Научная статья на тему 'Женский образ - субъект и объект культурного полилога'

Женский образ - субъект и объект культурного полилога Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКАТЕРИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ / EKATERINA ROZHDESTVENSKAYA / ФОТОПОРТРЕТ / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / FEMALE IMAGE / ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / КУЛЬТУРНЫЙ ПОЛИЛОГ / A CULTURAL POLYLOGUE / PHOTOGRAPHIC PORTRAIT / IMPERSONATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черкашина Людмила Андреевна

Статья посвящена творчеству российской фотохудожницы Екатерины Рождественской. Автор рассматривает художественные особенности проекта «Частная коллекция» и предпринимает попытку классификации фотопортретов с целью выявления специфических свойств создания визуального образа человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Female Image - a Subject and Object of the Cultural Polylogue

This article is devoted to the works by the Russian photo artist Ekaterina Rozhdestvenskaya, including artistic features of the "Private Collection". With the help of the classification of Rozhdestvenskaya’s photographic portraits, the author attempts to identify the specificity of a visual image.

Текст научной работы на тему «Женский образ - субъект и объект культурного полилога»

УДК 7.01:316

Л. А. Черкашина

Женский образ - субъект и объект культурного полилога

Статья посвящена творчеству российской фотохудожницы Екатерины Рождественской. Автор рассматривает художественные особенности проекта «Частная коллекция» и предпринимает попытку классификации фотопортретов с целью выявления специфических свойств создания визуального образа человека.

Ключевые слова: Екатерина Рождественская, фотопортрет, женский образ, перевоплощение, интерпретация, культурный полилог.

L. A. Cherkashina

A Female Image - a Subject and Object of the Cultural Polylogue

This article is devoted to the works by the Russian photo artist Ekaterina Rozhdestvenskaya, including artistic features of the "Private Collection". With the help of the classification of Rozhdestvenskaya's photographic portraits, the author attempts to identify the specificity of a visual image.

Keywords: Ekaterina Rozhdestvenskaya, a photographic portrait, a female image, impersonation, interpretation, a cultural polylogue.

Представить развитие современной культуры без фотографии невозможно. Это относится в равной степени и к искусству, и к науке. История развития фотографии стремительна как во времени, так и в пространстве: черно-белая и цветная, документальная и художественная, отражающая жизнь человека и целого социума. Чтобы изучить то или иное явление действительности, «остановить» его во времени, зафиксировать особенности внешнего вида, стать документальным подтверждением факта, события, необходима фотография. Она позволяет не только отражать то, что видит человеческий глаз, но и обнаруживать то, чего он никогда не видел и без помощи «фотоглаза» увидеть не может.

Фотография - и это сегодня очевидный факт, -завоевав место в галереях и выставочных залах, стала равноправным произведением искусства и столь же равноправным товаром арт-рынка. Ее вставляют в рамы, выставляют и хранят в музеях, вешают на стены офисов и частных квартир. Она прочно утвердилась в качестве самостоятельного жанра изобразительного искусства.

В связи с этим особой популярностью пользуется жанр фотопортрета. Еще в «дофотографиче-скую» эпоху написанный рукой художника портрет был единственной возможностью запечатлеть облик человека, сохранить его в памяти потомков. С появлением дагерротипии портрет стал доступнее, и фотография в жанре портрета сразу

обрела большую популярность, дерзнув конкурировать (и в известной степени успешно) с живописным портретом. Если говорить о развитии жанра фотопортрета в целом, то принципиальными признаками его являются глубина проникновения в суть человеческого характера, с одной стороны, и стремление к предельной достоверности воссоздаваемых на снимке деталей - с другой.

В последние десятилетия интерес к жанру фотопортрета растет. Это связано с массовым распространением и доступностью фотографии. В массовом сознании кроется желание быть похожими на тех персонажей, что украшают обложки и развороты глянцевых журналов. Появление коммерческого, а не только эстетически детерминированного спроса нашло отражение в оригинальных, не имеющих аналогов в прошлом, предложениях. Таким откликом на требование новых форм, новых «героев», новых творческих решений стали фотопортреты Екатерины Рожде -ственской.

