Научная статья на тему '"женский вопрос" в освещении Н. А. Лухмановой'

"женский вопрос" в освещении Н. А. Лухмановой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.А. ЛУХМАНОВА / "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" / ЖЕНСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / В.В. РОЗАНОВ / В.Г. РАСПУТИН / ЭМАНСИПАЦИЯ / N.A. LUKHMANOVA / "WOMEN'S ISSUE" / FEMALE CREATIVITY / V.V. ROZANOV / V.G. RASPUTIN / EMANCIPATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левицкая Татьяна Владимировна

Литературная деятельность Надежды Александровны Лухмановой (1841-1907) демонстрирует широкий диапазон женского творчества на рубеже XIX-XX веков. Феминистский заряд, свойственный ему в целом, очень по-разному реализовывался в каждом конкретном случае. Яркий пример тому работы Н.А. Лухмановой. Несмотря на упреки современиков в консерватизме при решении «женского вопроса», Лухманова своей активной жизненной и творческой позицией доказывает обратное. В своих статьях и лекциях она неоднократно обращается к проблеме эмансипации, освещая проблемы женщин различных социальных слоев. Особое внимание обратил на себя сборник очерков «Черты общественной жизни» (1898), высокую оценку которому дал В.В. Розанов в статье «Женщина перед великою задачей» (1898), а спустя почти сто лет сделал отправной точкой своих размышлений В.Г. Распутин в статье «Cherchez la femme. Вечный женский вопрос…» (1989). Розанов и Распутин во многом разделяют мнение Лухмановой о тех негативных изменениях, которые претерпели женщина и ее поведение в новых общественных условиях, указывают на утрату семейных ценностей, на нежелание женщины соответствовать нравственному идеалу, но в отличие от Лухмановой призывают женщину, дабы избежать негативного влияния, сохранять прежнее место в обществе, придерживаться патриархальных традиций. Они отводят ей почётное, но ограниченное место «хранительницы культуры», тогда как Лухманова ищет пути для самореализации женщин. Решение многих проблем она видит в изменении подходов к воспитанию и образованию, в достойной оплате женского труда. Лухманова принимает неизбежность и необходимость перемен, но настаивает на последовательных и ненасильственных методах выхода из кризиса, утверждая, что только таким способом возможно гармоничное вовлечение женщины в общественную жизнь. Ее публицистические размышления самым непосредственным образом соприкасались с ее собственным художественным творчеством, где она рисовала образы загубленных традиционным воспитанием женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NADEZHDA LUKHMANOVA’S INTERPRETATION OF THE ‘WOMEN’S ISSUE’

The literary activity of Nadezhda Lukhmanova (1841-1907) demonstrates a wide range of women’s activities at the turn of the 19-20th century. Over that period feminism had become one of the main issues addressed by intellectuals, many of whom viewed it polarly differently. Nadezhda Lukhmanova is one such example. Although some critics criticized her for being conservative about ‛women’s issues’, Lukhmanova’s life and literary method proved the opposite. In her articles and lectures she often referred to the problem of emancipation, highlighting the problems of women from various social strata. Special attention in this paper is paid to the collection of essays Features of Social Life (1898), highly appreciated by the Russian philosopher V. Rozanov in his article The Woman before the Great Task (1898). After almost a hundred years the Russian writer V. Rasputin made Lukhmanova’s book the starting point of his reflections in the article Cherchez la Femme. The Eternal Feminine Question… (1989). Regarding the negative changes of a woman’s image and behavior in new social conditions, Rozanov and Rasputin shared Lukhmanova’s point of view, noting the loss of family values and women’s reluctance to comply with moral standards. In contrast to Lukhmanova, they142urge women, in order to avoid a negative influence, to maintain their place in society and keep the patriarchal traditions. They claim that although women have the important role of “keepers of culture”, they should not play an active role in society. Lukhmanova, instead, seeks to find a solution for women to be involved in social activities. In her articles and essays she stresses the necessity for women to chose their lifestyle and to engage in self-realization. She believes that many problems can be helped by changing approaches to education, expanding job opportunities, and raising wages for women. Lukhmanova accepts the inevitability and necessity of social changes, but insists that crises should be overcome gradually and in a non-violent manner; this is the only way to harmoniously involve women in public life. Her publicistic reflections wholly reflect her literary work, where she describes women ruined by traditional upbringing.

