Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА'

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщина / феминист / произведение Чехова / свобода / пробуждение / woman / feminist / Chekhov's work / freedom / awakening

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нин Шилэй

Статья посвящена анализу и сравнению произведений женской публицистики и образов женщин в произведениях А.П. Чехова. В ходе рассмотрения социального статуса, уровня здоровья, особенностей семейной этики, светской морали, роли женщины в обществе в этой статье мы попытались найти причины, по которым большинство рассказов Чехова о женщинах можно отнести к социальным трагедиям, а также попытались объяснить суть суждения о том, что «предоставление женщинам свободы, работы и признание женщин независимыми является основой заботы о женщинах». Взгляд на женщин, описанный Чеховым в его произведениях, в той или иной степени способствует пробуждению женского сознания и прогрессу общества и по сей день. Будь то прошлое или настоящее, дискуссии о женских проблемах неизбежны, поэтому образ женщины в рассказах Чехова имел не только прогрессивное значение во время жизни писателя, но и далеко идущее влияние, актуальное и в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WOMEN's QUESTION IN THE WORKS OF A.P. CHEKHOV

The article is devoted to the analysis and comparison of works of women's journalism and images of women in the works of A.P. Chekhov. In the course of considering the social status, level of health, features of family ethics, secular morality, the role of women in society, in this article we tried to find the reasons why most of Chekhov's novels about women can be attributed to social tragedies, and also tried to explain the essence of the judgment that "granting women freedom, work and recognition of women's independence is the foundation of caring for women." The view of women described by Chekhov in his works, to one degree or another contributes to the awakening of women's consciousness and the progress of society to this day. Whether past or present, discussions about women's issues are inevitable, so the image of a woman in Chekhov's novels had not only a progressive significance at that time, but also a far-reaching influence on modern society. Acknowledgments: The study was supported by Shenzhen Municipal Government and Shenzhen MSU-BIT University.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА»

1428

2023. Т. 33, вып. 6

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

УДК 821.161.1.09(045) Нин Шилэй

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА

Статья посвящена анализу и сравнению произведений женской публицистики и образов женщин в произведениях А.П. Чехова. В ходе рассмотрения социального статуса, уровня здоровья, особенностей семейной этики, светской морали, роли женщины в обществе в этой статье мы попытались найти причины, по которым большинство рассказов Чехова о женщинах можно отнести к социальным трагедиям, а также попытались объяснить суть суждения о том, что «предоставление женщинам свободы, работы и признание женщин независимыми является основой заботы о женщинах». Взгляд на женщин, описанный Чеховым в его произведениях, в той или иной степени способствует пробуждению женского сознания и прогрессу общества и по сей день. Будь то прошлое или настоящее, дискуссии о женских проблемах неизбежны, поэтому образ женщины в рассказах Чехова имел не только прогрессивное значение во время жизни писателя, но и далеко идущее влияние, актуальное и в современном обществе.

Ключевые слова: женщина, феминист, произведение Чехова, свобода, пробуждение. DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-6-1428-1432

"Женский вопрос" в качестве одной из широких тем публицистики конца XIX в. обсуждался во многих работах, и многие русские писатели пытались высказывать личное мнение по этому вопросу, в их числе был и А.П. Чехов. Иными словами, обсуждение женского вопроса являлось мотивацией творческой деятельности многих русских писателей XIX в. от Н.В. Гоголя до Л.Н. Толстого.

Чехов принадлежит к эпохе Российской империи. Будучи выходцем из нижних слоёв общества, он сочувствовал трагической и беспомощной жизни тогдашних женщин и стремился словом изменить мир. Кроме того, в этот период активно развивалась буржуазия и постоянно велась борьба народников с феодальным самодержавием. Все это способствовало пробуждению самосознания русских женщин. Несомненно, Чехов заботился о женщинах, сочувствовал им, но также восхвалял прогрессивных, способных самостоятельно мыслить женщин. Воплощение женского сознания в произведениях Чехова и есть процесс выхода из застоя для русского общества, следовательно, образы чеховских героинь способствовали раскрепощению мысли русских женщин, имели важное историческое и прогрессивное значение. Женское сознание прежде всего должно способствовать тому, чтобы женщина была задействована в общественной жизни в качестве равноправной личности, выполняющей социальные обязанности, свое земное предназначение.

С 1861 по 1917 гг. в России появилось первое всенародное женское освободительное движение, инициатором которого выступил врач Н.И. Пирогов. Он говорил: «Женщина, если она получит надлежащее образование и воспитание, может так же хорошо усвоить себе научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина» [3, с. 189].

