Научная статья на тему 'Жанровые признаки русского декадентского романа'

Жанровые признаки русского декадентского романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1055
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровые признаки русского декадентского романа»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

А.Н. ДОЛГЕНКО Волгоград ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ РУССКОГО ДЕКАДЕНТСКОГО РОМАНА

Роман не без оснований признан ведущим жанром литературы последних двух - трех столетий (Хализев 2002: 363 -372). Несмотря на то, что интерес к нему ученых, критиков и писателей никогда не ослабевал, история и теория этого жанра и сегодня составляют целый комплекс проблем. Одним из дискуссионных вопросов исторической типологии русского романа является развитие жанра на рубеже XIX - ХХ вв. В рамках этой проблемы особый интерес представляет жанровая сущность декадентского романа: в критических работах рубежа веков это понятие эксплуатируется весьма активно, хотя и весьма оценочно, а в немногочисленных исследованиях ХХ в. корпус текстов, включенных критическим дискурсом в поле декаданса, анализируется либо в контексте развития реалистической беллетристики, либо в рамках истории символистского романа (Ильев 1991; Русская литература 2000 и др.). Прояснению жанровой сущности русского декадентского романа, этого своеобразного литературоведческого фантома, и посвящена данная работа.

Русский декадентский роман вырастает из традиции общественного романа 1870 -1880-х годов., но воплощает новые для русской художественной мысли эстетические и этические ценности, которые к концу столетия формируются уже в определенное мировоззрение. В той или иной степени в то или иное время выразителями этого мировоззрения были все так называемые «старшие символисты», а также некоторые вышедшие из народнического круга беллетристы (Л. Андреев, И. Ко-невский, М. Арцыбашев и др.), но никого, пожалуй, за исключением Ф. Сологуба (Павлова 2004), нельзя считать декадентом вполне. Однако следует помнить, что принадлежность (осознанная писателем, определенная критикой или доказанная наукой) писателя к тому или иному манифестированному литературному дви-

жению еще не дает повода для однозначной атрибуции всех его творений. Так, например, вопреки мнению критики, ранние романы Д.Мережковского и В. Брюсова принадлежат скорее неоромантизму (или пресимволизму), нежели декадансу; из пяти завершенных романов Ф.Сологу-ба только первые два собственно декадентские - «Тяжелые сны» и «Мелкий бес»; М. Арцыбашев, в отличие от «старших» символистов никогда не называвший себя декадентом, является автором итоговых образцов жанра декадентского романа в русской литературе рубежа XIX - ХХ вв. -«Санин» и «У последней черты». Такая ситуация вполне соответствует общему духу и тону развития литературы той эпохи, когда художественный поиск осуществляется настолько интенсивно, что течения и школы то создаются, то распадаются, а писатели кочуют по группировкам в поисках своего «пути». Кроме того, декаданс - искусство крайнего индивидуализма, искусство одиночек - не допускал корпоративности, что было весьма необычно для литературного быта, строившегося на конкуренции, взаимодействии и взаимопроникновении творческих групп и плеяд.

В литературоведении последнего десятилетия сложилась устойчивая тенденция к абсолютизации символизма. Вполне понятно, что возможность формирования художественного метода, претендующего на универсальность в ситуации кризиса классического реализма, весьма заманчива. Поскольку универсальный метод не появляется ниоткуда и не уходит в никуда, естественны попытки ученых установить его пре- и постявления. Поэтому в современной науке о литературе декаданс, как правило, осознается как явление пре-символизма (Русская литература 2000). На наш взгляд, это явное недоразумение, ведь уже на первых порах его недолгой жизни в русской словесности критика предпринимала успешные попытки преодоления смешения исторически сосуществующих понятий декадентского и символистского. Еще в январе 1896 г. А. Волынский заявил о необходимости их разграничить: «смешение символизма с декадентством

является естественным, в данную переходную, подготовительную эпоху - почти неизбежным. Но природа настоящего символического искусства, с его благородным трагическим содержанием, с его бесконечными религиозными перспективами, с его резким протестантством по отношению ко всему пошлому, житейскому, буржуазному, окрепнет в чистом, горном воздухе научно-философского идеализма. Свежим дуновением освобожденной мысли рассеется манерность и напыщенность бесплодного, развращенного декадентства»(Волын-ский1896: 311). Спустя полгода З.А. Венгерова подхватывает идею А.Волынского, утверждая, что «декадентство является переходным этапом на пути литературы от натурализма к символизму»(Венгерова1896: 120). Это положение не вызывает сомнений, однако для уяснения художественной природы декадентского романа гораздо важнее осознавать его итоговый характер: во французской литературе, безусловно, по отношению к натурализму, но в русской гораздо шире - по отношению ко всей классической традиции.

