УДК 93/94
ЖЕНЩИНЫ И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НА МУСУЛЬМАНСКИХ СЪЕЗДАХ 1917 ГОДА
А.Р. Шарафеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Резюме. Автор рассматривает не только мужской взгляд на мусульманские съезды 1917 года, но и показывает участие женщин, которые помимо обсуждения своего «титульного вопроса» принимали участие в дискуссиях культурно-просветительского, территориального характера.
Ключевые слова: татары, женское движение, мусульманский съезд.
Для цитирования: Шарафеева А.Р. Женщины и женский вопрос на мусульманских съездах 1917 года. Тюркологические исследования. 2020;3(2): 43-64.
1917 год вошел в историю подъемом общественной и политической активности народных масс, национального, мусульманского движения в России. Это доказывает проведение нескольких крупных форумов мусульманских народов страны - два общемусульманских съезда, съезд мусульманок, военный съезд и съезд духовенства. Принятые на этих съездах решения сыграли важную роль в процессах национально-государственного и политического развития этих народов. На съездах наряду с другими впервые был поднят женский вопрос. Принятые резолюции и постановления по нему стали первыми актами в процессе раскрепощения мусульманок, изменения их социального статуса в обществе и семье.
Многие ученые при изучении мусульманских съездов акцентриуют свое внимание на вопросах территориального устройства, выборах в Учредительное собрание, аграрном, рабочем и др., но при этом часто отражают только мужской взгляд на съезды, забывая о том, что в них принимали участие и женщины, которые выступали не только по своему "титульному" вопросу. К тому же, их положение обсуждалось и в рамках других вопросов. Целью данной работы является изучить участие женщин на мусульманских съездах 1917 года, а также проследить эволюцию женского вопроса от февраля к октябрю.
Источниковая база исследования включает в себя не опубликованные и опубликованные материалы. К опубликованным источникам следует отнести протоколы съездов, их резолюции, воспоминания участников этих мероприятий, опубликованные в сборнике документов и материалов посвященной 100-летию образования Татарской АССР автором-составителем которого является. З.С. Минннуллин. Так же был использован сборник документов и материалов С.М.Диманштейна "Революция и национальный вопрос", где опубликованы резолюции мусульманских съездов. Протоколы I и II Всероссийских съездов мусульман опубликованные и переведенные С.Ф. Фаизовым.
Из неопубликованных источников для данной работы были использованы: протокол съезда мусульманок в г.Казань, написаный Якубом Халили и опубликованный в журнале Сююмбике №11/12 и №13/14 1917 года, переведенный нами. Из неопубликованных источников нами были использованы статьи из газет "Йолдыз", "Вакыт".
I Всероссийский съезд мусульманок
В Петрограде с началом февральской революции был учрежден Центральный исполнительный комитет мусульман (Искомус), а для руководства национальным движением мусульман, 7 марта в Казани был создан Мусульманский комитет [23, с. 87]. Этот комитет возглавили такие идеологи татарского национального движения, как С. Максуди, С. Алкин, Ф. Туктаров и др. Одной из первых в Комитет были избраны Хадича Ямашева-Таначева и Амина Мухитдинова. Уже 5 марта проживающие в Москве татарские женщины обратились к Мусульманской фракции Государственной Думы с предложением провести Всероссийский съезд мусульманок в г. Казань.
Съезд открылся 24 апреля 1917 года в 11 часов утра в здании «Нового клуба» [18, с. 175]. На первый день съезда прибыло 71 делегатов, присутствовало более 300 человек, среди которых были и представители средств массовых информаций.
На I Всероссийский съезд мусульманок в Казани прибывает около 85 делегатов с широким национальным и профессиональным составом. Больше всего было представительниц Казанских татарок или, как об этом пишут в протоколе съезда, "мусульманок средней России" [18, с. 174]. Было несколько представительниц Кавказских мусульманок, а также по одной представительнице польских татар, литовских татар и представительница Казахстана. Делегатами съезда были и учителя, и рабочие, и активные участницы женского движения среди татарок. Также на съезд прибыли выпускницы престижных учебных заведений, и трудящиеся женщины. Последние были недовольны тем, что рабочий вопрос не был на повестке съезда [38, с. 27]. Нужно отметить, что приехали на съезд лучшие представительницы каждого региона, имеющие неплохое для своего времени образование.
Идейно-политический состав участниц съезда очень сложно определить в силу недостаточности источников [38, с. 27]. Социалистическим взглядам были приближены Амина Мухетдинова, Зулейха Рахманкулова и Амина Тере-гулова. Либеральные взгляды разделяла Фатима Девлеткильдеева. Из умеренно-консервативной группы выделялись своей активностью Лябиба Хусаинова и Фатима Лутфия. Большинство участниц, нужно признать, придерживались умеренно-реформаторским умонастроениям и таковых было большинство [38, с. 28].
Съезд своей речью открыла Хадича Таначева. Она отметила в каком положении находятся мусульманки России и сравнила их положение с положением женщин Европы. Таначева высказалась за то, чтобы изменить ситуацию к лучшему [18, с. 175]. Таначева поставила на повестку съезда следующие вопросы:
1) Права женщин в шариате;
2) Место женщины в семье сейчас и какое место будет у нее в будущем;
3) Политические права женщин;
4) Место женщины в социальной жизни;
5) Участие женщин в Учредительном собрании и реализация этой идеи;
6) Особые организации для женщин [18, с. 175].
На съезде делегатки коснулись самых важных вопросов, которые касались не только женщин, но и затрагивали интересы всей нации. Были еще вопросы, которые они хотели обсудить, но ввиду того, что в мае планировался Всероссийский съезд мусульман, обсудили только те вопросы, которые этот съезд рассмотрел бы. Решения, которые были приняты съездом, были озвучены Ильхамией Туктаровой [5, с. 296] на Всероссийском мусульманском съезде в Москве.
Особенно бурно обсуждались вопросы прав женщин по шариату, социальные вопросы, которые касались воспитания детей, многоженства, разводов, принудительных браков. Важно заметить, что многоженство их беспокоило не столько с позиции ревности, сколько с позиций благополучия семьи и воспитания детей. Мусульманки видели прогресс нации в образовании женщин, т.к. только образованная, свободная и счастливая женщина может воспитать достойных членов нации. К тому же, они понимали важность участия в выборах в Учредительное собрание, понимали, что каждый голос на счету и в следующем съезде они позволят мужчинам переключиться на эту "более важную" тему, нежели вопрос сохранения языка, нации, воспитания детей.
Исходя из резолюции, можно подвести итоги I Всероссийского съезда мусульманок.
Касательно вопроса о правах женщины в исламе, было вынесено решение о равенстве прав мужчин и женщин и праве последних участвовать в политических, общественных делах. Было объявлено, что в законах шариата нет затворничества.
Относительно политических и социальных прав утвердили, что женщины имеют право избирать и быть избранными в Учредительное собрание, а участие в выборах - долг каждой мусульманки, однако они требовали отдельного от мужчин места голосования [19, с. 179], что входит в противоречие в резолюцией по шариату о затворничестве.
Что касается семейно-брачных отношений,здесь были приняты статьи о том, что во время заключения брака жених и невеста должны присутствовать лично, о праве женщин на развод, запрет заключать брак с девушками, не достигшими 16 лет (это решение распространялось только на территорию России). Также на съезде утвердили запрет на многоженство и необходимость медицинского осведетельствования здоровья брачующихся [19, с. 179].
Не упустили и вопрос о проституции, касательно нее приняли следующую статью: необходимо уничтожить дома терпимости и законы о проституции [19, с. 179].
