Научная статья на тему 'Женское половецкое изваяние со стреловидными подвесками из Эрмитажа'

Женское половецкое изваяние со стреловидными подвесками из Эрмитажа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
половцы / каменное изваяние / стреловидные подвески / иконография / детали декора / Polovtsy / stone sculpture / arrow-shaped pendants / iconography / decorative details

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потeмкина Татьяна Михайловна

В статье освещена краткая история происхождения женского половецкого изваяния со стреловидными подвесками из Эрмитажа. Дано подробное научное описание скульптуры. Приведены данные 16 изваяний с аналогичными или близкими к исследуемым украшениям. Сделаны выводы о том, что комплекс декора фигуры стреловидными подвесками является на данный момент уникальным. Поднят вопрос об актуальности проблемы научного исследования половецких изваяний современными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Потeмкина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female Polovtsian statue with arrow-shaped pendants from the Hermitage

The article highlights a brief history of the origin of the female Polovtsian statue with arrow-shaped pendants from the Hermitage. A detailed scientific description of the sculpture is given. The data of 16 sculptures with similar or close to the studied decorations are presented. It is concluded that the complex of figure decoration with arrow-shaped pendants is currently unique. The question is raised about the relevance of the problem of scientific research of Polovtsian sculptures using modern methods.

Текст научной работы на тему «Женское половецкое изваяние со стреловидными подвесками из Эрмитажа»

Cultural Heritage

& Modern Technologies

www.aaatec.org ISSN 2837-0759

DOI: 10.24412/2837-0759-2024-2132153

UDC: 94(477.7) «11-13» 1

Female Polovtsian statue with arrow-shaped pendants from the Hermitage

T.M. Potyomkina Abstract

The article highlights a brief history of the origin of the female Polovtsian statue with arrow-shaped pendants from the Hermitage. A detailed scientific description of the sculpture is given. The data of 16 sculptures with similar or close to the studied decorations are presented. It is concluded that the complex of figure decoration with arrow-shaped pendants is currently unique. The question is raised about the relevance of the problem of scientific research of Polovtsian sculptures using modern methods.

Keywords: Polovtsy, stone sculpture, arrow-shaped pendants, iconography, decorative details.

Женское половецкое изваяние со стреловидными подвесками из Эрмитажа

Т.М. Потемкина1 Аннотация

В статье2 освещена краткая история происхождения женского половецкого изваяния со стреловидными подвесками из Эрмитажа. Дано подробное научное описание скульптуры. Приведены данные 16 изваяний с аналогичными или близкими к исследуемым украшениям. Сделаны выводы о том, что комплекс декора фигуры стреловидными подвесками является на данный момент уникальным. Поднят вопрос об актуальности проблемы научного исследования половецких изваяний современными методами.

Ключевые слова: половцы, каменное изваяние, стреловидные подвески, иконография, детали декора.

1 НИЧ ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет»

2Работа выполнена в рамках государственной бюджетной темы «Актуальные проблемы древней и средневековой истории и археологии Донбасса» (рег. № 124012400356-4).

В музее «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге в настоящее время хранятся несколько женских половецких изваяний. Одно из них с хорошо сохранившейся шляпой с необычными деталями иконографии привлекло наше внимание (рис. 1). По документам музея, скульптура привезена И.В. Аничковым в 1903 г. из Туркестана в Российское археологическое общество (г. Санкт-Петербург), а в июле 1931 г. передано в Государственный Эрмитаж. Однако очень сложно предположить, что половецкое изваяние, типичное для южнорусских степей, в Х1Х в. было привезено в Туркестан и поставлено в окрестностях г. Мерке на Александровском хребте, откуда якобы в начале XX в. доставлено в Санкт-Петербург. В документации явно произошла ошибка. В Эрмитаже хранятся раннесредневековые тюркские скульптуры, характерные для среднеазиатских степей. Видимо, документ о происхождении какой-то из них и был перепутан с документацией половецкого изваяния при передаче статуй в музей. В Своде С.А. Плетневой (1974) также допущена ошибка: перепутаны происхождение и инвентарные номера двух половецких женских изваяний стоящего вида. Инвентарный номер изучаемого изваяния 2028/1, а не 2303/1 (Королькова, 2012, с. 228).

Рисунок 1. Женское половецкое изваяние из Эрмитажа: 1 - лицевая сторона; 2 -профиль слева; 3 - профиль справа; 4 - тыльная сторона. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва, Государственный Эрмитаж3.

Поскольку второе женское половецкое изваяние было доставлено в музей из Краснодара примерно в то же время, что и первое, можно предположить, что из Краснодара были привезены обе скульптуры. Этому не противоречат ни тип, ни иконографические особенности статуй. Более того, в лапидарии Краснодарского музея хранятся две скульптуры, в оформлении которых видны очень близкие черты. Так у

3 Благодарим сотрудников Государственного Эрмитажа за разрешение опубликовать фотографии.