Текст научной работы на тему «"женский вопрос" в освещении Н. А. Лухмановой»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 3

Т.В. Левицкая

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ОСВЕЩЕНИИ Н.А. ЛУХМАНОВОЙ

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Литературная деятельность Надежды Александровны Лухмановой (1841—1907) демонстрирует широкий диапазон женского творчества на рубеже XIX—XX веков. Феминистский заряд, свойственный ему в целом, очень по-разному реализовывался в каждом конкретном случае. Яркий пример тому — работы Н.А. Лухмановой. Несмотря на упреки современников в консерватизме при решении «женского вопроса», Лухманова своей активной жизненной и творческой позицией доказывает обратное. В своих статьях и лекциях она неоднократно обращается к проблеме эмансипации, освещая проблемы женщин различных социальных слоев. Особое внимание обратил на себя сборник очерков «Черты общественной жизни» (1898), высокую оценку которому дал В.В. Розанов в статье «Женщина перед великою задачей» (1898), а спустя почти сто лет сделал отправной точкой своих размышлений В.Г. Распутин в статье «Cherchez la femme. Вечный женский вопрос...» (1989). Розанов и Распутин во многом разделяют мнение Лухмановой о тех негативных изменениях, которые претерпели женщина и ее поведение в новых общественных условиях, указывают на утрату семейных ценностей, на нежелание женщины соответствовать нравственному идеалу, но — в отличие от Лухмановой — призывают женщину, дабы избежать негативного влияния, сохранять прежнее место в обществе, придерживаться патриархальных традиций. Они отводят ей почётное, но ограниченное место «хранительницы культуры», тогда как Лухманова ищет пути для самореализации женщин. Решение многих проблем она видит в изменении подходов к воспитанию и образованию, в достойной оплате женского труда. Лухманова принимает неизбежность и необходимость перемен, но настаивает на последовательных и ненасильственных методах выхода из кризиса, утверждая, что только таким способом возможно гармоничное вовлечение женщины в общественную жизнь. Ее публицистические размышления самым непосредственным образом соприкасались с ее собственным художественным творчеством, где она рисовала образы загубленных традиционным воспитанием женщин.

Левицкая Татьяна Владимировна — аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: tanuhamozzzkva@yandex.ru).

Ключевые слова: Н.А. Лухманова; «женский вопрос»; женское творчество; В.В. Розанов; В.Г. Распутин; эмансипация.

На сегодняшний день творческое наследие Лухмановой мало изучено, и в сознании современного читателя она предстает прежде всего как автор повести «Двадцать лет назад. Из институтской жизни» (позднее выходившее под заглавием «Девочки. Воспоминания из институтской жизни»). В различных источниках даются противоречивые точки зрения по поводу биографии писательницы. Например, год рождения в библиографическом словаре «Русские писатели 1800—1917» (1994) заявлен как 1844 г., в словаре Dictionary of women writers (1992) — 1840 г., в книге А.Г. Колмогорова «Мне доставшееся» (2013) дата рождения: 2 декабря 1841 г. (эту информацию автор дает на основании формулярных списков отца Лухмановой). Незаслуженно забытое более чем на век творчество поражает объемом и жанровым разнообразием: рассказы, повести, очерки (особого внимания заслуживают «Очерки из жизни в Сибири» (1895)), пьесы (оригинальные и переводные). Помимо написания художественных произведений Лухманова также проявила себя как талантливый журналист и лектор. Свою журналистскую карьеру она начала в последнее десятилетие XIX в. с публикаций статьей и фельетонов под различными мужскими псевдонимами (Лухманов, Барон Ф., Поклонник женщин, Несчастный муж и др.), а иногда и прибегая к литературным мистификациям: писательница создавала собственный текст, но выдавала его за перевод с иностранного языка. Сокрытие своего имени — достаточно распространенное явление в тот период, когда «и в литературном поле, и в публичной сфере в целом положение женщин-писательниц было явно неравноправным» [Аникудимова, 2018: 163]. Но хотя «время обрекало женщину на молчание» [Михайлова, 2001: 159], Лухмановой удалось обрести популярность и признание читаелей. Ее повесть «Двадцать лет назад. Воспоминания из институтской жизни» (1893) получила высокую оценку Н.К. Михайловского и была опубликована в журнале «Русское богатство», в том же журнале были размещены и первые главы «Очерков из жизни в Сибири» (1895).