Многие обсуждавшиеся на съезде мусульманок статьи не вошли в резолюцию, которая была представлена на Всероссийском съезде мусульман. Этому могут быть разные причины, и боязнь того, что мужчины даже обсуждать не станут некоторые статьи, и нехватка времени не съезде [23, с. 154]. Еще раз необходимо отметить, что они вынесли на рассмотрение съезда мусульман вопросы, которые больше касались не их самих, а касались народа. Этому свидетельствуют статьи о выборах в Учредительное собрание. Ильхамия Туктарова, в тексте резолюции: «чтобы не лишиться голосов женщин, составляющих половину нации, съезд принял нижеследующую резолюцию: «Во время выбо-
ров хождение каждой мусульманки на выборы да будет нравственным долгом» [5, с. 297]. Нельзя оставить без внимания, что мусульманки стремились к благополучию в семье, чтобы ребенок рождался здоровым и рос в благоприятной обстановке, поэтому были предоставлены статьи выше. Это говорит, что мусульманки думали больше о представлении своего народа на Учредительном собрании, думали о будущем своей нации и о здоровом поколении для нее. Следовательно, остальные вопросы остались только в протоколе съезда.
Бурно обсуждавшийся вопрос о посещениях женщинами мечети и кладбища так и остался в стенах «Нового клуба», не нашли отражения в итогах съезда и вопросы об условиях развода: с кем должен остаться ребенок после развода? необходима ли выплата алиментов и ребенку, и матери?
Не были представлены и статьи, относящиеся к социально-просветительской части жизни, среди них: вопросы о детских садах, обязательном образовании с 8 лет для девочек и мальчиков, о создании домов защиты для матерей, и необходимости оплачиваемого декретного отпуска в 30 дней. В стенах «Нового клуба» остались еще и статьи, относящиеся к необходимости создать общества по защите прав женщин, открытия различных курсов для женщин и обязательного образования для девочек, а также открытия лечебниц и здравниц для мусульман.
На повестку съезда не были поставлены важнейшие вопросы о войне и мире о рабочих, о воспитании детей, о земле, о чем и сказала Сара Ахметова в конце работы съезда [19, с. 204].
I Всероссийский съезд мусульманок работал и завершился достаточно успешно, даже если у мусульманок не было опыта в проведении подобных масштабных мероприятий. Первый съезд смог осуществить свою особую и трудную миссию. Он был призван собрать в своих решениях позиции различных групп женщин, которые до съезда были знакомы друг с другом только через публикации, переписки и понаслышке [38, с. 27].
Впервые так открыто были заявлены проблемы женщин, открыто обсуждались пути их решения. Съезд мусульманок положил начало эмансипации и освобождению женщины от оков религии. После съезда мусульманок и Всероссийского мусульманского съезда создается Центральный комитет мусульманок в Москве, постепенно разрешается женщинам посещать мечети, пусть еще местами это новшество встречает сопротивления [38, с. 27]. Появлялись курсы, библиотеки, проводились в аулах лекции о съезде и его решениях.
1-всероссийский мусульманский съезд.
1 мая 1917 г. в доме Ш. Асадуллаева открылся Всероссийский мусульманский съезд. В его работе участвовало свыше 900 делегатов из всех регионов России, из них 112 женщин, из них 9 -представляли делегацию Съезда Мусульманок России и его резолюцию.
Это был первый съезд мусульман в котором принимали участие и женщины, к тому же в президиум съезда была избрана и женщина - Салима Яку-пова, которая была участницей Казанского съезда, а также она являлась председателем Центрального бюро мусульманок России [23, с. 184].
С момента открытия Всероссийского съезда мусульман подчеркивалось присутствие женщин, например, во время своего вступительного слова Муса Бигиев поблагодарил женщин за содействие в организации этого мероприятия. Свои приветственные речи к съезду прочли и Салима Якупова, и Захида Бур-
нашева, которая сообщила об успешной работе казанского форума [38, с. 28]. Вообще женская тема не раз звучала в приветственных речах участников съезда, Губайдулла Ходжаев призвал мусульманок России помочь их азиатским сестрам.
В первое заседание работы Московского форума председателем Г. Исха-ки было отмечено присутствие на съезде Шефики Исмаиловны Гаспринской. Председатель обратился делегатам съезда со словами: «Господа! Прошу вас приветствовать присутствующую на нашем собрании высокую гостью - дочь Гаспринского Шафику ханум» [17].
С поздравлением от имени литовских женщин выступила Анна Марту-шас, которая высказалась по женскому вопросу: «Мы полагаем, что прогрессивность и совершенство нации, ее культуры достижимы только через совершенство всех ее членов. Этот прогресс и эта культура до сих пор стоят на одном месте, так как до сих пор женщины, составлявшие половину населения, не могли приобщаться к занятиям мужчин. Не имея прав, не имея возможности оказывать влияние на движение по пути прогресса, они были преградой развитию культуры, тормозили прогресс. И, напротив, теперь к делам управления, к реформаторской деятельности должны быть привлечены новые творческие силы- силы женщин-мусульманок» [17].
Во время съезда самым обсуждаемыми вопросами стали: территориальное устройство, рабочий и культурно-просветительный вопрос, женский вопрос.
А) Территориальный вопрос
Резолюция по территориальному устройству рассматривали 3 мая. Этот вопрос стал главным вопросом съезда. На съезде по этому вопросу развернулась острейшая дискуссия. Данный вопрос разделил съезд на два лагеря -на федералистов и унитаристов, когда первые боролись за территориальную автономию, то вторые настаивали на культурно-национальной автономии. Борьба между унитаристами и федералистами продолжалась до окончания съезда.
В прениях по территориальному вопросу принимали участие и женщины, так например, за федеративное устройство выступила и Разия-ханым Сулеймания (федералистка): «Я приехала из Оренбурга. Хотела бы здесь высказаться о пожеланиях делегировавших меня женщин и девушек. Отправившие меня женщины и девушки высказываются за федерацию. За федерацию и все наши оренбургские мусульмане. Сказали: пусть эта позиция не размежевывает мужчин и женщин, между нами должно быть взаимопонимание, мужчины и женщины во всех правах и делах должны быть едины. Вот что хотела сказать» [17].
Унитаристы отмечали, что проблема территориального устройства еще заключалась в женском вопросе, они утверждали, что женщины в федеративном устройстве не смогут защищать свои права, разделение на федерации также приведет к тому, что федерации будут действовать раздельно. По этому вопросу от имени женщин высказалась Фатима Кулахметова: «Думаю, что форма будущего национально-государственного устройства России окажет большое влияние на наше женское движение. Поскольку я представляю женщин, то мои соображения будут подчинены этому обстоятельству», далее она отметила, что «если мусульманские нации, мужчины с нами вместе будут работать, продвинутся вперед, продвинемся вперед. Но поверите ли вы, что при федера-
ции мужчины дадут женщинам столько прав, сколько женщины захотят? Нет, не дадут ни прав, ни свободы. Не смогут женщин вызволить из бедственного состояния. Один эфенди заявил: «Вы что, рассчитываете вытащить женщин из жилищ к свободе?». В этих словах большой смысл: когда каждая нация отдельно за дело возьмется, то в ней возьмут верх спрятавшиеся до времени темные силы. Они никогда не будут служить нашей свободе, а всем телом и душой будут сопротивляться ей. Я здесь как отдельная делегатка. Хотела бы содействовать улучшению положения женщин. Но совесть моя не позволяет мне отдать голос за федералистов. Думаю, их будущее плачевно [17]».
Таким образом, единства среди мусульманок России не было. У них никогда не было общей истории, движения, каждая из них была привязана к своей семье и была солидарна со своим мужем и семьей, нежели с другими женщинами.
Б) Рабочий вопрос
После февральской революции с новой силой рабочие начинают выдвигать свои требования, за них стоят социально ориентированные партии.
В резолюции было предложено, что рабочий день должен быть 8 часовым также предлагался 42 часовой праздничный отдых. Касательно рабочих женщин были приняты следующие пункты резолюции:
6) Женщин нельзя принимать на работы, вредные для здоровья;
7) Во время беременности, женщины должны получать отпуск от 4-6 недель сохранением заработной платы.
