Научная статья на тему '«Женский вопрос» в романах Н. С. Лескова «Некуда» и «На ножах»'

«Женский вопрос» в романах Н. С. Лескова «Некуда» и «На ножах» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
896
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" / НИГИЛИЗМ / НИГИЛИСТКА / ТИП НИГИЛИСТКИ / ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ / "WOMEN'S QUESTION" / NIHILISM / NIHILIST / TYPE OF NIHILIST / FEMALE PERSONAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ганина Анна Валерьевна

Актуальный для второй половины XIX столетия в России «женский вопрос» является зависимым от нигилистического течения. Рассматриваются трактовка Н.С. Лесковым понятий «женский вопрос» и нигилизм, изображение писателем героинь-нигилисток. Приводится классификация женских образов в романах «Некуда» и «На ножах». Решением «женского вопроса» у Лескова является жизнь без теорий, что обусловлено несовершенством современного писателю нигилистического течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Womens question in N.S. Leskovs novels No Way Out and At Daggers Drawn

Topical for the second half of XIX century in Russia women's question is dependent on a nihilistic stream. N.S. Leskov's treatment of women's question and nihilism, heroines-nihilists' representation by the writer are considered in the paper. Classification of female images in the novels No Way Out and At Daggers Drawn is given. Leskov's decision of women's question is life without theories that is caused by imperfection of the nihilistic stream modern to the writer.

Текст научной работы на тему ««Женский вопрос» в романах Н. С. Лескова «Некуда» и «На ножах»»

от воли людей? Возможно, существует некая золотая середина?

В «Фаталисте» Печорин оказался прав с Вуличем и в то же время сам своим волевым порывом опроверг свою же теорию. Помог в этом тот же Вулич, опустивший руки перед опасностью (в случае с выстрелом он был волевым). Стало быть, побеждает народная мудрость: «Бог-то Бог, но и сам не будь плох». Воля человека в судьбе может играть во многих случаях решающую роль. У героя была такая решительная воля, которая и поспособствовала тому, что он не остановился на жизненном пути, а, нашедши мужества, отправился в дальнейшие поиски. Слабый, безвольный человек после всех мытарств, которые преподнесла судьба, сник бы и поджидал спокойно свою кончину, может быть, наедине со стопкой водки или в одиночестве, на скамеечке под тенистыми липами. Множество возможностей могло бы быть на его жизненной дороге, Печорин же выбрал беспокойный образ существования - его жизненный путь приведет в «аравийские земли» Пророка, где он и приобретет свой окончательный покой.

1. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 4 т. М., 1964. Т. 4. С. 129-130. Далее ссылки на цитируемый текст даются по этому изданию с указанием тома и страницы в круглых скобках.

2. Гулыга А.В. Иммануил Кант. М., 1977. С. 122.

3. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 192.

4. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова // Вопр. теории истории и эстетики. М., 1968. С. 359.

Поступила в редакцию 16.06.2008 г.

Gorlanov G.E. Motifs of “fate” and “will” in M. Lermontov’s novel “The Hero of Our Time”. The article is devoted to Lermontov’s philosophic views on the question of fortune predetermination. Does will play any role in one’s life? This question is solved in Pechorin’s diary, who works out his strong-willed character which is not directed to the good of people around him. According to the author’s viewpoint, in “Fatalist” there raised a thesis about the seeming unity of “fate” and “will” which indissolubly exist as a result of complex and contradictory dialectics. The author proves his point of view relying on Lermontov’s novel.

Key words: destiny, will, predetermination, reason, determinism.

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В РОМАНАХ Н.С. ЛЕСКОВА «НЕКУДА» И «НА НОЖАХ»

А.В. Ганина

Актуальный для второй половины XIX столетия в России «женский вопрос» является зависимым от нигилистического течения. Рассматриваются трактовка Н.С. Лесковым понятий «женский вопрос» и нигилизм, изображение писателем героинь-нигилисток. Приводится классификация женских образов в романах «Некуда» и «На ножах». Решением «женского вопроса» у Лескова является жизнь без теорий, что обусловлено несовершенством современного писателю нигилистического течения.

Ключевые слова: «женский вопрос», нигилизм, нигилистка, тип нигилистки, женский персонаж.

Понятием «женский вопрос» во второй половине XIX в. обозначался вопрос о роли женщины в обществе, об изменении патриархального представления о женщине как зависимой от мужчины, об утверждении женской самостоятельности, эмансипации. Понятие «женский вопрос» для многих было сопряжено с понятием нигилизма.

На волне демократических преобразований в стране в 60-е гг. XIX в. тема нигилизма была очень свежа. Общество разделилось на сторонников и противников этого явления. С

жаром приветствовали нигилизм радикалы, с настороженностью, а порой нетерпимостью относились к нему консерваторы. Об опасностях и крайностях нигилизма писали Тургенев, Гончаров, Достоевский, Лесков, Писемский и др.

