для проектировщика (архитектора, дизайнера, художника, инженера) все это богатство представлений о среде всегда материализовано в так или иначе вычлененные из общей ткани нашего окружения конкретные предметно-пространственные образования: фрагменты среды (средовые объекты), которые, в свою очередь, могут составлять средовые системы различного ранга, рода и степени сложности.
Список литературы:
1. Бакалдина Г.В. Генезис понятия «средовой подход» в дизайне // Наука и современность - 2011. - № 11. - С. 45-51.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
3. Шимко В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды / В.Т. Шимко, А.А. Гаврилина. - М.: Архитектура-С, 2004. - 104 с.
ЖАНРОВАЯ ПАНОРАМА ДУХОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.Ф. СТРАВИНСКОГО
© Лукашова Е.Н.*
Дальневосточная государственная академия искусств, г. Владивосток
В статье рассматриваются вокально-оркестровые произведения И.Ф. Стравинского, связанные с духовной тематикой. Объектом исследования стала жанровая панорама данных сочинений, которая представлена через призму творческого поиска композитора. Главный принцип авторского мышления заключён в модернизации духовных жанров, связанной с активным взаимодействием религиозного и светского начала.
Ключевые слова: И.Ф. Стравинский, духовная музыка, церковные песнопения, кантата, месса, реквием, духовные жанры.
Среди ведущих композиторов ХХ века И. Ф. Стравинский занимает одно из важнейших мест. Его длительный жизненный и творческий путь (18821971) украшает богатая география. Стравинский успел побывать и освоиться в разных странах: Швейцарии, Франции, США, в связи с этим творчество великого композитора впитало в себя разнообразные тенденции и расширило его взгляды. С 1914 он постоянно жил за границей, пытался найти общий язык с людьми западных стран. Универсальным средством в этом творческом общении становится жанр духовной музыки, который базируется на русской (православной) и западноевропейской (католической) традиции. Эта область
* Аспирант (специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство).
творчества зародилась в композиторском наследии ещё с 1926 года и на протяжении всей жизни постоянно пополнялась новыми произведениями мастера.
В контексте духовного наследия Стравинского особый интерес вызывают вопросы, касающиеся его обращения к церковным жанрам и их роли в формировании духовного творчества композитора. В богатом творческом наследии выделяется комплекс сочинений, связанных с данной тематикой и написанных с 20-х до 60-х годов XX века. Данная статья призвана продемонстрировать жанровую панораму этих произведений. Именно в этой области творчества Стравинского наиболее полно и широко представлено жанровое разнообразие - от отдельных молитв и камерных вокально-инструментальных циклов для мужского, женского или смешанного хоров до масштабных оркестрово-хоровых фресок.
Несмотря на бесспорное первенство религиозной линии в поздних произведениях композитора, связи композитора с церковными ценностями и интерес к старинным культовым формам обозначился в 20-30-е годы, когда были созданы хоры «Отче наш» (Pater Noster, 1926), «Верую» (Credo, 1932), «Богородице Дево, радуйся» (Ave Maria, 1934). Эти песнопения были сочинены и предназначены для исполнения в церкви, поскольку Стравинского не удовлетворяла звучавшая в храме музыка. Поэтому духовные хоры стали выражением «антипатии к плохой музыке и ещё более плохому пению в русской церкви в Ницце. [...] Сентиментальная выразительность, банальность гармонии и мелодики музыки служб, в конечном счете, побудили меня к сочинению чего-то своего» [12, 13]. В духовных хоровых опусах Стравинский обращается к центральным жанрам православного богослужения и сохраняет их особенные выразительные средства: пение a capella, хоральная аккордовая фактура изложения, применение старославянского текста.
Однако, в 1949 году опусы получают новую редакцию с латинским текстом (Pater Noster, Credo, Ave Maria), и эти версии в сравнении с их первоначальными вариантами обретают иное ритмическое дыхание. Поскольку меняется язык, меняется и интонационный строй, тем самым создается ощущение «вхождения в лоно католического богослужения» [14, 18].
Знаковым произведением стала «Симфония псалмов», написанная в 1930 году. Это произведение предвосхищает путь дальнейших поисков и жанрово-стилистических действий композитора в области духовной музыки. На этом творческом этапе Стравинский искал подходящую форму для духовного произведения, предназначенного для концертного исполнения. И универсальный, сочетающий в себе вокальное и инструментальное начало, полижанр «Симфонии псалмов», решил эту поставленную задачу.
Сам композитор признаётся в том, что его «мало соблазняла форма симфонии, завещанная [...] XIX веком. Мне захотелось создать здесь нечто органически целостное, не сообразуясь с различными схемами, установленными обычаем, но сохраняя циклический порядок, отличающий симфонию
от сюиты. В то же время я думал о звуковом материале, из которого мне предстояло строить свое здание. Я считал, что симфония должна быть произведением с большим контрапунктическим развитием, для чего необходимо было расширить средства, которыми я мог бы располагать. В итоге я остановился на хоровом и инструментальном ансамбле, в котором оба эти элемента были бы равноценны и ни один не преобладал над другим» [16].