8) В тех предприятиях, где работают женщины, должны освобождаться через каждые три часа для кормления ребенка.
Эти пункты резолюции говорят о том, что общество стремилось охранять и облегчать бремя материнства.
В) Культурно-просветительские дела
Вопрос образования был поставлен на повестку дня, как важный фактор в воспитании будущей нации, а за реформы в образовании активно действовали джадидисты. Съезд рассматривал не только повышение грамотности нации, но и сохранение родного языка [11, с. 107]. Само обучение в начальных, средних и высших школах должно было вестись на родном языке, русский язык должен был преподаваться как отдельный предмети деление школ на светское и духовное отменялись. Учащиеся всех наций должны были быть равными в своих правах и желательно мальчики и девочки обучались вместе [11, с. 107]. Здесь надо уделить внимание на слово «Желательно», то, что в светских образовательных учреждениях обучаются оба пола это обычное явление для нашего общества, но в то время делегаты рассматривали данный вопрос исходя из устоявшихся традиций. Потому что, муллы-консерваторы бурно и крайне радикально реагировали на уравнение прав женщин с мужчинами и здесь встает вопрос: «на сколько мужчины мусульмане были готовы получать образование вместе с женщинами сидя за одной партой?». Судя по всему мужчины-мусульмане не были к этому готовы и не хотели, чтобы с ними вместе образование получали и женщины. Для того времени такое явление для них было необычным. Делегаты выходя из этого не могли очередной раз рискнуть доверием мужского населения, поэтому в данном пункте они добавили слово «Желательно», но при этом же сама резолюция не отрицала того, что женщины тоже имеют право на образование.
Обсуждение женского вопроса и его итоги
После свержения царизма все политические партии страны перешли на подготовительную работу к предстоящему Учредительному собранию. В скором времени перед национальными лидерами стояло самое главное событие -это выборная компания в учредительное собрание и к этому надо было готовиться выкладывая всю свою энергию.
Национальные лидеры понимали, что во время съезда самое уязвимое место будет женский вопрос. Причина была в том, что у разных мусульманских народов статус женщин мусульманок в семье и в общество сильно отличалась, а многие находились в полном бесправии и не имели своих юридических прав. Исходя из этого, мусульманки были не довольны и высказывали свое мнение по этому поводу, что не нравилось муллам консерваторам. Организаторы I Всероссийского мусульманского съезда не без основания опасались, что женский вопрос может оказаться роковым и привести к срыву съезда. С другой стороны, полное равноправие женщин, предоставление им избирательных прав, с тем чтобы они все участвовали в выборах в Учредительное собрание, было крайне необходимо,при отстранении женщин-мусульманок от участия в выборах мусульманские народы теряли половину голосов.
В то же время туркестанцы и кавказцы и слышать не хотели о допущении женщин к участию в выборах [42, с. 64]. Решение данного вопроса была очень проблематично, давая женщинам-мусульманкам право на голос их уравнивали в с мужчинами. Допущение женщин на выборы задевала не только вековые общественные устои мусульманских народов, она первую очередь задевала личные интересы мужчин [23, с. 156], а для многих мусульманских народов она была чуть ли не покушением на «имущество». Дебаты по женскому вопросу шли бурно и ожесточенно. «В ходе дебатов особо подчеркивалось, что отсутствие равноправия женщин, составлявших половину нации, и мужчин затрудняет национально-демократическое движение [33, с. 162]».
Сильное выступление было у имама Х-Г. Габаши, потому что присутствие женщин на съезде вызывало негодование среди мужчин, но Х-Г. Габаши в своем выступление не отрицал женщин и еще добавил: «Я, старый мулла, обращаюсь к тем, кого тревожит присутствие среди нас женщин, с призывом: не бойтесь женщин с открытыми лицами, но бойтесь людей с закрытыми душами [35, с. 78]».
На съезде мусульманками отмечалось положение мусульманок Кавказа и Туркестана, они говорили «Женщины Кавказа и Туркестана вынуждены подчиняться обычаям, выдаваемым за требования шариата и не признававшим за ними человеческих прав [35, с. 78]».
Съездом также решался вопрос об участии мусульманок в управлении духовными делами мусульман России. Это означало, что в российской истории впервые сами мусульмане сами избрали муфтия и шестерых членов ЦДУМ России. 10 мая на должность шести казиев было предложено 38 кандидатур. На должность казии из кандидатов были выдвинуты три женщины - Фахрел-банат Акчурина, Мухлиса Буби и Марьям Паташова. Избрали Мухлису Буби. За нее проглосовало 307 делегатов, а против 280. Это решение было принято неоднозначно, так как 9 мая за подписью 191 делегата был внесен протест против него, но съездом она была не принята.
Якуб Халили об избрании Мухлисы Бубидуховной судьей (кади) в Центральное духовное управление мусульман России писал: «Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого. Это событие - избрание женщины казы-ем - стало возможным лишь под влиянием женского съезда, под воздействием голоса. Этот факт, доказывающий конец затворничества женщин, равенство мужчин и женщин в делах и правах [17]».
Но это вызывало все больше негодования, в итоге муллы не услышали Х-Г. Габаши, потому что во время оглашения резолюции по правам женщин, на съезде было очень много шума «Обсуждение женского вопроса на съезде протекало бурно. Такое человеческое отношение к женщинам... вызвало бурю негодования и скандальный протест фракции мулл. Они покинули съезд для фракционного совещания и внесли письменный протест, подписанный 250 муллами, требующий выкинуть из резолюции пункт о равенстве [31, с. 174]». В итоге съезд после бурного обсуждения приняла резолюцию о политическом и гражданском равноправии мусульманок.
Во время обсуждения женского вопроса были самые кипучие дебаты. Были как сторонники эмансипации женщины-мусульманки, но также было много и тех, кто открыто выступил против этого. Т.А. Биктимирова по этому вопросу писала: «Причина, думается, заключалась в том, что это была не только социально-политическая проблема, которая задевала вековые семейно-бы-товые традиции, общественные устои мусульманских народов, но и моральная. Ведь она касалась каждого мужчины лично, его интересов и прав, освященных канонами и догмами ислама» [23, с. 156].
Включение женского вопроса в повестку съезда было сложным и довольно неоднозначным делом, так как среди участников были и консервативные представители, которые были против феминизации мусульманского общества, но в то же время понимали, что этот процесс необратим. Однако, прогрессивная часть тюрко-мусульманской интеллигенции России понимала, что женщине необходимо предоставить гражданские и политические права, так как они составляют половину населения и их голоса увеличили бы число голосующих мусульман в Учредительное собрание, а это, в свою очередь дало бы право голоса на участие в политической жизни государства.
Обсуждение женского вопроса было назначено на заседание 9 мая. Для выступления в прениях по женскому вопросу записалось 80 [17] человек, что говорит о важности этого вопроса. Всего по женскому вопросу было заслушано 3 доклада.
Первой по данному вопросу выступила Ильгамия Туктарова (из Крыма), которая рассказала об итогах и решениях казанского женского съезда мусульманок, также она обратилась к присутствующим со словами: «Рассмотрев проблемы политических и социальных прав, улучшения семейно-бытового положения, участия женщин в выборах в Учредительное собрание, создания женских организаций, представительницы женщин доверили дополнительное рассмотрение этих проблем московскому съезду. Закрепление наших решений на этом съезде будет первым шагом для формирования матерей-родительниц сильной и безущербной нации, созидания семьи, для изгнания первой тучи, нависающей над миром женщины» [17].
Далее она продолжила: «Мы хотим равенства женщин и в области политических прав, и достижения всех гражданских прав на этой основе. И стремимся уже сегодня использовать возможность уничтожения ядов, отравляющих корни семейных отношений. Полагаем, что мучения и обиды наших матерей, старших и младших сестер, продолжающиеся до нынешнего времени, могут быть прекращены [17]».
