Научная статья на тему 'Женщина, религия, общество в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв'

Женщина, религия, общество в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РЕЛИГИЯ / ЖЕНЩИНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЩЕСТВО / HISTORY / RELIGION / WOMEN / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Завьялова Светлана Владимировна

В статье проанализирована проблема «Православие и женщина» в трудах русских философов конца XIX начала XX веков. Выявлены различия во взглядах авторов разных мировоззренческих позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The woman, religion, society in works of russian philosophers of a boundary XIX - the XX-th centuries

In article the problem «Orthodoxy and the woman» in works of Russian philosophers of the end XIX the beginnings of the XX-th centuries is analysed. Distinctions in sights of authors of different world outlooks are revealed.

Текст научной работы на тему «Женщина, религия, общество в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв»

ЖЕНЩИНА, РЕЛИГИЯ, ОБЩЕСТВО В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ РУБЕЖА XIX - XX ВВ.

СВ. Завьялова

На современном этапе перед всем человечеством в целом и перед Россией вчастности стоят серьезные проблемы, одна из важнейших - определение пути дальнейшего развития. В общей динамике развития общественных процессов значимую роль играют религия, наука, куль тура. Важно отметить, что по сегодняшний день подавляющее большинство стран все еще не использует в полной мере мощный потенциал женщин, которые могли бы сыграть более значительную роль в обществе, чем та, которая им отведена. Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что в период перемен больше всего страдают женщины, хотя именно они хранят главные ценности человечества и передают их новым поколениям. Излишним, на наш взгляд, будет доказательство того, что духовная основа любого народа определяется прежде всего той верой, которая укоренилась на его родной земле в течение веков.

Цель данной статьи заключается в проведении анализа состояния разработанности проблемы «Женщины России и религия» в публикациях и изданиях, которые вышли в свет в конце XIX - начале XX вв.

На сегодняшний день историография, посвященная проблеме роли женщины в традиционных российских конфессиях обширна: тендерные, социально-философские, социологические исследования проводятся российскими учеными, которые часто следуют примеру западных коллег.

Но следует еще раз подчеркнуть, что начало данным исследованиям положила отечественная гуманитарная наука на рубеже XIX - XX в. Большая часть книг и статей была написана мужчинами с преимущественно традиционным подходом.

Русская Православная Церковь также реагировала на новые веяния в обществе, в частности на

идею эмансипации женщин. Показательным в этом отношении является труд протоиерея Н. Стеллец-кого (издан в Киеве в 1909 г .), который даже ввел новый термин в название своего сочиненияния1. Автор постоянно подчеркивал, что «женщина есть существо более бедное, любящее, кроткое, и в огромном большинстве случаев более нравственное, чем мужчина», всячески подчеркивал женскую немощность2 и на этом основании провозглашал: «...Мы полностью против заносчивой мысли - вывести женщину на широкую арену общественно-государственной деятельности, наряду и на равных с мужчиной. Эта - надменная мысль, при осуществлении ее, приведет к одному - к гибели самой женщины» 3 За этим постулатом шел неоспоримый вывод: «...областью деятельности женщины является именно ее дом, а не общественная жизнь» 4. Большинство населения тогдашней Российской империи с этим соглашалась. Женщины, за исключением единичных «бунтарок» со свободолюбивыми взглядами, находились под влиянием религии и традиции.

Советская власть перетягивает симпатии женщин на свою сторону . С первых дней ее существования принимается ряд декретов, которые, содной стороны, ослабляли позиции Церкви (Декрет «Об отделении Церкви от государства», Декрет «О гражданском браке»), а с другой, «усиливали» позиции женщин в обществе (провозглашение равенства прав с мужчинами в доступе к образованию, равный труд, равная оплата за него, в семейных отношениях, - возможность развода и т.п.).

В новой России одним из наиболее обсуждаемых в обществе стал вопрос о возрождении национального сознания, сохранения духовности. В связи с этим стала вновь акцентироваться роль женщины как носительницы нравственного потенциала, духовной покровительницы.

1 См.: Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины. Женская эмансипация нашего времени. М., 1909.

2 Там же. С. 16. Высоцький СА Княгиня Ольга i Анна Ярославна - славш жпта Ки 1всько1 Pyci. К, 1991. С. 18. Борисенко В. Видатт жтю Укра1ни-Руси: княгиня Ольга, Анна Ярославна // Укра1нки в icropil 2-е вид. К., 2006. С. 27-29.

