Научная статья на тему 'ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ НОВЫХ МЕДИА: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ НОВОГО ФЕНОМЕНА В МЕДИАДИСКУРСЕ'

ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ НОВЫХ МЕДИА: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ НОВОГО ФЕНОМЕНА В МЕДИАДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
545
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / ЖАНР / ФОРМАТ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ИНФОТЕЙНМЕНТ / КОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / "РЕДАКЦИЯ. NEWS"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавель О.Д., Шишкина Н.Е.

В статье представлены результаты исследования границ одного из видов современного журналистского контента в интернет-пространстве. Актуальность исследования обусловлена быстрым развитием жанров и форматов журналистики, многие из которых еще не были осмыслены в научном дискурсе. В связи с популярностью развлекательного и комического в медиа, в качестве материала исследования была выбрана программа «Редакция. News», которая построена на фактах, в том числе, осмысленных в юмористическом и сатирическом ключе. В статье представлен анализ научных изысканий применительно к рассматриваемой передаче. На основе изученных отечественных трудов, посвященных классификациям форматов и жанров информационно-аналитических, развлекательных передач, была выявлена недостаточность теоретических сведений о современном положении типологического и терминологического аппарата в изучаемой области. Исследование показало, что «Редакция. News» и аналогичные программы в российском сегменте YouTube представляют собой новый вид контента, в дискурсе которых можно наблюдать смешение документальных и художественных черт, а также использование средств изобразительности, характерных для традиционной журналистики и блогосферы. Проанализировав специфику материала исследования в соответствии с научными трудами отечественных теоретиков медиакоммуникации, авторы предложили собственное определение для описания подобных передач. Представленные в настоящей статье обобщения и выводы могут способствовать формированию теоретической базы для дальнейшего изучения видов медиаконтента, а также для исследования аудиовизуального контента традиционной журналистики и блогосферы. В заключение статьи указывается, что своеобразие жанров и форматов новых медиа мало изучено и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRES AND FORMATS OF NEW MEDIA: ON THE ISSUE OF THE BOUNDARIES OF A NEW PHENOMENON IN MEDIA DISCOURSE

The article presents the results of a study of the boundaries of one of the types of modern journalistic content in the Internet space. The relevance of the research is due to the rapid development of genres and formats of journalism, many of which have not yet been comprehended in scientific discourse. Due to the popularity of entertainment and comic in the media, the program "Editorial. News", which is based on facts, including those meaningful in a humorous and satirical way. The article provides an analysis of scientific research in relation to the transmission in question. On the basis of the studied domestic works devoted to the classifications of formats and genres of information-analytical, entertainment programs, the insufficiency of theoretical information about the current position of the typological and terminological apparatus in the studied area was revealed. The study showed that "Editorial. News" and similar programs in the Russian segment of YouTube represent a new type of content, in the discourse of which one can observe a mixture of documentary and artistic features, as well as the use of visual means characteristic of traditional journalism and the blogosphere. Having analyzed the specifics of the research material in accordance with the scientific works of Russian media communication theorists, the authors proposed their own definition to describe such broadcasts. The generalizations and conclusions presented in this article can contribute to the formation of a theoretical basis for further study of types of media content, as well as for the study of audiovisual content of traditional journalism and the blogosphere. In conclusion, the article indicates that the specifics of the genres and formats of new media have been little studied and require further research.

Текст научной работы на тему «ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ НОВЫХ МЕДИА: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ НОВОГО ФЕНОМЕНА В МЕДИАДИСКУРСЕ»

ЖУРНАЛИСТИКА В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ JOURNALISM IN HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT

УДК 316.77:001.4; 070:001.4 DOI 10.36622/AQMPJ.2022.14.29.017

Новосибирский государственный университет доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории журналистики Журавель О.Д.

Россия, г. Новосибирск, тел. +7(383)3634022 E-mail: o.zhuravel@g.nsu.ru

магистрант 2 курса направления «Журналистика»

Шишкина Н.Е.

Россия, г. Новосибирск, тел. +7(923)6019971 e-mail: n. shishkina1@g. nsu. ru

Novosibirsk State University

Doctor of Philology, associate professor, Head of the Department of Theory and History of Journalism Zhuravel O.D.

Russia, Novosibirsk, tel. +7(383)3634022 E-mail: o.zhuravel@g.nsu.ru

2th year the master's student direction "Journalism" Shishkina N.E.

