Научная статья на тему 'ЖАРОСТОЙКОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ СПЛАВА СИСТЕМЫ FE-CR-AL-Y ДЛЯ СОТОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

ЖАРОСТОЙКОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ СПЛАВА СИСТЕМЫ FE-CR-AL-Y ДЛЯ СОТОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВИАМ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЖАРОСТОЙКИЙ СПЛАВ / ФЕХРАЛЬ / ЛЕГИРОВАНИЕ ИТТРИЕМ / СОТОВЫЕ УПЛОТНЕНИЯ / ИСТИРАЕМЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Скугорев А.В., Мельникова Д.А., Столянков Ю.В., Ярошенко А.С.

Статья посвящена изучению жаростойкости и технологической пластичности нового жаростойкого сплава системы Fe-Cr-Al-Y. Разрабатываемый сплав системы Fe-Cr-Al-Y предназначен для изготовления сотовых уплотнений проточной части газотурбинных двигателей с рабочей температурой до 1100 °С. Данный сплав призван заменить жаропрочные сплавы марок ЭИ435 и ЭИ868, используемые в настоящее время для изготовления сотовых уплотнений. По показателям жаростойкости при 1100 °С сплав системы Fe-Cr-Al-Y превосходит сплавы-аналоги ЭИ435 и ЭИ868 в 1,5-2 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Скугорев А.В., Мельникова Д.А., Столянков Ю.В., Ярошенко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAT RESISTANCE AND TECHNOLOGICAL PLASTICITY OF AN ALLOY OF THE FE-CR-AL-Y SYSTEM FOR HONEYCOMB SEALS IN THE FLOW PATH OF GAS TURBINE ENGINES

The work is devoted to the study of heat resistance and technological plasticity of a new heat-resistant alloy of the Fe-Cr-Al-Y system. The alloy of the Fe-Cr-Al-Y system being developed is intended for the manufacture of honeycomb seals for the flow path of gas turbine engines with an operating temperature of up to 1100 °С. This alloy is intended to replace heat-resistant alloys ЭИ435 and ЭИ868, which are currently used for the manufacture of honeycomb seals. In terms of heat resistance at 1100 °С, the alloy of the Fe-Cr-Al-Y system is 1.5-2 times superior to alloys analogs ЭИ435 and ЭИ868.

Текст научной работы на тему «ЖАРОСТОЙКОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ СПЛАВА СИСТЕМЫ FE-CR-AL-Y ДЛЯ СОТОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

Научная статья УДК 621.7

DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-10-3-12

ЖАРОСТОЙКОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ СПЛАВА СИСТЕМЫ Fe-Cr-Al-Y ДЛЯ СОТОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

А.В. Скугорев1, Д.А. Мельникова1, Ю.В. Столянков1, А.С. Ярошенко1

1 Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно -исследовательский институт авиационных материалов» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Москва, Россия; admin@viam.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению жаростойкости и технологической пластичности нового жаростойкого сплава системы Fe-Cr-Al-Y. Разрабатываемый сплав системы Fe-Cr-Al-Y предназначен для изготовления сотовых уплотнений проточной части газотурбинных двигателей с рабочей температурой до 1100 °С. Данный сплав призван заменить жаропрочные сплавы марок ЭИ435 и ЭИ868, используемые в настоящее время для изготовления сотовых уплотнений. По показателям жаростойкости при 1100 °С сплав системы Fe-Cr-Al-Y превосходит сплавы-аналоги ЭИ435 и ЭИ868 в 1,5-2 раза.

Ключевые слова: жаростойкий сплав, фехраль, легирование иттрием, сотовые уплотнения, истираемый уплотнительный материал

Для цитирования: Скугорев А.В., Мельникова Д.А., Столянков Ю.В., Ярошенко А.С. Жаростойкость и технологическая пластичность сплава системы Fe-Cr-Al-Y для сотовых уплотнений проточной части газотурбинных двигателей // Труды ВИАМ. 2022. № 10 (116). Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru. DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-10-3-12.

