Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие региональных телевизионных СМИ на примере телеканалов города Нижневартовска'

Жанровое своеобразие региональных телевизионных СМИ на примере телеканалов города Нижневартовска Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
715
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / GENRE / JOURNALISM / MASS MEDIA / TV / REGIONAL MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Швецова Галина Леонидовна

В данной статье описывается понятие «телевизионные жанры журналистики» на основе статей авторов, занимавшихся данным вопросом ранее. Также в ней рассматривается жанровая специфика региональных телевизионных средств массовой информации на примере телеканалов города Нижневартовска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие региональных телевизионных СМИ на примере телеканалов города Нижневартовска»

Жанровое своеобразие региональных телевизионных СМИ на примере телеканалов города Нижневартовска

Швецова Г. Л.

Швецова Галина Леонидовна / Shvetsova Galina Leonidovna - магистрант,

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в данной статье описывается понятие «телевизионные жанры журналистики» на основе статей авторов, занимавшихся данным вопросом ранее. Также в ней рассматривается жанровая специфика региональных телевизионных средств массовой информации на примере телеканалов города Нижневартовска.

Abstract: this article describes the term «TV journalistic genres». It based on articles of authors who have worked with this issue before. In addition, regional TV mass media genre specifics on the example of newspapers of the city of Nizhnevartovsk are considered.

Ключевые слова: жанр, журналистика, средства массовой информации, телевидение, региональные СМИ.

Keywords: genre, journalism, mass media, TV, regional mass media.

В большом словаре русского языка под редакцией Кузнецова понятие «жанр» определяется как исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода [1, с. 299].

Вопросу об изучении и классификации телевизионных жанров журналистики посвящено достаточно большое количество научных трудов. Среди научных деятелей, занимавшихся данным вопросом: В. Л. Цвик, А. Я. Юровский, Р. Борецкий, Г. В. Кузнецов, Александр Князев, А. А. Алекберова и другие. Однако приложение теоретических знаний на практическую основу встречается значительно реже.

Особенности телевизионных жанров журналистики, в основном, связаны с аудиовизуальным форматом вещания. С одной стороны, видеоряд поясняется текстом диктора, чем упрощает восприятие материала за счет воздействия одновременно на два органа чувств (зрение и слух). Это значительно упрощает понимание информации в сравнении с радиожурналистикой. С другой стороны, ввиду ограниченного времени взаимодействия со зрителем, нельзя упускать тот факт, что у реципиента нет возможности изучить материал заново, в случае непонимания с первого раза, как в печатных СМИ. Это приводит к необходимости строить текст материала таким образом, чтобы он хорошо понимался с первого раза. Обычно текст телевизионного сообщения построен из коротких, простых предложений с прямым порядком слов. Журналисты, работающие на телевидении, стараются избегать сложных, растянутых предложений, так как они усложняют понимание предоставляемой информации реципиентом. Однако, несмотря на все специфические особенности телевизионных материалов, разделение на жанры происходит по тому же принципу, что остальные.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале. И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности [2].

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы: информационные, аналитические и художественные.

Информационные жанры журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Они призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц, а также передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события. Главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна [3]. К информационным телевизионным жанрам относятся: информационное сообщение (заметка), видеосюжет, отчет, интервью, репортаж.

Аналитические жанры нацелены на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности, на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития. Включают в себя материалы, в которых автор не только приводит фактические сведения, но и выражает свое мнение, сравнивает различные факты, выводит вопрос на обсуждение экспертов, а иногда и обычных людей, пытается прогнозировать, к чему может привести то или иное событие [4]. К аналитическим жанрам телевизионной журналистики относятся: комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, корреспонденция (передача).

Художественные жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается, прежде всего, в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. В них в большей степени проявляется позиция автора, чем в остальных жанрах. Большее внимание уделяется художественным приемам. Язык в таких произведениях красочный, наполнен эпитетами, метафорами и другими эмоционально окрашенными оборотами. Однако, несмотря на художественность, такие жанры не теряют своей публицистичности, и, в отличие от литературных, всегда опираются на реальные, актуальные события [5]. К художественным жанрам телевизионной журналистики относятся: очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет.

