Научная статья на тему 'Желтая ржавчина пшеницы требует особого внимания'

Желтая ржавчина пшеницы требует особого внимания Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
569
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Шумилов Ю. В., Волкова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Желтая ржавчина пшеницы требует особого внимания»

УДК 632.4; 632.9; 632.938; 633.11

Желтая ржавчина пшеницы требует особого внимания

Ю.В. ШУМИЛОВ, научный сотрудник Всероссийского НИИ биологической защиты растений Г.В. ВОЛКОВА, заведующая лабораторией иммунитета зерновых культур к грибным болезням e-mail: [email protected]

Желтая ржавчина пшеницы, вызываемая грибом Puccinia striiformis West. f. sp. tritici Erikss. et Henn., -одно из наиболее вредоносных заболеваний пшеницы. Потери урожая от патогена составляют от 10 до 70 % в зависимости от восприимчивости сорта, способности быстро прорастать в начале заражения, темпа развития болезни и продолжительности заболевания. При заражении в осенний период, успешной перезимовке и развитии после возобновления вегетации можно ожидать и 100 % потери урожая. Снижается также качество семян и фуража. Семена с пораженных растений имеют низкую энергию прорастания. Гриб формирует на растении очень мелкие, желто-оранжевого цвета пустулы. Единичные в начале развития по мере роста грибницы они сливаются в продольные полоски, достигающие длины 7-11 см. Позднее, при благоприятных для развития болезни условиях, полоски имеют свойство сливаться, покрывая до 100 % листовой поверхности. При сильном развитии пораженные листья быстро высыхают, после чего заражению подвергаются листовое влагалище, стебель и колос.

На территории России, и в первую очередь на Северном Кавказе, на протяжении длительного периода, вплоть до конца 1960-х годов желтая ржавчина серьезного значения не имела. Хотя патоген эпизодичес-

ки регистрировали, массового распространения болезнь не получала. По-видимому, иммунологические характеристики сортов с горизонтальной устойчивостью и отсутствие необходимых экоресурсов не позволяли патогену распространяться в степные районы, где сухое, жаркое лето крайне неблагоприятно для его развития.

Начиная с 1990 г, на Северном Кавказе, прежде всего в Краснодарском крае, отмечается устойчивая тенденция расширения ареала возбудителя желтой ржавчины [8]. Зараженная площадь в 1995-1997 гг. в южно-предгорной зоне края составила 56,2-62,7 % [2]. В 1997 г. в крае пораженность ряда перспективных сортов озимой пшеницы на естественном инфекционном фоне составила 30-90 % [6]. При этом фун-гицидные обработки против заболевания превысили 600 тыс. га. В 2001 г. во всех агроклиматических зонах наблюдалось эпифитотий-ное развитие желтой ржавчины. В 2004 и 2008 гг. развитие желтой ржавчины, особенно в южно-предгорной зоне края, достигало 2040 %, потери урожая - 10-15 %. Доля Р. striiformis в патокомплексе за 2001-2008 гг. в среднем составляла 8 % (от 5 до 22 %) [7].

С 2010 г. в странах Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии начали появляться новые агрессивные штаммы желтой ржавчины, которые распространяются чрезвычайно быстрыми темпами, вызывая серьезные вспышки болезни. Эти новые штаммы представляют большую угрозу производству пшеницы, так как они приспособились к более высоким температурам и их распространение не ограничивается, как раньше, районами с прохладным климатом. Так,

в 2010 г. новый агрессивный штамм поразил огромное пространство от Марокко до Пакистана. В 2011 г. распространение этих штаммов возобновилось на севере Индии [9]. В настоящее время происходит активная эволюция агрессивных штаммов желтой ржавчины, что несет дополнительную опасность для производителей пшеницы. Учитывая, что ржавчинная инфекция распространяется на сотни и тысячи километров аэрогенно, эти опасные штаммы могут появиться на Северном Кавказе, а затем в Украине и Восточной Европе и нанести чрезвычайный вред культуре.

