Научная статья на тему 'Женщины-военнослужащие (1941-1945 гг. ) как объект исторического анализа: методологические подходы исследования'

Женщины-военнослужащие (1941-1945 гг. ) как объект исторического анализа: методологические подходы исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / МНОГОФАКТОРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МАКРО- И МИКРОПОДХОДЫ / FEMALE SOLDIERS / WORLD WAR II / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / SYSTEM APPROACH / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / GENDER APPROACH / MULTIDIMENSIONAL APPROACH / SOCIOCULTURAL APPROACH / SOCIO-SYNERGETIC APPROACH / MACRO-AND MICRO-APPROACHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каменева Г. Н.

В статье представлен кластер методологических подходов к изучению массового социальноисторического явления в годы Великой Отечественной войны - женщины-военнослужащие. Предложена авторская исследовательская стратегия по проблеме. Обоснован выбор спектра методологических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICEWOMEN (1941-1945) AS AN OBJECT OF HISTORICAL ANALYSIS: METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE RESEARCH

The article describes the cluster of methodological approaches to the study of such a mass socio-historical phenomenon of the Great Patriotic War as servicewomen. The author suggests an original research strategy for this problem. The selection of methodological approaches is justified.

Текст научной работы на тему «Женщины-военнослужащие (1941-1945 гг. ) как объект исторического анализа: методологические подходы исследования»

УДК 94(470.6).084 Каменева Галина Николаевна

кандидат исторических наук,

доцент Ставропольского государственного

педагогического института

ЖЕНЩИНЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ (1941-1945 ГГ.) КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Kameneva Galina Nikolayevna

PhD in History, Assistant Professor, Stavropol State Pedagogical Institute

SERVICEWOMEN (1941-1945) AS AN OBJECT OF HISTORICAL ANALYSIS: METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE RESEARCH

Аннотация:

В статье представлен кластер методологических подходов к изучению массового социально-исторического явления в годы Великой Отечественной войны - женщины-военнослужащие. Предложена авторская исследовательская стратегия по проблеме. Обоснован выбор спектра методологических подходов.

Ключевые слова:

женщины-военнослужащие, Великая Отечественная война, феноменологический подход, системный подход, антропологический подход, гендер-ный подход, многофакторный подход, социокультурный подход, социосинергетический подход, макро- и микроподходы.

Summary:

The article describes the cluster of methodological approaches to the study of such a mass socio-historical phenomenon of the Great Patriotic War as service-women. The author suggests an original research strategy for this problem. The selection of methodological approaches is justified.

Keywords:

female soldiers, World War II, phenomenological approach, system approach, anthropological approach, gender approach, multidimensional approach, soci-ocultural approach, socio-synergetic approach, macro-and micro-approaches.

Женщина-воин как социально-исторический конструкт имеет глубокие исторические корни. Однако данное социальное явление является нетипичным и достаточно редким. Наиболее ярко в мировой истории оно проявилось в советском обществе в годы Великой Отечественной войны -более 1 млн женщин служили в действующей армии [1, с. 38]. Осмысление данного исторического феномена позволяет выявить, обосновать причины и особенности женской воинской активности, понять уникальность процессов гендерной истории, необходимость и целесообразность привлечения женщин на военную службу, дает возможность рассмотреть один из важных мировоззренческих вопросов - роль женщин в жизнедеятельности общества. В разработке исследовательской стратегии поставленной проблемы ключевое значение имеет определение комплекса методологических подходов.

Первостепенное значение в изучении проблемы имеет использование феноменологического подхода, предполагающего описание и изучение сущности необычных, редких проявлений (феноменов) женской воинственности, что выражалось прежде всего в массовости данного явления, в воинском женском добровольчестве, в массовом участии женщин в боевых операциях, в освоении ими «мужских» военных специальностей, жертвенности, психологической и физиологической детерминации, готовности убивать, в создании женских военных формирований и т. д.