Scientific article

HEAT RESISTANCE AND TECHNOLOGICAL PLASTICITY OF AN ALLOY OF THE Fe-Cr-Al-Y SYSTEM FOR HONEYCOMB SEALS IN THE FLOW PATH OF GAS TURBINE ENGINES

A.V. Skugorev1, D.A. Melnikova1, Yu.V. Stolyankov1, A.S. Yaroshenko1

federal State Unitary Enterprise «All-Russian Scientific-Research Institute of Aviation Materials» of National Research Center «Kurchatov Institute», Moscow, Russia; admin@viam.ru

Abstract. The work is devoted to the study of heat resistance and technological plasticity of a new heat-resistant alloy of the Fe-Cr-Al-Y system. The alloy of the Fe-Cr-Al-Y system being developed is intended for the manufacture of honeycomb seals for the flow path of gas turbine engines with an operating temperature of up to 1100 °С. This alloy is intended to replace heat-resistant alloys ЭИ435 and ЭИ868, which are currently used for the manufacture of honeycomb seals. In terms of heat resistance at 1100 °С, the alloy of the Fe-Cr-Al-Y system is 1.5-2 times superior to alloys analogs ЭИ435 and ЭИ868.

Keywords: heat-resistant alloy, fechral, yttrium alloying, honeycomb seals, аbradable sealing material

For citation: Skugorev A.V., Melnikova D.A., Stolyankov Yu.V., Yaroshenko A.S. Heat resistance and technological plasticity of an alloy of the Fe-Cr-Al-Y system for honeycomb seals in the flow path of gas turbine engines. Trudy VIAM, 2022, no. 10 (116), paper no. 01. Available at: http://www.viam-works.ru. DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-10-3-12.

Введение

В настоящее время для изготовления сотовых уплотнений проточной части газотурбинных двигателей (ГТД) в России и за рубежом применяются устаревшие сплавы на основе систем №-Сг и №-Сг-Л1, такие как ЭИ435, ЭП868, Hastelloy X, Haynes 214 и др. Для изготовления сотовых уплотнений используется холоднокатаная лента толщиной от 0,1 до 0,3 мм. Сотовые уплотнения из этих сплавов не удовлетворяют современным требованиям к ГТД и характеризуются рабочими температурами до 1000 °С с ограниченным ресурсом из-за низкой жаростойкости тонких ячеек сот и их частого прогорания в условия работы турбины.

Повышение жаростойкости и ресурса сотовых уплотнений возможно при использовании для изготовления сотовых конструкций лент из жаростойких сплавов, таких как сплавы системы Fe—Cr-Al-Y, характеризующихся повышенной стойкостью к высокотемпературному окислению, особенно в случае циклических колебаний температуры - от 700 до 1200 °С.

Сплавы системы Fe-Cr-Al-Y обладают по сравнению со сплавами ЭИ435, ЭИ868 и 1псопе1 718 значительно более высокими характеристиками жаростойкости. Сплавы данной системы легирования работоспособны при температурах до 1400 °С и нашли применение для изготовления тонких волокон (толщиной <50 мкм) и пористых металлических уплотнений из них для проточной части компрессора и турбины ГТД (материалы марок Feltmetal (США) и ВИПВМ (Россия, НИЦ «Курчатовский институт» -ВИАМ) [1-4]).

Главной целью проводимых исследований и технологических разработок является адаптация специализированного жаростойкого сплава, применяемого для истираемых уплотнений ГТД, для изготовления сотовых уплотнений, для чего в настоящее время используются сплавы, имеющие иную специфику применения.

На данном этапе основной задачей является выбор состава сплава системы Бе-Сг-А1-У, обеспечивающего максимальную жаростойкость материала при температуре 1100 °С, а также проведение исследований технологической пластичности материала в литом состоянии. Полученные данные о пластичности материала послужат основой для выбора режимов горячей деформации для получения качественных горячеде-формированных полуфабрикатов. Работы по разработке технологии получения холоднокатаной ленты для сотовых уплотнений из нового жаростойкого сплава системы Бе-Сг-А1-У продолжаются.

Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ в рамках реализации комплексной научной проблемы 9.7. «Высокотемпературные деформируемые сплавы и композиционные материалы, упрочненные тугоплавкими металлическими волокнами и частицами, карбидами, нитридами и др., истираемые уплотнительные материалы» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [5, 6].

Материалы и методы

По данным отечественных и зарубежных научно-технических источников, сотовые конструкции находят широкое применение в качестве уплотнений радиальных зазоров в проточной части турбин и компрессоров ГТД. Сотовые уплотнения позволяют существенно уменьшить величину радиального зазора и сократить количество утечек рабочего газа, так как они допускают скольжение периферийных торцов рабочих лопаток по сотам. Это связано с тем, что сотовая поверхность значительно (до 10 раз) уменьшает площадь контакта по сравнению с обычным гладким уплотнением.

Сотовые уплотнения чаще всего изготавливают методом гибки из тонких лент из жаропрочных и жаростойких сплавов, толщина которых обычно не превышает 0,3 мм, и наносят на статорные детали методом пайки. Меньшая толщина стенок сот позволяет сократить износ и перегрев лопаток при их контактном взаимодействии, однако при меньшей толщине уменьшается и стойкость сотовых конструкций в рабочей газовой среде. Основным недостатком сотовых уплотнений является их частое прогорание и деформация ячеек в жестких условиях работы турбины авиационных ГТД (рис. 1).

Рис. 1. Сотовое уплотнение после эксплуатации в составе газотурбинного двигателя

Максимальные рабочие температуры сотовых уплотнений могут достигать 1100 °С. В зависимости от условий работы, соты изготавливают из различных сплавов - например, из нержавеющей стали, жаростойких никелевых или кобальтовых сплавов марок Х20Н80, ХН75МБТЮ, Haste11oy-X и др.

В России для изготовления высокотемпературных сотовых конструкций чаще всего применяют ленты из сплавов на основе никеля с большим содержанием хрома (Х20Н80, ХН60ВТ, ХН78Т), максимальная рабочая температура которых составляет 950-1000 °С [7].

За рубежом для изготовления наиболее высокотемпературных сотовых уплотнений применяют жаропрочные сплавы на никелевой основе марок Haste11oy-X (системы Ni-Cr-Fe-Mo), Haynes 230 (системы Ni-Cr-W-Mo), Haynes 214 (системы Ni-Cr-Fe-A1-Y). Температура эксплуатации сотовых конструкций из этих сплавов также не превышает 950-1000 °С.

Недостаточный уровень жаростойкости существующих сотовых конструкций при температурах эксплуатации >1000 °С обуславливает проведение большого количества исследований, направленных на улучшение их эксплуатационных характеристик. В основном для улучшения стойкости сотовых уплотнений при экстремальных условиях эксплуатации предлагается использование различных наполнителей ячеек сот, а для изготовления лент - новых сплавов. Введение наполнителей на основе порошков жаростойких сплавов, применение высокотемпературных припоев и неметаллических материалов позволяет повысить жаростойкость сотовых уплотнений, однако при этом наблюдается снижение их истираемости, а также увеличивается трудоемкость изготовления. Оптимальным вариантом является использование новых сплавов для изготовления лент. Сложность реализации данного направления в основном заключается в выборе состава сплава, обеспечивающего сочетание стойкости сплава к высокотемпературному окислению с технологической пластичностью. Уровень пластичности должен быть достаточным, чтобы обеспечить возможность получения в промышленных условиях тонких лент и сотовых конструкций из них.

Повышение жаростойкости сплавов в основном достигается благодаря улучшению характеристик образующихся на поверхности сплавов защитных оксидных пленок,

препятствующих объемной диффузии реагентов. Легирование сплавов редкими металлами, такими как ИГ, Y, Zr, La, Ce и др., а также металлами платиновой группы (Р^ ЯЬ, Рё, Яи, 1г) [8] позволяет значительно повысить стойкость сплавов систем Ме-Сг-А1 к высокотемпературному окислению.

Положительное влияние редкоземельных металлов (РЗМ) на стойкость к высокотемпературному окислению волокон из сплавов на основе систем Ме-Сг-А1 заключается в повышении адгезии и защитных свойств образующейся на их поверхности оксидной пленки.

