Научная статья на тему '«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КНР В ОТНОШЕНИИ АСЕАН'

«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КНР В ОТНОШЕНИИ АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
147
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / КИТАЙ / АСЕАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васецова Е.С., Ши Юйчэнь

«Железнодорожная дипломатия» - важное проявление «мягкой силы» Китая. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай активно продвигает железнодорожную дипломатию в отношениях с АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRC “RAILWAY DIPLOMACY” IN RELATIONS WITH ASEAN

"Railway diplomacy" is an important manifestation of China's diplomatic development. As part of the Belt and Road Initiative, China is actively promoting rail diplomacy with ASEAN.

Текст научной работы на тему ««ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КНР В ОТНОШЕНИИ АСЕАН»

УДК 327

DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51759

Е.С. ВАСЕЦОВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова

ШИЮЙЧЭНЬ аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

«Железнодорожная дипломатия» КНР в отношении АСЕАН

«Железнодорожная дипломатия» - важное проявление «мягкой силы» Китая. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай активно продвигает железнодорожную дипломатию в отношениях с АСЕАН.

Ключевые слова: железнодорожная дипломатия, строительство железной дороги, Китай, АСЕАН.

E.S. VASETSOVA Assistant Professor, Ph.D. (Politics)

SHI YUCHEN Postgraduate Student of Political Department of IAAS MSU named after M.V. Lomonosov

PRC "Railway Diplomacy" in relations with ASEAN

"Railway diplomacy" is an important manifestation of China's diplomatic development. As part of the Belt and Road Initiative, China is actively promoting rail diplomacy with ASEAN.

Keyword: Railway diplomacy, railway construction, China, ASEAN.

В последние годы Китай осуществил крупномасштабное строительство инфраструктуры, главным образом, в железнодорожной

* Васецова Е.С., e-mail: vasetsova.es@yandex.ru , Ши Юйчэнь, e-mail: msushiyu-chen@yandex.ru.

сфере. К концу 2020 г. общая протяженность высокоскоростных железных дорог Китая достигла 37900 километров, заняв первое место в мире1. В результате Китай начал активно продвигать железнодорожные проекты и строить железные дороги с китайским стандартом за рубежом, рассматривая железные дороги как важный инструмент «мягкой силы».

Цель статьи - изучить развитие «железнодорожной дипломатии» Китая в контексте отношений с АСЕАН.

Согласно «Венской конвенции о дипломатических сношениях», дипломатия - это деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений2. Китайские ученые считают, что современная китайская дипломатия связана не только с работой МИД страны, но косвенно также включает деятельность правительственных органов и госпредприятий3.

В строительстве зарубежных железных дорог совместно участвуют правительство КНР и китайские предприятия, и они преследует цель отстаивания национальных интересов Китая и реализации дипломатических стратегий. Таким образом, «железнодорожная дипломатия» Китая является важной частью национальной дипломатии страны4. В языке мировой политики в последние годы закрепились понятия «бетонной» и «железнодорожной» дипломатии Китая5.

Мы можем определить «железнодорожную дипломатию» следующим образом. Правительство КНР способствует строительству железных дорог за рубежом, при этом преследуя свои внешнеполитические интересы.

Китайскую «железнодорожную дипломатию» можно разделить на два этапа: 1) период «иностранной помощи», когда акцент был сделан прежде всего на интернационализм, а не на достижение чисто

1Синьхуа Новости. Протяженность высокоскоростных железных дорог в Китае достигла 37 900 км. 10.01.2021. [Электронный ресурс] // http://russian.news.cn/2021-01/10/039654811^ [Дата обращения: 12.07.2021].

2 Венская конвенция о дипломатических сношениях. 18.04.1961. [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml [Дата обращения: 12.07.2021].

3 Цзиь Чжэнкун. Вай цзяо сюэ. (Дипломатия). Пекин: Издательство Китайского народного университета. 2019. С.7.

4 Ши Чжанбин, У Юйсин. Чжну го гао те вай цзяо де тэ чжэн юй ши цзянь фэнь си, цзи юй я вань гао те де ань ли фэнь си (Исследование железнодорожной дипломатии Китая на примере Высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг) // Дан дай я тай. 2017. №5. С. 136.