Свои слова высказала и Фатима Кулахметова, начала она с речи о притеснениях, об отнятых правах, о рабском положении мусульманок, говорила о дискриминации женщин-мусульманок в России: «Татарскую женщину воспитывают, заперев в темном, душном доме. Над ней довлеют и отец, и муж, и дети. Ведь они видят в ней рабыню, у которой отняты политические, национальные и религиозные права. Поэтому они привлекают ее к делам там, где им представляется желательным [17]». Так же Фатима ханым рассказала о появлении эмансипации в женской среде: «.татарская женщина стала учительницей, увидела свет. На этом пути ей пришлось многим пожертвовать. Но ничто ее устрашило, не испугало. Она стремилась к своей священной цели на избранном благородном пути. Эта цель и этот завет составляли ее веру. На этом пути она не остановилась. Она привлекла общественное внимание к тому, что ее сестры тысячами ежегодно умирают из-за неизвестно откуда взявшегося предубеждения не показываться доктору-мужчине. Она решила реформировать и эту сторону жизни. Сама стала врачом. И хотя она многие жертвы принесла, чтобы эта инициатива удалась, результат получился скромный. Потому, что она встретила хитрый отпор. Потому, что никто не торопился показать ей дорогу к площади свободы. Потому, что женщины едва не выпустили движение за свою свободу из своих рук, как надеялись некоторые. Мужчины, чтобы не упустить из своих рук свое достояние, выступили против правого дела женщин [17]». Обратившись к мужчинам, она сказала, что женщины призваны помогать своим мужьям, но мужчины относятся к женщинам как к чему-то не нужному. В завершении она высказала дополнения к резолюции казанского съезда. Сюда были добавлены следующие пункты:
1. Мусульманки равны с мужчинами во всех политических и гражданских правах.
2. Многоженство, как явление, нарушающее гуманность и справедливость, должно быть изжито решительным образом [40, с. 7].
Далее обсуждаются демократические решения женского вопроса. Представляющие демократический взгляд участники считали, что женщинам нужно предоставить гражданское и политическое равноправие, улучшить положение мусульманки в семье.
Активно обсуждался вопрос об отказе от применения труда женщин во вредном производстве. Добивались создания детских садов и яслей при фабриках, оплачиваемого отпуска по беременности. Амина Мухитдинова в своем докладе доказывала законность равноправия двух полов на основе священного Корана. По ее словам, нормы Корана должны рассматриваться в контексте той или иной эпохи, и согласно с реалиями меняющегося времени их действие может быть ограничено или прекращено. А значит, должны быть прекращены многоженство и нормы наследования [40]. Амина Мухитдинова в своей речи сказала: «Если многоженство до сих пор имело место, ныне оно невозможно. Мы ведь ныне должны поступать по совести. В любой стране эти обычаи ис-
чезли со сменой эпох. И у вас нет другого выбора, кроме как отменить оставшиеся от старины обычаи» [40].
В защиту мусульманских женщин выступил и Хади Атласи, который произнес пылкую и полную фактов речь: «Уважаемые господа! Нет твари, более подвергающейся притеснениям, нежели мусульманская женщина. Эти притеснения достались нам, нашим женщинам из прошлого. В Индостане был обычай сжигать женщин на огне. Арабы, когда рождалась девочка, живой закапывали ее в землю. Так как рождение девочки считалось порочным. Если в Индостане мусульманских женщин сжигали в огне, то мы, татары, наших женщин без огня сжигаем в затворничестве. Наши женщины без огня горят в четырех стенах. Если арабы закапывали девочек заживо, то наши мужчины держат своих женщин в четырех стенах в вечных муках. У нас женщины лишены всех прав. Они у нас «бесплатные кухарки». У наших девушек и женщин есть определенная цена, татарские девушки оцениваются в тридцать рублей. И мы их покупатели. Хватит их покупать. Хватит их так притеснять. Хватит их держать за кухарок! [40]»
Мусульманское духовенство представляло консервативную линию [23, с. 152]. Они были против каких-либо экономических прав женщин, независимости. По их мнению, равноправие женщины с мужчинами противоречит Корану. Однако, среди духовенства были и сторонники демократического решения вопроса, например, Каримулла Айдаров, который объявил, что решения съезда не противоречат нормам шариата. Также он заявил, что женщинам будет даже хорошо посещать мечети и слушать проповеди мулл. Но с другой стороны К. Айдаров, оставался сторонником многоженства [17].
Духовенство, присутствующее на съезде не согласились с решениями по поводу равноправия в вопросах социальной и политической жизни и в подтверждение протеста, они собрали список с подписями 196 имамов. Муллы из Крыма также подали заявление, где они описали свое несогласие по наследственному праву, разводу и праве свидетельствования. Туркестанские муллы в своих заявлениях также отрицали равенство женщин с мужчинами в наследовании, упразднении хиджаба, развода.
Очень бурная полемика развернулась вокруг 7 пункта резолюции женского съезда, которая предусматривала необходимость свидетельства об отсутствии тяжелых заболеваний при заключении брака. Этот пункт резолюции был мало подготовлен. Нигматулла Тимушев обратил внимание, что затруднительно будет осуществить это решение на практике, так как врачами были преимущественно мужчины. Тимушев, сумел вызвать сочувствие большей части съезда сказав: «И вы не сможете дорогих своих детей, раздев, показать доктору» [40]. Вопрос о многоженстве он предлагал решать через повышение нравственности у мужчин.
После полемики, дебатов, выступлений I Всероссийский мусульманский съезд принял резолюцию «О женском вопросе», которая состояла из 11 пунктов, согласно которым утверждается равноправие женщины-мусульманкив гражданской, политической, экономической жизни.
Резолюция утвердила равноправие мужчин и женщин, ссылаясь на шариат, было решено, что женщины обладают правом участвовать в политических и общественных делах. Женщинам было даровано избирательное право, а значит, она может обладать политическими правами наравне с мужчинами.
Участие в выборах в Учредительное собрание было признано долгом мусульманок, что говорит о том, что для участников данного съезда важнее было не дать свободу женщинам, а обеспечить свое присутствие в Учредительном собрании.
Относительно семейных дел, было принято решение о необходимости согласия при бракосочетании с обеих сторон, также женщинам давалось право инициировать развод, запрещалось выдавать замуж 11-12-летних девочек, допускали вступление в брак девушек только с 16 лет. К тому же, «во имя здоровья нации» при бракосочетании молодожены были обязаны предоставить свидетельство об отсутствии инфекционных заболеваний. Это решение (как и многие другие), было принято еще на Казанском съезде мусульманок, видимо, вопрос был очень актуален. Было акцентировано внимание на многоженстве, домах терпимости, калыме - это все по решению съезда должно было быть уничтожено.
После принятия резолюции по женскому вопросу, на следующий день имамы подали протест, общее число присоединившихся к протесту составило 196 делегатов. Протест был зачитан Мелекессой Масгутом Губайдуллиным. Муллы выразили свое несогласие с 11 пунктом резолюции. Отдельные протесты были отправлены от мулл Крыма, Туркестана.
В последние дни работы съезда делегаты часто возвращались к женскому вопросу, нарушая регламент.
* * *
11 мая 1917 года I Всероссийский съезд мусульман был завершен чтением Корана. Это был первый съезд, на котором обсуждали женский вопрос, а принятые решения наделили женщин-мусульманок политическими и гражданскими правами. После съезда активизируется женское движение. Также мусульманки получили политические и гражданские права, их статус изменился. Мусульманское духовенство противостояло принятым решениям, что еще раз подтверждает, что была необходима эмансипация мусульманки, что она должна быть частью общества. Одни только женщины не могли противостоять столь сильному и влиятельному духовенству, им нужна была поддержка интеллигентов-мужчин, которые не были равнодушны к проблемам мусульманок. Однако, после Московского съезда, женский вопрос станет второстепенным. Мужская часть татарской интеллигенции займется «более важными» вопросами о автономии, о форме правления, Учредительном собрании. На фоне крупных событий женский вопрос отойдет на второй план.
