Гришина Н.В., кандидат исторических наук
ЖЕНЩИНЫ И ТЕРРОРИЗМ
Ключевые слова: женщины, терроризм, активность, организации, насилие
В статье раскрываются некоторые общественно-бытовые и психологические причины, приводящие женщин разных возрастов в ряды террористических структур. Как доказательство их возрастающей активности приводятся факты совершения терактов смертницами в разных регионах мира, в т.ч. в африканских странах. Участие женщин в террористической деятельности автор расценивает как проявление гендер-ного и социального отклонения от общепринятых стандартов поведения, несопоставимого с традиционно сложившимся представлением о слабом поле.
Grishina N.V., PhD (History)
Women and terrorism
Keywords: women, terrorism, activity, organization, violence
The article describes some socio-personal and psychological reasons women of all ages in the ranks of terrorists. As evidence of their growing activity provides the facts of terrorist suicide bombers in different parts of the world, including African countries. Women's participation in terrorist activities the author sees as a manifestation of gender and social deviations from generally accepted standards of conduct, incompatible with the traditional notion of «weak field».
Во многих регионах мира последние десятилетия отмечены возрастающей активностью женщин в террористической деятельности, которая, в частности, весьма ощутима в странах Ближнего Востока, в некоторых регионах Африки, в южных областях России.
Под воздействием процессов глобализации терроризм превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм и экстремизм обрывают жизнь мирных граждан, наносят людям сильный психологический удар, порой становятся причиной серьезных политических и социально-экономических потерь.
Оценивая женский терроризм как составную часть криминального сообщества, необходимо учитывать, что его существование обусловлено множеством факторов, в числе которых экономические, этнические, религиозные, исторические, социальные, политические, психологические. Нельзя сказать, что преобладает какая-то группа факторов; на увеличение числа женщин-террористок влияет вся их совокупность.
Важную роль здесь играют система взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, интересов, притязаний, потребностей и способов их удовлетворения, а также особенности интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик. Совокупность таких данных о личности позволяет выявить стимулы активности, побуждения, формирующие и определяющие поведение, проникнуть в мотивационную сферу1.
Несмотря на то что многие негативные стороны общественной жизни, ранее не выносившиеся за пределы узкого круга «посвященных», в наше время широко обсуждаются (гомосексуализм, педофилия, скандалы со знаменитостями) и в некоторых странах чуть ли не поощряются, присутствие женщин в криминальных структурах по-прежнему вызывает у большинства нормальных людей резкое осуждение и неприятие. Одна из немногих стран мира, население которой в значительной степени избежало навязываемой извне толерантности, к чему бы она ни относилась, - Россия. Здесь роль женщины в обществе по-прежнему оценивается не слишком высоко по сравнению с западными стандартами, а традиционные нормы поведения достаточно жестки. Поэтому любые проявления нетипичности, экстравагантности или присваивания несвойственных биологическому полу гендерных функций расцениваются и мужчинами, и женщинами как нарушение общепринятых стандартов.
Практически во всех социумах женщины традиционно ассоциируются с мирными, ненасильственными формами воздействия. Поэтому предполагается, что участие женщин в общественной жизни и политике приводит к позитивным результатам. В этой связи интересно мнение социолога К.Каннингэм (США), которая считает, что именно невозможность участвовать в обычных формах политической деятельности толкает женщин к терроризму. Женщины не влиятельны, а их роль в жизни незаметна, что делает их особо привлекательными для террористов.
Однако женщины обычно острее мужчин чувствуют несправедливость, они лучше знают историю и причину конфликта, в рамках которого существует их террористическая организация. Настоящее и прошлое их интересует больше, чем будущее, а террор становится для многих универсальным способом самоутверждения. Поэтому женщины, по мнению К.Каннингэм, как правило, глубоко уверены в необходимости и оправданности совершения терактов2.
Психологи считают, что женщины вербуются легче, чем мужчины, из-за свойственной многим из них социальной незащищенности. Важной причиной для вербовки женщин является то, что они чаще всего не вызывают подозрений и им легче проникнуть на место предполагаемого теракта.
В исламистских террористических организациях всесторонне отработана система поиска и вербовки смертников (как мужчин, так и женщин), их психологической и специальной обработки и подготовки. Становлению шахида в таких организациях способствует идея непримиримой борьбы вплоть до самопожертвования для сохранения почитаемых мусульманами ценностей, усиленная неблагоприятными социальными фактора-
3
ми .