изваяния (ф.е. КМ 6282/25) на верхней поверхности шляпы просматривается орнамент крупными завитками, а волнистые шнуры на лице украшены четырьмя группами (по три

Рисунок 2. Женское половецкое изваяние. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына. Фото А.В. Евглевского, ДонГУ.

штуки) подвесок стержневидной формы (рис. 2) (Плетнева, 1974, табл. 61, 1144, с. 104, 177). Абрис лица скульптуры, обнаруженной в 1959 г. в окрестностях станицы Павловской Павловского р-на Краснодарского края, очень похож на абрис лица исследуемого изваяния из Эрмитажа: оно такое же крупное, округлое, широкоскулое, с тяжелым массивным округлым подбородком. Кроме того, на лбу этой статуи имеется полукруглая деталь головного убора, а мелкие черты лица напоминают глаза, нос и рот скульптуры из Эрмитажа (рис. 3). И хотя шнуры на лице павловского изваяния не украшены подвесками, зато в составе ожерелья присутствуют стержневидные подвески с подтреугольными расширениями (Плетнева, 1974, табл. 62, 1129, с. 104, 178; Зеленский, 2022, фото 1, с. 233-235). Поверхность обеих скульптур очень тщательно обработана и

заглажена. Таким образом, предположение о возможном происхождении изучаемой статуи с территории Краснодарского края, по нашему мнению, не лишено здравого смысла.

Рисунок 3. Женское половецкое изваяние из станицы Павловской. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына. Фото А.В. Евглевского.

Исследуемое изваяние имеет уникальный набор деталей декора. Однако, несмотря на это, оно до сих пор не получило полновесной публикации с подробным научным описанием. Впервые изображение скульптуры опубликовано в монографии М.И. Артамонова (1962, с. 456). На черно-белой фотографии плохого качества почти ничего не видно. Кроме подписи к рисунку, никакого описания не представлено. Подобная «публикация» имеется в книге Ф.Х. Валеева (1975, с. 134, рис. 53). Здесь опубликован рисунок крайне низкого качества, и также отсутствует описание. Впервые научное описание данной скульптуры сделано С.А. Плетневой: «Коричневый плотный песчаник. Женская. Стоящая. Тип IIIA. Размеры: 1,85*0,55*0,38 м. Шляпа с небольшими орнаментированными полями и высокой тульей. Под ней шапочка, спускающаяся на лоб двумя полукругами. "Рога". Серьги III. Лицо широкое с полными щеками и подбородком.

Брови и нос Т-образные. Глаза - слабо выпуклые овалы. Рот был большой, сильно стерт. Выделенная шея. Гривна. Грудь с сосками. Кафтан на плечах, рукавах, обшлагах и полах обшит галуном. Сосуд цилиндрический с выделенным венчиком. Справа на поясе зеркало, слева два неясных предмета (стерты). Сапоги ниже колен с поножами. На спине тройная лопасть до пояса. На затылке фигурная пряжка в виде банта. Ниже пояса орнамент - два крупных завитка и между ними фигурка в виде двух соединенных вершинами ромбов. Обработана поверхность острым зубилом - точечными ударами» (Плетнева, 1974, с. 112, № 1318). К сожалению, в описании исследовательницы, как и на ее рисунке (Плетнева, 1974, табл. 82, 1318), отсутствуют важнейшие детали иконографии, которые благодаря прекрасным условиям хранения в Эрмитаже до сих пор отлично видны на изваянии (рис. 4).

Рисунок. 4. Профиль головы со стреловидными подвесками изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

Более полное и подробное описание скульптуры сделано Е.Ф. Корольковой в каталоге выставки в Казани (Королькова, 2012, с. 226, 228, 229, кат. 632). Кроме моментов, отмеченных С.А. Плетневой, исследовательница уделила внимание двум сквозным

отверстиям, присутствующим на изваянии, высказав интересную версию о возможном их предназначении. Е.Ф. Королькова полагает, что отверстия не позднего происхождения, были сделаны половецким мастером намеренно, что, возможно, «связано с целью достижения звуковых эффектов при прохождении воздуха через каналы при сильных степных ветрах» (Королькова, 2012, с. 226). Это спорное утверждение требует специальной проверки. Однако важнее другое. Впервые здесь сказано о необычной детали иконографии данного изваяния - стреловидных подвесках. Правда, они отмечены всего лишь в двух местах: на полукруглых деталях головного убора и на щеках. На самом деле, как это будет показано ниже в нашем описании, их значительно больше.