На рубеже веков «женский вопрос» все больше утрачивал функции «вопроса» и становился несомненным фактом, но зачастую воспринимался болезненно, так как «именно незыблемое на протяжении веков положение женщины сообщало обществу устойчивость, в том числе и психологическую» [Пономарева 2015: 34—35]. Многие работы Лухмановой были посвящены теме женской эмансипации. Например, в таких статьях, как «Спасибо за русскую женщину» [Петерб. газета, 1904, № 52], «Русская женщина просыпается» [СПб ведомости, 1906, № 159], «Свет идет» [СПб ведомости, 1906, № 161],

«Женщина и деньги» [СПб ведомости, 1906, № 253], она описала положение женщин разных социальных слоев и основные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. В работах «Феминизм в Японии» [Петерб. газета, 1903, № 357], «800 жен на выбор» [Петерб. газета, 1903, № 269], «Женский митинг» [СПб ведомости, 1906, № 269] и др. Лухманова проанализировала различные пути решения «женского вопроса», сравнивая иностранный опыт с отечественным. Свои впечатления от участия в русско-японской войне в качестве военного корреспондента и сестры милосердия Лухманова запечатлела в серии статей, материалом которых послужили ее дневниковые записи.

Если попытаться обозначить идеи, выдвинутые Лухмановой в большинстве публицистических и художественных произведений, то можно сформулировать несколько тем, к которым неоднократно обращается писательница: низкий уровень женского образования и недостаточное количество учебных заведений, устаревшие методы воспитания, неправильное понимание современницами сущности «женского вопроса», погоня за модными течениями, утеря значения семьи в обществе, падение нравственности, отсутствие четкой организации женского труда, отсутствие сплоченности среди женщин, критическое отношение к женскому труду и творчеству (зачастую со стороны самих женщин).

В публицистике Лухманова описывала положение женщин различных социальных слоев. Например, в статье «800 жен на выбор» Лухманова пытается привлечь внимание к судьбам женщин из народа и поднимает вопрос образования. Она подчеркивает, что с разрушением традиционных устоев облик женщины в деревне претерпел неутешительные изменения — нет больше некрасовской русской женщины, «есть баба хлипкая <...> распевающая сквернословные "романсы", баба злая, неряха, баба, пьющая не хуже любого мужика, баба, готовая каждую минуту покинуть свой дом и семью, и бежать в город на легкий заработок» [Петерб. газета, 1903, № 269: 2]. Нет женщины и на фабрике, есть «распутная девка, давно выучившаяся курить, пить» [там же]. Писательница отмечает, что отсутствие домашнего очага губительно сказывается на рабочем человеке и он все глубже увязает в безнадежном пьянстве и распутной жизни.

В поисках решения этой проблемы Лухманова обращается к иностранному опыту, а именно к школе для бедных девушек, организованной в Лондоне Эдуардом Стивенсом. В школу принимают любую девушку, готовую учиться и прошедшую медицинское освидетельствование. Учениц обучают шить, готовить, ухаживать за детьми, бороться с пьянством; воспитывают сознательное отношение к браку: «в мужчине видеть не миленького, и не "душку" для

препровождения времени, а верного товарища на всю жизнь» [там же]. Искаженное восприятие противоположного пола, сложившееся в обществе, писательница считала основной проблемой взаимоотношений и акцентировала на этом внимание во многих своих работах. Например, в лекции «Недочеты жизни современной женщины» Лухманова подвергает критическому анализу понимание любви, культивируемое многими поколениями женщин: «явится "он" и раскроет перед нею двери, дающие доступ в какой-то волшебный дворец, полный блеска, радости и богатства <...> не надо было ни ума, ни талантов, ни знания — одна красота с умением понравиться и завлечь <...> Любовь была сутью жизни, а мужчина был только необходимым аксессуаром» [Лухманова, 1904: С. 30—31] Это в корне неверное отношение к любви и браку Лухманова отмечает у большинства женщин независимо от их социальной принадлежности.

