УДК 669.018.29
Б.С. Ломберг1, О.А. Базылева1, ММ Карашаев1, М.Н. Летников1
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ИНТЕРМЕТАЛЛИДНОЙ МАТРИЦЫ СИСТЕМЫ Ni-Al-Co ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ СПЛАВОВ С ПОВЫШЕННОЙ ПЛАСТИЧНОСТЬЮ (обзор)
DOI: 10.18577/2307-6046-2021-0-9-3-10
Представлено обобщение результатов научно-технических публикаций, анализ которых позволит разработать научные основы создания нового класса жаропрочных конструкционных материалов на основе интерметаллидных матриц с повышенной пластичностью при комнатной температуре и высокой удельной прочностью при температурах до 950 °С в системе Ni-Al-Co. Показано, что сплавы системы Ni-Al-Co могут быть использованы при изготовлении роторных деталей в виде дисков газотурбинного двигателя (ГТД), работоспособных при температурах до 950 °С, а также в качестве материалов для лопаток ГТД благодаря высокой жаростойкости при температурах до 1200 °С.
Ключевые слова: сплавы системы Ni-Al-Co, интерметаллидный жаропрочный сплав, газотурбинный двигатель, удельная конструкционная прочность, термомеханическая обработка, металлургия гранул.
B.S. Lomberg1, O.A Bazyleva1, M.M. Karashaev1, M.N. Letnikov1
STUDY OF A HIGH-TEMPERATURE INTERMETALLIDE MATRIX OF THE Ni-Al-Co SYSTEM FOR PRODUCING STRUCTURAL ALLOYS WITH INCREASED PLASTICITY (review)
A generalization of the results of scientific and technical publications is presented, the analysis of which will allow to develop scientific foundations for the creation of a new class of heat-resistant structural materials based on intermetallic matrices with increased plasticity at room temperature and high specific strength at temperatures up to 950 °C in the Ni-Al-Co system. It is shown that alloys of the Ni-Al-Co system can be used in the manufacture of rotary parts in the form of gas turbine engine discs (GTE), working at temperatures up to 950 °C, as well as materials for GTE blades due to heat resistance at temperatures up to 1200 °C.
Keywords: alloys of the Ni-Al-Co system, intermetallic high-temperature alloy, gas turbine engine, specific structural strength, thermomechanical treatment, metallurgy of granules.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal State Unitary Enterprise «Ail-Russian Scientific Research Institute of Aviation Materials» State Research Center of the Russian Federation]; e-mail: admin@viam.ru
Введение
В настоящее время приоритетным направлением развития авиационной техники нового поколения на период до 2030 г. [1-3] является совершенствование рабочих характеристик газотурбинного двигателя (ГТД), включающих повышение топливной экономичности, увеличение тяги, снижение массы, уменьшение шума и выбросов вредных веществ (NOx COx) в атмосферу. Данных показателей возможно достигнуть благодаря повышению предельных рабочих температур газа на входе в турбину [4-16].
Таким образом, создание ГТД нового поколения требует разработки для них жаропрочных сплавов с более высокими характеристиками, чем у современных никелевых суперсплавов, используемых в деталях горячего тракта авиационных ГТД [17-26], в том числе для дисков турбины. Наиболее важным аспектом в этом вопросе является повышение рабочей температуры и удельной конструкционной прочности эксплуатируемого материала, которое может быть достигнуто путем разработки новых более эффективных материалов и технологий их производства. Несмотря на значительные успехи в улучшении комплекса прочностных характеристик, рабочие температуры современных дисковых жаропрочных никелевых сплавов (ЖНС) не превышают 800 °С, за исключением деформируемого сплава марки ЭП975-ИД, разработанного для длительной эксплуатации при температурах до 850 °С [27, 28].