* См.: Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины. Женская эмансипация нашего времени; Брайчевський I. Ольга i Константинополь. К., 1991. 120 с.

" Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины. Женская эмансипация нашего времени. К., 1909.44 с. Г орьский B.C. Р1вноапостольна княгиня Ольга // Свят1 КиКвсько! Pyci. К., 1994. С. 2-51.

Завьялова СВ.

Среди религиоведов также вызывает интерес тендерный аспект . Т ак Орлова Т .В. опубликовала в интернете статью «Женщины и религия: подходы отечественной историографии» (на украинском языке)1. В 2004 г . Наталья Недзельская защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема женщины в религиях авраамистичнои традиции» 2. На основе компаративного анализа учений иудаизма, христианства и ислама автор провела исследование проблемы женщины в контексте исторических изменений и тенденций современности. Г лавным выводом стало суждение: все авраамистические религии видят смысл существования женщины в выполнении ею определенных функций преимущественно в рамках семьи. Назначение женщины

- быть помощницей мужу, что обусловило ее второстепенные роли не только в религии, но и в обществе. Н. Недзельская отмечала, также, что отношение к женщине в социуме остается патриархальным, хотя наблюдаются попытки найти новую аргументацию в связи с ростом ее роли во всех сферах жизни. Автор предположила, что проявлением этого является современное акцентирование важности роли женщины в сохранении духовности с целью уменьшения ее реального влияния на политическую и экономическую жизнь.

Но вернемся все же к истокам. Д.И. Писарев (1840 - 1868 гг.) так определял положение женщины в российском обществе: «В природе женщины нет ничего такого, что отстраняло бы женщину от деятельного участия в решении насущных задач нашего времени; но в воспитании женщины, в ея общественном положении, - словом, в тех условиях, которыя составляют искусственную сторону ея теперешней жизни, в этих условиях, говорю я, есть очень много препятствий, которыя в настоящее время преодолеваются только самыми умными женщинами при содействии исключительно счастливых обстоятельств »3.

Мысль о важности влияния женщины на общество, об особенных женских свойствах, отличных от мужских, прослеживается и в сочинениях русского философа и психолога П.Е. Астафьева (1846

- 1893 гг.). Он так определял благотворное значение

женщины: «...нраво-воспитательное влияние женственной женщины, общение с ея гармоническим, жизнерадостным, полным теплоты, сочувствия к жизни и трезвой практичности внутренним миром больше всякаго другого, может внести в отношение современного человечества к жизни теплоты и сочувствия, желания, умения и силы жить и ценить жизнь»".

Русский публицист и критик А.С. Г иероглифов акцентирует иное: «Вся задача в разрешении вопроса об общественном значении и призвании женщины, именно и состоит в том, чтобы уяснить, хотя в общих чертах сферу деятельности, где женщина действительно может быть полезна и для себя и для общества, и чем именно она может завоевать себе независимость положения, уравновесив свое индивидуальное и социальное значение с первенствующей ролью мужчины, в семействе и в обществе» 5. Он видел необходимость свободы женского труда, но не всякую работу считает общим достоянием женщин, так как «...физиологические условия женщины и ея естественные обязанности к детям прямо указывают ей на другие занятия, которые так же необходимы и важны в общественном быту , как и те, для которых более способен организм мужчины» ". В его рассуждениях также прослеживается идея серьезного влияния женщины на общественные дела. Автор утверждал, что нет необходимости открывать женщине полный доступ к всевозможным профессиям, так как участие ее в этом будет представлено лишь в форме незначительных исключений. По его мнению, нет смысла готовить женщину к такому делу, которое она не может в силу своих природных особенностей выполнять. К таким видам деятельности он относит точные науки. У зкая специализация необходима мужчинам, так как слишком многостороннее, энциклопедическое образование не может быть для них полезно, и лишает возможности принести пользу в какой-либо специальности. Женщина должна иметь представления о медицине, гигиене, владеть педагогическими приемами, иметь элементарные понятия об окружающей природе. Автор относил эти требования к женщинам всех слоев общества. «Изучение, распространение

2 http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc 0иш/0цсуа/2009 19/ОЦсуа19Я18.раТ

2 Нсдзсльська 11.1. Проблема жшки п релшях авраамютично! традипЛ: авторсф. дис.... канд. фшософ. наук. К., 2004. 18 с.