Russia, Novosibirsk, tel. +7(923)6019971 e-mail: n.shishkina1@g.nsu.ru

О.Д. Журавель, Н.Е. Шишкина

ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ НОВЫХ МЕДИА: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ НОВОГО

ФЕНОМЕНА В МЕДИАДИСКУРСЕ

В статье представлены результаты исследования границ одного из видов современного журналистского контента в интернет-пространстве. Актуальность исследования обусловлена быстрым развитием жанров и форматов журналистики, многие из которых еще не были осмыслены в научном дискурсе. В связи с популярностью развлекательного и комического в медиа, в качестве материала исследования была выбрана программа «Редакция. News», которая построена на фактах, в том числе, осмысленных в юмористическом и сатирическом ключе. В статье представлен анализ научных изысканий применительно к рассматриваемой передаче. На основе изученных отечественных трудов, посвященных классификациям форматов и жанров информационно-аналитических, развлекательных передач, была выявлена недостаточность теоретических сведений о современном положении типологического и терминологического аппарата в изучаемой области. Исследование показало, что «Редакция. News» и аналогичные программы в российском сегменте YouTube представляют собой новый вид контента, в дискурсе которых можно наблюдать смешение документальных и художественных черт, а также использование средств изобразительности, характерных для традиционной журналистики и блогосферы. Проанализировав специфику материала исследования в соответствии с научными трудами отечественных теоретиков медиакоммуникации, авторы предложили собственное определение для описания подобных передач. Представленные в настоящей статье обобщения и выводы могут способствовать формированию теоретической базы для дальнейшего изучения видов медиаконтента, а также для исследования аудиовизуального контента традиционной журналистики и блогосферы. В заключение статьи указывается, что своеобразие жанров и форматов новых медиа мало изучено и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: медиадискурс, жанр, формат, развлекательный контент, инфотейнмент, комическая стратегия, интернет-пространство, «Редакция. News».

O.D. Zhuravel, N.E. Shishkina

GENRES AND FORMATS OF NEW MEDIA: ON THE ISSUE OF THE BOUNDARIES OF A NEW PHENOMENON IN MEDIA DISCOURSE

The article presents the results of a study of the boundaries of one of the types of modern journalistic content in the Internet space. The relevance of the research is due to the rapid development of genres and formats of journalism, many of which have not yet been comprehended in scientific discourse. Due to the popularity of entertainment and comic in the media, the program "Editorial. News", which is based on facts, including those meaningful in a humorous

© Журавель О.Д., Шишкина Н.Е., 2022

and satirical way. The article provides an analysis of scientific research in relation to the transmission in question. On the basis of the studied domestic works devoted to the classifications of formats and genres of information-analytical, entertainment programs, the insufficiency of theoretical information about the current position of the typological and terminological apparatus in the studied area was revealed. The study showed that "Editorial. News" and similar programs in the Russian segment of YouTube represent a new type of content, in the discourse of which one can observe a mixture of documentary and artistic features, as well as the use of visual means characteristic of traditional journalism and the blogosphere. Having analyzed the specifics of the research material in accordance with the scientific works of Russian media communication theorists, the authors proposed their own definition to describe such broadcasts. The generalizations and conclusions presented in this article can contribute to the formation of a theoretical basis for further study of types of media content, as well as for the study of audiovisual content of traditional journalism and the blogosphere. In conclusion, the article indicates that the specifics of the genres and formats of new media have been little studied and require further research.

Keywords: media discourse, genre, format, entertainment content, infotainment, comic strategy, Internet, "Editorial. News».

В последние годы развлекательный контент стал доминирующим видом в медиадискурсе. Он широко представлен в разных формах, однако наиболее востребованным является видеоконтент. В 2016 году А. Ф. Галиуллина отмечала, что развлекательность стала «частью информационно-аналитического телевещания и превратилась в основной тренд современного телевидения» [1; с. 77]. В 2019 году стало очевидно, что на смену телевещанию приходит интернет-пространство. В том числе, статистика ВЦИОМ выявила: 58% россиян являются пользователями видеохостинга YouTube [2]. К 2022 году русскоязычный сегмент платформы пополнился спектром развлекательных передач. Среди них были программы, созданные знаменитостями традиционных медиа или с их помощью (например, «звезды» телеканала ТНТ являются участниками многочисленных шоу компании Medium Quality в YouTube). Данная тенденция - переход персоналий из традиционного телевидения в интернет-пространство для продолжения работы в медийном поле - также оказала влияние и на журналистов. В российском сегменте видеохостинга стал появляться профессиональный контент, который был представлен интервью, репортажами, документальными фильмами, а также другими жанрами («устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками» [3]) и форматами («продукт, который основывается на определенном жанре, но реализуется путем использования различных нестандартных решений» [4; с. 41]). В том числе появились новые феномены, которые ранее не описывались в научном дискурсе. В настоящем исследовании мы предпримем попытку охарактеризовать границы одного из них.

