Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина) Поксыряева О.Н.1, Цариненко Т.А.2
1 Поксыряева Ольга Николаевна /Poksyryaeva Olga Nikolaevna - филологический факультет, студент;
2Цариненко Татьяна Александровна / Tsarinenko Tatyna Aleksandrovna - филологический факультет, студент Лесосибирский педагогический институт - Сибирский федеральный университет (филиал),
г. Лесосибирск
Аннотация: в статье рассматривается жанровое своеобразие сказок В.Гаршина. Выявляются лейтмотивы, характеризуются герои, определяются символические детали, фольклорные традиции.
Abstract: the authors consider in the article the genre originality of fairy tales of V.Garshin. They identify the keynotes, characterize heroes are determine symbolic items, folk traditions.
Ключевые слова: народная сказка, авторская сказка, романтический герой, персонаж, притча, аллегория. Keywords: folk tale, the author's tale, a romantic hero, character, parable, allegory.
Сказки Гаршина представляют собой органичное соединение авторского замысла с фольклорными мотивами и образами, определяющее жанровую природу этих произведений.
Сказка «Attalea princeps» написана в традициях романтизма. Пальма воплощает присущее романтическим героям стремление вырваться из ограниченного мира оранжереи, напоминающей тюрьму. Размышляя о сокрытом смысле названия этой сказки, В. Федотов указывает: «в философском значении princeps означает - «основное правило», «руководящее положение», в военном значении — «первые ряды», «передовая линия» [5]. Исследователь считает, что в названии сказки содержится указание на сюжетообразующее событие: пальма обречена на смерть, что никоим образом не уменьшает величия подвига тех, кто - в первых рядах. Такое прочтение соответствует жанрам «песнь», «гимн», «слава».
Это утверждение «опровергается» фольклорным контекстом сказки, противопоставляющим свое и чужое пространство. Пальма хочет покинуть привычный мир оранжереи, считая его тюрьмой, но ничего не знает о том мире, к которому стремится. Так она оказывается в чужом пространстве, враждебном для героини, что в целом характерно для народных сказок, вспомним, хотя бы сказку «Колобок» [4]. Обретая свободу, пальма погибает.
Сказка «То, чего не было» воссоздает атмосферу идейного спора собравшихся на поляне животных: улитки, навозного жука, ящерицы, гусеницы, кузнечика, размышляющих о смысле жизни, о величине мира. И этот спор заставляет нас вспомнить спор растений в оранжерее («Attalea princeps»), участники которого выясняют, что нужно для жизни. Как и пальма, все герои этого произведения погибают: кучер Антон нечаянно наступил на них.
В этой сказке проявляется характерная черта произведений, генетически связанных с фольклором: бытующие в устной форме фольклорные тексты часто становятся ключевыми для понимания авторских произведений [1]. Для сказки «То, чего не было» эту функцию выполняет имя кучера, обозначающее «вступающий в бой», «противник» [6, 44]. Как показывает читательский опыт каждого из нас, в сказке, особенно близкой народной, ничего случайного не бывает [3]. Семантика имени Антон, как нам кажется, исключает случайность действия кучера: гибель собравшихся на полянке животных объясняется тем, что каждый из них остается верен только своей точке зрения, отказывается слушать другого, тогда как все в мире взаимосвязано.
Образу прекрасной пальмы близок образ лягушки из сказки «Лягушка - путешественница». И хотя героиня не погибла, а упала в другое болото, она, как и пальма, не сумела осуществить свою мечту. Поверхностное объяснение произошедшего (директор оранжереи не хотел далее надстраивать колпак над пальмой; лягушка стала хвастаться и открыла рот, выпустив прутик), усиливает реалистичность изображаемого Гаршиным, но никак не объясняет притчевость его сказок.
Вспомним, что художественная деталь в сказках о животных способствует воплощению народного мировоззрения. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» у лисички не случайно оказывается скалочка, т.к. функция этого предмета -«преображение мира», который лиса хочет «изменить его по своему замыслу» [2]. И у лягушки не случайно во рту оказался прут, воплощающий горизонтальную связь низа и верха. Она тоже хочет изменить мир: уравнять болото и небо. Так фольклорная основа (утверждение естественного природного порядка) вступает в противоречие с героизацией романтической личности, противостоящей своему окружению, снижает ее.
На наш взгляд, именно фольклорное начало преобладает в сказках Гаршина, лишая их однозначного прочтения: его притчи превращаются в философские аллегории, предполагающие соответствующий комментарий.
Литература
1. Бахор Т.А. Зырянова O.E., Лобарева B.C. Христианская легенда о 40 святых мучениках Севастийских как ключ к повести Д. Хармса «Старуха»// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.URL: www.science-education.ru/118-13700 (Дата обращения: 15.07.2014).
2. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Интегрированный подход к изучению народных сказок при подготовке воспитателей ДОУ.// Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. URL: www.science-education.ru/117-13382 (Дата обращения: 15.07.2014).
3. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ.// Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: www.science-education.ru/111-10095 (Дата обращения: 15.07.2014).
4. Лукин В.А., Бахор Т.А., Лобанова О.Б. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок.// Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: www.science-education.ru/113-11794 (Дата обращения: 15.07.2014).
5. Федотов В. Быль и сказки Гаршина.// Нева. 2012. №7.
URL: http://magazines.russ.ru/neva/2012/7/f16.html (Дата обращения: 15.07.2014).
6. Энциклопедия русских имен / Авт.-сост. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 622 с.