УДК 398.1
doi: 10.18101/1994-0866-2016-5-219-224
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ БУРЯТ
© Цыбикова Бадма-Ханда Бадмадоржиевна
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики, Институт монголоведении, буддологии и тибетологии СО РАН Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 E-mail: [email protected]
В связи с тем, что нет единого мнения исследователей в определении жанровой разновидности мифов, легенд и преданий бурят, основное внимание в статье автор акцентирует на уточнении терминологии для обозначении их жанровой природы. Наиболее сложным продолжает оставаться вопрос о классификации этих жанров бурятского фольклора. В статье обобщаются теоретические наработки и изыскания в области характеристики богатой несказочной прозы бурят, накопленный практический опыт в определении жанровой разновидности ее составляющей, выделяются и описываются специфические признаки. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на сложность дифференциации легенд и преданий в силу их общих сюжетных линий, совпадающих мотивов, классификации возможна на основе выявления системы персонажей и художе-ственно-эстетических функций.
Ключевые слова: бурятский фольклор, несказочная проза, устные рассказы, легенды, предании, мифы, специфика жанра, классификация.
Мифы, легенды и предания бурят являются неотъемлемой частью богатейшего фольклора народа и как жанры устной несказочной прозы занимают одно из важных мест в эпической традиции, берущей истоки в седой древности, функционировавшей в средние века и развивающейся в настоящее время. У каждого жанра свое происхождение, история, система персонажей, структурно-семантические особенности.
Несказочная проза бурят, представленная устными рассказами, легендами, преданиями, мифами, именуется в народе в основном одним словом «домог» (легенды), вместе с тем весьма употребительны улъгэр домог (ска-зание-легенда; сказочные легенды), туухэ домог (сказание-история; легендарные истории; исторические легенды), улъгэр ЩУХЭ (сказочные истории; легендарные истории). Исполнители и носители устного творчества не проводят между ними принципиальной разницы, у рассказчиков нет четкого разграничения между мифами, легендами, преданиями. И народная терминология обозначает несказочную прозу бурят универсальной формулировкой туухэ домогууд (истории, легенды).
В определении жанрово-видовой разновидности мифов, легенд и преданий бурят нет единого мнения и у специалистов. М. Н. Богдановым было обращено внимание на генеалогические легенды о происхождении бурят в качестве исторического материала для выявления некоторых аспектов истории бурят [1]. А. И. Уланов в соответствующих главах своей работы [8] от-
дельно рассматривает мифы, с одной стороны, легенды и предания — с другой; как он подчеркивает, они имеют много общего, более того, последние могли появиться из мифологических рассказов в результате трансформации и эволюции жанра. Вместе с тем в его работе так же, как и у М. Н. Богданова, нет терминологических обозначений для этих жанров на бурятском языке, что вполне естественно на той стадии развития науки, равно как и не проводится разграничение между легендами и преданиями. Научная классификация несказочной прозы с уточнением терминологии на бурятском языке успешно реализована Н. О. Шаракншновой [9]. Так, согласно ее систематизации, мифы обозначены как «домог улъгэр», предания — «туухэ домог», легенды м «домог».
Исходя из сюжетной струкгуры, персонажного ряда, функционально-эстетических особенностей несказочной прозы бурят, нами предлагаются некоторые уточнения в существующей классификации. Придерживаясь мнения крупных исследователей бурятских мифов, легенд и преданий Н. О. Шаракшиновой, В. Ш. Гунгарова, наиболее древний жанр несказочной прозы бурят — мифы — условно можно обозначить термином улъгэр домогууд (у В. Ш. Гунгарова — домог улъгэрнууд, у Н. О Шаракшиновой — домог улъгэр) [4, с. 3; 9, с. 159]. Слово «домог» имеет следующие значения: 1) предание; миф, мифология; историческое повествование; 2) бох. рассказ [2, с. 290]. В то же время нельзя не упомянуть о том, что одно из значений словосочетания «улъгэр домог» - сказки; легенда [3, с. 336].
Большинство исследователей фольклора отмечает безусловную древность, сакральность мифов, это произведения фантастического характера о сотворении мира, человека, первопредках бурят, деяниях божественных персонажей. Таким образом, мифы (улъгэр домогууд) — это повествования, связанные с верованиями древних людей, с элементами сказочного, небывалого, но с установкой, что это событие (явление, случай), по представлениям создателей устных произведений, имело место быть в прошлом. Осмысление древним человеком окружающего мира, миропорядка, объяснений природных явлений в бурятских мифах связывается с волей и желанием небожителей — тэнгриев. Так, в них дается своеобразное объяснение происхождения звезд, например, популярны бурятские тексты о созвездии Большой Медведицы — по-бурятски «Долоон убгэд» (Семь старцев). Широко известны мотивы о большой поражающей силе таких природных явлений, как гром и молния, глубоко символичны солярные и лунные образы, связанные с ними определенные табу, религиозно-мистические действия. Жанрообразующим признаком несказочной прозы является сюжет, поэтому исходя из содержания, бурятские мифы условно можно сгруппировать на космогонические, теогонические и генеалогические [4, с. 43-61].