Чтобы перейти к рассмотрению нового феномена, необходимо обратиться к истории изучения рекреационного сегмента в отечественном медиадискурсе. Отметим, что развлекательный контент, как правило, строится на основе комической коммуникативной стратегии. Е. В. Выровцева отмечает, что посредством комического можно эффективно критиковать что-либо, осваивать реальную действительность и привлекать массовую аудиторию [5]. Данное суждение отмечалось в отечественной науке и ранее. Чтобы продолжить исследование теории отечественных медиа, считаем необходимым указать, что существует множество философско-эстетических концепций комического, но в настоящем исследовании мы будем рассматривать его как «общественно-значимое смешное» [6; с. 137].

Исследователи связывают всплески активного развития комического в разных эпохах с социокультурными сдвигами в жизни общества [7]. М. В. Покотыло отмечает, что комическое, в том числе сатира, «отражает позиции, несанкционированные официальной властью и идеологией, что, несомненно, углубляет и уточняет восприятие действительности» [8; с. 271]. История показывает, что нередко комическое становилось оружием борьбы или причиной политических преследований, поскольку его авторы приравнивались к фигурам, значимым в общественно-политическом контексте [9]. Манипулятивный потенциал комического использовался в различных исторических периодах, в том числе в советское время юмор и сатира приобретали оттенок государственной идеологии, выступали в роли рычага управления обществом, выполняли дидактическую функцию. Д.О. Юмашев говорит о том, что долгое время в телевизионном дискурсе советской России не было сатирических программ с социально-политической тематикой [10]. Наиболее активно развивались юмористические телепередачи, в центре внимания которых были бытовые ситуации и человеческие пороки («Оба-На», «Аншлаг», «Кабачок 13 стульев», «Вокруг смеха»). Параллельно с этим в народной культуре существовали другие проявления комического с острым осмеянием общественно-политической жизни

страны - например, анекдоты и частушки [9]. Я. В. Брусиловская указывает, что острое осмеяние в телевизионном дискурсе стало появляться в ранний постсоветский период на телеканале НТВ [11]. В связи с тем, что комическое актуализируется во время каких-либо социально-политических изменений, нужно отметить, что негосударственная и оппозиционная (на тот момент) телекомпания начала свое существование на фоне кризиса 1992-1993 годов. В телеэфир НТВ на рубеже веков выходили высмеивающие действительность программы Виктора Шендеровича (признан иностранным агентом), которые также стали предметом внимания государственной власти и были закрыты в начале XXI века после смены владельца телеканала.

В 2014 году Д О. Юмашев отмечал, что на тот момент политическая сатира в российских СМИ отсутствовала практически полностью, а «последним заметным явлением этого порядка был анимационный сериал "Куклы", закрытый в 2002 году» [7; с. 245]. Тем не менее, есть ряд программ (Comedy club, «Наша Russia», «Большая разница», «Прожекторпэрисхилтон», «Мультличности», «Салтыков-Щедрин шоу»), в которых наблюдалось осмеяние социально-политической жизни страны, хотя его острота была значительно снижена. В связи с этим А. А. Ландерова пишет: «после десятилетнего перерыва сатира вновь начинает возрождаться, и не следует предъявлять большие требования к только что складывающемуся явлению, хотя процесс идет "медленнее черепахи"» [12; с. 127]. Возможно, это также связано с тем, что современные телепередачи часто носят не только сатирический, но и юмористический характер, поскольку их контент не полностью посвящен обличению противоречий действительности и направлен на искоренение «неправильных» моделей поведения. А. А. Ландерова также указывает, что своеобразие современной сатиры состоит в том, что «наряду с высмеиванием она продолжает целенаправленно "пиарить" высших политических лидеров» [Там же]. Такую функцию, например, выполняет телепередача Тиграна Кеосаяна «Международная пилорама». Более подробно об этом см. [13]. Эксперты отрицают журналистскую, а тем более сатирическую или юмористическую природу содержания этой программы, и говорят об оскорбительном характере осмеяния [14]. Примечательно, что многое из развлекательного медиаконтента не является журналистским продуктом, в связи с чем в настоящем исследовании мы не будем подробно останавливаться на всех проявлениях комического в современном медиадискурсе.

