Научная статья на тему 'Жаворонки рода Calandrella в пустынях Урало-Эмбинского междуречья'

Жаворонки рода Calandrella в пустынях Урало-Эмбинского междуречья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жаворонки рода Calandrella в пустынях Урало-Эмбинского междуречья»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2451: 3713-3718

Жаворонки рода Calandrella в пустынях Урало-Эмбинского междуречья

В.П.Белик

Виктор Павлович Белик. Союз охраны птиц России, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: vpbelik@mail.ru

Поступила в редакцию 22 августа 2024

В 1987-1988 годах нами проводились зоологические исследования в пустынных районах Урало-Эмбинского междуречья в 50-60 км к востоку от города Гурьев (ныне Атырау). Работы велись на полевой базе эпид -отряда Гурьевской противочумной станции, которая располагалась в посёлке Искининский (ныне Искене, каз. Ескене), и охватывали территорию от железнодорожной станции Искине на севере до побережья Каспийского моря на юге (рис. 1). Некоторые наблюдения были проведены также на автомаршрутах через пустыню от Гурьева до посёлка Искинин-ский и обратно. Всего было сделано 5 экспедиционных выездов в весенний, летний и осенний периоды общей продолжительностью 49 дней, не считая переездов в эпидотряд (таблица).

Рис. 1. Район работ в Урало-Эмбинском междуречье в 1987-1988 годах

Рабочий посёлок среди безводной равнинной пустыни в Урало-Эмбинском междуречье, где базировался эпидотряд, был основан нефтяниками в 1930-е годы при разработке Эмбинского нефтеносного района. В 1939 году населённый пункт при нефтепромысле Искине отнесли к разряду рабочих посёлков и присвоили ему название Искининский.

В 1999 году его население ещё составляло 484 человека, но в 2008 году посёлок отнесли к категории села, а в 2013 году это село упразднено*.

Периоды и продолжительность экспедиционных работ в посёлке Искининский

Периоды работ

Продолжительность, дни

21-30.07.1987 10 17-30.10.1987 14 17-26.04.1988 10 27-31.07.1988 5

22-31.10.1988 10 Всего 49

Рис. 2 (слева). Биюргуновая пустыня между сорами осенью. Фото В.В.Хрокова Рис. 3 (справа). Автодороги в пустыне на Прикаспийской низменности. 18.09.2012. Фото Ф.А.Сараева

Пустыни в районе наших работ представляли несколько различающихся между собой природных участков. Между посёлком Искининский и станцией Искине располагается соровый район с обширными глубокими сорами, вытянутыми в общем с юго-запада на северо-восток, которые весной заполняются талой водой и в течение лета постепенно высыхают, обнажая дно, покрытое толстой коркой белых солей. Глинистые равнинные плакоры между сорами заняты в основном разреженными низкотравными биюргуновыми ассоциациями с ежовником солончаковым Anabasis salsa (рис. 2).

К северу от станции Искине соровые депрессии выражены слабее, почвы на плакорах не столь засолены, и там в травостое среди биюргун-ников местами появляются полынники и злаковники, часто разрастающиеся на месте старых колоний большой песчанки Rhombomys opimus, которая заселила междуречье в середине ХХ века (Белик 1994). К югу от посёлка Искининский распространены сравнительно мелкие соры и солончаки, зарастающие сарсазаном Halocnemum strobilaceum, с теми

* https://ru.wikipe dia.org/wiki/Искене

3714

же биюргунниками на плакорах. А ближе в берегу Каспийского моря находились равнинные приморские луга, которые в 1980-е годы из-за быстрого подъёма уровня моря, постепенно заливались открытыми мелководьями с редкими куртинами тростника.

Авифауна данного района, по свидетельству В.В.Хрокова и В.П.Мищенко (2010), до последнего времени оставалась практически не изученной. В зональных пустынных ландшафтах летом там абсолютно доминируют жаворонки. На гнездовье нами отмечены 5 видов этих птиц (Me-lanocorypha calandra, Calandrella brachydactyla, Calandrella rufescens, Eremophila alpestris, Galerida cristata), на миграциях зарегистрированы ещё 2 вида (Alauda arvensis, Lullula arborea), а зимой с севера прилетает белокрылый жаворонок Melanocorypha leucoptera. Здесь возможно гнездование также солончакового жаворонка Calandrella cheleensis, отмечавшегося ранее в низовьях Эмбы (Корелов 1970). Более подробные сведения о жаворонках рода Calandrella приводятся ниже.

Малый жаворонок Calandrella brachydactyla. В апреле 1988 года был нередок на полынниках к северу от посёлка Искининский, но южнее, на сарсазановых сорах, его совершенно не было. 26.04.1988 на биюргуннике найдено гнездо с 1 яйцом, сделанное из сухих стебельков биюргуна и выстланное мягкими сухими травинками. В июле 1987 и 1988 годов эти жаворонки изредка встречались на плакорах, но птицы уже не пели и их учёты среди многочисленных серых жаворонков были затруднены. В октябре 1987 и 1988 годов малые жаворонки в Урало -Эмбинском междуречье нами не отмечались.

