Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ АКТИВИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ЖЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ АКТИВИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ АКТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НОВЫЕ ФОРМЫ АКТИВИЗМА / МУСУЛЬМАНКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гибадуллина Миляуша Рустамовна, Кусанова Динара Сырынбетовна

В настоящее время акцент с традиционных форм женского мусульманского активизма смещается на новые формы и всё больше реализуется в интернет-пространстве. Сегодня социальные сети выступают местом формирования и развития общественного дискурса. В рамках нашего исследования проанализированы некоторые крупные женские мусульманские блоги в социальной сети Instagram. Современные мусульманки активно включаются в информационное поле, занимают свою нишу и имеют аудиторию в социальных сетях. На данном этапе они самопрезентуются, в первую очередь, как жены и матери, таким образом, получая социальное одобрение на право быть в публичном поле. Однако пример современных мусульманок- блогеров способствует трансформации традиционного представления о религиозной женщине и её паттернах поведения. На данный момент мусульманки-блогеры не делают заявлений, обозначая свои гражданские или политические позиции, в основном они ориентированы на женскую аудиторию. Их деятельность - пример того, как при сохранении своей религиозной идентичности, реализовывается право на выход в публичное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM FEMALE ACTIVISM IN SOCIAL DISCOURSE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Nowadays the stress turns from traditional forms of activism to new forms of it and mostly it is implemented in internet sphere. Today social nets become the place of formation and development of social discourse. In framework of this paper, several prominent Muslim female blogs in Instagram are examined. So contemporary Muslim women actively join in the information field, find their niche and acquire audience in social nets too. At the present point they represent themselves primarily as wives and mothers, thus they get social approval for being in public sphere. However, the example of contemporary Muslim bloggers tends to transform traditional conception of religious women and her behavioral patterns. Now Muslim women-bloggers do not make any statements, denoting their civil rights or political positions, generally they are oriented on female auditory. Their activity is an example of the way to implement your right of appearance in public sphere, saving your religious identity.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ АКТИВИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

РМ: 10.19181/П ko.2021.27.2.7 УДК 316.74

М. Р. Гибадуллина1, Д. С. Кусанова1

1 Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

Казань, Россия.

ЖЕНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ АКТИВИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ TАТАРСТАН

Аннотация. В настоящее время акцент с традиционных форм женского мусульманского активизма смещается на новые формы и всё больше реализуется в интернет-пространстве. Сегодня социальные сети выступают местом формирования и развития общественного дискурса. В рамках нашего исследования проанализированы некоторые крупные женские мусульманские блоги в социальной сети ^адгат. Современные мусульманки активно включаются в информационное поле, занимают свою нишу и имеют аудиторию в социальных сетях. На данном этапе они самопрезентуются, в первую очередь, как жены и матери, таким образом, получая социальное одобрение на право быть в публичном поле. Однако пример современных мусульманок-блогеров способствует трансформации традиционного представления о религиозной женщине и её паттернах поведения. На данный момент мусульманки-блогеры не делают заявлений, обозначая свои гражданские или политические позиции, в основном они ориентированы на женскую аудиторию. Их деятельность - пример того, как при сохранении своей религиозной идентичности, реализовывается право на выход в публичное пространство. Ключевые слова: женский мусульманский активизм, социальные сети, новые формы активизма, мусульманки.

Для цитирования: Гибадуллина М.Р., Кусанова Д.С. Женский мусульманский активизм в общественном дискурсе Республики Татарстан // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27, № 2. С. 74-80. DOI: 10.19181^.2021.27.2.7

В обществе за последние два столетия происходило множество коренных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Одни из них связаны с привлечением женщин к активному труду наравне с мужчинами при сохранении функций воспитания детей и заботы о семье. Женщина активно осваивает новые для себя поля деятельности - политическое, экономическое, гражданское и т. д. В связи с этим появляются и развиваются различные женские движения. Находясь в контексте подобных активностей, религиозные женщины также присоединяются к общему вектору развития.