По мнению современного американского историка и психолога Л.Де Моса, корни нынешнего террора лежат в атмосфере забитости и второстепенности женщин, царящей в семьях будущих террористов. Дети, которые, вырастая, становятся исламскими террористами, - продукт женоненавистнической системы, разделяющей семью на мужскую и женскую половины. Сегодня, например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины, согласно закону, не должны находиться в одном помещении с неженатыми мужчинами. Семьи большинства террористов отличаются резко радикальным подходом к роли женщины в семье. Один из примеров - запреты и ограничения, существующие в большинстве афганских семей: так, девочкам запрещено посещать школы, а работающая вне дома женщина может быть убита4.
В тех странах, где сильны националистические и сепаратистские движения, терроризм становится «фамильным» делом: зафиксированы многочисленные примеры того, как представители нескольких поколений одной семьи, в т.ч. женщины, были причаст-ны к террористической деятельности. Так, например, происходит в Палестинской авто-
номии, где война с Израилем давно стала доминантой общественного сознания. Участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых дел5.
Одним из способов пополнения рядов шахидок является принуждение. Поводом к нему, например, может служить обвинение во внебрачных связях. Как правило, нарушивших супружескую верность ждет жестокое наказание - обычно смерть от руки отца, брата, мужа или старшего мужчины в семье. Участие таких женщин в теракте, сопровождающемся самоубийством, дает им возможность спасти свои семьи от публичного порицания. В подобных случаях в мусульманских общинах считается, что женщина предпочла «почетную» смерть «позорной». Другой способ вербовки женщин - намеренное изнасилование намеченных кандидаток с тем, чтобы исключить возможность их отказа от выполнения того или иного задания под страхом огласки факта изнасилования. Кроме того, участие в теракте может стать единственным выходом для освобождения от невыносимых условий жизни в семье, поскольку возможность развода с мужем 6
отсутствует .
Первые упоминания о терроризме как методе, посредством которого организованная группа стремится достичь определенных целей, относятся к ХУШ веку. Современные террористки-смертницы в России стали прямыми наследницами революционерок рубежа Х1Х-ХХ вв. С развитием феминистских идей слабый пол активнее включился в общественную жизнь страны, стараясь ни в чем не уступать мужчинам. Сначала это были представительницы аристократии и буржуазии, а к началу ХХ столетия революционные идеи захватили и низшие слои населения. На первый план вышли качества, присущие борцам: решимость, твердость, верность революционному и товарищескому делу . Доведенные до абсурда эти качества открывали женщинам дорогу в самую радикальную из всех возможных общественных структур - террористические организации.
Продолжительное время деятельность женщин ограничивалась выполнением курьерских обязанностей между террористическими группировками, созданием тайников и конспиративных квартир, сбором информации и вербовкой новых «товарищей». Однако постепенно их роль значительно радикализовалась, и в начале XXI в. по России прокатилась волна крупных терактов, многие из которых совершили женщины-самоубийцы (шахидки). Они оказались малозатратным и практически безотказным оружием, которое первыми в нашей стране применили боевики Шамиль Басаев и Абу-Валид. Наиболее частые акции, в которых принимают участие женщины, - теракт-самоубийство и похищение людей .
Несмотря на то что большинство шахидов - мужчины, многие теракты последнего времени проводились с участием женщин. По мнению российского исследователя Б. Би-довой, объяснить это можно тем, что «сестры», как их называют боевики, более дешевый «материал» по сравнению с мужчинами, к тому же на женщину в толпе, как правило, обращают меньше внимания9.
За последние десятилетия значительно возросло число женщин, принимающих активное участие в деятельности террористических структур на низовом уровне. Наиболее показателен пример перуанской марксистской организации «Светлый путь», где представительницы слабого пола составляют примерно 20% от общего числа боевиков. Практически все террористические организации используют женщин во время проведения боевых акций. Особенно много их в таких структурах, как «Тигры освобождения Тамил Илама» (Шри-Ланка), ЭТА (Испания), «Объединенный Фронт освобождения Ассама» (Индия), «Маоистская коммунистическая партия» (Непал), «Настоящая Ирланд-
ская революционная армия», «Революционные Вооруженные Силы Колумбии», «Рабочая партия Курдистана», а также среди чеченских боевиков10.
По оценкам экспертов, шри-ланкийская организация «Тигры освобождения Тамил Илама» является самой опытной в сфере использования террористов-смертников. Террористические структуры Ближнего Востока активно изучают и анализируют опыт этой организации с целью его дальнейшего применения. Согласно исследованиям на счету «Тигров» успешное проведение более 200 террористических акций с участием смертников, из которых более 35% были женщинами11.