Большое внимание государственной власти к сфере комического в разные эпохи представляется нам значимым в контексте исследования, поскольку и сегодня из-за широкого распространения развлекательного контента можно видеть заинтересованность политиков в нем. Представляется, что это связано с возрастанием влияния деятелей рекреационного сектора медиа на широкую аудиторию. К сегодняшнему дню наибольший интерес вызывают блогеры, в том числе профессиональные журналисты, размещающие контент на видеохостинге YouTube. Напомним, площадка принадлежит иностранной компании и контролируется в соответствии с ее корпоративной политикой и законодательством зарубежных стран [15]. Со стороны российского закона видеохостинг практически не регламентируется. Несмотря на относительную свободу в информационном пространстве, большинство отечественных журналистов, осуществляющих там свою деятельность, чаще следуют законодательству Российской Федерации, поскольку представляют профессиональный контент. Тем не менее, некоторые из них также стали объектом пристального внимания государственных органов власти. В том числе признанный иностранным агентом Алексей Пивоваров, один из медиапродуктов которого мы будем рассматривать далее.

В 2019 году в российском сегменте YouTube появился новый формат авторских информационно-аналитических передач: «Осторожно: новости» с Ксенией Собчак и «Редакция. News» с Алексеем Пивоваровым. В качестве материала настоящего исследования мы рассмотрим только вторую передачу. Итак, «Редакция. News» представляет собой индивидуальный взгляд журналиста на общественно-политические процессы, произошедшие в течение недели. Ведущий высказывается об информационной повестке России и мира, используя художественные средства изобразительности. Такая коммуникационная стратегия в трудах исследователей получила наименование «инфотейнмент»; она характеризуется «смешением художественного и документального дискурсов» [16; с. 253]. Доминирующим средством выразительности в передаче являются формы комического, посредством которых происходит осмысление действительности. Подобные еженедельные передачи - традиционные для телевидения: «Итоги недели с Ирадой Зейналовой», «Вести недели» и другие. Отметим, что классические итоговые информационно-аналитические передачи (обозрения), как правило, носят «серьезный» характер [16; с. 257]. В отличие от преемников на видеохостинге, комическое в них является элементом, а не доминирующим инструментом коммуникации. Другие черты классического обозрения, которые можно встретить в исследованиях жанров журналистики, в новом формате информаци-

онно-аналитических передач сохраняются. В том числе: обозрение показывает причинно-следственные связи конкретного общественного явления или события, выявляет их значение и тенденции развития; может охватывать разнородные факты действительности или быть узконаправленным, тематическим [17]. Содержание «Редакция. News» разнородно по содержанию, состоит из набора информационных блоков, которые выстроены в определенной логической последовательности и представляют собой композиционную законченность. Гармоничная структура, в том числе, достигается за счет лейтмотива, которым определяется общее настроение выпуска. Это может быть не только конкретный инфоповод, но и тема, характеризующая повествование. Наиболее четко лейтмотив демонстрируется посредством символики на одежде ведущего.

Смешение аналитического и художественно-публицистического в дискурсе программы «Редакция. News» дает возможность рассмотреть ее с точки зрения телевизионных жанров сатирической подгруппы - телефельетона и памфлета. Возникшие на основе классических жанров периодической печати, они представляют собой виды злободневных публицистических произведений, цели которых состоят в комическом обличении некого явления (как правило, одного) посредством художественных средств изобразительности [3]. При этом телефельетон посвящен частностям и должен вызывать добрый смех, а телевизионный памфлет имеет разоблачительный характер, направлен на уничтожение целого явления [17]. Предметом же «Редакция. News» является набор фактов действительности, из которых комически могут быть осмыслены не все. Главная цель передачи заключается не в создании комического эффекта (как в классических жанрах), а в информировании, установлении причинно-следственных связей. Таким образом, можем видеть, что памфлет и фельетон не могут в полной мере описать границы передачи.

Исследователи российского медиапространства отмечают, что сегодня происходит расширение жанров и форматов отечественной журналистики, в том числе, в области телевещания. С.И. Ильченко связывает это с доминированием бизнес-составляющей в практике аудиовизуальных СМИ [18; с. 45]. В научном дискурсе уже предпринимались попытки изучить типологию современного развлекательного аудиовизуального контента. В том числе, С.Н. Акинфиев дал определение развлекательной передаче: «это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации» [19; с. 6]. Исследователь также отметил, что развлекательный контент стоит наряду с информационно-аналитическим и не уступает ему по качеству. Более того, развлекательные телепередачи стали конструктами, с опорой на которые происходит формирование принципов и моделей поведения в обществе. Отметим, что к такому выводу приходил и А.В. Дмитриев, изучающий проявления комического в отечественном медиадискурсе [9].

