Научная статья на тему 'История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова (о владельце одной картины К. Л. Христинека из собрания ГРМ)'

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова (о владельце одной картины К. Л. Христинека из собрания ГРМ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ / РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ / КОЛЛЕКЦИОНЕР / С. Н. МИТУСОВ / ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ / С. ЕГОРНОВ / PORTRAIT / RUSSIAN PAINTING / COLLECTOR / STEPAN N. MITUSOV / THE SOCIETY FOR THE ENCOURAGEMENT OF ARTS / SERGEY EGORNOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Станюкович Елена Кирилловна

Статья посвящена новым данным о портрете неизвестного коллекционера (1906) кисти С. Егорнова из частного петербургского собрания. Автор доказывает, что на портрете изображен дипломат и собиратель С. Н. Митусов (1847-1926) и рассматривает его образ сквозь призму биографии коллекционера и в контексте творчества художника С. С. Егорнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of attribution of the portrait of art collector Stepan N. Mitusov (owner of one picture by Carl-Ludwig Christineck from the State Russian Museum)

The article is devoted to the new attribution of the unknown art collector portrait (1906) by Sergey Egornov from the private collection in St. Petersburg. The author examines the wide range of sources and proves that the portrait depicts a diplomat and an art collector Stepan N. Mitusov (1847-1926) and discusses his image through the prism of the sitter’s biography and in the context of the artist S. Egornov’s creative work.

Текст научной работы на тему «История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова (о владельце одной картины К. Л. Христинека из собрания ГРМ)»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

Е. К. Станюкович

ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА КОЛЛЕКЦИОНЕРА С. Н. МИТУСОВА (О ВЛАДЕЛЬЦЕ ОДНОЙ КАРТИНЫ К. Л. ХРИСТИНЕКА

ИЗ СОБРАНИЯ ГРМ)

Известный портрет Надежды Васильевной Озеровой работы К. Л. Христинека (илл. 1) поступил в собрание Русского музея из коллекции С. Н. Митусова1. На овальном портрете изображена молодая дама с высокой прической в красном платье и красным бантом не шее. Ее полуфигура, показанная в три четверти оборота с лицом, обращенным на зрителя, как бы выступает из темного фона. Тщательно прописанные детали (мелкие цветы в прическе, массивные серьги) не отвлекают внимания, а наоборот подчеркивают облик модели, исполненной очарования юности и достоинства своего положения. Искусно подобранный костюм, сгармо-низированный колорит, решенный в теплых тонах, дополнительно работают на целостность образа. Подобная композиция портрета часто подразумевала наличие парного, в данном случае мужского портрета, и, судя по юному возрасту изображенной, картина могла быть написана в связи с замужеством. Как пишет Т. В. Ильина, «Христинек портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию; среди моделей художника нет ни светских львиц, ни высоких государственных чинов»2. Это картина единственное обнаруженное поступление в музей из собрания Митусова.

1 К. Л. Христинек. Портрет Надежды Васильевны Озеровой, рожд. Скарятиной, жены И. П. Озерова, полковника (с 1771 г.) лейб-гвардии Измайловского полка. Масло, холст. 59х47 (овал). Поступил в 1920 г из Экспертной комиссии Нар-комвнешторга (Собр. С. Н. Митусова), Петроград [Ж-3992] // Государственный Русский музей. Живопись XVIII - начала XIX века. Каталог Л., 1980. С.333. Кат. 5972.

2 Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. М., 2015. C. 529.

325

Е. К. Станюкович

Кем же был прежний владелец этой картины? Имя Степана Николаевича Митусова известно по его страстной коллекционерской деятельности, в первую очередь, предметов резной кости и янтаря, собранию, которое было пожертвовано им Обществу Поощрения художеств3 и впоследствии попало в Государственный Эрмитаж.

