МААРИФ ИШЛЕРИ -ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Л.З. Чубукчиева.
E-Mail: [email protected]
«Женский мир» Шефики и Исмаила Гаспринских
УДК: 396.1
Ленара Закировна Чубукчиева.
«Женский мир» Шефики и Исмаила Гаспринских
В статье репрезентованы просветительская деятельность и прогрессивные идеи И. Гас-принского, которые были поддержаны и с успехом интегрированы в тюрко-мусульманское общество России к. XIX - н. ХХ вв. при помощи и сотрудничестве членов его семьи. Освещена плодотворная работа З. Акчуриной-Гаспринской, П. Болатуковой, Ш. Гаспринской на ниве национального просвещения, издательской и общественной деятельности. Раскрыты основные направления передовых идей И. Гаспринского в вопросах реформирования народного образования и открытия новометодных школ, создания национальной периодики, зарождения специализированного женского журнала «Алеми нисван» («Женский мир»).
Ключевые слова: И. Гаспринский, Ш. Гаспринская, «Терджиман», «Алеми нисван», новометод-ная школа, женский вопрос, просвещение, издательская деятельность, тюрко-мусульманское общество.
Lenara Zakirovna Chubukchieva.
"Women's World" of Shefika and Ismail Gasprinsky
The article deals with the educational activities and progressive ideas of I. Gasprinsky, which were supported and successfully integrated into the Turkic-Muslim society of Russia in the late 19th - early 20th centuries. with the help and cooperation of his family members. The fruitful work of Z. Akchurina-Gasprinskaya, P. Bolatukova, Sh. Gasprinskaya in the field of the national enlightenment, publishing and public activities. The main directions of the advanced ideas of I. Gasprinsky in matters of reforming the national education and opening of new flow schools, the creation of national periodicals, the origin of the specialized women's magazine "Alemi Nisvan" ("Women's World") were disclosed.
Keywords: I. Gasprinsky, Sh. Gasprinskaya, «Ternjiman», «Alemi Nisvan», Novometer School, Women's Issue, Enlightenment, Publishing, Turkic-Muslim Society.
Исмаил Гаспринский - один из самых крупных и известных во всем мире тюрко-мусуль-манских мыслителей Нового времени, не случайно его называли «Отцом нации» и по праву считают одним из основоположников джадидизма. В числе его заслуг - реформирование системы образования, учреждение всероссийской мусульманской газеты «Терджиман» («Переводчик»), многолетняя работа по консолидации мусульманской общины России, создание единого литературного языка - тюрки, раскрепощение женщины-мусульманки. Личность мыслителя, философа и политика И. Гаспринского имеет большое значение для истории и культуры крымскотатарского народа, тюркских народов и всего мусульманского мира. Его прогрессивные идеи популяризировались и внедрялись в Крыму и в других ре-
гионах России. Деятельность просветителя была бы невозможной без поддержки единомышленников и соратников. Самыми близкими и искренними его помощниками являлись женщины семьи Гаспринских - жена, дочь, сестра. В данной работе отметим их роль и сотрудничество в вопросах становления и развития женского просвещения, издательской и общественной деятельности в тюрко-мусульманском обществе России к. XIX - н. ХХ вв.
Неоценим вклад И. Гаспринского в систему народного образования. Реформы конфессионального образования, пропагандируемые им, были направлены на улучшение существующей системы, а самое главное - внедрение обучения в женское общество. В к. XIX в. женщины являлись самыми бесправными, угнетенными, малообразованными представителями мусульманского социума России.
