© 2010
С. В. Иванова
ЖЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В НЕМЕЦКИХ МОНАСТЫРЯХ XV ВЕКА
Статья посвящена обзору женского музыкального творчества в церковной музыкальной культуре Германии XV века. В центре внимания — сохранившиеся до нашего времени Песенные книги, созданные женщинами-клириками. В статье рассказывается о первых женских Песенных книгах, рассматриваются некоторые факты биографий женщин-творцов, частично воссоздаётся картина их социального положения, а также дана характеристика музыкально-творческой деятельности. Особо подчёркивается, что роль церковных сочинительниц того периода в становлении европейского профессионального музыкального искусства весьма значительна.
Ключевые слова: монастырь Винхаузен, Катарина Тирс, Анна Кёльнская.
Вопрос о женском композиторском творчестве в истории европейской церковной музыкальной традиции до недавнего времени не вызывал активного интереса у отечественных историков музыки, поскольку возможность существования женщин-авторов казалась невероятной. Такое ошибочное представление было связано с нехваткой биографических фактов и конкретных документированных примеров: многие произведения сочинительниц не сохранились или существовали в виде рукописей, изданий в одном экземпляре, поэтому разыскать и систематизировать их теперь очень трудно.
Однако в работах зарубежных музыковедов представлены важные сведения, подтверждающие музыкально-творческую активность, к примеру, женщин-клириков немецкоязычных стран XV века1. С помощью изложенных в этих источниках фактов мы можем познакомиться с некоторыми подробностями биографий женщин-творцов данного периода, охарактеризовать их музыкально-творческую деятельность, а также частично воссоздать картину социального положения церковных сочинительниц.
Женщины приняли активное участие в церковной музыкальной традиции практически с самого её становления, и это связано, во многом, с основанием женских монастырей. Как известно, соборы и монастыри долгое время были центрами профессионального музыкального искусства, а монахини имели возможность получать там музыкальное образование, исполнять и сочинять музыку.
Уклад монастырской жизни, система церковной музыкальной культуры, нехватка музыки для оформления богослужений — всё это делало возможным использование литературно-музыкальных композиций женщин в прикладных целях в церкви. В частности, этому способствовал принцип анонимности прикладного искусства, исключающий акцент на фигуре создателя текстов вообще и тем более
1 Л1реге (1943-1947), ^^^гакг 1981, СоИеи 1987, 8а1шеи 1952 1, 8а1шеи 1952 2, Еи11ег 1994.
на его поле. Благодаря другому принципу церковного прикладного искусства — создавать сочинения с целью прославить Господа Бога, музыкально иллюстрировать те или иные религиозные идеи, — снимался вопрос о женщине — авторе самоценного художественного произведения, которая могла бы претендовать на признание своего особого положения творца, что, вероятно, в противном случае повлекло за собой неодобрительную реакцию церкви и общества.
Сочинение музыки не могло быть для клириков единственным профессиональным занятием, как для свободных от церковного служения композиторов — просвещенных аристократов. Для церковных песнеслагательниц было характерно совмещение нескольких церковных ролей и выполнение различных обязанностей, соответствующих этим ролям. Так, помимо участия в обрядовой жизни монастыря, решения внутренних административно-хозяйственных вопросов, выполнения прочих, соответствующих монашескому сану обязанностей, женщины-клирики находили время для литературного и музыкального творчества. Совмещением различных церковных обязанностей клириками также затушёвывалось их амплуа сочинителя.
В то же время необходимо отметить, что в церковной среде даже просматривалось уважительное отношение к женщинам — творцам религиозных сочинений. Например, создание музыки уважаемой матерью-настоятельницей воспринималось в положительном ключе, поскольку в данном случае сочинительница выступала в роли «транслятора» божественных откровений, и тем было ценно её творчество.
Наиболее точно тип сочинительской деятельности одаренных церковных монахинь того времени отражают термины «песнописица»2, «песенница»3 и «песнеслагательница»4, поскольку, во-первых, для клириков-авторов характерна синтетическая природа творчества (как известно, почти все церковные авторы сочиняли не только музыкальные композиции, но и литературные тексты), а во-вторых, процесс музыкальной композиции поначалу представлял собой сочинение одноголосных или двухголосных мелодий.
