Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА'

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАДИДИЗМ / И. ГАСПРИНСКИЙ / I. GASPRINSKY / МУСУЛЬМАНКА / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEMALE EDUCATION / РЕФОРМА / REFORM / DZHADIDIZM / MOSLEM WOMAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чубукчиева Ленара Закировна

Реформы джадидизма явились предпосылкой для формирования основ мусульманской культуры нового времени. Основными направлениями джадидистского движения стали: реформа системы образования, усиление связей между тюрко-мусульманскими народами, активное сотрудничество с российской культурой, создание единой тюркской литературы, а так же освобождение мусульманской женщины от исламского клерикализма и реформирование женского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S ISSUE IN DZHADIDIZM’S IDEOLOGY

Reforms of the dzhadidizm were the prerequisite for the basis of Muslim culture formation in modern times. The main directions of dzhadidistsky movement became the following: education system reform, strengthening of communications between the Turkic-Muslim people, active cooperation with the Russian culture, creation of uniform Turkic literature, liberation of the Muslim woman from Islamic clericalism and reforming of female education.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА»

ДенеКий Вопрое В идеологии дЖадидизма

Лжадидизм (от араб. Jadid — новый) — общественно-политическое и интеллектуальное дви-среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX — начала ХХ в.1 Он на десятилетия определил пути развития тюрко-мусуль-манских этносов не только России, но и всего мусульманского мира. В нем нашли отражение глубокие гуманистические принципы, присущие просветительским движениям.

Собственно джадидизм возник как попытка реформирования этнокон-фессионального образования и прежде всего начальной школы. Реформы джа-дидизма явились предпосылкой форми-

рования основ тюрко-мусульманских культур нового времени, создания национальной интеллигенции, подъема тюркской литературы на современный уровень, а также появления тюрко-му-сульманских представителей на политической арене Российской империи2.

Основные направления развития джадидизма условно можно представить в виде специальной программы. Однако на сегодняшний день она так и не сформулирована до конца, не оформлена в отдельный документ. Данной проблемой занимались такие ученые, как Г. Фон Менде, Э. Кырымал, А. Фишер, Э. Лаззерини, В. Ганкевич. Они предприняли попытки упорядо-

44

ИЗ ГЛУБИНЫ СТОЛЕТИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2014

чить основные направления джадидистского движения. Наиболее полно, по мнению современников, направления джадидизма изучены и сформулированы профессором В. Ганкевичем. Анализируя исследования зарубежных коллег, он попытался создать более точную и широкую классификацию джадидизма.

К основным направлениям, предложенным зарубежными учеными, относятся: реформирование системы образования мусульман, создание единой тюркской литературы, освобождение мусульманской женщины от исламского клерикализма и фанатизма, создание общественных, кооперативных и меценатско-филантропиче-ских обществ, усиление связи между тюрко-мусульмански-ми народами России, активное сотрудничество с российской культурой, просвещением, народом и правительством. Наряду с этим В. Ганкевич выделил еще несколько принципиальных моментов, которые долгое время служили ориентирами для джа-дидистов. По мнению профессора, в процессе развития джадидизма важными для них являлись создание и распространение издательской деятельности на тюркских языках, а также формирование политических структур, которые занимались бы проблемами мусульманского населения страны3.

Направления джадидизма оказывали колоссальное влияние на жизнь мусульман России в целом и женского общества в частности. Сторонники джадидизма затрагивали, прежде всего, проблему просвещения мусульманки, ее участие в общественной и политической жизни. Несомненно, главным в джадидистском движении был просветительский вопрос. В первую очередь это выражалось в реформировании системы образования мусульман в соответствии с современными достижениями мировой педагогической науки.

Крымские татарки.

Проблема реформирования женского образования стояла особенно остро. Это было связано с невежеством и предрассудками в мусульманской среде, которые ограничивали дело обучения женщины. Хотя согласно канонам ислама обучение было обязательно для всех мусульман. Обычно девочки получали знания в конфессиональных мектебах или же дома. Образование мусульманок ограничивалось зазубриванием и чтением коранических текстов, реже девочек обучали письму4. Роль учительницы брала на себя жена или дочь муллы, иногда другая женщина5.