Вопрос реализации права на активную публичную жизнь интересен в рамках ислама, который предписывает достаточно четкие паттерны поведения для мусульманок. Тем не менее, женщины стремятся к активной деятельности, как внутри уммы, так и в светском обществе, не отказываясь от своей религиозной идентичности. В этом отношении Республика Татарстан всегда являлась примером гармоничного сосуществования религиозных и светских ценностей. Во многом это обусловлено позицией местных властей. Еще в 1998 г., взяв под контроль проведение Объединительного съезда мусульман, первый президент республики М. Ш. Шаймиев показал, что, несмотря на разграничение религии и государства, в Татарстане взят курс на политику сбалансированного и взаимоуважительного сожительства. С тех пор это стало незыблемым правилом существования многочисленных конфессий в республике [1].

Исторический контекст Поволжья является особенным, так как здесь одним из первых был поставлен вопрос о женском образовании. Следующий

этап развития «женского вопроса» был связан с советским периодом, когда пропаганда была направлена на формирование единой идентичности советского человека и носила яркий антирелигиозный характер. Как отмечают исследователи, в регионах с мусульманской культурой и религиозной традицией процесс уравнивания женщин и мужчин и увеличения общественной активности среди женщин происходил достаточно инертно и сложно, хотя Поволжье и выглядело более гибким, чем Кавказ и Азия [2, с. 63]. Такое различие в мусульманских регионах объясняется различным адатом (обычаем), нежели религиозными предписаниями [3, с. 82]. Современные исследователи отмечают, что «влияние модернистских тенденций светского окружения происходит на традиционалистском фоне религиозной сферы» [4, с. 987], то есть наблюдается сочетание традиционных и модернистских ценностей. Говоря об этапах развития женского мусульманского активизма, исследователи А. А. Гафаров и А. И. Саттарова выделяют следующие исторические события, оказавшие большое влияние на положение и роль женщин в обществе: 1) модернизация XIX века, и как следствие появление новометодных школ; революционная ситуация в России и движение русских феминисток; антирелигиозный советский период; религиозное возрождение конца XX века [5]. Исследователями анализируются различные общественные организации мусульманского толка, их основные направления деятельности, участники, уставные документы и т.д. [4; 5]. Нередко женские мусульманские организации создавались «под лидера» и испытывали сложности в своей деятельности после ухода «вдохновительницы» [6, с. 32]. Анализируя развитие молодежной мусульманской активности в начале века, после религиозного подъема в 90-ые годы отмечают наступление переломного момента в середине 2000-ых, связанного с изменением государственной политики и более пристальным отношением правоохранительных органов к формам коллективной деятельности мусульман. Также исследователи говорят о новых формах самоорганизации и самовыражения молодых мусульман [7, с. 262-264].

На сегодняшний день подобные общественные организации также существуют и ведут свою деятельность (например, общественная организация «Союз Мусульманок Татарстана»). Однако, на наш взгляд новые формы активизма, реализуемые посредством социальных сетей, начинают играть большую роль в формировании «повестки дня». Формирование общественного дискурса смещается от «диктатуры» официальных СМИ в сторону влияния личных мнений граждан, которые высказываются в социальных сетях или бло-гах. Новые площадки социальных сетей, создают возможности выражать свое мнение любому участнику дискуссии и вступить в прямой диалог с «лидером мнений». С одной стороны, интернет-общение разъединяет людей, минимизирует «живое» взаимодействие, с другой - общение становится более плотным, насыщенным и компактным.

Цель нашего исследования - анализ новых форм современного мусульманского женского активизма Республики Татарстан. В рамках своего исследования, мы бы хотели остановиться более подробно на том, как активность мусульманок организуется и выходит в публичное пространство посредством использования социальных сетей.

