Научная статья на тему 'Женщины на рынке труда: статистическое измерение'

Женщины на рынке труда: статистическое измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / WOMEN''S UNEMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / DISCRIMINATION AGAINST WOMEN / GENDER INEQUALITY / LABOR LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдусаламова М.М., Рабаданов М. А.-В.

Как известно, рынок женской рабочей силы традиционно имеет отличия от рынка мужской рабочей силы, которые определяются во многом репродуктивными функциями женщин, различиями в семейных обязанностях мужчин и женщин и т.д. В статье исследуются основные социально-экономические проблемы занятости российских женщин на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщины на рынке труда: статистическое измерение»

Абдусаламова М.М.1, Рабаданов М. А.-В.2 ©

К.э.н., доцент; студент, Менеджмент,

Дагестанский государственный университет

ЖЕНЩИНЫ НА РЫНКЕ ТРУДА: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация

Как известно, рынок женской рабочей силы традиционно имеет отличия от рынка мужской рабочей силы, которые определяются во многом репродуктивными функциями женщин, различиями в семейных обязанностях мужчин и женщин и т.д. В статье исследуются основные социально-экономические проблемы занятости российских женщин на рынке труда.

Ключевые слова: занятость, женская безработица, рынок труда, трудовое законодательство, дискриминация женщин, гендерное неравенство.

Summary

As you know, the market for female labor force has traditionally been different from the male labor market, which is largely determined by the reproductive functions of women, differences in family responsibilities between men and women, etc. The main socio-economic problems of employment of Russian women in the labor market are examined in article.

Keywords: employment, women's unemployment, labor market, labor law, discrimination against women, gender inequality.

В XX веке произошли громадные перемены в социально-экономическом положении женщин. В России, начиная с XIX века и до сих пор, борьба за свои права является важной составной частью борьбы за всеобщую социальную справедливость. И, хотя за минувшее столетие резко изменилось место и роль женщин в обществе, говорить об их социальном равенстве с мужчинами еще преждевременно.

Конец ушедшего века принес новые трудности. Процессы реформ 90-х годов существенно ухудшили уровень жизни населения и обострили проблемы матери, хозяйки, работницы. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране (безработица, кризисное состояние экономики, общий низкий уровень доходов населения, прежде всего, заработной платы, обесценивание труда и прочее), а также значительное внимание к вопросу гендерного равноправия в мире предопределили необходимость оценки положения женщин на рынке труда в сравнении и сопоставлении с ситуацией, сложившейся в отношении мужчин [9].

Рынок женской рабочей силы традиционно имеет отличия от рынка мужской рабочей силы. Эти отличия определяются главным образом репродуктивной функцией женщины, различиями в семейных обязанностях, что приводит к гендерным особенностям в трудовом поведении. Социально-экономические показатели свидетельствуют о значительной гендерной асимметрии в сфере труда[4].

Так, в последнее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами. Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Несмотря на это женщины по-прежнему практически выведены из сферы принятия решений. Причем это утверждение справедливо как для

© Абдусаламова М.М., Рабаданов М. А.-В., 2015 г.

характеристики особенностей их занятости в органах государственной власти, так и на предприятиях всех форм собственности[7].

В частном малом бизнесе среди руководителей фирм - женщин 18 из 100 человек. Чаще всего женщины возглавляют малые предприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственном бытовом обслуживании. Здесь доля женщин-руководителей составляет 54%. Среди руководителей малых предприятия здравоохранения и социального обслуживания женщин - 30%, в торговле и общественном питании - 24%. Несмотря на то, что женщины составляют более половины государственных служащих (56,2%), в государственных органах власти наблюдается сильнейшая вертикальная сегрегация - женщины занимают преимущественно низшие ступени государственной службы. Так среди чиновников «высшей» группы женщин всего 5,7%, среди «главных» - 15,5%, «ведущих» - 31,1%, «старших» - 49,9%, а среди «младших» уже 80,6%[6].

Кроме того, несмотря на то, что российским трудовым законодательством дискриминация женщин в сфере занятости запрещена, это явление широко распространено. Сегодня дискриминация по признаку пола особенно характерна при приеме или увольнении с работы и поддерживается она, как правило, за счет стереотипов работодателей, воспринимающих женщин как менее полезную рабочую силу. Такие признаки, как возраст, семейные обязанности и наличие детей стали гораздо более значимы по сравнению с профессионально-квалификационными признаками. Именно поэтому зарплата женщин не растет. Более того усиливается эффект «стеклянного потолка»: заработная плата женщин составляет примерно 2/3 от мужской, а чем выше позиция (должность, оплата труда и тому подобное), с тем большей долей вероятности ее занимает мужчина. Другая сторона этого эффекта - вытеснение женщин из отраслей и с позиций, где повышается зарплата или возможны другие формы дохода. В результате неудивительно усиление явление феминизации бедности[8].

На существование практики скрытого дискриминационного увольнения женщин указывает и тот факт, что женщины чаще, чем мужчины, оказываются без работы в связи с высвобождением по сокращению штатов, а не в результате увольнения по собственному желанию. Так, в 2012 году среди безработных женщин доля высвобожденных составила 37%, тогда как мужчин - 30%; в то же время уволившихся по собственному желанию женщин было 20%, а мужчин 30%[9].

