Научная статья на тему 'Женщина в исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве: богословские, социальные и феноменологические аспекты'

Женщина в исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве: богословские, социальные и феноменологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1308
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полетаева Т. А.

В контексте богословской интерпретации гендерного вопроса и феноменологического подхода к личности в религиоведении сравниваются личностные и социальные аспекты статуса женщины в монотеистических религиях: исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве. Делается вывод о разных уровнях паганизации женщины в исламе и иудаизме. Обосновываются личностные и социальные теоретические (вероисповедные) преимущества статуса женщины в ортодоксальном христианстве по сравнению с исламом и иудаизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщина в исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве: богословские, социальные и феноменологические аспекты»

в результате грехопадения, и нелегкий путь ко спасению души. Именно в их мирянском служении и должном религиозном поведении, по мысли Ремизова, мы можем увидеть первые шаги на пути к духовному возрождению России.

Источник:

КС - Ремизов А.М. Крестовые сестры // Ремизов А.М. Повести и рассказы. - М.: Худ. лит., 1990. - С. 193-315.

Список литературы:

1. Святополк-Мирский Д.С. Ремизов // История русской литературы с древнейших времен по 1925. - М.: Эксмо, 2008. - С. 539-546.

2. Климова С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. - СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.

3. Ильин И.А. О тьме и просветлении // Ильин И.А. Собр. соч. - М.: Русская книга, 1996. - Т. 6, Кн. 1. - 429 с.

4. Эстес К.П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях. - М.: София, 2010. - 496 с.

5. Слобин Г.Н. Проза Ремизова (1900-1921) / науч. ред. А.А. Кобрин-ский. - СПб.: Академ. проект, 1997. - 206 с.

6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академ. проект, 2001. - 990 с.

7. Франк С.А. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С.А. Сочинения. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 247-796.

8. Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. - 619 с.

9. Федотов Г.П. Святые Древней Руси // Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12-и т. / сост. С.С. Бычков - М.: Мартинес, 2000. - Т. 8. - 268 с.

ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ, ИУДАИЗМЕ И ОРТОДОКСАЛЬНОМ ХРИСТИАНСТВЕ:

БОГОСЛОВСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© Полетаева Т.А.*

Белгородская православная духовная семинария, г. Белгород Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

В контексте богословской интерпретации гендерного вопроса и феноменологического подхода к личности в религиоведении сравнивают-

* Доцент кафедры Теологии факультета дополнительного образования ПСТГУ, преподаватель религиоведческих дисциплин БПДС, кандидат философских наук.

ся личностные и социальные аспекты статуса женщины в монотеистических религиях: исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве. Делается вывод о разных уровнях паганизации женщины в исламе и иудаизме. Обосновываются личностные и социальные теоретические (вероисповедные) преимущества статуса женщины в ортодоксальном христианстве по сравнению с исламом и иудаизмом.

Важность постановки проблемы обусловлена реалиями времени: с одной стороны, проблемами феминизма, т.е. предельно десакрализованного понимания женщины в современном светском обществе, с другой стороны, разной степенью паганизации женщины в монотеистических религиях.

При этом ключевой дискуссионной темой является существующая с древних времен тема неравноправия женщины с мужчиной: как известно, в политеистической культуре женщина считалась человеком второго сорта. Но такая постановка вопроса о женщине очень хорошо объясняется православной антропологией, которая, обращаясь к известному тексту первой книги Священного Писания, свидетельствует о незавидной участи женщины после грехопадения, ее зависимом положении от мужчины и других, связанных с этим аспектах бытия (Быт. 3: 16). Но при этом Библия говорит также и о состоянии женщины до грехопадения и о совсем иных отношениях ее с мужчиной в эту скрытую метафизической тайной эпоху: главной чертой этих взаимоотношений было равноправие. Наконец, согласно библейскому повествованию, до грехопадения был установлен брак (Быт. 2: 24).