В вышеупомянутой статье писательница по контрасту с английским опытом критикует российскую благотворительность: меценатки, открывая приюты, невольно насаждают там эстетику, чуждую простому народу, пытаясь из простой девочки воспитать «полубарышню», которая после окончания «предпочтет гулять ночью в трехаршинной шляпе и с тросточкой в руках, чем быть женой простого рабочего» [там же]. Лухманова с горечью отмечает, что эти девушки с ложными представлениями о красоте и достатке, отсутствием привычки к труду зачастую заканчивают свой жизненный путь в публичном доме.

Тяга к роскошной жизни описана Лухмановой в статье «Чулки», где она демонстрирует, как зависимость от принадлежности туалета может превратить горничную в проститутку. Писательница на примере чулок рисует «восходящую линию женского благосостояния»: «в жизни многих женщин чулки от грубых нитяных до ажурно-шелковых проходят этапами жизни» [Петерб. газета, 1903, № 279: 2]. Она передает историю девушки, служившей горничной, через изменения ее гардероба: толстые шерстяные чулки сменились на черные шелковые, подаренные «знакомым барином», к ним прибавились перчатки и лаковые башмачки с французским каблуком. Через три года ее крошечная каморка была забита цветами и фотографиями «знакомых», а день она не могла закончить без хозяйских вин. За пристрастие к вину она и получила расчет. Писательница, наведя о ней справки, выяснила, что девушка теперь находится в публичном доме. Лухманова задается вопросом, что же в этом случае создало проститутку: голод или лень, и склонна обвинить мужчин, которые в погоне за «свежим товаром» разжигают в простых девушках фантазии о роскошной жизни, корит женщин за тягу к легкому и мнимому успеху.

Основные идеи Лухмановой, касающиеся положения женщины в современном мире, прозвучали в книге «Черты общественной жизни» (1898), состоящей из 28 очерков-рассуждений на социальные темы и начинающейся советом: «Берегитесь, женщины, своего кажущегося успеха, берегитесь открывающейся вам мужской деятельности и, больше всего, берегитесь той равноправности в труде, которой вы так жадно добиваетесь» [Лухманова, 1898: 3]. Она предостерегает читательниц, утверждая, что новые права, за которые ведется столь яростная борьба, могут стать новыми обязанностями. И вынужденная работать, равная мужчине в предъявляемых к ней требованиях, но не в оплате и оценке труда, женщина обречена утратить многие присущие ей качества. Писательница с сожалением отмечает, что ускоряющийся ритм жизни все больше обесценивает понятие семьи, которая прежде была отдельным женским миром.

В очерке «Почему люди не женятся» Лухманова проводит параллель между стремительно дешевеющим миром вещей и изменившимся обликом женщины: «Матери наши говорили нам о безызносных шелковых материях, о бархатах, переходивших из поколения в поколение <...> Невеста, получившая в приданое три шубы, сохраняла их чуть ли не на всю жизнь. Теперь же, купленную в ту зиму, смешно надеть в эту» [Лухманова, 1898: 97]. Автор винит в разрушении облика женщины современную моду, стремление к ложной роскоши и наводнение магазинов поддельными вещами. Это нужно для того, чтобы дать неимущим «суррогат роскоши, иллюзию той жизненной обстановки, которой пользуются богачи — и вот, дерево заменено папье-маше, мрамор — алебастром, слоновая кость — целлулооидом, золото — латунью, бриллианты — "симили". Началось подражание образцам роскоши, пошел дешевый шелк и бархат, дешевые черные чулки, рыжеющие после первой стирки, стружковая кожа, обклеивающая картонные башмачки <...> Дешевая роскошь дала бедной женщине необыкновенный апломб, потому что с первого взгляда она стала производить впечатление богатой женщины» [Лухманова, 1898: 98-99].