Единомышленники И. Гаспринского были убеждены в том, что одна грамотная девочка принесет обществу больше пользы, чем несколько мальчиков. Девочка — будущая мать, находясь большей частью среди детей, воспитывает и обучает их сама. Женщина учит детей первым правилам жизни, веры, чести,

ЖЕНСКИИ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА

.45

конечно, если она сама образованна и подготовлена6. Прогрессивные мусульмане верили, что для благосостояния всего общества важно, чтобы девочки, как будущие матери, были достаточно учены и понимали свои обязанности в деле воспитания7. Значительное количество публикаций касательно женского образования на страницах газеты «Тарджеман» (Переводчик) подтверждает просветительскую деятельность джадидистов и лидерские позиции в деле реформирования этноконфессио-нального образования в тюрко-мусуль-манской среде России. О необходимости реформирования и просвещения мусульманки говорили и сами женщины. Так жительница Баку писала в редакцию газеты «Тарджеман» о том, что по шариату обучение женщины также обязательно, как обучение мужчин. Успех и прогресс мусульманского социума она связывала с воспитанием и просвещением женщины8. На жалкое положение женского образования сетовала и жительница Касимовского уезда Бекте-мирова. Она говорила об обязательном обучении мусульманок чтению, письму,

арифметике, арабской литературе, рукоделию, не ограничиваясь механическим чтением Корана9.

Реформирование системы образования заключалось в открытии новоме-тодных школ, преподавание в которых велось по-новому. «Усуль джадид» или новый метод преподавания стал альтернативой господствовавшего долгое время в системе мусульманского просвещения «усуль кадима» (старого метода). Он отличался не только по форме преподавания, но и по содержанию. Новшества джадидизма облегчали процесс обучения, сокращали срок учебы, освободившееся время использовали для преподавания некоторых светских дисциплин и организации уроков по ремеслу и рукоделию.

Первая новометодная школа была открыта И. Гаспринским в Бахчисарае в 1884 г. На страницах своей газеты он писал, что в конце января в приходе Кайтаз ага откроется мектеб, где преподавание будет осуществляться по новому методу. В мектебе преподавали турецкую и арабскую грамоту, письмо, чтение, арифметику и правила веры.

И. Гаспринский.

46

ИЗ ГЛУБИНЫ СТОЛЕТИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2014

Курс обучения был рассчитан на два года. В школу принимались дети семилетнего возраста. Преподавал в мектебе сам И. Гаспринский, в качестве учебного пособия использовался его учебник «Ходжа-исубьян» (Учитель детей). Плата за обучение составляла 1 рубль в месяц10.

В 1893 г. под руководством И. Гас-принского в Бахчисарае в приходе Шах-болат была открыта первая новометод-ная школа для девочек. Директором и учителем школы стала родная сестра И. Гаспринского П. Болатукова.

Этот шаг был прорывом в вопросе просвещения мусульманки. Одно из главнейших направлений джадидиз-ма — реформирование системы образования — постепенно стало распространяться и на женское обучение. Его влиянию было подвержено все тюрко-мусульманское население России.

Вопрос образования мусульманки долгое время оставался злободневным на страницах газеты «Тарджеман». В одной из заметок говорилось об успехах бахчисарайской женской новоме-тодной школы, в которой ученицы за пять месяцев обучения от татарского чтения перешли к арабскому. В крымскотатарской среде это был невиданный ранее успех11. Во время экзаменов в женском мектебе в июне 1883 г. ученицы показали отличные результаты, а рукоделие девочек вызвало всеобщее одобрение. Многие жители города жертвовали деньги на капитальный ремонт школьных помещений12.

Несмотря на то, что в тюрко-мусуль-манском обществе России конца XIX в. еще были сильны традиции, ставившие преграды к реформированию женского образования, пробуждающееся сознание прогрессивных мусульман шло ему навстречу. Этим объясняется открытие новометодных женских мектебов в г. Таре (Сибирь), в д. Джав-Баш и Татар-баево (Башкирия), в Касимовском уезде, в г. Уфе в приходе А. Османова, в Елиза-ветпольской губернии (Азербайджан). Во всех этих мектебах преподавали женщины, следуя звуковому методу и программе учебника «Ходжа-и субъян» («Учитель детей»). Ученицы получали

знания, умения и навыки по чтению, письму, счету, мусульманскому закону и рукоделию13.

Чаще всего инициаторами и меценатами в деле открытия женских школ выступали мужчины — сторонники прогрессивных реформ джадидизма. Так житель Саратовской губернии Ш. Азам создал новометодную женскую школу, здание для которой построила его теща Байшева. Учительницей была молодая мусульманка (имя неизвестно), которая для изучения нового метода преподавания ездила в Казань. В данной школе обучалось 60 девочек14.