Большинство авторов придерживаются приведённой выше системы жанров, сложившейся со времен СССР, которая подразделяет все жанры на три группы: информационные, аналитические и художественные (В. Л. Цвик, Р. Борецкий, Г. В. Кузнецов, А. Я. Юровский). Однако встречаются и другие виды классификации материалов, например, А. А. Алекберова предлагает деление материалов на информационные программы (простые события, требующие оперативности), аналитические программы (события средней сложности, требующие анализа) и расследовательские программы (сложные события, требующие поисков, уточнений) [6]. В данной статье за основу взято классическое деление, так как оно наиболее распространено и позволяет более подробно охарактеризовать особенности средств массовой информации города Нижневартовска.

Для анализа жанровой специфики СМИ города Нижневартовска были взяты недельные срезы выпусков телеканала «Самотлор» и информационного холдинга «Югра Медиа Групп» с 23 по 29 января 2015 года. Эти каналы были выбраны потому, что они существуют наиболее длительный период, а значит, имеют более устоявшуюся жанровую структуру.

Информационный холдинг «Югра Медиа Групп» - это связанные между собой три телеканала - Транзит, Сфера и НВ24. ЮМГ -коммерческая организация и финансирование обеспечивается в первую очередь за счет рекламы. Из-за сложной финансовой ситуации в России на рубеже 2014-2015 годов в эфире телеканалов холдинга, по информации одного из сотрудников, в изучаемый период осталась только передача «Наше время», поэтому будут рассмотрены только её жанровые особенности. Однако стоит отметить, что в период до

нового года в эфире каналов холдинга выходило несколько авторских программ, и, возможно, они снова будут выходить в эфир, когда экономическая ситуация стабилизируется.

Начинается блок с приветствия ведущего из студии и информации об основной тематике выпуска. В студии создана непринуждённая атмосфера - ведущий располагается на диване, рядом стоит журнальный столик, это предает ощущение непринужденного общения, сближает ведущего и телезрителя.

После вступления начинается новостной блок, рассказывающий об основных событиях города, действие перемещается в другую студию, более схожую с типичной студией новостей, в кадре другой ведущий.

Новости представлены в различных жанрах. В блоке за 24 января первая новость - отчет о проведенной прокуратурой города проверке цен и качества товаров в магазинах города Нижневартовска. Вторая новость - криминальная хроника за прошедшие выходные. Третья новость - сюжет в жанре репортаж о проведенной сотрудниками ГИБДД операции по поимке нарушителей ПДД в сопровождении интервью с сотрудниками ГИБДД и участниками происшествий. Четвертый сюжет - репортаж с окружных хоккейных соревнований среди детей до 9-ти лет. Сопровождается интервью с игроками и тренером. Пятый сюжет рассказывает о мероприятии: «Студентов бывших не бывает». Сделан в жанре репортаж, интервью. В блоке за 26 января первая новость в жанре отчет рассказывает об итогах строительства детских садов в городе, его сопровождает, озвучивает ведущий в сопровождении соответствующего видеоряда, также его дополняют комментарии Главы города Аллы Бадиной. Вторая новость представлена в виде заметки с сопровождающим видеорядом, его также озвучивает ведущий, она рассказывает об измененной форме назначения на должность губернатора ХМАО. Третья новость -репортаж со спортивных соревнований по волейболу, с вставками интервью с тренерами и игроками команд, озвучивает также ведущий. Четвертая новость - анонс предстающего мероприятия «Субботний вечер» со вставками съемок репетиции и интервью участников и организаторов.

После новостного блока эфир возвращается в основную студию, где проходит интервью с приглашенным гостем. В выпуске за 28 января это президент международной академии гипноза, врач-психотерапевт Ольга Мигунова. Интервью приходит под заголовком: «И вас вылечат», схема интервью классическая - ведущий задает вопросы, гость отвечает. Интервью имеет рекламный характер. Далее переход на рекламный видеоролик в продолжение темы интервью, сделанный в жанре «документальный фильм» - об Ольге Мигуновой.

После новостного блока в выпуске за 27 января материал в жанре передача, посвященный блокаде Ленинграда, сюжет представляет собой сочетание жанров: исторический очерк, сопровождаемый кадрами из кинохроники и архивными видеозаписями с прошлых мероприятий города, посвященных блокаде Ленинграда, с интервью с блокадниками, проживающими в городе Нижневартовске. Далее интервью с Идой Александровой - жительницей блокадного Ленинграда. Через личные истории одного человека показаны ужасы потерь, понесенных блокадниками. Также присутствует материал в жанре вопрос-ответ с детьми школьного возраста о том, что они знают о блокаде Ленинграда. Г остья читала свои стихи.