Музыкальные композиции женщин-клириков использовались в прикладных целях — их сочинения исполнялись во время церковных богослужений в женских монастырях. С этим связана ограниченность сферы вращения произведений монахинь узкими ситуативными рамками, пространством церкви, а также сочинение музыки с ориентацией на профессиональные возможности исполнительских кол -лективов монастыря.
По всей видимости, мужчины и женщины — церковные сочинители — находились в равных условиях, и творческая деятельность сочиняющих монахинь мало чем отличалась от творческой деятельности коллег-мужчин. Жанровая сторона творчества клириков-композиторов обусловливалась музыкальными традициями, обрядами католической церкви. В то же время для женщин-авторов характерно в своём музыкальном творчестве обращение к особым, не свойственным мужчинам, специфически «женским» темам, образам. Например, в традиции жен-
2 Сенина 2004.
3 Сапонов 1999.
4 Иванова 2005.
ского церковного творчества имеются примеры «гимнов покаяния падших женщин» и большого количества песен в честь Девы Марии5.
Пожалуй, одно из самых первых в Европе упоминаний о женских духовных сочинениях относится уже к V веку6. Среди первых известных нам песнеслага-тельниц Германии, оставивших заметный след в истории церковного музыкального искусства, — Хильдегарда Бингенская (XII век) и Мехтильда Магдебургская (XIII век)7.
XV век связан с продолжением традиции музыкального сочинения женщин в стенах немецких монастырей. Несмотря на то, что в то время во многих странах Европы женщины всё активнее принимали участие в традиции любительского музицирования в придворной среде и сочиняли светские песни, сочинительское творчество женщин данного региона, в основном, связано с церковной музыкой.
В частности, вследствие процессов текстуализации культуры начинают появляться, так называемые, духовные женские Песенные книги (Книги Песен), в которых были зафиксированы плоды музыкального творчества немецких монахинь. Однако вопрос о характере музыкального творчества такого рода остается открытым: доподлинно неизвестно было ли оно индивидуальным или производилось коллективно. Также трудно судить и о масштабах подобной сочинительской деятельности женщин-клириков, главным образом, из-за бытовавшей долгое время традиции анонимного искусства — как церковного, так и светского.
Одним из факторов, стимулирующих композиторское творчество немецких женщин, стало возникновение в начале XV века нового религиозного направления «devotio moderna», последователи которого — мужчины и женщины — называли себя «братья и сёстры совместной жизни». Многие из них были монахами и монахинями в различных монастырях. Жизнь таких людей проходила в занятиях духовными упражнениями, практической работе в сельском хозяйстве, ремесле, а также в музицировании8.
Одним из центров женского песенного творчества и обителью «братьев и сестёр совместной жизни» был женский монастырь Винхаус в Северной Германии. Примерно в середине XV века в замке Цистерциензериннен, около Целле была создана «Песенная книга монастыря Винхаузен»9.
Этот сборник представляет собой коллективную работу монахинь, и известны имена двух из пяти предполагаемых его авторов — это Юнгфер Гертруд Бун-ге и аббатиса монастыря Катарина фон Хойя10. Катарина фон Хойя родилась в 1422 году, а умерла в 1470 году. Она была аристократкой, принявшей духовный сан. Известно, что аббатиса является автором трёх песен из «Песенной книги монастыря Винхаузен», а одна из них даже записана её собственной рукой11.
Аббатиса Катарина просила своих монахинь зафиксировать наиболее удач -ные песни. Таким образом, и возникла эта рукописная книга песен. В ней 59 произведений, из которых 17 — на латинском языке, 6 — на смешанном латино-
5 Weissweiler 1981, 36; Cohen 1987, 312, 201, 58.
6 Cohen 1987, 146.
7 Салонов 1999, Weissweiler 1981, Cohen 1987.
8 Weissweiler 1981, 51.
9 Alpers (1943-1947), Weissweiler 1981.
10 Alpers (1943-1947), 1-2.
11 Weissweiler 1981, 50.
немецком, 37 — на нижненемецком, а к 15 песням даётся мелодия. В сборнике Винхаузена нет ритма, песни исполнялись свободно, шла индивидуальная импровизация. Обозначения и выполненная форма указывает на то, что композиторы были обучены и сведущи в музыкальной науке. Вероятно, у них были музыкально-теоретические элементарные занятия, так как в соседнем женском монастыре Эбшторф у Ильцена сохранился даже учебник с главами по системе тонов, написанию нот и уроками об инструментах12.
