ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1596: 1786-1792
Желтоголовая трясогузка Motacilla citreola werae в Верхнем Подонье
B.С.Сарычев
Второе издание. Первая публикация в 1989*
Желтоголовая трясогузка Motacilla citreola werae Buturlin 1908 может служить примером вида, активно расширяющего свой ареал в западном направлении. Имеются публикации, в которых приводятся сведения о новых гнездовых находках (Волкова и др. 1966; Шаповал 1982; и др.) и анализируется последовательность этого процесса (Птушенко, Иноземцев 1968). Однако в целом биология и распространение вида на границе ареала изучены недостаточно. В данной работе обобщены результаты наблюдений, проведённых автором в бассейне Верхнего Дона в 1977-1986 годах, а также использованы сведения, предоставленные коллегами - П.Д.Венгеровым, И.И.Воробьёвым, К.Э.Ефановым, В.П. Иванчевым, С.М.Климовым, В.Ю.Недосекиным, С.И.Соболевым, В.Г. Турчиным.
Распространение вида в бассейне Дона
Первые сведения о находках желтоголовой трясогузки в бассейне Дона принадлежат П.П.Сушкину (1892): 10-11 мая 1889 две пролётные особи он наблюдал в Ефремовском уезде, а 21-22 мая 1890 встретил птицу на торфяных болотах в Епифановском уезде Тульской губернии [Здесь и далее все даты приведены по новому стилю]. Затем
C.С.Туров в 1915 году обнаружил этот вид на гнездовании в Михайловском и Скопинском уездах Рязанскбй губернии (Туров 1917), а С.И. Огнев и К.А.Воробьёв (1923 — цит. по: Барабаш-Никифоров, Семаго 1963) отметили его как пролётный в Воронежской губернии. В 1955 году желтоголовая трясогузка была найдена как гнездящийся вид в Воронежской области (Семаго и др. 1984), а в 1960 году колония из 1520 пар была обнаружена в пойме Битюга близ города Боброва (Барабаш-Никифоров, Семаго 1963). Тогда же было высказано предположение, что эта колония «является одной из немногих или даже единственной на территории края». К 1981 году поселения желтоголовой трясогузки были известны только в трёх районах области (Семаго и др. 1984), однако это следует объяснять не столько редкостью гнездования вида, сколько недостаточно тщательным обследованием территории.
В настоящее время желтоголовая трясогузка найдена на гнездова-
* Сарычев В.С. 1989. Желтоголовая трясогузка в Верхнем Подонье IIБюл. МОИП. Отд. биол. 94, 5: 25-30. 1786 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1596
нии во многих точках Липецкой и Воронежской областей, а также в прилегающих к ним районах Тульской, Белгородской и Тамбовской областей (см. рисунок). Наиболее обычна и многочисленна она на Ок-ско-Донской низменности (I), в пойме Воронежа (II), в поймах малых рек юга Воронежской области (III) и в пойме Дона близ Епифани (IV), в остальных местах встречается редко. Практически полностью отсутствует эта трясогузка в северо-западной части бассейна Дона, лежащей в пределах Среднерусской возвышенности, где слабо развиты водно-болотные угодья. Здесь она гнездится только единичными парами на некоторых рыбхозах и прудах-отстойниках пищевых и сельскохозяйственных предприятий. В центральной и западной частях Воронежской области встречается чаще и в некоторых случаях образует крупные поселения, но размещение их остаётся спорадичным. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие желтоголовой трясогузки в пойме Дона, где она начинает встречаться одиночными парами или немногочисленными поселениями только ниже устья реки Воронеж.
В выборе мест гнездования желтоголовая трясогузка весьма пластична, но всегда непременным условием является избыточная переувлажнённость биотопа, сочетающаяся с наличием лишённых растительности или слабозаросших грязевых и илистых участков, что свой-
Гнездование желтоголовой трясогузки в Верхнем Подонье: 1 — места современных находок; 2 — литературные данные; 3 — районы, где вид наиболее обычен; остальные обозначения см. в тексте.
ственно ей и в центральных частях ареала (Чернышов 1981). Характерными сопутствующими видами для неё являются варакушка Lus-cinia svecica, барсучок Acrocephalus schoenobaenus и камышовая овсянка Emberiza schoeniclus, образующие в этих биотопах основу населения птиц. В большинстве случаев все известные поселения желтоголовой трясогузки были найдены в поймах рек, где они занимают заболоченные луговые понижения с кочкарниками, используемые под выпас.