Одним из перспективных направлений создания новых конструкционных материалов для дисков турбины является разработка сплавов на основе интерметаллидных матриц системы Ni-Al-Co с применением новых технологических подходов к получению подобного рода материалов [29]. Следует отметить, что система Ni-Al-Co обладает широким выбором систем легирования на основе интерметаллидных соединений P-NiAl и y'-Ni3Al, когда возможно создавать сплавы на основе различных комбинаций фаз (у + в; у' + в; у + у' + в; у + у') [3]. Сплавы данной системы [30-32] за счет интерметаллидов в-NiAl и y'-Ni3Al могут характеризоваться низкой плотностью, высокими жаростойкостью и прочностью, а у-твердый раствор (Ni, Co) придает пластичность всей композиции.
Таким образом, разработка сплавов исследуемой системы будет способствовать созданию нового класса материалов с повышенным уровнем удельной конструкционной прочности при температурах вплоть до 950 °С [33, 34], что является актуальным направлением современного авиационного материаловедения.
Следует отметить, что сплавы на основе интерметаллидных матриц в системе Ni-Al-Co характеризуются пониженной пластичностью при комнатной температуре. В связи с этим необходим поиск возможностей обеспечения повышенного уровня пластичности при комнатной температуре благодаря применению специальных технологических подходов - например, технологии металлургии гранул с последующей термомеханической обработкой [35, 36], использование которой позволит увеличить технологическую пластичность обрабатываемого при последующей деформации материала за счет измельчения структурных составляющих сплава, а также за счет изотропии свойств получаемого материала во всех направлениях.
Современное состояние исследований по данной проблеме
В настоящее время работы в области создания конструкционных сплавов системы Ni-Al-Co носят в основном поисковой характер и связаны с исследованием состава и структуры различных (в + у)-сплавов.
В некоторых работах [31, 33] рассмотрено использование сплавов системы Ni-Al-Co для изготовления как дисков ГТД, работоспособных при температурах до 950 °С, так и рабочих и сопловых лопаток, работоспособных при температурах до 1200 °С, для замены аналогичных деталей из современных ЖНС.
В научно-технической литературе относительно методов получения материалов системы Ni-Al-Co рассматриваются такие технологические подходы к получению (в + у)-сплавов, как традиционная технология выплавки слитков заданного химического состава с последующей термомеханической и термической обработками, направленная кристаллизация, технология металлургии гранул, а также механо-химический синтез in situ интерметаллидных соединений, формирующихся непосредственно на этапе высокоэнергетической обработки исходных порошковых смесей.
В работах [33, 35, 36] проведен комплекс исследований по созданию конструкционных сплавов системы Ni-Al-Co для дисков ГТД [37-39], работоспособных при температурах до 950 °С. Например, в статье [33] представлено исследование влияния деформации и термической обработки на структуру и свойства сплавов системы Ni-Al-Co, расположенных в (в + у)-области с разным объемным соотношением в - и у-фаз с целью создания базы для разработки перспективных деформируемых сплавов на основе соединения в виде моноалюминида никеля (NiAl), предназначенных для работы при температуре 950 °С. В результате исследований установлено, что сплавы системы Ni-Al-Co, используемые в работе [33], обладали запасом низко - и высокотемпературной пластичности. В данной системе образовывалась структура материала, состоящая из зерен в-фазы с прослойками у-фазы по границам. На основании полученных результатов далее в работе [35] исследовано влияние переходных металлов IV-VI групп (Ti, Zr, Hf, V, Nb, Ta, Cr и Mo) на структуру и фазовый состав сплавов системы Ni-Al-Co. Установлено также, что в данной системе легирования возможно появление вторичных выделений у- и у'-фаз в в-зернах - в сплавах, соответствующих составу Ni-(20-25) % (атомн.) Al-(32-34) % (атомн.) Co. Кроме того, показано, что содержание таких легирующих элементов, как Mo, Ta, Nb и V, не должно превышать 1-1,8 % (атомн.), а содержание Ti и Cr может достигать 3 и 12 % (атомн.). При таком соотношении легирующих элементов в системе Ni-Al-Co обеспечивается повышение содержания в в-Фазе основного упрочняющего компонента Co и значительное упрочнение в- и у-фаз такими элементами, как Cr, Ti, Nb, Mo и Ta.
