные женщины: опыт женщин-предпринимателей. Лондон: Джордж Ал-лен и Анвин.

1998 Первая политическая конференция о женском предпринимательстве Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Конференция по женщинам-предпринимателям (http://www.oecd.org/cfe/smes / womenentrepreneurskeyme ssages.htm)

2003 Первая политическая конференция о женском предпринимательстве Международная конференция "Диана" по женскому предпринимательству Исследования (http://www.babson.edu/Academics/centers/blankcenter/glo bal-research/diana/Pages/home.aspx)

2006 Отчет GEM о женщинах и Предпринимательстве Специальный тематический отчет Global Entrepreneurship Monitor (GEM) по теме женщины и предпринимательство

2009 Первый специализированный журнал Международный журнал гендера и предпринимательства

2015 Первый доклад «Индекс женского предпринимательства» Анализ условий для развития женского предпринимательства. Выявлена первая десятка стран, в которых было сформулировано понятие женщины предпринимателя.

3 Hughes, K.D., Jennings, J.E., Brush, C.G., Carter, S., & Welter, F. (2012). Extending women's entrepreneurship research in new directions. Entrepreneurship Theory and Practice, 36, 431.

Глобальный институт развития предпринимательства опубликовали отчет «Индекс женского предпринимательства» в 2015 году, в котором проанализированы условия для содействие развитию женского предпринимательства в 77 странах. Согласно отчету, первая десятка стран для женщин-предпринимателей - США, Австралия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Франция, Исландия, Швеция, Финляндия и Норвегия1.

Так в западной литературе впервые было сформулировано понятие женщины-предпринимателя, его можно охарактеризовать как женщину, которая инициирует, организует и управляет коммерческим предприятием. Это женщины, которые вводят новшества, имитируют или перенимают бизнес.

В последние годы женское предпринимательство как предмет научных исследований приобрело большую популярность. Значительное внимание к этой области было вызвано растущим осознанием того, что женское предпринимательство оказывает глубокое влияние на экономическое развитие. Под женским предпринимательством понимают «реализацию открывшихся возможностей». Под этим Д. Нэйсбит понимает появившеюся альтернативу домашнему хозяйству, которым женщины занимались бесплатно2.

Женское предпринимательство в России считается новым явлением и характеризуется многопрофильностью. Наименее освоенными сферами для женского предпринимательства являются строительство и транспорт.

А.В. Бабаева говорит о том, что в настоящее время с одной стороны происходит изменения взглядов на женщин предпринимателей, однако с другой стороны они происходят очень медленно и вследствие этого женщин вытесняют из сферы высокопрофессионального труда. Выделяются

1 Terjesen, S., & Lloyd, A. (2015). The 2015 Female Entrepreneurship Index. Report. The Global Entrepreneurship and Development Institute (GEDI). https://thegedi.org/research/womens-entrepreneurship-index/. Accessed 15 Aug 2016.

2 Нейсбит, Джон. Мегатренды / Джон Нейсбит; [Пер. с англ. М.Б. Левина]. - М.: АСТ: Ермак, 2003. (Тул. тип.). - с. 108.

также и личные качества женщин, которые мешают им в профессиональной сфере: жалость, отсутствие пунктуальности, эмоциональность, доверчивость, желание сделать хорошо для всех .

А.С. Абриталина отмечает, что вклад женщин в национальную экономику с точки зрения создания рабочих мест, экономического роста и накопления богатства считается чрезвычайно ценным и в настоящее время вызывает меньше сомнений. Кроме того, страны с высоким уровнем предпринимательской активности женщин менее подвержены финансовым кризисам и реже сталкиваются с замедлением экономическо-

4

го роста .

По мнению Ю. Малышевской, следующими Отличительными чертами предпринимателей среди женщин являются:

-возраст преимущественно от 25 до 50 лет

-женщины более ответственные за результаты своего труда, чем мужчины

-преимущественно женщины предприниматели участвуют в отраслях женской направленности5.

Современные отечественные исследователи Ю.С. Пиньковецкая6, Р.Р. Галлямов7

3 Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности / Л. Б. Бабаева, М. П. Козлов, Л. А. Резниченко, Л. Г. Солодухина. - М.: РНФ, 1993. - 79 с.

4 Абриталина, А.С. Женское предпринимательство: социально-экономические мотивации и факторы: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.03. - Саратов, 2006. - 153 с.