С.Н. Акинфиев также выделил типологию развлекательного телевизионного контента (реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу), на которой мы не будем останавливаться подробно в связи тем, что в ней нет характерных для материала нашего исследования примеров. Наиболее подходящей можно считать типологию юмористических программ С. Н. Ильченко: эстрадный капустник («КВН»), юмористический сборник («Вокруг смеха»), юмористический журнал («Ералаш», «Фитиль»), телевизионный розыгрыш («Розыгрыш»), передача-пародия («Большая разница», «Про-жекторперисхилтон»), комедийный сериал и авторская юмористическая/сатирическая программа. Описывая последнюю разновидность, автор говорит о частично схожей с нашим материалом исследования программе Виктора Шендеровича «Итого». Напомним, в ней в комическом ключе ведущий рассказывал о явлениях политической и общественной жизни страны на рубеже XX-XXI веков. Цель передачи состояла в достижении комического эффекта посредством художественных образов, вплетенных в канву различных рубрик - от обзора прессы до пародийной «Странички зоолога». «Редакция. News» с Алексеем Пивоваровым также является авторской передачей с использованием приемов сатирико-юмористического характера, однако в качестве доминирующего у нее выступает информационно-аналитический аспект. Комическое в ней - это не самоцель, а инструмент общения с аудиторией. Также в отличие от программы В. Шендеровича материал нашего исследования менее разнообразен в использовании игровых форм аудиовизуального контента - программа ограничивается комментариями ведущего по какому-либо поводу, художественно-публицистические рубрики отсутствуют.

Поскольку мы говорим о разновидности авторской программы, нужно обозначить специфику такого продукта. А.М. Шестерина указывает, что главная цель таких передач - донесение субъектив-

ных взглядов и убеждений [20; с. 15]. Важнейшую роль в таком контенте играет личность автора, его авторитет и бэкграунд. Как мы отмечали выше, для YouTube-контента характерны персонификация проектов, их связь со значимой персоналией. Е.В. Шипова отмечала, что образ журналиста «становится неотъемлемой частью сообщаемой информации, а смысл и суть информации находятся под влиянием личности того, кто ее озвучивает» [21; с. 177]. В «Редакция. News» фигура ведущего играет одну из важных ролей, поскольку за плечами у журналиста большой опыт работы в медиапростран-стве. Напомним, Алексей Пивоваров - ранее корреспондент, ведущий телепрограмм «Сегодня», «Страна и мир» и ряда авторских передач на телеканале НТВ, продюсер и менеджер в холдинге «СТС Медиа», главный редактор и генеральный продюсер телеканала RTVi. Следовательно, фигура А. Пи-воварова может быть расценена как авторитетная. Общественно-политическую повестку передачи формирует сам ведущий. Журналист говорит об этом в начале каждого выпуска: «Здесь я говорю о событиях недели, на которые обратил внимание больше, чем на другие. Рассказываю, что думаю по этому поводу. Максимально субъективно. По возможности - внятно и коротко». Таким образом, можно видеть преобладание субъективной точки зрения в подборе инфоповодов и в их оценке. В анализируемой передаче А. Пивоваров, в том числе, может подвергать критике или подшучивать над различными явлениями действительности с разной остротой осмеяния. Проявление комического всегда ограничивается этическими рамками. В выпуске от 7 июня 2020 года А. Пивоваров аргументировал невысокий уровень осмеяния некоторого факта действительности так: «Мы стараемся быть на стороне слабых». Можно видеть, что в «Редакции» существует некая редакционная политика (вероятнее всего апеллирующая к журналистской этике), которая регламентирует высказывания автора. Также можно заметить, что журналист позиционирует себя наравне с аудиторией. В отличие от телеведущих классических журналистских передач, А. Пивоваров одет неформально, употребляет разговорную лексику, активно обращается к юмору и сатире, отсылает к массовой культуре. В рамках передачи автор использует метод инфотейнмента, а также комическую стратегию, тем самым достигая эффекта интимизации и легкости повествования.