На самом деле ранние русские феминистки были в основном аристократического происхождения, в их числе Анна Павловна Философова, Александра Олеговна Конради, Мария Васильевна Трубникова. Они проводили различные благотворительные мероприятия, помогали людям искать дешёвое жильё, организовывали издательские кооперативы, движение за спасение проституток, создали ряд женских учебных заведений и т.д. В конце XIX - начале ХХ вв. возникли феминистские союзы и партии, такие как «Русское Женское Взаимно-Благотворительное общество» (1895), «Женская прогрессивная партия» (1860). 10 декабря 1908 г. в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский женский съезд. Мог ли Чехов изолироваться от этих процессов? Известный советский социолог Р.Г. Яновский говорил: «В России девятнадцатого века идея женской эмансипации как условия действительного равноправия в обществе глубоко укоренилась в сознании народа», уже тогда было особенно много женщин в профессии врачей и медсестер [6].

Согласно данным, женское движение на рубеже XIX и XX вв. переживает новый активный этап, охватывающий 1895-1917 гг. В этот период появилось много женских журналов, в том числе «Журнал для милых» (1804), «Дамский журнал» (1823—1833), «Ваза» (1831—1884) и др. [1]. На их страницах впервые затрагивался вопрос о гендерной ассиметричности общества.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2023. Т. 33, вып. 6

Самым ярким примером женского журнала служил «Женский вестник», он издавался врачом и общественным деятелем М.И. Покровской. По сравнению с другими традиционными женскими журналами того же периода «Женский вестник» отличается тем, что в нем не использовались в качестве заголовков такие темы, как домоводство, рукоделие, мода и так далее. Издатели журнала не хотели навешивать на женщин ярлыки (домохозяйки, матери, жены и т.п.). При этом в журнале нет ярких картинок и иллюстраций. Это было связано не только с финансовыми трудностями того времени, но и с тем, чтобы не отвлекать читателей от содержания самого издания. Видно, что для редакции важнее всего идеология, феминизм, пропаганда. Ее цель состоит в том, чтобы показать читателям различные пути, по которым женщины могут дойти до новой жизни. Таким образом, «Женский вестник» поставил перед собой широкомасштабную задачу борьбы со старыми гендерными предрассудками и традициями, укоренившимися в российском обществе.

Оказавшийся на пересечении строгой цензуры государства и общественных тенденций вопрос -«каким образом отразить суть проблемы, чтобы вызвать народный и общественный резонанс?» - стал одной из тех проблем, которые вечно стоят перед писателями. Например, в произведении «Остров Сахалин» Чехов использовал статистику, чтобы осветить огромную медицинскую тему. В связи с этим мы должны учесть то, что расширяющийся круг социальных тем, входивших в женский вопрос, конечно, отражен и в других произведениях А.П. Чехова.

Большинство женщин низшего сословия, изображенных в раннем творчестве Чехова, были главными жертвами медленно меняющегося социального строя. Они были забиты морально, покорны и почти лишены самосознания в интеллектуальном и духовном смысле. Например, как написано в рассказе «Горе» (1885), токарь Григорий Петров часто бил свою жену, выражение ее старческих глаз было мученическое, кроткое, как у собак, которых много бьют и плохо кормят, и когда её избил в последний раз, она была уже на грани смерти и глядела сурово и неподвижно. Похожее явление мы наблюдаем в рассказе «Кухарка женится»: кухарка Пелагея влюбилась в репетитора, но барыня и нянька отдали её замуж за старого извозчика, так как все считали, что кухарка должна выйти замуж за извозчика. Пела-гее пришлось послушать всех, и после свадьбы она оказалась под властью мужа [5, с. 135-139].

В рассказе «Хористка» (1886) говорится о том, что хористка Паша влюбилась в Николая Петровича Колпакова, однако Колпаков вместе со своей женой присвоил себе все имущество Паши. Паша считает, что Колпаков - это её любовь, а он, наоборот, воспринимает Пашу как свою забаву. Не будучи рабыней, Паша оказалась фактически в условиях грубой эксплуатации, обездолившей её [5, с. 209-215].

В раннем творчестве Чехова женщины имеют общие черты - они привязаны к мужчине и не имеют личного права. Чехов показал эту разнородную зависимость, невежество, бесстатусность, слабость.