По мнению экспертов-психологов, женщины-террористки, в отличие от мужчин, в основном руководствуются личными мотивами. Эти мотивы условно можно разделить на четыре категории: месть, искупление, почтение и сексуальная связь. В частности, к ним относятся:
- потеря близкого человека (обычно главного мужчины в их жизни - мужа, отца или брата);
- необходимость вновь обрести человеческое достоинство и «искупить» недолжное сексуальное поведение (реальное или предполагаемое);
- неспособность женщины зачать ребенка или мнение других людей о том, что на этой женщине нельзя жениться;
- желание повысить статус женщин в обществе;
- стремление доказать, что они не менее мужчин преданы великому делу;
- положение, когда женщины являются сестрами, дочерьми или женами известных повстанцев12.
Чаще всего представительницы слабого пола участвуют в политическом терроризме. Предположительно это связано с большей (сравнительно с мужчинами) склонностью женщин к эмоциональному, а не рациональному восприятию действительности, с ее большей впечатлительностью и подверженностью фанатизму, потребностью в некоем идеале, за который можно было бы бороться до конца, влиянию всепоглощающей идеи. Удовлетворить подобные чувства и запросы может участие в политической борьбе, в жертву которой приносится все то, что традиционно принято считать женским уделом - семья и дети13.
В террористических организациях женщины являются не только исполнителями терактов, но и (правда, весьма редко) выступают как идеологи, стратеги и руководители. Современные исследования показывают, что женщины, входящие в террористические структуры, более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, чем многие мужчины. Например, немка Ульрика Майнхоф (1934-1976), одна из руководителей «Фракции Красной Армии», теоретик терроризма и фанатично ему преданная, ради революционной деятельности отказалась от двоих детей. Она предпочла размеренной благополучной жизни налеты на банки, заказные убийства, полностью погрузившись в пучину криминала.
В конце 2014 г. в прессе появились сообщения, что британская террористка, известная как «белая вдова», была убита русским снайпером на Украине. Речь шла о 30-летней Саманте Льютвэйт - вдове террориста-смертника Джермена Линдси, после принятия ислама получившего имя Абдул Джамал и взорвавшего себя в 2005 г. в лондонском метро. Она проживала в Восточной Африке и, находясь в международном розыске, перемещалась по миру по поддельным документам. Разведка Кении подтвердила причастность к теракту в Найроби Льютвэйт, которая была членом восточноафриканской исламистской группировки «Аш-Шабаб» и отвечала за логистику в одной из ее ячеек, готовившей теракты в кенийском парламенте и офисах ООН в Найроби14.
В настоящее время тенденция участия женщин в террористической деятельности не только продолжается, но и заметно расширяется.
Так, в Великобритании за 2014-2015 гг. число арестованных по подозрению в терроризме граждан выросло на треть, поскольку сторонниками «Исламского государства» все чаще становятся подростки обоих полов и взрослые женщины. С начала января до конца сентября 2015 г. британская полиция задержала 315 человек за связи с террористами, в то время как за предыдущий год эта цифра составила 235. Среди задержанных - 50 женщин и 15 несовершеннолетних. 75% арестованных с недавних пор являются гражданами Великобритании или же имеют двойное гражданство, что говорит о всплеске «доморощенного терроризма»15.
Медики давно отмечают особую, отличную от мужской, психическую обусловленность совершения преступлений женщинами, что дает основания говорить о специфически женской преступности, не просто исходя из принадлежности к определенному полу, а выделяя ее на основании особого душевного склада, особого мироощущения. Однако подобным особенностям никогда не придавалось большого значения, в полной мере не учитываются они и сейчас. По мнению сотрудников ГНЦ им. Сербского, женская преступность - своеобразный температурный лист общества. Количество женщин, вступающих в конфликт с законом, отражает уровень социального неблагополучия. Характерно, что среди криминальных представительниц слабого пола процент душевнобольных выше, чем у мужчин16.
В последнее время как особое явление рассматривают феномен «черных вдов», т. е. женщин, бывших замужем за террористами, похоронивших своих мужей и связавших свою дальнейшую жизнь с террором.