Считаем необходимым подробнее остановиться на границах понятия инфотейнмента, поскольку С.С. Щербаль обозначает его как формат аудиовизуального контента [16]. Исследователь справедливо отмечает, что инфотейнмент существует, в том числе, в общественно-политическом медиадис-курсе современного отечественного телевидения. Однако в качестве описания формата для аудиовизуального контента он представляет очень обширное понятие, под которым может пониматься не только информационные и аналитические передачи, но и постановочные шоу. Ранее мы отнесли ин-фотейнмент к наиболее популярной коммуникативной стратегии, и в настоящем исследовании будем придерживаться этой точки зрения. Далее поясним причину его актуальности в современном медиа-дискурсе. По мнению Н.А. Захарченко и Т.В. Карелова, этот метод позволяет авторам информационно-аналитических программ апеллировать к эмоциям аудитории и, тем самым, воздействовать на нее. Исследователи также отмечают: «для конструктивного инфотейнмента характерен содержательный стержень, на который журналист «нанизывает» собственные представления о картине мира, не нарушая ее, не искажая по принципу фантастических или антиутопических моделей построения художественного бытия» [22; с. 9]. Так, в «Редакция. News» частотными классическими приемами создания комического являются аллюзия, гипербола, ирония и сарказм, которые подчеркивают противоречия действительности, но не искажают информацию.

Так как содержание исследуемой программы построено в основном на вербальных средствах изобразительности, можно обратиться к теории жанров печатной журналистики. В диссертационном исследовании А.Н. Тепляшина выделяет следующий жанр - сатирический комментарий [23]. Он представляет собой реакцию журналиста на событие или явление с последующим выявлением в них противоречий, нелепости, глупости. Такое описание наиболее полно, в сравнении с предыдущими, описывает формат материала исследования. Тем не менее, в нем не упоминаются другие важнейшие характеристики: количество и характер комментируемых событий, используемых средств изобразительности. Кроме того, в описании исследователя отсутствует указание на информационно-аналитическую природу содержания, которая присуща анализируемой программе. Д.О. Юмашев в своем диссертационном исследовании выделяет формы сатиры, специфичные для аудиовизуальных медиа, в том числе, интернет-пространства [10]. Среди них - сатирический видеокомментарий, представляющий собой эквивалент представленного выше жанра, но выходящего на другом канале распространения информации.

В теории журналистских жанров и форматов мы не нашли эквивалентов, которые могли бы полноценно описать материал нашего исследования. Возможно, это связано с «современным диф-

фузным состоянием различных каналов массовой коммуникации» [1; с. 73]. В том числе, сегодня мы можем наблюдать взаимовлияние традиционной журналистики и блогосферы. Обратившись к классификации публикаций в интернет-пространстве, встретим три группы: информационные видео (лайфстайл, обзор новостей, политический блог, тревел-блог, интервью), обучающие видео (туториал и бьюти-блог), развлекательные видео (челенж, пранк, летстплей, социальный эксперимент, обзор вирусных видео, обзор кино, технический обзор, музыкальное видео) [24]. Данная типология является неполной (устаревшей), поскольку не содержит информации о проектах, появившихся в последние годы - например, упоминаемый ранее контент Medium Quality. Из представленной типологии можно выделить два вида - обзор новостей и политический блог, которые наиболее близки к характеристикам материала нашего исследования, но, как правило, поверхностны по содержанию, поскольку не устанавливают причинно-следственные связи событий. «Редакция. News» можно отнести и к развлекательным видео из-за доминирующего в нем комического компонента. Также отметим, что в передаче используется визуальное оформление, характерное для медиаконтента в блогосфере. Некоторые из них выделила О. А. Козлова: «монтаж, коллаж, съемку подвижной камерой, применение компьютерной графики, анимации, звуковых и музыкальных эффектов. Аудитории предлагается динамичная, «живая» картинка. Каждый тезис ведущего визуализируется скриншотами публикаций, всплывающими подписями анимированными образами, дополняется звуками аплодисментов, фанфар, барабанной дроби и т. п. В качестве музыкальной подложки могут быть использованы фрагменты классических произведений» [25; с. 82].

Можно видеть, что и классификация продуктов блогосферы не дает исчерпывающего описания материалу исследования. Вследствие этого можно говорить о том, что в медиапространстве «Редакция. News» является новым типом контента, который появился в симбиозе традиционной журналистики и блогосферы, модернизировался под влиянием времени и запроса аудитории. Об этом также указывает Е. В. Выровцева, отмечая взаимовлияние адресата и адресанта в процессе коммуникации при создании журналистского контента классическими инструментами [5].