Нередко женские школы открывали сами женщины. Они являлись меценатами, руководителями и преподавателями подобных мектебов. Так, окончившая женский мектеб Ф. Дебердеева и К. Чуракова открыли две женские ново-методные школы в д. Пенделька Саратовской губернии, в которых обучалось 25 учениц15. В другой школе также открытой М. Дебердеевой учениц кроме общеобразовательных предметов обучали рукоделию — изготовлению ска-тертей16.

Создание женских новометодных школ давало возможность мусульманкам получать достойное образование, а также продолжать обучение в других учебных заведениях. Это было предпосылкой раскрепощения женщины, освобождения от клерикально-фанатичных устоев.

В просветительском направлении джадидизма значимую роль играла издательская деятельность. Это был практический метод распространения идей, мыслей и прогрессивных реформ. Данному направлению И. Гаспринский и его единомышленники уделяли не меньше внимания, чем реформам в деле образования.

Первым и главным рупором идей джадидизма была газета «Тардже-ман», созданная И. Гаспринским. На ее страницах поднимались вопросы образования, культурного развития, политического и правового статуса тюр-ко-мусульман России.

Известно, что еще в 80-е гг. ХГХ в. среди российских мусульман не суще-

ЖЕНСКИИ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА

.47

ствовало издательского дела в широком понимании данного явления, за исключением нескольких издательств, которые публиковали небольшими тиражами теологическую литературу и нескольких неудачных попыток по созданию национальной периодики17. В начале ХХ в. просветительское направление благодаря джадидизму вышло на новый уровень развития. В это время периодические издания стали появляться среди мусульман Казани, Азербайджана, Туркестана.

В связи с исследуемой проблемой следует отметить зарождение и становление женского издательского дела. В1906 г. начал издаваться первый в тюрко-мусульманском обществе России специализированный женский журнал «Алеми нисван» (Женский мир)18. Его редактором была Ш. Гаспринская. На страницах женского журнала поднимались вопросы образования, прав и свобод, политического и общественного статуса женщины-мусульманки. Некоторое время журнал был единственным женским периодическим изданием и играл консолидирующую роль в тюр-ко-мусульманской среде. Под его влиянием стали появляться женские журналы и в других регионах России*.

Не менее важным направлением джадидизма было вызволение мусульманки из плена исламского клерикализма и фанатизма. Этой проблеме было посвящено немалое количество публицистических работ и литературных произведений. Первым о проблемах мусульманки на страницах «Тарджемана» заговорил И. Гаспринский. В его статьях обсуждались проблемы женщин, касающиеся образования, социального статуса, эмансипации. Кроме И. Гас-принского о проблеме раскрепощения женщины писали прогрессивные мусульмане и мусульманки. Автор статьи «Обучение девочек» угнетенный статус женщины-мусульманки связывал с господством архаичных традиций и обычаев. Мусульмане утверждали, что для женщины достаточно уметь немно-

* Подробнее см.: Чубукчиева Л. Женский вопрос на страницах журнала «Алеми нисван» // Гасырлар ава-зы - Эхо веков. - 2013. - № 1/2. - С. 36-43.

Ш. Гаспринская.

го читать, еще меньше — писать, самые главные знания для них — правила веры. Несведущие мусульмане боялись, что письмо будет употреблено женщинами во зло, как, например, для сношений с посторонними людьми. Они полагали, что таковы законы шариата, забыв о том, что ислам проповедует обучение всех мусульман без исключения. Автор призывал мыслящих людей отбросить невежественную логику и идти по пути просвещения. Он утверждал, что образованная мать лучше воспитает своих детей, что добрые правила, усвоенные от матери, запомнятся навсегда, а потому чем более знает мать, то есть женщина, тем лучше будет воспитание, выше уровень жизни19.

Сторонники джадидизма выступали против затворничества и униженного положения мусульманки. Об этом писали Р. Фахрединов, М. Гаяс, Бекте-мирова. Они также поднимали вопросы воспитания, образования, статуса жен-щины20. В статье «Обязанности женщины» путем логических доводов и ссылок на шариат доказывалась важность воспитания и развития женщины, ее роль в семейно-бытовой и общественной жизни. Также говорилось о широ-

УЧ ИЗ ГЛУБИНЫ СТОЛЕТИЙ_

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2014

ких гражданских правах мусульманки, о праве на обладание недвижимостью, обязательном праве на образование21.

Сторонницами прогрессивных джа-дидистских идей выступали и женщины-мусульманки. Среди них было немало учителей, писателей, меценатов. Так, на средства М. Акчуриной была издана книга Ханифе «Тербие» (Поощрение), в которой поднимались вопросы грамотности, воспитания, статуса женщины в семье и обществе. Автор призывала женщин учиться читать, писать, считать, изучать хозяйство, дело воспитания. Она писала: «О нас, женщинах, говорят — у них волос длинен, ум короток. Пусть так, но нам необходимо все-таки обогащать познаниями наш "короткий" ум. Авось люди с "длинным" умом не осмеют нас за это»22.

