БОТ: 10.18503/1992-0431-2021-2-72-128-144
НОВЫЕ ДАННЫЕ О ПОЛОВЕЦКИХ ИЗВАЯНИЯХ ИЗ ЛАПИДАРНОЙ КОЛЛЕКЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
С.Л. Кравцова1, О.А. Брилева2, Е.В. Романенко3, Ю.М. Свойский4,
А.П. Гирич4
1 Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Ставрополь, Россия
2Институт археологии РАН, Москва, Россия [email protected] 3Лаборатория КБББА, Москва, Россия [email protected]
4Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики;
Лаборатория КБББА, Москва, Россия
Аннотация. Впервые вводятся в научный оборот 10 половецких каменных изваяний из коллекции Ставропольского государственного музея-заповедника. Для каждой статуи созданы трехмерные полигональные модели. Новый способ иллюстрации и изучения археологического предмета позволяет увидеть ускользающие от глаз исследователя детали и полнее описать исследуемые скульптуры. Изваяния относятся к периоду с X по XIII вв., семь мужских и три женских образа. Каждая из скульптур представляет мир половецкого искусства, воплощенный в камне, чаще всего в местном песчанике или ракушечнике. Это легкодоступный материал на Ставропольской возвышенности и в ее окрестностях. В основном фигуры созданы в технике барельефа. Анализируя образцы половецкой скульптуры, можно восстановить общий облик половца, а также отдельные элементы костюма и вооружения. Среди деталей костюма в камне изображена не только верхняя одежда, но и детально показаны украшения (серьги, нашейные, нагрудные, наручные), а также сложные головные уборы женщин и различные виды обуви. Женские прически настолько сложны и детальны, что иногда необходимость показать уложенные в «рога» косы в сочетании с несколькими платами, распределенными на лбу, оказывается важнее анатоми-
Данные об авторах: Кравцова Светлана Леонидовна - заведующий отделом археологи Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве; Брилева Ольга Александровна - научный сотрудник Института археологии РАН; Романенко Екатерина Васильевна - Лаборатория К^ББА; Свойский Юрий Михайлович - инженер Института классического Востока и античности, НИУ Высшая школа экономики; Лаборатория К^ББА; Гирич Анна Павловна - студентка НИУ Высшая школа экономики; Лаборатория Б^БА.
Problemy istorii, filologii, киГ1шгу 2 (2021), 128-144 © The АШ^Г» 2021
Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2021), 128-144 ©Автор(ы) 2021
ческой точности. Иллюстрацией тому является изображение мастером ушей в районе скул изваяния. Особый интерес представляет способ ношения ансамбля воинского облачения. В скульптуре воплощены идеалы половецкого воина и женской красоты. Некоторые женские фигуры обладают особой утонченностью, которая проступает в каменном образе, несмотря на всю громоздкость самой фигуры.
Ключевые слова: виртуальный лапидарий, половецкие изваяния, трехмерные полигональные модели, Предкавказье, Ставропольский край, средневековье
В лапидарном собрании Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве1 хранятся и выставляются 23 половецких каменных изваяния. В статье вводятся в научный оборот 10 из них (рис. 1).
Обстоятельства и место находки для многих изваяний остаются неизвестными. Поэтому при картографировании указаны места находок половецких изваяний, для которых место обнаружения известно (рис. 2). Условными обозначениями отделены впервые публикуемые в представленной работе экземпляры от опубликованных ранее. Два экземпляра получены в результате археологических исследований. Один из них (СГКМ, оф. 26320) происходит из раскопок М.В. Андреевой курганного могильника Чограй IX, курган 4, из комплекса-святилища 1 в Арзгирском районе Ставропольского края2. Второй (СГКМ, оф. 22443) найден в 1983 г. в результате археологических исследований под руководством Т.В. Миро-шиной Краснознаменской экспедицией Института археологии АН СССР курганной группы у с. Бешпагир Грачевского р-на Ставропольского карая3. Изваяние находилось в святилище 9 кургана 1 на ритуальной площадке. Его установили лицом на восток и на специально подготовленном каменном постаменте. У ног изваяния находились скелеты двух людей, принесенных в жертву. Картографирование показывает четкую привязку всех находок изваяний к степной зоне, что подчеркивает связь половецких изваяний со степной культурой кочевнического мира.