Анализ российской статистики занятости и безработицы показывает, что с некоторых пор наметилась устойчивая специфика женской безработицы. При сравнении ситуации с европейскими государствами во многих случаях отмечаются сильные пострановые различия. Так, в проблемных странах (например, в Греции) женская безработица в 2010 г. была намного выше мужской. Наоборот, в преуспевающих странах (в Германии, Великобритании) женщины реже мужчин оказываются в числе безработных в среднем на 20 %. В целом в ЕС разницы между мужской и женской безработицей практически не существует (не более 1 % в 2012 г.), хотя положительная динамика в снижении женской безработицы наблюдается только с 2006 г. В России до кризиса 2008 г. женская безработица также практически не отличалась от мужской (0,2-0,4 % разницы), в период же с 2009 по 2011 г. мужская безработица несколько усилилась и превысила женскую в среднем на 1,0 % (в 2012 г. - на 0,7 %). Приведем данные по динамике женской безработицы в трех развитых «центрах труда» и в России (рис.1)[11].

2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика безработицы среди женщин 2009—2012 гг., % (методика МОТ)

Положительная динамика сокращения женской безработицы в России омрачается серьезными региональными различиями. Так, Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом с высоким уровнем безработицы. Проблема обеспечения занятости и снижения безработицы для Республики Дагестан была всегда актуальной. Но за последние годы эта проблема приобрела острейший характер - с 2004 по 2012 годы численность постоянного населения республики выросла на 8%, трудоспособного - на 17,9%, а экономически активного -на 20,3%. Это стало одним из важных факторов увеличения безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, в 2012 году по сравнению с 2003 годом на 6,5%. В 2012 году 279,1 тыс. человек (23,8%) экономически активного населения Дагестана не имели работы, но активно ее искали[2].

По данным обследований населения по проблемам занятости, проведенных за 2003-2012 годы Территориальным органом ФСГС по РД, доля женщин в общей численности безработных составляла в пределах 65-67%. По данным Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, доля женщин в общей численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, за рассматриваемый период составляла 65-68%[2].

Таблица 1

Динамика численности женщин, зарегистрированных в органах службы занятости РД

в % к итогу

2003 2009 2012

Всего 100 100 100

из них:

Женщины 67,4 66,1 65,9

Молодежь 41,7 38,0 39,9

Если рассматривать структуру занятых в экономике по возрастным группам среди женщин и мужчин в 2012 году, то основная доля занятых женщин приходится на возрастные группы 30-39 лет (26,6%) и 40-49 лет (25,9%). Доля занятых женщин в возрасте 40-49 лет на 0,6 % выше мужчин, а в возрасте 25-29 лет - на 1,2 % выше мужчин (14,6% - доля женщин, и 13,4% -доля мужчин).

Незначительна доля женщин, занятых в экономике в возрасте старше 60 лет. Формированию относительно пропорциональной структуры занятых в экономике по половому признаку в основном способствуют стабильное функционирование сферы образования, здравоохранения, а также бурное пропорциональное развитие двух «поглотителей» вновь вливаемых или временно свободных трудовых ресурсов на региональный рынок труда - торговли и строительства.

В сфере образования республики доля женщин в общем объеме занятых, по данным Министерства образования РД, составляет более 73%, а в сфере дошкольного образования -96,4%. В сфере здравоохранения доля женщин в общем объеме занятых составляет около 68%. Что касается торговли и строительства, то здесь одна сфера (торговля) является женской сферой (доля женщин, занятых в торговле составляет по разным оценкам от 78 до 89%), а строительство - мужской (доля мужчин, занятых в строительстве превышает 87,1%)[3].

Анализ структуры занятых в экономике по уровню образования среди женщин и мужчин в 2012 году выявил значительные расхождения по некоторым показателям. В частности, доля мужчин с высшим профессиональным образованием, занятых в экономике в структуре занятых мужчин, составляет 22,2%, в то время как женщин - 21,1%, доля мужчин с неполным высшим профессиональным образованием - 3%, а женщин - 1,8%.

Значительные расхождения по категориям со средним профессиональным (доля мужчин - 14,8%, женщин - 19,1%), с начальным профессиональным образованием (доля мужчин - 9,6%, женщин - 4,5%). Высока в структуре занятых в экономике доля женщин с начальным общим или не имеющих начального общего образования - 3,7% (в абсолютном выражении - более 16,4 тыс. человек). И у мужчин, и у женщин в структуре занятых в экономике по уровню об-

разования основную долю составляет категория «среднее (полное) общее» образование: у мужчин - 38,8%, у женщин - 37,7%[3].