Изваяние представляет собой стоящую женскую фигуру удовлетворительной сохранности (рис. 1). Высота скульптуры - 2,44 м (Королькова, 2012, с. 228). Оббиты лицо, пространство между шеей и гривной, верх тульи шляпы, подножка, нижняя часть постамента. Сколоты верх тыльной стороны тульи и полей шляпы, дно сосуда. Повреждена правая стопа, глубокая вертикальная выбоина на тыльной стороне под поясом и небольшая горизонтальная выбоина - справа от нее. Небольшая выбоина и трещина на верхней части вертикального выступа под правым локтем. На левой щеке и левой поле кафтана - по глубокому овальному сквозному отверстию: канал первого выходит сзади в средней части спины, канал второго выходит в центре спины в области крестца (Королькова, 2012, с. 226).

Голова выдвинута вперед, подбородок приподнят, шея короткая. На голове -широкополая шляпа с высокой конусовидной тульей с четырьмя выраженными вертикальными ребрами. У основания тульи с лицевой стороны расположен узкий рельефный плоский валик, декорированный косыми крестами. От его центра до края полей проходит узкий короткий слаборельефный валик, который делит поля ровно на две половины (рис. 5). Торец лицевой стороны полей шляпы вертикально подтесан и по всему

Рисунок 5. Шляпа со стреловидными украшениями изваяния из Эрмитажа. Лицевая сторона. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

периметру также украшен косыми крестами. Под верхним краем торца полей слева и справа проведена горизонтальная черта. В профиль хорошо виден резкий изгиб полей шляпы, которые на тыльной стороне приподняты почти вертикально. Как уже упоминалось, верхний край тыльной стороны полей головного убора сколот, но, скорее всего, был угловатым (рис. 6). Наибольший интерес представляет собой верх лицевой

Рисунок 6. Тыльная сторона шляпы, накидка с накосниками и квадратные застежки изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д. А. Боброва.

■11 1

Рисунок 7. Шляпа изваяния из Эрмитажа. Вид сверху. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

стороны полей шляпы. Он украшен стреловидными подвесками, расположенными тремя группами по три подвески на левой и правой половинах полей головного убора (рис. 7). Небольшие ромбовидные «наконечники» направлены к краю полей. Эта уникальная на данный момент иконографическая деталь не отмечена ни С.А. Плетневой, ни Е.Ф. Корольковой и повторена в декоре скульптуры неоднократно.

Так, под шляпой, на высоком лбу, изображены две полукруглые детали, окантованные узкими слаборельефными валиками. Пространство каждой из них также украшено тремя группами (по три) стреловидных подвесок (рис. 8).

Рисунок 8. Детали иконографии на лице изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

В профиль видно, что валик, оконтуривающий полукруглые детали, плавно переходит в край лицевой стороны лопасти (рис. 9). Таким образом, получается, что полукруглые детали на лбу являются фронтальной частью лопасти. Она довольно толстая, ее верх округлой формы, а нижняя часть, ниспадающая до середины спины, подовальная. По центру тыльной стороны полей шляпы проходит вертикальный плоский слаборельефный валик, который прикреплен к центру верхнего края лопасти (рис. 1, 4). На конце лопасти просматривается миниатюрная ромбовидная «кисточка». На фоне тыльной стороны лопасти показана накидка, что является необычным приемом, поскольку, как правило, на тыльной стороне головы изображалась округлая накидка с накосниками, а из-под нее ниспадала лопасть. Здесь у накидки округлый верх, длинное горизонтальное основание, по бокам которого изображены два длинных узких накосника, доходящие до пояса. В

центре накидки, на затылке - две большие застежки в виде квадратов с вогнутыми сторонами, окантованными узкими полосами, декорированными мелкими косыми крестиками (рис. 6).

Лицо крупное, объемное, округлое, широкоскулое, с массивным округлым подбородком и выпуклыми щеками. Короткие дуговидные брови, подтесанные снизу, вместе с коротким широким, расширяющимся к основанию носом составляют Т-образную композицию. Выделены небольшие крылья носа и показаны миниатюрные углубления ноздрей. Глаза маленькие, овальные, с округлыми зрачками, посажены вплотную к переносице. Рот плохо сохранился, маленький, подовальной формы, оконтурен прочерченной линией (рис. 10). Уши небольшие, изображены рельефными валиками С-видной формы с выделенными мочками.

Рисунок 9. Детали иконографии изваяния из Эрмитажа. Профиль головы, крупный план. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

В ушах - большие кольчатые серьги с крупной напускной бусиной. К каждой серьге в районе верха бусины привязан шнурок, верхний конец которого крепится к соответствующей полукруглой детали на лбу. С каждой стороны на шнурке, почти примыкая к напускной бусине, висят три миниатюрные стреловидные подвески. Нижний конец шнурка, обходя снизу серьгу, крепится к ее тыльной стороне. К нему также подвешены три более крупные стреловидные подвески. Верхний ряд подвесок расположен вертикально, нижний - под углом (рис. 4). На левой щеке третья (самая

верхняя) группа подвесок на шнурке не видна из-за повреждений, на правой половине лица просматриваются очень слабые контуры подвесок в районе правого глаза.