Для подготовки публикации половецких каменных изваяний были созданы трехмерные полигональные модели. Документирование выполнялось в рамках проекта «Наследие степей и гор - стелы и гробницы Предкавказья от скифов до алан», предполагавшего создание цифрового лапидария Ставропольского государственного музея-заповедника4. Трехмерные модели формировались на основе цифровых фотоснимков фотограмметрическим способом5. В большинстве случаев изваяния фотографировались со всех сторон с последующим формиро-
1 Далее СГМЗ.
2 Атавин, Андреева 1998.
3 Гугуев 2002.
4 Полевое документирование и моделирование предметов из коллекции Ставропольского музея-заповедника, а также подготовку иллюстраций и обмеры выполнили сотрудники Лаборатории RSSDA, Е.В. Романенко, Ю.М. Свойский, А.П. Гирич, Ю.А. Миронова.
5 Фотосъемка выполнялась системной камерой Sony A7RII (ILCE-7RM2) с полнокадровой матрицей 7952 х 5304 (42 мегапикселя), оснащенной объективом Zeiss Sonnar T* FE 35 мм F2.8 ZA (SEL35F28Z) и кольцевым осветителем Grifón AR-400. Расположение камер по офсетной схеме, фотосъемка с расстояния 40-60 см. Фотосъемка выполнялась в сыром формате камеры, с коррекцией баланса белого по калибровочной мишени. Масштабирование осуществлялось по калиброванным базисам собственной разработки, автоматически распознаваемым фотограмметрическим программным обеспечением.
Рис. 1. Половецкие каменные изваяния из коллекции Ставропольского государственного музея-заповедника (1-8, 11) и другие (9, 10): 1 - оф. 18640; 2 - оф. 39219; 3 - оф. 39220; 4 - оф. 41801; 5 - оф. 41799; 6 - оф. 41800; 7 - оф. 16914; 8 - оф. 41798; 9 - из Ставропольского ботанического сада; 10 - из Ставропольского краевого художественного училища; 11 - оф. 26321. Текстурированные трехмерные полигональные модели Fig. 1. Cuman stone sculptures in the Stavropol State Museum-Reserve (1-8, 11) and others (9, 10): 1 - of. 18640; 2 - of. 39219; 3 - of. 39220; 4 - of. 41801; 5 - of. 41799; 6 - of. 41800; 7 - of. 16914; 8 - of. 41798; 9 - from the Stavropol Botanical Garden; 10 - from the Stavropol Regional Art School; 11 - of. 26321. Textured 3D polygonal models
Рис. 2. Расположение мест находок изваяний из коллекции СГМЗ Fig. 2. Location of the places where the sculptures were found. Stavropol Museum
Рис. 3. Цифровая сборка модели изваяния из трех сохранившихся фрагментов на примере изваяния СГМЗ оф. 18630: а - исходные полигональные модели фрагментов; б - выравнивание моделей фрагментов; в - сборная трехмерная полигональная модель Fig. 3. Digital assembly of the sculpture model from the three surviving fragments using the example of the sculpture of. 18630 from the Stavropol Museum: a - initial polygonal models of fragments; b - alignment of fragment models; c - prefabricated 3D polygonal model
Рис. 4. Изваяние СГМЗ оф. 18640. Трехмерная полигональная модель Fig. 4. Statue of. 18640. 3D polygonal model. Stavropol Muséum
ванием замкнутой модели. Исключение составили лишь стационарно закрепленные памятники, экспонирующиеся в Ставропольском ботаническом саду имени В.В. Скрипчинского и в Ставропольском краевом художественном училище, которые не представляется возможным переместить для фотосъемки нижней части и, во втором случае, также и тыльной стороны. Для них были сформированы незамкнутые модели. Из 10 публикуемых изваяний 2 сохранились во фрагментах. Каждый из таких фрагментов моделировался независимо, однако точность примененного метода масштабирования (в пределах 0,035%, т.е. 0,35 мм на 1 м) достаточна для корректной цифровой сборки модели изваяния (рис. 3). Применение трехмерного моделирования позволило выявить ряд деталей, плохо различимых при непосредственном изучении каменного изваяния. Кроме того, модели были использованы для уточнения размеров изваяний и подготовки геометрически корректных иллюстраций, точностью и детальностью превосходящих традиционные зарисовки и не содержащих искажений, обычных для фотографии. Цифровые версии моделей доступны на сайте проекта6.