В рамках данной работы мы употребляем конструкт «мусульманский женский активизм», содержащий в себе форму деятельности в публичном пространстве. Мы не считаем синонимичным понятие «исламский феминизм», так как

последнее содержит в себе борьбу мусульманок за равноправие. Также хотелось бы разграничить «мусульманский» и «татарский» активизм, так как часто, говоря о Республике Татарстан, эти понятия используют как взаимозаменяемые. Таким образом, «мусульманский» обозначает конкретно религиозный компонент, «женский» - тендерный, «активизм» - форму деятельности, указывающий на публичное поле, в котором протекает.

В рамках исследования применялся метод кейс-стади: подбор схожих кейсов; набор профилей мусульманок в социальной сети; определение параметров кейсов: автор профиля - мусульманка, проживающая в Республике Татарстан, количество подписчиков; определение бренда или проекта; основная тематика блога; определение основных онлайн и оффлайн мероприятий, проводимых автором блога и темы, проблемы, поднимаемые авторами.

Мусульманки Республики Татарстан активно представлены в популярной сети Instagram. В целом такие профили мало чем отличаются от женских немусульманских блогов. В них поднимаются темы воспитания детей, здоровья, питания. Количество подписчиков таких блогов достаточно высокое для регионального рынка1, по масштабам они уступают только региональным представителям власти и спортсменам. Особенностью женского мусульманского сегмента является высокая сплоченность, активный диалог и регулярные встречи вне сети. В целом виртуальное пространство помогает женщинам в организации и объединении, community активно проводит мероприятия для мусульманок.

Эльза Заза - один из самых крупных мусульманских женских блогеров (количество подписчиков - 241 тыс.). В ислам пришла недавно и подробно описывает свой путь прихода в религию, пишет о трудностях, с которыми сталкивается, это находит активный отклик у подписчиц, отмечающих схожие проблемы. В своем блоге пишет о материнстве и семье, активно использует розыгрыши и участвует в них. Эльза серьезно подходит к формированию своего визуального контента, конкурирующего со светскими блогами. Автор подробно и откровенно рассказывает о личной жизни, в её постах часто фигурируют дети и муж.

У певицы Guzelem также большой блог (количество подписчиков -206 тыс.), и первый её обозначенный статус - певица, далее следуют «мама», «предприниматель», «блогер». Кроме профессиональной музыкальной карьеры она ведет активную предпринимательскую деятельность, связанную с её именем, например, магазины платков и кулинарный проект.

Гузель Шамилевна (количество подписчиков - 168 тыс.) позиционирует себя в первую очередь как «женщина», потом указывает статус матери и профессиональный статус - «food флорист». Гузель является организатором мастер классов по формированию букетов из фруктов и регулярных девичников не только для соблюдающих мусульманок, но и для светских девушек. Мероприятия свои проводит в разных городах республики, разыгрывает на них ценные подарки. Мероприятия имеют программу, как правило, на них работает ведущий, регламентируется дресс-код (чаще тематический, чем религиозный). Гузель активно показывает и рассказывает о детях, муже и родителях.

Одна из самых активных мусульманок республики - Джаннат Мингазова хоть и имеет меньше подписчиков (140 тыс.), но является ярким примером современного женского мусульманского активизма. Свой личный интерес к

1 Активные мусульманки, фитоняшки и продвинутые чиновники: топ-100 инстаблогеров Татарстана // Бизнес online. 17.10.2020. URL: https://u.to/ZVlNGw (дата доступа 20.02.2021).

моде и стилю она транслирует через блог, и сейчас её имя ассоциируется с благопристойной модой. Джаннат - частый гость различных светских и религиозных мероприятий (Академия молодежной дипломатии, Halal Market, Halal Expo и пр.), также она принимает активное участие в открытии салонов и бутиков различных брендов, причем не только религиозных (MaxMara, Sahara, Irada и т. д.). Кроме того, Джаннат организатор и автор многих мероприятий и проектов. В 2019 году она была одним из организаторов крупного женского ифтара, где приняли участие 500 человек, гостями стали дизайнеры одежды, которые демонстрировали свои модели, для участниц проводили розыгрыши, дарили подарки. Также она проводит Fashion Iftar и различные вечера для мусульманок с приглашением различных специалистов. Джаннат Мингазова является официальным представителем Russia Modest Fashion Week в Казани (проект благопристойной моды). Джаннат - автор проекта Hijabista, в котором совместно с приглашенным гостем переодевают и создают новые образы для мусульманок и для тех, кто только планирует носить мусульманскую одежду. Отметим, что она редко показывает членов своей семьи, мало делится своими личными историями, дети и муж практически не демонстрируются.