При исследовании структуры, фазового состава и механических свойств сплавов системы Ni-Al-Co на основе у/у'-фаз [27] при разработке новых жаропрочных деформируемых интерметаллидных сплавов выявлено, что в сплавах этой системы с объемным содержанием у/у'-фаз >90 % благодаря добавкам тантала и ниобия возможно обеспечить жаропрочность при температуре 900 °С на базе 100 ч при напряжении 100 МПа. При этом результаты проведенных исследований показали значительные потенциальные возможности композиций системы Ni-Al-Co, легированных танталом, титаном и ниобием, для создания интерметаллидных деформируемых жаропрочных сплавов нового класса для дисков турбин, работоспособных при температурах до 950 °С.
Следует отметить, что в работах [40-44] приведены основные закономерности создания конструкционных сплавов системы Ni-Al-Co методами направленной кристаллизации для получения сопловых лопаток газовых турбин. В этих исследованиях рассматривается вопрос влияния легирующих элементов на структуру и фазовый состав сплавов, полученных методом направленной кристаллизации, а также влияния легирования на жаростойкость композиций системы Ni-Al-Co при температуре 1200 °С.
Например, в работе [41] на основании анализа тройных диаграмм состояния системы Ni-Al-Co изучены особенности формирования структуры гетерофазных (в + у')-сплавов, в которых интерметаллид на основе Ni3Al образуется по перитектической реакции. Установлено, что в сплавах данной системы с содержанием Co в количестве 8-10 % (атомн.) в условиях направленной кристаллизации при температуре 1370 °С формируется вырожденная эвтектика, а переход из (в + у)- в (в + У' + у)-область происходит при температурах 1323-1334 °С. В работе [42] оценено влияние легирования на характер распределения кобальта и хрома в сплавах системы Ni-Al-Co. Показано, что дополнительное легирование усиливает различия в составе фаз по кобальту и хрому. Отмечена также высокая стабильность высокотемпературной
у-фазы, формирующейся при кристаллизации по реакции Ж ^ в + у и являющейся равновесной при температурах 1200 и 1300 °С.
В статье [43] представлено исследование жаростойкости на воздухе при температуре 1300 °С (в + у')-сплавов с содержанием: 28-29 % (атомн.) А1, 10 % (атомн.) Со, 0,25-0,4 % (атомн.) Re, изучено строение окалины и подокалинных слоев, образующихся при окислении в течение 2 и 100 ч в результате встречной диффузии алюминия и кислорода. Анализ результатов позволил установить положительное влияние на жаростойкость добавки 10 % (атомн.) Со при одновременном отсутствии такого легирующего элемента, как хром.
Как было указано ранее, для повышения технологической пластичности при деформационно-термической обработке сплавов используют методы, позволяющие получать полуфабрикаты с применением порошков или гранул. В связи с этим одним из альтернативных и перспективных технологических подходов получения сплавов системы №-А1-Со является технология металлургии гранул с последующей деформационно-термической обработкой скомпактированного материала. В работах [44, 45] обсуждаются альтернативные методы получения порошков-гранул в системе №-А1-Со, а также изготовление из них готовых полуфабрикатов с применением технологии металлургии гранул аБ-ШГР без последующей деформационно-термической обработки. Например, в статье [44] показано, как с применением метода механического легирования исходных порошков никеля, алюминия и кобальта, а также путем гидридно-кальциевого восстановления оксидов металлов и распыления расплава системы №-А1-Со водой и инертным газом изготовлены партии порошков-гранул в данной системе легирования. По результатам проведенных исследований даны рекомендации по последующей обработке порошков-гранул в системе №-А1-Со при их получении методом механического легирования, путем гидридно-кальциевого восстановления оксидов металлов и распыления расплава водой и инертным газом в целях получения из них качественных формовок для последующего спекания и деформационно-термической обработки в системе №-А1-Со.