Последнее условие является, по нашим наблюдениям, почти обязательным, так как это главный современный фактор создания разреженного травостоя и грязевых «толоков» в поймах лесостепных рек. Так, по наблюдениям С.М.Климова, в окрестностях Липецка в пойме Воронежа на сенокосных участках трясогузка отсутствует, на участках со слабым выпасом редка (в имеющихся поселениях насчитывается всего по 2-6 пар), а на интенсивно используемой под выпас пойме обычна (поселения достигают 20 пар). На одинаковых по площади участках пойм, но с разной пастбищной нагрузкой (30 и 500 выпасаемых голов крупного рогатого скота) гнездилось соответственно 12 и 34 пары. Эту зависимость подтверждают данные В.И.Елисеевой (1977) о снижении в результате полного заповедания и последующего за этим зарастания болота численности вида на участке Баркаловка Центрально-Чернозёмного заповедника.
Высокую численность вида в поймах малых рек на юге Воронежской области можно объяснить созданием там исключительно удобных местообитаний из-за усиленного выпаса на заливных лугах, испытывающих процессы засоления. Все наблюдаемые там крупные поселения и послегнездовые концентрации птиц были приурочены к используемым под выпас солонцам с обширными участками жидкой грязи и мелководьями. Специфическими требованиями к биотопу объясняется также гнездование трясогузок на нарушенных антропогенной деятельностью берегах водоёмов (зоны намыва грунта, илистые днища прудов-отстойников и рыбхозов, зоны подтопления водохранилищ).
Другим характерным для вида биотопом являются заболоченные западины, широко распространённые на Окско-Донской низменности и занимающие местами до 50% территории водоразделов (Окско-Дон-ское... 1976). Очень охотно желтоголовая трясогузка заселяет осоково-кочкарниковые западины с наличием в центре камышево-тростнико-вых крепей и участков чистой воды. Особенностью этих западин является сильное усыхание в течение лета, что приводит к естественному образованию илистых отмелей с остатками гниющих водорослей и прочей растительности, т.е. излюбленных местообитаний вида. В таких местах желтоголовая трясогузка по численности доминирует среди воробьиных, причём жёлтая трясогузка Motacilla flava здесь не гнездится и встречается только на посевах и луговых западинах.
Особенности биологии
Весной желтоголовая трясогузка появляется довольно рано. Первые особи, как правило самцы, отмечены в центральных районах Липецкой области в первой половине апреля (9 апреля 1977 - город Дан-ков; 7 апреля 1984 и 14 апреля 1986 - ручей Чичера в Задонском районе). Самки появляются позже — наиболее ранней была встреча одной особи 22 апреля 1985.
На пролёте в Липецкой области вид придерживается занесённых илом во время паводка куртин осоки по берегам рек, особенно в местах выхода родников. В начале пролёта птицы встречаются по 1-3 особи в стайках белых трясогузок Motacilla alba, позднее, в конце апреля, с жёлтыми трясогузками, очень редко наблюдаются самостоятельно. Пролёт продолжается до конца апреля (в Кантемировском районе 29 апреля 1984 отмечена стая в 10 особей и 30 апреля 1984 — одна особь в стайке жёлтых трясогузок). В конце первой декады мая самцы уже активно токуют на гнездовых участках: 8 мая 1980 в пойме Осереди в Бутурлинском районе все 20 встреченных самцов находились на гнездовых участках. Строительство гнёзд начинается сразу после занятия гнездовых участков и наблюдается до конца мая: первая дата наблюдения 6-8 мая 1979 (Семаго и др. 1984), последняя — 30 мая 1980 (сведения В.П.Иванчева).
Гнездование прослежено слабо. Имеются данные всего по 3 гнёздам: полностью готовое гнездо, но без яиц найдено на дамбе отстойников сахарного завода в Панинском районе 30 мая 1980; второе с 5-6-дневными птенцами — в Верхне--Хавском районе на заболоченном берегу пруда 16 июня 1986; третье с однодневным птенцом и 1 яйцом в Кантемировском районе на пойменном лугу 17 июля 1984. Гнёзда хорошо укрыты травой, диаметр лотка 60-65, глубина 35-50 мм, внутренняя выстилка состоит из травы, конского волоса, коровьей шерсти, пуха.
