Научная статья на тему 'Женские имена в истории русской философии: М. В. Безобразова (к 160-летию со дня рождения)'

Женские имена в истории русской философии: М. В. Безобразова (к 160-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / ЖЕНЩИНЫ-ФИЛОСОФЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ / МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БЕЗОБРАЗОВА / HISTORY OF RUSSIAN PHILOSOPHY / WOMEN-PHILOSOPHERS / WOMEN''S SOCIAL POSITION / MARIA VLADIMIROVNA BEZOBRAZOVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пчелина О. В.

Статья посвящена творческому пути одной из первых женщин-философов в России. Автором рассмотрены основные этапы биографии М.В. Безобразовой и ее вклад в становление и развитие истории русской философии, ее участие в организации и работе первого Русского женского взаимно-благотворительного общества и Этического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female Names in the History of Russian Philosophy: V.M. Bezobrazova (to the 160th anniversary of the birthday)

The article is devoted to the creative path of one of the first women-philosophers in Russia. The author describes the main steps of M. V. Bezobrazova’s biography and her contribution to the establishment and development of the History of Russian Philosophy, her participation in the organization and work of the first Russian Women's mutually-charitable society and Ethics society.

Текст научной работы на тему «Женские имена в истории русской философии: М. В. Безобразова (к 160-летию со дня рождения)»

УДК 101.9

О.В. ПЧЕЛИНА, д-р филос. наук, доцент

профессор кафедры социальных наук и технологий факультета социальных технологий Поволжский государственный технологический университет

г. Йошкар - Ола, Республика Марий Эл, Российская Федерация

Статья поступила 5 апреля 2017г.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: М.В. БЕЗОБРАЗОВА (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

«ХХ век будет веком женщины... Идеал будущего - большое разнообразие женских типов, как и мужских -результат более свободного развития».

М.В. Безобразова.

Статья посвящена творческому пути одной из первых женщин-философов в России. Автором рассмотрены основные этапы биографии М.В. Безобразовой и ее вклад в становление и развитие истории русской философии, ее участие в организации и работе первого Русского женского взаимно-благотворительного общества и Этического общества.

Ключевые слова: история русской философии, женщины, Мария Владимировна Безобразова.

Введение. «Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл. Подобная сентенция имеет самый различный смысл: например, мужчине недоступно производить на свет детей, но он может утешаться парадоксами Зенона (Zenon). На основании подобного утверждения получила распространение идея, что на протяжении всей Истории (по крайней мере, до ХХ-го столетия) на Земле появлялись великие поэтессы и великолепные писательницы, рождались выдающиеся женщины-ученые, но не было ни женщин-философов, ни женщин-

математиков», - таков зачин эссе «Посвящение женщинам» Умберто Эко [1]. Концовка же размышлений итальянского философа звучит так: «Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Ги-патии. И дело не в том, что за всю нашу Историю не было женщин, размышлявших о

женщины-философы, общественный статус

бытии и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания» [1]. По всей видимости, у автора были веские причины на такого рода вывод.

Тем не менее, эволюцию «женской философии» от античности до современности мы можем найти в серии «A History of Women Philosophers» (1987)1. Однако о представительницах «прекрасной половины» русской философии2 в данной серии не упоминается

1 Ancient Women Philosophers, 600 B.C.-SOO A.D./Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers, 500-1600/Modern Women Philosophers, 1600-1900/Contemporary Women Philosophers, 1900-today.

2 Что касается отечественного наследия, различного рода материалы и книги о женщинах-философах печатались и продолжают выходить в свет. См.: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (От начала русской образованности до наших дней) в 6 т. Семеновская Типо-литография

вовсе, что, собственно, и явилось одним из поводов написания данной статьи.

Еще одна причина написания статьи -100-летие со дня рождения

М.В. Безобразовой, первой российской женщины, ставшей профессиональным философом, чью «большую способность к философскому мышлению, нежели у иных наших профессиональных философов», отметил В.С. Соловьев [2, с. 304].

Основная часть. Марию Владимировну Безобразову (1857-1914) не принято причислять к сонму философов Серебряного века, несмотря на то, что русская философия обязана ей многим. Именно Безобразова обратилась к древнерусским рукописям3, рассматривая их как основной эмпирический источник. Работая в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Киева, рукописных отделах Румянцевского музея и Публичной библиотеки, исследовательница обращала внимание на философскую составляющую рукописей, задавшись целью реконструкции отечественной философии. Увлечение «историей русской философии» для того периода времени было новаторским [2, с. 6]. В работе «Философские этюды» (1892)

М.В. Безобразова акцентирует внимание на ценности рукописного материала для воссоздания «истории нашего просвещения» [3, с. 118].