Алфеевская Г. рассматривает целый «калейдоскоп» религиозных жанров в этом произведении. Она отмечает особую логику развития хоровой симфонии, где «от первой её части к финалу как бы проходит многовековая история церковной музыки от первых образцов одноголосного хорала через вершину баховской полифонии к современности, представленной театрализованными псалмами французского образца» [1, с. 263]. «Предварительный конспект», «сгусток размышлений» композитора о новых формах духовной музыки - так называет «Симфонию псалмов» Г. Пономарёва [11, с. 2]. Идеи микстового жанра этого сочинения Стравинский активно развивал в своем духовном творчестве. В этой хоровой симфонии, которую вполне можно назвать творческой лабораторией композитора, автор как бы составляет план дальнейших действий своего духовного творчества, отрабатывая возможные для решения этой задачи приемы и средства.
После предельно многообразной в жанрово-стилистическом плане «Симфонии псалмов» в 40-е и 60-е годы следует большой массив сочинений (кантаты, песнопения, священная баллада и т.п.), определивших главенство вокально-оркестровой музыки в поздний период. Из четырнадцати крупных произведений десять принадлежат духовной сфере. Композитор представляет и характеризует жанровую сторону каждого из них по-новому:
Богослужебные жанры:
- духовные хоры «Отче наш» (Pater Noster, 1926), «Верую» (Credo, 1932), «Богородице Дево, радуйся» (Ave Maria, 1934) (православная и католическая традиции);
- Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых, (1948); Requiem canticles (Заупокойные песнопения) для контральто и баритона соло, хора и камерного оркестра на текст из римско-католического погребального богослужения (1966) (католическая служба).
Светские концертные жанры:
- Кантаты: «Вавилон» для мужского хора и оркестра с чтецом (1944); Threni - жалобы пророка Иеремии на библейский текст плача пророка Иеремии) для солистов, хора и оркестра (1958); «Проповедь, Притча и Молитва» для альта и тенора соло, чтеца, хора и оркестра (1961).
Новые микстовые жанры:
- «Симфония псалмов» для хора и оркестра на тексты из Ветхого завета (1930);
- Canticum sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis Священное песнопение во имя святого Марка для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Нового и Ветхого завета (1956);
- «Потоп» - кантата-аллегория [15, 261] или музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров (1961-1962);
- «Авраам и Исаак» - священная баллада, сочинение для высокого баритона и камерного оркестра на текст на иврите из Ветхого завета (1963);
- «Introitus» Интроит памяти Т.С. Элиота для мужского хора и камерного ансамбля (1965).
В творчестве Стравинского также можно выделить ряд произведений, в которых так или иначе отражается духовная тематика. К ним относятся: Хоральные вариации по Баху «Von Himmel hoch»; Произведения «памяти...» - Дилана Томаса, Джона Кеннеди, Олдоса Хаксли, Т.С. Элиота; Инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа (последнее произведение композитора).
Внимание к церковным жанрам на раннем творческом этапе было направлено на создание композиций, предназначенных для богослужения (духовные хоры, Месса). Как пишет сам композитор, он «собирался написать мессу, обращенную непосредственно к духовному началу» [6, с. 153]. Некоторые исследователи называют Мессу Стравинского «новой моделью духовного идеала» с установкой на дифференциацию вечного и преходящего, внеличного и человеческого и создание образов мира божественного и мира человеческого [5, с. 172].
Позже автор сочиняет одну за другой духовные кантаты, появление которых сначала кажется не более чем эпизодом («Вавилон»), но в поздний период именно на них падает «центр тяжести» композиторской работы. В духовных кантатах он синтезировал опыт работы с хором и оркестром, создав «масштабные музыкальные композиции», обращенные к основным образам христианской культуры. Именно в этом жанре композитор проявил свою творческую фантазию и разнообразил кантатные произведения всевозможными новыми формами. Среди них есть, конечно, и «чистые» кантаты, но встречаются и такие, которые можно назвать «вокально-оркестровыми экспериментами»: «Симфония псалмов - «хоровая симфония», Canticum sacrum Священное песнопение, «Потоп» - кантата-аллегория / музыкальное представление / библейская опера, «Авраам и Исаак» - священная баллада.
Высшее и итоговое достижение Стравинского - Реквием («Заупокойные песнопения»). В 84 года Стравинский создал «шедевр своих последних лет», который отличается истинными музыкальными прозрениями. Это произведение впитало в себя и обобщило огромный опыт композиторского творчества. Заупокойные песнопения - концертное сочинение, в котором компози-
тор «довольно свободно трактует канонический жанровый прототип» [17] и формирует текст католического реквиема. Сочинение удивляет своими небольшими размерами, (композитор оставляет в этом цикле всего девять частей: три - инструментальные, шесть - вокальных), именно поэтому автор называл его «карманным» или «мини-реквиемом», а один из исследователей окрестил «заупокойной службой, усохшей до афоризма» [17]. Тем не менее, лаконичность этого духовного опуса указывает на кристаллизацию музыкального языка и жанра современного духовного произведения в творчестве Стравинского. Именно это качество всегда отличало стиль автора вне зависимости от области композиторского творчества и его поисков музыкальной манеры.