В письме своему брату Николаю Чехов написал: «Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <...> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <...>, а матерью...» [4, с. 224]. Здесь Чехов подтвердил, что мнение о том, что женщинам не позволено «быть коровами и лошадьми», женщины не для развлечения, верно, но он видит глубже и дальше, чем Толстой. Чтобы разоблачить загнивающую социальную систему и феодальную этику и обычаи, которые плодятся при этой системе, и пробудить у людей интерес к гендерной проблематике, он в этот период сосредоточился на создании женских трагедий, описывающих жизнь женщин под гнетом власти и устоев патриархата.

А.П Чехов провел много исследований, чтобы найти выход из ситуации в данной общественной системе. Поездка на остров Сахалин оказала на него глубокое влияние, заставила еще больше осознать зло царского режима и чрезвычайно повлияла на творчество. После этого созданные им женские образы больше не покорялись судьбе, не плыли по течению, не терпели обиды, а осмеливались сказать "нет" реальной жизни. Они преодолели искушение материального мира и сделали первый шаг к духовному освобождению. Это можно назвать новым эпохальным веянием в женском вопросе.

В творчестве Чехова конца 1880-х - начала 1890-х гг., как видим, пробуждение женского самосознания создает определенную перспективу. Женщины из низших слоёв не придерживаются традиций и начинают все в жизни подвергать сомнению, самостоятельно исследовать любовь, общество и свою жизнь. Например, в рассказе «Муж» (1886) героиня Анна Павловна услышала, что кавалерийский полк остановился в их уездном городишке К, так она последовала за дамами навстречу полку - «Желание их было исполнено. В девятом часу вечера на улице перед клубом гремел военный оркестр, а в самом клубе гг. офицеры танцевали с К-скими дамами. Дамы чувствовали себя окрыленными. Упоённые танцами, музыкой и звоном шпор, они всей душой отдались мимолётному знакомству и совсем

2023. Т. 33, вып. 6 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

забыли про своих штатских» [5, с. 243]. Анна Павловна танцевала с офицером со «счастливым выражением лица», а её муж чувствовал себя пристыженным и гневно уговаривал жену вернуться домой, хотя Анна Павловна умоляла его остаться. Только что пробуждающееся сознание героини было подавлено супругом [5, с. 242-246].

Любовь Осиповна из рассказа «Печенег» (1887) - худая и бледная женщина, как говорит её муж Иван Абрамыч («В сенях приехавших встретила женщина, маленькая, худенькая, с бледным лицом, ещё молодая и красивая; по платью её можно было принять за прислугу ... О чем женщина может думать? Ни о чем. Я женщину, признаться, не считаю за человека»). Любовь Осиповна - приживалка в этой семье, она долгое время подвергалась насилию со стороны мужа, она чувствует неравенство и плачет с тех пор, как вышла замуж. Она хочет, чтобы её сыновья пошли в школу, но её муж об этом не заботится. Она молится каждый день за своих сыновей и, наконец, набирается смелости, чтобы попросить помощи у гостя, который остался дома ночевать, но всё-таки она пожалела о содеянном [5, с. 325-334].

Неудовлетворенность социальным феноменом попрания женщин вызвала у Чехова негодование и призыв к пробуждению женского сознания. В 1890-х г. размышления Чехова о женских проблемах постепенно переходили от вопросов материального существования в духовную сферу. Он страстно надеялся, что женщины перестанут быть марионетками при нынешнем режиме, теократии и патриархате и смогут набраться смелости стремиться ко всему хорошему, что есть в их сердцах.

Реформа крепостного права в царской России проходила медленно и не была завершена, но тем не менее она реализовывалась, и капиталистические производительные силы довольно быстро набирали силу. Феодально-крепостническое право потихоньку отменялось, российская земля пробуждалась. Именно эта эпоха вызвала у Чехова глубокие размышления над некоторыми социальными проблемами, а женский вопрос являлся их важной составляющей. Литературная среда, в которой Чехов существовал, сильно повлияла на него и способствовала формированию его взгляда на женщин. Развитие империи и реформа права не могут протекать изолированно. Ясно то, что и вопрос о правах женщин стоял очень остро везде. Когда русские женщины занимались тяжелым трудом, японки преклонялись перед мужчинами, а китаянки оборачивали ноги, чтобы привлечь внимание мужчин, а арабские женщины до сих пор ещё не сняли чадру... Поэтому любой писатель, обладающий совестью и чувством ответственности, не может не коснуться женской проблемы.

