8. Rossijskij medialandshaft: televidenie, pressa, Internet. Press-vypusk ot 17.06.2014 [Russia's landscape of media: television, press, Internet. Press-issue 17.06.2014] Available at www.levada.ru
9. RSA Global Survey Reveals Confidence in Social Networking Security Shaken as Online Crime Rises. January 20, 2010. Available at www.emc.com
10. Issledovanie social'nyh media v Rossii [Research into social media in Russia]. Available at www.rose.ru.
© В. А. Евдокимов, 2016
Автор статьи - Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
Рецензенты:
Е. В. Безвиконная, доктор политических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет. А. Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
УДК 654.197.001.33 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.24.77
Е. Ю. Кармалова,
Омский государственный педагогический университет
ЖАНРОВЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОТЕЙНМЕНТА: ТИПОЛОГИЯ КОНТЕНТА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ И ТЕЛЕКАНАЛА LifeNews
В представленной статье рассматривается репертуар основных форматов современного телевизионного инфотейнмента. Автор анализирует особенности наиболее востребованных целевыми аудиториями телевизионных продуктов: специального репортажа, жёлтых новостей, драматизации, хоррора, трэша. Исследователем также сделан статистический анализ просмотров того или иного формата инфотейнмента.
Ключевые слова: инфотейнмент, специальный репортаж, жёлтые новости, драматизация, хоррор,трэш.
Инфотейнмент-программы появились на российских экранах сравнительно недавно. Изучение этого направления в современных СМК представляется важным из-за того влияния, которое оно сегодня оказывает на другие медиапродукты. Сейчас большинство телепередач начинает заимствовать стилистику и приёмы выбора материала, построения сюжетов, способы общения со зрителем из тех программ, которые уже активно работают с форматом инфотейнмент. В российском эфире инфотейнмент нередко заменяет информационные и аналитические программы, претендуя занять их место.
LifeNews - российское информационное интернет-издание и телеканал. Роспечать в 2011 году назвала LifeNews третьим интернет-СМИ по количеству ссылок на него. В 2014 году информационно-аналитическая система «Медиалогия» назвала телеканал LifeNews самым цитируемым в России.
Для сравнительного анализа репертуара контента интернет-издания LifeNews в соотнесении с жанровыми моделями современных масс-медиа нами были взяты новостные материалы из разных блоков интернет-портала LifeNews.
Один из наиболее развёрнутых форматов - специальный репортаж. В центре специального репортажа, вполне соответствующего современным профессиональным стандартам, оказывается простая идея, поданная так, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителей. При этом практически теряется изначальный смысл события, ставшего основой репортажа. Если же история, рассказанная в специальном репортаже, не рождает эмоцию, а апеллирует в первую очередь к разуму, материал рискует затеряться в потоке более эмоционально ярких сюжетов, коими изобилует современное телевидение [1].
«Их привела сюда война: специальный репортаж LifeNews «Комбат»» - это история трёх обычных людей, которых силовая операция киевских властей выбросила из мирной жизни прямо на военную передовую. Эти сюжеты, как диктует жанровая модель, построены по принципу trip (трип), то есть погружение. Приведённый выше пример - это и есть трип. Рассказывая и наблюдая историю сложившихся жизненных обстоятельств, которые вынудили обычных
граждан выйти на самую передовую линию войны, съёмочная группа живёт в их среде, путе -шествует с ними и снимает привычной камерой события, участники которых уже не обращают на снимающего внимания.
Закон трипа требует динамики, поэтому синхрон должен сопровождаться адекватным действием персонажа, поэтому нам и показывают героев, которые не хвалятся своими наградами, а проявляют не чуждые всем нам человеческие эмоции, как, к примеру, в данном сюжете эпизод с маленьким лисёнком на руках у комбата. «Перемонтированная» по законам драмы реальность, проблемы современности, рассмотренные в развитии и погружённые в исторический контекст, подтверждённые высказываниями авторитетных людей и кинохроникой, - всё это, добавленное в разной пропорции в классический репортаж, стали называть специальным репортажем, всё чаще считая особым телевизионным жанром [2]. Продюсеры и съёмочные группы канала LifeNews жанр специального репортажа в своей работе, связанной с громкими и масштабными материалами, используют довольно часто и успешно.