Описываемые ниже изваяния публикуются впервые.
1. Изваяние СГМЗ оф. 18640 (рис. 4), относится ко второй половине XII -первой половине XIII в. Ставропольский край. Размеры 153,1 х 53,9 х 32,4 см7.
6 Наследие степей и гор... [Электронный ресурс].
7 Размеры изваяния даны по трехмерной модели, собранной из фрагментов.
Рис. 5. Изваяние СГМЗ оф. 39219. Трехмерная полигональная модель Fig. 5. Statue of. 39219. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Материал - ракушечник8. Памятник сильно выветрен, разбит по диагонали на две части (размеры фрагментов 76,9 х 47,7 х 23,3 см и 99,0 х 53,9 х 29,8 см). Сбиты и утрачены плечо (до локтя) правой руки и предплечье с кистью левой руки. Оббит подбородок. Сбиты и утрачены ступни изваяния. В 1972 г. А.В. Найденко, сотрудник музея, доставил скульптуру из г. Ипатово и передал на постоянное хранение в музейное собрание.
Благодаря трехмерному моделированию удалось соединить отснятые отдельно два фрагмента изваяния в единую стелу.
Изваяние мужское (I отдел9) сидящее (II вид). На голове шлем сфероконической формы (I тип). Черты лица не читаются. Плечи несимметричные, левое плечо - покатое, приподнятое, выше правого ровного плеча скульптуры. Выделенная рельефом кисть правой руки (левое предплечье и кисть утрачены) держит под животом сосуд «приталенной» формы с туловом, расширяющимся вверх к венчику-валику (III тип). Живот плоский, трапециевидной формы, выполненный в технике горельефа. Бедра скрыты под трапециевидного кроя юбкой кафтана со сплошным подолом (III тип по С.А. Плетневой)10. На плите постамента исполнены горельефом ноги от колен до ступней (II тип). Спина плоская. Абрис фигуры приземистый (IV тип).
2. Изваяние СГМЗ оф. 39219 (рис. 5), относится к X-XI вв. Найдено в 2013 г. неподалеку от поселка Виноградный Новоалександровского района Ставропольского края. Размеры 95,7 х 34,5 х 21,1 см. Материал - песчаник.
8 Определение материала скульптур выполнено старшим научным сотрудником СГМЗ, геологом Н.Р. Кочневой.
9 Здесь и далее описание дается по типологии С.А Плетневой.
10 Плетнева 1974, 36, рис. 12, 18.
Изваяние мужское (I отдел) стеловидное (III вид) (VI тип по Плетневой С.А.)11, поясное (?) с плоской спиной. Голова монолитная, подбородок приподнят, шея не выделена. На голове шлемовидный полусферический головной убор. С.А. Плетнева трактует большую часть головных уборов стеловидных изваяний VI типа как шапки, однако нельзя исключить на данном памятнике изображение шлема. В таком случае шлем можно отнести ко II типу, 1 подтипу12. Из-под головного убора по затылочной части спускаются три косы, сплетающиеся в одну косу на спине (II тип по С.А. Плетневой). Лицо овальное, широкоскулое, с выделенным подбородком. Надбровные дуги вместе с прямым тонким носом образуют единый органичный рисунок. Глаза глубоко посаженные, монголоидной/миндалевидной формы, близко расположенные к переносице. Рот обозначен короткой заглубленной чертой со слегка опущенными уголками. Уши проработаны рельефно дугообразными валиками. Плечи покатые, неширокие. На груди размещен комплект украшений. Под подбородком изображено наборное ожерелье, состоящее из чередующихся ромбовидных и треугольных (вершинами вниз) подвесок (II тип, 2 подтип). Ниже ожерелья - две витые гривны (II тип). Руки показаны гравировкой и соединены условно в области пупка. Ниже рук читается геометрическая фигура - ромб. Боковые и оборотная стороны подтесаны и выровнены. Описанные черты сообщают о юном возрасте изображенного в камне человека.