Поэтому крайне необходим мониторинг распространения и развития возбудителя желтой ржавчины, его вирулентности, а также генетического разнообразия растения-хозяина, особенно на юге России.

Во ВНИИБЗР, учитывая важность проблемы, начиная с 2006 г. возобновлены исследования патосисте-мы «желтая ржавчина-пшеница». Во время маршрутных обследований 2006-2011 гг. возбудитель желтой ржавчины отмечен во всех агроклиматических зонах Северного Кавказа. Степень развития заболевания в каждой зоне в среднем была менее 5 %, но отдельные сорта были поражены на 20-30 % (например, Донская 50 в 2007 г. - на 20-25 %, Континент в 2008 г. - на 25 %, Донская лира в 2008 и 2009 гг. - на 80-90 %, Зимтра, Паллада в 2010 г. - на 80 %).

Из собранных образцов уреди-ниоспор гриба выделены и проанализированы монопустульные изо-ляты на 18 близкоизогенных линиях сорта Ауоее1. Изучение вирулентности популяции возбудителя желтой ржавчины в регионе показало отсутствие в ней изолятов с генами р5 и рSp; с частотой до 5 % встречаются изоляты с генами р24 и р26. Это означает, что комплементарные гены устойчивости Уг: 5, 24, 26, Sp способны обеспечить надежную защиту растения-хозяина на начальной стадии его развития.

Многолетние непрерывные исследования дают представление о тенденциях и закономерностях изменений генотипического состава возбудителей болезней. Мы проследили как менялась внутрипопуляционная структура гриба за последние 20 лет. Установлено снижение частоты изо-лятов с генами р1 и р8, увеличение частоты р7, появление изолятов с такими генами, как р6, р9 и р10, которые до 1993 г не встречались в популяции патогена на Северном Кавказе и комплементарные к ним гены устойчивости считались высокоэффективными [1]. Вероятно, это связано с тем, что многие современные сорта, высеваемые на юге России, содержат перечисленные гены, а также с заносом фенотипов патогена. Дальнейшее увеличение площадей сортов с генами устойчивости Уг6, Уг9, Уг10 приведет к еще большему накоплению в популяции P. striiformis комплементарных генов вирулентности.

Крайне важным является определение степени восприимчивости культивируемых в регионе сортов. Критериями оценки в условиях поля служили тип реакции растений в баллах, степень поражения в процентах, площадь под кривой развития болезни в условных единицах и снижение массы 1000 зерен в процентах. Результаты иммунологической характеристики 80 сортов озимой пшеницы по отношению к северокавказской популяции P. striiformis показали, что устойчивость к заболеванию проявили 32 %, среднюю восприимчивость - 29 % и восприимчивость - 39 % изученных сортов. Установлено, что треть изученных сортов защищена неспецифическим типом устойчивости [4]. Выделены сорта, которые в течение трех лет изучения проявили устойчивость (Агат Донской, Айвина, Золотко, Красота, Сила, Уния и др.), что важно как при селекции ржавчинноус-тойчивых сортов, так и при их территориальном размещении.

При определении устойчивости к возбудителю желтой ржавчины носи-

телей известных генов Yr установлено, что во взрослом состоянии устойчивость растений к закавказской популяции гриба, обитающей на Северном Кавказе, обеспечивают гены и комбинации генов Yr: 2+3a+4a+Yam, 2+6+HK, 3a+4a+DrDru2, 3a+4a+ND, 3a+4a+V23, 3b+4b+H46, 5, 7+25, 10, 10+Mor, 15, 17, 24, 25+32, Exp1+Exp2, Pr1 + Pr2, SD, Sp, SU, Tye. А в онтогенезе способны защитить растение гены и комбинации генов Yr: 2+3a+4a+Yam, 3a+4a+DrDru2, 3a+4a+ND, 3b+4b+H46, 5, 10+Mor, 24, Pr1+Pr2, SD, 25+32, Sp, Tye, которые и рекомендуются для использования в селекции на устойчивость к P. striiformis f. sp. tritid на юге России с учетом их ротации, подкрепления генами неспецифической устойчивости, а также возможности заносной инфекции с сопредельных территорий.

