УДК: 8.2.-.4.3.
Абдураманова Сафие Наримановна1
E_mail: [email protected]
«Женский вопрос» в очерках «Кадынлар» и «Проблески культурного движения татар» И. Гаспринского
Аннотация. В статье проанализированы малоизвестные очерки Исмаила Гаспринского «Кадынлар» (1903) и «Проблески культурного движения» (1901), темой которых является образование в целом и женское в частности. Автор излагал прогрессивные взгляды, доказывая, что женское образование не противоречит законам ислама, а лишь облагораживает женщину и общество в целом.
Ключевые слова. Женское движение, реформы, образование, мектеб.
Значение трудов Исмаила Гаспринского невозможно переоценить: его произведения -это классика крымскотатарской литературы и публицистики. Проблемы, поднимаемые автором, являлись насущными и будоражили мысли не только всех российских мусульман, но и многих других далеко за пределами Крыма. Очень важной для автора, на наш взгляд, являлась тема раскрепощения крымскотатарской женщины. Множество статей было посвящено джадидистским реформам в женском образовании, социальному положению, роли в семье и обществе, чем обусловлена актуальность темы данного исследования.
Печать газеты «Терджиман-Переводчик», с момента которой принято отсчитывать начало «периода пробуждения», характеризуется не только изменениями в образе жизни и самосознании крымских татар, но и активной публицистической и литературной деятельностью.
Именно в этот период, наряду с «газетным» форматом публикаций (заметки, статьи и пр.), начал стремительно развиваться жанр романа. Газета стала простым и доступным средством публикации лучших произведений Исмаила Гаспринского - романов, очерков, статей. Автор работ, умело используя различные литературные жанры, представлял женщину то в роли сказочной героини («Французские письма», «Африканские письма», «Арслан-къыз» («Девушка-львица»)), то напрямую говорил о ее проблемах и достижениях на конкретных, хотя и единичных примерах не только крымских мусульманок, но и европейских женщин («Просвещение русских мусульман» [1], «Женский труд в Англии...» [2]).
В связи с этим весьма интересными являются два малоизвестных очерка И. Гаспринского «Кадынлар» и «Проблески культурного движения татар», изданные в типографии газеты «Терджиман» в 1903 и 1901 гг. Работа «Проблески культурного движения» вышла отдельной брошюрой в виде приложения к № 40 газеты [3, с. 13]. Очерк «Кадынлар» («Женщины») в виде отдельной брошюры был написан арабским шрифтом на крымскотатарском языке. Впервые транслитерирован на латинский шрифт турецким исследователем Я. Акпынаром в 2014 г. [4] и переведен на русский язык и опубликован в 2016 г. Э.Э. Аби-буллаевой (издание было приурочено к 95-летию со дня основания Мемориального музея
1 Абдураманова Сафие Наримановна, научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (Бахчисарай); аспирант кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (Симферополь).
Исмаила Гаспринского) [3]. По структуре это пять отдельных частей, связанных по смыслу («Половина мира», «Основные обязанности женщин», «Великие женщины», «Восточные и западные женщины», «Права и обязанности женщины в исламе»), и рассказ «Наблюдательный хаджи».
Исмаил Гаспринский, будучи глубоко верующим человеком, называет женщин «половиной мира», вкладывая в это словосочетание глубокий философский смысл: «Все человечество вырастает на руках у женщины, с молоком матери человек впитывает честь и благовоспитанность, и это известно всем!» [3, с. 30]. Автор рассуждает о том, что влияние женщины в обществе очень большое, а здоровье, воспитанность и ум женщины - это показатель здоровой нации. Поскольку дети получают воспитание и взрослеют в материнской заботе, именно мать прививает ребенку нравственные ценности, понятия о чести, уважении к старшим, любовь к труду. Исмаил Гаспринский отождествляет женщину с фундаментом общества и его главной частью.
