УДК 94(470.67) ББК 63.3(2Рос.Даг) М 91
О.С. Мутиева,
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного института
народного хозяйства, г. Махачкала, тел.: 8-928-680-74-34, е-mail:
Женщины в общественно-политической жизни Дагестана (XIV-XIX вв.)
(Рецензирована)
Аннотация. Положение женщины в обществе, ее социальный, экономический и правовой статус является одной из актуальных проблем исторической и этнографической науки. Возросшая роль женщины в современном мире делает проблему исследования роли и места женщины в обществе особенно актуальной. В настоящее время в исторической науке ставятся проблемы, которые нуждаются в конкретном решении. Актуальными являются и вопросы, касающиеся роли женщин в социально-политической жизни традиционного общества.
В данной работе освещаются вопросы, связанные с ролью женщины в социальнополитической жизни народов Северного Кавказа, и в частности Дагестана.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, традиционное общество,
военизированный быт, социально-политическая жизнь, женщина-горянка, женская воинственность.
O.S. Mutiyeva,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Daghestan State Institute of National
Economy, Makhachkala, ph.: 8-928-680-74-34, е-mail: [email protected]
Women in socio-political life of Daghestan (the 14-19th centuries)
Abstract. Position of the woman in society, her social, economic and legal status is one of the actual problems of historical and ethnographic science. The increased role of the woman in the modern world makes a study problem of a role and a place of the woman in the society especially topical. Now historical science puts problems which need the concrete decision. Urgent are also the questions concerning a role of women in socio-political life of traditional society. The present work discusses the questions related to a role of the woman in socio-political life of the people of the North Caucasus, in particular Daghestan.
Keywords: the North Caucasus, Daghestan, the traditional society, the militarized life, socio-political life, the female-mountaineer, female eagerness to fight.
Уклад жизни каждого народа характеризуется некоторыми особенностями, свойственными только этому народу или определенной этнической группе. У народов Северного Кавказа, и в частности Дагестана, исторически сложился особый военизированный быт, который способствовал формированию у населения своеобразных черт характера. Данный уклад жизни, безусловно, накладывал свой отпечаток и на женщин.
Многие исследователи, характеризуя женщин-горянок, отмечают у них черты, присущие мужчинам: воинственность, бесстрашие, мужественность, смекалку. На
воинственность женщин Дагестана оказали влияние несколько факторов. На наш взгляд, истоки женской воинственности (не только женщин Кавказа) уходят своими корнями в эпоху
матриархата. Со времен матриархата сохранился у народов Северного Кавказа обычай почитания старшей женщины в роду и культа женщины - матери. Так, например, особым уважением пользовалась девочка, рожденная в семье первой. Ей приписывалась сакральная сила, способная приносить благополучие, излечивать болезни и т.д. На примере чеченских народов это подтверждает Д. Хожаев: «...особое отношение к девочкам-первенцам чеченцы сохранили по сегодняшний день; а наши бабушки, состригая волосы на затылке, вспоминают рассказы своих матерей о том, что, поднимая волосы под шлем, многие чеченки участвовали в сражениях» [1].
Несмотря на то, что со временем роль мужчины во всех сферах жизни стала доминирующей, но отголоски матриархата давали о себе знать и в другие исторические эпохи. Так, например, у многих народов Дагестана женщины преклонного возраста и сегодня состригают волосы на затылке (М.О.)
Во-вторых, это был внешний фактор. Как известно, выгодное стратегическое расположение Дагестана привлекало к нему внимание многих завоевателей, и он неоднократно подвергался нападению со стороны многочисленных поработителей. В разное время на непокорную страну гор устремляли свои взоры арабские завоеватели, монголо-татары, полчища Тимура и Надир-шаха и др. А всякая война - это, безусловно, испытание, и особенно для женщины. У горянок Дагестана, в силу военизированного уклада жизни, многочисленных войн, постоянной угрозы нападения со стороны врагов, выработались прекрасные военные навыки.В истории дагестанского народа можно встретить немало примеров героического поведения женщин-горянок, которые взявшись за оружие, защищали родную землю.