Судя по тому, что на потолках и стенах монастыря изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах XV века — флейте, арфе, псалтыри, фиделе, лютне, — можно предположить, что авторы уделяли большое внимание и инструментальному сопровождению песен.
Поскольку в монастыре отсутствовал запрет на пение песен вне церковных служб, женщины занимались музыкой и в свободное время — когда вязали и пряли. Этим объясняется большое количество баллад из библейских историй в книге песен Винхаузена. Например, к 1453 году относится созданная в монастыре баллада «Вге81аиег 1^еп£геуе1». А в своих кельях монахини пели «ёеуой gesengk» — интимные, личностно-окрашенные песни о страданиях Христа, душе и о Деве Марии, о ребёнке в яслях13.
Другая рукопись — «Песенная книга Катарины Тирс» — связана с монастырём Низинг, который был расположен около Мюнстера. Жизнь Низинга напоминала жизнь Винхаузена: там также занимались рукоделием, школьными занятиями, уходом за больными14. Однако книга песен Тирс представляет собой пример индивидуального творчества, на что указывает в своей работе Вайсвайлер15.
Книга содержит так называемое «майское пение», баллады, любовные и рождественские песни, представляющие собой перенос на язык популярной мистики и возможности пения в монастыре впечатлений из народной музыкальной реальности. По мнению Вайсвайлер, песни Катарины Тирс являются «последним источником духовной песни Средневековья на немецкой земле»16. К сожалению, о жизни самой песнеслагательницы ничего не известно. Судя по данным архива, Катарина Тирс умерла в 1604 году17.
Необходимо отметить, что создание этого сборника послужило шагом к усложнению процесса сочинения в церковной музыкальной традиции, потому это песни Тирс были уже многоголосными. Таким образом, постепенно осуществлялся переход от работы сочинителя-мелодиста к труду композитора в современном нам понимании этого слова.
Ещё одним местом, где духовные книги создавались в большом количестве, был город Кёльн — один из самых важных центров женского религиозного дви-
12 Л1реге (1943-1947), 2-45.
13 Weisswei1er 1981, 51.
14 Ба1шеп 1952, 2, 22-24.
15 Она пишет: «В отличие от Книги песен Винхаузена, которая содержит множество индивидуальных творений, но выглядит как единое целое, хотя является коллективным трудом многих монахинь, то рукописная книга песен сестры Катарины Тирс представляет собой творение одного человека. 72 из собранных 80 песен написаны её рукой, остальные 8 включены или современниками или поздними переписчиками» (Weisswei1er 1981, 58).
16 Там же, 59.
17 Ба1шеп 1952, 2, 27.
жения. Если к 1299 году там было создано 88 книг, то уже через несколько десятилетий — 169! В то время Кёльн был одним из самых больших городов Европы (30 тысяч населения), вторым после Парижа, и удивительно, что 1/5 часть всего населения Кёльна были бегинки18. Последние, безусловно, оказывали сильное влияние на культурную и общественную жизнь города. Это один из тех редких случаев в европейской истории, когда не притесняемые никем женщины были полноправными участниками музыкальной практики своего времени.
Последовательницы религиозного движения — незамужние или овдовевшие женщины — образовывали общины, называемые «бегиненконвентен» («Beginen-копуе^еп»). Некоторые конвенты достигали по размеру сельских поселений, и там было до 60-ти «бегинок». Мужчины допускались туда только в исключительных случаях19. Особая привлекательность религиозных общин для представительниц слабого пола объяснялась независимостью этих поселений от жизни и законов общества, и, начиная с XIII века, женщины из всех социальных слоёв — от крестьян до знати — хотели туда попасть20.
В 1500 году была создана «Книга песен Анны Кёльнской». Анна была матерью-настоятельницей одного из описанных выше женских обществ. В соответствии со своими обязанностями, она следила за ходом работ конвента, регулировала финансовые возможности конвента, заботилась о гармоничной жизни женщин и сохранении статуса поселения.