Митусов происходил из старинного дворянского рода с большими связями и несомненно этим гордился, свидетельством чего стал его заказ В. К. Лукомскому на составление родословия, которое было издано в 1914 г.4

С. Н. Митусов родился 15 октября 1847 г. и обладал неординарным характером. Окончив Императорское училище правоведения в 1768 г., он продвинулся по службе до секретаря канцелярии Министерства иностранных дел5, затем тайного советника (1914) и члена совета Министра народного просвещения (илл. 2). В 1877-1886 гг. он служил при русских посольствах в Штутгарте, Вене и Париже, имел чин камер-юнкера и состоял в придворном штате Его Императорского Величества. Был попечителем и благотворителем нескольких петербургских приютов, членом Общества поощрения художеств. К. П. Победоносцев называл его «безумным и распутным»6. Митусов был трижды женат и трижды разведен к 1914 г. Первым браком — в 1878 г. на оперной певице Евдокии Васильевне Голенищевой-Кутузовой, от которой появился сын Степан, в дальнейшем прославившийся как композитор и музыкальный педагог, друг семьи Рерихов7. После развода с С. Н. Митусовым она благополучно вышла замуж за князя П. А. Путятина. Второй женой С. Н. Митусова стала Инна Николаевна Роговская, от которой родился сын, тоже названный Степаном; а третьей — княжна Вера Валентиновна Г агарина.

Из того же родословия мы узнаем, что в 1855 г., когда родилась сестра Степана Николаевича Мария, при крещении восприемницей стала

3 Каталог коллекции предметов из слоновой кости С. Н. Митусова. СПб., 1897. 46 с.

4 Лукомский В.К. Родословие дворян Митусовых. Издание С. Н. Митусова. СПб., 1914.

5 Митусов С. Н. Из моих воспоминаний о после Е. П. Новикове // Русская старина. 1911. Т 146. № 4. С. 93-94.

6 Аникина И.С. Муличка, урожденная Голенищева-Кутузова. Люди и судьбы // Псков. 2005. № 22. С. 197 (URL: http://pskgu.ru/proiects/pgu/storage/PSKOV/ps22/ps 22 22. pdf).

7 Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург. Выставка Первая. Н. К. Рерих и петербургские музыканты: С. С. Митусов. Авт.-сост. Ю. Ю. Будникова, В. Л. Мельников, Т. В. Путинская. СПб. С. 27 с.; Будникова Ю. Ю. С. С. Митусов — «человек эпохи» (URL: http://www.roerich.spb.ru/article/ss-mitusov-chelovek-epohi).

326

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова...

супруга флигель-адъютанта, полковника Варвара Петровна Самсонова, урожденная Озерова. Не из ее ли фамильного собрания к Митусовым попал портрет Н. В. Озеровой кисти Христинека? В дальнейшем М. Н. Митусова вышла замуж за шталмейстера Двора Его Императорского Величества барона Алексея Эдуардовича Рамзай (1841-1895), бывшего начальником г. Павловска, и умерла в 1878 г.

Скончался С. Н. Митусов в эмиграции, по некоторым сведениям, в 1926 г. в Берлине.

Факты биографии представляют нам Митусова как успешного, не лишенного талантов чиновника, настоящего состоятельного бонвивана не без тщеславия, получавшего наслаждение от женщин и от искусства.

Может ли портрет неизвестного из частного петербургского собрания быть атрибутирован как портрет С.Н.Митусова? Сегодня мы можем это утверждать совершенно определенно.

Но вернемся к самому изображению. На портрете8 (илл. 3) представлен импозантный господин, восседающий в кресле на фоне кабинетных шкафов, заполненных резными фигурками. Именно предметы из этой коллекции стали отправной точкой атрибуционного процесса. Не вызывал сомнения профессиональный характер и масштаб собрания: об этом говорят специальные шкафы-витрины, однородность коллекции более двух десятков изображенных предметов прикладного искусства. Такое собрание, горделиво демонстрируемое владельцем, не могло остаться незамеченным и растворится бесследно в водовороте времени. Коллекция составляла обязательную часть образа портретируемого и стала разгадкой тайны его личности.

При обращении за консультацией к коллегам из отдела Запада Государственного Эрмитажа, от хранителя Е. А. Шликевич9 были получены сведения, что схожие предметы резной кости, оказавшиеся подделками, некогда принадлежали С. Н. Митусову. Его коллекция «византийских предметов и французских копии с них» была известна в столице и даже принимала участие в различных выставках10. То, что в его собрании

8 Холст, масло. 122,5 Х 89,5, подпись в верхнем правом углу картины: С.Егорнов 1906. Частное собрание. Санкт-Петербург.