Всегда считалось, что женщина-террористка - исключение из правил, и для большинства психически здоровых женщин невозможна сама мысль об убийстве невинных людей и тем более детей варварскими методами. Однако участие «черных вдов» в захвате театрального центра «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 г. стало особенно опасным для заложников, очевидцы события отмечали их жестокость и непреклонность. Возможно, это объясняется тем, что женская мотивация отличается от мужской; женщины менее интересуются политическими и идеологическими мотивами совершаемых преступлений. Они сражаются не за абстрактные идеи, их мотивы носят более конкретный характер: это месть за родных и близких, за любимого человека. Получив сильнейшую эмоциональную травму, женщины видят смысл оставшейся жизни только в отмщении, становясь идеальным материалом для обработки идеологами ваххабизма. Как правило, непоследнее место в подобной ситуации занимают социальная неустроенность, тяжелое материальное положение, а также традиционная готовность беспрекословно подчиняться мужчине. Следует также отметить, что в мусульманском мире женщины-террористки, совершая теракт, обретают бессмертие, т. к. рай по законам ислама уготован только для мужчин. Все эти факторы, возможно, оказывают сильное влияние на возникновение феномена женщины-бомбы.
Эксперт в области терроризма У. Лакер установил, что причиной того, что женщины-террористки на практике проявляют себя более мужественными, более преданными идеям и поставленным целям, чем мужчины, могут служить особенности женской психологии и генетики. Женская агрессия, как и женский алкоголизм, трудно поддается лечению и контролю. Мужчина превосходит женщину по своей физической силе и выносливости, в то время как женщина, благодаря своим природным психологическим качествам, способна мобилизоваться и совершить поступки, которые окажутся не под силу представителю мужского пола17.
Стремление женщины к террористической деятельности в современных условиях может объясняться своеобразным протестом против существующей социальной реальности, ее места и роли в обществе. Во многих странах именно невозможность участвовать в обычных формах политической деятельности толкает женщин к терроризму. Таким образом, через неудовлетворенность своим общественным положением они стремятся к новой идентичности.
Представители террористических организаций и групп активно рекрутируют женщин, не способных жить в рамках, предусмотренных традиционными общественными институтами. Уже сегодня в некоторых регионах мира террористки-смертницы считаются образцами для подражания у девочек и девушек. Исходя из этого, специалисты прогнозируют немалую вероятность того, что количество женщин-террористок со временем будет возрастать.
Психологи полагают, что в таких случаях проявляется совершенно особый тип женской психики, во многом несхожий с обычным. Этот тип часто приближается к невротическому строению психики и характерен тем, что в нем женщина не удовлетворяется своим полом и его особенностями, считает его чем-то малоценным, чувствует себя угнетенной им, бессознательно (или сознательно) стремится перерасти себя как женщину, «стать мужчиной». Свойственные женщинам эмоции сменяются на эмоции властвования, господства, расширения престижа личности, характерные главным образом для мужского психологического типа18.
Параллельно с этим утрачиваются такие важные составляющие женственности, как красота, изящество, грация, которые всегда ценились представителями обоих полов; женщина стремится нивелировать особенности поведения и внешности, присущие ей от природы.
Итак, женщины активно используются в террористических организациях на низовом уровне в качестве «расходного материала» и дешевого оружия. Они вызывают меньше подозрений у спецслужб; их легче подготовить к роли самоубийцы, поскольку они более управляемы, чем мужчины. Теракт осуществляется посредством самоподрыва, при этом образы террористок пропагандируются как образы героинь и мучениц. Делается ставка и на то, что теракт, совершенный женщиной, вызывает больший резонанс в обществе19.
Безусловно, занимаясь вербовкой новых адептов, идеологи терроризма учитывают и положение каждой женщины в обществе, и культурные особенности региона ее проживания, и традиционное отношение к женщине в конкретной местности. Включение в свою программу «женских» вопросов международные террористические организации используют как инструмент для вовлечения новобранок. Причиной увеличения количества женщин-террористок часто является экономическая выгода их использования, а также политические дивиденды, которые приносит международная огласка. Подобное часто происходит в мусульманских странах, где фундамент женской покорности мужчине формировался вековой культурной традицией20.
В своей деятельности лидеры боевиков активно используют традиционно подчиненное положение женщин. Например, весной 2012 г. с целью открытия нового фронта джихада (в автономном районе Пунтленд на северо-востоке Сомали) главарь радикального крыла движения «Аш-Шабаб» шейх Абдулкадир Мумин обратился с воззванием к населению. «Население Пунтленда должно присоединиться к борьбе по защите воли Аллаха, которую ведет население юга Сомали, - заявил он. - Даже женщины и девушки должны взять в руки оружие и сражаться»21.
Таким образом, был открыт еще один источник «добровольно-принудительного» пополнения женщинами рядов боевиков.
Наряду с уничтожением противника задачей терроризма всегда было его устрашение. Поэтому теракты обычно устраивались в местах большого скопления людей и сопровождались максимальным количеством жертв. Участие женщин в подобных террористических актах привлекает гораздо больше внимание СМИ и вызывает сильный общественный резонанс22, на что и делают ставку бандиты.