В работе [45] предложена альтернативная технология производства прутковых заготовок из сплава системы №А1-Со-Сг-ШГ-А12О3, которая включает получение гранул сплава методом механохимического синтеза и его последующее горячее изостатическое прессование в формообразующей оснастке. Исследованы процессы механохимического синтеза интерметаллидного сплава в планетарной мельнице и аттриторе, а также проведены сравнительные исследования продуктов синтеза, полученных в разных смесителях.
Таким образом, анализ научно-технических публикаций, посвященных разработке материалов системы №-А1-Со [28-37], показал, что в настоящее время возможно создавать на основе интерметаллидных матриц сплавы с повышенной пластичностью при комнатной температуре и высокой удельной прочностью при температурах до 950 °С.
Результаты и обсуждение
Следует отметить, что для разработки технологических подходов к получению конструкционных сплавов с высокими показателями удельной конструкционной прочности в системе №-А1-Со необходимо в первую очередь обосновать схему формирования конечного полуфабриката, которая удовлетворяла бы комплексу заданных характеристик. Так, например, одной из перспективных технологических схем получения полуфабрикатов в системе №-А1-Со с использованием подходов гранульной технологии, совмещенной с деформацией, может быть выбрана следующая:
- получение слитков заданного химического состава сплавов системы №-А1-Со с применением методов вакуумной индукционной плавки с последующим вакуумно-дуговым переплавом;
- получение гранул заданного химического состава методом газовой атомизации или путем плазменной плавки и центробежного распыления литой заготовки;
- физико-механическая обработка гранул с их последующей засыпкой в формообразующие капсулы и горячим изостатическим прессованием;
- термомеханическая и термическая обработки полученных таким образом монолитных образцов с применением экструдирования или штамповки конечного материала.
В свою очередь, при получении полуфабрикатов из сплавов системы №-А1-Со основной акцент необходимо сделать на их изготовление по оптимальной технологической схеме, которая заключается в применении термомеханической обработки полученных заготовок с помощью экструзии и горячей штамповки [46-50]. Особое внимание при проведении данных работ должно быть уделено разработке теоретических и экспериментальных моделей поведения материалов в системе №-А1-Со при сверхпластической деформации, которые могут дать детальную информацию по режимам поведения материалов данной системы при термомеханической обработке. Затем на основании полученных данных следует выбрать оптимальный состав сплава системы №-А1-Со, который обладал бы повышенными значениями прочности при комнатной температуре и вязкости разрушения, а также длительной прочностью при температуре 950 °С.
Разработанные научные подходы к созданию нового класса жаропрочных конструкционных сплавов системы №-А1-Со позволят:
- сформировать научные основы для теоретического и практического освоения технологии получения подобного рода материалов с целью создания принципиально нового класса сплавов, обладающих высокой удельной конструкционной прочностью при температурах вплоть до 950 °С;
- получить данные о влиянии различных легирующих элементов на структуру и фазовый состав исследуемых сплавов в зависимости от технологии их получения, в результате исследования их структуры методами растровой электронной микроскопии и просвечивающей электронной микроскопии и оптимизировать составы сплавов как для технологии деформации слитка, так и для технологии металлургии гранул;
- на основании полученных теоретических моделей поведения подобного рода материалов при сверхпластической деформации разработать научные основы создания материалов в системе №-А1-Со с применением различных технологических подходов, включающих как традиционную технологию деформации слитка, так и технологию гранульной металлургии.
Заключения
Полученные результаты исследований могут быть использованы в качестве научного задела для разработки новых конструкционных сплавов на основе интерметаллидных матриц с повышенными характеристиками удельной конструкционной прочности вплоть до температуры 950 °С.
В свою очередь, результаты теоретических и экспериментальных моделей поведения подобного рода материалов при деформации позволят получить информацию о температурах максимального разупрочнения сплавов данного класса при разработке оптимальных режимов термомеханической обработки труднодеформируемых
интерметаллидных сплавов системы Ni-Al-Co с пониженной пластичностью при комнатной температуре.