Лухманова обращает пристальное внимание на вещи, подчеркивая, как во многих случаях форма становится важнее сути, подделка заменяет оригинал, материальное побеждает духовное. Легкоза-меняемые вещи-однодневки, которые легко сломать и не жаль выбросить, выступают во многих статьях метафорой отношений между людьми. Описывая многочисленные подмены подлинного ложным в попытках достичь иллюзорного успеха, писательница рисует картину оскудения истинных ценностей: в бессмысленной погоне за безделушками женщина теряет свое настоящее лицо.

Высокую оценку «Чертам общественной жизни» дал В.В. Розанов: «Женщина (и девушка) — стерлась; от нее осталось платье, под

которым менее интересный, чем платье, человек. Это так глубоко, до того странно; мы далеки, чтобы выразить отношение свое к этому факту словом "мордочки" (однако — правильным), и находим, что это предмет не насмешки, но скорее рыдания; и оплакиваемое здесь — не женщина только, но вся наша цивилизация. Ибо какова женщина, такова есть или очень скоро станет вся культура» [Бирж. ведомости, 1898, № 117: 2]. Розанов усматривает причину «измельчания» образа женщины в мужском сознании, и как следствие этого «перерождение и упадок чувства женского начала» [там же]. Женщина мешает современному мужчине, она опустилась до уровня низшей и нечистоплотной вещи. «Мужчина почти стесняется <...> когда из-под "гражданина", "дельца" все еще высовывается в нем возможный муж и отец» [там же]. Возлагая ответственность на мужчин и обвиняя их в оскудении женского облика, Розанов тем самым, в соответствии с патриархальным мировосприятием, лишает женщин права на автономность, для него «мордочка» современной женщины лишь результат обесценивания ее роли в жизни современного мужчины.

Розанов разделяет отношение Лухмановой к браку, видя в нем сакральный смысл, подчеркивая, что таинством является не венчание, а брак, «самое прохождение жизни брачной, что открывается назавтра после венчания и заканчивается с могилой» [Бирж. ведомости, 1898, № 119: 2]. Но несмотря на то что с первого взгляда отношение к браку Лухмановой и Розанова кажется похожим, в нем есть важные отличия. В своем рассуждении о религиозной чистоте и невинности брака Розанов приводит пример из «Семейной хроники» С.Т. Аксакова о женитьбе Куролесова, где «невеста только тогда перестала плакать, когда рядом с нею посадили ее большую куклу, почти с нее величиной, и от которой она не могла оторвать глаз» [Бирж. ведомости, 1898, № 117: 2], подчеркивая необходимость ранних браков как залога безгрешности и святости таинства. Эта точка зрения не может быть разделена Лухмановой, которая сама была жертвой брака по расчету, организованного предприимчивыми родственниками, и часто обращалась к этой теме как автор (например, в романе «Институтка. Продолжение Двадцать лет назад. Из воспоминаний институтской жизни» [Возрождение, 1899—1900, № 8—30: 43—52]). Описывая спокойные, красивые лица «бабок и матерей», Лухманова фиксирует происходящие в обществе перемены: прежде круг женских интересов был четко очерчен и замкнут в рамках семьи, теперь же в стремительно меняющемся мире женщина все чаще, выпав из жизни семейной, нигде более не может найти своего места. Самым же главным врагом браков писательница считает «условную ложь»: «До тех пор, пока не изменится форма брака, пока он не перейдет на

свободный договор двух лиц, вступающих в союз, свобода замужней женщины будет фикцией...» [Лухманова, 1898: 48]. Лухманова видит необходимость в изменении традиционной женской роли в семье, тогда как Розанов склонен обращаться к опыту предков.