5 Малышевская Ю.Ю. Особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели» / Ю. Ю. Малышевская // Социально-политические науки. - 2013. - №4. - С. 27.

6 Пиньковецкая, Ю.С. Женское предпринимательство в России и зарубежных странах: монография / Ю. С. Пиньковецкая; Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный университет", Институт экономики и бизнеса, Кафедра экономического анализа и государственного управления. - Ульяновск: УлГУ, 2020. - 169 с.

7 Галлямов Р.Р. Женское предпринимательство в современном российском обществе: социологический анализ проблемы [Текст] / Р. Р. Галлямов, Г. Х. Гильманова Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Башкирский гос. аграрный ун-т". - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - 162 с.

выделяют несколько типичных групп предпринимательниц-женщин:

- предприимчивые женщины, которые обычно начинают заниматься бизнесом, если для этого создаются необходимые рыночные возможности, и которые ориентированы на рост предприятий;

- профессиональные предприниматели, приходя в бизнес использует полученные знания, навыки и умения, а также возможность самостоятельно строить карьеру, получать максимальный доход и удовольствие от реализации своих способностей;

- владелицы / совладелицы объектов малой приватизации (ателье, парикмахерских, магазинов), для которых бизнес не был самостоятельным выбором, но для того чтобы не оставлять свою работу были вынуждены адаптироваться к новым условиям;

- вынуждены предпринимательницы: их в бизнес привели отсутствие альтернативных возможностей зарабатывать на жизнь и необходимость содержать семью;

- владелицы семейного бизнеса, для которых характерной чертой является то, что вся семья, как правило задействована в бизнесе;

- молодые предпринимательницы.

По нашему мнению, есть разные подходы к толкованию понятия «предпринимательский потенциал» зависит от двух факторов, первый понятие особенность потенциала, а во-вторых, как этот потенциал может функционировать.

В связи с этим, можно перечислить несколько характерных черт женского предпринимательства:

- доля женщин в предпринимательской сфере больше именно в тех отраслях, где нет необходимости в большом количестве рабочей силы

- из-за того, что у женщины помимо работы есть также домашние обязанности, им очень важно балансировать рабочее время

- в связи с тем, что в предпринимательскую сферу женщины по сравнению с мужчинами вошли позже, первые еще не успели развить свое дело1.

1 Кипервар Е.А. Женское предпринимательство: особенности и перспективы развития в регионах / Е. А. Кипервар, М. А. Савелова // Омский научный

Если сравнивать соотношение участия мужчин и женщин в малом и семейном бизнесе, где вносили свой вклад оба члена семьи, и мужчины, и женщины, доля женщин будет намного больше, чем мужчин. Это говорит о том, что женщины лучше проявляют себя в сфере бизнеса, о чем и говорят многие исследователи.

Как правило, в предпринимательство очень ценно наличие в человеке стремления быть всегда первым, быть победителем. Но с недавних времен таких качеств недостаточно. Рынок также требует и других человеческих качеств, например, характерные для женщин качества - интуиция, чуткость и т. д. В связи со всем вышеперечисленным на Западе темп роста женщин-предпринимательниц опережает темп роста мужчин-предпринимателей2.

Расширить существующие теории предпринимательства, используя феминистскую точку зрения

В литературе ведутся споры о том, верна ли новая теория женского предпринимательства. Многие исследователи предполагают, что существующие концепции самого предпринимательства может использоваться в сочетании с феминистскими теориями для расширения теоретической основы более крупной сферы предпринимательства. Ранее проводилось множество исследований, направленных на изучение феномена женского предпринимательства. Например, Роберт Хизрич, Майкл Питерс использовал теорию карьеры, чтобы предложить модель карьеры женщин-предпринимателей3. Они использовали психологические и социологические теории для объяснения гендерные различия между мужчинами и женщинами предпринимателями.

Так же в исследованиях Н.Ю. Уткиной определены основные гендерные проблемы, с социальными и культурными стереотипа-

вестник. - 2009. - №2(76). - С. 97.

2 Малышевская Ю.Ю. Особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели» / Ю. Ю. Малышевская // Социально-политические науки. - 2013. - №4. - С. 26.

3 Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. / Роберт Хизрич, Майкл Питерс; Общ. ред. В. С. Зага-швили. - М.: Прогресс--Универс, 1992. - 157 с.