Далеко за пределами Дагестана известен подвиг юной девушки Парту-Патимы из лакского селения Кули, которую прозвали дагестанской «Жанной Д’ Арк».Когда в 1396 году крохотный Дагестан пытался покорить грозный завоеватель Тамерлан, то борьбу дагестанских народов с иноземными захватчиками возглавила девушка Парту Патима, своим примером вдохновившая воинов на борьбу против «Грозы Вселенной» - Тимура. Благодаря ее героизму горцы одержали победу. Парту-Патима стала для них настоящей героиней. Память о ней до сих пор живет в сердцах дагестанских народов, а могила ее стала местом паломничества. Именно ей посвятил свою поэму Расул Гамзатов, где описал ее бессмертный подвиг:
«Ура!» оглашает овраги и долы И громом на горской гремит стороне,
Но стонут монголы, трясутся монголы,
Завидев Парту-Патиму на коне.
Вкруг шлема обвив свои косы густые,
По локоть свои засучив рукава,
Туда, где противники самые злые,
Летит она с гордым бесстрашием льва.
Направо взмахнет — и врага обезглавит,
Налево взмахнет — и коня рассечет,
«Ура!» закричит — и джигитов направит,
«Ура!» закричит — и помчится вперед [2].
Бесстрашие и боевую смекалку проявили женщины-горянки в борьбе с иранским тираном Надир-шахом. В кровопролитных сражениях, которые прошли на земле Дагестана в сентябре 1741 г., вместе с мужьямивоевали женщины из дагестанских аулов Мегеб, Обох, Согратль, Кумух защищали свою землю: « .каждый день со всех уголков Дагестана подходило подкрепление, и даже женщины, переодетые в мужские одежды, вступали в бой»
[3].
В период кровопролитной Кавказской войны женщины-горянки также принимали участие в боевых действиях, а при необходимости вставали на место своих убитых мужей и сыновей и показывали пример настоящего героизма. Так, известны факты, что при обороне
Ахульго, осажденного в 1839 г. царскими войсками, участвовали дагестанские женщины, переодетые в мужское платье [4].
По мнению некоторых исследователей, участие женщин в боевых сражениях Кавказской войны объясняется только лишь катастрофической нехваткой боеспособных мужчин. Объяснить данный феномен, на наш взгляд, можно тем, что долгая, изнурительная война практически истребила все мужское население Дагестана, а не только боеспособное. В аулах оставались немощные старики, дети и женщины. И при таком стечении обстоятельств имам Шамиль был вынужден издать даже указ о том, что «всякая женщина должна иметь пику с железным наконечниками, в случае надобности сражаться вместе с мужчинами» [5].
Что же касается участия женщин в политической жизни Дагестана, то их было не так много. И, как правило,это были женщины из привилегированных сословий, жены и дочери ханов и беков, которые, в силу определенных обстоятельств, могли оказать влияния и на политические события. Но необходимо отметить, что эту возможность они получали толькопосле смерти своих мужей или же при их болезни.
Известно, что в конце XVIII века правительницей Дербента была Тути-Бике. Ее сильный характер проявлялся во многих сложных ситуациях. Так, однажды ее брат Эмир Хамза, ложно известив свою сестру Тути-бике о смерти ее мужа Фатх Али-хана, потребовал сдачи крепости Дербента. Однако она, распознав коварство своего брата Эмира Хамзы, собрала своих сторонников и стала оборонять город. Одевшись в мужское платье, она постоянно появлялась на стенах города и своей неустрашимостью ободряла защищавшихся жителей. Именно благодаря Тути-бике Дербент, выдержав осаду 9 месяцев, голод и мучения, не сдался. Следует отметить, что, завоевав уважение жителей Дербента, Тути-бике после смерти своего мужа Фат-Али-хана смогла решать самостоятельно многие важные политические задачи.
Современницей Тути-бике была и правительница Табасарана Ханум-бике Каракахан-бек кызы, которая умело управляла от имени своего немого сына Новруз-бека [6].