Основные микролегирующие элементы, обеспечивающие улучшение адгезии оксидной пленки при изотермическом и циклическом окислении сплавов систем Ме-Сг-А1, - это ИГ, La, Се, Zr, Y, УЬ, ТЬ, Ег [9-13]. При этом сплавы, содержащие в своем составе У и ИГ в количестве <1 % (по массе), как правило, стойки к окислению при более высоких температурах.

Наибольшей рабочей температурой среди промышленных сплавов системы Бе-Сг-А1 характеризуются дисперсно-упрочненные сплавы с оксидным упрочнением [14, 15]. Основное применение такие сплавы нашли в аэрокосмической промышленности и ядерной энергетике.

Исследование сплавов системы Бе-Сг-А1 показало, что при содержании алюминия ~5 % (по массе) сплавы по жаростойкости значительно превосходят нихромы [16]. Для нужд отечественного машиностроения разработаны сплавы марок Х23Ю5 и Х23Ю5Т, которые нашли широкое применение в качестве резистивных материалов для нагревательных устройств.

В рамках данной работы проведена отработка режимов выплавки слитков экспериментальных составов сплава системы Бе-Сг-А1-У и получены четыре экспериментальных состава для исследования влияния химического состава сплава на показатели его жаростойкости. Выплавку слитков проводили в вакуумной индукционной печи с последующим формированием слитков цилиндрической формы диаметром 90 мм. Методами атомно-эмиссионного и газового анализа определяли химический состав слитков, который для экспериментальных композиций представлен в табл. 1.

Таблица 1

Химический состав слитков экспериментальных составов сплава системы Fe-Cr-Al-Y

Условный Химический состав, % (по массе)

номер легирующих элементов примесей

состава Бе Сг А1 + Т + У Мп С 8 N

1 21,6 5,397 0,30 0,59 0,0014 0,0033

2 Основа 23,6 6,020 0,29 0,57 <0,08 0,0009 0,0020

3 22,8 6,100 0,28 0,65 0,0007 0,0038

4 24,1 6,202 0,28 0,23 0,0007 0,0038

Помимо содержания хрома экспериментальные составы отличались друг от друга содержанием алюминия и иттрия. В частности, в составе 2 содержание иттрия значительно превышало его содержание в трех других составах.

Из полученных слитков изготовлены цилиндрические образцы типа К10 для определения жаростойкости по ГОСТ 6130-71. Жаростойкость определяли после выдержки образцов в печи при температуре 1100 °С в течение 100 ч. Привес и жаростойкость определяли по формулам

тк - тн

Пр ивес = —к-н,

£

тк - тн

Жаростойкость = ■ к н

£ • И

где тн - масса образца до испытаний, г; тк - масса образца после испытаний, г; - площадь образца, м2; I - продолжительность выдержки образца, ч.

По результатам определения жаростойкости экспериментальных составов сплава системы Бе-Сг-Л1-У выбран состав, обеспечивающий максимальную жаростойкость при 1100 °С.

По отработанной технологии изготовлены слитки выбранного состава. Для получения требуемого структурного состояния слитка для последующей горячей деформации, слитки переплавляли по различным технологиям, таким как вакуумный дуговой переплав (ВДП) и вакуумно-индукционный переплав (ВИ-переплав), с формированием слитка равноосной кристаллизации в керамической конической форме с прибыльной надставкой. Внешний вид полученных слитков приведен на рис. 2.

Рис. 2. Слитки из сплава системы Бе-Сг-Л1-У после вакуумного дугового переплава диаметром 130 мм (а) и вакуумно-индукционного переплава с равноосной кристаллизацией с неснятой прибыльной надставкой (б)

Для определения способности исследуемых материалов к горячей обработке давлением определяли технологическую пластичность при сжатии. Для этого из полученных слитков изготовлены цилиндрические образцы для испытания на сжатие при повышенных температурах, у которых продольная ось параллельна продольным осям слитков. Испытания образцов на сжатие проводили на лабораторном гидравлическом прессе с усилием 63 тс в интервале температур, соответствующем температурному интервалу горячей деформации сталей и сплавов на основе железа. По результатам испытаний при каждой температуре определяли технологическую пластичность при сжатии - относительную степень деформации, при которой не происходит разрушения образца.