Именно М.В. Безобразовой принадлежит идея создания Философского общества при Петербургском университете - первого российского объединения философов. В 1895 г. М.В. Безобразова принимает активное участие и в создании «Русского женского взаимно-благотворительного общества», также первого в России. Заметив, что «Мы ... очень многие из нас, считаем себя сами нуждающимися и потому-то, чтобы поддерживать друг друга, мы и соединились», философ подчеркнула, что цель вновь созданного объ-

(И. Ефрона), СПб, 1889; Ванчугов В.В. «Женщины в философии. Из истории философии в России конца XIX - нач. ХХ вв.. М., 1996, РИЦ ПИЛИГРИМ, - 304 с. и др.

3 В отличие от первой работы по истории отече-

ственной философии «Русская философия» (Казань, 1840) архим. Гавриила (Н.В. Воскресенского). Подробнее об этом: В.В. Ванчугов. Первый Историк Русской Философии: Архимандрит Гавриил и его время. - М.: Мир философии, 2015. -752 с.

единения шире, чем благотворительность в обычном ее понимании [4, с. 22]. Подтверждением тому служит открытие при Обществе «Этического кружка» (1899) и общеобразовательных чтений по математическим и гуманитарным наукам для женщин, своего рода «женского университета в миниатюре» (1902), а в 1911 г. Безобразова создает «Этическое общество».

И вот здесь уместно еще раз процитировать мысль У. Эко о том, что «мужчины-философы предпочли их (женщин - О.П.) забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания» [1].

Напомним, что инициативу М.В. Безобра-зовой о создании Философского общества при Петербургском университете поддержал В.С. Соловьев, однако, как указывает автор монографии «Мария Безобразова» Виктория Владимировна Кравченко, «в дальнейшем имя Безобразовой никогда не упоминалось в связи с учреждением и деятельностью первого в России объединения философов» [5, с. 88].

В.В. Кравченко также приводит письмо М. Безобразовой к В.В. Розанову, в котором Мария Владимировна не скрывает своего возмущения: «Почему Вы сказали сегодня в "Новом времени", что профессора Петербургского университета образовали Философское общество? Без меня и В.С. Соловьева... эта идея никогда бы не осуществилась. Но профессор, именно Введенский, тотчас присвоил себе эту мысль, и в отчете эта ложь была обнаружена, этого не допустил Радлов» [5].

Что же на самом деле означало отстранение от деятельности Общества? По мнению В.В. Кравченко, это были не столько «организационные неурядицы и борьба самолюбий», сколько потеря возможности печататься в профессиональных журналах.

В свете вышесказанного представляют интерес «забытые детали» открытия Философского общества при Санкт-Петербургском университете, которыми делится в своей статье К.В. Артем-Александров. Автор статьи считает, что Без-образовой не следовало обижаться на А.И. Введенского, приводя следующую цитату: «За последние 18 лет интерес к философии в русском обществе заметно возрос и явился побуждением к возобновлению попытки основать философское общество в Петербурге. Из лиц, принявших с самого начала наиболее живое участие в этой попытке, по

словам г. Радлова, справедливость требует упомянуть М.В. Безобразову и Н.Г. Деболь-ского; на мысль об устройстве общества отозвались также и некоторые лица, участвовавшие и в прошлой попытке организации общества, как, напр., М.И. Каринский и В.С. Соловьев. Но дело, вероятно, и на этот раз не имело бы желательного результата, если б не встретило содействия со стороны профессора С.-Петербургского университета

А.И. Введенского, который, таким образом, и является главным организатором этого дела» [6, с. 280].

В 1910 г. состоялось празднование 30-летие педагогической, научно-литературной и общественной деятельности

М.В. Безобразовой. В телеграмме Совета Философского общества при Петербургском университете говорилось: «В день вашего юбилея с благодарностью вспоминает о вашей инициативе в деле учреждения Общества и о том интересе, который постоянно с юных лет вы проявляли к философским занятиям. В вашем лице совет радостно приветствует первую русскую женщину, избравшую служение философии целью всей своей жизни. Председатель Совета Философского Общества Введенский. Товарищ Председателя Радлов» [6, с. 281].

Как видим, на этот раз и А.И. Введенский, и Э.Л. Радлов подчеркнули инициативу М.В. Безобразовой, тем не менее, ее творческое наследие долгое время не становилось предметом пристального внимания исследователей.