Психолог Хава Шайдуллина (количество подписчиков - 120 тыс.) позиционирует себя как «семейный психотерапевт с шариатским образованием». Её блог посвящен профессиональной деятельности. Наряду с традиционными психологическими запросами (неуверенность, взаимоотношения с родителями, токсичные отношения, психосоматика), она поднимает провокационные для мусульманского сообщества темы, такие как: порнозависимость, интимные проблемы женщин и мужчин, оральная близость и т. д. Данные посты пользуются большими просмотрами, нежели «безопасные» темы. В отличие от вышеперечисленных блогеров, Хава скрывает свое лицо. Основной продукт её деятельности - курсы «Полюби себя», «Воспитать личность», курс сексологии «Об этом», «Зрелость отношений», «На пути к Богу», «Бизнес и самореализация», многочисленные вебинары и гайды. Цены варьируются от 6 000 до 75 000 рублей, что выше среднего по «рынку». Контент оформлен профессионально, визуальный ряд выдержан в едином стиле. Регулярно публикуются посты по тематике блога, а в сториз блогер показывает свою повседневную жизнь. И хотя Хава не проводит массовые очные мероприятия, её профессиональная деятельность в таком публичном пространстве формирует площадку для обсуждения ранее «запретных» тем для мусульманок, способствует их раскрепощению.

Эндже Нармаева (количество подписчиков - 110 тыс.) позиционирует себя как «многодетная мама, стоматолог и жена стоматолога». Однако профессиональная деятельность на данный момент не освящается. В блоге автор рассказывает о своей семье, участвует и проводит розыгрыши с ценными призами, увеличивающие активность на странице. Деятельность Эндже отметил интернет-журнал Enter (Казань) в своем ежегодном рейтинге, она стала мамой года 2020.

Активную предпринимательскую деятельность ведет Парвина Абузарова (количество подписчиков - 88 тыс.). До рождения второго ребенка активно занималась своим брендом одежды (Parvini one), которая начиналась как спортивная одежда для мусульманок. Сейчас разрабатывает тему инвестиций, а также совместно с Guzelem реализует проект кулинарной студии. Отметим,

что Парвина в своих проектах не делает акцента на религиозную составляющую, её деятельность является примером того, как мусульманка может вести бизнес и различные проекты, которые нацелены на широкую аудиторию.

Руниза Закирова (количество подписчиков - 69 тыс.) многодетная мама (4 мальчика), на своей странице делится ежедневными заботами о семье, ведением бизнеса в сетевом маркетинге (NL) снимает короткие видео для Тик-Тока на татарском языке. Руниза указывает, что для неё блогерская деятельность - это «выход из зоны комфорта, борьба со своими страхами и комплексами». Автор блога охотно рассказывает и показывает о своей семье, родственниках, встречах с друзьями.

Альбина Фазлыева (количество подписчиков - 62 тыс.), в отличие от других перечисленных нами, живет и ведет свою деятельность в одном из районов республики. Отметим, что Альбина ведет весь свой блог на татарском языке. Она занимается пошивом одежды, предназначенной для исполнения религиозных обрядов (платья для никаха, тюрбаны), повседневной мусульманской одежды, светских костюмов и одежды для детей. Большая часть контента посвящена профессиональной деятельности: процесс создания одежды, выбор ткани, отзывы покупателей, продвижение авторского курса по швейному мастерству (стоимость от 499 до 1399 рублей), деятельности магазина в пгт Балтаси. Также она проводит женские вечера с религиозным и национальным колоритом «Ямьле кичэ» («Прекрасный вечер» с тат.). Альбина рассказывает о своем пути в религию, частично делится и личной жизнью.