Несмотря на положительную оценку сборника статей Лухмановой и подробный его анализ, Розанов использует этот сборник как повод для того, чтобы представить собственные идеи. Сосредоточивая внимание на оскудении образа женщины, на вопросах брака, он лишь вскользь упоминает о предложенных писательницей моделях самоосуществления женщины в изменившемся обществе. По сути, он вновь обрисовывает мужскую картину мира, в которой женщине уготована роль хранительницы, но на сей раз не очага, а культуры: «задача переработать нашу цивилизацию, приблизить ее к своему типу <.> эта задача не только культурная, но и религиозная» [Бирж. ведомости, 1898, № 119: 2].

Эту же книгу Лухмановой, почти через сто лет, упоминает в своей статье "Cherchez la femme. Вечный женский вопрос." В.Г. Распутин: «Музыкальное звучание женщины в мире сделалось прерывистым, ее повлекли механические ритмы, "песнь песней" осталось недопетой, переходя постепенно в "плач плачей" <...> И поэтому ищите женщину. Ищите и находите» [Распутин, 2015: 801—804]. В своей работе Распутин так же, как и Розанов, говорит о влиянии женщины на культуру, с горечью пишет, что из современного мира навсегда исчезла «миротекущая» охранительница очага, призванная беречь духовные заветы. Вместо желанного освобождения произошла мутация: «Женщину совратили публичной значительностью и освободили. от ее извечной и тихой обязанности культурного укоренения народа; духовность она заменила социальностью, мягкость и проницательность особого женского взгляда — категоричностью, женственность — женоподобием, материнство — болезненным де-тоношением <...> семейственность — непрочными связями» [Распутин, 2015: 802-803].

В отличие от Розанова и Распутина Лухманова предлагает практические варианты выхода из кризиса. Необходима внутренняя готовность человека принять перемены, а насильственное ускорение процесса приводит лишь к дисгармонии: «Ускорять женский вопрос, кричать о равноправности теперь все равно, что бегать по идущему на всех парах вагону, чтобы ускорить его ход. Вопрос о равноправности идет сам, идет деятельно, но разрешить его вполне может только далекое будущее. Для этого нужны школы и университеты, одинаковые для мальчиков и девочек, одинаковое воспитание, одинаковая дисциплина, одинаковые силы: тогда возродится платоновский человек, один, но разрубленный на две одинаковые половины.

Тогда будет существо мужского пола и существо женского пола, но женщины, в том смысле, как мы привыкли понимать ее теперь, не будет. И будет ли счастливее от этого род людской — решить трудно!» [Лухманова, 1898: 13]. В своем сборнике Лухманова пишет о положении реальной женщины в мире, вопросах эмансипации, тогда как в интерпретации ее статей Розановым и Распутиным, «женщина» выступает абстрактным понятием. В их работах пропагандируются традиционные патриархатные воззрения, а понятие «женственности» относится скорее к вопросам культуры и национального сознания, что сближает их со статьей Н.А. Бердяева «Душа России» (1915). Таким образом, вышеупомянутые работы могут быть ценны с точки зрения «гендерной «оптики» [Прохорова, 2016: 139] в истории отечественной журналистики.

Несмотря на упреки в консерватизме и скептическую оценку современников (например, критические отзывы В.Г. Короленко и А.В. Амфитеатрова по поводу лекций писательницы [Подробнее см.: Левицкая, Михайлова: 82—83], брошюра Веры Кудашевой «От русской женщины» (1901) (публичный ответ на книгу «Причина вечной распри между мужчиной и женщиной» (1901)), статья Леонида Андреева «Впечатления» [Курьер, 1903, № 305: 4]), Лухманова не отрицает необходимость перемен, а наоборот, предлагает варианты выхода из сложившейся ситуации. В своей публицистической и лекторской деятельности она призывает женщин не растрачивать себя на видимые формы эмансипации, а обратить свой взор на корни проблем, приложить все силы на борьбу с внешними преградами и внутренними сомнениями.

Список литературы

1. Аникудимова Е.Н. Шарлотта Бронте alias Каррел Белл (о функции мужского псевдонима в женской прозе) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. 2018. № 3. С. 162-173.

2. Биографический словарь Русские писатели 1800-1917 / Под ред. П.А. Николаева. Т. 3. М., 1994. С. 417-418.

3. Биржевые ведомости. 1898. № 117. 1 мая.

4. Биржевые ведомости. 1898. № 119. 3 мая.