Намного сложнее провести границу между легендами и преданиями. Проблема их разграничения связана с «текучестью формы», постоянным взаимодействием этих жанров между собой. Тем не менее, на наш взгляд, правомерно будет обозначить предания, соглашаясь с Н. О. Шаракшиновой, термином «туухэ домог» — легендарная история. Основу преданий состав-
ляют рассказы о фактах, имевших место в реальной действительности и вошедших в историю, потому сохранившихся в памяти народа. В них отражены относительно достоверные сведения о реальных событиях прошлых лет и столетий. Кроме того, здесь подразумеваются произведения несказочной прозы на историческую тематику, где основным персонажем является заметная фигура, оставившая значительный отпечаток, отголосок в этническом сознании, в памяти своих современников. Таковыми могут быть: подлинное лицо, реально жившее в определенное историческое время; масштабная личность, сыгравшая важную роль в истории, культуре, жизнедеятельности своего народа.
Знаковые события в истории бурят — проведение русско-монгольской границы в 1727 г., исторический поход представителей одиннадцати родов хори-бурят к Петру I в 1702 г., как результат — присоединение территорий кочевий бурятских племен к Российскому государству, локальные контакты с соседними этносами и другие — являются сюжетообразующими элементами бурятских преданий на историческую тематику. К этому циклу относятся самобытные предания о заметных, ярких, в некоторых случаях и неординарных, фигурах, оставивших отпечаток в народной памяти. В число таких персонажей входят Дамба тайша, Батан Туракин, Гун Савва, Пётр I и другие. Основная функция преданий — познавательная, передать и сохранить память о прошлом. М. И. Тулохонов справедливо пишет: «Сюжеты исторических преданий — это своего рода народные версии прошлых событий с разной степенью достоверности и соответствия жизненным реалиям» [7, с. 4].
Бурятские легенды характеризуются широким тематическим разнообразием, их можно объединить в один цикл повествований о происхождении бурятских родов, рассказы о незаурядных личностях, национальных героях — лучших предводителях рода, баторах, выдающихся силачах, шаманах, мудрецах, заметных фигурах из народной массы — борцах за справедливость и т. д. Специфику жанра составляет легендарный контекст, в связи с чем правомерно считать эти рассказы легендами «улъгэр туухэ», т. е. легендарными историями. В бурятском фольклорном фонде наиболее широкое распространение и бытование получили легенды о Хоридой Мэргэне, Сухэр ноёне, Барга баторе, Бабжа баторе, Шоно баторе, Шэлдэ Занги, Бальжан ха-тан и т. д. В народе всегда пользовались уважением и авторитетом люди, наделенные от природы не только необычайной физической силой, но и харизматическими, умственными, духовно-мистическими способностями, о которых слагались легенды, передаваемые из уст в уста. К таковым можно отнести сюжеты о людях, получивших известность и славу в силу своих сверхъестественных физических, лидерских, экстрасенсорных способностей, а также об индивидуумах, которые отличались от основной массы повышенным чувством неприятия несправедливости и зла.
Если большинству бурятских преданий присуща познавательная функция, то в легендах превалируют в основном восхвалительные нотки, исполнители подобных произведений преисполнены чувством гордости за своих
легендарных соплеменников, современников, поэтому в них доминируют элементы гиперболизации, превознесения.
Отдельный цикл составляют топонимические легенды о появлении того или иного названия географического объекта. По верованиям бурят, существуют «хозяева» гор, рек, долин, определенной местности, в функции которых входят, как представляется простым людям с древнейших времен, покровительство людям, охрана и защита их от разных бед и напастей, дарование удачи в дальних поездках, различных важных начинаниях и т. д.
В легендах и преданиях основное содержание повествований выстроено с установкой на достоверность. Кроме того, что в них подчеркнута реальность описываемых событий, специфику жанра составляет «информативность в сочетании с истолкованием пережитого опыта». События преподносятся в оценке исполнителя произведения устной прозы, который дает свою интерпретацию фактам реальной действительности, при этом не исключены моменты преувеличения, некоторого искажения в пользу его неких воззрений и убеждений.