В разделе «Основные обязанности женщин» автор отмечает, что у настоящей мусульманской женщины три основных долга - материнство, супружество и ее женская сущность. Здесь же автор напоминает и мужские обязанности - быть отцом и мужчиной. В данном разделе, на наш взгляд, автор максимально выразил свои жизненные принципы по отношению к женщине и мужчине. Позиция женщины в браке - это любовь и взаимопонимание, послушание и внимание, поддержка мужа всегда и во всем. Но главной добродетелью для автора, несомненно, является материнство, которое «дает женщине особенную красоту и ощущения» [3, с. 32]. Эти строки говорят об Исмаиле Гаспринском как о внимательной, тонкой и чувственной натуре, с великим уважением относившемся к женщине-матери.
Автор заставляет рассуждать вместе с ним, мягко и ненавязчиво вкладывает свои мысли в голову читателя. В конце данного раздела автор подводит читателя к мысли о необходимости хорошего образования и воспитания для женщины, поскольку именно это и будет залогом достойного воспитания детей.
В разделе «Великие женщины» Исмаил Гаспринский уводит читателя во всемирную историю и приводит живые примеры успешных женщин, начиная со времен Вавилонского царства. В качестве примера автор называет женщин, которые развивали, защищали и прославляли свои державы: Семирамида, Клеопатра, жены османских султанов, мусульманские поэтессы и писательницы [3, с. 33].
Далее И. Гаспринский приводит в пример европейских женщин, успешно занимавшихся миссионерством, правлением, меценатством, науками и медициной и даже торговой и ремесленной деятельностью, не в ущерб семье, а на ее благо.
В разделе «Восточные и западные женщины» идет повествование о стереотипах, что ислам угнетает женщину. Автор доказывает на простых исторических примерах, что европейская женщина в древние времена была не менее свободна, чем азиатская. Неправильно думать, что ислам делает женщину бесправной. Европейские женщины были весьма ограничены в правах. Лишь Англия и Америка могут похвалиться более прогрессивным отношением к женщине: там женщины работают во многих отраслях.
В последнем разделе «Права и обязанности женщины в исламе» И. Гаспринский излагает права женщины, узаконенные нормами ислама. Он пишет: «Учиться и получать образование - это обязательно для мусульманки и мусульманина. Знания необходимы, чтобы быть полноценным человеком». [3, с. 36]. Святое правило для мусульманки - прикрываться, соблюдать правила в одежде, как предписывает Коран, но это никак не препятствует учебе, работе, всестороннему развитию. Автор отмечает, что традиции, ограничивающие свободу женщин, появляются от невежества и неправильного толкования Корана и Шариата, ведь шариат не противоречит Священной книге. Так же речь идет и о привилегиях женщин перед мужчинами, обязанности мужчин обеспечивать семью, не обижать ее, а также недопустимости ранних браков (до 16 лет) [3, с. 37].
В заключении автор приводит рассказ «Наблюдательный мулла», начинающийся такими строками: «Хорошее воспитание одной девочки принесет больше пользы, чем воспитание двух мальчиков». Рассказ-выдумка, построен в качестве назидания, итога всему вышесказанному автором. Речь идет о трех братьях, один из которых совершил паломничество и вернулся домой, когда у двух братьев уже росли сыновья. В первых минут знакомства брат похвалил невесток, чем очень удивил братьев. На их вопрос он ответил, что увидел, как ухожены, одеты и причесаны дети, как хорошо они воспитаны, что говорит о чистоплотности, аккуратности и воспитанности их матерей.
Очерк «Проблески культурного движения» - рассуждение автора на тему отсталости, необразованности, инертности и первых зачатков прогресса в сознании мусульман России.