Радикальные мусульмане верят в то, что после смерти каждый мученик-шахид, будь то мужчина или женщина, встречается с призраками-ангелами необычайной красоты, которые снимают с мученика все его грехи, открывают ворота в рай. Перед исламскими фундаменталистами встала задача религиозного обоснования такого явления, поскольку Коран запрещает самоубийство. Обоснование было найдено в формуле, гласящей, что женщины-смертницы свершают не акт самоубийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благоволит. И все же в исламском мире нет единства подходов к этой проблеме. Так, Саудовская Аравия, например, первоначально отказалась признавать действия женщин-смертниц в качестве акта мученичества. Однако в августе 2001 г. Высший исламский совет Саудовской Аравии выступил в поддержку вступления палестинских женщин в ряды смертниц. Помимо религиозной мотивации, имеют место экономические и социальные компоненты: семье смертника обычно выплачивается сумма денег (примерно 25 тыс. долл.), а его имя становится святым. Такой поступок поднимает личный или семейный социальный статус в глазах окружающих, спо-
23
собствует престижу семьи или отдельного человека23.
В ряды террористических организаций активно вовлекаются дети и подростки. Несмотря на то что Международный уголовный суд рассматривает вербовку детей в возрасте до 15 лет в военизированные структуры или использование их в боевых действиях как военные преступления, а специальный раздел устава ООН по правам человека запрещает мобилизацию подростков до 18 лет и привлечение их к боевым действиям, во многих террористических организациях женщин с детства готовят к их будущей деятельности.
Так, террористическая группировка «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ) обустроила в Сирии детский тренировочный лагерь для подготовки смертников и обучения действиям в реальных боевых условиях. В лагере, получившем название «Ашбаль аль-Аазз» («Самые дорогие дети»), в начале 2014 г. проходили подготовку около 50 мальчиков в возрасте от 7 до 13 лет. В планы бандитов входило создание аналогичных групп, составленных из местных молодых сириек24.
Весьма активно ведется подготовка детей - как мальчиков, так и девочек - в тренировочных лагерях радикальных бандитских группировок в Сомали («Аш-Шабаб»), Нигерии («Боко харам»), Египте («Аль-Гамайя аль-Исламийя»), Алжире («Аль-Каида исламского Магриба») Афганистане, Пакистане, а также в южных регионах бывшего СССР.
Особенностью деятельности террористических организаций в Африке является их высокая мобильность, что, в свою очередь, связано с состоянием африканских границ: большинство их на огромных расстояниях практически не охраняются.25
Для пополнения своих рядов террористы не брезгуют похищением детей за границей. Так, в январе 2015 г. власти Камеруна обвинили «Боко Харам» в насильственном вывозе из северных регионов страны около 50 девочек и мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет.
В самой Нигерии установилось царство террора: «Боко харам» использует женщин-заложниц в качестве «живого щита» во время боевых столкновений с правительственными войсками и силами правопорядка; в начале 2015 г. двумя десятилетними девочка-ми-смертницами был произведен крупный взрыв на рынке в городе Потискум26.
Теракты с участием женщин все чаще происходят в разных регионах Африканского континента. Яркий пример привлечения, часто принудительного, женщин в ряды бандитских группировок - Сомали. На счету боевиков террористической группировки «Аш-Шабаб», созданной как военизированное крыло радикального движения «Союз исламских судов», ряд терактов внутри страны.
Захватив власть в центре и на юге Сомали, «Аш-Шабаб» ввела запрет на принятые в быту нормы общения. Особенно жестокими были наказания, применяемые к женщинам даже за небольшое отступление от установленных боевиками правил. Так, исламисты запретили им работать где-либо, кроме собственного дома, поставив, таким образом, матерей перед выбором между угрозой смертной казни при попытке продать что-либо на рынке и смертью детей от голода. Как вариант выживания предлагается, например, вступить в ряды группировки в качестве «живой бомбы» в обмен на продукты питания и одежду для членов семьи.
Жертвами террористок-смертниц становятся не только «простые смертные», но и представители власти, что свидетельствует о плохо организованной системе безопасности первых лиц некоторых африканских государств.
Так, в апреле 2012 г. в Сомали террористка-смертница взорвала себя в Национальном театре в Могадишо на церемонии его открытия, где находилось почти все правительство страны. По счастливой случайности жертв оказалось намного меньше, чем могло быть. Однако в театре, объявленном символом возвращения страны к мирной жизни, погибли семь человек, среди которых глава Национального олимпийского комитета Сомали Аден Хаджи Йербероу и председатель Федерации футбола страны Саид Махмуд Нур 27.