Учение Церкви подчеркивает сложность исполнения закона брака после грехопадения. Сложность заключается в том, что женщина после грехопадения потеряла равенство с мужчиной, которое было у нее в Эдемском саду. Неравенство полов, ставшее неизбежным аспектом человеческого бытия после грехопадения в дохристианскую эпоху, т.е. эпоху преимущественно языческую, стало преодолеваться в ветхозаветном монотеизме, впервые заявившем миру о тайне Откровения, касавшейся сотворения человека - и мужчины, и женщины - по образу Бога (Быт. 1: 27).

Окончательно же установка неравенства полов была преодолена в христианстве: еще святые отцы ранней Церкви, поучая бывших язычников, ставших христианами, неоднократно повторяли истину из Священного Писания о том, что «женщина есть образ Божий, как и мужчина, оба пола равноценны [1]. Таким образом, именно «христианская революция» установила впервые в истории человечества после грехопадения равенство полов, женщина обрела право быть не вещью, не функцией, а личностью.

В религиоведении некоторые исследователи-феноменологи, сопоставляя феномены пан / политеистических и монотеистических парадигм, предлагают для описания статуса личности в этих традициях использовать предложенные А.Ф. Лосевым понятия личности: для монотеизма характерно субстанционально-ипостасное понимание личности, для пан / политеизма -атрибутивно-функциональное понимание личности [2].

Имея в виду приведенную выше богословскую интерпретацию тендерного вопроса, рассмотрим в каждой монотеистической традиции вопросы брака, развода и общественного положения женщины и попробуем проследить с учетом исторического контекста, как в монотеистических религиях -иудаизме, исламе и христианстве в его ортодоксальном варианте - проявляется это субстанциально-ипостасное понимание личности по отношению к женщине.

Женщина в исламе. В современной мусульманской литературе можно выделить два направления относительно положения женщины в исламе: радикальная критика традиционного ее положения и попытка рационального обоснования этого положения ради сохранения традиции [3]. К авторам второй группы - современным апологетам ислама - мы и обратимся.

Эти авторы, стараясь приспособить учение ислама под современные западные социальные стандарты, вынуждены вести разговор о равенстве полов в исламе. Однако, не нарушая традиции, они могут говорить об этом только с точки зрения «приверженности исламу» [4, с. 81]. О равенстве мужчины и женщины в браке речи нет. Суть брака в исламе, согласно современным мусульманским апологетам, «договор о совместной жизни» [4, с. 69]. И хотя мусульманские авторы утверждают, что брак вовсе не должен быть «ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством «тюремного заключения» женщины и грубого обращения с ней» (там же), однако договор этот неравный, причем власть мужа носит сакральный характер. Достаточно привести несколько ссылок на священные тексты мусульман: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми...» (Коран 4, 38); «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (Сура аль-Бакара, 228) [5]; «Если бы разрешалось совершать земной поклон кому либо, кроме Аллаха, я приказал бы жене совершить поклон мужу» (Ибн Маджа, 2/1852) [6]. Современные мусульманские авторы утверждают, что между мужем и женой должны присутствовать взаимоуважение и взаимопонимание, однако это противоречит тому одностороннему характеру уважения сторон в браке, который заповедован самим пророком Мухаммедом: «Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит своих обязанностей перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если она будет при родах» (Са-хихуль-Джами' 5295) [7].

Как известно, образец для мусульман в браке дал пророк Мухаммед, который имел 13 жен, для остальных поставив ограничение не брать больше четырех. Многоженство закреплено в Коране и Сунне. Известны сомнительные доводы современных мусульманских апологетов в защиту полигамии, что, якобы, праведнее иметь несколько жён, чем быть женатым на одной женщине, но при этом иметь ещё незаконную связь. Как замечает по

этому поводу Ю. Максимов, полигамия в мусульманских странах вовсе не решает проблемы измены и прелюбодеяния: «супружеская измена и прелюбодеяние весьма широко распространены в мусульманском мире... в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены - надо обеспечить содержание всем четырем, а это могут себе позволить лишь очень немногие» [8, с. 102-103].

В исламе не поощряются разводы, однако факт невозможности продолжения брака шариат признает, предлагая при этом четыре варианта развода, которые различаются по порядку и юридическим последствиям: талак - развод по инициативе мужа, хул - по инициативе жены, мубара 'ах -по взаимному согласию супругов, ли'ан - развод, который применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности [4, с. 85-87]. Но Коран, говоря об особенностях развода, своим адресатом имеет только мужчин: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат): тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их благопристойным образом» (Коран 2, 231). Односторонний характера развода с точки зрения «потерпевшей стороны» отчетливо виден в четвертом из упомянутых выше видов развода; вызывает также сомнения действительный характер развода по инициативе жены.