Для Лескова «женский вопрос» - это, прежде всего, вопрос перехода женщины в нигилизм, и переход этот имеет негативные этические последствия.

Ключом к пониманию такого отношения писателя к нигилизму является его взгляд на

это общественное течение: «Я знаю, что такое настоящий нигилист, но я никак не доберусь до способа отделить настоящих нигилистов от шальных шавок, окричавших себя нигилистами...» [1]. И далее: «Я думаю и убежден, - писал Лесков А.С. Суворину, -что мошенничество примкнуло к нигилизму и именно в той самой мере, как оно примыкало и примыкает «к идеализму и патриотизму» [2].

Женские персонажи романов Лескова как носители этого течения «страдают» от злой иронии и недоброжелательности их создателя; писатель сгущает краски при изображении таких героинь, создает их карикатурными; они олицетворяют либо одержимость новыми идеями, доходящую до глупости, либо подлость и коварство, срывающиеся в уголовщину.

Локализация внимания к героям-ниги-листам (в частности, нигилисткам) у Лескова главным образом наблюдается в двух «антини-гилистических» романах: «Некуда» (1864 г.) и «На ножах» (1870-1871 гг.) [3, 4], хотя «злокозненные» нигилисты небольшими группами или поодиночке встречаются во многих произведениях Лескова.

На основании проведенного анализа можно выделить четыре типа женских образов в рассматриваемых романах Лескова.

Тип № 1 - воинствующие, неистовые нигилистки, «староверческая партия посреди новых людей» [4]1 - тип насколько смешной, карикатурный у Лескова, настолько и одержимый до самозабвения.

Обезображивание человеческой, женской природы, представления о женщине под влиянием «прогрессивных» идей у этих героинь заметно начиная с внешности: Лесков предлагает клише «стриженые барышни», в их описании то и дело встречаются нелест-

1 С момента написания романа «Некуда» (1864) ко времени создания романа «На ножах» (1870-1871) мнение Лескова о нигилистах и нигилизме изменяется в сторону еще большего разочарования и негодования. Поэтому, по мнению Лескова, из типа «новых» людей, т. е. нигилистов, со временем вырастает еще новый класс - «новейшие», главным принципом которых является нажива и личный интерес, а не «общее дело». Принцип «новейших» - «глотай других, пока тебя не проглотили». Поэтому Лесков и называет преданных делу нигилистов «староверческой партией среди новых людей».

ные эпитеты «грязношеие», с грязноватыми руками и т. п.2.

Особенно Лесков сгущает краски при изображении главного апологета этой партии -Анны Александровны Скоковой («На ножах»), получившей прозвище Ванскок: приземистая, крепкого сложения, ограниченная, тупая, рьяная, «защищенная самою природой от нарушения обетов вечного девства» [4, с. 131] и т. д.3.

Стриженые барышни вступают в коммуну, занимаются переводами для журналов с целью заработать средства на «общее дело», т. е. на революционную деятельность; режут лягушек в качестве занятий естественными науками, хладнокровно душат руками кошек и сворачивают головы попугаям - для упражнения «силы нервов». Для таких женщин брак - это гиль, т. е. чепуха, вздор. Брак возможен только как средство добывания денег на революционную деятельность.

По замечанию В. Курбатова, Лескову даже человеческих имен жалко для таких героинь, и появляются, таким образом, Ван-скок, Ципри-Кипри и т. п.

Образ этот безобразен как противный природе, эстетике, нравственности.

Тип № 2 - лженигилистки, алчные до денег, коварные. Спектр качеств и характеров в этом типе очень разнообразен. Это и те, которые когда-то были истыми нигилистками, но наигрались в это модное направление

и, заручившись принципом новейших людей «всяк ворует для себя», тем или иным образом вышли замуж, чтобы быть обеспеченными, но не делать взносов в «общее дело» (Глафира Бодростина, Казимира Вахтермин-ская и др.). То есть предавшие один из принципов нигилизма - безбрачие. Сюда нужно отнести и тех, которые спекулируют именем нигилистки, на самом же деле являют собою расчетливых аферисток. Они лгут, предают, даже убивают.

2 Ср. с образом нигилистки из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева - неопрятной и неприятной Кук-шиной: «несколько растрепанная», «в шелковом, не совсем опрятном, платье», явилась на бал «безо всякой кринолины и в грязных перчатках», - чьи социальнонравственные воззрения идентичны «прогрессивным» взглядам эмансипе [5].

3 Ф.М. Достоевский, вообще находящийся «на ножах» с Лесковым, высоко оценил мастерство писателя в обрисовке образа этой героини: «Какова Ванскок! Ничего и никогда у Гоголя не было типичнее и вернее. Это гениально!» [6].