5 Карпов А. «Железнодорожная дипломатия Китая» в Центральной Азии. 01 03.2017. [Электронный ресурс] // https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/andrey-karpov-zheleznodorozhnaya-diplomatiya-kitaya-v-tsentralnoy-azii/ [Дата обращения: 12.07.2021].

прагматических целей; 2) период «Один пояс и один путь» - понимание важности реализации экономических интересов.

Примером в период иностранной помощи является Танзанийско-замбийская железная дорога (ТАНЗАМ), которую Китай помог построить Танзании и Замбии в 1970-х гг. Это первые шаги китайской «железнодорожной дипломатии». При строительстве ТАНЗАМ основное внимание уделялось безвозмездной поддержке африканских стран, а не экономической целесообразности 1.

В XXI веке железнодорожная отрасль была выбрана в качестве основной экспортной отрасли, которая может стать локомотивом экономического развития Китая 2.

В 2013 г. председатель Си Цзиньпин предложил «усилить страну за счет строительства транспортной инфраструктуры, в первую очередь развивая железнодорожную отрасль, повысить роль и добиться признания китайских железных дорог на международном рынке и утвердить собственный бренд технологий железнодорожного строительства в мире»3.

Продвижение и реализация этой национальной стратегии придали импульс развитию «железнодорожной дипломатии» Китая. Каким образом реализуется «железнодорожная дипломатия» Китая в контексте отношений с государствами АСЕАН?

С точки зрения геополитического положения, сложившихся экономических отношений, регион Юго-Восточной Азии входит в сферу национальных интересов Китая. Юго-Восточная Азия является приоритетным направлением «железнодорожной дипломатии» Китая. Продвижение «железнодорожной дипломатии» в Юго-Восточной Азии помогает упрочить экономические связи между Китаем и АСЕАН. Китай и АСЕАН - крупнейшие торговые партнеры для друг друга, но темпы развития инфраструктуры значительно отстают от темпов экономического роста. Углубление региональной интеграции и укрепление двусторонних отношения между КНР и АСЕАН должно быть достигнуто в том числе за счет строительства инфраструктуры, прежде всего, разветвленной сети железнодорожного сообщения.

1 Чжну чжунь, Ян Маньлин. Чжун го те лу вай цзяо ли ши янь бянь юй дан цянь лэй син (Китайская железнодорожная дипломатия: Историческая эволюция и текущий тип) // Го цзи гуань си янь цзюй. 2018. №3. С. 142.

2 Луконин С.А. Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 4. С. 22.

3 Министерство транспорта КНР. Цзя куай цзянь ше цзяо тун цзян го (Ускорить строительство сильной страны в сфере транспорта). 01.02.2020. [Электронный ресурс] // http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2020-02/01/c_1125497430.htm [Дата обращения: 12.07.2021].

Активное продвижение «железнодорожной дипломатии» в АСЕАН также соответствует «Генеральному плану АСЕАН по обеспечению взаимодействия» (АМРС), который был принят на 17-м саммите АСЕАН в октябре 2010 г. Согласно АМРС, для содействия интеграции АСЕАН в первую очередь необходимо построить транспортную инфраструктуру полуострова Индокитай. Китайская инициатива является хорошей новостью для АСЕАН, которая нуждается в инвестициях в инфраструктуру для реализации АМРС 1.

В настоящее время «железнодорожная дипломатия» Китая имеет две основные формы. Первая - строительство трансграничной железной дороги, которая должна обеспечивать взаимосвязь транспортной инфраструктуры между Китаем и соседними странами. Вторая - строительство высокоскоростных железных дорог, соответствующих китайским стандартам, в других странах.

«Железнодорожная дипломатия» Китая в Юго-Восточной Азии приняла обе формы. В качестве примера строительства приграничной железной дороги назовём Китайско - Лаосскую железную дорогу, а примером строительства высокоскоростной железной дороги является высокоскоростная железная дорога Джакарта - Бандунг в Индонезии.