По словам И. Алкина в «Впечатления, полученные от 1 Всеросийского съезда мусульман, состоявшегося в г. Москве», «Женский вопрос был принят большинством голосов. Однако уже во второй день был опротестован. И в протесте подписались почти все муллы» [2, с. 165].
Делая выводы, необходимо отметить, что среди женщин не было единства. В целом, отсутствие единства среди мусульманок России связано с тем, что у женщин никогда не было какого-то общего прошлого, не было своей истории, религии, не было трудовой солидарности, общих интересов, к примеру, как у пролетариев. Женщины рассеяны среди мужчин, теснее связаны с жильем, общественным положением определенного мужчины, Как писала Симона Бовуар: «жены буржуа солидарны с буржуа, а не с женами пролетариев; белые женщины - с белыми мужчинами, а не с черными женщинами».
Женский вопрос на мусульманских съездах второй половины 1917 года
Решения московского съезда послужили мощным стимулом для дальнейшего развития феминистского движения. В начале лета 1917 года, после съездов активизируется женское движение, этому способствует периодика, где активно печатаются вопросы по женской теме, появляются новые темы, рубрики, где явно прослеживается свобода слова. Пресса уделяла много внимания этому и тут же публиковала любые изменения по женскому вопросу. Именно благодаря прессе, девушки даже из самых дальних уголков России могли чувствовать изменения.
Женщины предпринимали попытки ходить в мечеть, однако не во всех регионах России это приветствовалось. На Кавказе женские комитеты не получили развития. Можно сказать, что на Кавказе женщины получили после московского съезда только одно право - это политическое право, голосовать при выборах в Учредительное собрание.
На территории современного Казахстана из-за очень слабой урбанизации, отсутствия хоть какой либо системы образования, кочевым образом жизни изменений в женском вопросе не было. Но, прогресс все же был, например, Аккагаз Досжанова вошла в состав Всероссийского мусульманского съезда и уже на оренбургском Всеказахском съезде решения московского съезда были подтверждены [38, с. 56].
В начале июля издается устав мусульманского женского комитета, составленный временным центральным организационным бюро мусульманок, где основной целью провозглашается добиться признания за мусульманкой всех человеческих прав: уравнение в правах гражданских и политических, воспитание в мусульманке духа гражданственности. Стоит отметить то, что в целях устава есть и охранение прав женщин, на основе резолюций Всероссийских мусульманских съездов в Казани 24-27 апреля и в Москве 1-11 мая 1917 [7, с. 185]. Для осуществления своих целей комитет устраивал лекции, издавал брошюры и книги, устраивает собрания, открывает курсы, библиотеки и т.д. Организация таких мероприятий еще раз подтверждает активность женщин в этот период 1917 года.
Так, на I Армейском мусульманском съезде IX армии к вопросу отнеслись демократично. На шестом заседании съезда был заслушан доклад Ильяса Алкина по данному вопросу, в результате которого съезд решил, что мусульманкам необходимо предоставить «полное равноправие как в политической, так и в гражданской жизни [8, с. 183]». На седьмом заседании съезда, подпоручик Абдуррахман читает резолюцию по аграрному вопросу, в одном из пунктов которого говорится, что «пользование землей предоставляется отдельным лицам, как мужчинам, так и женщинам и товариществам трудящихся [8, с. 183]».
Резолюции об Учредительном собрании от 21 июня 1917 года провозглашаются широкие избирательные права женщинам-мусульманкам. Женщины были признаны равными мужчинам в политической и общественной жизни страны.Также провозглашается доступ женщин-мусульманок в средние и высшие учебные заведения, учреждение курсов для взрослых мусульманок, признается необходимость в создании женских кружков, обществ [8, с. 183]. Однако, один из пунктов гласил, что в вопросах семейной жизни, женщины должны подчиняться законам шариата.
Так как съезд прошел чуть ли не через месяц после московского, возможно, было сильно влияние его решений и его авторитет был силен. Также, стоит отметить, что это съезд «армейский» и консервативных сил здесь было куда меньше. Пятый пункт данной резолюции, указывающая на то, что семейная жизнь мусульманок должна основываться на шариате. Но проблема была в том, что каждый толковал законы шариата по-своему.
IIВсероссийский мусульманский съезд в г. Казани
Параллельно с военным съездом, проходило еще два съезда, а именно съезд мусульманского духовенства и II Всероссийский мусульманский съезд.
В этом съезде женский вопрос вновь очень остро обсуждался. Нужно отметить, что касательно женского вопроса, начался пересмотр решений московского съезда и консервативные устои стали брать верх. В газете "Вакыт" от 28, 30 июля и 1 августа отмечено, что женский вопрос отдельно поставлен не был, но ожидалась бурная полемика, так как "на устах мулл со съезда духовенства было только недовольство по женскому вопросу" - отмечает журналист газеты "Вакыт" [8, с. 245]. Муллы скорее хотели замять решения московского съезда.
Еще до открытия съезда, 20 июля произошло знакомство участников съезда друг с другом, журналист все той же газеты "Вакыт", с горечью отметил, что женщин было очень мало, он пишет, что женщины потеряли надежду на "мужские" съезды и боятся на них присутствовать [8, с. 245]. Скорее всего, женский вопрос отдельно поставлен не был из-за того, что вопрос о выборах в Учредительное собрание, который был центральным, само собой разумел участие женщин в выборах и на фоне важности политических вопросов, женский вопрос остался "вытекающим" из остальных обсуждаемых вопросов.
К открытию съезда насчитывалось около 120-130 человек. Представителей национальных окраин не было, даже представители Крыма, Туркестана и Кавказа не прибыли на съезд, не прибыли даже члены "Милли Шура" с этих регионов.
22 июля в здании Казанского городского театра состоялось совместное заседание всех трех съездов, где были подняты красные и зеленые знамена, здесь в праздничной обстановке принимается Декларация о национально-культурной автономии мусульман внутренней России и Сибири. В резолюциях съезда в основном были подтверждены решения I Всероссийского съезда по рабочему, аграрному, женскому и другим вопросам, разработаны основы концепции национально-культурной автономии.
Амина Мухетдинова была избрана одним из 7 членов законодательного собрания, Мухлиса Буби - в Духовное собрание, Салима Якупова избрана была в управление по делам образования. Женщины получили равные права с мужчинами в вопросах голосования. В выборах в органы национально-культурной автономии
По одному из главных вопросов - о форме самоопределения мусульман России сделал доклад С. Максуди, предложивший провозгласить национально-культурную автономию. Его предложение было принято участниками съезда.
На II Всероссийском мусульманском съезде принят проект документа под названием «Основы национально-культурной автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири», где Высшим законодательным органом автономии (мухтариата) провозглашалось Национальное собрание (Миллет меджлисе),
на местах в губерниях, населенных мусульманами высшим органом объявлялось губернское Национальное собрание. В качестве исполнительного органа было образовано временное Национальное управление (Милли идара) - правительство, состоящее из трех ведомств (назаратов) - по делам религии, просвещения и финансов [27, с. 338-339]. Включив муфтият как один из назаратов в Национальное управление, правительство поставило духовную власть под контроль светской. Лидеры национальных либералов и социалисты полностью контролировали деятельность Национального собрания и управления, поскольку составляли представительное большинство в обоих органах.
Для проведения мероприятий по осуществлению автономии и подготовки созыва Национального собрания (Миллет мэджлисе) была избрана комиссия мухтариата из двенадцати человек, куда вошла всего лишь одна женщина [9, с. 253] - А. Мухитдинова, но учитывая консервативность участников съезда, это было большим достижением.