Известный сегодня талантливый российский фотохудожник, она инициировала и осуществила оригинальную идею: создала галерею фотопортретов выдающихся современников в образах, одежде, стилистике либо гениев прошлого, либо портретов, написанных самими выдающимися художниками. Ее модели «превращаются» в тех, кого она в них видит, и внешне, и внутренне: в

© Черкашина Л. А., 2013

любительницу абсента, в Бальзака и других известных всему миру реальных и вымышленных персонажей. Как говорит сама Е. Рождественская, «желание фотографировать выросло из детской любви к живописи. А запечатлеть то, что понравилось, очень хотелось» [6].

Художница родилась в творческой семье: ее отец, Роберт Рождественский, - известный поэт, а мать, Алла Киреева, - литературный критик. Возможно, именно гены сыграли роль в определении будущей профессии. Е. Рождественская закончила МГИМО, став профессиональным переводчиком художественной литературы с английского и французского языков. Она перевела более десятка романов Дж. Стейнбека, Джона ле Карре, Сиднея Шелдона, Сомерсета Моэма и др.

Активно заниматься фотографией Екатерина начала с 1998 г. , после рождения детей, которые и стали ее первыми моделями. По прошествии нескольких лет ее мастерство усовершенствовалось, вырос профессиональный уровень. Однажды фотограф заметила внешнее сходство своей знакомой с героиней картины З. Серебряковой «За туалетом». «Я предложила ей шутки ради попробовать себя в этой «роли», но на фотографии. Мне хотелось с помощью фотопленки попытаться воссоздать картину с мельчайшими подробностями. У нас получилось задуманное, и я стала предлагать друзьям и знакомым принять участие в моем первом проекте», - вспоминает свой путь в фотографию Рождественская [5].

Идея «реанимировать» живописные произведения посредством фотографии возникла у Екатерины Рождественской во время церемонии вручения премии «ТЭФИ». Рассматривая лица и роскошные туалеты звезд, она подумала, что некоторые персонажи напоминают ей знаменитые портреты и картины. Так в 1999 г. родился самый популярный на сегодняшний день проект «Частная коллекция», в котором фотография выступает в роли живописного произведения, а известные многим люди - актеры, певцы, политики, спортсмены - превращаются в героев полотен великих художников.

Е. Рождественской удается воссоздать атмо-сферу прошлого, из которого и рождаются новые художественные образы, поражая своей схожестью с оригиналами.

Впервые фотографии из серии «Частная коллекция» появились на страницах журнала «Караван истории» и сразу привлекли к себе внимание. В качестве портретируемых Е. Рождественская выбирает знаменитых людей, как принято гово-

рить, «кумиров миллионов». Для них участие в проекте - средство популяризации. «Я выбираю героев сама. Никто мне в этом не судья и не хозяин. Главное, чтобы имя человека говорило само за себя и не нуждалось в расшифровке. Мой герой - человек узнаваемый. Немаловажный критерий - внешнее сходство моделей с историческими портретами и никакого сходства характеров», - комментирует свои фотопортреты Е. Рождественская в одном из интервью [6].

Екатерине повезло: от знаменитого отца Роберта Рождественского ей достались дружба и знакомство со многими известными людьми. Некоторые из них, в память о Роберте Рождественском, даже не спрашивая, на что подписались, с радостью пришли к новоиспеченному фотографу на съемку. Екатерина вспоминает: «Честно говоря, мне казалось, что это будет разовый проект, некая проба сил. Однако дело пошло. А ведь сначала съемки были больше похожи на игру - увлекательную игру, которая в итоге всем очень понравилась». Каждый из ее героев попадает в определенную культурно-историческую эпоху. Самое популярное столетие, в котором оказываются большинство персонажей, - Х1Х век. На втором месте в этом условном рейтинге числится прошлый век - двадцатый. За ним свое предпочтение Е. Рождественская отдает XVI и XVII векам. Наименьшей популярностью у художницы пользуются XV и XVIII столетия. Единичными в коллекции автора остаются фотографии, передающие атмосферу Античности, за исключением яркой работы, актуализирующей известную скульптуру древнегреческого автора Мирона «Дискобол», где зритель видит актера Антона Макарского.