Методы борьбы с терроризмом достаточно разнообразны. Например, в мае 2013 г. правительство Нигерии объявило, что все женщины, заключенные в тюрьмы по обвинению в терроризме или в связях с террористическими организациями, получат полную амнистию. Столь неоднозначные меры власти предприняли для борьбы с исламистской сектой «Боко Харам», которая требует введения шариата во всей Нигерии, выступая против западного образа жизни и образования. Регулярные террористические атаки в этой стране ведут свой отсчет с 2009 г. и с каждым годом повторяются все чаще.
Пресс-секретарь военного ведомства Нигерии К.Олуколаде назвал решение амнистировать пособников террористов жестом президентского великодушия, необходимого для объединения усилий по восстановлению мира в регионе.
Но подобные меры скорее демонстрируют плачевное состояние нигерийской судебной системы и слабость центральной власти, чем стремление к национальному примирению. Продиктованы они были тем, что в начале 2013 г. после полицейских «зачисток» в тюрьму попали многие жены террористов. В связи с этим лидер повстанческой группировки Абубакар Шекау объявил, что боевики начнут убивать мирных женщин и детей, если правительство не освободит жен и членов семей боевиков «Боко Харам».
Спустя несколько дней после этого заявления президент Нигерии Гудлак Джонатан
28
объявил чрезвычайное положение в трех регионах на северо-востоке страны28.
Однако действия нигерийского правительства не дали положительных результатов, и «Боко Харам» продолжает держать в страхе мирное население страны. Под ударом радикалов находятся в основном северные районы страны, где большинство населения составляют христиане.
Вот лишь немногие факты, иллюстрирующие прямую причастность женщин к терроризму.
Летом 2014 г. полиция Нигерии арестовала в штате Кацина на севере страны двух взрослых мужчин и 10-летнюю девочку, на которой был надет пояс шахида. Все трое -
члены «Боко Харам». В городе Кано террористка-смертница привела в действие взрывное устройство в толпе студентов, собравшихся у здания колледжа; погибли и получили ранения десятки человек. Другая смертница взорвала себя у заправочной станции; а при взрыве у католической церкви Святого Чарльза пятеро погибли и пострадали во-
29
семь человек .
В конце ноября 2014 г. в городе Майдугури произошел двойной теракт. Нигерийские шахидки привели в действие бомбы на городском рынке, лишились жизни более
30
40 человек30. Двумя неделями позже две террористки взорвали себя на текстильном рынке в Кано. По данным полиции, четыре человека погибли, семеро получили ране-
31
ния .
Помимо ведения активных боевых действий на нигерийской территории, бандиты из группировки «Боко Харам» совершают регулярные вылазки на территорию Чада, Камеруна и Нигера. В начале декабря 2015 г. боевики из «Боко харам» вновь заявили о себе серией терактов. Совершены они были террористками-смертницами, подорвавшими себя во время еженедельной ярмарки на озере Чад. Погибли 30 человек, более 80 получили ранения.
Военные эксперты относят шахидок к психологическому типу людей с девиантным поведением. Женщины-террористки не вписываются в стереотипные представления о террористах, сложившиеся у разработчиков контртеррористической стратегии. Женщины-агенты легко смешиваются с гражданским населением противника в целях разведки; в их широкой одежде можно прятать бомбы; порой они притворяются беременными, чтобы их не обыскивали. Но фактически очень немногие женщины допускаются на руководящие роли даже в группах, где они составляют от 30 до 60% «личного состава». Характеризуя террористические организации, аналитики отмечают, что женщины редко вхожи в сферы принятия решений. Они могут добровольно или по принуждению наносить смертоносный удар, но роль их в конечном счете определена патриархальной иерархией, которая продолжает господствовать в мусульманском мире и, соответствен-
32
но, в его террористических группах .
Поэтому маловероятно, что в обозримом будущем женщины займут высокие посты в мусульманском экстремизме, т. к. эти роли отведены мужчинам. Вероятно, поэтому для многих мусульманских женщин теракт-самоубийство - единственный путь хоть отчасти сравняться с мужчинами, разделить с ними почет и славу - пусть даже посмертно.
Анализируя почти двухвековую историю терроризма, эксперты приходят к выводу, что женщины-террористки намного опаснее террористов-мужчин. Миф о врожденном женском гуманизме является всего лишь мифом и историей не подтверждается: почти половина разыскиваемых Интерполом террористов - женщины. Для сотрудников этой организации существует четкая инструкция: в случае захвата или нейтрализации вооруженной террористической группы уничтожать женщин в первую очередь.