3. Изваяние СГМЗ оф. 39220 (рис. 6), относится к Х-Х! вв. Расколото на две части. Найдено в 2013 г. неподалеку от поселка Виноградный Новоалександровского района Ставропольского края. Размеры 72,7 х 33,2 х 26,6 см, размеры фрагментов 34,6 х 24,4 х 25,2 см и 46,6 х 33,2 х 23,8 см. Материал - песчаник.
Изваяние мужское (I отдел) стеловидное (III вид) (VII тип)13. Голова изначально монолитная, подбородок приподнят, шея не выделена. На голове шлемовидный полусферический головной убор (шапка)14. Лицо овальное, широкоскулое, с выделенным подбородком. Надбровные дуги вместе с прямым носом образуют единую композицию. Глаза под надбровными дугами монголоидной/миндалевидной формы, близко расположены к переносице. Рот изображен в центре под горизонтальной линией (усами) - маленьким овальным углублением. Уши проработаны рельефно дугообразными валиками. Плечи узкие. Правое плечо слегка опущено по отношению к левому, возможно, отбит фрагмент и утрачен. В средней части торса изваяния обозначена валикообразно грудь15 или соединенные руки. Живот округлый. Боковые и оборотная стороны подтесаны и выровнены. Почти посередине плоской спины просматривается ребро, более широкое в верхней части и сужающееся книзу. Возможно, след от косы.
По рассказу нашедших и по сохранности обоих изваяний можно предположить, что памятники располагались под курганной насыпью и не подвергались влиянию природных и антропогенных факторов.
Изваяния нашли 12 июня 2013 г. близ пос. Виноградный Новоалександровского р-на Ставропольского края. Их обнаружили жители города Новоалексан-
11 Плетнева 1974, 61.
12 Плетнева 1974, 61.
13 Плетнева 1974, 61.
14 Плетнева 1974, 61.
15 Плетнева 1974, 61.
дровска, двоюродные братья из большой семьи Марченко - Владимир, рабочий плодосовхоза, и Евгений, выпускник 9 класса средней школы № 3.
Молодые люди отдыхали на высоком берегу р. Расшеватка, неподалеку от глиняного карьера, и обратили внимание на выступающие из грунта округлые камни, показавшиеся им обработанными рукой человека. Слегка очистив один из камней от грунта, они увидели абрис глаз, которые смотрели на ребят в упор. Юноши стали выбирать грунт глубже и поняли, что нашли две мужские скульптуры. Меньшее изваяние оказалось расколотым на две части: голову и стеловидный торс. Ребята извлекли памятники из грунта и перевезли их во двор своего дома по улице Советской, д. 92 в г. Новоалександровск.
13 июня 2013 г. на адрес электронной почты Ставропольского музея-заповедника пришло письмо от старшего родственника двух братьев с сообщением о находке скульптур и предложением приехать и забрать памятники в фонды музея. 20 июня юноши передали изваяния прибывшим в Новоалександровск сотрудникам музея-заповедника. Исходя из рассказа ребят, место, откуда изъяли артефакты, было разрушенным курганом, возможно, с ритуальной площадкой.
4. Изваяние СГМЗ оф. 41801 (рис. 7), относится к X-XI вв. Происходит из с. Старомарьевское Грачевского р-на Ставропольского края. Размеры 114,9 х 48,8 х 32,0 см. Материал - песчаник.
Изваяние мужское (I отдел), в шлемовидном головном уборе (шапке)16, полусферической формы. Голова монолитная, крупная, овально-вытянутая. С левой стороны головы читается ухо, рельефно проработанное дугообразным валиком. Подбородок выдвинут и приподнят, шея не выделена. Под подбородком фиксируется пятно охристо-красного цвета. На лице отчетливо просматривается только нос. Плечи узкие. Руки выполнены горизонтальным валиком в технике низкого рельефа и соединены. Живот выделенный, округлый. Спина плоская. Возможно, памятник представляет собой недоработанное мужское стеловидное (III вид) изваяние (VI тип по С.А. Плетневой)17. Поверхность его выветрена, имеет утраты и глубокие отверстия. Предположительно, изваяние из Старомарьевского (СГКМ, оф. 41801) однотипно двум изваяниям из с. Виноградное (СГКМ, оф. 39219, 39220).
Памятник передан в музей-заповедник 13 декабря 2019 г. по просьбе жительницы с. Старомарьевское Грачевского р-на Ставропольского края В.А. Назаровой, проживающей по адресу ул. Степная, д. 3.