Проявление религиозно узаконенной власти мужа над женой в исламе видно в том, что непокорную жену нужно «воспитывать». Это происходит согласно следующим призывам Корана: «увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (Коран 4, 34), причем методам избиения непокорных жен, как пишет Ю. Максимов, ученые шейхи даже в современной Европе посвящают специальные книги [8, с. 113].

Что касается участия мусульманки в жизни общества, то в современную эпоху женщине разрешается получать образование [9, с. 277]. Работать она может только по своему желанию, так как считается, что муж обязан её обеспечивать. Но даже современные мусульманские авторы дают ясно понять, что «первостепенная сфера деятельности женщины - это непременно ведение домашнего хозяйства» [4, с. 56], в случае же работы за пределами дома для мусульманки введены ограничения: «Самыми приемлемыми и наилучшими для женщин являются профессии в социальной сфере» [4, с. 62].

Согласно Л. Ахмед, автору одной из популярных книг о положении женщин в исламе, позицию современного ислама по вопросу ограничения мусульманских женщин в правах отличает двусмысленность и уклончивость суждений: Л. Ахмед считает, что «провозглашение равенства между мужчинами и женщинами в современной мусульманской литературе - это проявление «этического взгляда» ислама» [9, с. 51]. Максимов Ю., ссылаясь на ряд хадисов из Сунны, приходит к более однозначному выводу, что в исламе женщина понимается как существо, «наиболее вредоносное», «имею-

щее недостатки в вере и уме», обреченное в большинстве случаев оказаться в итоге «в аду» [8, с. 113].

Женщина в иудаизме. В Торе утверждается, что в личностном отношении женщина и мужчина равны перед Богом (Быт 1: 27), однако мужчина главенствует, а женщина следует за ним (Быт 3: 16) (эти два отрывка из Священного Писания в православной традиции разъясняются соответственно как взаимоотношения мужчины и женщины до грехопадения и после).

Иудаизм придает большое значение браку, обоснование которого находится в Библии: письменная Тора заповедует, что «нехорошо быть человеку одному» и он должен прилепиться к жене своей, чтобы стать одной плотью, а устная Тора гласит: «Человек, у которого нет жены, обречен на существование без радости, без блаженства, без ощущения истинной ценности жизни» [10]. Речь идет о моногамном браке и, хотя известно, что в Ветхом Завете описаны браки полигамные, но они были, по мнению православных богословов, чисто человеческим установлением: доказательством этого является то, что Священное Писание Ветхого Завета, установив моногамный брак, запрещало многоженство: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Втор. 17: 17). Поэтому если и существовали случаи полигамии в ветхозаветном обществе, то, как пишет Ю. Максимов, «в период возвращения из Вавилонского плена полигамные браки исчезают полностью среди еврейского народа» [8, с. 100], а в ранней раввинской литературе, посвященной семейной жизни, согласно этому автору, идет речь исключительно о моногамном браке.

Браку иудаизм придает особое значение потому, что он дает человеку физическую полноту жизни. В иудаизме нет понятий, что безбрачие ведет к особой святости. Высокие этические нормы к браку обусловлены тем, что одна женщина предназначается для одного мужчины, которому должна быть верна и предана. Однако равных отношений в иудейском браке нет даже теоретически: согласно Талмуду, жена - послушная раба своего мужа: «Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить Бога за то, что Он создал ее для послушания мужчине» [11, с. 272].

Есть, правда, такой момент в иудейском браке, в котором можно усмотреть проявление субстанциально-ипостасного подхода к личности женщины. Речь идет о так называемом периоде супружеского воздержания, обусловленного физиологией и устанавливаемого раввинами. Культура воздержания в иудейском браке, по словам Б. Гринберга «предохраняет женщин от отношения к ним как чисто сексуальным объектам» [12].