В данной статье мы не станем останавливаться на деталях и тонкостях процесса реформирования этноконфессионального образования. Отметим лишь, что прогрессивные идеи И. Гаспринского были реализованы, интегрированы в тюрко-мусульманское общество России. Так, например, в 1884 г. в Бахчисарае была открыта первая школа для мальчиков, в которой обучение велось по новому методу. В 1893 г. открылась новометодная школа для девочек в приходе Шах-болат (г. Бахчисарай, современ. ул. Речная) [Свод памятников, 2016, с. 100]. Примечательно, что руководителем и учителем в школе была родная сестра И. Гаспринского П. Болатукова [НаЫетКод1и, 1998, s. 76]. О ней известно, что 12 лет П. Бо-латукова успешно трудилась на ниве народно-женского образования. К сожалению, нами не найдено других сведений о ее биографии, известно лишь, что она умерла 26 марта 1905 г. [Терджиман, 1905].
Под влиянием крымских в других регионах России стали открываться новометодные школы как для мальчиков, так и для девочек. Постепенно, новометодные школы для девочек были созданы в г. Таре (Сибирь), в деревне Джав-Баш и Татарбае (Казань), в Касимовском уезде, в Уфе, в Елизаветпольской губернии (Азербайджан) и др. [Терджиман, 1896].
В культуре крымскотатарского народа И. Гаспринский стал основателем национальной периодики. Он несколько лет добивался разрешения на предоставление возможности издавать газету на крымскотатарском языке. Им было предпринято несколько попыток для издания национальной периодической печати, среди которых газета «Файдалы Эглендже», небольшими тиражами вестники «Тонгьуч» и «Шефак». Через некоторое время после длительной борьбы за создание собственного издания 10 апреля 1883 г. вышел первый экземпляр двуязычной крымскотатарско-русской газеты - «Переводчик-Терджиман». С этого времени газета играла серьезную роль в культурной и общественно-политической жизни крымских татар, на ее страницах особое место занимали статьи, посвященные женскому вопросу [Терджиман, 1889; 1897]. С момента становления и развития «Терджимана» надежным помощником И. Гаспринского являлась супруга З. Акчурина-Гаспринская, представительница известного рода татарских промышленников. Она получила прекрасное по тем временам татаро-мусульманское и русское образование. Знание языков в дальнейшем пригодилось в издательской деятельности, З. Гаспринская нередко выполняла работу корректора в газете «Терджиман» [Махмутова, 2014, с. 119]. З. Акчурина-Гаспринская полностью поддерживала начинания своего мужа не только морально, но и материально, отдав на издание газеты приданное и украшения, перешедшие к ней от матери. О ее деятельности Р. Фахретдин писал: «В течении пяти-шести лет она одна занималась всеми письменными делами газеты, в частности, проблемами подписки на «Терджиман», получением и рассылкой разных бумаг, вела приходную книгу» [Махмутова, 2014, с. 120]. З. Акчурина-Га-спринская занималась не только издательской деятельностью, она уделяла внимание и вопросам просвещения. В 1893 г. она открыла в Бахчисарае бесплатную школу рукоделия для мусульманок, где заведовала лично [Рахимов, 2006, с. 109].
Позже под руководством И. Гаспринского издавалась юмористическая газета «Ха-ха-ха», которая стала первой газетой такого рода в Крыму. Она выходила регулярно с 1906
до 1910 гг. Кроме упомянутых выше изданий для родного народа И. Гаспринский создал новый общественно-политический периодический вестник «Миллет» («Народ»), который представлял собой специальную газету членов Госдумы России от фракции мусульман и выходил с перерывами в 1906-1910 гг.). Она начинала свою жизнь как специальная газета членов Госдумы России от фракции мусульман и выходила с перерывами в 1906 - 1910 гг. Особое место в этом списке занимает первое специализированное периодическое женское издание «Алеми нисван» («Женский мир»), которое также издавалось под руководством просветителя. На сегодняшний день известны три попытки создания женского журнала. Первая была предпринята супругой И. Гаспринского в 1887 г. Она обращалась к начальнику Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел (далее МВД) Е. Феоктистову с прошением разрешить организовать особое издание для мусульманок - журнал «Тербие» («Воспитание») - на базе уже существующей газеты «Терджиман» («Переводчик») [Ганкевич, 2000, с. 147]. Однако их предложение было отклонено.