Серый жаворонок Calandrella rufescens. В июле 1987 года оказался массовым, фоновым видом глинистых плакорных равнин с биюргунниками. Особенно много птиц держалось по окраинам соров, но на сарсазановых сорах они были немногочисленны. Обычно жаворонки встречались стайками-выводками, которые уже начали сбиваться в стаи величиной до 20-30 птиц, но 22.07.1987 некоторые птицы ещё пробовали запевать. Их обилие на автомаршрутах достигало 44-160 ос./км2. Осенью 18-19.10.1987 у дорог изредка отмечались кормившиеся стайки, иногда до 30 особей вместе; 19.10.1987 шёл их слабый пролёт на юг, но 20.10. 1987 и позже эти жаворонки в пустыне оказались редки.

В апреле 1988 года серый жаворонок оставался массовым видом биюргуновых плакоров, но его распространение было неравномерным. К югу от посёлка Искининский серые жаворонки отмечались преимущественно на границах между сарсазановыми сорами и биюргуновыми увалами, на плакорах они были редки, а на сарсазанниках практически не встречались. В соровом районе между посёлком Искининский и станцией Искине на 4 автомаршрутах (рис. 3) обилие серых жаворонков составило 60-72 пар/км2, а на круговых площадках на биюргунниках — 2958 пар/км2.

Во второй половине апреля в пустыне нередко встречались пустые, покинутые гнёзда, а 26.04.1988 встречены 3 выводка слётков, в одном из которых был плохо летавший птенец 10-12-дневного возраста. В тот же день среди биюргунника найдено свежее готовое гнездо без кладки. Очевидно, жаворонки в это время заканчивали первый цикл гнездования и готовились к следующей кладке. В течение всего дня они активно пели, особенно азартно по вечерам с 19 ч 30 мин до густых сумерек в 22 ч 00 мин.

? Солончаковый жаворонок Calandrella cheleensis. В июле 1987 года на сорах несколько раз вспугивались белёсые жаворонки, очень похожие на серых, но однозначно определить их в полевых условиях было невозможно. В последующие экспедиции этот жаворонок больше не отмечался. В гнездовой период солончаковый жаворонок найден неподалёку, в низовьях Эмбы (Корелов 1970).

* * *

Известно, что малые и серые жаворонки в природе различаются с трудом (Белик 2008, 2013, 2022; и др.). Визуально их обычно отличают по окраске груди и зоба, где у серого жаворонка, как правило, хорошо выражены узкие продольные бурые пестрины или штрихи. У малого жаворонка продольные пестрины на зобе практически не проявляются, но по его бокам обычно видны небольшие размытые чёрные пятна, отсутствующие у серого жаворонка. При виде птицы сзади, особенно на качественных фотографиях, у малого жаворонка бросаются в глаза очень длинные третьестепенные маховые, фактически достигающие вершины крыла и скрывающие первостепенные маховые, тогда как у серого жаворонка третьестепенные маховые сравнительно короткие и не достигают вершины крыла более чем на длину цевки.

Кроме морфологических различий, в литературе часто отмечают различия этих жаворонков в позывках и песне, но их особенности в разных справочниках представлены не очень чётко. Вот наиболее детальные описания вокализации жаворонков, сделанные на юге России и в Казахстане (Калякин 2014; Рябицев и др. 2019).

Токовой полёт серого жаворонка похож на полёт малого жаворонка: он поднимается рывками вверх, обычно на небольшую высоту, и по окончании песни камнем падает вниз. При слабом ветре во время пения делает очень характерные замедленные взмахи крыльями, не отмеченные у малого жаворонка. Песня более продолжительная, слитная, сложнее, чем у малого жаворонка, часто имитирует песни других видов птиц, в том числе малого, полевого или хохлатого жаворонков.

У малого жаворонка песня типичная для жаворонков, но довольно примитивная по своей структуре. Её важная особенность — большие паузы между отдельными строфами. Отсутствие слитности в песне, чёткие

фразы, разделённые паузами, во время которых птица успевает сделать несколько взмахов крыльями, хорошо отличает песню малого жаворонка от сходной песни серого. Но при сильном ветре малый жаворонок поёт более слитно и похож на близкие виды. Во время пения он, как и полевой жаворонок, медленно летает или зависает над землёй, однако часто на меньшей высоте. Позывки серого жаворонка похожи на позывки малого, но суше и жёстче — «чрр» или «чирр», иногда «черре», а у малого — короткое «чирр» или «чрр», иногда двойное «чирр-чирр» (Калякин 2014, с. 24-26).

