Научная статья на тему 'Жанры телевизионной журналистики: теория и практика'

Жанры телевизионной журналистики: теория и практика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3751
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белоусова М. Н.

Телевидение, возникнув как чисто механический способ передачи аудиовизуального сигнала на большое расстояние, со временем стало новым средством массового общения, впитало в себя функции, методы и формы творчества печати и радиовещания, обогатив и изменив их. В статье рассматривается теория телевизионных жанров, т.е., их возникновение, классификация, эволюция и использование на практике журналистами ТВ. Теория жанров находится в постоянном процессе развития. Некоторые функции жанров исчезают, на смену им приходят другие. К известным способам подачи информации добавляются новые, часто заимствуемые у науки и у искусства. Жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости, но не исчезают совсем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанры телевизионной журналистики: теория и практика»

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

© Белоусова М.Н.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Телевидение, возникнув как чисто механический способ передачи аудиовизуального сигнала на большое расстояние, со временем стало новым средством массового общения, впитало в себя функции, методы и формы творчества печати и радиовещания, обогатив и изменив их. В статье рассматривается теория телевизионных жанров, т.е., их возникновение, классификация, эволюция и использование на практике журналистами ТВ. Теория жанров находится в постоянном процессе развития. Некоторые функции жанров исчезают, на смену им приходят другие. К известным способам подачи информации добавляются новые, часто заимствуемые у науки и у искусства. Жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости, но не исчезают совсем.

Когда братья Люмьер в 1895 году явили миру изобретенную ими съемочную камеру, началась эпоха нового искусства. Они сняли первый кадр из того бесконечного ряда кадров, которые «вот уже более ста лет снимают операторы игрового, научно-популярного, документального и анимационного кино и телевидения» [3, с. 3].

Остановимся подробнее на возможностях современного телевидения. Возникнув как чисто технический способ передачи аудиовизуального отображения реального мира на расстояние, оно стало новым средством массового общения, впитало в себя функции, методы и формы творчества печати и радиовещания и со временем значительно обогатило их. Постепенно в арсенале творческих средств телевизионщиков появляются все новые и новые инструменты и приемы, использование которых формирует зрительный ряд фильма, сюжета или телепередачи. Понятие «жанр» является здесь одним из основополагающих, так как всякое произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства произведения.

Телевидение развивалось и развивается, идя по пути освоения традиционных жанров, согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также согласно особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Жанр непременно содержит обобщение, относящееся не только к конкретному произведению, но составляет портрет эпохи, нации, культуры и искусства как такового.

* Аспирант кафедры Массовых коммуникаций.

Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как помогает журналисту создавать вполне конкретный тип текста, в наибольшей мере «приспособленный» для адекватного освещения конкретного явления и понятный для аудитории. Ведь, в конечном счете, вся журналистская работа направлена на конкретного зрителя, а «диапазон взаимоотношений СМК с аудиторией колеблется от партнерского, субъект-субъектного до воздействен-ного, субъект-объектного» [1, с. 3]. Именно поэтому сегодня в телевизионной программе в равной степени привычными стали как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).

Но какой бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки. Так постоянной остается предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета внимания автора и цели его работы с информацией. Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала, предназначен для решения определенной информационной задачи. И для решения самых распространенных типовых задач выработаны общие способы. Так же каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией. Четкое следование методу определяет внутреннюю форму произведения. Предмет, функция, метод - три несущие составляющие, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая «устойчивая форма», в которой читателю или зрителю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

К основным жанровым признакам исследователь О.Р. Самарцев относит: тему произведения, композиционную организацию материала, меру типизации и изобразительные и выразительные средства [5]. При изучении жанрового деления учитывается способ отражения действительности, функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания произведения. «Жанр - конвенция -соглашение о согласовании сигналов», - так называет В.Б. Шкловский негласный, незаметный договор ме^ду авторами и читателями о том, «в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу» [9].

Известно, что журналистика подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную, и эти три способа освоения жизненного материала, проявляются в трех группах жанров. Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью. Она находится в постоянном процессе развития, вместе с нашей жизнью видоизменяется. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров - процесс исторически неизбежный. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах или

радио, но и на телевидении прошлых лет. Например, в конце прошлого века было замечено, что «формы подачи новостей и рекламы в электронных СМИ фактически превращаются в специфические жанры, не имеющие себе аналогов - скороговоркой с поставленной дикцией модератор, как хороший спринтер, выдает блок новостей буквально за считанные минуты, ухитряясь вставить кусок прямой речи участника события, собственный эмоционально-окрашенный комментарий и даже ссылку на спонсора» [2].

Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно она очевидна именно в телевизионной публицистике - в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком.

Процесс размывания жанровых границ был отмечен еще в середине 1970-х гг. В.В. Ученовой. Она писала, что диффузия жанров способствует их взаимообогащению, что это является объективным результатом усложняющихся отношений человека с окружающим миром, поскольку отражает изменения, происходящие в сознании творца, что «взаимопроникновение элементов одних жанров в другие способствует внутренним преобразованиям, происходящим в публицистических текстах» [8].

В современной журналистике эта тенденция стала особенно заметной, к примеру, она находит осмысление в трудах A.A. Тертычного, который описывает принципиально новые жанровые разновидности. К ним автор причисляет анонс, аннотацию, мини-рецензию, мини-историю и различные виды синкретичных жанров: аналитическое интервью, аналитическая корреспонденция, мониторинг, рейтинг, журналистское расследование, версия, легенда [7]. Тертычный отмечает актуализацию так называемых «второстепенных» жанров (эссе, мемуаров, житий, апокрифов, летописей, комментариев, трактатов, палимпсестов и т.д.), сливающихся с «ведущими» литературными жанрами и между собой.