Лицо обрамляет украшение головного убора, имитирующее бараньи рога. Они небольшие, узкие, сильно изогнуты, изображены на фоне лопасти (рис. 8-10). «Рога» покрыты редкими косыми насечками, отделяющими изогнутые широкие пластины одна от другой (в реальности - штампованные металлические пластинчатые полукольца, нашитые на войлочные валики). Шея мощная, широкая, короткая. Плечи относительно узкие, слегка покатые, округлые. На груди просматривается одна узкая слаборельефная витая (?) гривна. В пространстве между шеей и гривной находилось ожерелье со стреловидными подвесками, слабые следы которых (отдельных экземпляров) просматриваются слева. Груди большие, рельефные, полуовальные, слегка вытянуты, с выделенными сосками, соединены дуговидной перемычкой (рис. 10). Живот объемный, широкий, подпрямоугольной формы (высота меньше ширины), выступает вперед.

Рисунок 10. Черты лица изваяния из Эрмитажа (по: Королькова, 2012, с. 229).

Руки объемные, отделены от живота узкими глубокими дуговидными выемками, с тыльной стороны отделены от торса широкими глубокими дуговидными выемками. Фигура талирована. Внутренняя сторона рук округлая. Они согнуты в округлых локтях практически под прямым углом. Между локтями и бедрами - большие подтреугольные выемки. Кисти рук выставлены в горизонтальном положении, пальцы длинные, сомкнуты, кончики пальцев обеих рук соприкасаются, большие пальцы приподняты. В руках -крупный сосуд баночной формы со слегка выделенным венчиком (рис. 1, 1; рис. 13).

На изваянии изображен кафтан разрезного типа. Каждое плечо верхней одежды украшено большой трапециевидной фигурой, окантованной по бокам узкой, а в нижнем

основании - широкой полосой. Верхнее узкое основание трапеции примыкает к шее (рис. 4; рис. 8; рис. 11). Внешняя сторона рукавов кафтана декорирована галунами сложной формы. На уровне плеч галуны представляют собой две узкие дуговидные полосы, соединенные в У-образную фигуру, их концы идут на грудь и на спину. На тыльной стороне слегка заглубленные дуговидные полосы уходят в подмышки. К У-образным фигурам на рукавах примыкают прямоугольные вертикальные полосы, окантованные узкими полосками. По центру прямоугольники пересекают широкие горизонтальные клавы (нашивки), края которых окантованы узкими полосками (рис. 12). Узкие полоски вышеописанных фигур декорированы косыми крестами, а широкое пространство - косой сеточкой. На предплечьях галуны показаны узким слаборельефным валиком, также украшенным косыми крестами. Нижняя часть рукавов оторочена широкими манжетами, окантованными узкими валиками (рис. 10; рис. 13). На манжетах повторяется тот же орнамент: на широких поверхностях - косая сеточка, на узких - косой крест.

Рисунок 11. Трапециевидная фигура на плече кафтана изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

Полы и подол кафтана оторочены широкой полосой, края которой в свою очередь окантованы узкой полоской. И если декор косым крестом на узких полосках просматривается, то косая сеточка на широких полосах из-за выветренности поверхности видна фрагментарно. Край подола одежды выделен и на боковых сторонах. От него вверх до уровня бедер поднимаются прямоугольные выступы, которые как бы являются продолжением боковых сторон постамента. Но они, во-первых, разделены глубокой

выемкой, подчеркивающей край подола кафтана, во-вторых, боковые стороны постамента в два раза шире верхних выступов (рис. 1, 2, 3). Такое оформление боковых сторон кафтана/постамента встречено нами впервые.

Рисунок 12. Галуны на рукавах кафтана изваяния из Эрмитажа: 1 - профиль справа; 2 -профиль слева. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

Рисунок 13. Манжеты на рукавах кафтана и сосуд изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

Пояс показан по всему периметру фигуры в виде узкой полосы с косыми крестами. С правой стороны к поясу на узком ремешке подвешено большое зеркало, разделенное

крупным косым крестом на четыре сектора. Зеркало окантовано широким бортиком. Ремешок, на котором висит зеркало, прикреплен к широкой прямоугольной пластине, окантованной узкой полоской (рис. 14). Рядом с зеркалом просматривается слабый контур небольшой трапециевидной сумочки, нижний край которой в центре угловато вогнут. Сумочка подвешена на узком ремешке к кольцевидной пряжке на поясе (рис. 14; рис. 15). С левой стороны к поясу на такой же пластине и коротком узком ремешке, как и зеркало, подвешена крупная длинная трапециевидная сумка. Боковые стороны предмета окантованы узкими полосками, верхняя и нижняя - широкими полосами. Узкие полоски декорированы косыми крестиками. Рядом находится узкий прямоугольный предмет, возможно, изображен нож или оселок (рис. 1, 1, 2).