В настоящее время в лаборатории иммунитета зерновых культур к грибным болезням активизирована работа по изучению генетики устойчивости растения-хозяина к P. striiformis, в том числе и современными молекулярно-генетическими методами, а также поиск источников устойчивости. В ходе 3-летних испытаний из 286 образцов озимых и 153 - яровой мягкой пшеницы коллекции ВИР устойчивость к возбудителю желтой ржавчины проявили 108 образцов озимой и 12 - яровой мягкой пшеницы. Из 422 редких видов были устойчивы к патогену T. dicoccum - 55 образцов, T. timop-heevii - 39, T. persicum - 3, T. macha - 4, T. spelta - 57, T. urartu - 21, T. araraticum - 16, T. monococcum -10 и Ae. tauschii - 43 [3, 5], которые предложены для использования в селекции на устойчивость к патогену.

В связи с высокой вредоносностью болезни необходима разработка эффективных защитных мероприятий, в первую очередь, за счет использования сортов, устойчивых к P. striiformis и ее агрессивным пато-типам; поиска новых эффективных генов и источников устойчивости как

среди диких, так и среди культурных форм мягкой пшеницы и использования фунгицидов (с учетом их резистентности) при условии умеренного развития инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анпилогова Л.К., Алексеева Т.П., Левашова Г.И., Ваганова О.Ф. Эффективные гены устойчивости взрослых растений пшеницы к бурой, стеблевой, желтой ржавчине, мучнистой росе и их использование в селекции на Северном Кавказе - Краснодар, 1995, 22 с.

2. Бердыш Ю.И. Мониторинг фитоса-нитарного состояния и научное обоснование защиты озимой пшеницы от вредных организмов на черноземах Западного Предкавказья. Автореферат диссертации. - Краснодар, 2002, 24 с.

3. Волкова Г.В., Анпилогова Л.К., Андронова А.Е. и др. Источники устойчивости пшеницы и эгилопса к возбудителям бурой и желтой ржавчины, пиренофоро-за и септориоза для разработки технологии создания сортов и гибридов пшеницы с групповой устойчивостью к вредным организмам // Каталог мировой коллекции ВИР, 2008, вып. 786, 26 с.

4. Волкова Г.В., Анпилогова Л.К., Алексеева Т.П. и др. Типы устойчивости сортов пшеницы к комплексу патогенов и эффективные гены растения-хозяина в условиях Северного Кавказа. Практические рекомендации. - С.-Петербург, 2009, 32 с.

5. Волкова Г.В., АнпилоговаЛ.К., Крем-нева О.Ю. и др. Источники устойчивости пшеницы и эгилопса к возбудителям грибных болезней и характеристика сортов мягкой пшеницы по уровню накопления тяжелых металлов // Каталог мировой коллекции ВИР, 2012, вып. 807, 33 с.

6. Добрянская М.В., Анпилогова Л.К., Высоцкая Н.И. Модель споруляции возбудителя желтой ржавчины // Защита и карантин растений, 1999, № 8, с. 25-26.

7. Санин С.С., Назарова Л.Н. Фитоса-нитарная обстановка на посевах пшеницы в Российской Федерации (19912008 гг.) // Защита и карантин растений, 2010, № 2, 20 с.

8. Чуприна В.П., Соколов М.С., Анпилогова Л.К. и др. Фитосанитарное состояние посевов озимой пшеницы на юге России // Защита и карантин растений, 1998, № 4, с. 22-24.

9. MacKenzie D. Crop disease to add to east Africa's woes. - http://www.newscientist.com/ article/mg21128214.100-crop-disease-to-add-to-east-africas-woes.html. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.