Изучение исторического феномена с точки зрения системного подхода является основой для аналитических обобщений и научной иерархизации собранного исторического материала, предполагает идентификацию объекта исследования (женщины-военнослужащие) и системной целостности (женский контингент Вооруженных сил страны), объяснение поведения (свойств) системы и входящих в нее подсистем по их функциям (женщины-военнослужащие различных военных специальностей). Системный метод находится в неразрывной связи с макро- и микроподходами. Их сочетание позволяет выявить общее и частное в историческом явлении, объяснить его как с точки зрения государственно-институционального взгляда, так и с точки зрения ее рядовых участников и очевидцев - «снизу». Микроуровень исследования позволяет изучить проблему в различных проекциях: женщины-военнослужащие страны, региона (в частности, Юга России) - отдельных региональных субъектов - женские контингенты в различных родах войск - отдельные женские военные формирования - женщина-военнослужащий. Последняя из проекций обусловливает, наряду с использованием в историческом исследовании принципа объективности, признание важной роли субъективного взгляда, основанного на личностном

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

опыте участников события, т. е. признании личностного измерения общесоциальных процессов. Вместе с тем ценен взгляд на проблему не только женщин-военнослужащих, но и мужчин.

Применение комплексного подхода к формированию источниковой базы по данной проблеме (архивные документы, опубликованные сборники документов и материалов, воспоминания, эпистолярные источники, периодическая печать, полевой материал), введение в научный оборот новых документов позволяет восстановить многоплановый спектр настроений, мнений, оценок в отношении феномена женского воинства, расширить характеристику изучаемого социального явления, приблизиться к объективному и многомерному его пониманию.

Имеет право на существование в гуманитарном историческом знании и социосинергети-ческий подход, направленный на изучение процессов саморазвития, самоорганизации сложных социальных систем. Идеи синергетики, легшие в основу популярной концепции пассионарности Л.Н. Гумилева [2], вдохновившие ряд ученых на создание эволюционно-энергетических и циклических концепций исторического процесса (Л.В. Зильберглейт, Е.Б. Чернявский, В.И. Пантин, А.И. Ра-китов, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, С.Г. Гомаюнов, Л.И. Бородкин, Н.Д. Козлов и т. д.), представляют широкий спектр точек зрения на возможности системного подхода и синергетики для научного анализа социальных процессов в целом и исторических феноменов в частности. В связи с этим контингент женщин-военнослужащих может рассматриваться как социальная система с положительными (рост, стабилизация) и обратными (отрицательными) тенденциями развития. Применение синергетического подхода позволяет выявить основные факторы, способствующие как возникновению, так и дальнейшему функционированию женского военного социума.

Использование антропологического подхода в военной истории, введенного рядом историков, в том числе Е.С. Сенявской [3], привело к формированию нового направления научных исследований - военной антропологии, что позволяет объединить научный потенциал и инструментарий самых разных наук о человеке в военной сфере (истории, медицины, психологии, биологии, политологии, социологии, философии, филологии, экономики и т. д.), дает возможность объемно показать человека в событиях войны, поставить человека в центр исследовательского поиска, открыть новые направления его духовного мира, повседневного жизненного существования, нравственных добродетелей, пороков, раскрыть важные стороны внутреннего мира и поведения военнослужащих, их изменения под влиянием характера и хода войны.

Использование гендерного подхода предполагает изучение истории складывания, стратификации и функционирования системы отношений и взаимодействий в военном сообществе по признаку пола. Согласно гендерной методологии, различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием, а также распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского. Гендерный подход в исследовании позволяет осмыслить развитие гендерных отношений в советском обществе в 1930-1940-е гг., расширение границ традиционных стереотипных женских ролей, а также влияние этой тенденции на феминизацию армии в годы Великой Отечественной войны. С позиций гендерного подхода анализируются взаимоотношения мужского и женского контингентов в воинском коллективе, причины негативного восприятия мужчинами факта присутствия на военной службе женщин, мотивы, побуждавшие женщин к добровольному вступлению в армию, проявление женской маскулинности.