Последние годы отмечены возрастанием интереса к личности и трудам М.В. Безобра-зовой. В центре внимания биография Марии Владимировны, эволюция ее творческого пути, анализ и оценка творческого наследия, попытка определить место в ряду представителей русской философской мысли.

28 октября 2014 г. в Институте философии РАН прошла конференция «Женщины в истории русской философии»4, приуроченная к 100-летию кончины М.В. Безобразовой.

Чем же все-таки творчество М.В. Безобразовой может привлечь современного исследователя и читателя? Думается, что это не только ее биография как эволюция идей, как отражение яркой и драма-

4Материалы научных мероприятий. Доклады на конференции «Женщины в истории русской философии»//История философии Том 21. № 1/2016. http://iphras.ru/hp 21 1.htm

тичной судьбы женщины-философа, но и нравственные и философские концепции, которые были выстроенные вокруг личного глубинного опыта.

В деятельности Марии Владимировны Безобразовой можно условно выделить несколько составляющих: исследовательскую, издательскую, преподавательскую, публичные выступления, социальное служение (в том числе по воросам продвижения общественного статуса женщины, в целом, и женщины-ученого, в частности).

Прежде необходимо остановиться на некоторых моментах биографии М.В. Безобразовой5.

«Никто мне этого не говорил, но я чутьем знала, что те вопросы, которые меня мучают, создали философию и философы те люди, которые одни могут меня утешить и успокоить», - так определила М.В. Безобразова свое желание заниматься философией [7, с. 29]. А для этого ей было необходимо получение соответствующего образования.

Начальное образование Безобразова получила в пансионе Мезе, где предметы в пансионе преподавались на немецком языке, что в будущем оказалось востребованным для получения высшего образования и научной деятельности. М.В. Безобразова самостоятельно изучила те предметы, которые преподавались в мужской гимназии, одновременно посещая педагогические курсы при С.-Петербургских женских гимназиях. С 1880 г. она приступила к преподаванию новых иностранных языков в Вяземской женской гимназии, а с 1883 г. добавились естествоведение, география и история в пятиклассной женской прогимназии в Жиздре.

В 1887 г. Безобразова едет в Лейпцигский университет изучать философию, где была написана первая научная работа - «Ueber Plotins Gluckseligkeitslehre» («Учение Плотина о счастье»), слушает лекции в Цюрихском университете, а в 1891 г. получает степень доктора философии Бернского университета за диссертацию «Handschriflichen Ma-

5 М.В. Безобразова родилась 29 мая 1857 г. в Санкт-Петербурге. Отец Марии Владимировны -В.П. Безобразов (публицист, автор научных трудов) преподавал в Александровском лицее политическую экономию, финансовое право; мать -Е.Д. Безобразова (ур.Маслова) - писательница; брат (историк-византист, прозаик и публицист) -приват-доцент Московского и Санкт-Петербургского университетов.

terialien zur Geschichte der Philosophie in Russland» («Рукописные материалы к истории философии в России»), речь о которых шла выше.

Заключение. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Мария Владимировна Безобразова оставила заметный след в русской и мировой научной мысли благодаря своей подвижнической деятельности и, главным образом, своим трудам, пусть и немногочисленным. Сегодня, в период поиска духовных ориентиров, интерес к этой незаурядной личности возрастает. Феномен Марии Владимировны Безобразовой подлежит дальнейшему описанию и интерпретации, равно как и ее творческое наследие.

(Окончание статьи в следующем номере журнала).

Список литературы

1. Эко, Умберто. Посвящение женщинам, El Mundo / Умберто Эко - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inosmi.ru/el_mundo_es/

2. Венгеров, С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (От начала русской образованности до наших дней) в 6 т. Семеновская Типо-литография (И. Ефрона). / С.А. Венгеров. - СПб, 1889. Том II. Вып.22-30. - 424 с.

3. Безобразова, М.В. Философские этюды / М.В. Безобразова. - М.: Типография Д.И. Иноземцева, 1892. - 122 с.

4. Ванчугов, В.В. Гендерный аспект профессионализации философии в России: историко-философский экскурс / В.В. Ванчугов // История философии. Том 21. - № 1 -2016. С. 18-31.

5. Кравченко, В.В. Мария Безобразова. Вече / В.В. Кравченко // Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. - Вып. 4.

- С.77-150.

6. Артем-Александров, К.В. Открытие философского общества при Санкт-Петербургском университете: забытые детали / К.В. Артем-Александров // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, Санкт-Петербург, 2015. - Т.16.

- № 3. - С. 279-281.

7. Безобразова, М.В. Розовое и черное из моей жизни / М.В. Безобразова // Русская старина. - 1910. - Т. 144. - № 10. - С. 2143.