Наиболее ранние слётки были отмечены в верховьях Воронежского водохранилища 14 июня 1979 и 6 июня 1980, однако массовый вылет наблюдается позже — в конце июня — начале июля. Анализируя находки гнёзд, встречи слётков и выкармливающих взрослых птиц, следует признать сильную растянутость гнездового сезона и в отдельных случаях наличие двух кладок в сезон. В первый цикл откладка яиц происходит со второй декады мая по вторую декаду июня, вылупление — с середины третьей декады мая по конец июня, вылет — с первой декады июня по первую декаду июля. Во второй цикл откладка идёт в начале июля, вылет — в конце этого месяца. После вылета птенцов трясогузки некоторое время держатся выводком на гнездовых участках, подкармливая молодых, но уже в первой половине июля начинают собираться в стаи и концентрироваться на переувлажнённых лугах-выгонах, часто совместно с жёлтыми трясогузками. В местах концентрации выводки
распадаются. Численность скоплений различна — обычно 10-30 птиц, лишь однажды, 17 июля 1984, в пойме реки Белой в Кантемировском районе на солонце было отмечено около 150 особей, державшихся несколькими группами на площади не более 2 га.
Отлёт не прослежен, но, вероятно, он идёт в августе, так как до конца июля в местах концентрации желтоголовые трясогузки остаются многочисленными.
Последовательность и причины расселения вида
На основании анализа литературных данных о находках вида предполагается, что расселение желтоголовой трясогузки в европейской части страны началось с конца XIX века, когда она поступательно стала расширять ареал на запад от Волги, гнездясь в 1870-1890 годы в Казанской губернии и правобережном Заволжье, в 1910-1920 — в Горь-ковской, Пензенской и Рязанской областях, а с 1950-х годов — и в Московской области (Птушенко, Иноземцев 1968). Однако, учитывая резко выраженную спорадичность распространения вида и редкость орнитологических исследований в XIX веке, не дававших реальной картины гнездования вида, можно предположить, что характер распространения и последовательность расселения вида были несколько иными.
По нашему мнению, в лесостепи европейской части страны, и в частности в бассейне Верхнего Дона, существовали автохтонные очаги гнездования желтоголовой трясогузки, которые явились источниками вторичного расселения вида, наблюдаемого в наше время. Слабо дренируемые водоразделы Окско-Донской низменности, представляющие собой болотно-озёрную лесостепь, которая сформировалась здесь уже в верхнечетвертичную эпоху (Окско-Донское... 1976), по своим ландшафтным особенностям и истории развития чрезвычайно сходны с типичными местообитаниями подвида в лесостепи Западной Сибири, где расположен центр его ареала.
Вероятно, на заболоченных западинах низменности желтоголовая трясогузка была ранее так же обычна, как и сейчас, тем более что оптимальные для неё условия обитания образуются здесь естественным путём в результате колебаний уровня воды в водоёмах и образования при этом грязевых отмелей. Следует также заметить, что в данной местности ни Н.А.Северцов (1950), ни С.А.Резцов (1910), ни кто-либо другой из специалистов вплоть до середины XX века не работали. Косвенным подтверждением существования таких очагов гнездования желтоголовой трясогузки ещё до начала XX века могут служить её встречи в 1870-1880 годах в ряде центральных губерний (Мензбир 1879; Ое^1ег, Каwelin 1909 — цит. по: Птушенко, Иноземцев 1968), которые ранее рассматривались как весенние залёты из основного ареала. Показательны также наблюдения П.П.Сушкина в 1890 году на торфяных бо-
лотах близ Епифани, где желтоголовая трясогузка была найдена обычной, но не гнездящейся (заметим, что П.П.Сушкин посетил болота 2122 мая, т.е. в самом начале гнездового периода). Вполне допустимо, что эти осоково-моховые торфяники северного типа, расположенные в древней озёрной котловине (Долина Дона... 1982), являются также первичным очагом обитания вида, сохранившимся до наших дней.
К настоящему времени, несмотря на значительное уменьшение площади болот в результате мелиорации, желтоголовая трясогузка продолжает оставаться здесь обычным гнездящимся видом, занимая заболоченные участки с низкорослой растительностью, чередующиеся с озёрами и мелководьями (наблюдения 1985 года).