Гузель Сафиуллина (количество подписчиков - 23 тыс.), двуязычный бло-гер (русский и татарский язык), начинала свою деятельность в феврале 2016 года, будучи не «покрытой»2, с приготовления различного вида сладостей (варенье, пастила, конфеты из фиников, кураги), которые преподносились как национальное угощение («^чтэнэч» тат.). Далее она отошла от национального компонента. В 2018 г. автор начинает увлекаться идеями правильного питания и постепенно приходит к нутрициологии, начинает рассказывать о правильном сбалансированном питании, рецептах для похудения и поддержания физической формы. Активно устраивает конкурсы, курсы («Татарская ПП выпечка», «ПП кондитер», «Татарская безглютеновая выпечка»), марафоны (Здоровая Я), розыгрыши, вебинары («Скажи мне, что у тебя болит - я угадаю, что ты ешь»), редко рассказывая о своей семье. Гузель активно развивает свой блог, подстраивается под тренды, продвигая себя, как специалиста, использует современные маркетинговые инструменты (визуальная составляющая, контент, подача материала).

Таким образом, современные мусульманки - это такие же активные пользователи социальных сетей, как и светские девушки. Одни из них формируют бренд из своего имени, через «классический женский» контент - семья, дети, быт. Мы бы отметили, что контент данных блогов носит развлекательный характер. Но при этом открытость мусульманок в публичном пространстве, способствует трансформации традиционного представления о религиозной женщине и её паттернах поведения. Одновременно наличие семьи и детей является важным показателем социального статуса мусульманки и формирует «социальное одобрение» для профессиональной деятельности. Часть мусульманок (Джаннат Мингазова, Хава Шайдуллина, Альбина Фазлыева, Гузель

2 Покрывать голову платком согласно религиозным предписаниям.

Сафиуллина) продвигают себя или свой профессиональный бренд наравне со «светскими» блогерами и конкурируют на профессиональном рынке. На данный момент мусульманки-блогеры не делают заявлений и не обозначают свои гражданские или политические позиции, и в целом ориентированы на женскую аудиторию, но их деятельность - пример того, как сохраняя свою религиозную идентичность и практикуя ислам, можно быть активным членом общества и реализовывать право на выход в публичное пространство.

Библиографический список:

1. Ахунов, А. М. Объединительный съезд мусульман Татарстана 1998 г.: предпосылки, решения, результаты // Филология и культура. 2013. № 4 (34). C. 250-254.

2. Гусева, Ю. Н. Борьба за женщину: татарка-мусульманка в религиозных практиках средневолжских исламских общин в первой трети XX в. // Женщина в российском обществе. 2012. № 4 (65). С. 72-78.

3. Вента, Р. Эволюция образа мусульманки в исследованиях XX-XXI вв. // Женщина в российском обществе. 2012. № 1 (62). С. 81-88.

4. Гараев, Д. М. Женские мусульманские организации в Татарстане: между тради-ционализацией и модернизацией // Minbar. Islamic Studies. 2019. Т. 12, № 4. С. 9851000. DOI: https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-4-985-1000.

5. Гафаров, А. А. Женское мусульманское движение в Татарстане: исторические истоки и современные тенденции / А. А. Гафаров, А. И. Саттарова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 517.

6. Саттарова, А. И. Образ татарской женщины-мусульманки и развитие женского движения в контексте исторической памяти: возрождающиеся и новые традиции / А. И. Саттарова, А. М. Фазлиев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4. Ч. 2. С. 29-33.

7. Гузельбаева, Г. Я. Мусульманские сообщества в Казани начала XXI века: причины подъема и спада исламского молодежного активизма / Г. Я. Гузельбаева, М. М. Мчедло-ва // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 247-268. DOI: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.3.1617.