Как пример «драматизации событий» в новостных сюжетах рассмотрим материал «Росгидромет уволит две тысячи сотрудников, а их функции доверит роботу». В сюжете речь идёт о внедрении автоматизированной системы на гидрологических постах. В связи с этим в компании по всей России планируется масштабное увольнение около двух тысяч сотрудников и замена их ручного труда нововведённой автоматизированной системой контроля.
Данная новость не представляет собой сенсации, и на самом деле в самом Росгидромете эти изменения и движение компании к техническому развитию воспринимают положительно, но съёмочной группе была дана установка представить аудитории отснятый материал в негативном свете, драматизировать его - показать, что компания увольняет сотрудников, записать синхронный видеоматериал, где работник одного из постов будет говорить о грядущем увольнении. На самом деле, о том, что на многих постах отсутствуют сотрудники, ведь их заработная плата составляет в среднем шесть тысяч рублей, а те, кто работают, являются пенсионерами со стажем, в сюжете не упоминается.
В России, где жизнь трудно назвать спокойной и благополучной, «драматизированные» новости прижились во многом благодаря их способности отвлекать от насущных социально-экономических проблем. Кроме того, бедные слои населения, лишённые возможности путешествовать и развлекаться, благодаря этим репортажам сопоставляют свою трудную, но не катастрофичную жизнь с ситуацией, в которую попадают жертвы сюжетов. Для подогревания конфликта используются и интервью с пострадавшими, очевидцами и официальными лицами. Сопоставление мнений, высказанных в синхронах, позволяет создать ощущение аттракциона-скандала, который ещё не вспыхнул, но уже созревает в обществе. Кроме того, наличие конфликта (даже выдуманного журналистами в то время, когда еще не ясно, есть ли виновные в происшествии или это трагическое стечение обстоятельств) -это условие превращения просто события в документальную драму, имеющую далеко идущие социальные последствия, формирующие картину мира [3].
Трэш пришёл на телевидение из кино, где с помощью этого понятия обозначались низкобюджетные ленты с актёрами-любителями и сюжетами, замешанными на сексе, садизме и страхе: «Особенностью восприятия фильмов такого рода является то, что персонажи-жертвы на экране не только близки вам по духу, а психологически родственны: они такие же, как я и ты». Это и вызывает из подсознания зрителей страх, а точнее - животный ужас вместе с физиологическим отвращением. Трэш зародился как концептуальная альтернатива глянцевым голливудским мелодрамам, это «истерический смех современного мира», и без иронии его воспринимать нельзя. Трэш в кино - продолжение концепции «театра жестокости» [4].
Примером данного жанра стала для нас серия материалов о «псковской школьнице», показанных в прямом эфире и опубликованных на портале LifeNews. Суть данного материала отражает события, произошедшие в Пскове в ночь с 26 на 27 сентября, когда группа несовершеннолетних подростков устроила издевательства над 15-летней Викторией, а затем выложила в Сеть фотографии обнажённой школьницы, на которых группа молодых людей позирует с обнажённой, находящейся в бессознательном состоянии девочкой.
Анализируемый нами материал хорошо отражает один из основных принципов трэш-публицистики: «они такие же, как я и ты». На месте этой пострадавшей девочки может оказаться кто угодно, знакомые или родственники, поэтому такие материалы всегда находят большой отклик в обществе, целевой аудитории канала.
Большинство трэш-материалов - коллажи из кадров разнообразного происхождения, например, официальных выступлений, съёмок скрытой камерой или съёмка бытовой камерой или очень короткие
синхронные съёмки с участниками событий и пострадавшими (как в нашем случае). Такие материалы воздействуют на целевую аудиторию, заражая её эмоциями, транслируемыми в представленном материале, эмоциями, которые возникают от постоянной смены шокирующих кадров-деталей. От этого изобилия крови и слёз «репортаж под драму» перерастает в «репортаж-трагедию» [5].