Отказ семья Гаспринских восприняла достойно, и ровно через четыре года, 21 февраля 1891 г., Исмаил-бей обратился к министру внутренних дел России И. Дурново с прошением «дозволить выпускать два раза в месяц особое приложение к газете «Терджиман» на татарском языке под названием «Кадын» («Женщина»)» [Ганкевич, 2000, с. 148]. Обращаясь к министру, Гаспринский сетовал на затворничество мусульманки. Он утверждал, что с помощью этого журнала появится возможность убедить мусульманское общество в том, что изучение русского языка и грамоты не заключается лишь в чтении русских священных книг и что обучение не связано с религией. Он считал, что будет большим достижением, если мусульманка убедится в том, что можно учиться грамоте без всякого соблазна и ущерба правоверию [Ганкевич, 2000, с. 148]. Но и в этот раз Гаспринские получили отказ.
В 1905 г. в условиях упразднения цензуры и либерализации законодательства национальные меньшинства получили возможность создания периодики на родном языке. И. Гаспринский не мог упустить такой момент. 11 июля 1905 г. он обратился в МВД с просьбой о разрешении выпускать с дозволения цензуры и под его редакцией еженедельный журнал на татарском языке. В своем прошении он отмечал, что все культурные и образовательные воздействия русской школы и литературы на мусульманское общество в последнее десятилетие были плодотворными. Появилась и новая татарская «книжность», отличавшаяся от схоластической и приобретшая классическую форму. Но, вместе с тем, проситель говорил, что все изменения больше коснулись мужчин, оставляя мусульманку затворницей, изолированной от всего внешнего мира, страдающей от глубочайшего невежества, что препятствовало «более интенсивному развитию всего мусульманского общества» [Рахимов, 2006, с. 399].
17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, согласно которому народы империи приобрели политические свободы. В нем провозглашалась неприкосновенность личности, свобода союзов, собраний, партий. И. Гаспринский был убежден, что подписанный документ поспособствует прогрессу и правоспособные граждане легко и быстро пойдут по пути развития и благосостояния. К этому радостному событию редактор приурочил издание журнала «Алеми нисван». На страницах «Терджимана» он писал: «Чтобы отметить этот великий лучезарный день посильной славой, объявляем нашим дорогим читателям, что во славу и память его мы, если что не помешает, приступим к изданию специального еженедельного журнала, начав тем самым освещение этого нашего мира общечеловеческими и полезными знаниями» [Терджиман, 1905].
В ноябрьском номере «Терджимана» была опубликована рекламная статья, сообщающая о программе планируемого издания. В ней говорилось о том, что редактором-издателем журнала был И. Гаспринский, заведующей редакцией и конторой назначалась Ш. Га-спринская [Терджиман, 1905]. С самого начала издания «Алеми нисвана» Ш. Гаспринская совмещала должность редактора и журналиста. Выбор И. Гаспринского был не случайным,
рядом с ним находился подготовленный специалист. Во-первых, Ш. Гаспринская была хорошо образованна. Кроме программы новометодного мектеба, она прекрасно знала русский язык. Образованием детей Исмаил-бей занимался лично, кроме того, приглашал учителей домой. Во-вторых, с самого детства она проводила много времени в типографии «Терджи-мана», делила работу с отцом, училась всем тонкостям издательского дела.
«Алеми нисван» в начале ХХ в. был единственным специализированным периодическим женским изданием. Его ценность заключалась не только в его эксклюзивности, но и в том, что сами носители культуры и традиций рассказывали о жизни и статусе женщины. Они, как никто другой, честно и открыто излагали жизненные перипетии, из которых складывалась целостная картина исторического прошлого мусульман России рассматриваемого периода. Даже на страницах европейской прессы с большим интересом и участием публиковались материалы о деятельности женского журнала. Это подчеркивало важность журнала для европейского социума в целом. Авторитетный французский журнал «Revue du Monde musulman» часто пользовался известиями, почерпнутыми из «Алеми нисвана», зная, что издание было посвящено жизни женщин разных стран, особенно мусульманских [Ганкевич, 2000, с. 152]. Надо подчеркнуть, что с самого начала и до конца издания женский журнал находился под контролем и опекой И. Гаспринского.