5. Фрагмент изваяния СГМЗ оф. 41800 (рис. 8), относится к XII-XIII вв. Ставропольский край. Происходит из дореволюционных поступлений. Размеры 143,4 х 66,2 х 28,2 см. Материал - известковый песчаник белого цвета. Контуры рельефа размыты, поверхность выветрена, испещрена округлыми глубокими кавернами; имеет утраты.
Фрагмент (от уровня рук до постамента) стоящего (I вид) мужского (I отдел) изваяния. В руках находится прямоугольный предмет (сосуд) на уровне нижней части живота. Из-под сплошного (III тип) подола кафтана прямого кроя видны ноги от колен до ступней в обуви. Левая нога и правая рука сбиты. Спина плоская, подтесанная. Изваяние изготовлено в технике барельефа.
16 Плетнева 1974, 61.
17 Плетнева 1974, 61.
Рис. 6. Изваяние СГМЗ оф. 39220. Трехмерная полигональная модель Fig. 6. Statue of. 39220. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Рис. 7. Изваяние СГМЗ оф. 41801. Трехмерная полигональная модель Fig. 7. Statue of. 41801. 3D polygonal model. Stavropol Museum
6. Изваяние СГМЗ оф. 16914 (рис. 9), относится к Х1-Х111 вв. Ставропольский край. Происхождение неизвестно. По регистрационным документам, поступило не позже 1975 г. Размеры 92,2 х 54,8 х 38,2 см. Материал - ракушечник. Камень сильно выветрен. Отбита и утрачена нижняя часть памятника с постаментом. Предплечье и кисть левой руки сбиты.
Фрагмент верхней части изваяния мужского (I отдел). Голова монолитная, наклонена вперед. Предположительно, на голове сфероконический головной убор (I тип). Шея выделена. Лицо округлое с заостренным и приподнятым подбородком. Черты лица не читаются. Плечи широкие. Живот округлый. Руки проработаны в технике барельефа (не отделены от торса сквозными отверстиями). По абрису, положение рук, держащих сосуд под животом, просматривается в соответствии с традиционной иконографией. Форма сосуда близка к подквадратному прямоугольнику - точнее не определяется из-за сильного выветривания камня и, возможно, антропогенного фактора. Внизу на правом боку скульптуры фиксируется фрагмент бедра правой ноги. Спина плоская.
7. Фрагмент изваяния СГМЗ оф. 41798 (рис. 10), относится к первой половине XIII в. Размеры 136,8 х 56,3 х 38,2 см. Материал - известковистый песчаник. Голова и верхняя часть туловища утрачены. Вверху, по центру, в положении анфас находится округлое и глубокое отверстие. Поверхность выветрена. В музей-заповедник изваяние перемещено из торгового комплекса (далее ТК) «Капитал» 13 августа 2020 г. Найден памятник Я.Б. Березиным в 1998 г. в лесополосе колхозного поля на север от г. Новоалександровска Ставропольского края (по сообщению местного жителя).
Фрагмент (от пояса до постамента) изваяния мужского (I отдел), стоящего (I вид), с барельефным изображением ног, твердо стоящих на «ступени» постамента. По боковым сторонам скульптуры читается длиннополый кафтан воина, отороченный по подолу широким горизонтальным кантом. На правом боку, ниже пояса, в горизонтальном положении размещен первый предмет саадачного набора - небольшой трапециевидной формы колчан18. Подобные берестяные колчаны хранятся в собраниях Саратовского и Калмыцкого музеев. Из-за колчана, чуть выше, просматривается в диагональном положении по отношению к колчану прямоугольник топора. Под колчаном, левее, изображено узкое, прямоугольное, в вертикальном положении с легким наклоном вправо древко боевого топора. Правее и ниже колчана показана поясная сумочка трапециевидной формы. На левом боку скульптуры изображены второй и третий предметы саадака - налучь, внутри которого находится лук. Под налучем, по диагонали справа налево (сверху вниз), проходит рельефная, слегка изогнутая полоса - сабля с широкой, немного изогнутой рукоятью и фрагментом прямого перекрестия. Тыльная сторона скульптуры плоская.