Джадидистские реформы касательно женского вопроса освещались и в литературных произведениях. На сегодняшний день они являются полноценным источником по рассматриваемой проблеме. На наш взгляд, особенно ценными в этом плане являются произведения И. Гаспринского. Женские образы, описанные в романах «Французские письма»23, «Африканские письма»24, повести «Арслан къыз» (Де-вушка-львица)25, эссе «Kadmlar. Yaпm Dtinya» (Женщины. Половина мира)26 реалистичны, они раскрывают положение мусульманки в семье и обществе.

Главный герой романа «Французские письма», воспитанный на мусульманской культуре и традициях, был поражен прогрессивными тенденциями Гранады, которые представляли сочетание различных цивилизаций, зиждились на общечеловеческих нравственных принципах и высоком уровне жизни. Одно из умозаключений Мол-лы Аббаса Франсови касалось ислама, который, по мнению путешественника, мог способствовать развитию науки, культуры и цивилизации в целом. Особое место в данном произведении отведено статусу женщины в мусульманском обществе. Женщины «Страны Блаженства» (Дар уль Рахат) были высокоинтеллектуальными, образованными, равноправными людьми. Вме-

сте с тем они обладали гражданскими и конфессиональными правами. Эмир этой страны имел лишь одну жену, принцессу Хатидже, которая курировала вопросы, касающиеся женских прав в стране. Принцесса также возглавляла ведомство, занимавшееся вопросами воспитания, образования, обеспечения правовой стабильности женщин-мусульманок. Бабушка правящего эмира основала высшую женскую школу и институт воспитательниц. Эти учебные заведения готовили для общества образованных, грамотных, интеллигентных жен, матерей, умелых хозяек. Кроме того женщины здесь получали педагогическую и медицинскую специальности, что в дальнейшем приносило обществу огромную пользу.

Автор романа попытался изобразить идеальную модель мусульманского общества, уровень развития которого зависел от статуса и положения женщины в нем. Образ свободной, образованной, независимой мусульманки полностью соответствовал кораническим догмам. Этот роман в свое время стал своеобразным вызовом клерикалам, пытавшимся по-своему толковать Коран и все больше порабощать женщину. Несмотря на недовольства и критику со стороны духовенства И. Гаспринский продолжал развивать тему раскрепощения мусульманки в других своих произведениях.

Особого внимания заслуживает эссе И. Гаспринского «Kadmlar. Yaпm Dtinya» (Женщины. Половина мира). В нем автор говорит о том, что женщины являются половиной мира не только в демографическом смысле. Главной идеей очерка является мысль о необходимости образования, просвещения, раскрепощения мусульманки, которая призвана спасти мир от невежества и темноты. В работе говорится о том, что на руках женщины-матери растет весь мир. И от того, кем будет чувствовать себя в обществе женщина, будет зависеть судьба этого социума, его духовность, ментальность, история.

Таким образом, в конце XIX в. в Крыму прозвучал голос прогрессивно мыслящего человека, который не побоялся на авансцену социально-поли-

ЖЕНСКИИ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА

.49

тической жизни выдвинуть проблему раскрепощения мусульманки. Понимая острую необходимость кардинальных перемен в положении женщин, И. Гас-принский сначала предложил дать им образование. Потому что именно от них зависело дальнейшее развитие всего мусульманского общества, именно женщина занималась воспитанием детей, давала начальные знания. Так раскрепощение и развитие женщины-мусульманки, по мнению джадидистов, являлось главным фактором в развитии и воспитании всего тюрко-мусульман-ского населения.

Касательно других направлений джадидизма, таких, как создание единого тюркского языка, организация общественных, кооперативных и филантропических товариществ, а также активное сотрудничество с российским правительством, народом и культурой не получили развития в Крыму и в других регионах России. Поддерживая мнение В. Ганкевича, необходимо отметить, что данные направления, действительно, позиционировались. Однако на практике они не были реализованы в полном объеме и по большей части

остались лишь лозунгами27. Прежде всего, эти положения отражали субъективные взгляды И. Гаспринского, но, несмотря на его авторитет, они так и не вошли в основную программу джади-дизма.

С началом первой российской революции активно продвигались идеи национально-религиозного направления, в том числе и в тюрко-мусульманской среде. Именно в это время стали формироваться общественно-политические организации, целью которых были национальные и религиозные интересы тюрко-мусульман России. Как утверждает профессор В. Ганкевич, это отражало последний пункт программы джадидистов, который заключался в укреплении связей между тюрко-му-сульманскими народами России28.