Рисунок 14. Зеркало на правом бедре изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

На тыльной стороне выше пояса узкими полосками с косыми крестами изображена крупная '-образная фигура. Центральный элемент фигуры примыкает вплотную к кисточке лопасти. Вероятно, таким образом показаны вытачки кафтана. Снизу к поясу примыкает длинный подтреугольной формы бельдек (поясная одежда), по бокам которого расположены две крупные спирали, центральная часть бельдека заканчивается крупной

ромбовидной фигурой, на конце которой - маленькая ромбической формы кисточка (рис. 16).

Рисунок 15. Трапециевидная сумочка на правом бедре изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

Под подолом кафтана - полные конусовидные ноги с маленькими стопами, обуты в короткие сапожки, выделены из постамента горельефом. Угловатые халявы сапожек окантованы узкими валиками. Сапожки крепятся с помощью системы ремней горизонтальных и вертикальных поножей, показанных узкими валиками. Стопы опираются на подножку трапециевидной формы (рис. 1, 1; рис. 17). Постамент подпрямоугольной формы, плавно сужается книзу. Его поверхность (особенно с тыльной стороны) испещрена следами от обработки острым зубилом. Изваяние датируется 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII вв.

В своде С.А. Плетневой нет аналогичных украшений головного убора и шнурков на лице. Только среди нагрудных украшений IV тип ожерелий (стрельчатые - ромбовидные на стерженьке) напоминает подвески исследуемой скульптуры (Плетнева, 1974, с. 45, 46, рис. 20, 6). На табл. 10 (с. 47) исследовательница отмечает наличие данного типа ожерелий всего у двух изваяний: № 138 из заповедника «Дуб» у с. Великая Хортица (ныне

г. Запорожье) и № 1159 - из Херсонеса. Однако в описании херсонесского изваяния (с. 105) тип ожерелья указан другой - I. Рисунка данной скульптуры нет. У изваяния из

Рисунок 16. Пояс, вытачки на кафтане и бельдек изваяния из Эрмитажа. Тыльная сторона. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото Д.А. Боброва.

Рисунок 17. Сапоги и поножи на ногах изваяния из Эрмитажа. Музей Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото А.В. Евглевского.

заповедника «Дуб» (в 2007 г. перевезено и установлено в скверике перед административным зданием предприятия Мотор Сич в г. Запорожье) есть и рисунок (Плетнева, 1974, табл. 21, 138, с. 137), и не очень качественное фото из интернета (рис. 18). Тем не менее, на фото (как и на рисунке) видно, что стерженьки подвесок короткие, а ромбовидные «наконечники» крупные. Пропорции подвесок скульптуры из Эрмитажа прямо противоположные: стерженьки («древки») длинные, а «наконечники» маленькие. Причем эти параметры соблюдены даже на миниатюрных экземплярах, подвешенных на шнурке в верхнем ряду.

Рисунок 18. Изваяние из историко-культурного комплекса «700-летний Запорожский дуб». Запорожье, Украина. Фото из интернета.

В поисках аналогий стреловидным подвескам мною были просмотрены сотни фотографий и рисунков женских половецких изваяний, в том числе и тех, что присутствуют в каталоге С.А. Плетневой. В результате было отобрано 16 скульптур (табл. 1) не только со стреловидными или стрельчатыми украшениями, но и со стержневидными, окончания которых имеют подтреугольную, трапециевидную или полуовальную форму, поскольку окончания часто бывают разрушенными по той или иной причине. Такое небольшое количество статуй в выборке объясняется довольно частой плохой сохранностью (сколы, отслоение поверхности, наслоение лишайника, выветренность и др.) лица и верхней области груди изваяний.

Из 16 экземпляров 13 фигур целые (все стоящие), у 2 фигур сохранились только верхние половины, 1 представлена головой (стесана тыльная сторона). На 3 изваяниях изображены стреловидные подвески, на 5 - стрельчатые, на 10 - стержневидные. На 2 скульптурах присутствует по 2 вида подвесок: Павлоградский р-н - стреловидные и стержневидные, Дубовая Балка - стреловидные и стрельчатые.

Таблица 1

Пункт (происхождение/место хранения) 1 2 3 4 5 6 7 8 9

а б а б в а б в г д а б в

Воскресенка + + + + + + + + ?