ми, характерным для современного женского предпринимательства. Автор особо останавливается на стереотипах, мешающих деловой активности женщин1.

Женщины-предприниматели составляют около половины человеческих ресурсов в развивающихся странах. Проанализировав международное исследование "Женщины в бизнесе: вне политики к прогрессу". Проведенное оно было международной организацией Grant Thornton, которая объединяет независимые аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые фирмы2.

Один из выводов, которые были сделаны в исследовании, касается количества компаний, где среди руководства есть хотя бы одна женщина. Так, их количество увеличивается, однако не очень динамично непостоянно. Например, в 2017 году компаний с женщинами-руководителями было 68%, а в последующие годы доля снижалась (до 67% в 2018-м и до 66% 2019 года) (рисунок 1). А вот 2020 рост прирост снова вернулся.

69% 68%

65%

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рисунок 1 - Доля руководителей женщин в мировой экономике3

Причем исследователи приводят и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Уткина, Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России / Н. Ю. Уткина // Женщина в российском обществе. - 2017. - № 1 (82). - С. 17-27.

2 Women in business: beyond policy to progress — https://www.grantthornton.global/globalassets/1. -member-firms/global/insights/women-in-business/grant-thornton-women-in-business-2018-report.pdf (дата обращения 01.02.2021 г.).

3 Составлено автором по источнику Women in business: beyond policy to progress — https://www.grantthornton.global/globalassets/1. -member-firms/global/insights/women-in-business/grant-thornton-women-in-business-2018-report.pdf (дата обращения 01.02.2021 г.).

факторы, способствующие повышению показателя гендерного равенства в компаниях, и барьеры, которые этому мешают.

В исследовании говорится, что в 2020 году бизнес-сообщество убедилась, что женщинам место среди правления компаний. То есть большинство предприятий достигли определенного уровня гендерного баланса. Это может быть результатом того, что бизнес-лидеры убеждаются в пользе, которую может принести гендерно разнообразная команда. В то же время, к таким изменениям может приводить внимание к проблеме со стороны СМИ и мировых общественных организаций.

В то же время интересно и то, какую долю среди всех руководящих должностей в компаниях занимают женщины. Так, в 2015 году их было 22%, в следующем году стало 24%, через год - 25%, а вот 2018 наоборот начался небольшой спад даже этого невысокого показателя.

Географические же разногласия присутствии женщин в бизнесе вообще вызывают недоумение. Например, в Восточной Европе, в которую входит и Украина в целом довольно высокий показатель деловых женщин, даже по сравнению с другими регионами (рисунок 2).

Рисунок 2 - Женщина в бизнесе — глобаль-

4

ные тенденции

4 Составлено автором по источнику Women in business: beyond policy to progress — https://www.grantthornton.global/globalassets/1.-member-firms/global/insights/women-in-business/grant-thornton-women-in-business-2018-report.pdf (дата обращения 01.02.2021 г.).

То есть по гендерным показателям Восточная Европа неожиданно оказалась наиболее схожей с Россией.

Но стоит не забывать, что присутствие женщины среди руководства приравнивается к ее авторитетности. "Одна женщина в руководстве лучше, чем никакой. Но вопрос заключается не только в том, есть ли женщины среди управленцев, но и чувствуют они ценность своих взглядов1.

Несмотря на приток женщин в сферу предпринимательства в странах очень немногие авторы явно изучили предпринимательские процессы женщин, основавших предприятия.

На самом деле женщины, готовые начать свой бизнес, сталкиваются с большим количеством трудностей, чем мужчины. Также отметим затрудненный доступ к различным ресурсам2. Таким образом, мы должны знать, что на основе существующих

1 Хасбулатова, О.А. Гендерные аспекты развития SТЕМ-образования в России / О. А. Хасбулатова // Женщина в российском обществе. - 2016. - № 3 (80).

- С. 5.

2 Семенова, Ю.А. О социальном механизме оптимизации женского предпринимательства / Ю. А. Семенова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2013.

- № 13 (1). - С. 33-35.

бизнес-моделей женщины создавали бизнес от идеи до запуска. Ученые могут использовать теорию, описывающую гендерную составляющую ведения бизнеса, чтобы понять влияние гендера на строительство бизнес-моделей женщинами или мужчинами предпринимателями.

Заключение: Сфера женского предпринимательства прошла долгий путь с момента своего появления в конец 1970-х. Мы обнаружили, что первые исследования предпринимательства в первую очередь предполагали, что мужчины и женщины-предприниматели это одно и тоже явление социально-экономической жизни и не требует отдельного изучения.

