Научная статья на тему 'ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В УСЛОВИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ'

ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В УСЛОВИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1136
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАРГОНИЗМЫ / ЛЕКСИКА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ШКОЛЬНЫЙ ЖАРГОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна, Подхватилина Полина Владимировна

В данной статье анализируется лингво-коммуникативный аспект функционирования жаргонизмов в процессе общения современных обучающихся. Рассматриваются наиболее актуальные тематические группы школьного жаргона. Определяются особенности работы учителя-словесника с данными единицами на уроках русского языка в целях повышения культуры речи обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна, Подхватилина Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SLANG VOCABULARY IN A YOUTH ENVIRONMENT

This article analyzes the linguistic and communicative aspect of the functioning of jargonisms in the process of communication of modern students. The most relevant thematic groups of school jargon are considered. The features of the work of a verbal teacher with these units in Russian language lessons in order to improve the speech culture of students are determined.

Текст научной работы на тему «ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В УСЛОВИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ»

УДК 811.1

ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В УСЛОВИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ

Виктория Михайловна Швецова

доцент филологических наук vmsh72@yandex.ru Полина Владимировна Подхватилина

студент

polechcka.mosolitina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье анализируется лингво-коммуникативный аспект функционирования жаргонизмов в процессе общения современных обучающихся. Рассматриваются наиболее актуальные тематические группы школьного жаргона. Определяются особенности работы учителя-словесника с данными единицами на уроках русского языка в целях повышения культуры речи обучающихся.

Ключевые слова: жаргонизмы, лексика, культура речи, школьный жаргон.

На современном этапе развития русского языка серьезной проблемой является активное, в некоторых случаях и чрезмерное, употребление в молодежном дискурсе жаргонной лексики. Безусловно, использование подобных нелитературных вариантов языка не только снижает речевую культуру носителей языка, но и порождает ряд серьезных проблем коммуникативного взаимодействия между поколениями, а также носителями различных культур. Активное употребление жаргонных слов препятствует установлению взаимопонимания в межкультурной коммуникации, поскольку возникновение вторичной языковой личности размывает границы русской языковой картины мира и русской лингвокультуры.

Современные языковеды в своих исследованиях отмечают, что функционирование жаргонизмов в современном дискурсе представляет собой актуальную языковую проблему, которая подлежит внимательному изучению (см. работы В.Д. Бондалетова [2], Е.Г. Борисовой [3], Л.П. Крысина [5], Б.А. Шарифулина [8] и др.). Предпринимаются успешные попытки в разработке эффективных способов борьбы с распространением данных единиц в процессе коммуникации.

В ХХ веке проблема функционирования жаргонной лексики становится актуальной не только в среде носителей русского языка, но и среде многих современных европейских языков [1; 9; 10 и др.]. В этот период ученые обращают свое внимание на проблему жаргоноупотребления в русском языке сквозь возрастную аспектность.

В современной лингвистике не сформировалось единого терминологического определение для данного понятия. Если до 80-х годов XX века жаргон понимают определяют преимущественно как язык отдельной социальной группы, то на данном этапе развития лингвистики жаргон рассматривают как социальную разновидность речи, «...идущая через установку на фамильярно-сниженный стиль речи в пределах социально-речевого сообщества, характеризующегося относительно одним возрастом и обыденным бытовым общением» [4, 53].

Жаргонная лексика обладает определенными особенностями. Имеет открытый характер и, как правило, возникает в сравнительно больших группах носителей языка, которые объединены профессией (профессиональные жаргоны), социальным положением, возрастом. Также следует отметить такую особенность, как ограниченность употребления жаргонной лексики: она функционирует в пределах незначительной группы носителей, однако несмотря на установленные границы жаргонизмы свободно вступают во взаимодействие с разными лексическими единицами, которые «используются как внутри данного языка на различных стилевых уровнях, так и в других языках» [3, 84].

Молодежный жаргон является одним из самых многочисленных и заметных возрастных разновидностей социальных диалектов и выполняет большое количество функций, которые бывают антиномичны по отношению к основному назначению, именно это «определяет причины масштабности его распространения в различных сферах и определяет доминирующие способы репрезентации» [7, 137].