Русский декаданс подводит итог развитию отечественного искусства слова от сентиментализма до «реализма в высшем смысле» (Ф.М.Достоевский). Доводя до предела, а иногда и до абсурда творческие устремления русской литературы XIX в., он одновременно противопоставляет себя классической традиции, являясь художественным воплощением идеи «смерти Бога» (Долгенко 2004: 92 - 95). Совокупность открытий отечественной словесности в сочетании с дискредитацией ее аксиологического центра и составляют ядро жанровой структуры русского декадентского романа.

В художественном мире интересующей нас исторической разновидности русского романа находит всестороннее воплощение декадентское мировоззрение в его отечественном варианте (Долгенко 2002). В центре его идейного мира - крайний индивидуализм солипсического толка, в котором человек вытесняет Бога и занимает его место. Причем не просто человек, а исключительная личность (казус Раскольникова). Следствием этого оказывается генеральный тезис декаданса— о принципиальной бессмысленности жизни: без Бога жизнь бессмысленна (казус Карамазова). Отсюда — поиски смысла поначалу

в удовольствиях (эсхатологический гедонизм и эротика — пристальное внимание к «вопросам пола»), а затем в смерти (удовольствия жизни предельны, и лишь смерть дает вечное наслаждение небытия). Отсюда и легкость в обращении со смертью (своей и чужой). Так в идейном мире русского декадентского романа происходит полная дискредитация христианской этики (понятие греха абсолютно неактуально).

Отсутствие Бога (даже надуманное) для русской литературы было принципиально ново. Пытаясь впервые выразить мировоззрение, в котором человек окончательно вытесняет Бога как аксиологическое ядро и источник художественного совершенства, декаденты были вынуждены использовать весь предшествующий опыт отечественного искусства слова, а также новые достижения современного им зарубежного. Поэтому, с точки зрения художественной формы, русский декадентский роман— принципиально эклектичен. В нем с предельной яркостью воплощаются все наиболее характерные черты жанра.

М.М. Бахтин в статье «Эпос и роман (О методологии исследования романа)» утверждал, что герой романа показывается «не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся»; это лицо «не должно быть “героичным” ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова, романтический герой объединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные» (Бахтин 1975: 450). При этом роман запечатлевает «живой контакт» человека «с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)». И он «более глубоко, существенно, чутко и быстро», чем какой-либо иной жанр, «отражает становление самой действительности» (Там же: 451). Это положение наглядно демонстрирует непосредственную связь романа с культурой чувственного типа, утверждающей, по словам П.А.Сорокина, принципиальное вечное становление (Werden) (Сорокин 2000: 78). Он способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал: «Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его по-

ложения», человек здесь может быть «или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» (Сорокин 2000: 479). Все это находит отражение в галерее типов, реализованных в главных героях русского декадентского романа: это и отрешенный индивидуалист (иногда с претензией на сверхчеловека: Логин у Ф.Сологуба, Санин у М.Арцыбашева), и неудавшийся прожектор (возможно, и революционер — Сварожич и Чиж у М.Арцыбашева, отчасти Логин у Ф.Сологуба), и гипертрофированный симбиоз маленького и лишнего человека (Передонов у Ф.Сологуба).

Роман осваивает жизнь человека в динамике, становлении, эволюции и в ситуациях сложных отношений с окружающим миром. Почва для становления и упрочения этого жанра, по мнению В.Е.Хализе-ва, возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды с ее императивами, обрядами, ритуалами, которому не свойственна «стадная» включенность в социум (Хализев 2000: 365). Русский декадентский роман воплощает этот аспект жанра в гипертрофированном виде: он выдвигает на первый план героя-индиви-дуалиста, противопоставляющего себя и социуму, и миру. Здесь мы всегда имеем дело с ситуацией тотального отчуждения от окружающего, асоциальностью, демоническим своеволием. Таковы были Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю.Лер-монтова, Базаров И.С. Тургенева, Бель-тов, Раскольников и Иван Карамазов Ф.М. Достоевского, таковы получились Логин Ф. Сологуба, Санин, Сварожич и Чиж М. Арцыбашева.