Что касается женского вопроса, то представители более демократических сил татарской интеллигенции Фатих Сайри, Галимжан Ибрагимов, Гаяз Исхаки и др. добивались сохранения в силе резолюции по женскому вопросу, которая была принята на первом съезде [23, с. 162]. Г. Ибрагимов определил сущность борьбы за права женщин: «Лишить 15 миллионов мусульманок России прав или нет» [15]. А консервативная часть татарского общества выступала за пересмотр прежних решений. Духовные лица хотели отменить Х! пункт московской резолюции, согласно которому происходит уравнение мужчин и женщин в гражданских правах, а именно: вопросы наследования, свиде-тельствования. А также они требовали отмены права женщины инициировать развод, запрет многоженства и указание на отсутствие в шариате принципа хиджаба [38, с. 35].
Согласно статье из газеты «Йолдыз» фракция женщин на II Всероссийском мусульманском съезде принимает решение о том, то они не будут участвовать в обсуждении женского вопроса, так как они посчитали, что обсуждение женского вопроса на данном съезде будет неуместно [15]. По нашему мнению, они отказались от участия в этом вопросе из-за того, что они знали настроение духовенства по этому поводу, а также на кону стояли более важные вопросы, касающиеся выборов в Учредительное собрание и государственного устройства. Женская фракция предлагает провести в жизнь решения московского съезда по женскому вопросу, помимо вопросов о наследственном праве и праве свидетельского показания и поручает ОМДС следовать этому постановлению [9, с. 253]. Однако, их решения никакого влияния на духовное собрание не оказали.
От духовного управления выступал Габдулла Сулеймани: «В некоторых местах народ встал против крайне консервативного духовенства и в других местах, наоборот, не любит то, что духовенство слишком либеральное. Обостренно воспринимается проблема женских прав, со всех сторон идут протесты, в Духовное управление прибыла специальная делегация военных, в Уфе военные выгнали женщин из мечети. Собравшемуся съезду следует прислушаться к мнению мулл в вопросе о правах женщин [38, с. 36]».
Во время активных прений по докладу, который вызвал накал страстей, Марьям Муштариева от имени женской фракции съезда вынесла, видимо, заранее подготовленное предложение: «Женщины обладают всеми правами
и свободами, но вопросы свидетельства и наследования решаются по Корану». С этим были не согласны Галимзян Ибрагимов, Ильяс Алкин, Рауза Султан-галиева, Амина Мухетдинова, Мулланур Вахитов. Затем вновь выступали духовные лица и в результате голосования, сторонников московской резолюции было больше.
Также от имени ОМДС выступил муфтий Г.Баруди (который является одним из противников либерализации прав женщин) отметил: «женщины по шариату должны помогать своим мужьям, и отметил, что согласно Корану, никто их прав не притесняет» [9, с. 257]. Духовенство требовало пересмотра и отмены резолюции московского съезда и предлагали принять новую, где мусульманкам предоставляются политические права, но в остальном сохраняется прежнее бесправное положение. С большим трудом эту резолюцию удалось провести [15]. Если сравнивать с московским съездом, то это решение большой шаг назад в женском вопросе.
В резолюции отмечалось, что во время подготовки к Учредительному собранию женщины должны действовать с мужчинами. По этой причине во всех органах, которые созданы для подготовки к Учредительному собранию должны быть задействованы женщины. Было принято решение о претворении в жизнь решений 1-го съезда, но за исключением пунктов о наследовании и свидетельстве и было позволено Шариатскому суду действовать в соответствии с этим решением.
Но дело не закончилось отменой 11 пункта, поводом к продолжению заседания стал запрос муфтия Г.Баруди, который попросил съезд решить, должно ли духовное управление при толковании вопросов, касающихся женщин, придерживаться норм Корана и шариата. Съезд проголосовал положительно, но это теперь означало, что женские права будут интерпретироваться лишь духовным собранием. Почему же даже либеральные участники съезда проголосовали за это? Ответом на этот вопрос является то, что они боялись разрыва с духовенством в отношении тюрко-татарской автономии, где им нужна была поддержка, а либерально настроенные лидеры женского движения теряют доверие к ним.
Таким образом на казанском съезде мусульман был сделан шаг назад в отношении женского вопроса. Решения предыдущих съездов были пересмотрены и за женщинам в основном сохраняются политические права, касательно выборов в Учредительное собрание. Однако, женщины получили гражданское равноправие с мужчинами, но в вопросах наследования, свидетельских показаний, развода дело не сдвинулось с мертвой точки. К тому же, все пункты московской резолюции оказались в руках духовенства, что означает, либерального и демократического решения женского вопроса не последует.
I Всероссийский съезд воинов-мусульман
17 июля открылся Военный съезд в Казани, где на повестку дня был внесен и женский вопрос, съезд продолжался до 26 июля 1917. Присутствовало свыше 200 делегатов, представлявшие тыловые и фронтовые части армии и флота, среди которых были и солдаты, и генералы, и офицеры. Нужно отметить, что среди членов комитета (24 человека), который состоял из 1 доктора, двух офицеров, 1 зауряд-военного чиновника, солдат, присутствовала и Амина ханум Сыртланова [13, с. 176], что достаточно удивительно, женщина являлась членом исполнительного комитета воинов-мусульман.
В самом уставе исполнительного комитета совета делегатов мусульман-воинов во второй части провозглашается: "Освобождение женщин-мусульманок из под традиционного ига, полное предоставление им политических и гражданских прав на равне с мужчинам [13, с. 176]". Т.е. изначально была поставлена задача демократического решения женского вопроса.
На обсуждение были поставлены следующие вопросы [8, с. 200-201]:
1. Образование отдельных мусульманских войсковых частей;
2. Закон о выборах в Учредительное собрание;
3. Предвыборная тактика
4. Аграрный вопрос
5. Женский вопрос
6. Резолюции об обеспечении инвалидов и семей воинов.
Женщин было на съезде очень мало. С приветственными речами выступила Девлеткильдеева (от Казанского женского комитета). Также слова при-ветсвтия прозвучали от Бюро солдаток Еникеевой и Газизовой.
На шестом заседании обсуждался женский вопрос. Докладчиком выступил Джангир Алкин и предлагает резолюцию, согласно которой мусульманкам должно быть предоставлено полное равноправие, как в политическомй, так и в гражданской жизни. Резолюция принимается большинством против трех, без прений. Съезд выступил защитником экономических прав женщин, проявляя лояльность к московским решениям [10, с. 208].
В этот же день обсуждася и аграрный вопрос, где указывалось, что пользование землей предоставляется отдельным лицам, как мужчинам, так и женщинам и товариществам трудящихся. В какой-то степени женщинам были дарованы и имущественные права.
Т.о. женский вопрос на съезде пусть и не был центральным, но воины-мусульмане внесли его на повестку дня съезда и подошли к решению женского вопроса весьма демократично и согласно московским решениям. Было ли это волной демократизации после февраля и Москвы? Думается, что нет, так как на параллельно идущих съездах духовенства и втором всероссийском съезде мусульман к женскому вопросу отнеслись довольно консервативно.
Всероссийский съезд мусульманского духовенства
Третий съезд, который проходил в Казани, был съезд духовенства, который занимался обсуждением вопросов религии и организации религиозных учреждений [27, с. 148]. Женский вопрос на этом съезде еще раз стал предметом споров, но из-за активности казанских женщин это произошло в еще более острой форме. Поводом для этого стало разъяснение (тафсир), который был составлен Уфимским муфтиятом, составленный на основе анализа поступивших с мест жалоб на преувеличенное или искаженное понимание женщинами равноправия полов, принятое московским съездом [27, с. 148].
Духовенство открыто выступало против равноправия женщин в общественной жизни.
Во избежание серьезных столкновений, которых можно было ожидать, прежде чем поставить этот вопрос на обсуждение, было проведено закрытое совещание, где приняли участие и женщины. Также присутствовали Галим-жан Баруди, Габдулла Апанаев, Гаяз Исхаки. Здесь был достигнут компромисс и после этого, женский вопрос в соответствующей форме был внесен на обсуждение съезда.