Анна Кёльнская создала свою книгу для совместного пения хором женщин в их собственной капелле. Книга включает в себя 82 двухголосные духовные песни, предназначенные для сопрано и альта и представляющие собой богатый источник информации о музыкальной жизни приюта. 24 песни даны с мелодиями, и только в двух случаях названы авторы текстов — речь идёт о Мартине Лютере и Томасе фон Кемпе21. Книга Анны Кёльской ориентирована более светски, чем нижнесаксонские и вестфальдские рукописи, о чём свидетельствуют названия некоторых песен, например, «Песня о больной бегинке»22.
Необходимо заметить, что немецкоязычные страны были не единственным местом в Европе, в котором сосредотачивалось музыкально-сочинительское творчество женщин-клириков XV столетия. Известно, что традиция создания женщинами духовной музыки была распространена в различных европейских странах. Например, в Британии монахини также сочиняли музыку для богослужений в своих монастырях, хотя имена отдельных композиторов не были озвучены. К примеру, был найден манускрипт XV века из Баркингского аббатства, и зафиксированная в нём музыка — гимн — не найдена в других источниках и, предположительно, создана монахинями этого монастыря23.
Так или иначе, важная культурно-историческая роль женщин — авторов духовных песенных книг Германии, заключается в том, что своим творчеством они способствовали становлению европейского музыкального искусства и укрепле-
18 Das Lieder der Anna von Köln 1954, 2-4.
19 Weissweiler 1981, 62.
20 Salmen 1952, 1, 348.
21 Там же, 352-357.
22 Das Lieder der Anna von Köln 1954, 44.
23 Fuller 1994, 11.
нию феномена композитора в музыкальном искусстве. Это было связано с исполнением женской музыки во время открытых богослужений, появлением первых рукописных книг с зафиксированными текстами женских музыкальных сочинений. При этом заметно внутренне своеобразие женских песенных книг по отношению к мужским произведениям того времени — главным образом, в своеобразии образной сферы (выражаемые в песенном творчестве темы почти женской любви к Иисусу, почитание Марии). Безусловно, сочинительская деятельность немецких песнеслагательниц послужила также и укреплению традиции женской музыкального творчества в европейской культуре.
БИБЛИОГРАФИЯ
Иванова С. В. 2005: Композитор: очерки по истории профессии: автореф. дис. ... канд. наук / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. М.
Сапонов М. 1999: «Рейнская Сивилла» Хильдегарда — поэтесса и песенница, ясновидящая и целительница (исполнилось 900 лет со дня рождения Хильдегарды Бинген-ской) // Старинная музыка. 1, 8-9.
Сенина Т. 2004: Преподобная инокиня Кассия, песнописица Константинопольская // Вертоградъ. 1 (80), 17-29.
Alpers P. (1943-1947): Das Wienhauser Liederbuch // Jahrbuch des Vereins für niederdeutche Sprachforschung. 69/70, 1-46.
Cohen A. I. 1987: International Encyclopedia of Women Composers. New York.
Das Lieder der Anna von Köln 1954: // Denkmäler der rheinishen Musik. Bd. 4, hrsg. von W. Salmen und J. Koepp. Dusseldorf. 2-57.
Fuller S. 1994: The Pandora Guide to Women Composers (Britain and the United States 1629 — Present). Pandora.
Salmen W. 1952а: Das Liederbuch der Anna von Köln und seine Beziehungen zu den Niederlanden // Bericht über den internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Utrecht, 346-359.
Salmen W. 1952б: Weihnachtsgesänge des Mittelalters in westfälischer Aufzeichnung // Kirchenmusikalisches jarbuch. 36, 22-28.
Weissweiler E. 1981: Komponistinnen aus 500 Jahren. Eine Kultur und Wirkungsgeschichte in Biographien und Werkbeispielen. Fischer Taschenbuch Verlag.
FEMALE MUSIC CREATION IN GERMAN CONVENTS OF THE 15 th C.
S. V. Ivanova
This is a survey of compositions written by women and their place in German religious music culture in the 15 th century with particular emphasis on the remaining Song books of female cleric composers. The article considers first Song books of the kind, gives some facts of the life of cleric women-composers partially reconstructing their social background. It also gives a record of their musical creativity highlighting the significance of their role in forming European professional music art.
Key words: German women composers, Catherine Tirs, Anna of Köln.