Чернухино, к.3 + + + + + + + + ++ +

Ступки + + + + + + ++ + +

Раздольная, к. 7 + + + + + +

Краснодарский музей + + + + + + + ++

ст. Павловская + + + + + + + ++

Новое, к.3 + + + + + +

Константинополь + + + + +

Великоанадольский лес + + +

Павлоградский р-н + + + + + + +

Никольское + + + + + +

Гладкое к.гр. 1774, к.4 + + + + + +

заповедник «Дуб» + + + + + ++

Днепр, музей (Плетнева, 1974, №25) + + + + + +

Днепр, музей (Плетнева, 1974, №57) + + +? +? + + ++ +

Дубовая Балка + + + +? + + + + + + + ++ +

Отдельные характеристики и иконографические детали изваяний со стреловидными, стрельчатыми и стержневидными подвесками: 1 - вид фигуры: а -стоящая, б - не установлено; 2 - вид подвесок: а - стреловидные, б - стрельчатые, в -стержневидные; 3 - место расположения подвесок: а - поля шляпы, б - налобная повязка, в - шнуры на щеках, г - ожерелье, д - серьги, височные подвески; 4 - дополнительные украшения: а - гривна, б - амулет, в - бусы; 5 - богато украшенный кафтан, пелерина; 6 -квадратные/ромбовидные застежки на тыльной стороне головы; 7 - накидка/лопасть с накосниками; 8 - пояс, вытачки кафтана на тыльной стороне; 9 - бельдек.

Зафиксировано 5 позиций расположения подвесок. На лицевой стороне полей шляпы -1 (?) из 8 сохранившихся; прикреплены к налобной повязке - 3 из 12; на шнурках - 8 из 10 (80 %); в составе ожерелья - 6 из 9 (66 %); прикреплены к серьгам/височным подвескам - 3 из 16. На 4 (25 %) изваяниях подвески располагались в нескольких местах:

Воскресенка - налобная повязка и шнурки; Чернухино - ожерелье и серьги; Павлоградский р-н - шнурки и ожерелье; Дубовая Балка - шляпа (?), налобная повязка, ожерелье. Таким образом, можно отметить, что большинство исследуемых украшений изображались висящими на шнурках или в составе ожерелья. Присутствуют среди немногочисленной выборки и комплекты подвесок.

Интересно проанализировать детали иконографии 16 изваяний. Однако стоит упомянуть, что не все экземпляры имеют полную сохранность или изображение тыльной стороны. Так, гривны присутствуют на 13 из 15 (87 %), амулеты - на 6 из 15, бусы - на 2 из 15, квадратные/ромбовидные застежки - на 6 из 8 (75 %) скульптур.

На всех (15 - 100 %) сохранившихся фигурах изображен богато украшенный кафтан, на некоторых - с пелериной. Пояс или вытачки кафтана на тыльной стороне зафиксированы в 5 случаях из 9 (56 %), при этом в 3 случаях присутствовало и то, и другое.

На всех изваяниях (9 из 9 - 100 %) видны накидка с накосниками или лопасть, при этом на 4 фигурах присутствовал полный комплект. Довольно часто (4 из 8 - 50 %) на тыльной стороне ниже пояса изображалась фигурная поясная одежда - бельдек. Таким образом, следует отметить, что указанные подвески украшали лицо и грудь женских изваяний, на которых было изображено богатое убранство: украшенные кафтаны с пелеринами, гривны, ожерелья, амулеты, бусы, серьги, застежки, накидки с накосниками, лопасти, бельдеки. Однако это не означает, что на всех половецких женских скульптурах в богатом убранстве в обязательном порядке присутствовали подвески тех или иных типов.

Рисунок 19. Изваяние из Дубовой Балки: 1 - современный вид верхней части скульптуры (фото А.В. Евглевского); 2 - верхняя половина изваяния и изображение предметов на левом бедре (по: Крылова, 1976, с. 62); 3 - лицевая сторона скульптуры (по: Марченко, 1969, с. 77).

Рассмотрим более подробно три изваяния, на которых зафиксированы стреловидные подвески. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет собой статуя из Дубовой Балки (рис. 19). Стреловидные подвески свисают слева и справа с налобной ленты, собраны в несколько групп по три экземпляра. Рисунок и описание изваяния присутствуют в публикациях С.А. Плетневой (1958, рис. 38; 1974, табл. 3, 11, с. 77, 119).

Но в описании только указано наличие подвесок, а на рисунках они больше похожи на бахрому. Тем не менее, на скульптуре из Дубовой Балки есть ряд иконографических деталей, сближающих ее с изваянием из Эрмитажа: украшенный кафтан с крупными трапециевидными (?) фигурами на плечах, на тыльной стороне изображены накидка с накосниками, квадратные застежки, узкий пояс, от которого вверх идут короткие дуговидные вытачки кафтана, бельдек.

Необходимо также отметить, что на старой черно-белой фотографии этого изваяния на полях шляпы, в центре, вроде бы просматриваются три стреловидные подвески (рис. 19, 3). В ожерелье данной скульптуры присутствуют стрельчатые подвески с короткими черешками и, возможно, стержневидные (рис. 19, 1). К сожалению, изваяние в данный момент недоступно для полноценного исследования, поскольку хранится в фондах Днепропетровского исторического музея (Крылова, 1976, с. 60-62).