Отчуждение человека от социума и миропорядка было интерпретировано М.М. Бахтиным как необходимо доминирующее в романе. Ученый утверждал, что здесь не только герой, но и сам автор предстают неукорененными в мире, удаленными от начал устойчивости и стабильности: «у романа новая, специфическая про-блемность; для него характерно вечное переосмысление — переоценка» (Бахтин 1975: 473). Тем самым роман рассматривается как выражение миросозерцания скептического и релятивистского, которое мыслится как кризисное и в то же время имеющее перспективу. Этот жанр, утверждает Бахтин, готовит новую, более сложную

целостность человека «на более высокой ступени <...> развития» (Бахтин 1975: 480). Миросозерцание, воплощенное в русском декадентском романе, воплощает кризисное состояние не только личности героя или автора, но и культуры в целом: здесь соединяются идея сверхчеловека Ницше, воспринятая в основном через философско-этический опыт Достоевского, экзистенциализм последнего и Кьеркегора, пессимизм Шопенгауэра и (в гораздо большей степени) фон Гартмана. Однако идея сверхчеловека («человека на более высокой ступени развития») в идейном мире декаданса терпит крах. И это вполне закономерно. Д. Лукач назвал жанр эпопеей обезбоженного мира, а психологию романного героя — демонической. Предметом романа он считал историю человеческой души, проявляющейся и познающей себя во всяческих приключениях (авантюрах), а преобладающей его тональностью — иронию, которую определял как негативную мистику эпох, порвавших с Богом (Лукач 1994). В этом отношении декадентская «ирония» человеческой души, заблудившейся в пустой и мнимой действительности и зашедшая в тупик собственного ego, принципиально противоположна символистской «лирике» живых начал бытия.

Русский декадентский роман всецело погружается в атмосферу солипсического демонизма и иронии, распада человеческой цельности, отчужденности личности. Опора героя на самого себя в классической романистике XIX в. (как западноевропейской, так и отечественной) представала чаще всего в освещении двойственном: с одной стороны, как достойное человека «само-стоянье», возвышенное, привлекательное, чарующее, с другой— в качестве источника заблуждений и жизненных поражений (Хализев 2002: 369). В декадентском романе эта двойственность преодолевается: индивидуалистический бунт личности против бессмысленности мира носит бескомпромиссный характер (не жизнь, так смерть).

Роман как жанр, склонный к синтетичности, резко отличен от иных, ему предшествовавших, являвшихся «специализированными» и действовавших на неких локальных «участках» художественного постижения мира. В эклектичной поэтике русских декадентов находит во-

площение вековой опыт большой повествовательной формы. От сентиментализма роман унаследовал повышенное внимание к внутреннему миру человека. Однако декадентский герой— это, скорее, субъект мыслящий, нежели чувствующий. Художественный опыт романтизма находит в декадентском романе воплощение в представлении о фатальной раздвоенности мира, которое реализуется на всех уровнях организации текста: от структуры образа до композиции. Кроме того, как и романтизм, декаданс активно использует мифологические и демонологические образы. Однако в декадентском романе, сконцентрированном на художественной объективации субъективных переживаний автора, они призваны не столько создать определенный колорит, сколько компенсировать относительную бедность мира личности. Влияние натурализма сказывается и на уровне детали, и в структуре описания. Особенно же явно оно в системе мотивации характера и поступков персонажа. Это уже не социальный детерминизм реализма, а своеобразно трансформированный и наполненный мистическим колоритом генетический детерминизм. Большая доля элементов структуры жанра унаследована декадентским романом от реалистического, в особенности от романа Достоевского.

Романистика Ф.М. Достоевского рассматривается Бахтиным как наследование античной мениппеи, приверженной к «необузданной фантастике», воссоздающей «приключения идеи или правды в мире: и на земле, и в преисподней, и на Олимпе». Мениппея, утверждает Бахтин, является жанром «последних вопросов», осуществляющим «морально-психологическое экспериментирование», и воссоздает «раздвоение личности», «необычные сны, страсти, граничащие с безумием» (Бахтин 1979: 192 - 197). Декадентский роман в русской литературе активно развивает ме-ниппейное начало: в центре его идейного мира, по сути, единственный вопрос: в чем смысл человеческой жизни? Единственный ответ на него: жизнь бессмысленна. В связи с этим уделяется особое внимание теме убийства и самоубийства, а также проблеме преступления и наказания. Трансформация этических и психологических опытов Ф.М. Достоевского на новом социальном и идейном материале

приобретает мистический характер, поэтому убийство в декадентском романе далеко не всегда воспринимается как преступление. Чаще всего, это плата за весьма своеобразное духовное освобождение героя. Мерилом добра и зла в художественном мире декадентской литературы является уже не Бог, не Божественная справедливость, а мыслящий субъект, личность. Это и определяет тот факт, что преступление теряет этическую сущность, которая подменяется псевдомистической.

Одна из важнейших черт романа

XIX в. - пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают и на которую воздействуют. Вне ее романисту «очень трудно показать внутренний мир личности» (Эсалнек 1985: 93). Русский декадентский роман в данном отношении отличается разнонаправленным вниманием к «среде», которая у автора здесь практически полностью совпадает с микросредой героя (основной хронотоп - русская провинция на рубеже XIX - XX вв.). Однако в аспекте ее художественного осмысления весьма показательно то, что из жанра уходит столь важная для русской классики тема Дома (в высоком смысле - как неустранимого бытийного начала и непререкаемой ценности). Бездомность мира декадентов во многом обусловливает основной принцип художественного изображения - жесткий натурализм.