Ковку слитков проводили на вертикальном гидравлическом прессе [17, 18] на плоских бойках, прокатку сутунок на горячекатаные листы толщиной 3-4 мм - на стане горячей прокатки Бш^ [19].

Результаты и обсуждение

По результатам проведенной экспериментальной отработки режима выплавки слитков из сплава системы Бе-Сг-Л1-У был выбран режим (температуры перегрева расплава, плавки и слива; последовательность и метод введения шихтовых материалов и лигатур (особенно У)), обеспечивающий хорошее усвоение расплавом основных легирующих элементов и добавок.

В результате отработки режима вакуумно-дугового переплава слитков обеспечено проведение плавки в полностью автоматическом режиме и получение слитков с минимальной усадочной раковиной и без внутренних дефектов (трещин).

Полученные слитки хорошо обрабатываются резанием. При комнатной температуре сплав системы Fe-Cr-Al-Y крайне хрупок.

Полученные экспериментальные составы сплава системы Fe-Cr-Al-Y имеют различные показатели жаростойкости. На рис. 3 приведена зависимость привеса образцов из слитков различных экспериментальных составов от продолжительности выдержки образцов в печи. Наибольший привес имеет состав с наибольшим содержанием иттрия. Несмотря на пониженное содержание хрома, наименьший привес имеет состав 1 благодаря оптимальному содержанию остальных легирующих элементов.

Продолжительность выдержки образцов, ч

Рис. 4. Зависимость привеса образцов из слитков различных экспериментальных составов (1-4) от продолжительности выдержки образцов

На основании проведенных исследований жаростойкости образцов из слитков экспериментальных составов (табл. 1) выбран состав 1 сплава системы Fe—Cr-Al-Y, обеспечивающий наибольшую жаростойкость. Сплав этой системы превосходит по жаростойкости при температуре 1100 °С российские сплавы-аналоги ЭИ435 и ЭИ868 (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость показателя жаростойкости от состава сплава системы Ре-Сг-Л!-У

Состав сплава Жаростойкость, г/(м2ч)

1 0,204

2 0,341

3 0,869

4 0,427

Сравнение с аналогами

Сплав ЭИ435 0,315-0,466

Сплав ЭИ868 0,365

Таким образом, для остальных исследований использовали слитки состава 1. Итоговые слитки получены по следующим схемам: вакумно-индукционная выплавка с последующим вакуумно-дуговым переплавом (ВИ + ВДП) и вакумно-индукционная выплавка с последующим вакуумно-индукционным переплавом с равноосной кристаллизацией (ВИ + ВИ-переплав).

На рис. 4 представлена диаграмма технологической пластичности (зависимость технологической пластичности сплава от температуры испытания) сплава системы Fe-Cr-Al-Y в зависимости от технологии переплава слитка.

—♦— ВИ-ВДП -■- ВИ + ВИ-переплав

Температура испытания, °С

Рис. 4. Диаграмма технологической пластичности слитков из сплава системы Fe-Cr-Al-Y

Результаты исследования технологической пластичности сплава системы Fe-Cr-Al-Y показали, что слиток ВДП данного сплава имеет пониженную пластичность (технологическая пластичность при сжатии <50 %) в интервале температур 9001000 °С, что связано в образованием продольных трещин (рис. 5) на поверхности образца по границам кристаллов в ВДП-слитках с направленной кристаллизацией. Слиток ВИ-переплава с равноосной кристаллизацией имеет высокую технологическую пластичность во всем рассматриваемом интервале температур.