Второе изваяние со стреловидными подвесками (рис. 20) также хранится в Днепропетровском музее, куда привезено из с. Никольское Екатеринославской губернии (ныне с. Николаевка, Петропавловский р-н, Днепропетровская обл., Украина). Здесь украшения подвешены к шнуркам: по четыре экземпляра на левой и правой щеках. К сожалению, у скульптуры отбиты головной убор, руки, тыльная сторона. Но можно разглядеть наличие кольцевидных височных подвесок, трех витых гривен, следов ожерелья с ромбовидными и прямоугольными подвесками, на животе - крупного квадратного амулета. На шее видна редкая деталь - орнаментированный воротник-стойка, на плечах просматриваются крупные фигуры, планка по центру кафтана на животе, полы и подол одежды украшены широкими полосами (Плетнева, 1958, рис. 34, 1, с. 208; 1974, табл. 4, 12, с. 77, 120; Федоров-Давыдов, 1966, № 26, с. 267; Крылова, 1976, с. 62-64; Paloczi-Horvath, 1980, fig. 2, 3; Гераськова, 1991, с. 146, рис. 2).

Рисунок 20. Голова изваяния из с. Никольское: 1 - профиль справа (по: Гераськова, 1991, с. 146, рис. 2); 2 - профиль слева (по: Крылова, 1976, с. 64).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье изваяние со стреловидными подвесками происходит из Павлоградского р-на Днепропетровской обл. (Украина). Хранится в мини-парке «Подих сюфських стетв», который является филиалом Павлоградского историко-краеведческого музея (г. Павлоград, Днепропетровская обл., Украина). В нашем распоряжении есть только несколько любительских фотографий из интернета (рис. 21). Но даже на них видно, что на сохранившейся левой половине лица изображены два шнурка, соединяющие налобную повязку и крупную кольцевидную серьгу с напускной бусиной. С нижнего шнурка свисают три стреловидные подвески. Ромбовидные «наконечники» из-за плохой сохранности приобрели практически овальную форму. Головной убор, подбородок и правая щека сколоты. На левом плече - крупная трапециевидная фигура и начало прямоугольного галуна, аналогичные подобным украшениям на скульптуре из Эрмитажа (рис. 21, 2). На шее павлоградского изваяния просматривается воротник-стойка, орнаментированный вертикальными насечками. На груди - ожерелье со стержневидными и ромбовидными подвесками и две витые гривны (рис. 21, 1).

Рисунок 21. Изваяние из Павлоградского района: 1 - лицевая сторона скульптуры; 2 -крупная трапециевидная фигура на левом плече; 3 - стреловидные подвески на шнурке на левой щеке. Днепропетровская обл., Украина. Фото из интернета.

Другие потенциальные аналоги, как уже говорилось выше, плохо сохранились: украшения оббиты, стерты, выветрены, покрыты лишайником или мхом. Таким образом, комплект стреловидных подвесок (расположенных на шляпе, деталях лопасти, шнурках и в ожерелье) женского половецкого изваяния из Эрмитажа на сегодня является уникальным.

Следует также отметить, что, к сожалению, свод изваяний С.А. Плетневой изобилует многочисленными неточностями и ошибками, как в иллюстративном материале, так и в описаниях источника. Более того, в нем присутствует грубая подделка, это - изваяние так называемой единственной женщины-воина из Николаева (Плетнева, 1974, табл. 70, 1205, с. 47, 49, 107). В том, что к оригинальной фигуре половецкого воина прикреплен женский бюст новейшего времени, легко убедиться, взглянув на фотографии (Потемкина, 2024). Такое небрежное отношение к источнику повлекло за собой создание исследовательницей современного мифа о половецких амазонках.

Монографии С.А. Плетневой о каменных половецких скульптурах уже 50 лет, во многом книга морально устарела. Давно назрела необходимость в новом издании свода половецких изваяний, описания которых должны базироваться не на субъективных, порой

непрофессиональных рисунках художников, часто не замечающих или искажающих детали иконографии, а на современных качественных фотографиях, сделанных в разных режимах и с разных ракурсов. А лучшие, наиболее сохранившиеся экземпляры скульптур необходимо подвергнуть исследованию с помощью новейшей аппаратуры и экспертов, например, в области техники обработки камня, что наверняка даст дополнительную интересную информацию и пополнит источниковый ресурс исторической науки в области кочевнической каменной пластики средневековья.

Литература

Артамонов М.И. История хазар. - Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. -523 с.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола: Марийское изд-во, 1975. - 214 с.

Гераськова Л.С. Скульптура середньовiчних кочовиюв стетв Схщно'1 Свропи. - К.: Наукова думка, 1991. - 132 с.

Зеленский Ю.В. Половецкое каменное изваяние из станицы Павловской // Древние и средневековые культуры Кавказа: открытия, гипотезы, интерпретации. ХХХ11 Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции по археологии Северного Кавказа, посвященной 125-летию раскопок Майкопского кургана, Майкоп, 1823 апреля 2022 г. - Майкоп: «Качество», 2022. - С. 233-235.