При высокой оценке брака в иудаизме сохраняется с ветхозаветных времен разрешение на развод (Втор. 24, 1-4), но по поводу основания для него нет твердой точки зрения. Обусловлено это тем, что иудаизм смотрит

на брак как на контракт, поэтому как всякий контракт, условия которого не соблюдаются, он может быть обоснованно аннулирован. Однако, несмотря на то, что женщина может инициировать развод, все же в религиозном еврейском праве последнее слово при разводе остается за мужчиной. Это можно наглядно проиллюстрировать на примере, когда женщина находится замужем за человеком, который длительное время отсутствует (женщина в этом случае называется агуна). Если нет свидетельства о разводе, заверенном мужем, она вынуждена оставаться замужем за отсутствующим [13].

Что касается общественного положения женщины в иудаизме, то, согласно Г. Ригнеру, в ветхозаветные времена роль женщин в ветхозаветном обществе была второстепенной: женщина была отстранена от изучения Торы, при собрании миньяна, необходимого для проведения религиозной службы, женщины не учитывались; ценилось лишь положение женщины в доме, положение жены-матери, выполнявшей важные религиозные и образовательные функции [14].

Ситуация с образованием женщин, прежде всего, в связи с изучением Торы, по словам Г. Ригнера, стала меняться со времен Майонида (1135-1204), который высказал мнение, что, хотя женщине нет необходимости изучать Тору, но при желании она может это делать. К XVII в. среди иудейских женщин уже стало традицией иметь книгу с основными учениями Библии, написанную на языке идиш специально для женщин.

Как известно, кроме ортодоксального иудаизма, существуют течения реформистского иудаизма, который возник в Германии в конце XVIII в. и претерпел влияние со стороны лютеран, а затем еще более сильное - в США, и либерального иудаизма, который возник в Англии в начале XX в. В настоящее время во всех течениях иудаизма женщины всё больше и больше вовлекаются в административную работу в синагогах, всё больше внимания уделяется образованию девочек, женщины получают возможность преподавать в школах, более того, как пишет Г. Ригнер, «реформаторское направление и направление, ещё совсем недавно бывшее консервативным, после долгой борьбы разрешили женщинам становиться раввинами, а в некоторых случаях даже «канторами», или чтецами Торы» [14]. Либеральный иудаизм -это еще более облегченный вариант реформистского иудаизма: здесь признается равенство полов [11, с. 284].

Но ортодоксальный иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в обществе. Женщина не имеет права быть свидетельницей в суде, ей запрещено выходить на улицу без покрывала, в синагоге женщины молятся отдельно от мужчин [11, с. 272].

Женщина в православном христианстве. Согласно православной традиции, основанной на толковании библейского текста (Быт. 2: 20-24), назначение женщины - быть помощником для мужа. В христианском ортодоксальном браке особенно подчеркивается духовная сторона этой помощи.

Обусловлено это тем, что брак в православии возведен на уровень богоус-тановленного Таинства, в котором осуществляется гармоничное сосуществование женщины и мужчины мире по образу Святой Троицы. Как пишет Х. Яннарас, «Тринитарная модель жизни - это отнюдь не единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга ипостасей» [15]. В Таинстве Брака жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа. Как уже говорилось, христианство выступает за равенство мужчины с женщиной в том смысле, что оба являются образом Божиим и христианский брак в идеале предназначен для того, чтобы восстановить утраченные после грехопадения отношения равенства между мужем и женой. Интересно, что апостолы, регулируя вопрос равенства в христианском браке, призывали мужей к ограничению деспотизма, заповедуя любить жен («Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Ефес. 5, 25)), а жен - к ограничению стремления преобладать над мужем, по той причине, что «всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава -Бог» (1 Кор. 11, 3).