Екатерина придумывает образы заранее, перед встречей с героем, но иногда ситуация неожиданно изменялась. Так, Александр Буйнов во что бы то ни стало «хотел быть» Александром Сергеевичем Пушкиным, хотя изначально ему предлагался другой персонаж. Екатерина пошла навстречу певцу, и результат превзошел все их ожидания.

Е. Рождественская в основном работает с представителями шоу-бизнеса. Впрочем, в последнее время на ее портретах все чаще встречаются лица, не имеющие непосредственного отношения к эстраде, кинематографу и театру. Так, скажем, на «Мужском портрете» Луки Синторел-ли, датируемом 1492 годом, можно узнать российского академика Евгения Велехова, а писатель Виктор Шендерович перевоплотился в гитари-

ста-бобыля, портрет которого написан В. Перовым в 1865 г.

Условно все фотопортреты «Частной коллекции» можно классифицировать на две группы. К первой группе мы отнесем те фотографии, в кото -рых происходит идентификация художественного образа с портретируемым; вторую группу составляют фотографии, в которых такая идентификация не происходит, более того, она невозможна, так как портретируемый предстает перед зрителем в совершенно новом образе, отличном от традиционного для нашего современника виде.

Так, например, в «роли» великой актрисы конца XIX - начала ХХ в. Марии Ермоловой выступает фолк-исполнительница Надежда Бабкина. Веселую, задорную Н. Бабкину зритель видит торжественно-царственной особой. Рождественская избегает изображения Бабкиной в духе разудалой, пестрой русской «народной» традиции, она принципиально отдает предпочтение иному амплуа: статной, величественной актрисы, одетой в строгое темное длинное платье. Это произведение сродни повороту двойной спирали: художник интерпретирует образ своей модели, выстраивая сложный алгоритм взаимодействия ее с миром искусства, театра, с другой стороны, сознательно не имитирует картину В. Серова, а создает новый художественный образ. Ее героиня -антипод подлинника лишь внешне; чем больше всматриваешься в фотопортрет, тем больше ощущаешь желание модели разрушить принятый стереотип, традиционный имидж. Она не прячется в чужие одежды и чужой образ, она идет на художественный эксперимент, который чуткий зритель оценит правильно.

Не менее парадоксален в галерее Рождественской образ, выбранный для Ирины Хакамады. Известный политический деятель и публицист, женщина решительная, язвительная, независимая, неожиданно предстает в роли прекрасной кроткой шоколадницы с картины Жана Этьена Лиотара. Первое впечатление интригует, в некоторой степени шокирует - настолько оно не отвечает устойчивому представлению о Хакамаде. Что это? Художник ищет новые формы, новый образ, или это «социальный заказ» портретируемой? Вглядываясь в портрет, убеждаешься в смелом решении автора «открыть» новую Ирину Ха-камады как для нее самой, так и для широкой публики. Гармоничное сочетание внешних и внутренних черт героини дает индивидуальное и одновременно полное представление о ней.

«Прочитать» человека, «заглянуть» в тайные уголки его внутреннего мира удается не каждому художнику, - Рождественской это удалось. Эстетическое восприятие автора, тонкое ощущение света, композиционное построение, световая игра, моделирование признаков эпохи, интерпретация образа открывают зрителю новую Ирину Ха-камаду: женственную, кроткую, нежную.