Резюме. Статья посвящена одной из первых женщин-философов в России Марии Владимировне Безобразовой (1857-1914). Автором рассмотрены основные этапы биографии М.В. Безобразовой, отмечен и ее вклад в становление и развитие истории русской философии, ее участие в организации и работе Философского общества при Санкт-Петербургском университете, первого Русского женского взаимно-благотворительного общества и Этического общества.

В статье освещаются основные этапы творческого пути М.В. Безобразовой, стремление к историко-философскому знанию.

Безобразова оказалась среди немногочисленных специалистов в области изучения русской философии, обративших внимание на древнерусский период эволюции мысли.

Отмечено, что М.В. Безобразова использовала в качестве эмпирической базы рукописный материал. Обращение к архивам как к источникам изучения философии (архивы Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Киева, рукописные отделы Румянцевского музея и Публичной библиотеки) было новаторским и послужило основой для дальнейших исследований в области реконструкции русской философии.

Условно выделены составляющие деятельности Безобразовой: исследовательская, издательская, преподавательская, публичные выступления, социальное служение (в том числе по воросам продвижения общественного статуса женщины, в целом, и женщины-ученого, в частности), о которые будут более подробно рассмотрены в следующем номере журнала.

Abstract. The article is devoted to one of the first women philosophers in Russia Maria Vla-dimirovna Besobrasova (1857-1914). The author describes the main stages of the biography of V.M. Besobrasova, and noted its contribution to the formation and development of history of Russian philosophy, its participation in the organization and work of the Philosophical society at St. Petersburg University, the first Russian women's mutually charitable society and Ethical society.

The article highlights the main stages of the creative path of M.V. Besobrasova, the pursuit of historical and philosophical knowledge, lists places, Maria V. Bezobrazov was educated, as well as the range of problems that reflect the spirit of the time and her personal preferences.

Bezobrazov was among the few specialists in the study of Russian philosophy to pay attention to the ancient period of evolution of thought.

Noted that M.V. Bezobrazov used as an empirical basis of manuscript material. The appeal to archives as sources of philosophy study (archives of Saint-Petersburg, Moscow, Sergiev Posad and Kiev, the manuscript departments of the Rumyantsev Museum and Public library) was innovative and served as the basis for fur-

ther research in the field of reconstruction of Russian philosophy.

Conventionally specified elements of Besobrasova activities: research, publishing, teaching, public speaking, social service (including issues of promotion and social status of women in general and women scientists, in particular), which will be discussed in more detail in the next issue of the magazine.

PCHELINA O. V., Doctor of Philos. Sc., Associate Professor

Associate Professor of the Department of Social Sciences and Technology of the Faculty of Social Technologies Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation

FEMALE NAMES IN THE HISTORY OF RUSSIAN PHILOSOPHY: V. M. BEZOBRAZOVA

(TO THE 160TH ANNIVERSARY OF THE BIRTHDAY)

The article is devoted to the creative path of one of the first women-philosophers in Russia. The author describes the main steps of M. V. Bezobrazova 's biography and her contribution to the establishment and development of the History of Russian Philosophy, her participation in the organization and work of the first Russian Women's mutually-charitable society and Ethics society.

Keywords: history of russian philosophy, women-philosophers, women's social position, Maria Vladimi-rovna Bezobrazova.

References

1. Eco Umberto. Devotion to women, El Mundo [Electronic resource]. Mode of access: http ://inosmi.ru/el_mundo_es/

2. Vengerov S.A. Critique-biographical dictionary of Russian writers and scientists (From the beginning of Russian education to the present day) in 6 t. Semenovskaya Tipo-lithography (I. Efron), St. Petersburg, 1889. Volume two. Vol.22-30, 424 p.

3. Bezobrazova V.M. Philosophical Studies. M., Printing House of D.I. Inozemtsev. 1892, 122 P.

4. Vanchugov V.V. Gender aspect of the profes-sionalization of philosophy in Russia:the historical-philosophical digression. The History

of Philosophy. Volume 21, no. 1, 2016, pp. 18-31.

5. Kravchenko V. V. Bezobrazova Maria. The Chamber. The Almanac of Russian philosophy and culture. SPb., 1995, Vol. 4, pp. 77150.

6. Artem-Alexandrov K V. Opening of the Saint-Petersburg University Philosophical Society : the forgotten part. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy, Saint-Petersburg, 2015, T. 16, no. 3, pp. 279281.

7. Bezobrazov M.V. Pink and Black of my life. Russian Olden Time. 1910, T. 144, no 10, pp. 21-43.

Received 5 April 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.