Таким образом, Лесков описывает ряженье в нигилистов открыто порочных, фантастически подлых людей.

Лескову омерзителен и этот тип.

Тип № 3 - романтичные идеалистки, или жертвы нигилизма, обманутые его реалиями. Часто это наивные, неопытные, каким-либо образом заблудшие в эту веру люди (чаще у Лескова - очень молодые девушки) (Лиза Бахарева из «Некуда», Лариса из «На ножах»). Героини проходят неодинаковый путь. Кто-то глубоко проникся идеей нигилизма, кто-то имеет лишь случайное отношение даже не к нигилизму, а к нигилистам. Но всех этих героинь губит нигилизм. Писатель сочувствует этому типу героинь1.

Тип № 4 - женщины со здоровыми нравственными ценностями и открытой жизненной позицией (Женни Гловацкая из «Некуда», генеральша Синтянина, майорша Форо-ва из «На ножах»). Этим героиням свойственны традиционное представление о женщине как хранительнице домашнего очага -жене, матери; законопослушное существование, гармоничность их с миром. Они вне активной общественной деятельности, но и не лишены силы характера, не бездеятельны. Крепко стоят на земле и живут по веками проверенным этическим принципам, которые не противны разуму и сердцу. Очевидно, что симпатии писателя на их стороне - всей правдой жизни.

Прорывающийся из уст героинь-нениги-листок призыв жить без теорий, казалось бы, и есть ответ Лескова на «женский вопрос». Не противоречащее здравому смыслу течение жизни, минув все перипетии, неизбежно будет продолжать верное и счастливое движение. Эту мысль и подтверждают в романах линии симпатичных Лескову героинь.

Неприязнь писателя к героиням-ниги-листкам продиктована тем, что Лесков не видел ни глубины убеждений, ни действия у агентов этой идеологии, ни даже самого идеологического стержня. Писатель критиковал не столько саму теорию, сколько ее

1 Перекликается с героинями третьего типа у Лескова образ одной из главных героинь романа Достоевского «Идиот» Аглаи Епанчиной. Гордый характер, независимый ум Аглаи не находят себе места в патриархальном мире ее семьи, героиню увлекают, хотя бы поверхностно, идеи нигилизма, в результате чего она даже хочет стричь волосы. В итоге «женский вопрос» все-таки губит героиню.

носителей: «Со времени смешения языков в их нигилистической секте, вместе с потерей сознания о том, что честно и что бесчестно, утрачено было и всякое определенное понятие о том, кто их друзья и кто их враги. Принципы растеряны, враги гораздо ревностнее стоят за то, за что хотели ратовать их друзья; земельный надел народа, равноправие всех и каждого пред лицом закона, свобода совести и слова, - все это уже отстаивают враги, и спорить приходится разве только «о бревне, упавшем и никого не убившем» [4, с. 159-160]2.

1. Аннинский Л.А. Три еретика: повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове. М., 1988. С. 248.

2. Курбатов В. В ту же воду: о романах Н. Лескова «На ножах», «Некуда» // Литературная учеба. 2006. № 1. С. 109.

3. Лесков Н.С. Некуда: роман // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1993. Т. 1.

4. Лесков Н.С. На ножах: роман в 6-ти частях: в 2 т. Тула, 1991. Т. 1. С. 128.

5. Тургенев И.С. Отцы и дети: роман // Тургенев И.С. Избр. соч.: в 2 т. Л., 1958. Т. 2. С. 507, 513.

6. Другов Б.М. Н.С. Лесков. Очерк творчества. М., 1961. С. 57.

Поступила в редакцию 23.06.2008 г.

Ganina A.V. “Women’s question” in N.S. Leskov’s novels “No Way Out” and “At Daggers Drawn”. Topical for the second half of XIX century in Russia “women’s question” is dependent on a nihilistic stream. N.S. Leskov's treatment of “women’s question” and nihilism, heroines-nihilists’ representation by the writer are considered in the paper. Classification of female images in the novels “No Way Out” and “At Daggers Drawn” is given. Leskov’s decision of “women’s question” is life without theories that is caused by imperfection of the nihilistic stream modern to the writer.

Key words: “women’s question”, nihilism, nihilist, type of nihilist, female personage.

2 Известно, что роман «На ножах» Лесков вынужден был сильно менять в угоду редактору «Русского вестника» М. Н. Каткову, т. к. в результате литературного бойкота, кроме как у Каткова, Лескову негде было печататься. Но, несмотря на то, что роман претерпел множество изменений, усиливающих и без того отталкивающие образы героев-нигилистов, правомерным будет считать общую идею - неприятие нигилизма в том виде, в каком он имел место быть, - лесковской, а потому - рассматривать роман как самостоятельное в идейном решении произведение писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.