Активные действия крымских джа-дидистов в данном направлении имели место в 1905 г. Кроме того, в программных документах политических съездов 1905-1906 гг. актуальным оставался вопрос просвещения женщины-мусульманки. Так в постановлениях Третьего Всероссийского мусульманского съезда, проходившего 16-21 августа 1906 г.,

50

ИЗ ГЛУБИНЫ СТОЛЕТИЙ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2014

говорилось и об обязательном обучении мусульманок29. Однако об участии представительниц женского пола в общественно-политических организациях в данный период времени сведений не сохранилось и по понятным причинам быть не могло. Раскрепощение и развитие мусульманки ограничивалось вопросами образования, которые в дальнейшем стали предпосылкой зарождения тюрко-мусульманского женского движения. Этот процесс в общественно-политической жизни российского общества получил активное развитие после Февральской революции 1917 г. В тот период мусульманки

были не просто участницами политических съездов, но также являлись их организаторами. Безусловно, что данное направление джадидизма имело положительные моменты в целом для мусульманского социума и для женщин в частности. Деятельность мусульманских съездов носила интернациональный, консолидирующий, а самое главное — культурный и просветительский характер. Формирование национально-религиозного направления в джади-дизме предопределило создание общественно-политических организаций и тюрко-мусульманского женского движения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. / Гл. ред. А. М. Прохорова. - М., 1972. - Т. 8. - С. 592.

2. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914). - Симферополь, 2000. - С. 238.

3. Ганкевич В. Ю. Основш напрямки джадидистського руху серед кримських татар (кшець XIX — початок XX) // Сходознавство. - 2000. - № 9-10. - С. 222-229.

4. Жирнов В. И. О татарских училищах // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. - Симферополь, 2004. - Ч. 1. - С. 204-210.

5. По учебному делу // Тарджеман. - 1889. - № 31. - 26 августа.

6. Там же.

7. Бадель Заде М. Обучение девочек // Тарджеман. - 1901. - № 26. - 16 июля.

8. Письмо мусульманки в редакцию // Тарджаман. - 1901. - № 33. - 9 сентября.

9. Призыв к обучению женщин // Тарджеман. - 1897. - № 21. - Май.

10. Новый мектеб // Тарджеман. - 1891. - № 1. - 10 января.

11. Разные вести // Тарджеман. - 1893. - № 30. - 9 сентября.

12. Там же. - № 24. - 23 июля.

13. Обучение девочек // Тарджеман. - 1896. - № 36. - 15 сентября.

14. Аблязов. Письмо в редакцию // Тарджеман. - 1904. - № 7. - 23 января.

15. Разные вести // Тарджеман. - 1904. - № 78. - 28 сентября.

16. Там же.

17. Ганкевич В. Ю. Основш напрямки джадидистського... - С. 222-229.

18. Hablemitoglu, §., Hablemitoglu, N. §efika Gaspirali ve Rusyada turk kadin hareketi (1893-1920). -Ankara, 1998. - 672 s.

19. Обучение девочек // Тарджеман. - 1896. - № 36. - 15 сентября.

20. Умственное брожение среди мусульман // Тарджеман. - 1904. - № 85. - 22 октября.

21. Разные вести // Тарджеман. - 1900. - № 40. - 3 ноября.

22. Там же. - 1899. - № 6. - Февраль.

23. Ганкевич В. Ю. О социальной значимости «Французских писем» Исмаила Гаспринского // Гас-принский И. Французские письма / Сост. В. Ю. Ганкевич. - Симферополь, 2003. - С. 223.

24. Гаспринский И. Африканские письма // Тарджеман. - 1889. - № 35. - 12 октября; 1889. - № 46. -30 декабря.

25. Арслан-кыз // Гаспринский И. Кунь догъды. - Симферополь, 2004. - С. 192.

26. Akpinar, Y. Ismail Gaspirali sefilmi§ eserleri: 2. Fikri eserleri. - Istanbul, 2004. - Р. 422.

27. Ганкевич В. Ю. Основш напрямки джадидистського. - С. 222-229.

28. Там же.

29. Третий Всероссийский мусульманский съезд: Постановления III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. 16-21 августа 1906 г. - Казань, 1906. - С. 4.

Фото на с. 44: Крымские татарки. 1900 г. Иллюстрации предоставлены автором статьи.

Ленара Чубукчиева

ЖЕНСКИИ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ДЖАДИДИЗМА

.51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.