По сообщению местного жителя г. Новоалександровска, в лесополосе колхозного поля, на севере от Новоалександровска, им найден обработанный рукой человека крупный камень. Житель города видел, как тракторист, вспахивая поле, распахал находящийся на нем курган, из которого зацепил и вытащил каменную плиту с антропоморфными признаками. Поскольку плита мешала трактористу в
18 Благодарим за консультацию и уточнения В.Ю. Макласова, бакалавра Гуманитарного факультета Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.
Рис. 8. Изваяние СГМЗ оф. 41800. Трехмерная полигональная модель Fig. 8. Statue of. 41800. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Рис. 9. Изваяние СГМЗ оф. 16914. Трехмерная полигональная модель. Fig. 9. Statue of. 16914. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Рис. 10. Изваяние СГМЗ оф. 41798. Трехмерная полигональная модель Fig. 10. Statue of. 41798. 3D polygonal model. Stavropol Museum
работе, он оттащил ее в ближайшую лесопосадку и там оставил. Об этом наблюдении местный житель и сообщил в ГУП «Наследие». Таким образом, памятник оказался в Ставрополе, перевезенный на хранение Я.Б. Березиным и его экспедиционным отрядом на внутреннюю территорию ТК «Наследие» по адресу: пр. Карла Маркса, д. 56. В музей-заповедник артефакт перемещен 12 августа 2020 г.
8. Фрагмент изваяния СГМЗ оф. 41799 (рис. 11), относится к ХП-ХШ вв. Ставропольский край. Из старых поступлений. Другой информации о происхождении памятника и времени его поступления в музей нет. Размеры 159,1 х 68,4 х 41,8 см. Материал - ракушечный известняк карабинского горизонта. Поверхность памятника выветрена, правая нога стесана уборочной техникой, но контур ее хорошо просматривается. Ступня левой ноги отбита и утрачена.
Массивный фрагмент (от пояса) сидящего (II вид), предположительно, женского (II отдел) изваяния с постаментом. Сохранились предплечья и кисти рук, которые в области пупка держат крупный сосуд. Он с плоским донцем, округлым туловом и расширяющимся кверху горлом. На запястье правой руки просматривается витой браслет/манжет. Рельефно проработаны бедра и ноги. Из-под линии сплошного (?) подола кафтана прямого кроя видны ноги от колен до ступней в обуви. Спина плоская. На спине (по уровню донца сосуда) проходит прорезанная линия.
Рис. 11. Изваяние СГМЗ оф. 41799. Трехмерная полигональная модель Fig. 11. Statue of. 41799. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Рис. 12. Изваяние СГМЗ оф. 26321. Трехмерная полигональная модель Fig. 12. Statue of. 26321. 3D polygonal model. Stavropol Museum
Рис. 13. Изваяние из Ставропольского ботанического сада. Трехмерная полигональная
модель
Fig. 13. Statue from the Stavropol Botanical Garden. 3D polygonal model
9. Изваяние СГМЗ оф. 26321 (рис. 12), относится к середине - второй половине XII - началу XIII в. В 1988 г. памятник передан в музей В.А. Барановым. Найден в с. Овощи Туркменского р-на, на территории колхоза «Путь Ленина». Размеры 158,7 х 46,7 х 28,6 см. Материал - ракушечник. Утрачены голова скульптуры, ступни ног, фрагмент донца сосуда, фрагмент полы и канта с правой стороны, фрагмент «передника» кафтана.
Изваяние женское (II отдел) стоящее (I вид)19. Плечи скульптуры узкие и покатые. На шее и грудной клетке помещены удлиненное наборное ожерелье из бусин трапециевидной формы (II тип) и такая же удлиненная витая гривна (II тип). Грудь овальной формы (правая ниже опущена по отношению к левой), соприкасается с животом перевернуто-подтрапециевидной формы. Живот аккуратный, почти плоский, с пупком, по форме напоминающим деформированный ромб. Руки не отделены скульптором от торса, но выполнены в технике барельефа. Под животом, в руках дамы, находится сосуд прямоугольно-приталенной формы. Запястья рук стягивают обшлага или охватывают витые браслеты20. По плоской спине изображена лопасть (I тип) головного покрывала с округлой «бусиной» на уголке.