Сочетание антропологического и гендерного подходов способствует выявлению проблемных сторон в историческом опыте Российской армии, учет которых должен способствовать принятию взвешенных решений при формировании ее нового облика. Армия должна быть не только сильной, боеспособной, привлекательной в глазах граждан как важный социальный институт государства и сфера профессиональной деятельности, но и интегрироваться с культурой общества, в том числе с политикой гендерного и социально-демографического развития.

Использование социокультурного подхода плодотворно при рассмотрении феномена советского менталитета, понимании преобладающей мировоззренческой позиции советских людей, адекватного восприятия населением нерешенности многих бытовых вопросов, при рассмотрении форм и средств реализации социальной политики государства в отношении женщин-военнослужащих. Примерами эффективного использования социокультурного подхода в историческом исследовании являются работы современных исследователей, среди которых В.Ф. Зима [4], Е.Е. Красноженова [5, с. 91-96; 6, с. 100-103], А.Д. Осмаев [7, с. 167-181] и т. д.

На основе применения различных методологических подходов разработана авторская модель исследования заявленной проблемы, основанная на положении о многофакторном характере массового социального явления. Исследовательская стратегия имеет четыре основных вектора, в совокупности нацеленных на многогранное осмысление и отражение феноменального социально-исторического конструкта - женщины-воина. Социально-политический вектор иссле-

дования позволяет проследить государственную политику вовлечения женщин в активную социальную и общественно-политическую жизнь, в военно-спортивную подготовку населения в предвоенные годы, систему организации их военного обучения в период войны; цель, механизмы, численность, динамику военной мобилизации женщин; систему учета женщин в Вооруженных силах страны; их специализацию; обусловленность комплектования женских военных формирований: политику тиражирования в общественном сознании образа женщины-воина; меры социальной поддержки женщин-военнослужащих, их государственного поощрения; политику демобилизации женщин. Естественно-биологический аспект исследования позволяет осмыслить физическую готовность женщин к военной службе, адаптационные возможности женского организма к экстремальным условиям фронтовой службы, стрессоустойчивость, выносливость; заболеваемость, смертность и характер ранений в зависимости от военной специализации. Телесный аспект проблемы, связанный со здоровьем женщин, не только отражает их приватную сферу и ставит вопрос о реализации прав на свое тело (материнство, сексуальность), но и раскрывает властные стратегии государства по отношению к репродуктивным функциям женщин-военнослужащих. Материально-бытовой вектор изучения проблемы направлен на отражение условий фронтовой повседневности (питание, условия службы и отдыха, санитарно-гигиенические условия); особенностей освоения женщинами культуры воинского быта; мер по корректировке снабжения и обмундирования женщин армии и флота. Духовно-психологический аспект исследования фокусирует внимание на феномене женского воинского добровольчества, побудительных мотивах службы женщин, их идейной убежденности, типических морально-психологических качествах женщин-военнослужащих; помогает выявить аспекты ментальности, стереотипы мышления, поведения в условиях фронтовой действительности; раскрыть командный потенциал женщин; детерминанты эмоционально-психологических портретов женщины-добровольца и демобилизанта, инкультурации женщин к правилам, ценностям, ритуалам, традициям, этикету военной жизни; морально-нравственные аспекты развития неформальных взаимоотношений между мужчинами и женщинами в действующей армии.

Таким образом, многофакторный подход в исследовании позволяет выявить как комплекс причин, породивших социальное явление, так и многогранность его проявления.

Использование многообразия подходов исследования и комплексное их применение нацелено на создание новой многомерной конфигурации образа женщин-военнослужащих и их социально-исторического опыта участия в Великой Отечественной войне.

Ссылки:

1. Великая Отечественная война без грифа секретно. Книга потерь / под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2009.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2001.

3. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.

4. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. М., 2000.

5. Красноженова Е.Е. Социальная политика советского государства в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.): на материалах Нижнего Поволжья // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2012. № 1.

6. Красноженова Е.Е. Особенности решения жилищно-коммунальных проблем в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2.

7. Осмаев А.Д. Грозный в 1999-2008 гг.: война и повседневная жизнь горожан // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. История России. 2009. № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.