9 Выражаю искреннюю благодарность хранителю, старшему научному сотруднику ГЭ Е. А. Шликевич за предоставленные сведения о коллекции С. Н. Митусова.

10 Указатель выставки старинных художественных предметов и картин в пользу учреждений состоящих под покровительством Ее Имп. Выс. Великой Княгини Марии Павловны. СПб., 1897.

327

Е. К. Станюкович

оказались подделки вовсе не является показателем нечистоплотности коллекционера (в XIX веке рынок фальсификатов был весьма развит), а вероятно отражает стремление Митусова пополнить свою коллекцию любыми возможными средствами.

Благодаря сотрудникам Санкт-петербургского государственного музея-института семьи Рерихов11, музея, который во многом был создан трудами внучки С. Н. Митусова — Елены Степановны Митусовой, были получены фотографии С. Н. Митусова (илл. 2-3), которые позволили установить полное физиономическое сходство с моделью, изображенной на портрете.

Ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа М. Я. Крыжановская, ознакомившаяся с изображением, подтвердила первоначальные предположения о личности портретируемого. Именно она направила исследование в нужное русло и познакомила с каталогом произведений из коллекции Митусова12. Оказалось, что к 1897 году коллекция, куда входили предметы из резной слоновой, моржовой кости и янтаря XIII-XIX веков, состояла из 206 наименований общей стоимостью 47 315 рублей13.

Образ С. Н. Митусова, созданный художником, отличается большой убедительностью. Без сомнения в задачу заказного портрета входило создание репрезентативного облика модели. Можно предположить, что идея быть изображенным на фоне коллекции принадлежала самому Митусову, который хотя и занимал высокий пост в министерстве, хотел позиционировать себя как эстет и меценат, что должно было особо выделить его в высших кругах. Так он показан не в мундире при орденах, а в элегантном модном костюме: клетчатых брюках и жилете под темным сюртуком. Вероятно, этот портрет был частью того «положительного образа», который Митусов формировал при передаче коллекции в Общество поощрения художеств (как мы теперь знаем, частично состоящей из подделок). Такой портрет мог быть предназначен для залов Общества поощрения художеств на Б. Морской улице в Петербурге.

11 Автор выражает искреннюю признательность заведующей научно-методическим отделом Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов Ю. Ю. Будниковой за неоценимую помощь и предоставление материалов по биографии С. Н. Митусова.

12 Автор выражает искреннюю признательность ведущего научному сотруднику ГЭ М. Я. Крыжановской за предоставление ценнейших сведений материалов по коллекции С. Н. Митусова.

13 Каталог коллекции предметов из слоновой кости С. Н. Митусова. СПб., 1897. 46 с.

328

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова...

Живописец блестяще соблюдает законы жанра парадного портрета, каким он виделся академической традицией начала XX века, впитавшей в себя и стремление к реалистической характеристике модели и камерность, свойственную эпохе модерна.

Сидящая в ампирном кресле красного дерева мужская фигура занимает центральную часть холста. Вертикальный ритм, заданный форматом, подхвачен стойками шкафов со стоящими в них резными статуэтками на заднем плане; горизонтальный ритм усложнен положением рук модели, изгибами стенки письменного стола и подлокотников ампирного кресла. Колорит решен в спокойных серебристых тонах, корреспондирующих с матовым черным и красноватыми всполохами. Благородные седины тщательной прически и пышных усов коррелируют с просветленно-пепельным тоном резных изделий из кости, и особенно с точным мазком большой жемчужины, украшающей булавку для галстука. Левая рука придерживает массивную цепочку для часов, правая, с обручальным кольцом и изумрудным перстнем на мизинце изящно опущена. Эти приемы призваны напомнить о древности и благородстве происхождения всего, что связано с изображенным.