На съезде духовенства были вновь пересмотрены решения по женскому вопросу московского съезда, нужно отметить, что они имели влияние и прогрессивная часть общества не могла им противостоять.
Больше всего споров все также вызывал XI пункт резолюции. По воспоминаниям Шафики Гаспринской, духовенство не впускало толпу женщин в зал и держали двери [43, с. 207].
К съезду присоединился муфтий Крыма и Литвы, министр Центрального Исполнительного комитета Крыма Челеби Джихан, который лично интересовался женской организацией Крыма и являющийся противником сторонников консерватизма в женском вопросе [43, с. 207]. Челеби Джихан защищал равенство мужчин и женщин, он встал во главе муфтиев, поддерживающих равенство мужчин и женщин. К сожалению, из-за недостатка информации в протоколах съездах, мы не можем дать отрицательную или положительную оценку на реакцию разговоров о женщинах. Но, исходя из решений съезда, мы можем отметить, что решился он не в лучшую сторону. О том, что на съезде духовенства к женскому вопросу отнеслись негативно, свидетельствуют воспоминания и отзывы об этом мероприятии. Например, Сафиулла Габдулла писал в газете «Вакыт», что выступление Мусы Бигиева, ратовавшего за равноправие женщин и пытался доказать определенными аятами и статьями шариата свои слова, вызвало негодование среди большинства присутствующих.
* * *
Как мы видим, женский вопрос обсуждался не только в рамках Женского съезда и двух Всероссийских съездов. женщины не только присутствовали на заседаниях этих съездов, но и принимали участие в обсуждении аграрного, территориального, политического вопросов, избирались на важные должности.
Делая выводы, нужно отметить, что женщины были уравнены в правах с мужчинами только в вопросе выборов в Учредительное собрание. Нужно отметить, что чем больше татарское общество приближалось к Учредительному собранию, тем меньше стали обсуждать женский вопрос и он вовсе отошел на второй план. На первом месте стояли вопросы территориального устройства, выборы в Учредительное собрание.
Таким образом, на мусульманских съездах 1917 года впервые так открыто заговорили о проблемах женщин. Татарские женщины вышли на политическую арен.
Список литературы
1. Аграрный вопрос Резолюция Шакира Мухамедиарова / Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
2. Алкин И. Впечатления, полученные от I Всероссийского съезда мусульман, состоявшегося в г. Москве // 100-летие Татарской АССР / Авт. сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
3. Временная духовная организация мусульман / Резолюция Салихджа-на Урманова / Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
4. Выписка из протокола за №24 экстренного заседания Искомуса 12 армии в числе 20 членов // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннул-лин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
5. Диманштейн С.М. Революция и национальный вопрос. Т.3. М., 1930.
297 с.
6. О II Всероссийском мусульманском съезде в г. Казани // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
7. Образцовый Устав Мусульманского женского комитета, составленный Временный Центральным организационным бюро мусульманок // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
8. Протоколы I армейского мусульманского съезда IX армии // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
9. Протоколы II всероссийского мусульманского съезда в г. Казани // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
10. Протоколы заседаний I Всероссийского мусульманского военного съезда // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
11. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве // 100-летие Татарской АССР / Авт. сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
12. Резолюции Учредительное собрание / Протоколы I армейского мусульманского съезда IX армии // 100-летие Татарской АССР / Авт. сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
13. Устав Исполнительного комитета совета делегатов мусульман-воинов XII армии // 100-летие Татарской АССР / Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань: Заман, 2017. 520 с.
14. Гомуми Русия меселманнарыньщ беренче съезды // Вакыт. 1917. 5 май. № 2219.
15. Бетен Русия меселманнарныц икенче съезды 7-нче мэ^лес// Йолдыз. 1917 2 август. №1821
16. 0ч съездыц гомуми мэ^лесе. Хэзерге сэяси хэлгэ менэсэбэт// Йолдыз. 1917 26 июль. №1818
17. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: век 20-й: документы Бетен Русия меселманнарныц 1917, 1-11 майда МэскэYДЭ булган гомуми съездыныц протоколлары. Петроград, 1918. иЯЬ: http://www.gender-az.
иЯЬ: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43
18. Халили Я. Казандагы Гомуми меслимэлэр съезды // Сеембикэ,1917. №11/12. 10 май. б. 166-174
19. Халили Я. Казандагы Гомуми меслимэлэр съезды // Сеембикэ,1917. №13/14. 25 июнь. б. 207-214
Литература
20. Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. N 6. 250с.
21. Айнутдинова Л.М. Либеральное движение в Казанской губернии (1900-1917 гг.). Казань: Фэн, 2003, 205 с.
22. Багманова Э.3. Социальное положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. к.и.н. Казань, 2009.
23. Биктимирова Т.А. Ступени знаний до Сорбонны. Казань: Алма-Лит, 2003. 184 с.
24. Габдрафикова Л.Р. В начале XX века татарки были наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России./ Габдрафикова Л.Р. // URL: https://realnoevremya.ru/articles/25438
25. Гафаров А.А., Саттарова А.И.Женское мусульманское движение в Татарстане: Исторические истоки и современные тенденции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.
26. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди (1906-1924 еллар). Казань: Изд-во «Школа», 2001. 262 с.
27. Давлетшин Т.Д. Советский Татарстан: теория и практика ленин. нац. политики. Казань: «Жиен», 2005. 485 с.
28. ДэYлэт Н. Русия теркилэренец милли керэш тарихы (1905-1917). Казан, 1998.
29. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001, 248 с.
30. История татар. T.VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. 1008 с.
31. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917- лето 1918). М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2004. 592 с.
32. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение). Алма-Лит, 2006, 254 с.
33. Мухаметшин Р.М. «Татарские интеллектуалы: исторические портреты». Казань: Изд-во «Магариф», 2005.
34. Нугманова Р.Т. Проблема правового и социального положения женщины в Волго-Уральском регионе в 1850-1917 гг. в трудах джадидистов // URL: http:// www.e-riu.m.
35. Сагидуллин М. Татарские трудящиеся на путях Великого Октября. Казань, 1931.
36. Султанбеков Б.Ф. Татарстан. XX век. Личности. События. Документы. Казань: Тарих, 2003. 236 с.
37. Тагиров И.Р. История государственности Татарстана. XX век. Казань: Гасыр, 2005. 384 с.
38. Фаизов С.Ф. Движение Мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. 127 с.
39. Фахрутдинов Р.Г, Фахрутдинов Р.Р. История татарского народа. Казань: Татар.кн. изд-во 2015. 407 с.
40. Чубукчиева Л.З. «Женский вопрос на Всероссийском мусульманском съезде в Москве: по материалам личного архива Шафики ха-нум Гаспринской» // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского // URL:http://sn-histor.cfuv.ru/wp-content/ uploads/2016/12/019chybyk.pdf .
41. Энциклопедия социологии URL: //https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio
42. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003.
43. Do?.Dr.§engül Hablemitoglu , Dr.Necip Hablemitoglu §efika Gaspirali ve Rusya 'da Türk Kadin Hereketi (1893-1920) Ankara 1998. 672с.
Сведения об авторе: Шарафеева Альмира Рафаэлевна, магистрантка факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (190121, г. Москва, ул. Мясницкая, д.20, проезд М), e-mail: [email protected]
Дата поступления материала 22.09.2020 Принят к публикации 02.10.2020
WOMEN AND WOMEN ISSUE ON MUSLIM CONGRESSES OF 1917
A. Sharafeeva
National research university "Higher school of economics" Moscow, Russian Federation [email protected]
Abstract. Author examines not only the male view of the Muslim Congress of 1917, but also shows participation of women who, in addition to discussing their "title" issue, took part in the discussion of cultural, educational and territorial nature.
Keywords: tatars, women movement, muslim congress, feminism.