Ученый В.Б. Шкловский в своей книге «Тетива. О несходстве сходного», посвященной теории жанра, отмечает, что устойчива только внутренняя форма текстов, написанных в одном жанре. Внешняя форма лишь в некоторых случаях закрепляется надолго. Такие ее черты, как, разговорный язык в интервью, наличие обращения в начале открытого письма, употребление глаголов в настоящем времени, свойственное репортажному стилю - постоянны и легко узнаваемы. Но тот же репортажный стиль легко перекочевывает в корреспонденцию. С обращения к читателю (или к антигерою) может начинаться памфлет, разговорная речь «звучит» в колонках комментаторов. Подобные факты многочисленны, они служат аргументом для утверждений о «размытости» жанров. Жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости.

И тут выплывает следующий вопрос - о чистоте жанра. Ведь если идеальной чистоты жанра нет, то может получиться, что «все позволено». В

подтверждение этому В.Б. Шкловский говорит: «Мне кажется, чистых жанров вообще не существует. Правда, иногда какое-нибудь жанровое явление закрепляется как классическое, то есть канонизируется» [9]. Классические образцы представлены лишь в хрестоматиях по газетным жанрам. «Порядок осмотра мира» в них четко соблюден, нагляден, удобен для изучения. Но лучшие журналистские произведения, написанные позже, действительно отличаются от классических образцов.

Одни функции жанров отмирают, и на смену им приходят другие. К старым способам решения познавательных задач добавляются новые, зачастую заимствуемые по соседству - у науки, искусств. Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но не «отменяют» его. Тогда речь идет уже или о выделении особого вида жанра, или о смешивании его с другими жанрами (возникновении гибрида).

Процесс «гибридизации» был разработан В. Ученовой на примере репортажа. Она заметила, что в начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но возникали и другие его формы. Ведь сквозь телеобъективы видно достаточно подробностей и нередко человеческий мозг просто не успевает осмыслить увиденное. В результате появились гибриды, которые сами авторы по привычке называли репортажами, а редакции нередко представляли их как очерк.

Теоретический вывод по Ученовой таков: «Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм» [9].

Сегодня время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись явления, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия - устраивать для зрителя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов и подвалам моргов. Да и самому зрителю, уставшему от своих проблем, интереснее стало «глазеть» со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью. Но при этом мало-помалу начал воскресать очень старый гибрид «репортаж-очерк», когда «журналистские расследования углублялись не в социальный анализ, а в наблюдение человеческих типов и судеб» [6].

И снова подтверждается, что жанр не застывает ни в одном из видов, не останавливается навсегда ни на одном из методов. Потому что движется сама жизнь. Жанр справедливо называют памятью культуры. Старые формы сохраняются в новом явлении. В последние годы благодаря стре-

мительному развитию техники появились новые, еще недостаточно изученные области распространения контента. Речь идет об интернет- и мобильном телевидении. Специфика их просмотра диктует свои правила: краткость, дробность повествования. Это приводит к изменению жанровой структуры телевидения [4, с. 253].

Существует мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный для зрителя или читателя материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. А вот другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана в целом недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Тертычный пишет, что согласиться с подобными утверждениями нельзя, потому что тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений теоретиков или практиков. Для адекватного изображения явления, события или факта существует несколько возможных способов, но точный и правильный выбор жанра во многом определяет, будет ли донесено до зрителя, читателя верное о нем представление. Роль способа передачи информации для формирования набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, достаточно велика. Слияние жанров в тех случаях, когда автор действует наудачу, «по обстоятельствам», без ясной цели выглядит как хаотично перемешанные фрагменты и элементы разных жанров, алогичность, пестрота стиля.

Каждый журналист, считающий себя профессионалом, должен иметь представление о жанровых особенностях телевизионной журналистики. Это способствует созданию вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения конкретного информационного события и понятного для аудитории. Вне системы жанров наша профессия не существует. Серьезное представление о жанрах -свидетельство профессиональной квалификации журналиста. Даже самый удачливый и талантливый он в одиночку нового жанра не создаст, журналист может оказаться всего лишь выразителем того нового, что уже созревало в сознании общества.

Список литературы:

1. Адамьянц Т.З. К проблеме типологии СМИ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.

2. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие. - М., 1997.

3. Медынский С.Е. Оператор: Пространство. Кадр: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

4. Разумов C.B. Трансформация телевизионных жанров в новых средах вещания: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.

5. Самарцев O.P. Современный коммуникативный процесс. Ч. 2 Теория и методика журналистики: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТХ 2000.

6. Станько А.И. Журналистские расследования. - Ростов-н/Д, 1997.

7. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000.

8. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. - М., 1976. - № 4.

9. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного // Избранное: в 2-х т. Т. 2. - М.: Художественная литература, 1983.

К ВОПРОСУ О ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ ОШИБКАХ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКОВ СЕТЕВОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «BECTn.RU» И ГТРК «ЮЖНЫЙ УРАЛ»)

© Высочина Ю.Л.*

Челябинская государственная медицинская академия, г. Челябинск

Статья посвящена анализу произносительных ошибок в речи журналистов сетевой телепередачи «Бестией» и ГТРК «Южный Урал». В ней рассмотрены основные типы нарушений орфоэпических норм, приведены конкретные примеры из репортажей прямого эфира, отмечены возможные причины их появления.

Соблюдение орфоэпических норм - важнейший показатель речевой культуры человека. Особенно это касается людей, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с передачей информации - дикторы, комментаторы, журналисты, ведущие теле- и радиокомпаний и т.д.: неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания высказывания, затрудняет восприятие слов, а также нарушает благозвучие речи.

Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует. Как правило, люди некритичны в оценке собственного произноше-

* Старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных наук, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.