Говоря о роли женщины в христианском браке в православной традиции, необходимо осветить и вопрос, связанный с невозможностью его продолжения. Христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как и измена женщины. Христос говорит об абсолютном значении того соединения, которое совершает Бог своею благодатью. Разрешается же развод только в том случае, если один из супругов совершил грех прелюбодеяния: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 5: 32). Этими словами, как говорят православные богословы, развод не благословляется, а лишь указывается, что грех прелюбодеяния уничтожает таинственное единство, освященное благодатью Божией. Характерно, что кроме вины прелюбодеяния, указанной в Евангелии как самой непреложной для развода, Православная Церковь еще с древних времен добавляла множество других поводов. Связано это с тем, что, как говорил митрополит Сергий (Страгородский) на Поместном соборе 1917-1918 гг., Древняя Церковь «понимала Евангелие не как какой-то талмуд, не как сборник отдельных предписаний, которые нужно вгонять в человека, как гвозди, а как жизнь, которая начинается из зерна и возрастает в дерево, но и в том и в другом случае есть по существу тоже Христова новая жизнь. В своих дисциплинарных требованиях Церковь исходила из того, что усвоение жизни Христовой разными людьми может быть различно, но что и зачаточное усвоение христианства спасительно» [16]. Христианский брак, по словам митрополита Сергия (Страгородского), имеет идеал, цель - созидать семью как малую Церковь, но «если этот идеал сделать принудительной обязанностью каждого <...> то мы будем способствовать не утверждению дела Христова, а его разрушению» [16].

Именно поэтому, благодаря сохранению духа евангельского милосердия, но с учетом реалий времени Православная Церковь с течением времени все более и более расширяла список оснований поводов для развода [17].

Что касается положения женщины в обществе в православной традиции, то история показывает, что именно в христианстве этот вопрос стал решаться в пользу женщины еще с времен древней Церкви (хотя в западном богословии, как пишет Е.Н. Аникеева, «в эпоху схоластики, и обсуждался вопрос о том, человек ли женщина»[18]). И этому можно привести ряд ярких примеров. Так, первые женщины-христианки проповедовали Евангелие в Риме, в Древней Церкви существовал институт диаконис. Наконец, именно в христианстве появилось женское монашество: еще в IV веке в византийском обществе широко распространилось добровольное девство, первые представительницы которого появлялись в апостольские времена.

Женщины в христианстве подвизались не только на монашеском поприще, они, также, начиная с раннехристианской эпохи, преуспевали в образовании. Так, например, святая мученица Екатерина, согласно ее житию, победила на диспуте 50 языческих философов, которые в результате этого обратились в христианство. Дочь императора Алексия I Комнина Анна Ком-нина (Х1-ХП вв.), была великолепно образованна, особенно в области философии и поэтому называлась современниками «тринадцатой Музой» [19]. В Русской Православной Церкви преп. Евфросиния Полоцкая (XII в.), исключительная по силе характера и образованности церковная деятельница, занималась книжной деятельностью и строительством храмов.

Впрочем, в православной традиции служение женщины в обществе более всего связывают с делами милосердия и благотворительности, примером чему могут служить жития святых эпохи гонений, византийская агиография, история благотворительности и дел милосердия в Русской Православной Церкви, в том числе и тех, кто причислен ныне Церковью к лику новомучениц.

Подводя итоги, прежде всего, подчеркнем, что теоретические или духовные основания вероучения определяют тип положения женщины в культуре. Рассмотрение монотеистических религий с точки зрения статуса женщины в них в вопросах брака, развода и роли женщины в жизни общества показывает, что субстанционально-ипостасный подход к личности в отношении женщины выражен в иудаизме и христианстве: в этих религиях личностное начало в человеке - будь то мужчина или женщина - рассматривается как образ Божий, поэтому здесь нет оснований для извращенного отношения к женскому естеству, которое существует в языческих культурах. Однако в христианстве в его ортодоксальном варианте этот субстанционально-личностный подход выражен во всей полноте. Христианский православный брак в идеале возвращает женщине изначальное метафизическое равноправие с мужчиной, основанное на любви. Кроме того, в православном христианстве не только четко определено главное основание для развода, как разрушение этой любви, причем в равном смысле по отношению к обоим супругам, но также, благодаря сохра-

нению духу евангельского милосердия, содержится сложившийся с течением времени большой набор оснований для развода. В иудаизме по отношению к женщине можно найти тенденции, которые подчеркивают личностный подход к женщине, как, например, существование в этой традиции закона о периоде воздержания, что предохраняет женщин от отношения к ним как чисто сексуальным объектам. Но, с другой стороны, в иудаизме жена - лишь послушная раба своего мужа, а брак носит статус контракта.