For citation: Sharafeeva A.R. Women and women issue on Muslim congresses of 1917. Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2020;3(2):43-64. (In Russ.)
References
1. Agrarnyj vopros Rezolyuciya SHakira Muhamediarova / Rezolyucii Vserossijskogo musul'manskogo s"ezda, sostoyavshegosya v g. Moskve // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
2. Alkin I. Vpechatleniya, poluchennye ot I Vserossijskogo s"ezda musul'man, sostoyavshegosya v g. Moskve // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
3. Vremennaya duhovnaya organizaciya musul'man / Rezolyuciya Salihdzhana Urmanova / Rezolyucii Vserossijskogo musul'manskogo s"ezda, sostoyavshegosya v g. Moskve // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
4. Vypiska iz protokola za №24 ekstrennogo zasedaniya Iskomusa 12 armii v chisle 20 chlenov // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
5. Dimanshtejn S.M. Revolyuciya i nacional'nyj vopros. T.3. M., 1930. 297 s. (In Russian)
6. O II Vserossijskom musul'manskom s"ezde v g. Kazani // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
7. Obrazcovyj Ustav Musul'manskogo zhenskogo komiteta, sostavlennyj Vremennyj Central'nym organizacionnym byuro musul'manok // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
8. Protokoly I armejskogo musul'manskogo s"ezda IX armii // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
9. Protokoly II vserossijskogo musul'manskogo s"ezda v g. Kazani // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s.
10. Protokoly zasedanij I Vserossijskogo musul'manskogo voennogo s"ezda // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
11. Rezolyucii Vserossijskogo musul'manskogo s"ezda, sostoyavshegosya v g. Moskve // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt. sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
12. Rezolyucii Uchreditel'noe sobranie / Protokoly I armejskogo musul'manskogo s"ezda IX armii // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt. sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
13. Ustav Ispolnitel'nogo komiteta soveta delegatov musul'man-voinov XII armii // 100-letie Tatarskoj ASSR / Avt.sost. Z.S. Minnullin. Kazan': Zaman, 2017. 520 s. (In Russian)
14. Gomumi Rusiya meselmannarynyq berenche s"ezdy // Vakyt. 1917. 5 maj. № 2219. (In Tatar)
15. Beten Rusiya meselmannarnyq ikenche s"ezdy 7-nche maples// Joldyz.-1917 2 avgust. №1821. (In Tatar)
16. 0ch s"ezdyq gomumi ma^lese. Hazerge sayasi halga menasabat// Joldyz.-1917 26 iyul'. №1818. (In Tatar)
17. Dvizhenie musul'manok Rossii za prava zhenshchin v 1917 g.: vek 20-j: dokumenty Beten Rusiya meselmannarnyq 1917, 1-11 majda MaskaYda bulgan gomumi s"ezdynyq protokollary. Petrograd, 1918. URL: http://www.gender-az.org/ index.shtml URL: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43 (In Tatar)
18. Halili YA. Kazandagy Gomumi meslimalar s"ezdy // Ceembika,1917. №11/12. 10 maj. b. 166-174. (In Tatar)
19. Halili YA. Kazandagy Gomumi meslimalar s"ezdy // Ceembika,1917. №13/14. 25 iyun'. b. 207-214. (In Tatar)
Literatura
20. Ajvazova S.G. K istorii feminizma // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1992. N 6. 250 s. (In Russian)
21. Ajnutdinova L.M. Liberal'noe dvizhenie v Kazanskoj gubernii (19001917 gg.). Kazan': Fen, 2003, 205 s. (In Russian)
22. Bagmanova E.3. Social'noe polozhenie zhenshchin vo vtoroj polovine 1940-h - seredine 1960-h gg. (na materialah Tatarskoj ASSR): Avtoref. dis. k.i.n. Kazan', 2009. (In Russian)
23. Biktimirova T.A. Stupeni znanij do Sorbonny. Kazan': Alma-Lit, 2003. 184 s. (In Russian)
24. Gabdrafikova L.R. V nachale XX veka tatarki byli naibolee emansipirovannymi sredi vsekh musul'manok Rossii./ Gabdrafikova L.R. // URL: https://realnoevremya.ru/articles/25438 (In Russian)
25. Gafarov A.A., Sattarova A.I.ZHenskoe musul'manskoe dvizhenie v Tatarstane: Istoricheskie istoki i sovremennye tendencii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 2. (In Russian)
26. Gaffarova F.YU. Sadri Maksudi (1906-1924 ellar). Kazan': Izd-vo «SHkola», 2001. 262 s. (In Russian)
27. Davletshin T.D. Sovetskij Tatarstan: teoriya i praktika lenin. nac. politiki. Kazan': «ZHien», 2005. 485 s. (In Russian)
28. DaYlst N. Rusiya terkilareneq milli kerash tarihy (1905-1917). Kazan, 1998. (In Russian)
29. Zujkova E.M., Eruslanova R.I. Feminologiya: uchebnoe posobie. - M.: Izdatel'sko-knigotorgovyj centr «Marketing», 2001, 248 s. (In Russian)
30. Istoriya tatar. T.VII. Tatary i Tatarstan v XX - nachale XXI v. Kazan': Institut istorii AN RT, 2013. 1008 s. (In Russian)
31. Iskhakov S.M. Rossijskie musul'mane i revolyuciya (vesna 1917 - leto 1918). M.: Izd-vo «Social'no-politicheskaya mysl'», 2004. 592 s. (In Russian)
32. Mahmutova A.H. Pora i nam zazhech' zaryu svobody! (Dzhadidizm i zhenskoe dvizhenie). Alma-Lit, 2006, 254 s. (In Russian)
33. Muhametshin R.M. «Tatarskie intellektualy: istoricheskie portrety». Kazan': Izd-vo «Magarif», 2005. (In Russian)
34. Nugmanova R.T. Problema pravovogo i social'nogo polozheniya zhenshchiny v Volgo-Ural'skom regione v 1850-1917 gg. v trudah dzhadidistov // URL: http:// www.e-riu.m. (In Russian)
35. Sagidullin M. Tatarskie trudyashchiesya na putyah Velikogo Oktyabrya. Kazan', 1931. (In Russian)
36. Sultanbekov B.F. Tatarstan. XX vek. Lichnosti. Sobytiya. Dokumenty. Kazan': Tarih, 2003. 236 s. (In Russian)
37. Tagirov I.R. Istoriya gosudarstvennosti Tatarstana. XX vek. Kazan': Gasyr, 2005. 384 s. (In Russian)
38. Faizov S.F. Dvizhenie Musul'manok Rossii za prava zhenshchin v 1917 g.: stranicy istorii. N.Novgorod: NIM «Mahinur», 2005. 127 s. (In Russian)
39. Fahrutdinov R.G, Fahrutdinov R.R. Istoriya tatarskogo naroda. Kazan': Tatar.kn. izd-vo 2015. 407 s. (In Russian)
40. Chubukchieva L.Z. «ZHenskij vopros na Vserossijskom musul'manskom s"ezde v Moskve: po materialam lichnogo arhiva SHafiki hanum Gasprinskoj» // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo // URL: http://sn-histor.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/019chybyk.pdf. (In Russian)
41. Enciklopediya sociologii URL: //https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio (In Russian)
42. Yusupov M.H. Galimdzhan Barudi. Kazan': Tat. kn. izd-vo, 2003. (In Tatar)
43. Do?.Dr.§engül Hablemitoglu, Dr.Necip Hablemitoglu §efika Gaspirali ve Rusya 'da Türk Kadin Hereketi (1893-1920) Ankara 1998. 672 s. (In Turkish)
About the author: Sharafeeva Almira, undergraduate of National research university "Higher school of economics" faculty of Humanities (190121 Moscow, 20 Myasnitskaya st.), e-mail: [email protected]
Received September 22, 2020.
Accepted for publication October 02, 2020.