В жанре (формате) «хоррор» LifeNews показывает в прямом эфире и публикует на портале большое количество материалов. «Хоррор» уже на протяжении многих десятилетий является одним из самых востребованных. Потребность аудитории в других традиционных жанрах (комедия, мелодрама, боевик) не всегда бывает стабильной, и лишь «хоррор» остаётся у зрителя неизменно популярным - он занимает немалую часть современного кинопроката и внедрён в масс-медиа. На протяжении всего своего становления «хоррор» очень успешно и быстро ассимилировал новейшие авторские концепции, технологии, драматургические конструкции и принципы художественного решения. Развитие данного жанра представляет особый интерес для исследования в связи с нестандартной диаграммой изменчивых зрительских предпочтений и новых направлений в этой области. Распространённые метасюжеты в большинстве своём в той или иной степени индексируют проблемы, страхи, а также постоянно изменяющиеся представления о границах добра и зла в обществе. В настоящее время исследование жанра в его современной типологии перешло из социальной области в эстетическую, которая напрямую затрагивает морально-этические вопросы дискуссии о взаимосвязи обилия насилия в реальной жизни с жестокостью, показываемой зрителю с монитора телевизора или компьютера [6].
Проанализируем как пример формата «хоррор» цикл материалов о «старушке-потрошительнице», которая была хорошо «раскручена» каналом: выпущено около 20 репортажей и статей. Главная героиня - 68-летняя пенсионерка Тамара Самсонова, она же «старушка-потрошительница», рассказала следствию о совершённых ею ранее убийствах. При обыске квартиры подозреваемой был обнаружен дневник, в котором она во всех подробностях описывала совершённые ею ранее преступления. По этим записям следователям удалось узнать, что первой жертвой стал квартирант, чье тело она разрезала в ванной ножом, отдельные части тела разложила по мешкам и разнесла пакеты по территории района, в котором проживает. Таким образом, криминальный стаж пенсионерки насчитывает уже 15 лет. Тамара Самсонова рассказала следователям, что совершала свои преступления по одной и той же схеме: пенсионерка усыпляла жертву, подмешав в еду снотворное сильного действия, затем, когда жертва засыпала, приступала к расчленению. Также в ходе расследования был выяснен факт того, что подозреваемая неоднократно находилась на лечении в психиатрической больнице.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что серия публикаций о «старушке -потрошительнице» является ярким примером жанра «хоррор», затрагивающего социальные и морально-этические вопросы о взаимосвязи обилия насилия в реальной жизни с жестокостью, транслируемой с экрана.
Количество просмотров каждого материала, опубликованного на интернет-портале телеканала, позволяет определить популярность того или иного формата инфотейнмент. Данный материал транслировался и в прямом эфире канала LifeNews, где целевая аудитория в десятки раз больше, чем стотысячное количество виртуальных просмотров. Продюсерами канала материал подавался порционно, что постоянно поддерживало интерес к теме.
С целью оценки популярности современных журналистских форматов инфотейнмента, опубликованных на интернет-портале LifeNews, которые нами были проанализированы, мы сделали статистический анализ количества просмотров материалов того или иного жанра (ноябрь 2015 г.):
- специальный репортаж («Их привела сюда война») - 18 000 просмотров;
- драматизация событий («Росгидромет уволит две тысячи сотрудников, а их функции доверит роботу») - 9000;
- жёлтые новости («Ксения Собчак устроила развратные танцы на дне рождения сына Киселева») - 213 000;
- трэш (материалы о «псковской школьнице») - 151 000;
- хоррор (материалы о «старушке-потрошительнице») - 91 000.
Соотношение рейтинга просмотров примеров различных форматов можно увидеть на рисунке.
Из приведённого статистического анализа количества просмотров можно сделать вывод, что наибольшей популярностью среди целевой аудитории пользуются следующие форматы: «жёлтые новости», «трэш», «хоррор».
В процессе исследования мы установили, что жанровое разграничение журналистских произведений в основном существует лишь в теории. Сам репертуар жанров/форматов постоянно видоизменяется,
находится в развитии, происходит уход от старых классических жанров и появление новых, пользующихся популярностью у публики. Тем не менее, при всей динамике и диалектичности понятия «жанр» можно выделить ряд довольно-таки устоявшихся современных форм подачи журналистских материалов, анализ которых был сделан нами на примере контента интернет-издания и телеканала LifeNews.
хоррор
трэш
желтые новости
драматизация событий |
специальным репортаж
Е
Статистический анализ количества просмотров
0 50000 100000 150000 200000 250000
Процентное соотношение рейтинга просмотров
В результате работы мы пришли к выводу, что всё разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков, которые позволили нам выделить определённое количество жанров/форматов, используемых современными масс-медиа и пользующихся популярностью у целевой аудитории.
Библиографический список
1. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М. : Оазис. - 2007. - С. 84.
2. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. -
С. 221.