3 Цит. по: Трубицын Н. Общественная роль женщины в изображении новейшей русской литературы. М., 1907. С. 9.

4 ГиероглифовА. Общественное призвание женщины // Отечественные записки. 1863. № 8. С. 519.

5 Гиероглифов А. Общественное призвание женщины // Отечественные записки. 1863. № 8. С. 533.

6 Там же.

Женщина, религия, общество в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв.

и прямое применение к жизни всего, что производит истинно-полезного человеческий ум и опыт»1, -это, по мнению мыслителя, составляет обязанность и право женщины, как матери, воспитательницы человечества. Женщина из привилегированных сословий должна быть энциклопедически образована, иметь представления о политике, литературе, науке, искусстве, но эти сферы знаний не являются предметом специального, глубокого изучения, а в общем значении составляют только интересы женщины. Подобные ограничения вряд ли способствуют прогрессу. Даже если согласиться с теми, кто считает выдающихся женщин редкими исключениями, то и эти исключения необходимы каждой эпохе. Человек максимально привносит в жизнь то, на что он способен. Необходимо отметить, что А.С. Г иероглифов считал, что и направление общественного мнения должно находиться в руках женщины, «...иначе его не будет вовсе, потому что мужчина слишком поглощен своими специальными производительными трудами, чтобы в то же время так же энергично заниматься разнообразными интересами ежедневной общественной жизни»2. Важна роль женщины в обществе, ее особое влияние посредством энциклопедического образования и нравственной инициативы. В связи с этим возникает мысль о том, что женщины, нравственно развитая, инициативная, не станет довольствоваться тем, что у нее есть, а будет стремиться пробовать себя на других поприщах. Неоправданно требовать от умной, активной, духовно развитой женщины слепого подчинения навязанным ей ограничениям.

В этой связи нельзя не вспомнить В.Г Белинского (30.05.1811 - 26.05.1848), который, ратуя за новое отношение к женщине, подчеркивал, что низкое положение в социуме женщины, является следствием «... злоупотребления грубой материальной силы мужчины, полуварварского, немного восточного устройства общества». По его мнению, воспитание, формирующее в женщине покорность, убивает всякую самостоятельность мышления, энергию, характер, жизнь3.

Разработку женской проблемы продолжили такие философы как А.С. Хомяков, М.И. Михайлов, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Н.Г Чернышевский,

B.Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, П.Е. Астафьев (7.12.1846 - 7.04.1893 гг .),

C.Н. Булгаков, B.C. Соловьев и др., а также Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.

Наглядным доказательством роста актуальности женской проблематики в общественной мысли служит появление в периодических изданиях XIX столетия как переводных, так и отечественных публикаций по данной теме. Т ак Дж. С. Милль в работе «О подчинении женщины» даёт последовательное теоретическое обоснование необходимости полного равноправия женщины и выступает за женскую эмансипацию не только ради самих женщин, но и для усовершенствования общества в целом.

Подведём некие итоги, исходя из обзора трудов русских философов по данной проблеме.

Во-первых, данная проблема включает в себя широкий круг вопросов относительно роли и места женщин в обществе. Однако Церковь, как известно, является очень традиционной, даже консервативной структурой, влияющей как на общественное сознание, так и на социум в целом.

Во-вторых, в рамках традиционных религиозных систем роль женщины не могла претерпеть существенных изменений.

В-третьих, неоспоримым является то, что роль женщины в истории является основной в трансляции религиозного опыта, в котором ей отводится все же второстепенное значение.

В-четвертых, социокуль турная ситуация на современном этапе поднимает статус мужчины, открывает перед ним больше возможностей, и приводит к противоположным резуль татам в отношении женщины. Г лобальные трансформации XX в., которые привели к значительным изменениям состояния тендерных отношений имели парадоксальные последствия для женщин России. Не дав равных возможностей участвовать в решении важных организационных вопросов в государственной жизни страны, на женщину, однако, возложена ответственность за общую кризисную ситуацию в обществе.

Хочется надеятся и верить, что одним из выходов из сложившегося положения станет возвращение женщине ее, отобранной истрической реальность XX в., роли хранительницы традиций, духовного опыта и культурного наследия, о котором так много писали столетие назад и без которого вряд ли возможно любое движение вперед.

©Завьялова СВ., 2011

1 Гиероглифов А. Общественное призвание женщины // Отечественные записки. 1863. № 8. С. 532.

2 Там же. С. 519.

3 Там же. С. 514.

4 т»

1ам же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.