Научная статья на тему 'Женщина в толпе'

Женщина в толпе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фетисова Т. А.

Рокамора А. Женщина в толпе: Прохожая, мода и городское простран-ство // Теория моды.-Fashion theory. М., 2007-2008. Вып.6. С. 215-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фетисова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщина в толпе»

ЖЕНЩИНА В ТОЛПЕ*

Мужчины и женщины по-разному ведут себя на улице, о чем свидетельствуют две центральные фигуры современного городского ландшафта - фланер и прохожая, собственно субъект и объект разглядывания. В XIX в. фланерство практиковали и женщины (к примеру, в пространстве универсального магазина), тем не менее и тогда, а зачастую и в наши дни, улицы куда недвусмысленнее и проще открываются мужскому фланерству, чем женскому. Действительно, публичная сфера была в целом сферой маскулинной. Фемининность как таковая и идея улицы противостояли друг другу, поскольку всегда, даже сейчас, присутствие на улице женщины чревато потенциальным напряжением и угрозой словесного и физического домогательства, что превращает женское фланерство в опыт, никогда полностью не совпадающий с мужским.

Прохожая, как и фланер, возникла благодаря вниманию к выражениям и воплощениям модерности в городском пространстве. Сонет Бодлера «Прохожей» оказался текстом, из-за которого миф женщины, идущей по улице и мелькнувшей перед посторонним взором, начал подпитывать собой миф большого города.

Соблазнительное видение, объект пристального взгляда фланера, прохожая представляет собой фигуру большого города. Ее характеристика как женщины, которой суждено остаться неизвестной, превращает ее в сущностно важное создание города - среды незнакомцев и незнакомок.

Прохожая обладает тем, чего нет у прохожего, - статусом романтического и мимолетного видения, объекта вожделеющего

* Рокамора А. Женщина в толпе: Прохожая, мода и городское пространство // Теория моды.-Fashion theory. - М., 2007-2008. - Вып.6. - С. 215-233.

взгляда. Ее созерцание будит в наблюдателе желание и страсть, которым, однако, не дано реализоваться.

Прохожая, в отличие от фланера, всегда торопится. Не в последнюю очередь потому, что, как упоминалось, улица по-разному поворачивается к мужчинам и женщинам. Быстрое движение женщины по улицам в ХХ в. в полной мере признано и воспринимается в качестве узаконенной практики женского городского поведения.

После сонета Бодлера прохожая регулярно выступает в роли литературной героини, главным образом у французских писателей, для которых она по-прежнему функционирует как центральная фигура города, прежде всего Парижа. Несмотря на то что с женщинами-прохожими можно, как в реальности, так и в литературе, столкнуться во многих городах мира, она, подобно фланеру, очерчивается как парижский типаж.

Она занимает существенное место в текстах сюрреалистов, появляется в кино.

В модном дискурсе прохожая возникает в ХХ столетии - в многочисленных изображениях, адресованных читательницам модных и женских журналов. Усваивая образ прохожей, модные издания усваивают ее главные черты: появление, движение, модер-ность и урбанистичность. Прохожая легко входит в модный дискурс - в том числе и потому, что она по определению доступна созерцанию со стороны. Она принимает мужской взор, но в то же время и женский - взор читательницы, которой, в свою очередь, предлагает идеальный и идеализированный модус присутствия женщины в большом городе. Прохожая - явление - представляется стороннему взгляду через важнейшую свою сторону - внешний облик. Она выражает собой не только одну из фигур города, но и фигуру моды, запечатленную во многих текстах и фильмах, где внимание зрителей и читателей приковано к ее внешнему виду.

Прохожую определяет ее внешний облик. В этом отношении она оказывается также фигурой, значимой для женской идентичности. Фемининность долгое время понималась через внешность, управлявшуюся и легитимируемую мужским взглядом. От этого зависит уверенность женщины в том, что их любят, что их жизнь расценивается как успешная. Фигура идущей женщины особенно наглядно демонстрирует зависимость женской идентичности от мужчин, ведь именно в их глазах существует прохожая.

Женщина в толпе

На женщин смотрят, но и они смотрят, причем и на себя, и на других женщин, к примеру, на прохожих в модных журналах. Женщина получает удовольствие не только пребывая в позиции вуайериста, но и представляя себя на месте прохожей, примеряя надетое на ней платье. Изображения прохожей предлагают читательницам безопасный опыт переживания фантазии - объективированной женщины, воплощенной в пассивной прохожей, - путем проецирования себя в образ, укрытый от подлинно пронизывающего взгляда за стеной вымышленного мира модных журналов.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.