3. Кэрролл, В. М. Новости на TV : пер. с англ. / Виктория Маккаллах Кэрролл. - М. : Мир, 2000. - 285 с.
4. Кемарская, И. Н. Телевизионный редактор / И. Н. Кемарская. - М. : Аспект-пресс, 2009. - 191 с.
5. Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Молчанова. - М. : РИП-холдинг, 2004. - 316 с.
6. Метц, К. Воображаемое означающее: психоанализ и кино / К. Метц ; пер. Д. Калугин, Н. Мовнина ; науч. ред. А. Черноглазов ; авт. предисл. О. Аронсон ; Европейский университет в Санкт -Петербурге. - СПб. : Изд-во ЕУСПб, 2010. - 334 с.
E. Yu. Karmalova, Omsk State Pedagogical University
THE GENRE MODELS OF MODERN INFOTAINMENT: TYPOLOGY OF THE CONTENT OF THE INTERNET EDITION AND TV CHANNEL «LifeNews»
In the present article the basic repertoire of modern television infotainment formats is contemplated. The author analyzes the features of the most popular television products among the target audiences: special report, yellow news, dramatization, horror, trash. The statistical analysis of the views of different infotainment formats has been made.
Keywords: Infotainment, special report, yellow news, dramatization, horror, trash.
References
1. Tertychny A.A. Zhanryperiodicheskoypechati [The genres of periodical print]. Moscow, 2007, 84 p.
2. Kim M.N. Zhanry sovremennoy zhurnalistiki [The genres of modern journalism]. St. Peterburg, 2004, 221 p.
3. Karroll V. M. The news on TV. Moscow, 2000, 285 p.
4. Kemarskaya I.N. Televizionnyi redaktor [TV editor]. Moscow, 2009, 191 p.
5. Matveeva L.V., Anikeeva T.Ya., Molchanova Yu.V. Psihologiya televizionnoy kommunikazii [The Psychology of TV communication]. Moscow, 2004, 316 p.
6. Metz Ch. The imaginary signifier: psychoanalysis and the cinema. St. Peterburg, 2010, 334 p.
© Е. Ю. Кармалова, 2016
Автор статьи - Елена Юрьевна Кармалова, доктор филологических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. Р. Удалов, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Н. В. Орлова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
УДК 81'42+070 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.81
В. А. Егошкина,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО РАДИОДИСКУРСА
Данная статья посвящена анализу тематического своеобразия развлекательных радиопередач. Рассматриваются механизмы, влияющие на выбор темы, её развитие и переход к другой теме. Выделяются особенности тематической организации радиокоммуникации и классифицируются приёмы изменения темы и удержания внимания слушателя. Особенности тематической организации эфирного часа в рамках развлекательного радийного дискурса изучены недостаточно, что и определяет актуальность исследования.
Ключевые слова: радиокоммуникация, развлекательный радиодискурс, тема дискурса, коммуникативная стратегия, фатическая радиобеседа.
В современной лингвистике есть несколько подходов как к пониманию и употреблению термина «дискурс», так и к правомерности выделения различных типов дискурсов. Так, существует точка зрения В. В. Красных, согласно которой правомерно говорить только лишь о «национальном дискурсе» [1].
Однако данная позиция не поддерживается большинством лингвистического сообщества. Именно поэтому в работах ряда учёных можно встретить разнообразные, выделенные на различных основаниях «списки» типов дискурсов: «диалектный дискурс», «общественный дискурс», «политический дискурс», «конфликтный дискурс», «телевизионный дискурс», «журналистский дискурс» и т. д.
Очевидно, что большая часть институциональных дискурсов выявляется на основе тематической общности текстов, которые репрезентированы в рамках дискурса: медицинский, спортивный, религиозный.
Однако существует множество других оснований для типологии дискурсов или дискурсивных пространств. Так, медиадискурс как «своеобразное дискурсивное пространство, кластер различных типов взаимосвязанных, переплетающихся дискурсов» [2] может быть выделен на основании его реализации «в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ. Так, можно говорить о политическом, религиозном, педагогическом и прочих медиадискурсах, подразумевая, что для своей реализации указанные типы институционального дискурса предполагают наличие относительно устойчивого набора практик производства, трансляции и интерпретации массовой информации» [3].
Без сомнения, радийный дискурс, выделяемый прежде всего по каналу передачи информации, входит в поле медиадискурса.