Королькова Е.Ф. Кочевники восточноевропейских степей в эпоху средневековья // Кочевники Евразии на пути к империи. Каталог выставки. - СПб: «Славия», 2012. -С. 224-233.

Крылова Л.П. Каменные бабы. Каталог. - Днепропетровск: «Промшь», 1976. - 102 с.

Марченко Г. Мистецька щншсть «кам'яних баб» // Народна творчють та етнографiя. -№ 4. -1969. - С. 76-81.

Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. - № 62. Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. I. - М.; Л.: Наука, 1958. - С. 151226.

Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния // САИ. - Вып. Е4-2. - М.: Наука, 1974. -200 с.

Потемкина Т.М. Половецкая «амазонка» из Николаева: развенчание современного мифа // Журнал исторических, политологических и международных исследований: научный журнал. - Донецк, 2024. - № 1 (в печати).

Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. - М.: Изд-во Московского университета, 1966. -274 с.

Pálóczi-Horváth A. Le costume coman au Moyen âge. In: Acta archaeologica. - T. XXXII. -F. 1-4, 1980. - P. 403-427.

Literatura

Artamonov M.I. Istoriya xazar [Khazar history], L.: Izd-vo Gosudarstvennogo Ermitazha, 1962, 523 p.

Fedorov-Davydov G.A. Kochevniki Vostochnoj Evropy pod vlast'yu zolotoordynskix xanov. Arxeologicheskie pamyatniki [Nomads of Eastern Europe under the rule of the Golden Horde khans. Archaeological sites], M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1966, 274 p.

Geras'kova L.S. Skul'ptura seredn'ovichnix kochovikiv stepiv Sxidnoi E'vropi [Sculpture of medieval nomads of the steppes of Eastern Europe], K.: Naukova dumka, 1991, 132 p.

Korol'kova E.F. Kochevniki vostochnoevropejskix stepej v e'poxu srednevekov'ya [Nomads of the Eastern European steppes in the Middle Ages], Kochevniki Evrazii na puti k imperii. Katalog vystavki [Nomads of Eurasia on the way to empire. Exhibition catalogue], SPb.: «Slaviya», 2012, pp. 224-233.

Krylova L.P. Kamennye baby. Katalog [Stone women. Catalog], Dnepropetrovsk: «Promin'», 1976, 102 p.

Marchenko G. Mistets'ka tsinnist' «kam'yanikh bab» [Artistic value of «stone babs»], Narodna tvorchist' ta etnografiya [Folk art and ethnography], № 4, 1969, pp. 76-81.

Pâlôczi-Horvâth A. Le costume coman au Moyen âge, Acta archaeologica, T. XXXII, F. 1-4, 1980, pp. 403-427.

Pletneva S.A. Pechenegi, torki i polovcy v yuzhnorusskix stepyax [Pechenegs, Torkas and Polovtsy in the South Russian steppes], MIA. - № 62. Trudy Volgo-Donskoj arxeologicheskoj ekspedicii, T I. [Materials and research on archeology of the USSR. № 62. Works of the Volga-Don archaeological expedition. T. I.], M.; L.: Nauka, 1958, pp. 151-226.

Pletneva S.A. Poloveckie kamennye izvayaniya [Polovtsian stone sculptures], SAI, Vyp. E4-2 [A set of archaeological sources. Release E4-2], M.: Nauka, 1974, 200 p.

Potyomkina T.M. Poloveckaya «amazonka» iz Nikolaeva: razvenchanie sovremennogo mifa [Polovetskaya «Amazon» from Nikolaev: debunking the modern myth], Zhurnal istoricheskix, politologicheskix i mezhdunarodnyx issledovanij: nauchnyj zhurnal [Journal of Historical, Political Science and International Studies: Scientific Journal], Donetsk, 2024, № 1 (v pechati).

Valeev F.X. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh'ya [Ancient and medieval art of the Middle Volga region], Joshkar-Ola: Marijskoe izd-vo, 1975, 214 p.

Zelenskij Yu.V. Poloveckoe kamennoe izvayanie iz stanicy Pavlovskoj [Polovtsian stone statue from the village of Pavlovskaya], Drevnie i srednevekovye kul'tury Kavkaza: otkrytiya, gipotezy, interpretacii. XXXII Krupnovskie chteniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po arxeologii Severnogo Kavkaza, posvyashhennoj 125-letiyu raskopok Majkopskogo kurgana, Majkop, 18-23 aprelya 2022 g. [Ancient and medieval cultures of the Caucasus: discoveries, hypotheses, interpretations. XXXII Krupnovsky readings. Materials of the International Scientific Conference on Archeology of the North Caucasus, dedicated to the 125th anniversary of the excavation of the Maykop Mound, Maykop, April 18-23, 2022], Majkop: Kachestvo, 2022, pp. 233-235.

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.

САИ - Свод археологических источников.

© This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons by Attribution (CC-BY) license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.