Несмотря на это, многие политологи убеждены, что использование исключительно силовых методов и государственного насилия в отношении женщин-террористок или организаторов их деятельности не способно положить конец совершению терактов или свести их количество к минимуму.
Кроме того, что современный терроризм все более принимает религиозную окраску, отличительной его чертой является увеличение числа женщин, принимающих участие в террористической деятельности. Яркий пример - психологическая обработка европейских женщин сотрудниками ИГИЛ, в результате которой сотни среднестатистических жительниц Старого Света приняли ислам и стали фанатически преданными идее борьбы против «неверных», т.е. своих же соотечественников. География кровавых преступлений не имеет четких границ, однако нельзя не заметить явного тяготения терро-
ристов к странам Евроазиатского региона. Интенсивность терактов увеличивается с каждым годом, и все больше женщин принимает в них участие. Так, лето и осень 2015 г. были отмечены терактами в Турции и Франции, в подготовке которых не последнюю роль играли женщины.
Специфическую группу риска представляют те из них, кто в силу жизненных обстоятельств лишен мужской заботы и внимания. По мнению иранских социологов, «западные женщины на биологическом уровне тоскуют по древнему укладу, способствующему продолжению рода», поскольку у женщин независимость на биологическом уровне равна невостребованности, особенно если у нее нет семьи. На Западе женщины составляют 10% вступающих в ИГИЛ. Большинство из них не имеют собственной семьи или являются матерями-одиночками. Вербовкой занимаются специально подобранные мужчины, которые олицетворяют собой представление женщины о «каменной стене», а также состоящие в рядах ИГИЛ свахи. Многие из попавших в руки вербовщиков приняли их приглашение поработать в гуманитарной миссии для поддержки мира на Ближ-
33
нем Востоке .
Случай с российскими студентками, задержанными российскими спецслужбами при выезде в страны Ближнего Востока, показал, что угроза исламистской вербовки в России и в европейских странах стала весьма серьезной. Если раньше в сферу интересов боевиков традиционно подпадали южные регионы Евразии, а сам рекрутинг в террористы имел определенный этнический ориентир, то теперь вербовка происходит без каких-либо религиозно-этнических предпочтений. Более того, предпочтение отдается
34
немусульманам, принимающим ислам .
По всей вероятности, идеологи ИГИЛ в своей работе руководствуются принципом бывшего директора ЦРУ Аллена Даллеса: «Лучшие агенты - это добровольцы, то есть люди, которых не удовлетворяют условия их жизни и работы и которые ненавидят су-
35
ществующую в стране политическую систему» .
Многие международные организации встревожены вербовкой девушек в ряды террористов и экстремистов и призывают добиваться повышения роли женщин в борьбе с терроризмом. Как заявил руководитель Исполнительного директората Контртеррористического комитета ООН Жан-Поль Лаборд, террористические группы, такие как ИГИЛ, «Боко харам» и «Аш-Шабаб», становятся все более изобретательными в стратегиях по вовлечению женщин в свои сети, и женщины играют сегодня активную роль в их преступной деятельности. По его словам, среди террористов-смертников растет число женщин, которых не только вербуют, но и тысячами похищают в Кении, Нигерии, других странах и заставляют встать на путь террора36.
Терроризм в современном политическом процессе достиг уровня, при котором крайние формы, методы и средства борьбы ряда стран Ближнего Востока и Африки против западной идеологии приобрели религиозную окраску. Подавляющее большинство организаторов и исполнителей терактов - экстремистские структуры, основанные на постулатах исламского фундаментализма.
Сейчас Африканскому региону более, чем когда-либо прежде, необходимы расширение экономических возможностей, образовательные программы и усилия, направленные на то, чтобы не допустить увлечения молодежи терроризмом. Эффективная борьба с этим злом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это продиктовано особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер.
Многие политологи убеждены, что государственное насилие или силовые меры в отношении женщин-террористок или закулисных организаторов их деятельности лишь в некоторой мере способны предотвратить теракты или хотя бы свести их к минимуму.
Для адекватного ответа вызову сегодняшнего времени в виде готовой к своей и чужой гибели женщины-смертницы необходимы согласованные и скоординированные меры в социально-экономической сфере, в области образования, культуры, СМИ, формирования общественного мнения.
Гендерный аспект терроризма, разделение ролей между мужчинами и женщинами изучен еще недостаточно. Но исследование этих вопросов необходимо для понимания личности террористок на фоне девиантного поведения, их статусности и распределения ролей в террористической деятельности. Изучение участия женщин в террористическом движении важно еще и потому, что оно вносит вклад в исследование проблем женского участия в политической деятельности, в том числе и в подпольной (нелегальной) форме.