Примером максимального совпадения художественного образа и образа портретируемого можно считать изображение актрисы Ирины Скобцевой, ставшей героиней картины А. Фонвизина «Портрет актрисы Д. В. Зеркаловой». Произведение включает две линии сходства: визуальный образ героинь и их профессиональная деятельность. Е. Рождественской удалось точно передать внешнее родство актрис И. Скобцевой и Д. Зеркаловой. Спокойная и в то же время грациозная поза, задумчивый взгляд, грустный блеск в глазах - все это роднит Ирину Скобцеву с Дарьей Зеркаловой. Вторая параллель идентичности в их профессиональной судьбе: и Дарья Зеркалова, и Ирина Скобцева - талантливые русские актрисы, посвятившие всю свою жизнь искусству (одна -театру, другая - кино) и исполнившие большое количество ролей. Но фотопортрет отличает одно очень важное свойство - документализм, дающий возможность ощутить реальность происходящего в кадре и представить героиню за кадром - «дочитать» историю судьбы, историю жизни. Д. Зеркалова у А. Фонвизина смотрится в духе портретов О. Ренуара (это и легкая дымка, и своеобразное мерцание фактуры), а И. Скобцева на фотопортрете Е. Рождественской соответствует традиции фотографирования актеров в ролях. Синтез художественного и документального начал делает фотопортрет уникальным, неповторимым.

Фотопортреты Екатерины Рождественской следует рассматривать как своего рода культурный полилог: автор и герой, реальный человек и художественный образ, фотопортрет и эпоха, «та» и «другая». Это явление отчетливо заметно в фотопортрете Оксаны Федоровой, представленной в образе «дамы в голубом». «Встреча состоялась» - таковой может быть коммуникативная характеристика фотопортрета в сопоставлении с героиней Константина Сомова, они «заговорили» друг с другом. Причем, диалог развивается не в визуальной, а в духовной сфере. Логично предположить, что, если суть фотографии - в способности свидетельствовать о прикосновении

реальности, то Екатерина Рождественская ищет пути переосмысления понятия «реальность».

Ее фотопортреты отражают оттенки и психологические нюансы реальности; это не реальность формы, а реальность духа - вечное движение жизни. Вот почему так мила, непосредственна в своем новом амплуа изысканной дамы далекого прошлого знаменитая красавица России. Талант автора помогает воссоздать атмосферу той эпохи, того времени, найти для героини иную реальность, наполнить свежими впечатлениями, новым содержанием, не изменяя при этом главное - живое, одухотворенное, личное начало самой модели.

К настоящему времени Екатериной Рождественской создано более 1300 работ, в которых героями знаменитых живописных полотен мастеров разных эпох стали российские знаменитости: Татьяна Веденеева стала героиней картины В. Серова «Девочка с персиками», Людмила Гурченко примерила образ «Любительницы абсента» П. Пикассо, Дарья Донцова - «Наны» с картины Э. Мане; Владимир Жириновский перевоплотился в Ивана Грозного, Екатерина Гусева - в «Женщину с веером» Абеля Фейвра, Мария Бутырская в «Читающую девушку» Жана Оноре Фрагонара; Юрий Гальцев стал Людовиком XIV, Максим Галкин - графом Робертом де Монтес-кью, а Игорь Верник - А. П. Чеховым. Старинные портреты заново открываются благодаря сходству, умело подчеркнутому с помощью грима и костюма, и становятся популярными за счет популярности тех, кто на них запечатлен.

Сами «герои» легко перевоплощаются. Девушки желают видеть себя красавицами XIX века в роскошных платьях с рюшами и бантами, а мужчины - великими правителями или историческими деятелями. С корифеями эстрады и кино Екатерине работать сложнее, так как собственный образ у них уже сложился. Бывали случаи, когда герои отказывались от публикации фотографий. Причины были различными: кто-то не так себе это представлял перед проектом, кто-то не был доволен своим внешним видом, а кто-то нашел в фотографии такое откровение, что не захотел выносить его на широкую публику. «Причины разные. Например, Валентина Терешкова сказала: "Я не люблю переодеваться!". Что делать... военный человек. Познер отказался: мол, рядиться ему не к лицу, он-де ведет серьезную политическую передачу. Но самый большой шок вызвал у меня отказ Янковского. Он ответил в очень грубой форме. Такого хамства от него,

заслуженного и обласканного славой, никто не ожидал. Был и такой случай. Мы сняли Роксану Бабаян в образе испанки. Ей не понравилось. Она говорит: "Получилась не молодая испанка, а старая армянка". Все было корректно. Расстались друзьями», - вспоминает Екатерина Рождественская [4].