Мастерски проработаны детали костюмного комплекса. Кафтан от пояса до подола с «передником» (узким у пояса и расширяющимся к подолу). Край подола
19 Плетнева 1974, № 1073.
20 Плетнева 1974, 51.
кафтана декорирует широкий сплошной горизонтальный кант. Из-под подола, доходящего до колен, видны ноги с тонкими щиколотками и миниатюрными ступнями, обутыми в мягкие сапоги, которые декорированы по наколенникам двумя линиями горизонтальных валиков. Абрис фигуры изящный и утонченный (11б тип).
Утонченный силуэт, аристократично тонкие и изящные руки, тонкие щиколотки и маленькие ступни, ансамбль детально проработанных украшений и костюм указывают на знатность происхождения и высокий социальный статус изображенной женщины.
10. Изваяние из Ставропольского ботанического сада им. В.В. Скрипчинско-го (рис. 13), относится к XII-XIII вв. Ставропольский край. В 1960-е гг. изваяние было передано в ботанический сад сотрудником Ставропольского краеведческого музея А.В. Найденко. Размеры 144,1 х 51,8 х 28,2 см.21 Материал - серовато-желтый крупнозернистый ракушечник. Утрачены тулья шляпы, поля.
Изваяние упомянуто Т.М. Минаевой, но детально не описано22. Скульптура относится к сидящим женским изваяниям. Головной убор поврежден. Лицо дамы округлое с заостренным и изящно закругленным подбородком, обрамлено «рогами» женской прически, скрытой под сложным многослойным головным убором под шляпой. Острый угол треугольника одного из покровов спускается по плоской спине вниз. Черты лица утрачены. Уши украшают серьги-кольца (тип I). Шея не выделена. Грудь украшена гладкой ниже которой просматривается круглый медальон (?). Плечи прямые. Живот небольшой, округлый. Руки и пальцы рельефно проработаны и сложены под животом. На правой руке хорошо виден гладкий браслет/манжет. В соединенных руках сжимается сосуд (тип III). Подол кафтана с горизонтальным сплошным широким кантом. Из-под подола кафтана видны широко расставленные миниатюрные ноги, изображенные от голеней до миниатюрных ступней в обуви (II тип). Абрис фигуры приземистый.
Коллекция антропоморфных монументальных памятников половецкого периода относится к ярким этнокультурным маркерам, важным для атрибутирования других скульптур. Подлинные каменные изваяния, насыщенные этнографическими элементами, представляют неоценимый исторический и этнографический материал, дающий возможность изучать и воспроизводить материальную и духовную культуру половецкого населения Предкавказья.
ЛИТЕРАТУРА
Атавин, А.Г, Андреева, М.В. 1998: Половецкое святилище из Ставрополья. В сб.: А.Б. Белинский (ред.), Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа 1. Ставрополь, 231-237. Гугуев, Ю.К. 2002: Половецкое святилище-яма с каменной статуей и человеческими жертвоприношениями у села Бешпагир в Ставропольском крае. Донская археология 3-4, 53-66.
Колесниченко, К.Б., Лычагин, А.В., 2018: Половецкие каменные изваяния с территории Ставрополья. В сб.: Е.И. Нарожный (ред.), Материалы исследования по археологии Северного Кавказа 16. Армавир-Краснодар, 180-190.
21 Высота и толщина даны для наблюдаемой части изваяния.
22 Минаева 1964, 179-180.
Минаева, Т.М. 1964: К вопросу о половцах на Ставрополье по археологическим данным. В сб.: Г.Д. Краснов (ред.), Материалы по изучению Ставропольского края 11. Ставрополь, 167-196.
Наследие степей и гор - стелы и гробницы Предкавказья от скифов до алан. Цифровой лапидарий Ставропольского музея-заповедника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://3d.stavmuseum.ru/ (дата обращения 01.04.2021).
Плетнева, С.А. 1974: Половецкие каменные изваяния. М. (САИ Е4-2).
Плетнева, С.А. 1977: Исчезнувшие народы. Половцы. Природа 2, 46-61.
REFERENCES
Atavin, A.G, Andreeva, M.V. 1998: Polovetskoe svyatilishche iz Stavropol'ya [Cuman sanctuary from Stavropol region]. In: A.B. Belinskiy (red.), Materialy po izucheniyu istoriko-kul 'turnogo naslediya Severnogo Kavkaza [Materials for Study of Historical and Cultural Heritage of the North Caucasus] 1. Stavropol, 231-237.