1 Луков В.В. Международный терроризм: новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму). М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
2 Cunningham Karla J. Cross-Regional Trends in Female Terrorism // Studies in Conflict & Terrorism. Philadelphia. 2003. №. 3. Р. 171-195.
3 Фитуни Л.Л., Ближний Восток: технологии управления протестным потенциалом // Азия и Африка сегодня. 2011. № 12. С. 8-16.
4 Goodwin J. Price of Honor: Muslim Women Lift the Veil of Silence on the Islamic World. Boston: Little, Brown, 1994. Р. 43.
5 Малышев В.Г. Социально-психологические аспекты участия женщин-смертниц в террористической деятельности. Ин-т Ближнего Востока. 24 ноября 2005 г. http://www.iimes.ru/
6 Исламский терроризм: пояс шахида. http://ru.exrus.eu/
7 Бессонова С.И. Женский терроризм: «бескорыстные убийцы» // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 628630.
8 Викторов В. Женский терроризм становится реальной угрозой // Военно-промышленный курьер. 2004. №40 (107).
9 Бидова Б.Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. С. 6062.
10 Викторов В. Живые бомбы // Военно-промышленный курьер. 2005. № 39 (106).
11 Терроризм [Электронный ресурс]: терроризм и методы борьбы с ним. Хронология террористических актов в мире. Террористические акты 2000-2010 гг. 15 февраля. 2012.
12 Левковская И.А. Идеологическая и психологическая обработка женщин-террористок // Институт Ближнего Востока. 29 апреля 2008 г. http://www.iimes.ru/?p=7097
13 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
14 Малахов В. Причастная к теракту в Кении в 2013 году британская террористка убита на Украине // Мировой передел. Информационно-аналитическое издание. 12 ноября 2014 г.
15 Whitehead Т. Terror arrests hit record levels as women and teenagers lured by Islamic State // Daily Telegraph. Lnd. 10.12.2015.
16 Основные тенденции и особенности развития женского терроризма. http://www.lawinrussia.ru/ node/299268
17 Lacker W. Interpretations of Terrorism - Fact, Fiction and Political Science // Journal of Modern History. Chicago University Press. 1977. Vol. 50. № 1. January. P. 183.
18 Заварзина Л.Э. Особенности женской психологии в трактовке П.Ф. Каптерева // Психологическая наука и образование. М., 2010. № 2.
19 Аствацатурова М.А. Этнополитические отношения: искушение терроризмом // Бюллетень сети эт-нополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. № 36.
20 Gonzalez-Perez M. Women and Terrorism: Female Activity in Domestic and International Terror Groups. New York, Routledge, 2008.
21 Куделев В.В. Ситуация в Сомали: апрель 2012 г. // Институт Ближнего Востока. 12 мая 2012 г. http://www.iimes.ru/?p=14752
22 Социально-психологические аспекты участия женщин-смертниц в террористической деятельности. http://www.info21.ru/second.php? 1ё=49
23 Основные тенденции и особенности женского терроризма. http://www.lawinrussia.ru/node/299268
24 ИГИЛ создал на территории Сирии тренировочные лагеря для детей-террористов // Наука и образование против террора. 25.03.2014. http://scienceport.ru/news
25 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «исламской Африке» // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 8-15.
26 http://www. liveinternet.ru/users/elena_arvik/post350740869
27 http://opinionblog.ru/
28 http://ru.publika.md/link_899921.html 23-05-2013
29 РИА Новости. 30 июля 2014 г.
30 http://www.novoteka.ru/sevent/11504626
31 http://www.epochtimes.ru/
32 Левковская И.А. Идеологическая и психологическая обработка женщин-террористок // Институт Ближнего Востока. 29 апреля 2008 г. http://www.iimes.ru/?p=7097
33 Исламисты ищут женщин, изгоев и максималистов: как ИГИЛ завербовал десятки тысяч человек в 80 странах. 09.07.2015. http://cont.ws/post/99757
34 Фитуни Л.Л.,Абрамова И.О. Негосударственные и квазигосударственные акторы Большого Ближнего Востока и проблема «евроджихадизма», европейское лицо экстремистской угрозы // Азия и Африка сегодня. 2015. № 11. С. 2-11.
35 Даллес А. Искусство разведки. М.: Международные отношения, 1992.
36 В ООН призвали пресечь вербовку женщин в ряды экстремистов и более активно привлекать их к борьбе с терроризмом. Центр новостей ООН. 09.09.2015. http://www.un.org/russian/news/story.asp? NewsID=24411#.VnK4IJ 0EvY