Наиболее распространены в эфире ЮМГ жанры интервью, отчет, репортаж, комментарий. Однако встречаются элементы и других жанров, но, в основном, в смешанном виде. Не встречаются в программе сложные для исполнения жанры, вроде журналистского расследования или сатирических жанров - фельетон и памфлет. По большей части это связано с отсутствием информационного повода. Из-за недостатка финансирования сократилось количество передач, а, следовательно, сократилось и жанровое разнообразие. Однако стоит отметить, что именно в эфире ЮМГ впервые в изученные периоды появился сюжет, схожий с документальным фильмом, несмотря на то, что он имеет рекламный характер, это все равно важное продвижение.

Телекомпания «Самотлор» занимает часть эфирного времени в сетке канала ТВЦ. Наибольшую часть этого времени занимают выпуски новостей. В начале выпуска - краткий анонс сюжетов «сегодня в эфире». Основа выпуска традиционная - съемка в студии, ведущие подводят с помощью общей информации к сюжету, далее сам сюжет ведут один или несколько штатных корреспондентов. В выпуске за 23 января первый сюжет - в жанре «отчет», рассказывающий о проведенной операции по контролю цен, сопровождается комментариями Аллы Бадиной. Также в составе ролика имеется жанровый видеосюжет - съемка встречи Аллы Бадиной с бизнес сообществом города Нижневартовска. Между сюжетами съемка ведущих в студии, они подводят к следующей новости. Второй сюжет того же выпуска рассказывает о встрече главы города Аллы Бадиной со студентами. Жанр - видеосюжет, представляет собой съемку конференц-зала, слова Аллы Бадиной, вопросы студентов, сопровождается комментариями корреспондента.

Можно отметить, что большинство сюжетов сочетают элементы разных жанров, однако, встречаются и материалы, выдержанные в едином жанре. Так, например, в выпуске за 25 января сюжет о бизнес-тренинге полностью соответствует жанру «репортаж». Текст выдержан в настоящем времени для создания эффекта присутствия, а также сопровождается интервью с участниками события, что свойственно для этого жанра, то же самое можно сказать и о сюжете о всероссийской олимпиаде того же выпуска.

Важно отметить появление художественных жанров, так, например, в каждом изученном выпуске встречались сюжеты, посвященные Великой Отечественной войне. В номере за 24 января это портретный очерк о ветеране Великой Отечественной Войны Геннадии Чистякове - история жизни и участия в войне и интервью. Сопровождается съемкой самого ветерана и кадров из военной кинохроники. В номере за 27 января - художественный очерк, посвящённый блокаде Ленинграда. Рассказ о блокаде сопровождается кадрами кинохроники ВОВ. В сюжете также присутствуют интервью с жительницей блокадного Ленинграда, проживающей в Нижневартовске, Тамарой Башмаковой, в сюжете рассказывается как об ужасах блокадного Ленинграда, так и о продолжавшейся в нем культурной жизни. В сюжет также вплетены выступления главы Нижневартовска Максима Клеца и исполняющего обязанности главы администрации города Сергея Левкина перед ветеранами.

Среди сюжетов встречаются большие, сложные материалы, не типичные дня новостных. Например, сюжет о проблемах малоопытных выпускников автошкол из выпуска за 24 января можно сравнить с жанром корреспонденция, хотя он и не выходит в виде отдельной передачи, однако представляет собой сюжет, состоящий из информационной заметки, отчета, комментария, портретного очерка и интервью.

Помимо сюжетов корреспондентов встречаются новости из студии. Например, в выпуске за 27 января это заметка о скандальном заявлении министра иностранных дел Польши относительно освобождения Освенцима. И реакции мировой общественности на него. В конце выпуска - прогноз погоды.