Следует отметить, что стандартизация жаргонизмов происходит из-за СМИ, которые активно используют даже в серьезных репортажах сниженную лексику. Так данная лексика проникает в нормативные слои языка, активно используется в фамильярно-разговорной речи и популяризируется в широких слоях населения. Активное распространение и использование жаргонизмов обусловлено «демократизацией» - снижение нормативных рамок в речевой культуре современного общества по сравнению с предыдущими этапами его развития.

Жаргонизмы формируются под влиянием единых интересов лиц, которые организуют разновидность этого ненормативного образования. Разнообразные увлечения, времяпрепровождение образуют разнообразные группы, определенные лексемы которых могут переходить, однако достаточно обособлены. По этому признаку лексические единицы жаргонной лексики можно разделить на следующие [6, 58]:

- компьютерный сленг (апгрейд, масдай, сидюк, батоны и т.д.);

- автомобильный сленг (тачка, баранка, скаты, водила);

- музыкальный сленг (вертушка, сингл, солянка);

- сленг любителей аниме (яндере, отаку, кохай) и др.

Фактически каждая группа людей, объединенная общими интересами, имеет свой особый тип речи, который реализуется в сленговых новообразованиях и присущ только этой группе. Так, можно выделить школьный жаргон. Его можно рассматривать как шкалу словотворчества, однако следует бороться с грубыми словами в речи школьников, так как это проявление насилия на речевом уровне. Исходя из особенностей возникшей языковой ситуации, учителя-словесники должны предусмотреть на уроках русского языка специальный обзор разговорных, просторных и жаргонных слов. Это необходимо, чтобы школьники могли четко дифференцировать общеупотребительную лексику, собственное ненормированное речетворчество и базарную брань. Учитель должен реализовать основные задачи в изучении лексического состава языка.

Во время лексической работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на яркость, образность языка народных сказок, загадок, пословиц, художественных текстов. На уроках русского языка и литературы следует развивать навыки, направленные на адекватность выбора нужного слова для выражения собственных мыслей школьников. Важность такого рода работы нельзя недооценивать: ученики должны видеть пример образцовой речи, уметь формулировать монологическое высказывание, исходя из коммуникативной задачи.

Учителя на уроках русского языка во время работы над активным словарем учеников должны устанавливать постоянную межпредметную связь, это приучает их внимательно относиться к лексическому богатству и стилистическим возможностям родного языка, способствует развитию общей речевой культуры.

Таким образом, использование жаргонной лексики позволяет внести экспрессию в речь, однако злоупотребление ею не может не сказаться на ясности,

точности и выразительности речи. Именно поэтому педагогам важно проводить систематическую работу с обучающимися, направленную на ограничение употребления жаргонных слов в процессе коммуникации.

Список литературы:

1. Беляева Т.М. Нестандартная лексика английского языка. Л. 1985. 136 с.

2. Бондалетов В.Д. Условные языки русских ремесленников и торговцев. Рязань. 1974. 150 с.

3. Борисова Е.Г. О некоторых закономерностях современного молодежного социолекта // Русский язык в школе. 1981. №3. С. 83 - 87.

4. Исмагилова Г. К., Шашарин В.Ю. Английские жаргонизмы в интернете // Казанский лингвистический журнал. 2018. № 1(1). С. 75-82.

5. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней //Русский язык в школе и дома. 2002. №1. С. 3-7.

6. Кушнарева Н.В. Влияние англицизмов на развитие русского языка в современной культуре // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №2 1. С. 58-64.

7. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие. М.: Флинта. 2012. 510 с.

8. Шарифулин, Б.А. «Свое» и «чужое» в русском экспрессивном фонде// Русская речь. 1997. № 6. С. 45 -47.

9. Швецова В.М., Гончарова Н.А. Сопоставительное исследование концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 277282.

10. Шовгун H.A. Кодовые переключения в речи билингвов //Язык и культура: материалы Междунар. науч. конф. М. 2001. С. 81- 90.

UDC 811.1

SLANG VOCABULARY IN A YOUTH ENVIRONMENT

Victoria M. Shvetsova

Associate Professor of Philology vmsh72@yandex.ru Polina V. Podhvatilina

student

polechcka.mosolitina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article analyzes the linguistic and communicative aspect of the functioning of jargonisms in the process of communication of modern students. The most relevant thematic groups of school jargon are considered. The features of the work of a verbal teacher with these units in Russian language lessons in order to improve the speech culture of students are determined.

Keywords: jargonisms, vocabulary, speech culture, school jargon.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.