Что касается статуса женщины в исламе, то во всех сферах жизни он может быть описан в категориях функционально-атрибутивного подхода к личности, то есть того подхода, который присущ языческому (пан / политеистическому) сознанию. Доказательством этого является полигамия, которая своими корнями уходит в язычество, и ярко выраженное неравноправие в браке, в котором деспотическая власть мужа носит сакральный характер, имея основание в священных текстах ислама.

С этой точки зрения, можно говорить о разных уровнях паганизации женщины в иудаизме и исламе. Она слишком очевидна в исламе, но также в указанных выше вопросах брака имеет место и в иудаизме.

Очевидны личностные и социальные преимущества женщины в ортодоксальном христианстве по сравнению с другими монотеистическими традициями: не только в браке женщина является сонаследницей благодатной жизни и помощницей мужчины, но и за пределами брака, то есть в жизни общества. Женщине в христианстве с времен Древней Церкви открываются помимо брака пути святости, т.е. монашеской жизни, что отсутствует в иудаизме и исламе. Женщина в христианстве прославляется подвигами милосердия, благотворительности, жертвенной любви. Наконец, женщинам в христианстве также еще с эпохи Древней Церкви открыты возможности к образованию (таких возможностей в исламе и иудаизме изначально не существовало, они появились со временем, причем сравнительно недавно, особенно в исламе). Естественно, что в христианстве в целом в истории существовали и ныне существуют ситуации, которые являются свидетельством разной степени дехристианизации (паганизации) женщины вплоть до откровенного феминизма (в протестантизме), однако все они есть следствие человеческих установлений, теоретически же, т.е. в духовных основаниях христианского вероучения, они не заложены.

Список литературы:

1. Цит. по Давыденков О., прот. Догматическое богословие. Ч. III. -М., 1997. - С. 67.

2. Аникеева Е.Н. Программа курса Метафизика религии. Общее и сравнительное религиоведение. Для студентов философской и религиоведче -ской специальностей [Электронный ресурс]. - М., 2002. - Режим доступа: http://korolev.msk.ru/books/dc/Z_SSub_a_m_oSFbh_b_US9361.txt (дата обращения: 28.09.11).

3. Об этом см., например, Исак Ф. Быть мусульманином: Ислам сегодня. - М., 2002. - С. 197.

4. Худа Х. Справочник мусульманской женщины. - Харвест, 2002.

5. Цит. по Сура аль-Бакара (Корова) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://musulmanin.com/suri-002-baqara.html (дата обращения: 28.09.11).

6. Цит. по Отношение к женщинам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatar.moy.su/index/0-64 (дата обращения: 28.09.11).

7. Цит. по Без автора. О том, как стать праведной женой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soliha.com/tarbiyya/kak_stat_pravednoy_ jenoy (дата обращения: 28.09.11).

8. Максимов Ю. Религия Креста и религия полумесяца. - М., 2008.

9. Роллин Армур. Христианство и ислам: непростая история. - М., 2004.

10. Васильев Л.С. История религий востока. - М., 1993. - С. 69.

11. Максимов Ю. Ислам. Буддизм. Иудаизм. - М., 2005.

12. Пилкингтон С.М. Иудаизм. - М., 1997. - С. 183.

13. См., например, Агуна [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/10074 (дата обращения: 28.09.11).

14. Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость / Под ред. Ж. Доре. - М., 2004. - С 77-80.

15. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. -М., 1992. - С. 113.

16. Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: в 11 т. - М., 1994-2000. - Т. 8. -С. 88-89.

17. См., например, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2001. - С. 75-76.

18. Аникеева Е.Н. Роль женского принципа в пантеизме и в монотеизме: некоторые аспекты сравнительного анализа // Богословский сборник. -М., 1999. - № 2 (БСб). - С. 143.

19. Ванчугов В.В. Женщины в философии. - М., 1996. - С. 17, 38.

МОДАЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Трубина Н.А.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Данные тезисы посвящены модальному анализу любви, влиянии любви на конструирование бытия человека. В онтологическом ключе исследуется проблема любви в современном обществе, где любовь выступает как потеря ценности для общества.

* Аспирант кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.