Таким образом, высокотемпературная интерметаллидная матрица системы Ni-Al-Co является перспективной в качестве основы для создания нового класса жаропрочных конструкционных материалов современных ГТД.
В дальнейшей работе для решения рассматриваемой задачи необходимо разработать оптимальную схему получения полуфабрикатов из этих сплавов (поковки, прутки), а также провести комплекс исследований, направленных на выявление влияния легирующих элементов на структуру, фазовый состав и механические характеристики полученных сплавов.
Библиографический список
1. Каблов E.H., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Стратегические направления развития конструкционных материалов и технологий их переработки для авиационных двигателей // Автоматическая сварка. 2013. № 10. С. 23-32.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий // Авиационные материалы и технологии.2012.№ S. С. 19-36.
3. Каблов E.H. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1 (34). С. 3-33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
4. Братухин А.Г., Шалин P.E., Каблов E.H., Толорайя В.Н., Орехов Н.Г. Литые монокристальные турбинные лопатки // Литейное производство. 1993. № 6. С. 3-6.
5. Братухин А.Г., Каблов E.H., Толорайя В.Н. Сравнительный анализ материалов и технологических процессов получения монокристаллических турбинных лопаток // Авиационная промышленность. 1995. № 3. С. 20-31.
6. Каблов E.H. Основные направления развития материалов для авиакосмической техники XXI века // Перспективные материалы. 2000. № 3. С. 27-36.
7. Каблов E.H., Светлов И.Л., Петрушин Н.В. Никелевые жаропрочные сплавы для литья лопаток с направленной и монокристаллической структурой (Часть II) // Материаловедение. 1997. № 5. С. 14-17.
8. Каблов E.H., Светлов И.Л., Петрушин Н.В. Никелевые жаропрочные сплавы для литья лопаток с направленной и монокристаллической структурой (Часть I) // Материаловедение. 1997. № 4. С. 32-39.
9. Каблов E.H. Пути повышения жаропрочности никелевых сплавов // Металлург. 2000. № 4. С.26-28.
10. Каблов E.H., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Литейные жаропрочные никелевые сплавы для перспективных авиационных ГТД // Технология легких сплавов. 2007. № 2. С. 6-16.
11. Каблов E.H., Петрушин Н.В., Елютин Е.С. Монокристаллические жаропрочные сплавы для газотурбинных двигателей // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. № SP2. С. 38-52.
12. Каблов E.H., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 36-52.
13. Корнилов И.И. Физико-химические основы жаропрочности сплавов М.: Изд-во АН СССР, 1961. 561 с.
14. Петрушин Н.В., Оспенникова О.Г., Елютин Е.С. Рений в монокристаллических жаропрочных никелевых сплавах для лопаток газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2014. № S5. С. 5-16. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-S5-5-16.
15. Каблов E.H. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 // Крылья родины. 2019. № 7-8. С.54-58.
16. Каблов E.H. Материалы нового поколения - основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. № 2 (14). С. 16-21.
17. Кишкин С.Т. Создание, исследование и применение жаропрочных сплавов. М.: Наука, 2006. 408 с.
18. Каблов E.H., Бронфин М.Б. Эффект С.Т. Кишкина, или почему структура жаропрочных сплавов должна быть гетерофазной // Литейные жаропрочные сплавы. Эффект С.Т. Кишкина: К 100-летию со дня рождения С.Т. Кишкина: науч.-техн. сб. М.: Наука, 2006. 272 с.
19. Каблов E.H., Оспенникова О.Г., Базылева O.A. Материалы для высоконагруженных деталей газотурбинных двигателей // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. № SP2. С. 13-19.
20. История авиационного материаловедения. ВИАМ-80 лет: годы и люди / под общ. ред. E.H. Каблова. М.: ВИАМ, 2012. 520 с.
21. Каблов E.H., Толорайя В.Н. ВИАМ - основоположник отечественной технологии литья монокристаллических турбинных лопаток ГТД и ГТУ // Авиационные материалы и технологии.2012. № S. С. 105-117.