Поэтому необходимо включить различные точки зрения и рассмотреть конструкторские подходы к изучению как традиционных, так и нетрадиционных вопросов возникновения, существования и дальнейшего развития женского предпринимательства. В частности, необходимо учесть при формировании научной методологии женского предпринимательства феминистские теории развития общества в целом, то есть расширить существующие предпринимательские теории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абриталина, А.С. Женское предпринимательство: социально-экономические мотивации и факторы: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.03. - Саратов, 2006. - 153 с.

2. Аюшиева, И.Г. Малый женский бизнес в США: 1990-е гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - Томск, 2003. - 155 с.

3. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М.: Российский общественный научный фонд. Научные доклады № 34. 1986. С. 113.

4. Галлямов, Р.Р. Женское предпринимательство в современном российском обществе: социологический анализ проблемы [Текст] / Р. Р. Галлямов, Г. Х. Гильманова Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Башкирский гос. аграрный ун-т". - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - 162 с

5. Кипервар, Е.А. Женское предпринимательство: особенности и перспективы развития в регионах / Е. А. Кипервар, М. А. Савелова // Омский научный вестник. - 2009. -№2(76). - С. 96-99.

6. Колобова, А.Е. Женщины-предпринимательницы среднего и старшего возраста: штрихи к портрету / А. Е. Колобова // Женщина в российском обществе. - 2016. - № 1 (78). -С. 51-59.

7. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности / Л. Б. Бабаева, М. П. Козлов, Л. А. Резниченко, Л. Г. Солодухина. - М.: РНФ, 1993. - 79 с.

8. Малышевская, Ю.Ю. Особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели» / Ю. Ю. Малышевская // Социально-политические науки. - 2013. - №4. -С. 26-32.

9. Нейсбит, Джон. Мегатренды / Джон Нейсбит; [Пер. с англ. М.Б. Левина]. - М.: АСТ: Ермак, 2003 (Тул. тип.). - 380 с.

10. Пиньковецкая, Ю.С. Женское предпринимательство в России и зарубежных странах: монография / Ю. С. Пиньковецкая; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный университет", Институт экономики и бизнеса, Кафедра экономического анализа и государственного управления. - Ульяновск: Ул-ГУ, 2020. - 169 с.

11. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. / Роберт Хизрич, Майкл Питерс; Общ. ред. В. С. Загашвили. - М.: Прогресс-Универс, 1992-. - 157 с.

12. Семенова, Ю.А. О социальном механизме оптимизации женского предпринимательства / Ю. А. Семенова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2013. - № 13 (1). - С. 33-35

13. Симонова, Е.В. Женское предпринимательство как фактор роста экономики России / Е. В. Симонова // Вестник ОРЕЛГИЭТ. - 2018. - № 2 (44). - С. 177-183.

14. Уткина, Н.Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России / Н. Ю. Уткина // Женщина в российском обществе. - 2017. - № 1 (82). - С. 17-27

15. Хасбулатова, О.А. Гендерные аспекты развития SТЕМ-образования в России / О. А. Хасбулатова // Женщина в российском обществе. - 2016. - № 3 (80). - С. 3-15.

16. Hughes, K. D., Jennings, J. E., Brush, C. G., Carter, S., & Welter, F. (2012). Extending women's entrepreneurship research in new directions. Entrepreneurship Theory and Practice, 36, 429-442.

17. Jennings, J.E., & Brush, C.G. (2013). Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entrepreneurship literature? The Academy of Management Annals, 7(1), 663-715.

18. Terjesen, S., & Lloyd, A. (2015). The 2015 Female Entrepreneurship Index. Report. The Global Entrepreneurship and Development Institute (GEDI). https://thegedi.org/research/womens-entrepreneurship-index/. Accessed 15 Aug 2016.

19. Woldie A., Adersua A. Female Entrepreneurs in a Transitional Economy: Businesswomen in Nigeria // International Journal of Social Economics. 2004. N 31 (1/2). P. 78-93.

20. Women in business: beyond policy to progress — https://www.grantthornton.glo bal/globalassets/1.-member-firms/global/insights/women-in-business/grant-thornton-women-in-business-2018-report.pdf (дата обращения 01.02.2021 г.).

Дата поступления: 24.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.