Если оставить популярное в современном литературоведении представление о литературном процессе как смене и более или менее острой борьбе различных течений, школ, группировок и основываться на предложенном В.В. Кожиновым принципе анализа явлений искусства слова с точки зрения основных художественных устремлений литературы (Кожинов 2003), то жанровое своеобразие русского декадентского романа раскрывается с неожиданной стороны. Основное художественное устремление здесь, как мы смогли убедиться, - к классике, а не к модернизму. Причины его кроются в итоговости декаданса по отношению к классике. Русский декадентский роман, таким образом, являет собой попытку выражения нового содержания в традиционных формах. В этом его принципиальное отличие от символистского романа, в котором новы и содержание, и форма. Иными словами,

если символизм всецело реализует художественное устремление к модернизму, то декаданс - к классике.

Анализ основных жанровых признаков русского декадентского романа позволяет говорить о нем как о социально-философском жанре, в котором главным принципом поэтики является эклектичность, форма работает на содержание, и, как следствие, художественная структура отличается дисгармоничностью. В целом приходится констатировать, что в русском декадентском романе больше социальнофилософского, нежели художественного смысла. Возможно, поэтому произведения Ф. Сологуба и М.Арцыбашева представляют для современного читателя интерес не столько художественно-эстетический, сколько историко-литературный и социально-философский.

Литература

Арцыбашев, М. П. Собрание сочинений: в 3 т./ М. П. Арцыбашев. М., 1994.

Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики/ М. М. Бахтин. М., 1975.

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского/ М. М. Бахтин. М., 1979.

Венгерова,З. Новые течения во французском романе (Ж.К.Гюисманс)/ З. Венгерова// Сев. вестн. 1896. №7,отд.1.С.113 -132.

Волынский,А. Литературные заметки/ А. Волынский// Сев. вестн. 1896. №1, отд. 1. С.298 - 316.

Долгенко, А. Н. Русский декаданс: определение и самоопределение /

А. Н. Долгенко// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер:Филологические науки. 2002. № 1. С. 91 - 102.

Долгенко, А. Н. Флуктуации русской литературы (движение отечественного искусства слова от средневековья до современности): учеб. пособие по спецкурсу/ А.Н.Долгенко.Волгоград, 2004.

Ильев, С. П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики: монография/ С. П. Ильев. Киев, 1991.

Кожинов, В. В. Классицизм, модернизм и авангардизм в ХХ в./ В. В. Кожи-нов // Теоретико-литературные итоги

ХХ века. М., 2003. Т. 2: Художественный текст и контекст культуры. С. 5 - 25.

Лукач, Д. Теория романа / Дьердь Лукач; пер. Г.Бергельсона // Новое лит. обозрение. 1994. № 9. С. 13 - 80.

Павлова, М. Федор Сологуб и его декадентство [Электронный ресурс](По поводу статьи «Не постыдно ли быть декадентом?») / М. Павлова // Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. № 7.Winter 2004: The Fiction and Poetry of Scholars: http://

www. utoronto.ca/tsq/07/pavlova07.shtm l.

Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1/ отв. ред. В.А.Келдыш ; ИМЛИ РАН. М., 2000.

Сологуб, Ф. Собрание сочинений. Т. 1 - 8 / Ф. Сологуб. М., 2000 - 2004.

Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/ П. А. Сорокин ; пер. с англ., ком-мент. и ст. В. В. Сапова.СПб., 2000.

Хализев, В. Е. Теория литературы /

В. Е. Хализев. М., 2002.

Эсалнек, А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения / А.Я. Эсалнек. М., 1985.

И.В. КУДРЯШОВ

Арзамас

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ В РУССКОЙ КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Романы «В лесах» (1871 - 1874 гг., отд. изд. 1875 г.) и «На горах» (1875 - 1881гг.) вызвали большой интерес у читателя. Как пишет Д.А. Марков, Мельникова сравнивали с Гомером, цитировали как великого знатока народного быта и жизни.

Объектом внимания критики П.И. Мельников-Печерский становится сразу после выхода начальных глав первой части дилогии в 1871 г. в «Русском вестнике». На страницах январского номера журнала «Русский мир» был помещен первый печатный отзыв о них Н. Соловьева, который противопоставил «художественно-этнографический очерк» «В лесах» «прекрасным описаниям разных местностей России» известного этнографа

С.В. Максимова, «имеющим более характер научный, чем художественный». Мельников-Печерский, по мнению критика, — «повествователь в прямом и лучшем смыс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.