Поскольку в теории аудиовизуального медиаконтента нет наиболее подходящего эквивалента для описания формата «Редакция. News», на основе изученных исследований дадим определение. Итак, «Редакция. News» - аудиовизуальная программа, выходящая в интернет-пространстве и принадлежащая к разновидностям авторского медиаконтента, который представляет собой информационно-аналитическое обозрение общественно-политических явлений действительности и характеризи-руется глубоким уровнем выводов и обобщений, представляемых посредством художественного и комического переосмысления с использованием вербальных и невербальных средств.

Таким образом, анализ научных трудов в сфере медиа показал, что на сегодняшний день отсутствуют исчерпывающие классификации для описания современного аудиовизуального контента. Выявлено, что традиционные жанры и форматы стали больше трансформироваться, в том числе заимствуя черты некоторых феноменов из интернет-пространства - отдельные лексические единицы или особенности визуализации. На примере материала исследования обнаружилось, что данная тенденция характерна, в том числе, для информационно-аналитических программ. В таких передачах используются эмоциональные средства выразительности (зачастую формы и приемы комического), которые позволяют установить наиболее продуктивную коммуникацию с аудиторией. Перечень выявленных характеристик материала исследования позволил дать определение новому виду аудиовизуального контента в интернет-пространстве. Статья рассматривает лишь один феномен из палитры жанрового и форматного разнообразия современных медиа. Результаты настоящего исследования могут способствовать дальнейшему изучению своеобразия отечественного контента в частности, журналистики и медиапространства России в целом.

Библиографический список

1. Галиуллина А.Ф. Комические коды в коммуникации: «развлекательная» телевизионная журналистика (юмористический телевизионный контент) и телевизионная реклама: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. -Омск, 2016. - 224 с.

2. YouTube - телевидение XXI века. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka (дата обращения 15.01.2022).

3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text2/01 .htm (дата обращения 10.10.2021).

4. Корецкий М. Д. Трансформация телевизионных жанров на площадке YouTube на примере деятельности Алексея Пивоварова // Медиасреда. 2020. № 17. С. 41-44.

5. Выровцева Е.В. Комическая стратегия в медиадискурсе YouTube-канала «Редакция» // Медиалингви-стика: сб. трудов конференции. 2021. С. 101-104.

6. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 183 с.

7. Юмашев, Д.О. Политическая сатира в аудиовизуальных СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 1. С. 245-247.

8. Покотыло М.В. Сатира в контексте русской литературы ХХ в.: онтологический статус и функции // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 8. С. 262271.

9. Дмитриев А.В. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН, 1998. 332 с.

10. Юмашев Д.О. Сатира в сетевых аудиовизуальных СМИ: автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.10. - Воронеж, 2016. - 24 с.

11. Брусиловская Я.В. Телефельетон как феномен журналистики рубежа XX-XXI века: «Куклы», «Итого», «Тушите свет» // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований. Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 44-46.

12. Ландерова А.А. Политическая сатира в России: имитация или возрождение? // Актуальные вопросы политической науки Сборник научных трудов. 2012. С. 122-128.

13. Шишкина, Н. Е. Функции интернет-мемов в политическом медиадискурсе [Электронный ресурс] URL:: https://scipress.ru/philology/articles/funktsii-internet-memov-v-politicheskom-mediadiskurse.html (дата обращения 15.01.2022).

14. Общественная коллегия по жалобам на прессу: Жалоба на телепрограмму Международная пилорама - Решение Коллегии. URL: https://presscouncil.ru/praktika/zhaloby-kollegii/rassmotrennye-zhaloby/6299-zhaloba-na-teleprogrammu-mezhdunarodnaya-pilorama?start=3 (дата обращения 1.02.2022).

15. Условия использования YouTube. URL: https://www.youtube.com/static?template=terms (дата обращения 15.01.2022).

16. Щербаль С.С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник Волжского университета. 2021. №4. Т. 1. С. 247-261.

17. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика [Электронный ресурс] URL: http://evartist. narod. ru/text6/3 2.htm (дата обращения 10.10.2021).

18. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. 139 с.

19. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 2008. - 21 с.

20. Шестерина А.М. Авторская телепередача. Воронеж: Издательство факультета журналистики Воронежского государственного университета, 2017. 136 с.

21. Шипова Е.В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - СПб., 2006. - 246 с.

22. Захарченко Н.А., Карелова, Т. В. Инфотейнмент как перспективный способ презентации видеоинформации // Вестник Волжского университета, 2021. № 4. Т. 1. С. 102-111.

23. Тепляшина А.Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики : дис. ... док. филол. наук: 10.01.10. - СПб., 2007. - 373 с.