Рис. 5. Продольные трещины на поверхности образцов из слитка вакуумно-дугового переплава сплава системы Fe-Cr-Al-Y после осадки

Несмотря на полученный результат, ВДП имеет в 2 раза большую производительность по сравнению с ВИ-переплавом; из-за отсутствия прибыльной части слитка выход годных слитков превышает аналогичную характеристику для ВИ-переплава в 1,5-2 раза. Поэтому для дальнейшей работы выбраны слитки ВДП. Технологическая пластичность слитков ВДП позволяет получать из них деформированные полуфабрикаты методами ковки и прокатки.

Экспериментально отработаны режимы ковки слитков ВДП сплава системы Fe-Cr-Al-Y. Методом свободной ковки на плоских бойках получены сутунки толщиной 30-40 мм, шириной ~150 мм (рис. 6, а). Из полученных сутунок изготовлены горячекатаные листы толщиной 3-4 мм (рис. 6, б) для дальнейшего получения ленты для сотовых уплотнений проточной части ГТД. Деформационную обработку полуфабрикатов проводили без появления дефектов, что подтверждает высокую технологичность сплава при горячей обработке давлением.

Рис. 6. Сутунки (а) и горячекатаные листы толщиной 3-4 мм (б) из жаростойкого сплава системы Бе-Сг-Л1-У

Заключения

Опытным путем отработаны режимы выплавки слитков экспериментальных составов сплава системы Fe—Cr-Al-Y. Получены слитки четырех составов, отличающихся содержанием хрома, алюминия и иттрия.

По результатам определения жаростойкости экспериментальных составов выбран состав, обеспечивающий максимальную жаростойкость при температуре 1100 °С в течение 100 ч. По показателям жаростойкости при 1100 °С сплав системы Fe-Cr-Al-Y превосходит сплавы-аналоги ЭИ435 и ЭИ868 в 1,5-2 раза.

Проведены исследования технологической пластичности сплава системы Fe-Cr-Al-Y в литом состоянии. Показано, что независимо от метода получения слитка сплав имеет удовлетворительную технологическую пластичность и может быть обработан методами свободной ковки и горячей прокатки.

Из слитков ВДП сплава системы Fe-Cr-Al-Y получены горячекатаные листы толщиной 3-4 мм, которые будут использованы для дальнейшего получений ленты для сотовых уплотнений проточной части ГТД.

Работа выполнена в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» (Государственный контракт № 21411.1770290019.18.006 от 01.03.2021, шифр «Высота»).

Список источников

1. Фарафонов Д.П., Лещев Н.Е., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Артеменко Н.И. Абразивно-износостойкие материалы для уплотнений проточной части ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 3 (56). С. 67-74. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-67-74.

2. Салахова Р.К., Тихообразова А.Б., Фарафонов Д.П., Смирнова Т.Б. Особенности электролитического осаждения абразивно -износостойких покрытий на основе никеля // Труды ВИАМ. 2022. № 2 (108). Ст. 08. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 16.08.2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-2-99-110.

3. Фарафонов Д.П., Мигунов В.П., Сараев А.А., Лещев Н.Е. Истираемость и эрозионная стойкость уплотнительных материалов проточной части ГТД // Труды ВИАМ. 2018. № 8 (68). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 16.08.2022). DOI: 10.18577/23076046-2018-0-8-70-80.

4. Бакрадзе М.М., Пескова А.В., Капланский Ю.Ю. Влияние термической пост-обработки на текстуру и анизотропию свойств конструкционного сплава системы Cu-Cr, полученного с помощью селективного лазерного сплавления // Авиационные материалы и технологии. 2022. № 1 (66). Ст. 01. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 16.08.2022). DOI: 10.18577/2071-9140-2022-0-1-3-16.

5. Каблов Е.Н. Роль фундаментальных исследований при создании материалов нового поколения // Тезисы докладов XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: в 6 т. СПб., 2019. Т. 4. С. 24.

6. Оспенникова О.Г. Итоги реализации стратегических направлений по созданию нового поколения жаропрочных литейных и деформируемых сплавов и сталей за 2012-2016 гг. // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 17-23. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Иванов В.В., Тагильцев С.В. Сравнительный анализ технологий изготовления сотовых уплотнений // Газотурбинные технологии. 2019. № 6. С. 26-29.