В пьесе «Чайка» Нина Заречная знакомится с беллетристом Тригориным, которым она давно восхищается, и сбегает с ним в Москву. Нина выходит в свет с мечтой и смело ищет любовь, но Три-горин человек трусливый, предает ее. Тем не менее героиня проходит трудные испытания с определенным мужеством. Она добилась - пусть и не очень яркого - артистического успеха, стала зрелой и сильной интеллектуальной женщиной [5, с. 3-60].

Лидия Волчанинова из рассказа «Дом с мезонином» красивая и уверенная в себе девушка: «.. .отец её когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника». Но она не хотела зависеть от прошлого: «...несмотря на хорошие средства, девушка жила в деревне безвыездно, лето и зиму», работала учительницей «в земской школе у себя в Шелковке». «За ужином Лида опять говорила с Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было интересно, хотя говорила она много и громко - быть может оттого, что привыкла говорить в школе». Она собирала средства для бедных, лечила больных, раздавала книги, открыла медпункт, построила библиотеку, организовала строительство школы и т.д. Она выглядела занятой, помогала всем справляться с трудностями, всё это для неё было важно, почти священно. Её уважали мать и сестра, окружающие жители. Внешне Лидия так же прекрасна, как и её мужественное сердце. Лидия так же уверенно решала вопросы других людей, своей сестры, матери [5, с. 174-191].

Чехов понял, что независимость, свобода и борьба - это основной путь к освобождению женщин. В конце XIX - начале ХХ вв., когда дальше углублялись социально-политические и экономические противоречия в России, взгляд Чехова на женщин также вышел на новый уровень. Он понял, что, только осмелившись прорваться сквозь духовные оковы и осмелившись сказать "нет" загнивающей системе, он сможет быть в авангарде времени, пролить свет на социальные проблемы и возвестить о своем собственном новом мире.

Тяжкие бедствия - это один из главных мотивов судьбы женщины в произведениях Чехова 1880-х гг. Они позволяют показать истинную судьбу русских женщин в условиях подавляющего личность самодержавного строя России. Чехов постепенно осознает, что вернуть женщине свободу, дать ей работу, сделать независимой - это основа заботы о женщине.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2023. Т. 33, вып. 6

Он выступает за равенство между мужчинами и женщинами, по его мнению, женский ум не хуже, чем мужской, женщина должна пользоваться правом на образование и воспитание. В своих произведениях Чехов ярко воплощает веру в то, что истина должна восторжествовать и счастье обязательно придёт. В своих произведениях он говорит о том, что любовь прекрасна лишь тогда, когда она гармонично сочетается с социальной и гражданской ответственностью и справедливостью. Он создал разные образы женщин, которые под влиянием реформ преобразились.

А.П. Чехов также опубликовал рассказ «Сестра» («Хорошие люди»), персонажи которого спорят о непротивлении злу насилием («Новое время», 1886, № 3856). Кроме того, была реакция общества, его статья «внесла смятение в молодые умы» [5, с. 413-423].

Полемика о взглядах на социальный статус женщины, несомненно, является бурной и философски глубокой. И на самом деле обсуждение женского вопроса и борьба за равноправие женщин в России никогда не прекращались. Писатели, высказывающие свое мнение, отвечающие и критикующие, оставили нам статьи на эту тему, которые носят публицистический характер.

Как говорит Л.Н. Толстой «Призвание всякого человека, мужчины и женщины, в том, чтобы служить людям», задачи, лежащие на плечах мужчин и женщин, одинаковы, и любое предвзятое разграничение по признаку пола может вызвать бурю негодования, однако колебания в некоторой степени также способствуют решению женского вопроса, который поднимается в литературных произведениях и публицистических статьях. Все они достойны полноценного обсуждения.

Следовательно, эти дискуссии также беспрерывно стимулируют признание независимости личности женщины. Хотя этот процесс уже имеет долгую историю, он в определенной степени способствует пробуждению и сопротивлению женского сознания. Л.Н. Толстой продолжает свою мысль: Мало-помалу пробуждалось самосознание личности, у женщин оно пробудилось позднее именно в силу того, что это пробуждение всегда являлось результатом противопоставления своего «я» семейно-родовому союзу. Между тем, женщина до недавнего времени оставалась замкнутой в сфере семьи, почти лишенной самостоятельности и не имеющей непосредственного воздействия на общественную жизнь».