24. Ахметьянова Н.А., Мулюкова, А. И. Жанровое разнообразие видеоблогинга в России // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: сб. трудов конференции. 2016. С. 292295.

25. Козлова О.А. Специфика новостных программ на платформе YouTube // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8, Литературовед. 2020. № 1 (19). С. 79-83.

References

1. Galiullina A.F. Comic codes in communication: "entertaining" television journalism (humorous television content) and television advertising: dis. ... Candidate of Philology: 10.01.10. - Omsk, 2016. - 224 p.

2. YouTube - television of the XXI century. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka (accessed 15.01.2022).

3. Tertychny A. A. Genres of periodicals [Electronic resource] URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (accessed 10.10.2021).

4. Koretsky M. D. Transformation of television genres on the YouTube platform on the example of Alexey Pivovarov's activity // Media environment. 2020. No. 17. pp. 41-44.

5. Levantseva E.V. Comic strategy in the media discourse of the YouTube channel "Editorial Office" // Media Linguistics: proceedings of the conference. 2021. pp. 101-104.

6. Luk A.N. Humor, wit, creativity. Iskusstvo. Moscow. 1977. - 183 p.

7. Yumashev, D.O. Political satire in audiovisual media // Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism. 2014. No. 1. pp. 245-247.

8. Pokotylo M.V. Satire in the context of Russian literature of the twentieth century: ontological status and functions // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2014. No. 8. pp. 262-271.

9. Dmitriev A.V. Sociology of political humor: essays. ROSSPEN. Moscow. 1998. 332 p.

10. Yumashev D.O. Satire in online audiovisual media: abstract. dis. ... Candidate of Philology: 10.01.10. - Voronezh, 2016. - 24 p.

11. Brusilovskaya Ya.V. Telefeleton as a phenomenon of journalism at the turn of the XX-XXI century: "Dolls", "Total", "Put out the light" // Problems of philology, cultural studies and art criticism in the light of modern research. Collection of materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. 2016. pp. 44-46.

12. Landerova A.A. Political satire in Russia: imitation or rebirth? // Current issues of political science Collection of scientific papers. 2012. pp. 122-128.

13. Shishkina N. E. The functions of Internet memes in political media discourse [Electronic resource] URL:: https://scipress.ru/philology/articles/funktsii-internet-memov-v-politicheskom-mediadiskurse.html (date of appeal 15.01.2022).

14. Public Collegium on complaints against the press: Complaint about the TV program International Sawmill -The decision of the Collegium. URL: https://presscouncil.ru/praktika/zhaloby-kollegii/rassmotrennye-zhaloby/6299-zhaloba-na-teleprogrammu-mezhdunarodnaya-pilorama?start=3 (accessed 1.02.2022).

15. YouTube Terms of Use. URL: https://www.youtube.com/static?template=terms (accessed 15.01.2022).

16. Shcherbal S.S. Infotainment as a method of creating television content // Bulletin of the Volga University. 2021. No. 4. Vol. 1. pp. 247-261.

17. Kuznetsov G.V., Tsvik V.L., Yurovsky A.Ya. Television journalism [Electronic resource] URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm (accessed 10.10.2021).

18. Ilchenko S.N. Modern audiovisual media: new genres and forms of broadcasting. St. Petersburg: Publishing House St. Petersburg State University, 2006. 139 p.

19. Akinfiev S.N. Genre structure of Russian entertainment television: abstract. dis. ... Candidate of Philology: 10.01.10. - M., 2008. - 21 p.

20. Shesestina, A.M. The author's TV show. Voronezh: Publishing House of the Faculty of Journalism of Voronezh State University, 2017. 136 p

21. Shipova, E.V. Personification of information on Russian television: professional and ethical aspect: dis. ... Candidate of Philology: 10.01.10. - St. Petersburg, 2006. - 246 p.

22. Zakharchenko N.A., Karelova, T. V. Infotainment as a promising way of presenting video information // Bulletin of the Volga University, 2021. No. 4. Vol. 1. pp. 102-111.

23. Teplyashina A.N. The creative nature of the comic: the genre paradigm of modern journalism : dis. ...doc. philol. sciences: 10.01.10. - St. Petersburg, 2007. - 373 p.

24. Akhmetyanova N.A., Mulyukova A. I. Genre diversity of video blogging in Russia // Mass communication media in a multipolar world: problems and prospects: proceedings of the conference. 2016. pp. 292-295.

25. Kozlova O.A. The specifics of news programs on the YouTube platform // Bulletin of Volgograd State University. Series 8, Literary critic. 2020. No. 1 (19). pp. 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.