5. Возрождение. 1899-1900. № 8-30. № 43-52.

6. Колмогоров А.Г. Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой. М., 2013.

7. Кудашева В. От русской женщины. М., 1901.

8. Левицкая Т.В., Михайлова М.В. Публицистическая и лекторская деятельность Н.А. Лухмановой // Вопросы филологии. 2017. № 3. С. 81-87.

9. Лухманова. Н.А. Недочеты жизни современной женщины. М., 1904.

10. Лухманова Н.А. Причина вечной распри между мужчиной и женщиной. М., 1901.

11. Лухманова Н.А. Черты общественной жизни. СПб,1898.

12. Михайлова М.В. Русская интеллигенция Серебряного века: творческая и профессиональная самореализация женщины // Intelligencja: tradicija I nowe czasy. Краков, 2001. С. 159-172.

13. Распутин В.Г. Cherchez la femme. Вечный женский вопрос. // У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т.И. Маршковой. М., 2015.

14. Петербургская газета. 1903. № 269. 1 окт.

15. Петербургская газета. 1903. № 279. 11 окт.

16. Пономарева В.В. От «сопутницы человека» до слушательницы университета: толстые журналы 1860-х гг. о женском образовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. 2015. № 5. С. 21-37.

17. Прохорова И.Е. Русская журналистика XVIII—XIX веков и тендерный анализ: возможности, задачи, «сюжеты» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. 2016. № 5. С. 130-143.

18. Dictionary of Russian women writers. Edited by Marina Ledkovsky, Charlotte Rosenthal, Mary Zirin. Greenwood Press. 1994. P. 389-392.

Tatiana Levitskaia

NADEZHDA LUKHMANOVA'S INTERPRETATION

OF THE 'WOMEN'S ISSUE'

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The literary activity of Nadezhda Lukhmanova (1841-1907) demonstrates a wide range ofwomen's activities at the turn ofthe 19-20th century. Over that period feminism had become one of the main issues addressed by intellectuals, many of whom viewed it polarly differently. Nadezhda Lukhmanova is one such example. Although some critics criticized her for being conservative about 'women's issues', Lukhmanova's life and literary method proved the opposite. In her articles and lectures she often referred to the problem of emancipation, highlighting the problems of women from various social strata. Special attention in this paper is paid to the collection of essays Features of Social Life (1898), highly appreciated by the Russian philosopher V. Rozanov in his article The Woman before the Great Task (1898). After almost a hundred years the Russian writer V. Rasputin made Lukhmanova's book the starting point of his reflections in the article Cherchez la Femme. The Eternal Feminine Question... (1989). Regarding the negative changes of a woman's image and behavior in new social conditions, Rozanov and Rasputin shared Lukhmanova's point of view, noting the loss of family values and women's reluctance to comply with moral standards. In contrast to Lukhmanova, they

urge women, in order to avoid a negative influence, to maintain their place in society and keep the patriarchal traditions. They claim that although women have the important role of "keepers of culture", they should not play an active role in society. Lukhmanova, instead, seeks to find a solution for women to be involved in social activities. In her articles and essays she stresses the necessity for women to chose their lifestyle and to engage in self-realization. She believes that many problems can be helped by changing approaches to education, expanding job opportunities, and raising wages for women. Lukhmanova accepts the inevitability and necessity of social changes, but insists that crises should be overcome gradually and in a non-violent manner; this is the only way to harmoniously involve women in public life. Her publicistic reflections wholly reflect her literary work, where she describes women ruined by traditional upbringing.

Key words: N.A. Lukhmanova; "women's issue"; female creativity; V.V. Rozanov; V.G. Rasputin; emancipation.

About the author: Tatiana Levitskaia — PhD Student, Department of the History of Contemporary Russian Literature and Modern Literary Process, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: tanuhamozzzkva@ yandex.ru).

References

1. Anikudimova E.N. Sharlotta Bronte alias Karrel Bell (o funkcii muzhskogo psevdonima v zhenskojproze) [Charlotte Bronte, alias Currer Bell (the role of a male pseudonym in women's prose)]. Moscow University Bulletin. № 3. Moscow University Press. M., 2018, pp. 162-173. (In Russ.)