Действительно, социальное положение крымской татарки вплоть до начала 20 века было полностью подчинено законам Корана и шариата, а также адету («правила предков»), который в некоторой степени смягчал жесткие нормы законов ислама. Хотя из истории Крымского ханства имеется достаточно примеров образованности знатных женщин, представительниц правящей верхушки и богатого сословия. Мать хана, носящая титул «ана беим» (аналог османского титула «валиде»), управляла ханским гаремом, влияла на решения в диване (высший государственный совет и суд в Крымском ханстве). Жены крымских ханов вели переписку с правителями соседних государств [5, с. 265; 6, с. 10], прекрасно разбирались в предметах роскоши, литературе, музыке. Представительницы ханского дома занимались благотворительностью, жертвуя огромные средства на строительство мечетей и учебных заведений (Ешиль джами в Бахчисарае была построена на средства Диляры Бикеч; медресе Инджи-бек хатун в Старом Крыму) [7, с. 29]. Однако простая крымская татарка, обладая определенными привилегиями по исламу, была лишена участия в общественно-политической жизни общества. Ее жизнь ограничивалась замужеством, воспитанием детей, домашним бытом. По отношению к женщине-мусульманке строго действовали запреты, связанные с нормами поведения и морали, свободой выбора и пр. Консервативные взгляды культивировали женское затворничество. Такая же ситуация наблюдалась по всей Российский империи, о чем пишет автор. Он отмечает, что «по умственному состоянию и мировоззрению мусульмане наши находились, а масса находится и поныне, в 14-м столетии, застыв на Птолемеевской системе, не признавая Кеплера, не зная Ньютона, при невозможных понятиях об отношении народов и государств» [3, с. 41]. Но к концу века автор наблюдал еле заметные прогрессивные движения в среде мусульман, что подтверждало увеличение количества изданных книг литературно-научного содержания (если в первые годы печати газеты «Терджиман-Переводчик» из было 3, то в статье автор указывает до 300) [3, с. 42]. В основном, это были учебники, научная литература, иностранные переводы.
Исмаил Гаспринский размышляет на тему мусульманских мектебов, которые могли бы принести огромную пользу, если бы были модернизированы в соответствии с современными требованиями, а обучение строилось не только на изучении мусульманских законов, но светских наук.
Преподаватель Симферопольской мужской гимназии Жирнов В. А. писал, что в 9-10-летнем возрасте дети поступают в мектеб, обучаются элементарному курсу чтения, письма, основам ислама. Успешно закончившие обучение могли поступать в высшее училище медресе, в которых и девочки могли обучаться, но лишь до 12-летнего возраста. Далее они получали знания дома, под руководством женщин либо мулл, а девочек не учат письму [8, с. 207]. Дмитриевский М. писал, что просвещение среди крымских татар на очень низком уровне, хотя во всех городах Крыма есть училища, где дети обучаются чтению и турецкому письму, толкованию Корана [5, с. 151].
По словам Кондараки В. Х., до 6-летнего возраста дети не утруждаются учением. В 6 лет мальчика отводят к местному мулле для обучения грамоте и вере, в 15 лет при желании - в медресе. К девочкам в семьях особое отношение: в 6 лет ее отправляют к мулле выучиться
читать Коран, а о дальнейшем обучении не бывает и речи: «Писать ей совершенно воспрещается, потому что она не достойна обладать этой мудростью, предназначенной Аллахом для мужчины - и горе ей, если она сама достигнет этой тайны» [9, с. 263-264]. Необходимо отметить, что по всей России проблема безграмотности женщин имела место не только в мусульманской среде. В 1860-е гг. в городах России появились открытые учебные заведения для женщин всех сословий, а также частные пансионы и институты благородных девиц, где образование в основном получали девушки из богатых семей.
Исмаил Гаспринский, прекрасно осознавая, что эту проблему не решить быстро, видел два пути решения: иметь в русско-татарских школах, кроме прочих, учителя богословия, а также усовершенствовать и облегчить преподавание в медресе, чтобы дети быстрее могли закончить его и уйти в русские школы [3, с. 44].
В 1883 г. Исмаилом Гаспринским в Бахчисарае был открыт первый мектеб с новой методикой, в котором училось 9 учеников. Идея была воспринята местными консервативно настроенными жителями настороженно, однако уже в начале второго года обучения на экзамене убедились в достоинствах новой методики, и число учеников стремительно выросло до 50, а классы стали тесными для такого количества учеников. В программу обучения, которую дети осваивали в течение 2 лет, входили чтение по-арабски и по-турецки, турецкое письмо, мусульманский закон, чистописание, скоропись, начальная арифметика. Обучение стоило 1 рубль в месяц. Следуя примеру Бахчисарая, на средства мецената Джевата Османова был открыт новометодный мектеб [10]. Методика преподавания велась по учебнику И. Гаспринского «Ховадже-и-Субъян» («Детский учитель»), включала приемы педагогики, методику, последовательность у роков и пр., была составлена для людей, не имеющих преподавательского опыта.