Остановимся подробнее на каждом из вышеназванных примеров. Важным достижением китайской «железнодорожной дипломатии» является Китайско - Лаосская железная дорога. Лаос граничит с Китаем и является единственным членом АСЕАН, не имеющем выхода к морю. Лаос находится в сложной экономической ситуации и не в состоянии самостоятельно осуществлять строительство инфраструктуры. При строительстве Китайско - Лаосской железной дороги Китай совместил как оказание помощи стране - соседу, так и экономические выгоды. Для финансирования Китай предоставляет Лаосу 30 - летнюю ссуду под низкие проценты. В качестве условия финансирования был принят план «ресурсы для капитала». Лаос в основном поставляет калийные удобрения в Китай 2.

Китайско - Лаосская железная дорога - это первый зарубежный железнодорожный проект, который в основном инвестируется и строится китайской стороной, совместно эксплуатируется и напрямую

1 Bruno Jetin. "One Belt-One Road Initiative" and ASEAN Connectivity: Synergy Issues and Potentialities. 13.07.2017. [Электронный ресурс] // https://beltandroad.hktdc.com/en/ insights/one-belt-one-road-initiative-and-asean-connectivity-synergy-issues-and-potentiali-ties [Дата обращения: 12.07.2021].

2 China-ASEAN Research Institute of Guangxi University. Чжун лао те лу синь цзинь чжань цзи цзинь цзи бань хэ и цзе юй (Новое развитие Китайско-Лаосской железной дороги: как решить проблему финансирования?) 03.10.2015. [Электронный ресурс] // https://cari.gxu.edu.cn/info/1354/9791.htm [Дата обращения: 12.07.2021].

связан с китайской железнодорожной сетью. В долгосрочной перспективе этот проект сможет реализовать связь железнодорожной сети между Китаем и Таиландом и преодолеть географические барьеры сообщения Китай -АСЕАН. Ожидается, что официальное открытие дороги состоится в декабре 2021 г.1.

Высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг - это крупнейший проект сотрудничества между Китаем и Индонезией. Ожидается, что железнодорожное сообщение будет открыто в конце 2022 г. Скорость железной дороги составит 350 км / ч.2. Таким образом, это будет первая высокоскоростная железная дорога в АСЕАН. Строительство высокоскоростной железной дороги Джакарта - Бандунг доказывает успех китайской «железнодорожной дипломатии», а также является важной вехой для продвижения сети китайских железных дорог в регионе.

Итак, «железнодорожная дипломатия» Китая по отношению к АСЕАН в основном сосредоточена на соседних странах и государствах - членах АСЕАН с низким уровнем экономического развития. Китай избегает реализации масштабных проектов в странах, имеющих территориальные споры или экономические и торговые конфликты с Китаем. Для государств - членов АСЕАН с достаточно высоким уровнем экономического развития, таких как Сингапур и Малайзия, Китай только экспортирует готовые железнодорожные локомотивы и вагоны.

Успех Китайско - Лаосской железной дороги и Высокоскоростной железной дороги Джакарта - Бандунг показывает, что «железнодорожная дипломатия» соответствует внешнеполитической стратегии Китая. Для ряда государств - членов АСЕАН разрешение КНР участвовать в строительстве национальной инфраструктуры является одним из способов стимулирования экономического развития и углубления двусторонних отношений с Китаем.

Итак, продвижение «железнодорожной дипломатии» способствует экономическому развитию Китая и входит в инструментарий «мягкой силы» КНР. Посредством «железнодорожной дипломатии» не только создаются условия для экономического роста Китая, но также открываются новые возможности развития для АСЕАН. Полагаем, что «железнодорожная дипломатия» и в дальнейшем будет являться одним из аспектов дипломатии Китая в отношении АСЕАН.

1 China Daily. Construction progress of China-Laos Railway on schedule despite pandemic. 25.06.2021. [Электронный ресурс] // https://www.chinadaily.com.cn/a/202106/25/ WS60d5a3d0a310efa1bd65e078.html [Дата обращения: 12.07.2021].

2 Xinhua News Agency. Indonesian president hopes Jakarta-Bandung HSR will operate by end of 2022. 18.05.2021. [Электронный ресурс] // http://www.xinhuanet.com/english/2021 -05/18/c_139954225.htm [Дата обращения: 12.07.2021].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.