Согласно подписи в верхнем углу картины портрет принадлежит кисти С. Егорнова (илл. 5). Творчество Сергея Семеновича Егорнова (1860-1920) до сих пор не привлекало специального внимания исследователей, хотя в начале ХХ века он был достаточно известным портретистом и пейзажистом. Как свидетельствуют современники, он написал с натуры до двухсот портретов, среди которых выделялись портреты вел. кн. Петра Николаевича, графа А. П. Игнатьева, кн. Ал. С. Долгорукова, генерал-губернатора Сибири А. Д. Горемыкина, инженера В. Ф. Голубева; присяжных поверенных: Н. П. Карабчевского и В.О.Люстиха, лейб-хирурга Е. В. Павлова, писателя Михайловского, княгини Шаховской, Ж. А. Полонской и др.14 Его произведения сохранились в ГРМ (Портреты наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, г-на Новикова (1895) и П. П. Семенова-Тян-Шанского (1903)), Иркутском областном художественном музее («В лесу» (1906), Портрет А. К. Медведниковой), Пермской художественной галереи («Летний пейзаж» (1910) и др.15 — небольшая часть творческого наследия весьма плодовитого мастера.

14 Современники. Альбом биографий Н И.Афанасьева. Т 2. СПб., 1910. С. 172-174.

15 Художники народов СССР XI-XX вв. Библиографический словарь: В 5 т. М. Т 3. C. 529.

329

Е. К. Станюкович

Весьма показательно, что он получал придворный заказ, особенно примечательны в этом отношении портреты наследника престола Алексея Николаевича и великого князя Петра Николаевича. Ряд его портретов связан непосредственно с кругом близким Обществу поощрения художеств. Кроме С. Н. Митусова выделяется портрет П. П. Семенова-Тян-Шанского, прославленного коллекционера нидерландской живописи XVII в. Однако здесь художник создает совершенно иной образ, акцентируя внимание зрителя не на антураже, создающем атмосферу персонажа, а на притягательности самой личности. На поколенном портрете П. П. Семенов представлен в темном сюртуке на совершенно нейтральном фоне так, что чтобы световой акцент выявлял черты и выражение лица ученого-мысли-теля, подчеркивал значимость объекта изображения. Близким по образу в 1897 г. был написан портрет коллекционера И. П. Свешникова, ныне хранящийся в музее-заповеднике г. Переславля-Залесского.

Из интерьерных портретов, к которым принадлежит портрет Митусова, в творчестве Егорнова относятся портреты г-жи Яковлевой, показанной сидящей на диване, портрет протопресвитера А. А. Желобов-ского, представленного в кабинете, а также парадный портрет цесаревича Алексея Николаевича в рост.

Сергей Семенович Егорнов родился в 1860 году в Москве, где окончил немецкое училище Св. Михаила. В 1877 г. он переехал в столицу и поступил в контору типографии бр. Пантелеевых по счетной части, где его рисунки увидел профессор истории Санкт-Петербургского университета Е. Е. Замысловский и дал рекомендацию к П. А. Брюллову. Именно там он познакомился с Крамским, Шишкиным, Клодтом, Ярошенко и другими художниками. С 1879 г. С.Егорнов стал посещать классы Общества поощрения художеств, которые закончил в 1881 году и поступил вольнослушателем в Академии художеств, где получал медали, в том числе вторую золотую медаль за программу «Апостол Петр исцеляет расслабленного» в 1891 г. В 1900 г. за программу «Царица Александра просит св. Георгия принять ее в христианство» ему было присвоено звание классного художника 1 степени16.

16 Современники: Альбом биографий Н. И. Афанасьева. Т. 2. СПб., 1910. С. 172; Императорская Академия художеств. 1764-1914. Т. II: Часть биографическая / Сост. С. Н. Кондаков. С. 65; Императорская Санкт-Петербургская Академия художеств. 1764-1914: В 2 т. / Сост. С.Н. Кондаков. [СПб., 1914]. Т. 1. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. Т. II. Часть биогра-

330

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова...

С. С. Егорнов постоянно участвовал в выставках Внепартийного общества художников (Санкт-Петербург, 1912-1917)* 17 и состоял действительным членом Общества для оказания помощи семействам художников т.н. «мюссаровских понедельников» на Английской наб., 6 , где обычно устаивались сеансы совместного рисования. Созданные работы разыгрывались в лотереях и продавались на периодически устраиваемых выставках. В числе персональных выставок старейших членов общества состоялась и выставка С. С. Егорнова. Он также участвовал в выставках Санкт-Петербургского общества художников.

Творчество Сергея Семеновича долго находилось в тени его старшего брата пейзажиста Александра Семеновича Егорнова (1858-1902), выпускника и пенсионера Императорской Академии художеств. Одно время А. С. Егорнов даже занимал пост председателя правления Санкт-Петербургского общества художников.