Отличную от этого структуру имеет распределение безработных по уровню образования. Высока доля безработных, как женщин, так и мужчин в категории «среднее (полное) общее образование». В структуре женской безработицы эта доля в 2012 году составляла 53,2%, мужской - 44,2%. Высока также доля безработных мужчин и женщин со средним профессиональным образованием: у мужчин - 12,7%, у женщин - 17,7%. По возрастным группам наибольшая доля безработных в 2012 году приходится на возраст 30-49 лет: у мужчин - 40,8%, у женщин -42,2%. Из общей численности безработных женщин 36,1% не замужем, 3,9% - вдовы и 8,7% -разведенные. В структуре безработных по признаку наличия прошлого опыта в 2012 году 60,3% женщин и 53% мужчин не имеют опыта работы[1].

Основные причины высокой степени безработицы среди женщин и молодежи коренятся в общем низком уровне развития экономики региона, в высокой доле занятых в неформальном секторе экономики, в национальных особенностях, в предпочтениях работодателей.

Национальные особенности формирования рынка труда в Дагестане таковы, что для дагестанских женщин в силу сложившихся традиций и условий жизни свобода выбора в этой области весьма ограничена и ориентация на семью преобладает над карьерными устремлениями. Реализация женщиной репродуктивной функции уже априори обусловливает определенную степень бытового неравенства женщины с мужчиной. Загруженность большинства женщин домашними обязанностями по-прежнему велика. Они тратят на домашние дела в среднем почти в три раза больше времени, чем мужчины. Многие домашние обязанности остаются практически полностью женскими: приготовление пищи и мытье посуды (этим занимаются 96,1% опрошенных женщин против 24,1% мужчин), стирка и глажение белья (83,7% женщин против 6,2% мужчин)[1].

Таким образом, воспитанные годами стереотипы формального равенства экономических возможностей мужчин и женщин не способствовали преобладанию позитивного отношения к равенству полов при формировании современного национального рынка труда. Несмотря на провозглашаемую десятилетиями эмансипацию женщин, до сих пор большинство представительниц «слабого пола» отдают предпочтение семье, а не работе. Согласно данным ВЦИОМ, 70% опрошенных женщин считают, что основным мотивом, побуждающим их заниматься профессиональной деятельностью, является, главным образом, невозможность прожить только на заработки мужа.

Проделанный анализ позволяет констатировать жесткую реальность: женский труд не пользуется широким спросом, а его цена остается слишком низкой. Достаточно неблагоприятны и прогнозы на перспективу: возможный экономический рост, по оценкам, потребует увеличения в первую очередь числа мужских рабочих вакансий (в сырьевых и обрабатывающих отраслях).

В этой связи, первоочередной мерой для устранения экономических основ тендерного неравенства должно стать реформирование системы регулирования трудовых отношений с учетом изменений, происходящих в постиндустриальном мире. Новая страна обязана быть более внимательной к личности, ее индивидуальным потребностям. России необходима комплексная гендерная государственная политика, содействующая достижению равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда.

Государственная поддержка занятости женщин, ее социально-защитная роль на рынке труда позволит расширить свободу выбора жизненного пути и способы самореализации личности, будет способствовать усилению и развитию мирового сообщества.

В заключении хотелось бы отметить, что положение женщин и их статус претерпели значительные изменения, обусловленные не только законодательными нормами,

политическими процессами, но и изменениями произошедшими в социальном сознании. Возросшая конкуренция на рынке труда и появление безработицы определили и без того достаточно затруднительное положение, особенно для женщин, но, несмотря на это появились новые возможности (например, возможность начать свое дело и пр.). Разительные перемены

произошли в сознании и стремление женщин принимать активное участие в профессиональной, политической и общественной жизни.

Литература

1. Абазиева К.Г. Женщина на рынке труда и в семье: генезис, современное состояние и прогноз/ К.ГАбазиева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2010. - № 2. - С. 103-104.

2. Абдулаева З.З. Социально-экономические проблемы занятости женщин на рынке труда/ З.З. Абдулаева// Вопросы структуризации экономики. - 2013. - №3. - С. 94-99.

3. Багомедов М.А., Хаджалова Х.М. Влияние трансформаций в институте семьи на демографическую си-туацию/ М.А.Багомедов, Х.М.Хаджалова// РППЭ. - 2011.- №1.- С.264-272.

4. Веллем Л.А. Гендерные аспекты социально-трудовой коммуникации/ Л.А. Веллем // Вопросы философии. - 2012. - №5. - С. 17-19.

5. Колосова Р.И. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / Р.И.Колосова, Т.О. Разумова // Вопросы экономики. - 2010. - № 7. - С. 65-68.

6. Клементьев Е. Женщины на рынке труда/ Е.Клементьев// Вопросы социального обеспечения. -2011. - № 6. - С. 23-28.

7. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы / К.Лайкам // Человек и труд. - 2010. - № 7. - С. 21-26.

8. Михалева Г. Женщины на рынке труда в России: типы дискриминации/ Г.Михайлева// Пресс-релиз. 22.03.2011

9. Новикова Т.А. Женщина и рынок труда/ Т.А.Новикова// Вопросы статистики. - 2012. - №3. - С.17-

21.

10. Сизова И.Л. Ищущие работу женщины на российском рынке труд/ И.Л.Сизова// Экономическая социология и психология.- 2013. - №7. - С.29-35.

11. ФСГС: тенденции на рынке труда: аналит. докл. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B12_04/ IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.