Итак, несмотря на характерную для текстов несказочной прозы бурят определенную степень подвижности, взаимопроникаемости, их отличительными признаками является конкретный сюжетно-персонажный ряд:
1) повествование строится на мифологических, древних воззрениях бурят о существовавшем мироздании и миропорядке, мифических предках, генеалогии бурятских родов;
2) повествование основано на реальных и действительных событиях, имевших место в истории бурятского этноса, и незаурядных личностях, сыгравших позитивную, знаковую роль в истории народа;
3) из уст в уста передаются сюжеты об именитых, прославленных людях с незаурядными способностями; существует множество легенд о происхождении географических объектов, их мифических покровителях и хозяевах.
Популярность текстов несказочной прозы бурят обеспечивается их особой функционально-эстетической направленностью — они имеют большое познавательное, воспитательное, в некоторой степени консолидирующее значение, кроме того, они важны для выявления этногенеза бурят, этнокультурных связей и традиций народа. Мифы, легенды, предания бурят составляют национальное достояние народа, в них в словесной художественной форме выражены мифологические представления предков о явлениях окружающей природы, Вселенной; определенные мировоззренческие позиции относительно того, кто мы, откуда; идеологические ориентиры, общечеловеческие ценности, народно-философская оценка бытия. Они являются «устной летописью» бурятского народа: «Предания, легенды и мифы - это историческая память народа о своем прошлом, вместе с тем это и рассказы о случившемся недавно» [6, с. 35].
Литература
1. Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. 304 с.
2. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь: в 2 т. Т. I: А-Н. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2006. 636 с.
3. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь: в 2 т. Т. II: О-Я. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2008. 708 с.
4. Гунгаров В. Ш. Буряад домогууд. Улаан-Удэ: СО РАН БНЦ-гэй хэблэл, 2004.108 h.
5. Гунгаров В. Ш. Мифууд ба домогууд. Knacchaa гадуур уншаха ном. Улаан-Удэ: Бэлиг хэблэл, 2001. - 144 х.
6. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / сост. Н. А. Алексеев, Н. В. Емельянов, В. Т. Петров. Новосибирск: Наука, 1995. 400 с.
7. Тулохонов М. И. Бурятские исторические предания // Поэтика жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982. 110 с.
8. Уланов А. И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1974. 176 с.
9. Шаракшинова Н. О. Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск, 1975.234 с.
GENRE FEATURES OF BURYATS' NOT FANTASTIC PROSE
Tsybikova Badma-Khanda Badmadorzhievna
PhD in Philology, Senior Researcher, Department of Literature and Folklore, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS 6 Sakhyanova St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: [email protected]
Due to the fact that there is no consensus of researchers in determining the genre variety of Buryats' myths and legends, we focuse on the clarification of terminology to describe their genre nature. The classification of these genres of Buryat folklore continues to be the most difficult issue. The article summarizes the theoretical developments and research in characteristics of rich not fantastic prose Buryats, the accumulated practical experience in definition of its components genre variations, highlightes and describes the specific features. We conclude that despite the complexity of legends differentiation their common stoiy lines, coincide motives allow basing classification on identification of the system of characters, artistic and aesthetic functions.
Keywords: Buryat folklore, not fantastic prose, oral stories, legends, myths, genre specificity, classification.
References
1. Bogdanov M. N. Ocherki istorii buryat-mongol'skogo naroda [Essays on the History of the Buiyat-Mongolian people], Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2008. 304 p.
2. Buryaad-orod toll Buryatsko-russkii slovar' [Buryat-Russian Dictionary]. In 2 v. Ulan-Ude: Republican typography, 2006. V. 1. 636 p.
3. Buryaad-orod toll Buryatsko-russkii slovar' [Buiyat-Russian Dictionary], In 2 v. Ulan-Ude: Republican typography, 2008. V. 2. 708 p.
4. Gungarov V. Sh. Buryaad domoguud Ulan-Ude: BSC SB RAS Publ., 2004. 108 p. (in Buryat)
5. Gungarov V. Sh. Mijyyd ba domoguud Klasshaa gaduur unshakha nom. Ulan-Ude: Belig Publ., 2001. 144 p. (inBuiyat)
6. Predaniya, legendy i mify sakha (yakutov) [Traditions, Legends and Myths of Sakha (Yakuts)]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1995. 400 p.
7. Tulokhonov M. I. Buryatskie istoricheskie predaniya [Buryat Historical Legends], Poetika zhanrov buryatskogo fol'klora - The Poetics of Buryat Folklore Genres. Ulan-Ude, 1982. 110 p.
8. Ulanov A. I. Drevnii fol'klor bury at [Ancient Folklore of Buryats], Ulan-Ude: Buryat book Publ., 1974. 176 p.
9. Sharakshinova N. O. Buryatskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo [Buryat Folk Poetry], Irkutsk, 1975. 234 p.