22. Галиева Э.В., Поварова КБ., Дроздов A.A., Валитов В.А. Строение и свойства твердофазных соединений деформируемого никелевого сплава ЭП975 и монокристаллического интерметаллидного сплава ВКНА-25, полученных сваркой давлением со степенью деформации 24 % в условиях сверхпластичности сплава ЭП975 // Металлы. 2018. № 6. С. 64-72.
23. Гарибов Г.С. Научно-технический задел в области гранульной металлургии для создания перспективных авиационных двигателей // Технология легких сплавов. 2018. № 2. С. 63-71.
24. Гессингер Г.Х. Порошковая металлургия жаропрочных сплавов. Челябинск: Металлургия, Челябинск. отд-е, 1988. 320 с.
25. Гарибов Г.С. В.И. Добаткин и металлургия гранул жаропрочных никелевых сплавов // Технология легких сплавов. 2015. № 2. С. 34-39.
26. Гарибов Г.С. Теория кристаллизации и технология гранулируемых жаропрочных никелевых сплавов // Технология легких сплавов. 2016. № 1. С. 107-118.
27. Летников М.Н., Ломберг Б.С., Овсепян C.B. Исследование композиций системы Ni-Äl-Co при разработке нового жаропрочного деформируемого интерметаллидного сплава // Труды ВИАМ. 2013. № 10. Ст. 01. URL: http://www.viam.works.ru (дата обращения: 05.07.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2013-0-10-1-1.
28. Каблов E.H., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б. Развитие технологии направленной кристаллизации литейных высокожаропрочных сплавов с переменным управляемым температурным градиентом // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 24-38. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-24-38.
29. Kablov E.N., Petrushin N.V., Sidorov V.V. Rhenium in Nickel-Base Superalloys for Single Crystal gas turbine blades // 7th International Symposium on Technetium and Rhenium - Science and Utilization book of proceedings. 2011. C. 17.
30. Каблов E.H., Оспенникова О.Г., Сидоров B.B., Ригин В.Е. Производство литых прутковых (шихтовых) заготовок из современных литейных высокожаропрочных никелевых сплавов // Проблемы и перспективы развития металлургии и машиностроения с использованием завершенных фундаментальных исследований и НИОКР: труды Всерос. науч.-техн. конф., посвящ. 310-летию Уральской металлургии. Екатеринбург, 2011. С. 31-38.
31. Кучеряев В.В., Миронова H.A., Шишков С.Ю. Исследование технологических особенностей деформирования слитков из сплава системы Ni-Äl-Co // Труды ВИАМ. 2016. № 3 (39). Ст. 01. URL: http://www.viam.works.ru (дата обращения: 05.07.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-1-1.
32. Ломберг Б.С., Овсепян C.B., Бакрадзе М.М., Летников М.Н., Мазалов И.С. Применение новых деформируемых никелевых сплавов для перспективных газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 116-129. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-116-129.
33. Поварова КБ., Казанская Н.К, Ломберг Б.С., Бондаренко Ю.А., Школьников Д.Ю. Конструкционные жаропрочные (ß + у)-сплавы на основе NiÄl с повышенной низкотемпературной пластичностью // Металлург. 1996. № 5. С. 13-20.
34. Банных O.A., Поварова К.Б. Интерметаллиды - новый класс легких жаропрочных и жаростойких материалов // Технология легких сплавов. 1992. № 5. С. 26-32.
35. Поварова К.Б., Ломберг Б.С., Филин С.А., Казанская Н.К, Школьников Д.Ю., Беспалова М.Д. Структура и свойства (ß + у)-сплавов системы Ni-Al-Co // Металлы. 1994. № 3. С. 77.
36. Поварова КБ., Казанская Н.К, Ломберг Б.С., Школьников Д.Ю., Филин С.А., Беспалова М.Д. Фазовый состав и структура сплавов на основе NiAl систем Ni-Al-Co-Me, где Me -Ti, Zr, Hf, V, Nb, Ta, Cr, Mo // Металлы. 1996. № 3. С. 33.