По наблюдениям в Казахстане, у серого жаворонка основная позывка и сигнал тревоги - сухое трещание «трррьрьрь-тррры», «черре» или «чуррр», а у малого жаворонка основные позывки - «тррик», «трьрьрь», «чряк». Песня серого жаворонка состоит из подражательных элементов, чередующихся с трескучими и тягучими звуками, и хорошо отличается от однотипного «триканья» малого жаворонка. Чаще всего взлетающий самец начинает песню с многократного повторения позывки «трррь-тррь-тррь», затем следует тягучее «пиии», далее - «твит-твит-твит» или другой заимствованный звук. Песня у малого жаворонка — однообразный набор «трикающих» звуков. В целом она сравнительно негромкая, простенькая, звучит прерывисто, с неравномерными паузами, исполняется в токовом полёте. Отсутствием трескучих звуков отличается от песни серого жаворонка (Рябицев и др. 2019, с. 209-211).

Как видно, приведённые в литературе описания голоса жаворонков не позволяют однозначно определять их разные виды в природе. По нашим же наблюдениям на юге России, а также в разных районах Казахстана, токование серого и малого жаворонков имеет несколько иные особенности, причём по-разному проявляющиеся в разных условиях. Постараюсь описать их токовое поведение, которое длительное время изучалось мною в апреле 1998 года в окрестностях посёлка Искининский.

Серые жаворонки поют в течение всего дня, но по вечерам, с 19 ч 30 мин и до густых сумерек в 22 ч, их пение становится особенно интенсивным. Во время активного токования они поднимаются невысоко над землёй, обычно на 10-30 м, и совершают продолжительный порхающий круговой полёт с непрерывной, очень разнообразной, часто имитационной песней, длящейся от 0.5 до 1 мин, после чего садятся на землю.

Изредка, чаще по вечерам, они взлетают высоко в небо и там издают короткие специфичные строфы, повторяемые 4-6 раз в минуту (n = 9), с длительными промежутками между ними. При этом они всё время кружатся над гнездовым участком и лишь при исполнении песни замирают, раскрывают против ветра крылья и медленно парашютируют вниз, после чего в гребном полёте опять набирают прежнюю высоту. Такое пение продолжается обычно 5-10 мин, после чего самец быстро падает вниз. Эти короткие вокальные строфы отличаются от песен малого жаворонка

несколько большей продолжительностью, значительно более длинными паузами и особым звучанием — трещащим и щебечущим у серого и звенящим — у малого жаворонка.

Первый тип песни исполняется серыми жаворонками, вероятно, при высокой физиологической активации, при спаривании, а второй тип характерен, по-видимому, для самцов, держащихся у гнёзд с кладками.

Пение малого жаворонка очень хорошо отличается от песни серого жаворонка своим звучанием. Малый жаворонок при токовании издаёт короткие, мелодичные, звенящие, однотонные и всё ускоряющиеся мягкие трельки вроде «вит-ти, вит-ти, вит-ти — тири-ти-ти-ти-ти» (Сунгуров 1960), повторяемые с короткими интервалами 14-15 раз в минуту (n = 5). Птица всегда кружится высоко в небе, а исполняя песню обычно совершает неглубокий «нырок» со сложенными крыльями, после чего взмывает на прежнюю высоту и продолжает машущий полёт.

Таким образом, жаворонки, поющие на большой высоте и исполняющие сравнительно короткие трельки, требуют к себе более пристального внимания, поскольку такое пение присуще как малому, так и серому жаворонкам, и их определение при этом не всегда может быть надёжным.

Пользуясь возможностью, хочу ещё раз поблагодарить В.В.Хрокова и Ф.А.Сараева за предоставленные фотоснимки.

Литератур а

Белик В.П. 1994. Степной орёл в Урало-Эмбинском междуречье // Selevinia 2, 2: 86-88. Белик В.П. 2008. Материалы к мониторингу орнитофауны Камыш-Самарских озёр (Западный Казахстан) // Стрепет 6, 2: 5-28. Белик В.П. 2013. Жаворонки в полупустынях окрестностей озера Баскунчак // Исследования

природного комплекса окрестностей озера Баскунчак. Волгоград: 22-26. Белик В.П. 2022. Ещё раз о жаворонках рода Calandrella в степях Заволжья // Рус. орнитол.

журн. 31 (2174): 1371-1377. EDN: CABETM Калякин М.В. (ред.). 2014. Полный определитель птиц европейской части России. М., 3: 1-336.

Корелов М.Н. 1970. Семейство Жаворонковые // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 3: 194-285. Рябицев В.К., Абдулназаров А.Г., Белялов О.В., Березовиков Н.Н., Ковшарь А.Ф., Ковшарь В.А., Кулагин С.В., Митропольский О.В., Рустамов Э.А. 2019. Птицы Средней Азии: справочник-определитель в двух томах. М.; Екатеринбург, 2: 1-400. Сунгуров А.Н. 1960. Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР. М.: 1236.

Хроков В.В., Мищенко В.П. 2010. О встречах птиц в Центральном Ескене осенью 2009 года // Рус. орнитол. журн. 19 (561): 598-602. EDN: KZVIZP

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.