8. Фарафонов Д.П., Деговец М.Л., Алешина Р.Ш. Металлические волокна из жаростойких сплавов, легированных металлами платиновой группы // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 1 (40). С. 44-52. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-1-44-52.

9. Абраимов Н.В. Высокотемпературные материалы и покрытия для газовых турбин. М.: Машиностроение, 1993. 336 с.

10. Nychka J.A., Clarke D.R. Quantification of Aluminum Outward Diffusion During Oxidation of FeCrAl Alloys // Oxidation of Metals. 2005. Vol. 63. No. 5/6. P. 324-352.

11. Clemendot F., Gras J.M., Van Duysen J.C. Influence of yttrium on high temperature behavior of Fe-Cr-Al-Y alloys // Journal de Physique IV France. 1993. No. 3. P. 291-299.

12. Mennicke C., Schumann E., Ruhle M. et al. The Effect of Yttrium on the Growth Process and Microstructure of a-Al2O3 on FeCrAl // Oxidation of Metals. 1998. Vol. 49. No. 5/6. P. 455-466.

13. Amano T. High-temperature oxidation of FeCrAl (Y, Pt) alloys in oxygen-water vapour // Materials at high temperatures. 2011. Vol. 28. Is. 4. P. 342-348.

14. Simms N.J., Norton J.F., McColvin G. Performance of candidate gas turbine abradeable seal materials in high temperature combustion Atmospheres // Materials and Corrosion. 2005. No. 11. P. 765-777.

15. Smarsly W., Zheng N., Buchheim C.S. et al. Advanced High Temperature Turbine Seals Materials and Designs // Material Science Forum. 2005. Vol. 492-493. P. 21-26.

16. Жуков Л.Л., Племянникова И.М., Миронова М.Н. и др. Сплавы для нагревателей. М.: Металлургия, 1985. 146 с.

17. Пономаренко Д.А., Летников М.Н., Скугорев А.В., Сидоров С.А. Использование специализированных изотермических прессов для ковки заготовок дисков турбины из труднодефор-мируемых жаропрочных сплавов // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2018. № 3. С. 19-25.

18. Капитаненко Д.В., Некрасов Б.Р., Изаков И.А., Чеботарева Е.С. Деформирующее оборудование для изотермической штамповки (часть 1) // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2021. № 10. С. 12-20.

19. Ахмедзянов М.В., Скугорев А.В., Овсепян С.В., Мазалов И.С. Разработка ресурсосберегающей технологии получения холоднокатаного листа из высокожаропрочного свариваемого сплава ВЖ171 // Производство проката. 2015. № 1. С. 14-17.

References

1. Farafonov D.P., Leshchev N.E., Afanasiev-Khodykin A.N., Artemenko N.I. Abrasive wear-resistant seal materials of the gas turbine engine flow section. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 3 (56), pp. 67-74. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-67-74.

2. Salakhova R.K., Tikhoobrazov A.B., Farafonov D.P., Smirnova T.B. Features of electrolytic deposition of abrasive-wear-resistant nickel-based coatings. Trudy VIAM, 2022, no. 2 (108), paper no. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: August 16, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-2-99-110.

3. Farafonov D.P., Migunov V.P., Sarayev A.A., Leshchev N.E. Abradability and erosion resistance of seals in turbine engine air-gas channel. Trudy VIAM, 2018, no. 8 (68), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: August 16, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-8-70-80.

4. Bakradze M.M., Peskova A.V., Kaplansky Yu.Yu. Influence of thermal post-treatment on the texture and anisotropy of mechanical properties in the Cu-Cr construction alloy manufactured by laser powder bed fusion. Aviation materials and technologies, 2022, no. 1 (66), paper no. 01. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: August 16, 2022). DOI: 10.18577/2071-9140-2022-0-1-3-16.

5. Kablov E.N. The role of fundamental research in the creation of new generation materials. Abstracts of the XXI Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry: in 6 vols. St. Petersburg, 2019, vol. 4, pp. 24.

6. Ospennikova O.G. Implementation results of the strategic directions on creation of new generation of heat-resisting cast and wrought alloys and steels for 2012-2016. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 17-23. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-17-23.