Портрет Митусова может быть причислен к лучшим произведениям С. С. Егорнова как по живописным достоинствам, так и по силе проникновения в образ портретируемого. Остается пожелать, чтобы творчество братьев Егорновых нашло своего исследователя, и чтобы однажды зритель получил возможность познакомиться с ним на персональной выставке художников.

Информация о статье

ББК 85.14; УДК 75.7.041.5

Автор: Станюкович Елена Кирилловна — искусствовед, сотрудник Научно-Просветительского отдела Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия, lessaf@nm.ru Название: История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова (О владельце одной картины К. Л. Христинека из собрания ГРМ

Аннотация: Статья посвящена новым данным о портрете неизвестного коллекционера (1906) кисти С. Егорнова из частного петербургского собрания. Автор доказывает, что на портрете изображен дипломат и собиратель С. Н. Митусов (1847-1926) и рассматривает его образ сквозь призму биографии коллекционера и в контексте творчества художника С. С. Егорнова.

Ключевые слова: портрет, русская живопись, коллекционер, С. Н. Митусов, Общество поощрения художеств, С. Егорнов

Литература, использованная в статье

Аникина, Ирина Семеновна. Муличка, урожденная Голенищева-Кутузова. Люди и судьбы // Псков. 2005. № 22. С. 193-205 (URL: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ ps22/ps_22_22.pdf).

фическая. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств.

17 Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. СПб., 1992. 400 с.

331

Е. К. Станюкович

Будникова, Юлия Юрьевна. С. С. Митусов — «человек эпохи» (URL: http://www.roerich.spb. ru/article/ss-mitusov-chelovek-epohi).

Государственный Русский музей. Живопись XVIII - начала XIX века. Каталог. Ленинград: Аврора, Искусство, 1980. 448 с.

Ильина, Татьяна Валериановна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна. Русское искусство XVIII века. Москва: Юрайт, 2015. 611 с.

Императорская Санкт-Петербургская Академия художеств. 1764-1914. В 2 т. Т. 1-2 / сост. С. Н. Кондаков. [СПб.]: Товарищество Р Голике и А. Вильборг, [1914]. Т.1. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. [4], IV, [2], 350, [4] с., 20 л. ил. Т II. Часть биографическая. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. 454, [6] с., ил.

Каталог коллекции предметов из слоновой кости С. Н. Митусова. Санкт-Петербург: Типография В. С. Балашев и К, 1897. 46 с.

Лукомский, Владислав Крескентьевич. Родословие дворян Митусовых. Издание С. Н. Миту-сова. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1914. 80 с.

Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург. Выставка Первая. Н. К. Рерих и петербургские музыканты: С. С. Митусов / Авт.-сост. Ю. Ю. Будникова, В. Л. Мельников, Т. В. Пугинская. Санкт-Петербург: Рериховский центр СПбГУ. 27 с.

Северюхин Дмитрий Яковлевич, Лейкинд Олег Леонидович. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Санкт-Петербург: Изд.Черны-шева, 1992. 400 с.

Современники. Альбом биографий Н. И.Афанасьева. Т. 2. Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина. 1910. С. 172-174

Художники народов СССР XI-XX вв. Библиографический словарь: В пяти томах. Т. 3. Москва: Ю. А. Быстров, 2002. C. 529.

Information about the article

Author: Stanyukovich Elena Kirillovna — art historian and specialist of the Scientific-Educational Department of the State Hermitage Museum, Moscow, Russia, lessaf@nm.ru Title: History of attribution of the portrait of art collector Stepan N. Mitusov (owner of one picture by Carl-Ludwig Christineck from the State Russian Museum)

Summary: The article is devoted to the new attribution of the unknown art collector portrait (1906) by Sergey Egornov from the private collection in St. Petersburg. The author examines the wide range of sources and proves that the portrait depicts a diplomat and an art collector Stepan N. Mitusov (1847-1926) and discusses his image through the prism of the sitter’s biography and in the context of the artist S. Egornov’s creative work.

Keywords: portrait, Russian painting, collector, Stepan N. Mitusov, the Society for the Encouragement of Arts, Sergey Egornov

References

Anikina, Irina Semenovna. Mulichka, urozhdennaia Golenishcheva-Kutuzova. Liudi i sud’by. [Mulichka, born Golenishcheva-Kutuzova. People and destiny] in Pskov. 2005. Issue 22. P 193205 (URL: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps22/ps_22_22.pdf).