Таким образом, есть основания считать желтоголовую трясогузку автохтонным, крайне локально распространённым видом, сохранившимся в первичных очагах гнездования в европейской лесостепи с голоцена. Процесс вторичного расселения вида, наблюдавшийся с конца XIX века, захватил как эти очаги, так и западную часть основного ареала, что привело к уменьшению спорадичности гнездования и более равномерному географическому распространению вида.
Причинами быстрого расширения ареала являются, на наш взгляд, пастбищная деградация пойменных лугов, особенно заметная с середины XX века, и гидротехническое строительство. Нехватка земель и вызванное этим всё увеличивающееся расширение в лесостепи пашни за счёт распашки всех пригодных участков, в первую очередь степных пастбищ, привели к тому, что с начала XX века поймы стали главными, а с 1950-х годов и основными местами выпаса скота. В результате высокотравные сенокосные луга заменились низкотравными, а в переувлажнённых местах при чрезмерном выпасе появились грязевые толоки и разреженная растительность. Создавшиеся таким путём оптимальные местообитания стимулировали быстрое расселение и рост численности вида по поймам рек. Гидротехническое строительство, особенно интенсивное в последнее время, привело к появлению мест избыточного увлажнения и заболачивания (зоны подтопления водохранилищ, рыбхозов), а также к созданию мелководий с разреженной растительностью (отстойники промышленных предприятий, днища карьеров и котлованов, зоны намыва грунта), т.е. мест, где сейчас гнездование желтоголовой трясогузки довольно обычно. Это способствовало гнездованию вида на водоразделах, а также заселению регионов, лишённых подходящих естественных водно-болотных угодий.
Учитывая специфические требования вида к биотопу, а также характер современной хозяйственной деятельности, следует ожидать дальнейшего роста численности и расширения ареала желтоголовой трясогузки в европейской части страны, особенно в лесостепи и северной степи.
Литератур а
Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. 1963. Птицы юго-востока Чернозёмного
центра. Воронеж: 1-211. Волкова А.Н., Терешина Н.В., Шапошников Л.В. 1966. Желтоголовая трясогузка //
Учён. зап. Рязан. пед. ин-та 47: 37-38. Долина Дона: природа и ландшафты. 1982. Воронеж.
Елисеева В.И. 1977. Фауна наземных позвоночных участка Баркаловка ЦентральноЧернозёмного заповедника // Тр. Центрально-Чернозёмного заповедника 13: 55-71. Воронеж. Окско-Донское плоскоместье. 1976. Воронеж.
Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461. Резцов С.А. 1910. Материалы к изучению орнитологической фауны Тамбовской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 16: 213-260.
Северцов Н.А. 1950. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской
губернии. 2-е изд. М: 1-308. Семаго Л.Л., Сарычев В.С., Иванчев В.П. (1984) 2017. Материалы по редким видам
птиц Верхнего Дона // Рус. орнитол. журн. 26 (1423): 1255-1258. Сушкин П.П. 1892. Птицы Тульской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры
Российской империи. Отд. зоол. 1: 1-105. Туров С.С. 1917. К орнитофауне Рязанской губернии (1913-1915 гг.) // Ежегодник Зоол. музея Акад. наук 22.
Чернышов В.М. 1981. К сравнительной экологии жёлтой и желтоголовой трясогузок в условиях совместного обитания в Северном Казахстане и Барабе // Экология и био-ценотические связи перелётных птиц Западной Сибири. Новосибирск. Шаповал А.П. (1982) 2009. Гнездовая находка желтоголовой трясогузки Motacilla citre-ola в Полтавской области // Рус. орнитол. журн. 18 (464): 254-255.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1596: 1792-1794
О гнездовании филина Bubo bubo на юге Липецкой области
Н.А.Санин, М.А.Пожидаев, И.Г.Копенкин
Второе издание. Первая публикация в 2017*
При обследовании южной части правобережья Дона в Хлевенском районе Липецкой области 16 апреля 2017 с обрыва одной из балок был вспугнут филин Bubo bubo, которого тут же стала яростно атаковать пара канюков Buteo buteo. Вечером следующего дня в этом месте было найдено гнездо филинов. Оно находилось на уступе обрыва примерно в метре от его верхнего края на образовавшейся в промоине своеобразной земляной полке. Птица на гнезде была замечена нами в бинокли
* Санин Н.А., Пожидаев М.А., Копенкин И.Г. 2017. О гнездовании филина на юге Липецкой области IIЛипецк. орнитол. вестн. 1: 57-58.