Научная статья на тему 'Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина)'

Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
704
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ СКАЗКА / АВТОРСКАЯ СКАЗКА / РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ПЕРСОНАЖ / ПРИТЧА / АЛЛЕГОРИЯ / THE AUTHOR''S TALE / FOLK TALE / ROMANTIC HERO / CHARACTER / PARABLE / ALLEGORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поксыряева Ольга Николаевна, Цариненко Татьяна Александровна

в статье рассматривается жанровое своеобразие сказок В.Гаршина. Выявляются лейтмотивы, характеризуются герои, определяются символические детали, фольклорные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Поксыряева Ольга Николаевна, Цариненко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина)»

Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина) Поксыряева О.Н.1, Цариненко Т.А.2

1 Поксыряева Ольга Николаевна /Poksyryaeva Olga Nikolaevna - филологический факультет, студент;

2Цариненко Татьяна Александровна / Tsarinenko Tatyna Aleksandrovna - филологический факультет, студент Лесосибирский педагогический институт - Сибирский федеральный университет (филиал),

г. Лесосибирск

Аннотация: в статье рассматривается жанровое своеобразие сказок В.Гаршина. Выявляются лейтмотивы, характеризуются герои, определяются символические детали, фольклорные традиции.

Abstract: the authors consider in the article the genre originality of fairy tales of V.Garshin. They identify the keynotes, characterize heroes are determine symbolic items, folk traditions.

Ключевые слова: народная сказка, авторская сказка, романтический герой, персонаж, притча, аллегория. Keywords: folk tale, the author's tale, a romantic hero, character, parable, allegory.

Сказки Гаршина представляют собой органичное соединение авторского замысла с фольклорными мотивами и образами, определяющее жанровую природу этих произведений.

Сказка «Attalea princeps» написана в традициях романтизма. Пальма воплощает присущее романтическим героям стремление вырваться из ограниченного мира оранжереи, напоминающей тюрьму. Размышляя о сокрытом смысле названия этой сказки, В. Федотов указывает: «в философском значении princeps означает - «основное правило», «руководящее положение», в военном значении — «первые ряды», «передовая линия» [5]. Исследователь считает, что в названии сказки содержится указание на сюжетообразующее событие: пальма обречена на смерть, что никоим образом не уменьшает величия подвига тех, кто - в первых рядах. Такое прочтение соответствует жанрам «песнь», «гимн», «слава».

Это утверждение «опровергается» фольклорным контекстом сказки, противопоставляющим свое и чужое пространство. Пальма хочет покинуть привычный мир оранжереи, считая его тюрьмой, но ничего не знает о том мире, к которому стремится. Так она оказывается в чужом пространстве, враждебном для героини, что в целом характерно для народных сказок, вспомним, хотя бы сказку «Колобок» [4]. Обретая свободу, пальма погибает.

Сказка «То, чего не было» воссоздает атмосферу идейного спора собравшихся на поляне животных: улитки, навозного жука, ящерицы, гусеницы, кузнечика, размышляющих о смысле жизни, о величине мира. И этот спор заставляет нас вспомнить спор растений в оранжерее («Attalea princeps»), участники которого выясняют, что нужно для жизни. Как и пальма, все герои этого произведения погибают: кучер Антон нечаянно наступил на них.

В этой сказке проявляется характерная черта произведений, генетически связанных с фольклором: бытующие в устной форме фольклорные тексты часто становятся ключевыми для понимания авторских произведений [1]. Для сказки «То, чего не было» эту функцию выполняет имя кучера, обозначающее «вступающий в бой», «противник» [6, 44]. Как показывает читательский опыт каждого из нас, в сказке, особенно близкой народной, ничего случайного не бывает [3]. Семантика имени Антон, как нам кажется, исключает случайность действия кучера: гибель собравшихся на полянке животных объясняется тем, что каждый из них остается верен только своей точке зрения, отказывается слушать другого, тогда как все в мире взаимосвязано.

Образу прекрасной пальмы близок образ лягушки из сказки «Лягушка - путешественница». И хотя героиня не погибла, а упала в другое болото, она, как и пальма, не сумела осуществить свою мечту. Поверхностное объяснение произошедшего (директор оранжереи не хотел далее надстраивать колпак над пальмой; лягушка стала хвастаться и открыла рот, выпустив прутик), усиливает реалистичность изображаемого Гаршиным, но никак не объясняет притчевость его сказок.

Вспомним, что художественная деталь в сказках о животных способствует воплощению народного мировоззрения. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» у лисички не случайно оказывается скалочка, т.к. функция этого предмета -«преображение мира», который лиса хочет «изменить его по своему замыслу» [2]. И у лягушки не случайно во рту оказался прут, воплощающий горизонтальную связь низа и верха. Она тоже хочет изменить мир: уравнять болото и небо. Так фольклорная основа (утверждение естественного природного порядка) вступает в противоречие с героизацией романтической личности, противостоящей своему окружению, снижает ее.

На наш взгляд, именно фольклорное начало преобладает в сказках Гаршина, лишая их однозначного прочтения: его притчи превращаются в философские аллегории, предполагающие соответствующий комментарий.

Литература

1. Бахор Т.А. Зырянова O.E., Лобарева B.C. Христианская легенда о 40 святых мучениках Севастийских как ключ к повести Д. Хармса «Старуха»// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.URL: www.science-education.ru/118-13700 (Дата обращения: 15.07.2014).

2. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Интегрированный подход к изучению народных сказок при подготовке воспитателей ДОУ.// Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. URL: www.science-education.ru/117-13382 (Дата обращения: 15.07.2014).

3. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ.// Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: www.science-education.ru/111-10095 (Дата обращения: 15.07.2014).

4. Лукин В.А., Бахор Т.А., Лобанова О.Б. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок.// Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: www.science-education.ru/113-11794 (Дата обращения: 15.07.2014).

5. Федотов В. Быль и сказки Гаршина.// Нева. 2012. №7.

URL: http://magazines.russ.ru/neva/2012/7/f16.html (Дата обращения: 15.07.2014).

6. Энциклопедия русских имен / Авт.-сост. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 622 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.