2. Иванов В. В. Гармонизация межнационального общения как фактор стабилизации регионального социума на Северном Кавказе // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 8 (50). С. 169-171.
Женский спорт в античную эпоху Лукина А. С.
Лукина Анастасия Сергеевна /Lukina Anastasia Sergeevna - студент, историко-филологический факультет, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация: в настоящей работе представлены истоки зарождения женского спорта в сопоставлении с мифологическим мировоззрением людей античной эпохи. Ключевые слова: Герейские игры, спартанское воспитание, миф, антропоморфизм, Гера, Гипподамия, Аталанта, Спарта, жрица, Хлорида, Киниска.
Издревле люди отмечают, что женская доля заключается в рождении, воспитании детей, будучи хранительницей домашнего очага. Но мне вспоминаются строки из поэмы «Мороз, Красный нос» (1863 г.) И. А. Некрасова о русской женщине:
В игре её конный не словит, В беде - не сробеет, - спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! [6, с. 183]
Как вы видите, женщина далеко не слабый пол. И доказывают это не только рукописи русских мастеров пера, но и произведения античных поэтов, например, поэма «Теогония» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, «Описание Эллады» Павсаний и др., а также женские соревнования, которые возникли в одно время с олимпийскими играми (для мужчин).
Итак, объект исследования - физическое воспитание девочек, девушек в античную эпоху.
Предмет исследования - Герейские игры.
Цель - выявление зарождения женского физического воспитания.
В связи целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать Герейские игры.
2. Показать влияние спартанского воспитания.
3. Рассказать о первых девушках, отличившихся в спорте.
Актуальность и новизна исследования заключается в том, что проблема зарождения женского спорта мало изучена, в частности в мифологическим сопоставлением.
Прекрасный пол соревновался в силе, ловкости, выносливости в Герейских играх (Героидах), их еще называют общеэллинскими играми, которые проводились по одной версии через месяц после Олимпийских игр, по другой - за день до Олимпийских игр, чтобы мужчины могли расслабиться и зарядиться спортивным духом, примерно с VIII века до нашей эры, один раз в 4 года.
Герейские игры были посвящены жене Зевса древнегреческой богине Гере «(у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и Аргосе, где находился знаменитый храм» [3, с. 18].
По одной из версий инициатором была Гипподамия «в греческой мифологии дочь Эномая» [5, с. 155], воздавая благодарность Гере за свой брак с Пелопом: она созвала для этого 16 замужних женщин и с ними устроила первые Гереи.
Древнегреческий миф гласит, что Эномаю была предсказана гибель от руки мужа дочери. Поэтому, всякий раз, как к нему приходили свататься молодые юноши, он для начала соревновался с ними в беге, при условии, что молодой грек побежит раньше него, пока он будет приносить жертву богам, а если догонит его, то убьет на месте. Так продолжалось в течение многих лет, пока Пелопу не подсказала Гера по просьбе Гипподамии по дороге бросать золотые яблоки. Пелоп последовал совету и добежал до финиша первым, т. к. Эномай останавливался, чтобы поднять яблоки, поэтому и отстал.
По другой версии, по словам певцов-аэдов, после смерти тирана Дамофонта, который правил в Писе, 16 эллинок (мудрые, отличавшиеся достоинством) из 16 городов, которые тогда ещё заселяли в Элиде, договорились о воссоздании мира между писейцами и элейцами, повлияв на своих воющих мужей. По данной версии Герейские игры стали праздником с состязаниями для них в честь примирения.
Так или иначе, перед началом игр 16 жриц ткали одеяние для богини Геры и преподносили ей их в дар вместе с вином и различными яствами. Участницы, как и судьи-жрицы, подвергали себя церемонии очищения до начала игр, используя для этого кровь свиньи, смешанную с водой их Пиерийского источника, расположенного на пути из Олимпии в Элиду [2, 303]. Первые несколько Герейские игры представляли собой состязания в беге на дистанцию 5/6 олимпийского круга, по нынешним меркам 160 метров. В соревнованиях могли участвовать незамужние девушки различного возраста. Забег проходил в 3 этапа, учитывая возраст спортсменок. Сначала пробегали дистанцию девочки, затем девушки, завершали соревнования молодые незамужние женщины.
Герейцы «бежали в туниках выше колен, с обнаженной правой грудью, а волосы развевались по ветру. В качестве приза победительница получала оливковый венок и часть принесенной в жертву Гере коровы, принесенной в жертву богине Гере. Кроме того, победительница могла посвятить богине свое скульптурное изображение» [2, с. 303]. Поставить его в храме. Но это было не всем по карману, т.к. заказ выполнялся за свой счет.
Хлорида (Мелибея) дочь Ниобы и Амфиона «стала первой победительницей в этом беге» [2, с. 303] .
Со временем программа Герейских игр расширилась. В нее стали входить помимо бега, борьба, метание диска и копья, борьба, гонки на колеснице. Этому способствовало участие в соревнованиях спартанских девушек, которые, как и спартанские юноши, отличались более развитым физическим воспитанием, выносливостью.
Как ни странно, уже в 2-3 года в Спарте сами матери внушали своим дочерям, что они должны быть стойкими, переносить тяготы погоды и т.п. Главным девизом такого воспитания было «Нам нужны здоровые женщины, чтобы рожать здоровых детей». В комедии «Лисистрата» Аристофана афинянка Лисистрата при встрече со спартанкой Лампито говорит:
Почтеннейшей спартанке, Лампито, привет!
Какой красою блещешь ты, любезная!
Румяна как и телом как упитанна!
Да ты быка задушишь!
А Лампиго отвечает:
Ну, еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю [1, с. 22]. Так, Аталанта «в греч. миф. охотница, участница калидонской охоты и похода аргонавтов. Отец Аталанты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и ее вскормила медведица, а воспитала охотники» [5, с. 71-72], стала воплощением настоящей спартанки. Она не раз побеждала на Герейских играх благодаря тому, что прекрасно стреляла из лука, бегала и была борцом. Древнегреческая мифология гласит, что она единственная женщина, которая плавала
63
в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном, сражалась против колхидцев, получила ранение, которое залечила Медея. Победила в борцовском поединке над Пелеем на состязаниях в честь Пелия.
Киниска - дочь спартанского царя Архидама. Многократно побеждала в состязаниях на ипподроме. Павсаний подметил, что было много выдающихся победителей Герейских игр, но такой славы не удостаивался никто.
В заключение хотелось бы сказать, что при всех физических испытаниях, женщина всё равно оставалась женщиной, восхищала мужчин и вдохновляла их на подвиги.
Литература
1. Аристофан. Комедии / Перев. А. С. Пиотровский. Калининград.: Янтарный сказ, 2001. 420 с.
2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. М.: Прогресс, 1992. 620 с.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: [Для сред. шк. возраста]. Т. 1: Боги и герои. М.: Мир искателя, 2001. 302 с.
4. Кун Н. А. Мифы Древней Греции / Предисл. д-ра искусствов. Л. И. Таруашвили. М.: РИК Русанова, 2000. 528 с.
5. Мелетинский Е. М. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.
6. Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы / Н. А. Некрасов. М.: Дрофа, 2008. 526 с.