В 1899 г., Л.Е. Обобенский в сборнике «Памяти В.Г. Белинского» опубликовал статью «Эволюция личности у женщин». На примере некоторых женских персонажей в драме Ибсена (Алина Сольнес, г-жа Альвинг, Геда Габлер и Гильда Тен из и т.д.) здесь объясняется процесс становления и развития личности у женщин [2, с. 520-558]. Не случайно, что в этом сборнике также появились три рассказа А.П. Чехова.

Л.Е. Обобенский написал: «женщины, в течении всей почти истории шли первым путем, то есть путем регрессивного приспособления к чужим потребностям и состоянию рабской подчиненности. От этого-то они и пали так низко» [2, с. 523].

Нетрудно заметить, что история героини, упомянутая в тексте, почти тождественна историям чеховских героинь. Несколько раз упомянутое в тексте «мало-помалу» также раскрывает трудности и страдания женщины - семейная этика, светская мораль, общественное мнение стали причинами замедления процесса освобождения личности.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке стипендии Правительства Шэньчжэня и Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крадецкая С.В. «Журнал женский вестник» (1904-1917). Опыт издания феминистского журнала в России. Женщина в российском обществе. 2013. № 1. С. 72-81.

2. Обобенский Л.Е. «Эволюция личности у женщин» («Памяти В.Г. Белинского»). М.: Товарищество тип. А.И. Мамонтова. 1899. С. 520-558.

3. Пирогов Н.И. Сочинения. Спб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1887. 525 с.

4. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука, 1974-1988.

5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.: Наука, 1974-1988.

6. Яновский Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект // Материалы конференции «Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы». М., 2000.

Поступила в редакцию 26.03.2023

2023. Т. 33, вып. 6 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Нин Шилэй, аспирант по совместной подготовке Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне и МГУ;

518000, Китай, г. Шэньчжэнь, ул. Гоцзидасюеюань, д. 1;

аспирант кафедры истории русской литературы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1

E-mail: ningshilei91@mail.ru

Ning Shilei

THE WOMEN'S QUESTION IN THE WORKS OF A.P. CHEKHOV

DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-6-1428-1432

The article is devoted to the analysis and comparison of works of women's journalism and images of women in the works of A.P. Chekhov. In the course of considering the social status, level of health, features of family ethics, secular morality, the role of women in society, in this article we tried to find the reasons why most of Chekhov's novels about women can be attributed to social tragedies, and also tried to explain the essence of the judgment that "granting women freedom, work and recognition of women's independence is the foundation of caring for women." The view of women described by Chekhov in his works, to one degree or another contributes to the awakening of women's consciousness and the progress of society to this day. Whether past or present, discussions about women's issues are inevitable, so the image of a woman in Chekhov's novels had not only a progressive significance at that time, but also a far-reaching influence on modern society.

Acknowledgments: The study was supported by Shenzhen Municipal Government and Shenzhen MSU-BIT University. Keywords: woman, feminist, Chekhov's work, freedom, awakening.

REFERENCES

1. Kradetskaya S.V. «Zhurnal zhenskij vestnik». Opit izdaniya feministskogo zurnala v Rossii. Zenshina v rossiyskom obshestve ["Women's Bulletin magazine" (1904-1917). The experience of publishing a feminist magazine in Russia. A woman in Russian society]. 2013. No. 1. pp. 72-81. (In Russian).

2. Obobensky L.E. «Evolyuciya lichnosti u zhenshchin» ["The evolution of personality in women" ("In memory of V.G. Belinsky")]. M.: Partnership type. A.I. Mamontov. 1899. Pp. 520-558. (In Russian).

3. Pirogov N.I. Sochineniya [Essays]. St. Petersburg.: type. M.M. Stasyulevich, 1887. 525 p. (In Russian).

4. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Pis'ma [Complete works and letters: in 30 vols. Letters: in 12 t.]. M.: Nauka, 1974-1988. (In Russian).

5. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Sochineniya [The complete collection of works and letters: in 30 t. Essays: in 18 volumes]. M.: Science, 1974-1988. (In Russian).

6. Yanovsky R.G. Zhenshchina i obshchestvo: social'no-politicheskij aspekt [Woman and society: socio-political aspect] / R.G. Yanovsky: Gendernye issledovaniya: problemy i sravnitel'nye perspektivy ["materials of the conference "Gender studies: problems and comparative perspectives"]. M., 2000. (In Russian).

Received 26.03.2023

Ning Shilei, Postgraduate Student of the joint program of Shenzhen MSU-BIT University and MSU;

Postgraduate Student, Department of the History of Russian Literature

Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory, 1, Moscow, Russia, 119991

E-mail: ningshilei91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.