Всего с момента появления первого фотопроекта у Екатерины состоялось 75 персональных выставок. Ее работы неоднократно с большим успехом демонстрировались на лучших выставочных площадках России и ближнего Зарубежья. К примеру, последнюю персональную выставку в Москве в ЦВЗ «Манеж» в августе

2008 г. посетило более 50000 зрителей. В апреле

2009 года Екатерина избрана почетным членом Российской Академии художеств.

Каждая фотография Екатерины Рождественской - это настоящая интрига. Кого-то из ее героев можно узнать с первого взгляда, а некоторых знаменитостей (как, например, Ефима Шиф-рина в образе врубельского пана или Елену Чайковскую в виде «Дамы с гитарой» К. А. Коровина) угадать не так просто. На фотографиях Е. Рождественской все эклектично: эпохи, люди, характеры, жизненные истории. Но она смешивает их так же искусно, как настоящий художник смешивает краски. И мы уже с легкостью воспринимаем Ирину Аллегрову в образе египетской царицы Нефертити или Эльдара Рязанова в образе Александра Бенуа. Екатерина Рождественская удивительно легко вписывает одного человека в образ другого. Это достигается умелой работой самого автора и тщательно подобранными декорациями. Но, самое главное, ее фотографии передают живые эмоции людей, такие близкие и понятные современному человеку, что, несомненно, большое искусство становится ближе и понятней.

Библиографический список

1. Волков-Ланнит, Л. Ф. Искусство фотопортрета [Текст] / Л. Ф. Волков-Ланнит. - М.: Искусство, 1974. - 278 с.

2. Наппельбаум, М. От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета [Текст] / М. Наппельбаум. - М.: Искусство, 1958. - 242 с.

3. Ступницкий, В. Художественность в фотографии [Текст] / В. Ступницкий. - М.: ЭКО, 2006. - 202 с.

4. Анна Амелькина. Екатерина Рождественская: «Нашу жуткую действительность необходимо украшать» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.peoples.ru/state/citizen/roidestvenskava/histor y1.html (2012. 15 октября).

5. Елена Кузьмина. Екатерина Рождественская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rosphoto.com/a ekaterina rogdestvenskaya (2012. 14 октября).

6. Яна Ковальская. «Частная коллекция» Екатерины Рождественской [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details. aspx?lang=rus&id=35319 (2012. 23 октября).

Bibliograficheskij spisok

1. Volkov-Lannit, L. F. Iskusstvo fotoportreta [Tekst] / L. F. Volkov-Lannit. - M.: Iskusstvo, 1974. -278 s.

2. Nappel'baum, M. Ot remesla k iskusstvu. Iskusstvo fotoportreta [Tekst] / M. Nappel'baum. - M.: Iskusstvo, 1958. - 242 s.

3. Stupnitskiy V. Khudozhestvennost' v fotografii [Tekst] / V. Stupnitskiy. - M.: EKO, 2006. - 202 s.

4. Anna Amel'kina. Yekaterina Rozhdestvenskaya: «Nashu zhutkuyu deystvitel'nost' neobkhodimo ukra-shat'» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http ://www.peoples.ru/state/citizen/roj destvenskaya/histor y1.html (2012. 15 oktyabrya).

5. Yelena Kuz'mina. Yekaterina Rozhdestvenskaya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.rosphoto.com/a_ekaterina_rogdestvenskaya (2012. 14 oktyabrya).

6. Yana Koval'skaya «Chastnaya kollektsiya» Yekateriny Rozhdestvenskoy [ElektronnV rssurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?lan g=ms&id=35319 (2012. 23 oktyabiya).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.