И. Гаспринский отмечает, что выпускники новометодных мектебов были очень хорошо подготовлены при прохождении вступительных испытаний в русско-татарские министерские и земские школы [3, с. 45].
Несмотря на видимые изменения, Исмаил Гаспринский все же пишет, что наиболее отсталые - это восточные женщины, и в особенности мусульманки. Они ограничены скудными религиозными знаниями и даже зачастую лишены гарантированных Кораном и шариатом прав. Автор пишет, что в 1880-е годы была известна лишь одна образованная женщина (из казанских татар), то в 1900-е это уже два десятки женщин, среди которых учителя, медики, писательницы [3, с. 47].
Также в очерке автор касается вопроса театра и благотворительности, отмечая увеличение численности благотворительных обществ по всей Российской империи. В конце дает перечень типографий в Казани, Оренбурге, С.-Петербурге, Баку и Бахчисарае.
Анализируя два очерка, отметим, что Исмаил Гаспринский был глубоковерующим человеком, о чем говорят использованные в рассматриваемых очерках многочисленные толкования мусульманских законов, строки из Корана. Он изобличал клерикальное духовенство, его консервативные взгляды на женское образование, простыми примерами из истории и современного общества доказывал необходимость женского образования и развития. Ярким примером женской образованности стала дочь просветителя Шефика Гаспринская (1886 - 1975), получившая домашнее и начальное образование в Бахчисарайской женской новометодной школе. Реформы, продвигаемые И. Гаспринским и его сподвижниками, были достаточно либеральными, в конце 19 в. в Крыму начали открываться первые новометод-ные школы для девочек, где практиковался разработанный И. Гаспринским звуковой метод обучения. Развитие женского начального образования в Крыму стало толчком и для всей Российской империи: в крупных городах стали открываться школы для девочек, о чем с большим воодушевлением писал И. Гаспринский на страницах газеты «Терджиман».
Abduramanova Safiye Narimanovna
«The Women's Issue» in the essays "Kadynlar" and "Glimpses of the Cultural Movement of the Tatars" by I. Gasprinsky
Abstract. The article analyzes the little-known essays of Ismail Gasprinsky "Kadynlar" (1903) and "Glimpses of the Cultural Movement" (1901), the theme of which is education in general and education of women in particular. The author presented progressive views, proving that women's education does not contradict the laws of Islam, but only ennobles women and society on the whole.
Keywords. Women's movement, reforms, education, mekteb.
Литература:
1. Просвещение русских мусульман // Терджиман. - 1883. - № 23.
2. Женский труд в Англии... // Терджиман. - 1883. - № 44.
3. Гаспринский И. Кадынлар. Проблески культурного движения татар. Очерки / И. Гаспринский. - Симф.: ООО «Форма», 2016. - 64 с., 8 илл.
4. Akpinar Y. ismail Gaspirali se?ilmi§ eserleri. H. 2 : Fikri eserleri / Y. Akpinar. - istanbul: Otuken ne§riyat, 2004. - 422 s.
5. Дмитриевский М. картина Крыма или краткое описание татар и других народов в Таврии живущих: Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / М. Дмитриевский; авт.-сост. М. Араджиони, А. Герцен. - Симф.: Доля, 2005. -С.140-152.
6. Указ от 4 сентября 1785 г. «О построении школ и о заведении караван сараев при мечетях Татарских»: Хронологический сборник правительственных распоряжений касающихся Крыма. Без исходных данных. - 200 с.
7. Абдуллаева Г. Правительницы ханского дома Гираев / Г. Абдуллаева // Къасевет, 2008. - № 33. - С. 29-31.
8. Жирнов В. О татарских училищах: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма / В. Жиронов; ред.-сост. М. Араджиони, А. Герцен. - Симферополь, 2004. - Ч. 1. - С. 204-210.
9. Кондараки В. Религиозные правила, догматы и обычаи крымских татар: Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / В. Кондараки; авт.-сост. М. Араджиони, А. Герцен. - Симф.: Доля, 2005. - С. 270-279.
10. Отзыв // Терджиман. - 1883. - № 6.