37. Поварова КБ., Ломберг Б.С., Казанская Н.К, Дроздов A.A. Принципы создания конструкционных сплавов на основе NiAl для высокотемпературной службы // Проблемы создания новых материалов для авиакосмической отрасли в XXI веке: тез. докладов межотраслевой науч.-практ. конф. (Москва, 25-26 июня 2002 г.). М.: ВИАМ, 2002. С. 32.
38. Каблов E.H. Становление отечественного космического материаловедения // Вестник РФФИ. 2017. № 3. С. 97-105.
39. Летников М.Н., Ломберг Б.С., Оспенникова О.Г., Бакрадзе М.М. Влияние скорости охлаждения при закалке на микроструктуру и свойства жаропрочного деформируемого никелевого сплава ВЖ175-ИД // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 2 (55). С. 21-30. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-2-21-30.
40. Базылева O.A., Оспенникова О.Г., Аргинбаева Э.Г., Летникова Е.Ю., Шестаков A.B. Тенденции развития интерметаллидных сплавов на основе никеля // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S (84). С. 104-115. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-104-115.
41. Поварова КБ., Дроздов A.A., Базылева O.A., Морозов А.Е., Антонова A.B., Бондаренко Ю.А., Булахтина М.А., Ашмарин A.A., Аргинбаева Э.Г., Аладьев H.A. Конструкционные жаростойкие (NiAl + Ni3Al) сплавы системы Ni-Al-Co. I. Особенности кристаллизации и структуры сплавов // Металлы. 2017. № 5. С. 20-30.
42. Поварова КБ., Дроздов A.A., Базылева O.A., Морозов А.Е., Антонова A.B., Бондаренко Ю.А., Булахтина М.А., Аргинбаева Э.Г., Амежнов A.B. Влияние концентрации кобальта и легирования хромом на строение тепло, жаростойких (NiAl + Ni3Al + Ni) сплавов системы Ni-Al-Co // Металлы. 2018. № 4. С. 50-55.
43. Поварова КБ., Дроздов A.A., Базылева O.A., Морозов А.Е., Антонова A.B., Аргинбаева Э.Г., Аладьев H.A., Сиротинкин В.П. Конструкционные жаростойкие (NiAl + Ni3Al) сплавы системы Ni-Al-Co. II. Окисление // Металлы. 2017. № 5. С. 31-36.
44. Поварова КБ., Скачков O.A., Дроздов A.A. и др. Порошковые сплавы Fe-Cr-Al и NiAl. I. Получение порошков // Заготовительные производства в машиностроении. 2017. Т. 15. № 8. С. 13-20.
45. Логачева А.И., Гусаков М.С., Сентюрина Ж.А. и др. Изготовление прутковых заготовок на основе NiAl для плазменного центробежного распыления с применением метода механохимического синтеза// Металлы. 2017. № 3. С. 84-93.
46. Разуваев Е.И., Капитаненко Д.В., Сидоров С.А. Влияние структуры и температурно-скоростных параметров при горячей деформации сплава ЭП742 (ХН62БМКТЮ) // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2019. № 2. С. 22-30.
47. Изаков И.А., Капитаненко Д.В., Сидоров С.А., Чеботарева Е.С. Нагревательные установки для изотермического деформирования. Часть 1. Типы установок // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2019. № 3. С. 23-32.
48. Изаков И.А., Капитаненко Д.В., Бубнов М.В., Баженов А.Р. Исследование параметров технологических процессов изотермического деформирования // Новости материаловедения. Наука и техника. 2016. № 5 (23). С. 4.
49. Изаков И.А., Капитаненко Д.В., Бубнов М.В., Некрасов Б.Р. Термомеханические основы изотермического деформирования металлов в условиях динамического разупрочнения // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2015. № 8. С. 38-45.
50. Разуваев Е.И., Моисеев Н.В., Капитаненко Д.В., Скугорев A.B. Современные технологии обработки металлов давлением // Технология легких сплавов. 2015. № 1. С. 37-43.