7. Ivanov V.V., Tagiltsev S.V. Comparative analysis of manufacturing technologies for honeycomb seals. Gasoturbinnye tekhnologii, 2019, no. 6, pp. 26-29.

8. Farafonov D.P., Degovets M.L., Aleshina R.Sh. The metal fibers of heat-resistant alloys alloyed by platinum group metals. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2016, no. 1 (40), pp. 44-52. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-1-44-52.

9. Abraimov N.V. High-temperature materials and coatings for gas turbines. Moscow: Mashinostroenie, 1993, 336 p.

10. Nychka J.A., Clarke D.R. Quantification of Aluminum Outward Diffusion During Oxidation of FeCrAl Alloys. Oxidation of Metals, 2005, vol. 63, no. 5/6, pp. 324-352.

11. Clemendot F., Gras J.M., Van Duysen J.C. Influence of yttrium on high temperature behavior of Fe-Cr-Al-Y alloys. Journal de Physique IVFrance, 1993, no. 3, pp. 291-299.

12. Mennicke C., Schumann E., Ruhle M. et al. The Effect of Yttrium on the Growth Process and Microstructure of a-Al2O3 on FeCrAl. Oxidation of Metals, 1998, vol. 49, no. 5/6, pp. 455-466.

13. Amano T. High-temperature oxidation of FeCrAl (Y, Pt) alloys in oxygen-water vapour. Materials at high temperatures, 2011, vol. 28, is. 4, p. 342-348.

14. Simms N.J., Norton J.F., McColvin G. Performance of candidate gas turbine abradeable seal materials in high temperature combustion Atmospheres. Materials and Corrosion, 2005, no. 11, pp. 765-777.

15. Smarsly W., Zheng N., Buchheim C.S. et al. Advanced High Temperature Turbine Seals Materials and Designs. Material Science Forum, 2005, vol. 492-493, pp. 21-26.

16. Zhukov L.L., Plemyannikova I.M., Mironova M.N. et al. Alloys for heaters. Moscow: Metallurgi-ya, 1985, 146 p.

17. Ponomarenko D.A., Letnikov M.N., Skugorev A.V., Sidorov S.A. The use of specialized isothermal presses for forging blanks of turbine disks from hard-to-deform heat-resistant alloys. Kuznechno-shtampovochnoeproizvodstvo. Obrabotka materialov davleniyem, 2018, no. 3, pp. 19-25.

18. Kapitanenko D.V., Nekrasov B.R., Izakov I.A., Chebotareva E.S. Deforming equipment for isothermal stamping (part 1). Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniyem, 2021, no. 10, pp. 12-20.

19. Akhmedzyanov M.V., Skugorev A.V., Ovsepyan S.V., Mazalov I.S. Development of a resource-saving technology for producing cold-rolled sheet from a high-temperature weldable alloy VZh171. Proizvodstvoprokata, 2015, no. 1, pp. 14-17.

Информация об авторах

Скугорев Александр Викторович, начальник сектора, к.т.н., НИЦ «Курчатовский институт» -ВИАМ, admin@viam.ru

Мельникова Дарья Андреевна, техник, НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ, admin@viam.ru

Столянков Юрий Владиславович, старший научный сотрудник, к.т.н., НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ, admin@viam.ru Ярошенко Александр Сергеевич, инженер, НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ, admin@viam.ru

Information about the authors

Alexander V. Skugorev, Head of Sector, Candidate of Sciences (Tech.), NRC «Kurchatov Institute» - VIAM, admin@viam.ru Daria A. Melnikova, Technician, NRC «Kurchatov Institute» - VIAM, admin@viam.ru

Yury V. Stolyankov, Senior Researcher, Candidate of Sciences (Tech.), NRC «Kurchatov Institute» -VIAM, admin@viam.ru

Alexander S. Yaroshenko, Engineer, NRC «Kurchatov Institute» - VIAM, admin@viam.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена и принята к публикации после рецензирования 06.09.2022.

The article was submitted 25.08.2022; approved and accepted for publication after reviewing 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.