2. Biograficheskij slovar' Russkie pisateli 1800—1917 [Biographical Dictionary of Russian Writers 1800-1917], pod red. PA. Nikolaeva.T. 3. M.: Bol'shaya sovetskaya ehnciklopediya, 1994, pp. 417-418.

3. Birzhevye vedomosti [Stock Exchange News] 1898. № 117. 1 maya. (In Russ.)

4. Birzhevye vedomosti. [Stock Exchange News] 1898. № 119. 3 maya. (In Russ.)

5. Dictionary of Russian women writers. Edited by Marina Ledkovsky, Charlotte Rosenthal, Mary Zirin. Greenwood Press. 1994, pp. 389-392.

6. Kolmogorov A.G. Mne dostavsheesya. Semejnye hroniki Nadezhdy Luh-manovoj [I Have Inherited: Family Chronicles of Nadezhda Lukhmanova] M.: Agraf 2013. (In Russ.)

7. Kudasheva V. Ot russkoj zhenshchiny [From Russian Woman] M.: Ti-pografiya D.N. Kornatovskogo, 1901. (In Russ.)

8. Levickaya T.V., Mihajlova M.V. Publicisticheskaya i lektorskaya deyatel'nost' N.A. Luhmanovoj. [Nadezhda Lukhmanova's Journalistic and Lecturing Activities] Voprosy filologii № 3., 2017, pp. 81-87 (In Russ.)

9. Luhmanova N.A. Nedochety zhizni sovremennoj zhenshchiny [Some Shortcomings of Modern Woman's Life] M.: Tipografiya D.P. Efimova, 1904. (In Russ.)

10. Luhmanova N.A. Prichina vechnoj raspri mezhdu muzhchinoj i zhenshchi-noj [The Cause of the Eternal Conflict between Man and Woman] M.: Tipografiya E. and A. Mansfeld, 1901. (In Russ.)

11. Luhmanova N.A. Cherty obshchestvennoj zhizni [Features of Social Life] SPb: tipografiya M.V. Popova, 1898. (In Russ.)

12. Mihajlova M.V. Russkaya intelligenciya Serebryanogo veka: tvorcheskaya i professional'naya samorealizaciya zhenshchiny [Russian intelligentsia of the Silver age: creative and professional realization of women]. Intelli-gencja: tradicija I nowe czasy. Krakov, 2001, pp. 159-172.

13. Rasputin V.G. Cherchezla femme. Vechnyjzhenskjvopros... Unasostaetsya Rossiya: Ocherki, ehsse, stat'i, vystupleniya, besedy [Cherchez la femme. The eternal feminine question. We Still Have Russia: Essays, Articles, Introductions, Conversations] Sost. T. I. Marshkovoj.M.: Institut russkoj civilizacii, 2015. (In Russ.)

14. Peterburgskaya gazeta. [St. Petersburg Newspaper] 1903. № 269. 1 ok-tyabrya. (In Russ.)

15. Peterburgskaya gazeta. [St. Petersburg Newspaper] 1903. № 279. 11 ok-tyabrya. (In Russ.)

16. Ponomareva V.V. Ot "soputnicy cheloveka" do slushatel'nicy universiteta: tolstye zhurnaly 1860-h gg. o zhenskom obrazovanii [From "A Man's Companion" to University Student: a Discussion on Women's Education in "Thick" Magazines during 1860s]. Moscow University Bulletin. Ser. 10. № 5. Moscow University Press.M., 2015, pp. 21-37. (In Russ.)

17. Prohorova I.E. Russkaya zhurnalistika XVIII—XIX vekov i gendernyj analiz: vozmozhnosti, zadachi, "syuzhety". [Russian Journalism of the XVIII— XIX centuries and Gender analysis: Opportunities, Challenges, "Topics"] Moscow University Bulletin. Ser. 10, № 5. Moscow University Press.M., 2016, pp. 130-143. (In Russ.)

18. Vozrozhdenie [Revival] 1899-1900. № 8-30, № 43-52. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.