Guguev, Yu.K. 2002: Polovetskoe svyatilishche-yama s kamennoy statuey i chelovecheskimi zhertvoprinosheniyami u sela Beshpagir v Stavropol'skom krae [Cuman pit-sanctuary with stone statue and human sacrifices near village Beshpagir in Stavropol region]. Donskaya arkheologiya [The Don Аrchaeology] 3-4, 53-66.
Kolesnichenko, K.B., Lychagin, A.V 2018: Polovetskiye kamennye izvayaniya s territorii Stavropol'ya [Cuman stone statues from Stavropol region]. In: A.E. Narozhnyi (red.), Ma-terialy i issledovaniya po arkheologii Severnogo Kavkaza [Materials and Research on the Archaeology of the North Caucasus] 16. Armavir-Krasnodar, 180-190.
Minaeva, T.M. 1964: K voprosu o polovtsakh na Stavropol'e po arkheologicheskim dannym [On problem of Cumans in Stavropol region based on archaeological data]. In: Materialy po izucheniyu Stavropol 'skogo kraya [Materials for Investigation of Stavropol Region] 11. Stavropol, 167-196.
Nasledie stepey i gor - stely i grobnitsy Predkavkaz'ya ot skifov do alan. Tsifrovoy lapidariy Stavropol'skogo muzeya-zapovednika [The heritage of the steppes and mountains - stelas and tombs of the Ciscaucasia from the Scythians to the Alans. Digital lapidarium of the Stavropol Museum-Reserve], http://3d.stavmuseum.ru.
Pletneva, S.A. 1974: Polovetskie kamennye izvayaniya [Cuman stone statues]. Moscow. (Svod arkheologicheskikh istochnikov [Corpus of Archaeological Sources] Е4-2).
Pletneva, S.A. 1977: Ischeznuvshie narody Polovtsy. [Extinct nations. The Cumans]. Priroda [Nature] 2, 46-61.
NEW DATA ABOUT CUMAN STATUES FROM THE LAPIDAR COLLECTION OF STAVROPOL STATE MUSEUM- RESERVE
Svetlana L. Kravtsova1, Olga A. Brileva2, Ekaterina V. Romanenko3, Yuriy M. Svoyskiy4, Anna P. Girich4
1 Stavropol State Historical, Cultaral and Natural Landscape Museum-Reserve named after G.N. Prozritelev and G.K. Prave, Sravropol, Russia [email protected]
2 Institute of Archaeology RAS, Moscow, Russia [email protected]
3 Laboratory RSSDA, Moscow, Russia [email protected]
4 National Research University Higher School of Economics; Laboratory RSSDA, Moscow, Russia
[email protected] [email protected]
Abstract. For the first time, 10 Cuman stone statues from the collection of the Stavropol State Museum-Reserve are being put into scientific circulation. Three-dimensional polygonal models were created for each statue. A new way of illustrating and studying an archaeological object allows seeing details that elude the eyes of the researcher and more fully describe the sculptures under study. The presented statues belong to the period from the 10th to the 13th century. They are 7 male and 3 female images of the Cuman world. Each of the sculptures represents the world of Cuman art, embodied in stone, most often in local sandstone or shell rock. This material is readily available in the Stavropol Upland and its environs. Basically, the figures are created using the bas-relief technique. Analyzing the samples of the Cuman sculpture, it is possible to restore the general appearance of the Cuman, as well as individual elements of the costume and weapons. Among the elements of the costume, not only outerwear is embodied in stone, but also jewelry (earrings, necklaces, chest, wrist) is shown in detail, as well as complex hats of women and various types of shoes. Women's hairstyles are so complex and detailed that sometimes the need to show the braids braided in "horns" in combination with several boards laid on the forehead is more important than anatomical precision. In this case, the master shows the ears on the cheekbones. The way of wearing the ensemble of military vestments is of particular interest. The sculpture embodies an ideals of Cumanian warrior and female beauty. Some female figures have a special sophistication that appears in the stone image, despite the bulk of the figure itself.
Keywords: Middle Ages, Cuman stone statues, Ciscaucasia, Stavropol Territory, three-dimensional polygonal models, virtual lapidarium