Budnikova, Iuliia Iur’evna. S.S. Mitusov — «chelovek epokhi» [S.S. Mitusov — «man of his time»] (URL: http://www.roerich.spb.ru/article/ss-mitusov-chelovek-epohi).

Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis’ XVIII- nachala XIX veka. Katalog [State Russian museum. Painting of the 18h — beginning 19th century. Catalogue.] Leningrad: Avrora, Iskusstvo Publ., 1980. 448 p.

Ilyina, Tatiana Valerianovna; Staniukovich-Denisova, Ekaterina Yuryevna. Russkoe iskusstvo XVIII veka [Russian art of the 18h century]. Moscow: Yurait Publ., 2015. 611 p.

Imperatorskaia Sankt-Peterburgskaia Akademiia khudozhestv. 1764—1914 [Imperial St.Petersburg Academy of arts. 1764-1914]. V 2 t. Vol. 1-2 / sost. S. N. Kondakov. [St. Peterburg]: Tovarishchestvo

332

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова...

R. Golike i A. Vil’borg Publ., [1914]. Vol. 1. Yubileinyi spravochnik Imperatorskoi Akademii khu-dozhestv. 1764-1914. [4], IV, [2], 350, [4] p., 20 l. il. T. II. Chast’ biograficheskaia. Spisok russkikh khudozhnikov k iubileinomu spravochniku Imperatorskoi Akademii khudozhestv. 454, [6] p., il.

Katalog kollektsii predmetov iz slonovoi kosti S.N. Mitusova [Catalogue of S. N. Mitusov’s collection of carved ivory]. St. Petersburg: Tipografiia V. S. Balashev i K Publ., 1897. 46 p. Khudozhniki narodov SSSR XI—XX vv. Bibliograficheskii slovar’ v piati tomakh. [Artists of the peoples of the USSR 11th— 20th cc. Bibliographic dictionary in 5 vol.]. Vol. 3. Moscow: Yu A. Bystrov Publ., 2002. P. 529

Lukomskii, Vladislav Kreskent’evich. Rodoslovie dvorian Mitusovykh. Izdanie S.NMitusova. [Genealogy of the nobles Mitusovs. Published by S. N. Mitusov]. St. Petersburg: Senatskaia tipo-grafiia Publ., 1914. 80 p.

N. K. Rerikh. Krug zhizni. Sankt-Peterburg. Vystavka Pervaia. N. K. Rerikh i peterburg-skie muzykanty: S. S. Mitusov [N. K. Rerikh. Circle of life. Sankt-Peterburg. First Exhibition. N. K. Rerikh and Petersburg musicians: S. S. Mitusov] Iu. Iu. Budnikova, V. L. Mel’nikov, T. V. Puginskaia comp. St. Petersburg: Rerikhovskii tsentr SPbGU Publ.. 27 p.

Severiukhin Dmitrii Iakovlevich, Leikind Oleg Leonidovich. Zolotoi vek khudozhestvennykh ob”edinenii v Rossii i SSSR (1820—1932) [Golden Age of artistic associations in Russia and USSR (1820-1932)]. St. Peterburg: Chernysheva Publ., 1992. 400 p.

Sovremenniki. Al’bom biografli N. I. Afanasyeva. [Contemporaries. The album of biographies by N. I. Afanasyev]. Vol. 2. St. Petersburg: Tipografiia A. S. Suvorina. 1910. P. 172-174.

Илл. 1. К. Л. Христинек. Портрет Н. В. Озеровой. из собрания С. Н. Митусова. ГРМ

333

Е. К. Станюкович

Илл.2. С. Н. Митусов. Портрет в юности. Автор неизвестен

Илл. 3. С. Н. Митусов. Фотография. Автор неизвестен 334

История иконографической атрибуции портрета коллекционера С. Н. Митусова...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Илл. 4. С. С. Егорнов. Портрет С. Н. Митусова. 1906. Частное собрание. Санкт-Петербург

Илл. 5. С. С. Егорнов. Подпись на портрете С. Н. Митусова из частного собрания. 1906. Санкт-Петербург

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.