Под влиянием «Алеми нисвана» стали появляться женщины-писательницы и журналисты из мусульманской среды. Так, например, последовательницей прогрессивных идей была учительница и поэтесса из Казани М. Музаффария (1873-1945 гг.), которая в своей деятельности опиралась на крымские периодические издания [Махмутова, 2006, с. 93]. М. Музаффария была учительницей, которая применяла в обучении новый звуковой метод, она боролась за просвещение женщины. В ее произведениях, увидевших свет в 1906-1917 гг. на страницах татарских газет и журналов, поднимался вопрос равноправия, эмансипации, свобод мусульманки [Махмутова, 2006, с. 94-95].
Известной преемницей Ш. Гаспринской в женской журналистике была Ф. Вагапова-На-урузова (1889-1914 гг.) - учитель, публицист, журналист, общественный деятель [Махмутова, 2006, с. 125]. Она также увлекалась чтением газеты «Терджиман», а в 1912 г. Ф. Ва-гапова-Наурузова вместе со своим мужем стала издавать газету на татарском языке под названием «Сибирия» [Махмутова, 2006, с. 135].
Следует отметить, что активная жизненная позиция, поддержка со стороны отца способствовали становлению личности Ш. Гаспринской - лидера крымскотатарского женского движения в Крыму. Она достигла больших результатов в вопросах просвещения, общественного и политического участия мусульманки в жизни родного края. Сама Ш. Гаспринская являлась участницей Всероссийского мусульманского съезда, проходившего в Москве в мае 1917 г., делегатом I Курултая крымскотатарского народа, организатором педагогических курсов, возглавляла Бахчисарайский мусульманский женский комитет и др.
Подводя итоги, следует отметить, передовые идеи И. Гаспринского поддерживались, прежде всего, членами семьи, а именно женщинами семьи Гаспринских - женой, дочерью, сестрой. Они искренне и самозабвенно пропускали через себя и внедряли в жизнь лучшие идеи великого просветителя. Каждый внес свой вклад в развитие и процветание родного Крыма. Под влиянием прогрессивной деятельности Исмаила и Шефики Гаспринских, а также их единомышленников в Крыму получил развитие женский вопрос, постепенно о проблемах мусульманок заговорили во всех регионах России.
Литература:
1. Ганкевич В. На службе правде и просвещению: крат. биогр. очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914); вступ. ст.: А.Р. Эмирова. Симферополь: Доля, 2000. 328 с.
2. Гаспринский И. Историко-документальный сборник / сост.: С. Рахимов. Казань: Жыен. 2006. 544 с.
3. Махмутова А. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение). Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 254 с.
4. Махмутова А. Ощущение было такое, как будто всего меня ошпарили кипятком (Зухра и Исмаил Гаспринские) // Гасырлар авазы. 2014. № 3-4. С. 118-125.
5. Некролог // Терджиман. 1905. № 23.
6. Обучение девочек // Терджиман. 1896. № 36. Сентябрь 15.
7. Заметка // Терджиман. 1905. № 85. Октябрь 21.
8. Заметка // Терджиман. 1905. № 98. Ноябрь 28.
9. По учебному делу // Терджиман. 1889. № 31. Август 26.
10. Призыв к обучению женщин // Терджиман. 1897. № 21. Май.
11. Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар / Ред.-сост. Ш.С. Сейтуме-ров. Том I. Бахчисарай-Симферополь: ООО Форма, 2016. 168 с.
12. Hablemitoglu £., Hablemitoglu N. §efika Gaspirali ve Rusyada türk kadin hareketi (1893-1920). Ankara, 1998. 672 s.