Представленная выше жанровая панорама духовного творчества Стравинского свидетельствует об активном поиске новых форм духовной музыки. В каждом последующем произведении композитор переосмысливает основу жанра вокально-оркестрового сочинения, преодолевает их границы и вносит новые коррективы в трактовку духовного жанра. Это уже не церковные композиции, но в то же время исключительно концертными их тоже назвать сложно, так как глубокое сакральное содержание заставляет слушателя глубоко погружаться в духовное музыкальное пространство и придаёт им особый философский смысл.
Стравинский бережно сохраняет музыкальные традиции духовных жанров: основные выразительные средства (статичность хоровой фактуры, ритмическая размеренность и упорядоченность, приёмы контрапунктического письма, соединяющие и уравнивающие вокальное и инструментальное начала); исполнительский состав (хоры - мужской и мальчиков, «выборочный состав оркестра» имитирует звучание инструментов в церкви); «обобщенность образов, превалирование состояний и настроений, общих для больших масс людей» [10, 15].
Но в тоже время концертная (светская) направленность духовных произведений выводит их на новый современный уровень. Условия исполнения и восприятия на творческой арене позволяют не ограничиваться определёнными требованиями и канонами, поэтому здесь ярко проявляется композиторское начало, стилевая многоликость Стравинского. Он находит тот самый универсальный музыкальный язык, который обогащает содержание духовных опусов.
Безусловно, в современном существовании культурного целого, где тесно взаимодействуют светское и религиозное начало, первое превалирует. Но при этом рождается новый тип культуры - «культуры с двоящимся солнцем: церковным и светским. Их взаимосвязь раскрывается через понимание религиозной духовной культуры как важной части общей культурной парадигмы, воплощающей в ней сферу сакральных смыслов» [8, с. 327]. Духовные образы находят современные формы культурного выражения в светской концертной практике.
Таким образом, в контексте духовного творчества Стравинского мы можем наблюдать с одной стороны секуляризацию духовных жанров, а с другой - сакрализацию светского жанра. В этом творческом процессе важную роль играет «особое отношение композитора к религии и его тяга к выражению общечеловеческого, надличного» [9, с. 277]. Называя XX век мирским, автор подчеркивал «различие между духовной религиозной музыкой и свет-ско-религиозной. Последняя вдохновляется гуманностью, искусством, сверхчеловеком, добротой и кто его знает чем еще» [13, с. 276]. Духовное творчество Стравинского как зеркало духовности эпохи, в котором отражается глубокое понимание и переосмысление «былого для будущего» [3, с. 3].
Список литературы:
1. Алфеевская Г. О «Симфонии псалмов» Стравинского // Стравинский И. Статьи и материалы. - М., 1973. - С. 250-276.
2. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сб. статей. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.
3. Булавинцева Ю. Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи: автореф. дисс. ... канд. иск. - М., 2009. - 26 с.
4. Гливинский Г. Вненаходимость в культуре как важнейшая черта творческой личности И. Стравинского // Периферия в культуре: материалы межд. конференции. - Новосибирск, 1994. - С. 155-162.
5. Дьячкова Л. К проблеме формы Стравинского: принцип «подобия» // И. Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1985. -С. 153-176.
6. И. Стравинский - публицист и собеседник / Сост., текстол. ред., ком-мент., закл. ст. и указ. В. Варунца. - М.: Советский композитор, 1988. - 502 с.
7. Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. - М., 2007. - 173 с.
8. Лобзакова Е. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX начала XX века: автореф. дисс. ... канд. иск. - Ростов н/Д, 2007. - 18 с.
9. Лукашова Е. Взаимодействие религиозных традиций в творчестве И.Ф. Стравинского // Культура Дальнего Востока и стран АТР: Восток - Запад. Вып. 20. Материалы XX научной международной конференции 24-25 апреля 2014 г. - Владивосток: Дальнаука, 2014. - С. 273-278.
10. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
11. Пономарёва Г. Преломление православных духовно--музыкальных традиций в «Симфонии псалмов» [Электронный ресурс] // Академическая музыка Сибири. - 2011. - Режим доступа: http://sibmus.info/texts/ponom_g/ preloml.htm. (дата обращения: 28.06.2013).
12. Рапацкая Л. История русской музыки (от древней Руси до «серебряного века»): учебник для вузов. - М.: Владос, 2001. - 384 с.
13. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. - Л.: Музыка, 1971. - 414 с.
14. Титова Е. Произведения Стравинского для хора // Труды кафедры теории музыки. - СПб: Санкт-Петербургская консерватория, 1995. - Вып. 1. -С. 5-31.
15. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. - М.: Сов. композитор, 1969. -320 с.
16. Belcanto.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bel-canto.ru/stravinsky.html. (дата обращения: 07.04.2014).
17. Forumklassika.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fo-rumklassika.ru/stravinsky.html. (дата обращения: 10.06.2015).