Дата поступления в редакцию: 08.04.2021.

Принята к печати: 11.05.2021.

Сведения об авторах: Гибадуллина Миляуша Рустамовна, научный сотрудник, ОСП Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

Казань, Россия. e-mail: milya@mail.ru Author ID РИНЦ: 855345

Кусанова Динара Сырынбетовна, младший научный сотрудник ОСП Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

Казань, Россия. e-mail: dinaradinaria@mail .ru

IV. Р. rwSafly^^MHa, fl. C. KycaHOBa

M. R. Gibadullina1, D. S. Kusanova1

1 Center of Islamic Studies, Tatarstan Academy of Sciences. Kazan, Russia

MUSLIM FEMALE ACTIVISM IN SOCIAL DISCOURSE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract. Nowadays the stress turns from traditional forms of activism to new forms of it and mostly it is implemented in internet sphere. Today social nets become the place of formation and development of social discourse. In framework of this paper, several prominent Muslim female blogs in Instagram are examined. So contemporary Muslim women actively join in the information field, find their niche and acquire audience in social nets too. At the present point they represent themselves primarily as wives and mothers, thus they get social approval for being in public sphere. However, the example of contemporary Muslim bloggers tends to transform traditional conception of religious women and her behavioral patterns. Now Muslim women-bloggers do not make any statements, denoting their civil rights or political positions, generally they are oriented on female auditory. Their activity is an example of the way to implement your right of appearance in public sphere, saving your religious identity. Keywords: Muslim female activism, social nets, new forms of activism, Muslim women.

For citation: Gibadullina M. R., Kusanova D. S. (2021) Muslim female activism in social discourse of the republic of Tatarstan. Science. Culture. Society. Vol. 27. № 2. P. 74-80. DOI: 10.19181/nko.2021.27.2.7

References

1. Ahunov A. M. (2013) Tatarstan Muslim unifying congress of 1998: background, actions, results. Philology and culture. No 4 (34). Pp. 250-254 (in Russ.).

2. Guseva Yu. N. (2012) The Struggle for Women: The Muslim Tatar Woman in the Religious Practices of Middle Volga Islamic Communities in the First Third of the 20th Century. Woman in Russian society. No 4 (65). Pp. 72-78. (In Russ.).

3. Venta R. (2012) The Evolution of the Image of the Muslim Woman in the Studies of the XX-XXI Centuries. Woman in Russian society. No 1 (62). Pp. 81-88. (In Russ.).

4. Garaev D. M. (2019) Muslim Women's Organizations in Tatarstan: Between Tradi-tionalization and Modernization. Minbar. Islamic Studies. Vol. 12. No 4. Pp. 985-100. DOI: https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-4-985-1000. (In Russ.).

5. Gafarov A. A., Sattarova A. I. (2013) Women's Muslim movement in Tatarstan: historical sources and current trends. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No 2. P. 517. (In Russ.).

6. Sattarova A. I., Fazliev A. M. (2015) The image of the Tatar Muslim women and the women's movement in the context of historical memory: resurgent and new traditions. Vestnik KazGUKI. No 4. Ch. 2. Pp. 29-33. (In Russ.).

8. Guzelbaeva G. Y., Mchedlova M. M. (2020) Kazan Muslim Communities at the Beginning of the 21st Century: Causes of the Rise and Fall of Islamic Youth Activism. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. No 3. Pp. 247-268. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1617. (In Russ.).

The article was submitted on April 08, 2021.

Accepted on May 11, 2021.

Information about the authors: Milyausha R. Gibadullina, Researcher, Center of Islamic Studies, Tatarstan Academy of Sciences. Kazan, Russia. e-mail: g.milya@mail.ru

Dinara S. Kusanova, Junior researcher Center of Islamic Studies, Tatarstan Academy of Sciences. Kazan, Russia. e-mail: dinaradinaria@mail .ru

80

НАУКА. Ky^bTyPA. OE^ECTBO • № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.