Внутри выпуска новостей существует постоянный подвыпуск в жанре «корреспонденция» - «Экономический блок», посвящённый различным экономическим вопросам. Передача (она же корреспонденция) представляет собой подборку новостей на экономическую тематику, новости рассказывает ведущий из отдельной студии, некоторые новости иллюстрируются видеорядом. Текст из студии и за кадром читает один человек, в отличие от новостных сюжетов. Некоторые новости сопровождаются интервью со специалистами компетентными в освещаемом вопросе. Завершается «экономический блок» информационной заметкой о курсе валют. Иногда встречается рубрика «Свое мнение». Представляет собой материал в жанре «вопрос-ответ» с жителями города об актуальных темах, в выпуске за 27 января - это заявление министра иностранных дел Польши, о котором говорилось ранее в заметке. Также в выпусках новостей встречаются анонсы на предстоящие выпуски программ телеканала, так, в выпуске за 28 января 2015 - анонс программы «Полчаса в прямом эфире».

Помимо выпусков новостей на канале «Самотлор» выходит несколько тематически программ.

Поколение Х - молодежная программа. Жанр - передача. Это программа, представляющая из себя сборник сюжетов на разные темы, интересные целевой аудитории (молодежь). Выпуски тематические, выпуск за 28 января посвящён дню студентов. Программа начинается с подводки ведущего на крыльце главного корпуса НВГУ, сама передача представлена в виде интервью с президентом НВГУ - Анатолием Карповым, сопровождаемое тематическим видеорядом (в данном случае жизнь студентов). По ходу интервью вставлены сюжеты корреспондентов.

Первый - в жанре «вопрос-ответ» на тему: «Каким должен быть студент?» Далее сюжет об ансамбле «ложкари» в жанре «художественный очерк» с вставками-интервью с руководителем и участниками ансамбля. Третья вставка - репортаж с вечеринки «Нефтепати». Четвертая вставка - в жанре «беседа» с членами команды КВН ЮУрГУ «Икра».

Программа «Полчаса в прямом эфире». Программа посвящена актуальным социальным вопросам города, проходит в виде интервью с известным человеком в студии передачи. Выпуск за 28 января был посвящен переселению жителей из аварийного жилья в новые квартиры. Гостем в студии был заместитель директора департамента ЖКХ Ринан Раифович Назмутдинов. Программа проходит в прямом эфире, ей свойственна интерактивность - ведущий задает вопросы телезрителей с форума, а также принимаются звонки в студию.

«Связь времен» - программа в жанре «портретный очерк», рассказывающая о людях, имеющих большое значение в истории города. Выпуск 30 января 2015 года рассказывает о Владимире Глебове, одним из тех, кто стоял у истоков развития Самотлорского месторождения. Программа представляет собой закадровый монолог автора, в который вставлены элементы интервью с героем программы, а также вырезки из архивных кинолент. Таким образом, через историю одного человека показывают историю города.

Телеканал «Самотлор» отличается разнообразием жанров, это объясняется тематическим разнообразием передач, а также их количеством. Наиболее часто встречающимися являются - интервью, отчет, репортаж и комментарий, однако, также можно встретить жанры - беседа, вопрос-ответ, корреспонденция и разные виды очерка.

Большинство региональных телеканалов, также как каналы холдинга «ЮМГ» и канал «Самотлор», не имеют собственной сетки вещания и занимают часть эфирного времени какого-либо федерального телеканала, а значит, за исключением некоторых незначительных различий, в целом, имеют схожую жанровую специфику. Основное эфирное время региональных телеканалов занимают выпуски местных новостей. Так же, как в рассмотренных каналах, сюжеты в них по большей части представлены сочетаниями информационных и аналитических жанров. Основные жанры таких сюжетов - интервью, заметка, репортаж, комментарий, отчет, видеосюжет. Из художественных жанров для региональных телеканалов свойственны различные виды очерков и элементы эссе.

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб: Норинт. 1998. 1536 с.

2. Туманов Д. В. Жанры периодической печати. [Электронный ресурс]: Библиотека студента. URL: http://uchebnik-online.net/book/473-zhanry-periodicheskoj-pechati-xrestomatiya-dtumanov.html. (дата обращения 28.05.15).

3. Петрова О. А. Журналистское мастерство: учебно-методическое пособие для студентов специальности журналистика. [Электронный ресурс]: Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. URL: http://media.utmn.m/libraiy_view_book.php?bid=1371&chapter_num=5. (дата обращения 28.05.15).

4. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. УП - М., Аспект Пресс, 2010. 352 с.

5. Кенжутова Н. С. Художественные жанры журналистики [электронный ресурс]: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ. URL:

http://www.unesco.kz/massmedia/pages/4_3.htm. (дата обращения 28.05.15).

6. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров. // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 230-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.