Безусловно, наиболее яркой личностью в политической жизни Дагестана в первой четверти XIX века была правительница Хунзаха Паху-бике (т.е. Баху-бике - М.О.), вдова Аварского хана Алисултан-Ахмеда. Известно из источников, что она играла важную роль в политических событиях Кавказской войны. Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в Дагестане, Паху-Бике не боялась открыто симпатизировать царским властям, чем вызывала гнев у мюридов. А в 1830 г. Паху-бике, выступив открыто против мюридов Гази-Магомеда, на деле доказала, что женщины-горянки способны решать самостоятельно и политические задачи.
Яркое описание этих событий, мы находим у Лесли Бланч, которая пишет: «Увидев огромную колонну мюридов, в количестве 8 тысяч человек, хунзахцы впали в панику. Но тут появилась Паху-бике с саблей в руках и крикнула: «Если вы испугались, дайте нам, женщинам, ваши мечи и спрячьтесь за нашими юбками» [7]. Ее слова оказали огромное воздействие. Мужчины Хунзаха в ярости бросились на противника. Гази-Магомед был вынужден отступить, а Паху-бике еще более возвысилась в глазах хунзахцев. За эту победу Николай I пожаловал Аварскому ханству знамя с гербом России, а его жене Паху-Бике отрез на платье.
Жизнь Паху-бике трагически оборвалась в 1834 г. Мюриды Гамзат-бека убили ее сыновей Нуцал-хана и Ума-хана, а затем на площади прилюдно казнили ее, всадив в горло кинжал. Паху-бике стойко приняла смерть и навсегда осталась в памяти народа, в ее легендах и песнях. А самое главное, жестокая расправа над Паху-бике настроила против мюридов многих жителей Дагестана и подняла волну социальных протестов.
Итак, рассмотрев некоторые аспекты участия женщины в социально-политической жизни традиционного общества Северного Кавказа, можно сделать вывод, что она не была «забитой женщиной гор». Как видно из приведенных выше примеров, в определенные исторические моменты женщины принимали самое активное участие в жизни общества, являлись непосредственными участницами социально-политических процессов. Безусловно,
история Тути-Бике, Ханум-бике Каракахан-бек кызы и Паху-бике и их деятельность не совсем вписываются в сложившийся стереотип кавказской женщины исследуемых периодов. Но их история лишний раз заставляет нас по-новому взглянуть на роль женщин в жизни традиционного северокавказского общества.
Примечания:
1. Хожаев Д. Чеченцы в русско-кавказской войне. URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm.
2. Сколько песен можно сложить о Дагестане? ЖаннаД'Арк. URL: http//shkolazhizni.ru.
3. Разгром Надир-шаха в Дагестане URL: http// www.ihae.ru.
4. Клычников Ю.Ю. Осада Ахульго 1839 г. // Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе. Армавир, 2003. С. 130.
5. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М.: Росет,1994. С. 386.
6. Алкадари Г. Э. Асар-и Дагестан. Махачкала, 1929. С. 94.
7. Лесли Бланч. Сабля рая. Махачкала, 1991. С. 9.
References:
1. Dalkhan Khozhayev "The Chechens in the Russian-Caucasian war". URL: // http ://hghltd.yandex.net/yandbtm.
2. How many songs is it possible to compose about Dagestan? Joan of Arc. URL: http// shkolazhizni .ru/.
3. The defeat of Nadir-shakh in Dagestan. URL: http//www.ihae.ru.
4. Klychnikov Yu.Yu. The siege of Akhulgo in 1839 // The historical region studies of the North Caucasus for higher and secondary schools. Armavir, 2003. P. 130.
5. Bliyev M.M., Degoyev V.V. The Caucasian war. M.: Roset, 1994. P. 386.
6. Alkadari G.E. Asari-Dagestan. Makhachkala, 1929. P. 94.
7. Lesley Blanch. The sabres of Paradise. Makhachkala, 1991. P. 9.